Научная статья на тему 'Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок'

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4749
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / НАРОДНЫЕ СКАЗКИ / MONOLOGUE SPEECH / COHERENT SPEECH / FOLK TALES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Николаева Надежда Никитична

В статье представлен анализ логопедической, психолого педагогической литературы. Описан результат сформированности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, пути их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Николаева Надежда Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COHERENT MONOLOGUE SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF FOLK TALES

The article presents an analysis of speech therapy, psychological and pedagogical literature. The result of the formation of the monologic speech of children of senior preschool age of the experimental group of them, their development paths is described. Keywords: monologue speech, coherent speech, folk tales.

Текст научной работы на тему «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск);

студент 4 курса Николаева Надежда Никитична

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Аннотация. В статье представлен анализ логопедической, психолого - педагогической литературы. Описан результат сформированности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, пути их развития.

Ключевые слова: монологическая речь, связная речь, народные сказки.

Annotation. The article presents an analysis of speech therapy, psychological and pedagogical literature. The result of the formation of the monologic speech of children of senior preschool age of the experimental group of them, their development paths is described.

Keywords: monologue speech, coherent speech, folk tales.

Введение. В современное время речевое развитие становится все более актуальной проблемой нашего общества, связана она с проблемой коммуникативной деятельностью - общением, ведь в процессе общения именно общения раскрываются у ребенка возможности в умении выражать свои мысли и высказывать их. Не все современные дети, поступившие в дошкольное образовательное учреждение, могут правильно излагать свои мысли, не все могут правильно произносить слова. Не следует винить в этом родителей, ведь развитие речи у кого - то происходит раньше, а у кого - то позже, зависит это от природы [1, С. 191.

Изложение основного материала статьи. Развитие связной речи - это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей. Она одна из главных задач детского сада.

Монологическая речь - это связная речь, логически последовательное высказывание, протекающее долго по времени, не связанное с немедленной реакцией. Имеет сложное строение, выражает мысль одного лица, которая неизвестна слушателям. В монологе человеку необходима внутренняя подготовка, обдумывание высказывания, азсредоточение мыслей o главном. Здесь также важны неречевые средства (мимика, жесты), умение говорить выразительно, живо, эмоционально [7, С. 351.

Исследователи Т.А. Ладыженской, Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко отмечают, что элементы монологической речи проявляются в высказываниях уже в возрасте двух трех лет. Ребенок пяти лет начинает уже интенсивно овладевать монологической речью, потому что к этому времени завешается процесс фонематического развития речи, и ребенок начинает усваивать морфологический и синтаксический строй родного языка (Г.А. Фомичева, О.С. Ушакова и др.) [7, С. 551.

У детей старшего дошкольного возраста снижается ситуативность речи, к этому возрасту детям уже доступны такие виды монологической речи как например: повествование и описание (простые описания предмета), а ближе к подготовительной группе - короткие рассуждения.

Благовременное освоение правильной речью имеет важное значение для сформированности полноценной личности ребенка, для его успешного обучения и трудовой деятельности в дальнейшем. Как уже известно, развитие речи ребенка происходит и развивается в процессе общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).

Поэтому очень важна чистая грамотная речь тех, среди кого находится ребенок и также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Если ребенок к пяти годам не может правильно произносить слова, не может последовательно излагать свои мысли, например, если ребенок хорошо слышит, но говорит мало и не совсем внятно, может оказаться, что у малыша начинаются проявляться общее недоразвитие речи.

Русские народные сказки - это неоценимая помощь в формировании словесных и речевых навыков ребенка. Выражения и слова из сказок с их древними и глубокими смыслами закладываются у нас по подсознании, не зависимо сколько нам лет и где находимся мы сами. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают детям положительные образцы литературного языка [4, С. 581.

Ушинский К.Д. великий русский педагог о сказках был высокого мнения, поэтому включил их в педагогическую систему. Успешность сказок у детей видел в том, что народное творчество соответствует простоте и непосредственности свойствам детской психологии [3, С. 751.

Сказки дают нам возможность расширить наш словарный запас на любую тему (например, будь то сказки о волшебстве, животных или бытовых). Сгазки способствуют не только в необходимых нам знаниях, умениях, навыков, но и способствуют развитию как личности. В процессе работы со сказками раскрываются и развиваются творческие сущности малыша [5, С. 351.

Сказка и дети созданы друг для друга и неотделимы и значит должно входить в курсы образования каждого ребенка. Во всех сказках, которые есть в нашем мире содержать фантастические, правдивые (на реальных событиях), сверхъестественные и естественные принципы.

Таким образом, овладением связной монологической речью происходит шаг за шагом в дошкольном детстве. Именно к пяти годам ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью. Сказки являются неоценимым источником развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический эксперимент проводили на базе МБДОУ ЦРР №5 «Радуга» г. Якутска. Для выявления уровня сформированности связной монологической речи нами был проведен констатирующий эксперимент, который проходил в группе детей 5 лет в количестве 24 человек. Показатели сформированности связной монологической речи у детей 5 лет на основе исследований Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также подобраны соответствующие диагностические задания [6, С. 341.

Диагностическое задания 1 - «Пробы на понимание речи», где цель была на выявления способности понимать логико - грамматические конструкции;

Диагностическое задание 2 - «Пересказ», где цель была на выявления умения составлять повествовательный рассказ (по серии картинок);

Диагностическое задания 3 - «Составление рассказа по серии картинок», где цель была на выявления умения составлять повествовательный рассказ (по серии картинок);

Диагностическое задания 4 - «Опиши по картинке», где цель была на выявления умения составлять описательный рассказ;

Диагностическое задание 5 - «Составь рассказ «Мой день в детском саду», где цель была на выявления умения составлять рассказ из личного опыта.

Для проведения заданий были подобраны оборудования: текст рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» с сериями сюжетных картинок, текст рассказа «Лиса и журавль», серия сюжетных картинок «Неудачная прогулка». Задания проводились с каждым ребенком - индивидуально.

По результатам диагностики на констатирующем этапе исследования мы выявили итоговый уровень сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста и на основании полученных данных распределили детей по уровням. В количественном и процентном соотношении мы получили следующие результаты:

- высокий уровень отсутствует в данной группе;

- средний уровень составил 25 % (бдетей);

- низкий уровень составил 75% (18 детей).

Как видно по результатам констатирующего эксперимента у детей старшего дошкольного возраста формирование связной монологической речи находится на низком уровне, потребность есть в развитии всех умений, но в большей степени - это умение составлять описательный рассказ самостоятельно, располагать свои мысли в правильной последовательности (начало - средина - конец), пользоваться выразительными средствами языка, избегать пауз в процессе своего высказывания.

После проведения нами констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста отмечаются значительное отставание в развитии навыков связной монологической речи.

На основе констатирующего эксперимента выявлены пути развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок. Мы разработали систему работ по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Система работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

посредствам народных сказок

№ Сказка Цель Деятельность

1 «Зайкина избушка» Побудить детей к поиску самостоятельного решения; к определению своего мнения; Сюжетно - ролевая игра (дети сами распределяют роли, придумывают свое решение проблемы)

2 «Колобок» Развивать у детей умение представлять образность сюжета произведений Представление сказки (детям предлагается закрыв глаза представить описательно сюжет произведения)

3 «Машенька и медведь » Развивать обучению пересказу; активизировать устную речь. Подвижная сюжетно-ролевая игра «Маша и медведь» (дети имитируют персонажей)

4 «Заяц - хваста» Развивать умение говорить свои высказывания Осваивать новые слова Придумывание слов (детям предлагается самим придумать слова, которые характеризуют крупные предметы)

5 «Теремок» Развивать умение правильно излагать свои мысли развивается мелкая моторика Конструирование (после прочтения сказки дети при помощи иллюстраций дома из данной сказки строили дома из конструкторов)

6 «Три медведя» Развивать умению длительному речевому выказыванию Придумывание концовки произведения (детям предлагается самим придумать концовку данного произведения)

7 «Иван царевич и серый волк» Развивать умение создавать связные монологические тексты с творческим заданием Актуализация знаний о сказках (детям предлагалось охарактеризовать героев произведения и научится сравнивать их с персонажами других сказок)

8 «Зимовье зверей» Развивать умение создавать связные монологические высказывания с использованием образных средств Рисование (дети воображают себя художниками - иллюстраторами, придумывают и рассказывают о своей картине к сказке)

9 «Гуси - лебеди» Развивать умение придумывать сказочные монологи с использованием образных средств языка развивать словесное высказывание в работе с лего Лего - занятие (дети выбирают героев из сказки, придумывают начало, середину, конец сказки; строят героев сказки из лего)

10 «Волк и семеро козлят» Развивать умение словесного творчества в работе над сказкой Рисование после прочтения сказки (после прочтения сказки дети рисовали, чтобы восстановить в памяти ее эпизоды)

Выводы. В окончании работая над проблемой развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что использование планомерного, систематического применения русских народных сказок станет эффективным средством развития связной монологической речи. сказки помогают детям излагать свои собственные мнения к прослушанному.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Перспектива, 2013. - 32 С.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, - М.: изд. Центр «Академия», 2000. - 400 С.

3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика Синтез, 2002. - 272 С.

4. Гриценко, З.А. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. - М.: Линка - Пресс. 2003.

5. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей. / Ю.А. Лебедев - Владос, 2001.

6. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников [Текст].: научно - метод. Пособие / О.С. Ушакова. - М.: РАО, 1997. - 136 С.

7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 С.

Педагогика

УДК: 378.4

старший преподаватель Джанкезов Рашид Хамидбиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск); старший преподаватель Джанкезова Светлана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева" (г. Карачаевск)

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКТЫ ПРОЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы проектирования образовательных программ. Раскрыта сущность понятия «образовательная программа» как документа, определяющего содержание и направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения, а также описываются принципы и критерии её построения. Проанализированы нормативные документы, определяющие проектирование образовательных программ. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению составляющих элементов структуры образовательной программы.

Ключевые слова: образовательная программа, проектирование образовательных программ, образование, федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, структура образовательной программы.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the problem of designing educational programs. The essence of the concept of "educational program" as a document defining the content and direction (profile) of a particular educational institution is disclosed, and the principles and criteria for its construction are described. Analyzed regulatory documents defining the design of educational programs. Particular attention is paid to the consideration of the constituent elements of the structure of the educational program.

Keywords: educational program, design of educational programs, education, federal state educational standard, basic educational program, structure of educational program.

Введение. Проблема проектирования образовательных программ в последние десятилетия занимает существенное место в педагогическом процессе, так как реализация образовательных услуг образовательным учреждением детерминирована ее образовательной программой.

Изложение основного материала статьи. Целью нашей работы является раскрытие сущности понятия «образовательная программа», а также описание принципов и критериев её построения.

Программа в переводе от греческого слова «programma» означает «объявление, распоряжение». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «программа» трактуется по-разному, как «1. План деятельности, работ. 2. Изложение содержания и цели деятельности ...организации или отдельного деятеля. 3. Краткое изложение содержания учебного предмета. 4. Описание алгоритма решения задачи на языке ЭВМ» [3, с. 597]. Второй пункт трактовки слова «программа» наиболее полно раскрывает ее значение, как содержания и цели деятельности. Если рассматривать программу образовательного учреждения, то следует рассматривать ее исходя из данного значения.

В современной науке понятие «образование» рассматривают с разных позиций. «Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [5, с. 78]. Если рассматривать образование с этих позиций, то оно выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения людей.

Следующая позиция - это определение образования как социального явления. Образование как социальное явление - это, прежде всего, объективная общественная ценность. «Образование как социальное явление - это относительно самостоятельна система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития» [5, c. 83].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.