Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КРУЖКА "РОБОТОТЕХНИКА"'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КРУЖКА "РОБОТОТЕХНИКА" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТОТЕХНИКА / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ДИАЛОГ / ROBOTICS / COHERENT SPEECH / DIDACTIC GAME / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Кирюшкина Ольга Викторовна

В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития связной речи у детей старшей дошкольного возраста. С этой целью подобраны критерии и показатели для изучения уровней развития, проведена диагностика детей старшей группы, описаны результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Кирюшкина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATED SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGENCY IN THE PROCESS OF THE CIRCLE OF ROBOTICS

The methodological foundations of monitoring development levels of coherent speech preschool age children are discussed in the article. For this purpose, criteria and indicators are selected for studying development levels, diagnostics of older age preschool children group is carried out, the results of the research are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КРУЖКА "РОБОТОТЕХНИКА"»

Педагогика

УДК: 371

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса Кирюшкина Ольга Викторовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ПРОЦЕССЕ КРУЖКА «РОБОТОТЕХНИКА»

Аннотация. В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития связной речи у детей старшей дошкольного возраста. С этой целью подобраны критерии и показатели для изучения уровней развития, проведена диагностика детей старшей группы, описаны результаты исследования.

Ключевые слова: робототехника, связная речь, дидактическая игра, диалог.

An^tatton. The methodological foundations of monitoring development levels of coherent speech preschool age children are discussed in the article. For this purpose, criteria and indicators are selected for studying development levels, diagnostics of older age preschool children group is carried out, the results of the research are described.

Keywords: robotics, coherent speech, didactic game, dialogue.

Введение. Речь - важнейшая, присущая человеку, психическая функция. Благодаря речевому общению отражение мира в его сознании постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании. Исследования психологов (А.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.С. Спиваковская и др.) подтверждают, что общение является главным фактором психического развития, одним из основных источников поступления знаний об окружающей действительности. Под связной речью в психологической литературе понимается смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение, взаимопонимание между людьми. Важнейшей её особенностью является ярко выраженный социальный характер: основной целью такой речевой деятельности является решение задач социальной связи индивида, социального взаимодействия и общения в группах.

В дошкольном возрасте первой формой речевого общения служит диалог, который представляет собой продукт определенных социальных отношений общающихся между собой. В процессе общения посредством диалога ребенок последовательно овладевает социально-психологическими умениями, важными для личностного развития: умения слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником; правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему высказывания; поддерживать определенный тон общения; следить за правильностью речи, ходом мысли; слушать свою речь, контролируя её нормативность, выразительность, при необходимости внося коррективы и исправления. В соответствии с этим диалогическую речь можно рассматривать как разновидность связной речи [1, c. 651.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. Данная речь, по мнению О.С. Ушаковой, характеризуется наличием определенных характеристик: логических, функционально-стилевых, психологических, грамматических. Все эти характерные черты связной речи осваиваются, благодаря возрастному развитию мыслительной деятельности [2, c. 191.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений - именно развитие связной речи. Развитие связной монологической речи сегодня является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности перед школой.

В ФГОС ДО обозначено, что решение программных задач речевого развития старших групп осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми (в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Востребованной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с этим, сегодня становится кружковая работа [3, c. 18]. Главное направление кружковых занятий в развитии связной речи старшего дошкольника - помочь ему в свободном овладении диалогом и монологом как ведущими формами связной речи.

Сегодня самым популярным, увлекательным направлением кружковой деятельности старших дошкольников служит робототехника. С точки зрения развивающей привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности данного вида активности современных детей.

В исследовании приняли участие две группы по 10 детей: экспериментальная и контрольная.

Работа по исследованию влияния кружка «Робототехника» на развитие связной речи охватывает этапы:

I этап - констатирующий.

На данном этапе определялся уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Были проведены две методики диагностики: выявление уровня развития связной речи и активного словаря, исследование общего уровня развития связной речи детей.

В первой серии констатирующего эксперимента была использована модифицированная методика О.С. Ушаковой [2, с. 136]. Используя эту методику, учитывались все требования и принципы диагностического обследования детей дошкольного возраста, отмеченные автором пособия «Практикум по дошкольной психологии». При обследовании связной речи дошкольников обращалось внимание на уровень развития активного словаря, понимание смысловой стороны литературного текста, использование устойчивых словосочетаний - фразеологизмов, пословиц и поговорок.

В качестве литературного материала использовалась русская народная сказка «Теремок». Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенка спрашивали, знает ли он сказку «Теремок», просили рассказать сказку. Установка на пересказ не давалась. Речевые высказывания детей фиксировались в протоколе.

Критериями оценивания связной речи детей старшего дошкольного возраста и активного словаря считали: наличие образных сравнений и оборотов, устойчивых словосочетаний; понимание смысла сказки; использование мимических и пантомимических движений. По результатам диагностики рассказов детей были выявлены, согласно авторским критериям, три уровня развития связной речи: высокий уровень (соответствие всем трем критериям исследования); средний уровень (правильное понимание смысла сказки, наличие мимических и пантомимических движений, но в речи отсутствует богатство словарного запаса, образных словосочетаний; низкий уровень (условное понимание содержания сказки, отсутствие в речи мимических и пантомимических движений, бедность словарного запаса, отсутствие образных выражений).

По итогам 1 серии констатирующего эксперимента в экспериментальной группе были получены следующие результаты: 5 детей владеют связной речью и активным словарем на среднем уровне (50%); 5 детей плохо владеют связной речью (50%). Высоким ее уровнем никто из детей данной группы не владеет.

В контрольной группе были получены лучшие показатели: 60% - средний уровень; 40% - низкий уровень.

Методика 2. Обследование связной монологической речи детей.

На констатирующем этапе для того, чтобы выявить уровень развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, индивидуально была проведена диагностика по методике Т.И. Гризик «Обследование связной речи детей 5 лет» [4, с. 264]. Цель: изучить уровень монологической речи детей на основе умения выдерживать последовательность высказывания.

Проведение обследования:

1. Воспитатель выкладывает перед ребенком три картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятан рассказ. Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе». Фиксировали, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок).

2. Воспитатель задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»

Коротко записывает ответ ребенка, обращается внимание на степень развернутости ответа.

3. Воспитатель просит ребенка рассказать эту историю.

Сказка дословно записывается в таблицу. Воспитатель благодарит ребенка.

На основании этого выявлялся уровень развития связной монологической речи старших дошкольников по следующим критериям.

Высокий уровень: ребенок определяет главную тему, от начала до конца повествование ведет в логике, в соответствии с картинками.

Средний уровень: ребенок не может определить главную тему в процессе составления рассказа, хотя он правильно составил расклад, повествование идет в той логике, в которой ребенок разложил картинки.

Низкий уровень: ребенок не смог справиться с заданием.

По методике Т.И. Гризик ни один из детей экспериментальной группы не справился с заданием на высоком уровне. Средний уровень показали 60% детей, низкий - 40%. 7 из 10 детей контрольной группы справились с заданием на среднем уровне и 3 детей справилось на низком уровне.

Методика 3. «Исследование связной диалогической речи детей» (автор - В.В. Гербова) [5].

При оценке детского диалога применялись критерии автора методики: экспрессивность общения; степень самостоятельности; полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания; речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей - лексическая полнота и грамматическая правильность, типы используемых ребенком предложений.

Анализ обследования по методике В.В. Гербовой показал, что 5 детей экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности диалогического высказывания - 50%, средний уровень - 50%. В контрольной группе у 4 детей отмечается низкий уровень диалога - 40%, средний уровень у 60% детей.

По итогам диагностики, общий уровень связной речи у 53% детей экспериментальной группы, у 63% контрольной находится на среднем уровне.

Таким образом, на констатирующем этапе выявлено, что 47% детей экспериментальной группы умеют выстроить связное высказывание, но не всегда могут доказать правильность своей логики через собственный рассказ. Поэтому для того, чтобы улучшить уровень развития их связной речи, нужно совершенствовать диалог, виды монолога - описание, рассказывание, пересказывание и тем самым стимулировать их связную речь.

II этап - формирующий.

На данном этапе организовывались психолого-педагогические условия развития связной речи у старших дошкольников в процессе кружка «Робототехника».

Была проведена опытно-экспериментальная работа по двум направлениям:

I - создание специальных психолого-педагогических ситуаций для активизации речевой деятельности детей на основе их обучения робототехнике;

II - дидактические игры с использованием робо-конструкторов.

В основу формирующего эксперимента положена идея Л.А. Венгера о роли конструктивной деятельности в развитии речевого мышления старших дошкольников: благодаря речи, при создании построек дети учатся понимать признаки предметов реального мира. С учётом этого, формирующий этап предполагал включение детей экспериментальной группы в занятия кружка «Робототехника»».

Первое направление формирующего этапа организовано, как серия занятий, в ходе которых дети осваивали поэтапно робототехнику. При построении различных конструкций главной задачей являлся перевод представления об объекте конструирования в его словесное выражение и описание. При этом детьми решалась также ещё одна важная задача: на основе восприятия конструктивного изображения воспроизвести в представлении - «мысленно» - форму продукта в схематичном рисунке и словесном пояснении, в котором продумывалось и обсуждалось наличие конкретных его параметров - размер, цвет в деталях, положение объекта. В ходе такой технической работы естественным образом старшими дошкольниками выяснялись необходимые сведения-слова, взаимосвязи и отношения.

Формируя и развивая речевые умения, было отмечено, что дети старшего дошкольного возраста не имеют предварительного плана своих действий, поэтому перед выполнением любого задания им всегда

требуется проговорить: что и как ребенок будет делать (обсуждение технического замысла поделки, плана конструктивных действий и т.п.). Эта работа подчинялась общей логике формирования любых умственных действий: демонстрация образца; выполнение под руководством взрослого, внешне речевой этап регуляции. Это руководство учитывало логику влияния взрослого на связную речь ребенка и содержало два подэтапа: проговаривание детьми своих действий сначала вместе со взрослым, затем - самостоятельное проговаривание вслух); выполнение конструктивных действий с использованием внутренней речи и автоматизированное выполнение действия.

II направление - дидактические речевые игры с использованием робо-конструкторов.

Задачи применения дидактических игр: развитие навыков составления фраз и связного высказывания на основе использования робо-конструкторов; развитие навыков речевого общения. Детали конструкторов служили в качестве средства организации игры; оборудования; а также условных заместителей слов, выражений и фраз (элементов модели).

Для развития умения вести речевое взаимодействие в процессе игр были организованы игровые ситуации, которые строились с учётом того, чтобы детали LEGO-конструкторов служили средством планирования высказывания ребенка. В условиях данных игр осуществлялась совместная деятельность с детьми, которая предполагает активное участие детей, наглядные опоры в виде деталей-робо предполагали четкое проектирование, четкую организацию процесса речевой деятельности. Эти простые модели позволяли детям запомнить содержание, последовательность событий, помогали им быстрее уловить связи между персонажами-роботами, их отношениями, чтобы отразить их в рассказе, описании, рассуждении. В процессе игр анализировалось, как дети называли, уточняли, раскрывали содержание своих высказываний, рассказов, доказывая последовательность игровых действий.

В процессе игр было обращено внимание на то, что робототехнические наборы, содержащие в себе множество деталей, вызывают речевые действия и игру с роботами, чем помогают обогащать словарь различными частями речи, развивают связность и лексико-грамматический строй речи. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических, ритмических речевых операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный. Именно это превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируя его словарный запас, развивая творчество, навыки диалогической речи. Работа над пересказом, рассказом становится также более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

III этап - заключительный (контрольный).

Для подтверждения гипотезы об эффективности использования кружковой работы по робототехнике в развитии связной речи старших дошкольников, необходимо было сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Контрольный этап исследования содержал те же методики изучения речи детей, что и на констатирующем этапе.

В первой серии контрольного эксперимента по методике О.С. Ушаковой в качестве литературного материала мы также использовали русскую народную сказку, но уже другую - «Зимовье».

По результатам 1 серии контрольного этапа в экспериментальной группе были получены следующие результаты: высокий уровень - 20%; средний уровень - 80%; низкий уровень - 0%. В контрольной группе динамики не выявлено.

Во второй серии контрольного эксперимента с целью изучения динамики развития связной монологической речи было проведено повторное исследование по методике Т.И. Гризик. По данным этой методики контрольного эксперимента результаты по показателям связной речи также заметно улучшились.

По результатам второй серии в экспериментальной группе детей были получены следующие результаты: низкий уровень - 0%, средний уровень - 80%, высокий уровень - 20%. В контрольной группе: низкий уровень - 30%, средний уровень - 70%, высокий уровень - 0%.

По методике В.В. Гербовой «Исследование связной диалогической речи детей» также выявлена динамика. В экспериментальной группе: низкий уровень - 0%, средний уровень - 80%, высокий уровень -20%. В контрольной группе: низкий уровень - 30%, средний уровень - 70%, высокий уровень - 0%.

Состояние связной речи у детей контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента значительно отличается. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии у детей экспериментальной группы навыка участия в диалоге и монологе, вследствие проведения комплекса формирующих занятий по развитию связной речи средствами кружка «Робототехника».

Выводы. На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно-методической литературы, можно сделать следующие выводы:

1. Использование робототехники позволяет обогатить речевой опыт ребенка. В ходе её использования дети познакомились с эффективной средой предоставления и передачи речевой информации.

2. Применение кружковых занятий по робототехнике - источник развития не только навыков связной речи детей, но и их умственных способностей, а также творчества в старшем дошкольном детстве.

3. Овладение детьми на формирующем этапе прочными речевыми навыками способствовало развитию умения ясно и образно выразить мысль, достаточного запаса слов, а также умению слушать и понимать речь других.

Литература:

1. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

2. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. -М.: Владос, 2014. - 288 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Наука, 2012. - 94 с.

4. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2014. - 398 с.

5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.