Научная статья на тему 'СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНКВЕЙН / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / CINQUAIN / COHERENT SPEECH / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / DIDACTIC GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Трубина Евгения Михайловна

В данной статье определяется значение термина «синквейн» - метода коррекционной работы, применяемого в целях развития связности речи у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются методические особенности реализации диагностического исследования в отношении определения текущего уровня развития связной речи у старших дошкольников. Критериально систематизируются показатели сформированности связности речи, описываются результаты исследования. На основе полученных данных освещается проведенная работа по формированию связной речи посредством техники синквейн, на основе результатов исследований ученых формулируются выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Трубина Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINQUAINE AS A MEANS OF DEVELOPING CONNECTED SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article reveals the value sinquan in the development of coherent speech of preschool children, also considers the methodological principles of organization of diagnostics of levels of development of coherent speech at children of preschool age. Criteria and indicators for the development of coherent speech are developed, and the results of the study are described. Based on the data obtained, the work on the formation of coherent speech through synquain is described, and conclusions are formulated based on the results of research by various scientists.

Текст научной работы на тему «СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выводы. По итогам реализации кружка была проведена повторная диагностика, которая выявила эффективность нашей педагогической работы. По двум методикам (Пробы Хеда и диагностика Р.И. Бардиной) наблюдается положительная динамика в развитии пространственного мышления детей. Мы использовали эффективные педагогические приёмы и методы в кружке, которые способствовали формирование пространственного мышления у детей среднегодошкольного возраста.

По сравнению с первоначальными показателями, дети из экспериментальной группы показали более высокие знания, более уверены в себе, реакция детей стала более быстрой, легче стали различать направления, стали более уверенно перестраиваться в смене направлений, понимают пространственную терминологию, дети стали быстро и легко ориентироваться в пространстве.

Проведенный анализ теоретико-методологической литературы показал, что народные подвижные игры выступают как эффективное средство развития пространственного мышления дошкольника.

Изучив проблему формирования пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, мы определили, что период с 3 лет до 7 лет - время активного развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Формирование пространственного мышления, умений ориентироваться, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета и поэтому нужны методики и технологии формирования пространственных представлений у современных детей.

Литература:

1. Баландин, В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста[текст] / В.А. Баландин. - Краснодар, 2015. - 200 с.

2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

3. Дидактические методы, активизирующие процесс обучения: Учебно-методическое пособие / Сост.: Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - 131 с.

4. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред.: И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной; Рец.: В.И. Лубовский, Н.Б. Шабалина: - М.: Академия, 2003. - 320 с.

5. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с. - http://pedlib.rn/Books/5/0311/5_0311-113.shtml.

6. Люблинская, А.А. Детская психология: уч. пособие для студ. педагог. инстит. [текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.- 415 с. - http://bookfi.org/book/527294.

7. Психолог в детском саду / Л.А. Венгер, Е.А. Агаева, Р.И. Бардина и др. М.: ИНТОР, 1995. - С. 64.

8. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.-М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

9. Степаненкова, Э.Я. Теория о методики физического воспитания и развития ребенка [текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2009. - С. 368.

Педагогика

УДК 13.00.02

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Трубина Евгения Михайловна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье определяется значение термина «синквейн» - метода коррекционной работы, применяемого в целях развития связности речи у детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются методические особенности реализации диагностического исследования в отношении определения текущего уровня развития связной речи у старших дошкольников. Критериально систематизируются показатели сформированности связности речи, описываются результаты исследования. На основе полученных данных освещается проведенная работа по формированию связной речи посредством техники синквейн, на основе результатов исследований ученых формулируются выводы.

Ключевые слова: синквейн, связная речь, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра. Annotation. The article reveals the value sinquan in the development of coherent speech of preschool children, also considers the methodological principles of organization of diagnostics of levels of development of coherent speech at children of preschool age. Criteria and indicators for the development of coherent speech are developed, and the results of the study are described. Based on the data obtained, the work on the formation of coherent speech through synquain is described, and conclusions are formulated based on the results of research by various scientists. Keywords: cinquain, coherent speech, senior preschool children, didactic game.

Введение. Речь является основным инструментом коммуникации человека, посредством которого реализуются все сферы его жизни. С помощью речи индивид обменивается полученной информацией об окружающей среде, событиях собственной и социальной жизни. Согласно данным ряда исследователей, в том числе, О.С. Ушаковой, Н.Д. Гринодеровой, В.В. Гербовой, М.М. Алексеевой и других, устная коммуникация представляет собой главнейший аспект психического развития, посредством которого осуществляется поступление и обмен знаниями об окружающей действительности.

Литературные труды психологической сферы определяют связную речь как смысловое, связное, устное взаимодействие, качество реализации которого становится основой взаимопонимания между его субъектами. Посредством связной речи решается ряд социальных задач - реализация связи индивида с обществом, осуществление коммуникативного взаимодействия в группах.

Основой развития человека является речь, которая используется для общения с другими людьми. Что касается связной речи, то она важна для развития дошкольников, поскольку предполагает овладение значительным словарным запасом языка, а также навыком его практического применения, умением использовать изученный языковой материал. Применение связной речи - это способность полностью, согласованно, последовательно и четко передавать содержание необходимой информации другим, или самостоятельно составлять связную историю, повествование. Развитие речи детей дошкольного возраста всегда остается актуальной, так как имеет широкую востребованность решения задач развития речи у детей дошкольных образовательных организаций.

Связная речь содержит все достижения ребенка во владении родным языком. Все характерные черты связной речи осваиваются благодаря возрастному развитию мыслительной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Современные требования ФГОС дошкольного образования определяют необходимость решения задач развития речевого общения у детей посредством осуществления их совместной деятельности с взрослым - при реализации режимных моментов или учебных занятий, или самостоятельной работы воспитанников ДОУ. В качестве инструментов развития связности речи могут выступать ролевые, театрализованные или дидактические игры, сюжетное рисование, экскурсионные занятия, художественная литература и так далее.

Одним из наиболее эффективных и увлекательных для дошкольников методов развития связности речи являются занятия, посвященные созданию стихотворений, не имеющих ритма - синквейн. Особенностью данного метода является развитие у детей навыков обобщения, систематизации, вычленения главной мысли будущего стихотворения. Именно поэтому синквейн является также эффективным инструментом развития образной речи дошкольников.

Создателем техники синквейн является американская поэтесса Аделаида Крепси, которая, в начале XX века, на основе данных изучения особенностей создания японской поэзии, придумала технику подсчета слогов в каждом стихотворении.

По определению А.М. Баннова понятие «Синквейн» - это «пяти строчная стихотворная форма, используемая в дидактических целях для развития образной речи».

Многие логопеды считают, что необходимым условием при составлении Синквейна является наличие доступного для детей старшего дошкольного возраста зрительного образца, который бы помог ориентироваться в его структуре.

Для определения уровня развития связности речи у старших дошкольников, нами было проведено исследование, в котором приняли участие две группы детей - экспериментальная и контрольная, в состав каждой из которых вошли 20 воспитанников.

Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Исследование уровня связности речи дошкольников на констатирующем этапе было произведено при помощи трех методик.

Методика 1 - определение уровня связности речи по методике О.С. Ушаковой. В качестве задания детям была предложена инструкция - составьте рассказ «Ежик»:

повествовательный по серии из четырех сюжетных картинок, связанных между собой по смыслу;

- творческий рассказ без опоры на картинки;

- пересказ услышанного текста.

Результаты выполненных заданий были обработаны и систематизированы в соответствии с характеристиками трех уровней развития связной речи: высокий уровень - 10-12 баллов; средний уровень -7-9 баллов; низкий уровень - 0-6 баллов.

В результате реализации первого метода констатирующей части исследования нами было определено, что в экспериментальной группе дошкольников уровень развития речи соответствует показателям: высокий уровень - 0%, средний - 50%, низкий - 50%. В контрольной группе дошкольников уровень развития речи соответствует показателям: высокий уровень - 20%, средний - 40%, низкий - 40%.

Сравнивая показатели обеих групп, мы смогли определить, что качественные показатели высокого и среднего уровней контрольной группы выше показателей экспериментальной группы. При том, показатели низкого уровня экспериментальной группы выше на 10% показателей контрольной группы дошкольников. На основании данного вывода, мы смогли говорить о том, что результаты изучения уровня развития связной речи воспитанников контрольной группы являются более высокими в сравнении с результатами экспериментальной группы.

Методика 2 - опрос в целях определения уровня развития согласованной речи у дошкольников с использованием Sinkwane. Содержание работ по технологии Sinkwine: детям было предложено прослушать готовые синхронизаторы, например:Методика 2 - опрос в целях определения уровня развития согласованной речи у дошкольников с использованием Sinkwane. Содержание работ по технологии Sinkwine: детям было предложено прослушать готовые синхронизаторы, например:

«Кукла»

Красивая любимая.

Он сидит, улыбается.

Наша кукла самая хорошая.

Игрушка.

«Ель»

Ароматный, чудесный.

Растет, зеленеет, цветет.

Я люблю елку.

Зима, новый год, подарки.

Дерево.

Далее было предложено попробовать ребятам самим составить синквейны по образцу: Семья. Мой дом. Как она? (сильный, дружелюбный, большой, трудолюбивый). Что делает? (дарит спокойствие, любовь, тепло). Как можно назвать слово «семейный» по-другому? (любимый, дорогой). Также были предложены пословицы по теме: «Мой дом - моя крепость», «Семья вместе - душа на месте» и так далее.

Выполнение данного задания требует наличия достаточного уровня развития активного словарного словаря дошкольников. Поэтому перед его реализацией необходимо проведение работы над его расширением.

Старшие дошкольники, как правило, не умеют читать и писать. Поэтому выполнение задания производится в устной форме, что положительно влияет на развитие памяти детей - при устном составлении стихотворения ребенок периодически повторяет предыдущие строки, что способствует их запоминанию. В процессе работы дети обращаются к наводящим вопросам, что позволяет выделить главную мысль путем дачи ответов на них.

Результаты реализации данного задания определили необходимость проведения направленной коррекционной работы в целях развития связности речи дошкольников.

Методика 3 - изучение развития связной диалогической речи дошкольников (В.В. Гербова).

В процессе диалогического взаимодействия с дошкольниками проводилась критериальная оценка развития речи детей: полнота изложения, грамматическая и лексическая правильность построения фраз и предложений, связность, логичность, последовательность высказываний.

Анализируя полученные результаты, мы смогли говорить о том, что 50% экспериментальной группы дошкольников (10 детей) имеют низкий уровень сформированности навыков диалогического высказывания, 50% - средний уровень. 40% дошкольников контрольной группы имеют низкий уровень развития навыков диалогического высказывания, 60% - средний уровень.

Анализируя результаты констатирующей части исследования, можем говорить о том, что 47% детей экспериментальной группы дошкольников имеют навыки построения связного высказывания, однако не всегда могут логически окончить повествование и корректно донести главную мысль рассказа. Основными направлениями коррекционного воздействия являются: развитие навыков диалогического взаимодействия, его видов - рассказывание, описание, пересказывание, что послужит стимулом развития связности речи.

На формирующем этапе исследования нами была проведена работа с выделенными группами учащихся с применением Синквейна. Основными направлениями работы выступили:

1. Создание психолого - педагогических ситуаций в целях активизации речевой активности старших дошкольников на основе обучения синквейну.

2. Практическая интеграция в учебный процесс дидактических игр.

Направления работы формирующей части эксперимента были выбраны на основе труда «Синквейн в работе по развитию связной речи дошкольников» автора Е.Я. Гельмановой.

Первая часть эксперимента была реализована нами в форме серии занятий, направленных на освоение дошкольниками умений представлять и в последующем устно описывать предметы. Кроме того, в процессе работы дети учились схематически представлять описываемый предмет, изображая его форму и основные качества с помощью рисунка.

По причине отсутствия навыков составления плана работы, перед выполнением задания была проведена беседа с детьми, включающая в себя инструктаж - как, и в какой последовательности, они должны действовать.

Вторая часть эксперимента включила в себя реализацию дидактических игр. Ее основной задачей выступило развитие навыков составления фраз и фразового высказывания на основе синквейна, а также развитие навыков речевого общения.

На контрольном этапе исследования, в целях определения эффективности реализованной нами коррекционной работы по развитию связности речи дошкольников с использованием синквейна, нами повторно были проведены методики констатирующей части эксперимента. Результаты контрольного этапа были обработаны и систематизированы в том же порядке, после чего сравнены с результатами констатирующего этапа работы.

В результате реализации первой методики на контрольном этапе исследования, нами получены результаты: в экспериментальной группе дошкольников - высокий уровень развития связности речи - 20% дошкольников, средний - 80%, низкий - 0. В контрольной группе динамика не выявлена.

В результате реализации второй методики, в целях определения уровня развития монологической речи дошкольников, на контрольном этапе исследования нами получены результаты: в экспериментальной группе дошкольников - высокий уровень - 20%, средний - 80%, низкий - 0. В контрольной группе - высокий уровень - 0, средний - 70%, низкий - 30%.

Выводы. По итогам сравнительного анализа результатов констатирующей и контрольной частей исследования, можем судить о наличии положительной динамики в развитии связности речи, в частности - в развитии навыков использования диалогической и монологической речи, в результате проведения комплекса занятий по технике «Синквейн».

На основании проведенного исследования и полученных сведений научно - методической литературы, мы смогли сделать следующие выводы:

1. Включение техники «Синквейн» в занятия со старшими дошкольниками способствует развитию их речевых навыков.

2. Техника «Синквейн» способствует развитию умственных способностей дошкольников, оказывает влияние на развитие памяти, наглядно - образного мышления, формирует умение составлять план последовательности действий при выполнении заданий.

3. Применение техники «Синквейн» на занятиях способствует развитию умения ясно выражать свою мысль, обогащению активного словаря дошкольников, формированию умений слушать и понимать речь окружающих.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Наука,

2012. - 94 с.

2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение,

2013. - 175 с.

3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010. - 238 с.

4. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2014. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.