Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2983
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / : ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION / DIDACTIC GAMES / LEADING ACTIVITY / MIDDLE PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Саргылана Петровна, Николаева Лариса Васильевна

Одной из задач современного образования является формирование экологической культуры личности, так как экологическое состояние планеты ухудшается с каждым годом. Особую озабоченность вызывает загрязнение окружающей среды, что целиком зависит от поведения людей и их отношения к природе. Перед образованием стоит задача воспитания людей нового поколения с развитыми нравственными ценностями, такими как любовь к природе, стремление ее беречь и охранять. Формирование экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста, чтобы ребенок с малых лет впитал в себя любовь и бережное отношение к миру природы. В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по экологическому образованию детей (классических трудов отечественных и зарубежных авторов) и современных подходов к формированию экологической культуры в условиях дошкольной образовательной организации. В соответствии с возрастными особенностями ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Цель статьи - раскрыть роль дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Дидактические игры - это специальные обучающие игры для формирования познавательной активности детей по отношению к миру природы и развития ценностного отношения к ней. Работа основана на практической апробации материалов исследования в частном детском саду «Олимпионик» в г. Якутске. Проведена диагностика уровня сформированности экологической культуры детей на констатирующем этапе исследования. На основе полученных результатов проведен формирующий эксперимент с использованием дидактических игр. Практической значимостью и новизной исследования является использование экологических игр регионального содержания, что способствует формированию знаний детей о природе родного края. Результаты контрольного этапа исследования позволили подтвердить гипотезу о роли дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Дидактические игры на занятиях по ознакомлению с природой помогают формировать у детей познавательную активность, мотивацию к занятиям, имеют большое значение для духовно-нравственного воспитания детей, воспитания осознанного и бережного отношения к родной природе. Игры позволяют конкретизировать, расширить знания детей о природе и природных явлениях, развивают логическое мышление, навыки систематизации, классификации явлений и предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF FORMING ECOLOGICAL CULTURE OF MIDDLE PRESCHOOL AGE CHILDREN

The article is devoted to the formation of the initial stages of ecological culture in children of middle preschool age. The urgency of the problem lies in the fact that the ecological condition of the planet is becoming worse every year. Environmental problems, natural disasters are aggravated by the barbaric attitude of people to nature, which makes it necessary to pay special attention to this problem. It is necessary to educate people of a new generation with developed moral values, striving to preserve and protect nature. The formation of an ecological culture must begin from preschool age, so that a child can absorb love and respect for the natural world from an early age. The article presents an analysis of the psychological and pedagogical literature on the environmental education of children in the classic works of domestic and foreign authors and modern approaches to the formation of environmental culture in the conditions of a preschool educational organization. In accordance with age characteristics, playing is the leading activity of preschool children. The purpose of the article is to reveal the role of didactic games in the formation of the ecological culture of children of middle preschool age. Didactic games are special educational games for the formation of children's cognitive activity towards the natural world and the development of a careful attitude towards it. The work is based on the practical testing of research materials in the private kindergarten "Olympionik" in Yakutsk. The authors carried out diagnostics of the level of the ecological culture formation in children at the ascertaining stage of the research. On the basis of the results obtained, a formative experiment was carried out with the use of didactic games. The practical significance and novelty of the research is in the use of regional ecological games, which contributes to the formation of children's knowledge about the nature of their native land. The results of the control stage of the research made it possible to confirm the hypothesis about the role of didactic games for the formation of the ecological culture of children of middle preschool age. Didactic games in the classroom for acquaintance with nature help to form in children cognitive activity, motivation for learning, they play an important role in the spiritual and moral education of children, cultivating a conscious attitude towards nature, love and respect for their native environment. Games make it possible to concretize, expand children's knowledge about nature and natural phenomena, they develop logical thinking, skills of systematization, classification of phenomena and objects.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201076 2020, № 10 (октябрь) УДК 372.36

Дидактические игры как средство формирования

экологической культуры детей среднего дошкольного возраста

Ефремова Саргылана Петровна1

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

Николаева Лариса Васильевна2

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

pimdo@mail.ru

Аннотация. Одной из задач современного образования является формирование экологической культуры личности, так как экологическое состояние планеты ухудшается с каждым годом. Особую озабоченность вызывает загрязнение окружающей среды, что целиком зависит от поведения людей и их отношения к природе. Перед образованием стоит задача воспитания людей нового поколения с развитыми нравственными ценностями, такими как любовь к природе, стремление ее беречь и охранять. Формирование экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста, чтобы ребенок с малых лет впитал в себя любовь и бережное отношение к миру природы. В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по экологическому образованию детей (классических трудов отечественных и зарубежных авторов) и современных подходов к формированию экологической культуры в условиях дошкольной образовательной организации. В соответствии с возрастными особенностями ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Цель статьи - раскрыть роль дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Дидактические игры - это специальные обучающие игры для формирования познавательной активности детей по отношению к миру природы и развития ценностного отношения к ней. Работа основана на практической апробации материалов исследования в частном детском саду «Олим-пионик» в г. Якутске. Проведена диагностика уровня сформированности экологической культуры детей на констатирующем этапе исследования. На основе полученных результатов проведен формирующий эксперимент с использованием дидактических игр. Практической значимостью и новизной исследования является использование экологических игр регионального содержания, что способствует формированию знаний детей о природе родного края. Результаты контрольного этапа исследования позволили подтвердить гипотезу о роли дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Дидактические игры на занятиях по ознакомлению с природой помогают формировать у детей познавательную активность, мотивацию к занятиям, имеют большое значение для духовно-нравственного воспитания детей, воспитания осознанного и бережного отношения к родной природе. Игры позволяют конкретизировать, расширить знания детей о природе и природных явлениях, развивают логическое мышление, навыки систематизации, классификации явлений и предметов.

Ключевые слова: экологическое образование, средний дошкольный возраст, дидактические игры, экологическая культура, ведущая деятельность.

Поступила в редакцию Received 01.09.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.10.20

Принята к публикации Accepted for publication 21.10.20 Опубликована Published 31.10.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Ефремова Саргылана Петровна, студентка Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия.

2 Николаева Лариса Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия.

Введение

Экологическое состояние природы в настоящее время представляет большую проблему. Загрязнение окружающей среды, рек и озер, вырубка лесов для продажи и наживы, угроза исчезновения редких животных и растений, пожары, варварское отношение людей к природе все чаще и чаще встречаются в нашей жизни. Мы согласны с мнением А. В. Лидской и М. О. Мдивани, что реализация концепции устойчивого развития под эгидой ООН, ЮНЕСКО и мировой общественности для сохранения человечества и окружающей среды в будущем затрудняется недостаточным уровнем экологической культуры [1]. В этих условиях перед образованием стоит задача формирования экологической культуры подрастающего поколения, что является насущной и актуальной проблемой современности.

Экологическое образование направлено на развитие общей культуры личности с развитым пониманием ценности природы и ее роли в жизни человека. Поведение, поступки, взаимодействие человека с природой зависят от его экологической культуры [2].

Воспитание ценностного отношения к природе необходимо начинать с детьми дошкольного возраста. Открытость детской души, познавательный интерес, эмоционально-чувственное восприятие, характерные для возрастных особенностей детей дошкольного возраста, имеют большой потенциал для формирования экологической культуры личности.

Цель статьи - раскрыть роль дидактических игр в формировании экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных педагогов. Я. А. Коменский одним из первых признал роль природы в воспитании детей. Он подчеркивал, что познание мира начинается с восприятия и наблюдения за явлениями природы. Теоретические основы и методику ознакомления детей с природой Я. А. Коменский раскрыл в своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках», с помощью которых ребенок закрепляет полученную информацию [3].

В нашем исследовании мы опирались также на положения теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, выдвинувшего принцип природосообразности. Особое значение природы он видел в сенсорном развитии детей. И Коменский, и Руссо считали, что основой образования и воспитания является самостоятельная деятельность детей, наблюдение и взаимодействие с природой [4].

Большое значение придавал роли природы во всестороннем развитии ребенка швейцарский педагог И. Г. Песталоцци. Он подчеркивал, что, наблюдая за природными явлениями, ребенок учится выделять свойства предметов, явлений, взаимосвязей, выражать их в речи, что дает импульс для развития логического мышления [5].

Для дошкольного образования актуальны педагогические взгляды Марии Монтес-сори, которые продолжают научные выводы предшественников о роли природы в развитии детей. Особое значение она придавала физическому развитию детей на природе, развитию любознательности, нравственных качеств, любви к животным, эмпатии. Она внесла большой вклад в развитие сенсорного воспитания детей [6].

Проблема воспитания детей средствами природы была заложена также в педагогической теории Фридриха Фребеля [7]. Для методологических основ исследования мы опирались также на Концепцию устойчивого развития в практике экологического вос-

питания европейской школы [8]. В США, Великобритании, Германии проводится широкомасштабная работа по экологическому образованию и охране окружающей природы. В 80-х, 90-х годах XX века начался переворот в мировоззрении людей. Появилась партия «зеленых», деятельность которой была направлена на защиту окружающей среды, выживание человечества после глобальных экологических катастроф. Именно в этот период произошли аварии с танкерами, везущими нефть, вследствие чего были загрязнены моря и океаны, погибли морские животные.

Особое внимание в Германии уделяют борьбе против загрязнения окружающей среды. В трудах А. Форстнер-Эбхарт, у. Линдер в контексте обучения «зеленой педагогике» делаются попытки конкретизировать образование в интересах устойчивого развития и интегрировать его в системно-конструктивистскую дидактическую концепцию [9].

Большой интерес для нашего исследования представляют работы Эмилии Мюллер и Ульрики Шарф по экологическому воспитанию детей в детских садах Германии. Ознакомление с окружающим миром проводится в процессе проектной деятельности и исследовательских игр [10]. Широко известна в нашей стране и за рубежом программа М. О'Коннор (США) «Свет жизни» для детей 6-18 лет. Дети, изображая инопланетян, отправляются в путешествие для ознакомления с природой [11]. Практическую значимость для нашего исследования имеет программа Концепции устойчивого развития Японии, описанная И. С. Тихоцкой в работе «Экологическое образование в Японии» [12].

Проэкологические взгляды косовских учителей (Б. Мустафа, З. Красники) дают дальнейший импульс развитию новой экологической парадигмы [13]. Мы согласны с мнением А. Г. Сахарова о том, что устойчивое развитие является в настоящее время фундаментом социоэколого-экономического развития мира, утверждающего защиту окружающей среды и человечества. В этом плане представляет интерес деятельность созданного первым президентом Якутии Михаилом Николаевым Арктического совета: «Арктический совет, в состав которого входят Дания, Швеция, Канада, Исландия, Норвегия, Россия, США, Финляндия, созданный в рамках Стратегии защиты окружающей среды Арктики, уделяет большое внимание экологическому образованию детей» [14].

Концептуальные основы формирования экологической культуры дошкольников посредством дидактических игр опираются также на труды отечественных ученых.

Мы придерживаемся точки зрения Т. И. Прохоровой, что «целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры -«базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие» [15].

Основы экологической культуры могут быть заложены в семье на основе семейных традиций взаимодействия с природой и в дошкольной образовательной организации в специально организованной деятельности. Экологическая культура дошкольника предполагает:

- усвоение норм и правил экологически правильного взаимодействия с окружающим миром, природой, сформированными в ценности, поведение и привычки;

- формирование познавательной активности по отношению к миру природы;

- развитие логического и прогностического мышления, ценностного отношения к природе, бережного отношения к природе, ответственности.

Кроме перечисленных показателей, И. А. Комарова указывает на эмоциональное восприятие природы, которое можно рассматривать в разных аспектах - эстетическом, познавательном и моральном (сочувствие, эмпатия) [16].

Таким образом, главная цель экологического образования - формирование экологической культуры, сущность которой проявляется в наличии таких понятий, как экологическое сознание, экологические чувства и экологическая деятельность.

Как мы знаем из трудов Д. Б. Эльконина, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра [17]. Согласно взглядам В. В. Ворошиловой и Ю. П. Баглаевой, необходимо использовать ведущую игровую деятельность и возрастные особенности в экологическом образовании детей [18]. Н. М. Дрижирук и С. Н. Марчук совершенно справедливо считают игру «инструментом организации экологического воспитания детей дошкольного возраста» [19]. Как отмечает Н. А. Рыжова, дошкольники способны «сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения» [20]. Считаем, что все эти признаки эффективнее развиваются с помощью дидактических игр.

Таким образом, анализ трудов отечественных и зарубежных авторов позволил нам обосновать теоретические основы нашего исследования, а именно:

- проблема экологического образования является в настоящее время наиболее актуальной для устойчивого развития страны и всей планеты;

- природа во все времена была источником воспитания, образования и всестороннего развития детей

- в соответствии с возрастными особенностями и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста необходимо активно использовать дидактические игры.

Методологическая база исследования

Поскольку основные исследования проводятся для детей старшего дошкольного возраста, мы решили обратиться к экологическому образованию детей среднего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе были проведены исследования с целью диагностики изучения уровня сформированности экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Исследование проводилось в частном детском саду города Якутска «Олимпик». В работе участвовало всего 28 детей, из которых 15 девочек и 13 мальчиков.

Для проведения диагностики мы разработали методики по исследованию сфор-мированности экологической культуры у детей с использованием регионального материала на принципах работ Т. А. Серебряковой [21], Е. А. Гриневой, С. Ю. Прохоровой [22], Е. В. Гончаровой [23], М. О. Мдивани [24].

Задание 1 «Растения Якутии». Цель: исследовать познавательную активность детей к миру природы родного края, сформировать ценностное отношение к растениям, чувство ответственности за охрану и бережное отношение к растениям Красной книги.

Критерии оценивания:

6-5 баллов - ребенок правильно определяет название растения, знает характерные особенности данной группы растений, осознает ответственность за бережное отношение к редким растениям.

4-3 балла - ребенок узнает растение с помощью взрослого, может отнести его к определенной группе.

2-0 баллов - ребенок не знает названия растения, не имеет представления о его группе.

Задание 2 «Животные Арктики». Авторская методика, разработанная на региональном материале по принципам методики проведения диагностик по экологической куль-

туре дошкольников. Цель: исследовать уровни сформированности экологической культуры детей на материале животных Арктики, сформировать ценностное отношение к миру животных, чувство ответственности за сохранность редких животных Арктики.

Критерии оценки:

3 балла - ребенок знает, где обитают и чем питаются животные, проявляет активный интерес к жизни животных, понимает уникальность северной природы и ее обитателей, опасность их исчезновения, чувствует ответственность за их сохранение.

2 балла - ребенок способен с помощью взрослого определить и назвать некоторых животных, где они обитают и чем питаются, имеет представление о Красной книге и необходимости защиты редких животных.

1 балл - ребенок не знает или затрудняется назвать животных, где они обитают и чем питаются.

Задание 3 «Азбука поведения на природе». Цель - выявить характер отношения к миру природы на основе изображений действий детей. Ребенок выбирает модели эмоций: радость, злость, грусть, спокойствие - к данным изображениям.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень - ребенок правильно характеризует действия ребенка на представленном изображении, четко и конкретно выражает свое мнение и эмоции по данной ситуации, высказывает мнение о единстве человека и природы. Проявляет сочувствие, желание помочь любому растению, животному.

Средний уровень - ребенок правильно оценивает действия ребенка на представленном изображении, но не так активен при выражении своего мнения, эмоции слабо выражены, речь бедна и невыразительна, не проявляет внимания к проблеме.

Низкий уровень - ребенок не может охарактеризовать поступок ребенка на представленном изображении, не проявляет никаких эмоций, не проявляет интереса к заданию.

Задание 4 «Мое отношение к природе» в форме беседы. Цель - определить уровень экологически осознанного отношения к природе, ее объектам и представителям.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень - ребенок заинтересованно включается в беседу, дает полные ответы по уходу за домашними животными и представителями уголка природы, осознает роль человека в решении проблемы сохранения растений, животных, птиц, природы. Активно выражает свое мнение по представленной ситуации.

Средний уровень - ребенок дает в основном правильные ответы по уходу за домашними животными и представителями уголка природы, но ответы краткие и неуверенные, не в полной мере осознает роль человека в решении проблемы сохранения растений, животных, птиц, природы. Может кратко выразить свое мнение по ситуации.

Низкий уровень - ребенок затрудняется или не может ответить на вопросы по уходу за домашними животными и представителями уголка природы, его ответы краткие и неуверенные, не осознает роли человека в решении проблемы сохранения растений, животных, птиц, природы. Не может выразить свое мнение.

Результаты исследования выявили необходимость разработки педагогических условий для расширения знаний детей о мире природы и осознанного, экологически грамотного отношения к природе.

На формирующем этапе исследования мы разработали и апробировали комплекс дидактических игр для развития экологических представлений и знаний детей среднего дошкольного возраста.

«Дидактические игры - это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и познавательного материала. Это игры с готовым содержанием и правилами» [25].

В комплекс дидактических экологических игр мы ввели разные виды игр. Например, к предметным играм мы отнесли игры «Путешествие с тундровичком», «Путешествие по арктическим морям», «Сказочная тундра», «Растения тундры», «Животные Арктики», «Кто в море живет?», «Путешествие по страницам Красной книги» и др.

К настольно-печатным играм относятся игры «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», лото «Животные нашего края», «Животные арктических морей», домино, «Времена года», «Птицы Арктики» и др. Такие игры направлены на систематизацию знаний детей, классификацию и развитие логического мышления.

Словесные игры представляют собой игры, основанные на обсуждении названий животных и растений по словесному описанию, их характерных особенностей, мест обитания, передвижения и т. д. Например: «Кто летает? Ползает?», «Помоги растениям», «Третий лишний», «Что где растет?», «Хорошо и плохо», «Похож - не похож», «Закончи предложение». В игре «Живая и неживая природа» при назывании объекта живой природы, например цветка, дети поднимают руки, животного - прыгают. А если ведущий называет объект неживой природы, дети должны застыть на месте [26].

Очень полезны игры-загадки. Активно используем загадки о явлениях природы, также на словесное описание с составлением рассказа. Задача детей - отгадать, о ком или о чем идет речь. В народной педагогике якутов большое место занимают загадки о природе. В играх с загадками, кроме экологических представлений, у детей развиваются речь и мыслительные операции.

Для детей среднего дошкольного возраста проводим подвижные игры и игры с правилами, например «Кот и мыши», «Волк и жеребята», «Волк и ягнята».

Используем много игр природоведческого и регионального содержания. Например, якутские национальные игры, такие как «Куобах», «Кылыы», основанные на движениях и повадках животных родного края, «С кочки на кочку», игры северных народов «Олени», «Аркан», Волк и оленята», «Нарды», «Чей хвост?», «Кто где живет?», «Алаас», лото «Экологическая тропинка, «Эргэ - саИыл», «Баай-Байанай», «Осенний бал», «Путешествие в лето» и другие, связанные с традициями и занятиями коренных народов [27]. В таких играх дети имитируют движения животных в зависимости от образа жизни, показывают движениями явления природы и традиционные занятия предков, такие как охота, рыболовство, оленеводство, глубже понимают явления природы. С помощью игр «дети путешествуют на Северный полюс, в тундру, степи, в Африку, Австралию» [28]. Такие игры вызывают у детей интерес, радость и познавательную активность.

Много дидактических игр разработано по страницам Красной книги о растениях и животных родного края, на знания традиций родного народа, таких как «Народный календарь», «Эко-знаки "Береги природу!"», «Сардаана - символ Амги» [29].

Подготовлены специальные игры по темам Всемирных экологических праздников: «Всемирный день Земли» (22 апреля), «День воды» (22 марта), «День реки Лена» (2 июля), «День реки Амга» (21 июля), «День подснежника» (18 апреля), «День сардааны» (30 июня), «День птиц» (1 апреля). Деятельностный подход для изучения природы мы реализуем в таких играх, как квест-игра, игры на экологической тропе [30].

Третий этап исследования - контрольный, на котором мы провели повторную диагностику, что и на констатирующем этапе исследования.

Результаты исследования

Приведем анализ результатов исследования.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования представлен в следующих диаграммах.

Констатирующий этап Контрольный этап

12% „ Высокий 0% Высокий

уровень уровень

38% Средний Средний 50% 50% уровень

уровень ЦП0/,

Низкий Низкий

уровень уровень

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов диагностики 1 «Растения Якутии»

Результаты сравнительного анализа по диагностике 1 «Растения Якутии» показали, что высокий уровень на констатирующем этапе показали 12% детей, а на контрольном этапе - 50% детей, средний уровень - 50% на констатирующем этапе, на контрольном - 50%, низкий уровень был у 38% детей, на контрольном этапе детей с низким уровнем не оказалось.

Констатирующий этап

I Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольный этап 6%

32%

62%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов диагностики 2 «Животные Арктики»

По диагностике 2 «Животные Арктики» на констатирующем этапе показали высокий уровень 33% детей, на констатирующем этапе - 62 %, средний уровень был у 45% детей, на контрольном этапе - 32%, детей, низкий уровень был у 22% детей, на контрольном этапе - 6%.

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий уровнь

Средний уровень

Низкий уровень

0%

■ Высокий

Ж Ь уровень

45% ■ Средний

55% уровень

^ Ш ■ Низкий

уровень

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов диагностики 3 «Азбука поведения на природе»

По диагностике 3 «Азбука поведения на природе» на констатирующем этапе высокий уровень был выявлен у 12% детей, а на контрольном этапе результаты повысились до 55%, средний уровень был у 38% детей, на контрольном этапе повысился до 45%, детей с низким уровнем было 50%, на контрольном этапе детей с низким уровнем не оказалось.

Констатирующий этап

Контрольный этап

I Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0% л ■ Высокий уровень

40% в ■ Средний

60% уровень ■ Низкий уровень

Рис. 4. Сравнительный анализ диагностики 4 «Мое отношение к природе»

Сравнительные данные показали на констатирующем этапе 12% детей с высоким уровнем отношения к природе, на контрольном - 60%, средний уровень был констатирован у 38% детей, на контрольном этапе - у 40% детей, низкий уровень показали на констатирующем этапе 50% детей, на контрольном этапе детей с низким уровнем не оказалось.

Таким образом, показатели сформированности экологической культуры у детей в экспериментальной группе намного повысились по сравнению с контрольной группой.

Дети заинтересованно включаются в беседу, знают названия растений Якутии, животных Арктики, места их обитания, дают полные ответы по уходу за домашними животными и представителями уголка природы, осознают роль человека в решении проблемы сохранения растений, животных, птиц, природы, активно выражают свое мнение по представленной ситуации.

Заключение

Таким образом, выявлено и доказано, что дидактические игры способствуют развитию у детей среднего дошкольного возраста начал экологической культуры, знаний и представлений о природе и природных явлениях, растительном и животном мире, осознанном и бережном отношении к природе, мотивации. Разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр.

Проведенный анализ литературы и реализация комплекса дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста в условиях частного детского сада позволили прийти к следующим выводам.

1. Эффективным методом формирования экологической культуры дошкольников являются специальные дидактические игры. Игры позволяют конкретизировать, расширять знания детей о природе и природных явлениях, развивают логическое мышление, навыки систематизации, классификации явлений и предметов, формируют ценностное отношение к природе, понимание единства человека с природой.

2. Дидактические игры экологического содержания формируют познавательную активность, мотивацию к занятиям, имеют большое значение для духовно-нравственного воспитания детей, воспитания осознанного и бережного отношения к родной природе. Дидактические игры на основе региональных особенностей края приобщают детей к культуре и экологическим традициям родного народа, способствуют формированию уважения к природе, понимания единения с миром и планетой.

Таким образом, в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста большой потенциал для формирования начал экологической культуры имеют дидактические игры. Результаты работы показали, что начинать формировать экологические представления об объектах живой природы целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.

Ссылки на источники

1. Лидская Э. В., Мдивани М. О. Экологическое сознание детей 6-10 лет с точки зрения диалектического мышления // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 6. - C. 77-86. doi: 10.17759/pse.2017220607

2. Прохорова Т. И. Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // Инновационная наука. - 2018. - № 7-8. - С. 170-173.

3. Гусейнов А. З., Турчин Г. Д. Я. А. Коменский - классик научной педагогики: учеб. пособие. - Саратов, 2015. - 69 с.

4. Гончарова Е. В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого: учеб. пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный педагогический институт, 2000. - 108 с.

5. История зарубежной дошкольной педагогики / сост. Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова. -М., 1986. - 148 с.

6. Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. - М.: Прометей, 2013. - 310 с.

7. Шульженко А. К. Европейская педагогика: Экологическая эстетика: монография. - М., 2005. - 248 с.

8. Концепция устойчивого развития в практике экологического воспитания европейской школы // Опыт экологического воспитания: информ.-метод. пособие. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. - 256 с.

9. Forstner-Ebhart A., Linder W. Grüne Pädagogik im Lernen am Widerspruch [Green Pedagogy n Learning through Contradiction] // Open Online Journal for Research and Education. - Herausgeber: Pädagogische Hochschule Niederösterreich. Research Day, April 2017 [online]. - URL: https://journal.ph-noe.ac.at/index.php/resource/arti-cle/view/358.

10. Müller E., Scharf U. Umweltbildung und Erziehung in Kindertageseinrichtungen. Ausgewählte Themen und Projekte zur Bildung für nachhaltige Entwicklung. - München: Bayerisches Staatsministerium für Umwelt und Verbraucherschutz, 2016. - 96 S.

11. О'Коннор М. Свет жизни: руководство к учебному курсу по экологии: пер. с англ. и адапт. Ассоц. «Образовательный потенциал провинции»: [в 4 ч.]. Ч. 1. - Пущино, 1993. - 149 с.

12. Тихоцкая И. С. Экологическое образование в Японии // История и культура традиционной Японии. Глава в коллективной монографии. Серия Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. LII. Т. 7. - М.: РГГУ, 2014. - С. 449-466.

13. Zeqir V., Behxhet M., Zenel K. Pro-ecological Views of Kosovar Teachers Measured by Endorsement of the New Ecological Paradigm Statements // Journal of Teacher Education for Sustainability: Institute of Sustainable Education. - Daugavpils, Latvia. - 2019. - Vol. 21. - № 1. - Р. 88П102. - URL: http://ise-lv.eu/ufiles/1569495530JTEFS_2019_vol%2021_no%201.pdf.

14. Сахаров А. Г. Развитие Арктического совета как «института регионального управления» // Вестник Международных организаций. - 2015. - Т. 10. - № 4. - С. 72-88.

15. Прохорова Т. И. Указ. соч.

16. Комарова И. А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - 17 с.

17. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

18. Ворошилова В. В., Баглаева Ю. П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания // Теоретические основы образования. - 2009. - № 2. - С. 13-17.

19. Дрижирук Н. М., Марчук С. Н. Игра как инструмент организации экологического воспитания детей дошкольного возраста // Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании / сост. Н. М. Дрижирук, С. Н. Марчук. Вып. 1. - СПб.: ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга, 2017. - 44 с.

20. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа». - М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2005. - 192 с.

21. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 208 с.

22. Гринева Е. А., Прохорова С. Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=970.

23. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: курс лекций для студ. высш. пед. учеб. завед. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.

24. Мдивани М. О., Кодесс П. Б., Лидская Э. В., Хисамбеев Ш. Р. Диагностика экологического сознания у детей // Социально-экологические технологии. - М.: Изд-во МПГУ, 2012. - 56 с.

25. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования. - М.: Творческий центр, 2009. - 128 с.

26. Василишина Н. Методика подготовки и проведения экологических игр в детском саду. - URL: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/ekologicheskie-igryi-dlya-starshey-gruppyi.html.

27. Лебедева Н. Н. Северное сияние. Региональная экологическая программа воспитания и образования дошкольников Арктики. - М., 2002. - 30 с.

28. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»).

29. Мартынова Г. К. Познаю мир родной природы: эколого-краеведческое метод. пособие. - Якутск: АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК им. С. Н. Донского - II, 2019. - 160 с.

30. Полева Н. Ю. Квест-игра как современный способ формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о рациональном использовании природных ресурсов // Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании / сост. Н. М. Дрижирук, С. Н. Марчук. Вып. 1. - СПб.: ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга, 2017. - 44 с.

Sargylana P. Efremova,

Student, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

pimdo@mail.ru

Larisa V. Nikolaeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Preschool Education, Pedagogical Institute,

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

pimdo@mail.ru

Didactic games as a means of forming ecological culture of middle preschool age children

Abstract. The article is devoted to the formation of the initial stages of ecological culture in children of middle preschool age. The urgency of the problem lies in the fact that the ecological condition of the planet is becoming worse every year. Environmental problems, natural disasters are aggravated by the barbaric attitude of people to nature, which makes it necessary to pay special attention to this problem. It is necessary to educate people of a new generation with developed moral values, striving to preserve and protect nature. The formation of an ecological culture must begin from preschool age, so that a child can absorb love and respect for the natural world from an early age. The article presents an analysis of the psychological and pedagogical literature on the environmental education of children in the classic works of domestic and foreign authors and modern approaches to the formation of environmental culture in the conditions of a preschool educational organization. In accordance with age characteristics, playing is the leading activity of preschool children. The purpose of the article is to reveal the role of didactic games in the formation of the ecological culture of children of middle preschool age. Didactic games are special educational games for the formation of children's cognitive activity towards the natural world and the development of a careful attitude towards it. The work is based on the practical testing of research materials in the private kindergarten "Olympionik" in Yakutsk. The authors carried out diagnostics of the level of the ecological culture formation in children at the ascertaining stage of the research. On the basis of the results obtained, a formative experiment was carried out with the use of didactic games. The practical significance and novelty of the research is in the use of regional ecological games, which contributes to the formation of children's knowledge about the nature of their native land. The results of the control stage of the research made it possible to confirm the hypothesis about the role of didactic games for the formation of the ecological culture of children of middle preschool age. Didactic games in the classroom for acquaintance with nature help to form in children cognitive activity, motivation for learning, they play an important role in the spiritual and moral education of children, cultivating a conscious attitude towards nature, love and respect for their native environment. Games make it possible to concretize, expand children's knowledge about nature and natural phenomena, they develop logical thinking, skills of systematiza-tion, classification of phenomena and objects.

Key words: ecological education, middle preschool age, didactic games, ecological culture, leading activity.

C. n. EfypeMoßa, K. B. HuKOAaeßa

References

1. Lidskaya, E. V. & Mdivani, M. O. (2017). "Ekologicheskoe soznanie detej 6-10 let s tochki zreniya dialekticheskogo mysh-leniya", Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 22, № 6, pp. 77-86. doi: 10.17759/pse.2017220607 (in Russian).

2. Prohorova, T. I. (2018). "Didakticheskaya igra kak sredstvo ekologicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo voz-rasta", Innovacionnaya nauka, № 7-8, pp. 170-173 (in Russian).

3. Gusejnov, A. Z. & Turchin, G. D. (2015). Ya. A. Komenskij - klassik nauchnoj pedagogiki: ucheb. posobie, Saratov, 69 p. (in Russian).

4. Goncharova, E. V. (2000). Priroda kak faktor vospitaniya v pedagogicheskih sistemah proshlogo: ucheb. posobie dlya studentov doshkol'nyh fakul'tetov pedagogicheskih institutov i kolledzhej, Nizhnevartovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, Nizhnevartovsk, 108 p. (in Russian).

5. Mchedlidze, N. B., Lebedenko, A. A. & Grebenshchikova, E. A. (eds.) (1986). Istoriya zarubezhnoj doshkol'noj pedagogiki, Moscow, 148 p. (in Russian).

6. Gazina, O. M. & Fokina, V. G. (2013). Teoriya i metodika ekologicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo voz-rasta: ucheb.-metod. posobie, Prometej, Moscow, 310 p. (in Russian).

7. Shul'zhenko, A. K. (2005). Evropejskaya pedagogika: Ekologicheskaya estetika: monografiya, Moscow, 248 p. (in Russian).

8. (2004). "Koncepciya ustojchivogo razvitiya v praktike ekologicheskogo vospitaniya evropejskoj shkoly", Opyt ekologicheskogo vospitaniya: inform.-metod. posobie, GosNII sem'i i vospitaniya, Moscow, 256 p. (in Russian).

9. Forstner-Ebhart, A. & Linder, W. (2017). "Grüne Pädagogik im Lernen am Widerspruch [Green Pedagogy n Learning through Contradiction]", Open Online Journal for Research and Education, Pädagogische Hochschule Nie-deröster-reich. Research Day, April 2017 [online], Herausgeber. Available at: https://journal.ph-noe.ac.at/index.php/re-source/article/view/358 (in German).

10. Müller, E. & Scharf, U. (2016). Umweltbildung und Erziehung in Kindertageseinrichtungen. Ausgewählte Themen und Projekte zur Bildung für nachhaltige Entwicklung, Bayerisches Staatsministerium für Umwelt und Verbraucherschutz, München, 96 S. (in German).

11. O'Konnor, M. (1993). Svet zhizni: rukovodstvo k uchebnomu kursu po ekologii: per. s angl. i adapt. Assoc. 'Obra-zovatel'nyjpotencialprovincii': [v 4 ch.]. Ch. 1, Pushchino, 149 p. (in Russian).

12. Tihockaya, I. S. (2014). "Ekologicheskoe obrazovanie v Yaponii", Istoriya i kul'tura tradicionnoj Yaponii. Glava v kollektivnoj monografii. Seriya Orientalia et Classica. Trudy Instituta vostochnyh kul'tur i antichnosti. Vyp. LII. T. 7, RGGU, Moscow, pp. 449-466 (in Russian).

13. Zeqir, V., Behxhet, M. & Zenel, K. (2019). "Pro-ecological Views of Kosovar Teachers Measured by Endorsement of the New Ecological Paradigm Statements", Journal of Teacher Education for Sustainability: Institute of Sustainable Education, Daugavpils, Latvia, vol. 21, № 1, pp. 88n102. Available at: http://ise-lv.eu/ufiles/1569495530JTEFS_2019_vol%2021_no%201.pdf (in English).

14. Saharov, A. G. (2015). Razvitie Arkticheskogo soveta kak "instituta regional'nogo upravleniya", Vestnik Mezhdu-narodnyh organizacij, t. 10, № 4, pp. 72-88 (in Russian).

15. Prohorova, T. I. (2018). Op. cit.

16. Komarova, I. A. (1991). Igra kak sredstvo formirovaniya osoznannogo otnosheniya k prirode u detej srednego doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Moscow, 17 p. (in Russian).

17. El'konin, D. B. (2004). Detskaya psihologiya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, Akademiya, Moscow, 384 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Voroshilova, V. V. & Baglaeva, Yu. P. (2009). "Didakticheskaya igra kak sredstvo razvitiya poznavatel'nogo mysh-leniya u doshkol'nikov v processe ekologicheskogo vospitaniya", Teoreticheskie osnovy obrazovaniya, № 2, pp. 1317 (in Russian).

19. Drizhiruk, N. M. & Marchuk, S. N. (2017). "Igra kak instrument organizacii ekologicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta", in Drizhiruk, N. M. & Marchuk, S. N. (eds.). Obrazovatel'naya sreda detskogo sada kak resurs ekologicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Ekologicheskie igry v doshkol'nom obrazovanii. Vyp. 1, GBU IMC Krasnosel'skogo rajona Sankt-Peterburga, St. Petersburg, 44 p. (in Russian).

20. Ryzhova, N. A. (2005). Programma "Nash dom - priroda", OOO "Karapuz-didaktika", Moscow, 192 p. (in Russian).

21. Serebryakova, T. A. (2006). Ekologicheskoe obrazovanie v doshkol'nom vozraste: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., Izd. centr "Akademiya", Moscow, 208 p. (in Russian).

22. Grineva, E. A. & Prohorova, S. Yu. (2009). "Metodika diagnostiki ekologicheskoj vospitannosti mladshih shkol'ni-kov", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 1. Available at: http://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=970 (in Russian).

23. Goncharova, E. V. (2008). Teoriya i metodika ekologicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta: kurs lekcij dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, Nizhnevartovsk, 326 p. (in Russian).

24. Mdivani, M. O., Kodess, P. B., Lidskaya, E. V. & Hisambeev, Sh. R. (2012). "Diagnostika ekologicheskogo soznaniya u detej", Social'no-ekologicheskie tekhnologii, Izd-vo MPGU, Moscow, 56 p. (in Russian).

25. Zebzeeva, V. A. (2009). Razvitie elementarnyh estestvenno-nauchnyh predstavlenij i ekologicheskoj kul'tury detej. Obzor programm doshkol'nogo obrazovaniya, Tvorcheskij centr, Moscow, 128 p. (in Russian).

26. Vasilishina, N. Metodika podgotovki i provedeniya ekologicheskih igr v detskom sadu. Available at: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/ekologicheskie-igryi-dlya-starshey-gruppyi.html (in Russian).

27. Lebedeva, N. N. (2002). Severnoe siyanie. Regional'naya ekologicheskaya programma vospitaniya i obrazovaniya doshkol'nikovArktiki, Moscow, 30 p. (in Russian).

28. Kompleksnaya programma razvitiya i vospitaniya doshkol'nikov v Obrazovatel'noj sisteme "Shkola 2100" (Detskij sad 2100") (in Russian).

29. Martynova, G. K. (2019). Poznayu mir rodnoj prirody: ekologo-kraevedcheskoe metod. posobie, AOU RS (YA) DPO IRO i PK im. S. N. Donskogo - II, Yakutsk, 160 p. (in Russian).

30. Poleva, N. Yu. (2017). "Kvest-igra kak sovremennyj sposob formirovaniya u detej starshego doshkol'nogo vozrasta predstavlenij o racional'nom ispol'zovanii prirodnyh resursov", in Drizhiruk, N. M. & Marchuk, S. N. (eds.). Obra-zovatel'naya sreda detskogo sada kak resurs ekologicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Ekologicheskie igry v doshkol'nom obrazovanii. Vyp. 1, GBU IMC Krasnosel'skogo rajona Sankt-Peterburga, St. Petersburg, 44 p. (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Ефремова С. П., Николаева Л. В. Дидактические игры как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 10 (октябрь). - С. 102-113. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201076. htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11076

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Ефремова С. П., Николаева Л. В., 2020

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.