Научная статья на тему 'Экспериментальная работа по определению актуального уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетных картин'

Экспериментальная работа по определению актуального уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетных картин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Боднар Инна Алексеевна

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой, творческо-речевой критерий), показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Боднар Инна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная работа по определению актуального уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством серии сюжетных картин»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН Зотова И.В.1, Боднар И.А.2

1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Боднар Инна Алексеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой, творческо-речевой критерий), показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: связная речь, диагностика, критерии, показатели, уровни развития связной речи, дети старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция речи - коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Связная речь - это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная и главная функция связной речи -коммуникативная. Она осуществляется в двух формах - диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Монологическая речь это развернутый, организованный вид речи.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения [1].

Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной монологической речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с старшего дошкольного возраста.

Большое значение обучению рассказыванию по картине уделяли в своих трудах видные педагоги: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, А.М. Бородич, Э.П. Коротковой и др. Важное значение для методики обучения рассказывания по картине имеет знание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах Л.С. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной. Особенности методики обучения связной речи с

использованием серий картин, объединенных общим сюжетом, нашли отражение в трудах О.С. Ушаковой, Е. А Смирновой, В.В. Гербовой, Т.А. Ткаченко [3].

Психологические основы общения были разработаны в исследованиях

A.Б.Добровича, Е.Н. Ильина, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева,

B.А.Кан-Калика, А.Т.Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др. [2].

Для исследования были выбраны две группы детей старшего дошкольного возраста: Группа А и Группа Б в количестве 40 детей. Также в экспериментальной работе приняли участие педагоги дошкольного образовательного учреждения.

Работа по реализации поставленных задач на констатирующем этапе проводилась в двух направлениях:

- работа с педагогами - предполагала анализ деятельности детского сада по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

- работа с детьми - предполагала использование наблюдения, как метода сбора необходимой информации в рамках исследования и, непосредственно, проведение самой диагностики.

Анализ предметно- развивающей среды в группах и на участках показал: во всех группах создана предметно-развивающая среда для развития связной речи у детей дошкольного возраста. В ходе анализа были проверены календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми в старших группах. В планах прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в ООД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй.

В результате анализа психо лого-педагогической и методической литературы нами были определены критерии: когнитивный, репродуктивно-речевой, творческо-речевой критерий, с соответствующими показателями относительно возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В основу диагностики развития коммуникативных навыков детей нами использовались методики, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой,

C.Ю. Мещеряковой, Т.Б. Филичевой и Р.И. Лалаевой, которые состояли из серии диагностических заданий и наблюдений, направленных на выявление тех или иных критериев и показателей развития связной речи.

Также нами были определены уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий. Результаты обследования показали, что уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в большинстве своем - «средний».

Необходимо отметить тот факт, что задания, которые относились к творческо-речевому критерию вызвали у детей наибольшие затруднения. Несмотря на то, что результаты диагностики показали в большинстве своем - средний уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, необходимо отметить тот факт, что в обеих группах на момент проведения эксперимента присутствует определенное количество детей низкого уровня развития связной речи, не смотря на проводимые работы со стороны педагогов.

Таким образом, свою дальнейшую экспериментальную деятельности мы видим в разработке и апробации системы работы педагога, направленную на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования серии сюжетных картин.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Зотова И.В. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем / И.В. Зотова, Д.А. Тимошенкова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблема науки», 2017. № 14 (96). С. 83-85.

3. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: МГППУ, 2012. 128 с.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Эргашов У.О.

Эргашов Умиджон Обиджонович - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена осмыслению понятий духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание. Духовность в представленной работе рассматривается в контексте как состояние личности, которое проявляется в стремлении к идеалу, к высшим ценностям. Нравственность представляется проявлением духовности в поведении человека, в его взаимоотношении с окружающим миром. Процесс духовно-нравственного воспитания рассматривается с позиции главных признаков духовности и нравственности: стремление человека к идеалу, ориентация на высшие базовые ценности и характер взаимоотношений между людьми.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, наблюдения, обмен опытом, анализ педагогических ситуаций.

В настоящее время одним из наиболее важных моментов современного воспитания является усиленное внимания к исследованиям духовно- нравственного воспитания личности. Разнообразные аспекты вопросов нравственности и духовности личности обозначили значительное количество разнообразных концептуальных идей, сконцентрированных на ее разрешение. Проблема духовно-нравственного воспитания как одна из главных и неоднозначных, охватывает такие категории: духовность и нравственность, духовное воспитание и духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности и др., и рассматривать этот аспект нужно не только с взглядов педагогики, но и других наук, таких как психология, философия, социология, история. Вопрос воспитания человека является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с будущим человечества, с его эволюцией. Имея целью выявить внутреннюю суть человека, образование его характера, воспитание создает самого человека. Поэтому от правильной постановки этого вопроса, зависит многое - как судьба самого человека, так и судьба всего человечества. Учитывая условия воспитательного процесса, преподаватель может добиться эффективности лишь в том случае, если он глубоко проанализирует результаты воспитательной работы и сделает правильные выводы. Сегодня огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Основная задача современного учителя состоит в обеспечении педагогического воздействия на воспитуемых, осуществлении отношений сотрудничества путем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.