Педагогика
УДК 373.24
студентка 5 курса З-БА-ДО-15 Данилова Сардана Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Аннотация. Цель исследования: определить педагогические условия развития пространственного мышления старших дошкольников посредством якутских народных игр. Дошкольный возраст является важным периодом развития психических процессов. В статье раскрывается необходимость развития пространственного мышления детей, начиная с дошкольного детства. Отмечено, что одним из важных средств развития пространственного мышления являются народные игры. В результате исследования отмечено положительное влияние якутских народных игр в развитии не только пространственного мышления детей, но и в целом, на развитие физических и нравственных качеств.
Ключевые слова: пространственное мышление, народная игра, дошкольник, ориентация, пространство, якутские национальные игры.
Annotation. The purpose of the stydy: to determine the pedagogical conditions for the development of spatial thinking of senior preschoolers through Yakut folk games. Preschool age is an important period in the development of mental processes. The article reveals the need for the development of spatial thinking of children, starting from preschool childhood. It is noted that one of the important means of developing spatial thinking is folk games. As a result of the study, the positive influence of the Yakut folk games in the development of not only the spatial thinking of children, but also in general, on the development of physical and moral qualities was noted.
Keywords: spatial thinking, folk games, preschooler, orientation, space, Yakut national games.
Введение. Формирование пространственных представлений детей дошкольного возраста является одним из актуальных проблем современной дошкольной педагогики. Ориентация в пространстве ребенка предполагает умение не только различать и воспринимать пространство, но и различать и понимать обозначения пространственных слов (далеко или близко, вправо или влево, вперёд или назад), различные положения, величины, формы и расстояния. Как показывает практика, ребенку легче ориентироваться в направлении от себя, от собственного тела.
Поскольку ведущим видом детской деятельности старших дошкольников является игра, что и формирование пространственных представлений легче и эффективнее осуществлять в играх: настольных, подвижных, дидактических и т.д.
Исходя из этой идеи, для формирования пространственного мышления детей мы решили взять якутские народные игры. Особенность этих игр в том, что они генетически близки детям, отражают быт и культуру нашего народа. Издревле для якутов они представляют особую ценность и им всегда отводили особое место в своей повседневной жизни. В разных усовершенствованных видах они представляют собой спортивные игры и являются неотъемлемой частью национального праздника Якутии «Ысыах». Спортсмены, которые побеждают на Играх Дыгына, становятся спортивными знаменитостями, известными людьми своего народа. Вместе с тем эти игры дают возможность укрепить свой дух, свое тело, также развить гибкость ума, смекалку и дисциплированность.
Не секрет, что якутские игры (как настольные, так и подвижные или малоподвижные) для маленьких детей представляют некоторые сложности, но именно желание овладеть этими навыками и показать взрослому, что он тоже может это осилить - очень сильно мотивирует детей. И поэтому перед педагогом стоит задача грамотного отбора (с учетом физических возможностей детей, индивидуального подхода) данных игр и владение методикой их обучения.
Изложение основного материала статьи. Известный педагог А.М. Леушина в своем учебном пособии отмечает, что: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося» [5, с. 113].
Как уже указывалось выше, ориентировка у ребенка идет от себя. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок начинает ориентироваться и от других предметов и объектов, то есть он уже использует систему со свободно перемещаемым объектом.
Если в младшем дошкольном возрасте ребенок использовал контактную близость для определения пространственного расположения предметов, то старший дошкольник может уже зрительно оценить это расстояние между предметами или объектами. И, как отмечает А.М. Леушина, «абстрагирование пространственных отношений между предметами является процессом длительным и сложным, который не завершается к концу дошкольного возраста, а продолжает совершенствоваться в условиях школьного обучения» [5, с. 122].
Для определения влияния якутских народных игр на формирование пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста, нами проведено исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сарыал» Нюрбинского района села Хаты. Всего в исследование приняла участие группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 детей -экспериментальная группа, также 10 детей составили контрольную группу.
Мы ориентируемся на категории знаний о пространстве у детей старшего дошкольного возраста, которые выделяет А.А. Люблинская:
1. понимание удаленности предмета и его местоположения;
2. определение направлений;
3. отражение пространственных отношений [61.
Для комплексной оценки уровня сформированности пространственных представлений у детей, мы выбрали методику Пробы Хеда и методику «Схематизация» Р.И. Бардиной.
Методика «Пробы Хёда» может дать реальные показатели сформированности тех или иных уровней развития пространственных восприятий, также эта методика ориентирована на обследование ориентировки детей в пространстве своего тела. Сначала анализируются понятия согласно отношению к своему лицу, а затем к телу. Ребенку дается задание рассказать, того что располагается у него на лице, и каково расположение отдельных его частей.
Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают.
Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой - за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла - выполнены оба задания;
2 балла - выполнена только простая ориентировка;
1 балл - не выполнено ни одного задания [8, с. 33].
Изучив результаты констатирующего эксперимента, мы выявили, что в экспериментальной группе 40% дошкольников показали низкий уровень сформированности предоставленного пространственного понятия, они путали правый с левым и наоборот. 50% детей показали средний уровень и только 10% детей - высокий уровень. У контрольной группы у 10% детей наблюдается низкий уровень, 80% - средний уровень и 10% детей показали высокий уровень развития пространственного мышления.
Используя методику «Схематизация» Р.И. Бардиной мы узнали уровень «ориентации в пространстве по схеме пути у дошкольников» [71. Задания предполагают собой картинки с изображениями полянок, на которой много разветвленных тропинок, которые ведут к домикам. В нижней части листа находятся «письма», в которых указаны условные ориентиры. Цель - ребенок должен отыскать нужный домик, следуя указаниям в «письме». Количество ориентиров и тропинок на полянке влияет на уровень сложности заданий. Количество баллов, набранных ребенком, подсчитывается с помощью шкалы оценок данной методики.
Согласно задачам нашего исследования, мы установили, что у экспериментальной группы у 40% детей средний уровень сформированности пространственного восприятия. Данные респонденты справлялись с задачами с второй попытки либо с помощью взрослого. Мы определили, что ориентирование у данных детей в расположении частей в собственном теле отлично сформировано - дети правильно указывают левую и правую руку. В установлении же местоположения объектов сравнительно себя у большинства исследуемых появились трудности. 60% детей не смогли справиться с этим заданием. У детей слабо сформировано умение делать перемещения в заданном направлении. В контрольной группе один ребенок показал низкий уровень. Он не справлялся с заданиями, путал направления, даже со второй попытки и при подсказке со стороны взрослого. 70% детей, которые показали средний уровень, нерешительно устанавливали направленность, зачастую ждали помощи от взрослого. 20% детей идеально показали собственные умения передвигаться в установленном направлении. При исполнении установки никак не колебались в личном решении, осуществляли решительно и в отсутствии поддержки взрослого.
После проведения констатирующего этапа на основе полученных данных нами были разработаны занятия, план кружка «0бYгэ оонньуулара» («Игры предков»), которые входили в формирующую часть нашего эксперимента. Формирующий эксперимент включал в себя разработку и проведение системы занятий, развитию пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью якутских национальных подвижных игр.
Нами были тщательно подобраны и систематизированы якутские подвижные игры, являющиеся в нашей работе основным средством развития пространственного мышления.
Игры на развитие выносливости: «Кетех ынагы туруоруу», «Ойбонтон уулааьын», «Еьес торбос», «Бэгэччэктэьии», «Огустар харсыьыылара»;
Игры на развитие ловкости: «Кылыы», «Куобах», «Мас тардыьыы», «Кириэс тэбии»;
Настольные игры: «Хаамыска», «Хабылык», «Баайа»;
Игры на развитие интуиции: «Биьилэх кутуута», «Харах симсии», «Сасыьыы», «Дулгалаах сиринэнэ хаамыы»;
Подвижные игры: «Иэс баайсыы», «Хардагас охторуута», «Ат буолан сырсыы», «Ойбону кеьеруу», «Мунха», «Огуруо тиьиитэ».
Основные задачи этих игр:
- формирование умений ориентироваться и определить вербально положение того или другого объекта или предмета относительно другого;
- формирование умений ориентироваться в движении;
- формирование умений ориентироваться в плоскости.
Эти игры популярны в нашей республике, основаны на укладе жизни народа саха, они близки детям ментально и способствуют сохранению традиций и обычаев народа. Также эти игры не требуют специальных условий для организации, для оборудования можно использовать доступный материал деревянные палочки для «Хабылык», полено для «Хардагас охторуута» и т.д.
Например, в игре «Ойбонтон уулааьын» («Водопой») участник должен поднять предмет, с пола захватив ртом берестяную посуду. В этой игре ребенок усваивает понятия «вниз», «вверх», «вправо», «влево». В игре «Харах симсии» («аналог русской народной игры «Жмурки») дети учатся ориентироваться в пространстве без помощи зрения, с помощью словесных указаний педагога или детей определять местоположение предметов относительно себя, также у них развивается ловкость, внимание, слух.
В народных подвижных играх формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества ребенка. Народные подвижные игры в этнопедагогике являются значимым средством воспитания подрастающего поколения, которые передают детям знания о культуре своего народа, нравственные нормы и правила, развивают волевые качества личности.
Выводы. По итогам реализации кружка была проведена повторная диагностика, которая выявила эффективность нашей педагогической работы. По двум методикам (Пробы Хеда и диагностика Р.И. Бардиной) наблюдается положительная динамика в развитии пространственного мышления детей. Мы использовали эффективные педагогические приёмы и методы в кружке, которые способствовали формирование пространственного мышления у детей среднегодошкольного возраста.
По сравнению с первоначальными показателями, дети из экспериментальной группы показали более высокие знания, более уверены в себе, реакция детей стала более быстрой, легче стали различать направления, стали более уверенно перестраиваться в смене направлений, понимают пространственную терминологию, дети стали быстро и легко ориентироваться в пространстве.
Проведенный анализ теоретико-методологической литературы показал, что народные подвижные игры выступают как эффективное средство развития пространственного мышления дошкольника.
Изучив проблему формирования пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, мы определили, что период с 3 лет до 7 лет - время активного развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Формирование пространственного мышления, умений ориентироваться, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета и поэтому нужны методики и технологии формирования пространственных представлений у современных детей.
Литература:
1. Баландин, В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста[текст] / В.А. Баландин. - Краснодар, 2015. - 200 с.
2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
3. Дидактические методы, активизирующие процесс обучения: Учебно-методическое пособие / Сост.: Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 131 с.
4. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред.: И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной; Рец.: В.И. Лубовский, Н.Б. Шабалина: - М.: Академия, 2003. - 320 с.
5. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с. - http://pedlib.rn/Books/5/0311/5_0311-113.shtml.
6. Люблинская, А.А. Детская психология: уч. пособие для студ. педагог. инстит. [текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.- 415 с. - http://bookfi.org/book/527294.
7. Психолог в детском саду / Л.А. Венгер, Е.А. Агаева, Р.И. Бардина и др. М.: ИНТОР, 1995. - С. 64.
8. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.-М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
9. Степаненкова, Э.Я. Теория о методики физического воспитания и развития ребенка [текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2009. - С. 368.
Педагогика
УДК 13.00.02
кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Трубина Евгения Михайловна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье определяется значение термина «синквейн» - метода коррекционной работы, применяемого в целях развития связности речи у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются методические особенности реализации диагностического исследования в отношении определения текущего уровня развития связной речи у старших дошкольников. Критериально систематизируются показатели сформированности связности речи, описываются результаты исследования. На основе полученных данных освещается проведенная работа по формированию связной речи посредством техники синквейн, на основе результатов исследований ученых формулируются выводы.
Ключевые слова: синквейн, связная речь, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра. Annotation. The article reveals the value sinquan in the development of coherent speech of preschool children, also considers the methodological principles of organization of diagnostics of levels of development of coherent speech at children of preschool age. Criteria and indicators for the development of coherent speech are developed, and the results of the study are described. Based on the data obtained, the work on the formation of coherent speech through synquain is described, and conclusions are formulated based on the results of research by various scientists. Keywords: cinquain, coherent speech, senior preschool children, didactic game.
Введение. Речь является основным инструментом коммуникации человека, посредством которого реализуются все сферы его жизни. С помощью речи индивид обменивается полученной информацией об окружающей среде, событиях собственной и социальной жизни. Согласно данным ряда исследователей, в том числе, О.С. Ушаковой, Н.Д. Гринодеровой, В.В. Гербовой, М.М. Алексеевой и других, устная коммуникация представляет собой главнейший аспект психического развития, посредством которого осуществляется поступление и обмен знаниями об окружающей действительности.
Литературные труды психологической сферы определяют связную речь как смысловое, связное, устное взаимодействие, качество реализации которого становится основой взаимопонимания между его субъектами. Посредством связной речи решается ряд социальных задач - реализация связи индивида с обществом, осуществление коммуникативного взаимодействия в группах.