Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания'

Опытно-экспериментальная работа по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1318
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / РАССКАЗЫВАНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Василевская Марина Петровна

В статье рассмотрены особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (композиция высказывания, содержательность, грамматическая правильность построения предложений, разнообразие способов связей между предложениями, разнообразие лексических средств, звуковое оформление высказывания), показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Василевская Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ

1 2 Зотова И.В. , Василевская М.П.

1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Василевская Марина Петровна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (композиция высказывания, содержательность, грамматическая правильность построения предложений, разнообразие способов связей между предложениями, разнообразие лексических средств, звуковое оформление высказывания), показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: монологическая речь, диагностика, критерии, показатели, уровни развития монологической речи, рассказывание, дети старшего дошкольного возраста.

УДК 372.3

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Учить ребенка рассказывать это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста [2].

Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей.

Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. А такие вопросы, как развитие связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение) [1].

В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков,

22

заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство).

Для исследования были выбраны две группы детей старшего дошкольного возраста: Группа А и Группа Б в количестве 40 детей. Также в экспериментальной работе приняли участие педагоги дошкольного образовательного учреждения.

Анализ предметно-пространственной среды показал, что в группах созданы благоприятные условия для самостоятельной речевой деятельности детей: широко используются различные виды театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание художественной литературы, составление собственных моделей для описания, раскладывание в правильной последовательности серии сюжетных картинок и составления рассказов по ним.

Вся предметно-развивающая среда группы организована с целью развития активности детей, в том числе и речевой. Среда удовлетворяет интересы детей группы и соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям. Во время непосредственно-образовательной деятельности по развитию монологической речи работа проводиться как фронтально, так и с подгруппами детей. В непосредственно-образовательную деятельность по речевому развитию входит составление различных рассказов-описаний, пересказов, рассказов из личного опыта, творческого рассказывания и т.д., а также проводиться работа с семьями воспитанников.

Критерии и показатели оценивания развития монологической речи в процессе рассказывания были нами определены, исходя из содержания программы дошкольных учреждений по линии речевого развития (развитие монологической компетенции).

Опираясь на теоретическое исследование, изучение задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» нами были выделены следующие критерии и показатели:

- композиция высказывания - умение составлять описание, в котором присутствуют три структуры: начало, середина, конец;

- содержательность - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности;

- грамматическая правильность построения предложений - умение построения простых и сложных предложений, правильность согласования слов в словосочетаниях и предложениях;

- разнообразие способов связей между предложениями - умение использовать способы формально-сочинительной связи;

- разнообразие лексических средств - умение использовать разные части речи, образные слова-определения, сравнения, синонимы, антонимы;

- звуковое оформление высказывания - умение излагать текст плавно, с интонационной выразительностью, в умеренном темпе [3].

Для экспериментального исследования мы избрали методики, при помощи, которых определили уровень развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Диагностические задания были модифицированы и адаптированы в соответствии с возрастом детей и состояли из шести заданий, направленных на выявление выделенных нами показателей развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста (Диагностическое задание № 1 «Опиши ежа» (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина); Задание № 2 «Разложи по порядку» (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина); Диагностическое задание № 3 «Составь рассказ» (В.П. Глухов); Диагностическое задание № 4 «Повтори по образцу» (Т.Б. Филичева); Задание № 5 «Подбери и назови» (модификация методики О.С Ушаковой, Е.М. Струниной); Диагностическое задание № 6 «Расскажи с выражением» (В.П. Глухов)) [4].

Данные о сформированности показателей развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, полученные, по всем обозначенным нами критериям развития монологической речи в ходе группового и индивидуального обследования

23

свидетельствуют, что дети в обеих группах обладают относительно схожими характеристиками, предметно-пространственная среда и образовательные программы идентичны, большинство детей соответствуют среднему уровню развития монологической речи. Но, несмотря, на проводимую работу педагогов, наблюдаются дети с низким уровнем развития монологической речи.

Так, количество детей в Группе А, находящихся на высоком уровне развития монологической речи - отсутствуют, а в Группе Б представлены в виде 20% детей (4 чел.). На среднем уровне в Группе А находятся 65% (13 чел.), в Группе Б 60% (12 чел.) соответственно. На низком уровне развития монологической речи в результате проведенной диагностики выявлено 35% детей Группы А (7 чел.), в Группе Б 20% детей (4 чел.).

Таким образом, свою дальнейшую работу видим в разработке и апробации комплекса методических мероприятий при условии комплексного подхода к обучению через совместную деятельность, а также использование приемов индивидуальной работы, направленных на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Зотова И.В. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем / И.В. Зотова, Д.А. Тимошенкова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблема науки», 2017. № 14 (96). С. 83-85.

3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 366 с.

4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: МГППУ, 2012. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.