Научная статья на тему 'Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности'

Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3021
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ARTISTIC ACTIVITY / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / CONNECTED SPEECH / PRINCIPLES AND METHODS OF TRAINING / TRAINING CONNECTIVE SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Вероника Владимировна

В статье рассмотрены методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, проанализированы планы учебно-воспитательной работы воспитателей, программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, представлены данные формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and methods of development of coherent speech of children in fine arts activity

The author views the substance and methods of training the connected speech of children of the preschool age in artistic activity. The author deals with the methods of training connected speech of children of pre-school age in artistic activity. The curriculums of preschool education are analyzed and the materials of the forming experiment are represented.

Текст научной работы на тему «Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности»

ART 14125

научно-методический электронный журнал ART 14125 УДК 373.2:159.946.3

Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14125. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Баранова Вероника Владимировна,

аспирант кафедры теории и методики дошкольного образования ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены методы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, проанализированы планы учебно-воспитательной работы воспитателей, программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, представлены данные формирующего эксперимента. Ключевые слова: изобразительная деятельность, развитие речи, программа обучения и воспитания, дети старшего дошкольного возраста, принципы и методы развития связной речи.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На всех этапах развития общества в процессе воспитания подрастающего поколения значительное внимание уделялось развитию связной речи детей. Сегодня на Украине значимость этой проблемы подчеркивается рядом государственных документов: законами «Про освиту» [1], «Про дошкильну освиту» [2], «Базовым компонентом дошкильной освиты» [3].

Реалии нынешнего времени требуют от современных воспитателей новых подходов к осуществлению учебного процесса в дошкольных учреждениях. Это предопределено реформированием системы дошкольного и начального образования; переходом к личностно-ориентированной модели воспитания детей; поступлением детей в школу с 6 лет. Все это способствует поиску новых способов организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, новых средств формирования у детей умений и навыков, предметных компетенций.

От ребенка - выпускника ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) ожидается достаточно высокий уровень сформированности навыков связной речи, поскольку от этого зависит дальнейшее комфортное обучение ребенка в школе.

Проблема связной речи в современной теории и практике дошкольного образования исследовалась психологами (С. Рубинштейн [4], Л. Выготский [5], М. Лисина [6]), лингвистами (И. Гальперин [7], Л. Лосева [8]), педагогами (А. Богуш [9], Е. Флерина [10], Н. Луцан [11], О. Ушакова [12]). Ученые по-разному определяют понятие «связная речь». Так, например, в лингвистическом словаре связная речь определяется как отрезок речи с присущими ему значительной протяженностью и расчленением на более или менее самостоятельные части [13]. Л. Выготский определяет связную речь как речь, отражающую в языковом плане все существенные связи своего предметного содержания. Результатом (продуктом) связной речи ученые (Н. Головань [14], Л. Варнацкая) называют текст, а именно словесно структурную целостность.

Представленное исследование посвящено развитию связной речи детей средствами изобразительной деятельности. В основу исследования положены деятельный подход и принцип интеракции.

Рассмотрим взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности. Деятель-ностный подход раскрыт в роботах таких ученых, как Л. Выготский, А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Н. Леонтьев [15], А. Люблинская [16], С. Рубинштейн и др.

Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности

f\j ■Л f\j

ART 14125

научно-методический электронный журнал ART 14125 УДК 373.2:159.946.3

Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14125. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

По мнению А. Н. Леонтьева, некоторые типы деятельности на определенной стадии являются ведущими для последующего развития индивида, другие менее важны. Одни играют главную роль в развитии ребенка, другие - вспомогательную. Н. Луцан раскрывает взаимодействие различных видов деятельности детей дошкольного возраста. По мнению ученой, по функциональным признакам можно назвать приоритетными такие виды, как познавательная, игровая, речевая и коммуникативная деятельность, поскольку они сопровождают любую деятельность ребенка. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста невозможна вне речевого сопровождения.

В современной украинской лингводидактике широко используются такие средства развития связной речи, как обучение детей рассказыванию по сюжетным картинам (А. Богуш, Н.Гавриш, Н. Глухенька), украинской народной игрушке (С. Ласунова [17]), репродукциям художественных картин (Л. Зданевич [18], Е. Соцкая [19]), развитие связной речи в коммуникативно-игровой (Н. Луцан) и продуктивно-творческой деятельности (Т. Постоян [20]). В то же время проблема развития связной речи средствами изобразительной деятельности детей не была предметом специального исследования.

Эксперимент осуществлялся поэтапно. На поисковом этапе изучалось состояние развития связной речи средствами изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольных учебных заведений. Были проанализированы действующие программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста: «Базовый компонент дошкильной освиты», «Малятко» [21], «Дытына» [22], «Дытына у дошкильни рокы» [23], «Впэвнэный старт» [24], «Мовленневый компонент дошкильной освиты» [25].

Выяснилось, что в программах довольно обстоятельно представлено развитие диалогической и монологической речи (составление рассказов по плану воспитателя, самостоятельно, по картине и серии картин, из личного опыта, сочинение детьми сказок, небылиц и т. д.); формирование у детей навыков речевого этикета (употребление в речи вежливых слов, обращений, речевых высказываний).

В отдельных программах представлены задания по развитию речи детей в процессе изобразительной деятельности. Например, в программе «Дытына» в разделе «Родной язык, родное слово» предусмотрено составление детьми рассказов по своим рисункам, поделкам, иллюстрациям к художественным произведениям [26]; в программе «Дытына у дошкильни рокы» впервые предусмотрена задача научить детей составлять рассказы разного типа по содержанию детских рисунков.

Содержание раздела «Изобразительная деятельность» предусматривает: ознакомление детей с изобразительным искусством; воспитание у них эстетического мировосприятия; обучение детей техническим навыкам изобразительной деятельности. Отметим, что в действующих на Украине программах задачи по развитию связной речи в разделе «Изобразительная деятельность» к сожалению, отсутствуют. В программе «Малятко» в номинации «Сюжетное рисование» предусматривается задача «создавать сюжетные композиции по мотивам литературных произведений и народного фольклора» [27], которую, очевидно, следует понимать как требование развития речи детей.

В программе «Дытына у дошкильни рокы» в номинации «Создание фонда "Могу"» указано, что «ребенок на элементарном уровне умеет анализировать произведение изобразительного искусства, описывает эмоционально-образную характеристику картины» [28]. Заметим, что выполнить столь сложную задачу, не имея достаточного словарного запаса, ребенок не сможет, поскольку ни в одной программе в разделе «Изобразительная деятельность» не предусмотрено словарной работы.

ART 14125

научно-методический электронный журнал ART 14125 УДК 373.2:159.946.3

Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14125. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В тематической программе А. Богуш «Мовленневый компонент дошкильной освиты» в базисной характеристике развития речи детей указывается, что «дети умеют объяснить будущий сюжет рисунка, конструкции, аппликации или другого изделия» [29]; «по собственной инициативе рисуют по сюжету знакомых сказок, сопровождают свои рисунки рассказами эпизодов из сказок и художественных произведений; составляют рассказы по содержанию репродукций художественных картин» [30].

Нами было проведено анкетирование воспитателей ДОУ с целью изучения состояния работы в практике дошкольных учреждений по развитию речи детей средствами изобразительной деятельности. В анкетировании принимали участие 130 воспитателей г. Одессы и области.

По результатам анкетирования оказалось, что репродукции художественных картин используются на занятиях воспитателями только как наглядный материал (56%); для ознакомления с видами искусства, техникой рисования и в процессе тематических бесед (37%); не ответили на вопрос 7% респондентов. На вопрос «Какое место Вы отводите речи детей на занятиях по изобразительной деятельности?» 13% респондентов не смогли ответить; 23 % развивают речь детей, но не объяснили, каким образом; 18% респондентов считают, что второстепенное: первое место занимает практическая деятельность детей; 46% отметили, что во время изобразительной деятельности обогащают словарь детей, активизируют речь дошкольников (диалогическую, описательную). При ответе на вопрос «Используете ли Вы изобразительный материал на занятиях по развитию речи? Каким образом?» оказалось, что 11% воспитателей не используют изобразительный материал на занятиях по развитию речи; 32% используют при составлении описательных рассказов как вспомогательное средство активизации речи детей, при составлении детьми сказок.

Как видим, в практике ДОУ, к сожалению, недостаточно используется изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как эффективное средство развития связной речи. Следовательно, в современной педагогический практике налицо противоречие между потенциальными возможностями изобразительной деятельности как эффективного средства развития связной речи детей и отсутствием специального методического сопровождения речи, воспитатели незнакомы с методикой использования изобразительной деятельности как средства развития связной речи.

На констатирующем этапе исследования были разработаны соответствующие критерии и показатели развития связной речи детей средствами изобразительной деятельности.

Когнитивно-обогатительный критерий с показателями: знания детей о разных видах искусства и жанрах художественных картин; знания детей раздаточных материалов для изобразительной деятельности.

Коммуникативно-воспроизводительный критерий с показателями: умение объяснить процесс выполнения будущей изобразительной деятельности; умение составлять связный описательный рассказ по содержанию репродукции художественной картины, своего рисунка или изделия (описание, рассказ); умение использовать в связном рассказе образные выражения, пословицы, сравнения.

Креативно-продуктивный критерий с показателями: умение планировать будущую изобразительную деятельность по собственному замыслу; умение составлять творческие рассказы по содержанию своих рисунков (изделий), по сюжетам репродукций художественных картин; умение использовать знакомые художественные тексты (стихи) в творческих рассказах по своим рисункам (изделиям), содержанию репродукций художественных картин.

ru Q м

ART 14125

научно-методический электронный журнал ART 14125 УДК 373.2:159.946.3

Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14125. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Оценочно-рефлексивный критерий с показателями: умение анализировать и оценивать результаты своей деятельности (рисование, лепка, аппликация, рассказы); умение анализировать и оценивать работы сверстников (рисование, лепка, аппликация, рассказы); умение обосновывать свое суждение.

Были определены уровни развития связной речи детей в изобразительной деятельности: высокий, достаточный, удовлетворительный и низкий.

Определены и научно обоснованы педагогические условия эффективного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста: взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста; наличие позитивных эмоциональных стимулов речевого сопровождения изобразительной деятельности детей; погружение детей в активную изобразительно-речевую деятельность.

Теоретическими позициями исследования выступили такие методические принципы: интеракция речевой и изобразительной деятельности: взаимосвязь развития речевых навыков, умение продуцировать связные высказывания, наличие специфического словаря и развития умений и навыков изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); коммуникативный принцип; принцип наглядности; принцип сочетания различных форм, методов и приемов организации изобразительно-речевой деятельности; принцип позитивной мотивации и ситуации успеха; принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.

Экспериментальная методика предусматривала четыре последовательных этапа обучения: информационно-обогатительный, репродуктивно-деятельностный, креативно-речевой, оценочно-рефлексивный.

Целью первого этапа было обогащение знания детей о разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и репродукциях художественных картин, их авторов (художников), декоративных изделий, скульптуры. На первом этапе предусматривалось обогащение активного словаря детей лексикой изобразительной направленности в соответствии с разработанными нами тематическими словарями. На занятиях по художественной литературе, развитию речи детей знакомили с художественными произведениями, сказками, заучивали пословицы, загадки, поговорки, которые дети могли бы использовать на занятиях по изобразительной деятельности. На этом этапе реализовалось такое педагогическое условие, как обеспечение взаимосвязи речевой и изобразительной деятельностей детей старшего дошкольного возраста.

Ведущим принципом организации экспериментальной работы на этом этапе был принцип направленности экспериментальной работы на интеграцию речевой и изобразительной деятельности детей.

Целью второго - репродуктивно-деятельностного - этапа было стимулирование активной речи детей на занятиях по изобразительной деятельности и использование изобразительной деятельности на занятиях по развитию речи и художественной литературе. Детей стимулировали продуцировать связные высказывания различных типов: объяснение, рассуждение, планирование, комментирование, резюме, оценочное суждение и др.

Ведущим педагогическим условием на втором этапе было наличие позитивных стимулов речевого сопровождения изобразительной деятельности детей, создание ситуации успеха.

Третий этап - креативно-речевой - предусматривал развитие творческих речевых проявлений детей в изобразительно-речевой деятельности, составление детьми творческих рассказов, описательных рассказов в роли экскурсоводов, словесных

ГУ r\J

ART 14125

научно-методический электронный журнал ART 14125 УДК 373.2:159.946.3

Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14125. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

«рисунков» и др. На этом этапе реализовалось такое педагогическое условие, как погружение детей в активную изобразительно-речевую деятельность.

На четвертом этапе - оценочно-рефлексивном - учили детей составлять оценочные суждения (самооценки и взаимооценки) по результатам собственной работы и работы сверстников. Детей учили адекватно оценивать как процесс, так и результат деятельности, сравнивать выполнение работы по своему замыслу с планом, характер и качество выполнения. Дети «продавали» свои работы на ярмарке, отбирали их на выставку, предварительно учились их презентовать, подводили итоги, объясняли свой выбор и оценку. Дети исполняли роль экскурсоводов в музеях, художественных галереях, работали в художественных студиях; составляли тематические альбомы из рисунков, сборники творческих рассказов к своим рисункам. На этом этапе были задействованы все педагогические условия и принципы организации экспериментальной работы.

Непосредственно экспериментальному обучению предшествовала пропедевтическая работа: подготовка материалов, методического сопровождения, подготовка воспитателей к экспериментальной работе с детьми. Были разработаны тематические словарики к каждому виду изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); подобраны репродукции художественных картин и иллюстрации к сказкам. В экспериментальных ДОУ был оборудован своеобразный художественный музей, в котором собраны репродукции художественных картин по тематическому принципу «Зима», «Весна». Заметим, что выставка картин соответствовала времени года. Это были периодические выставки «Зимние мотивы» и «Весенние пейзажи».

Для экспериментальной работы на формирующем этапе были избраны две комплексные темы: «Зимние мотивы: зимняя сказка» и «Что дарит нам весна?», которые реализовывались на разных видах и типах занятий (предметные, интегрированные, комбинированные, групповые, коллективные, индивидуально-групповые и индивидуальные), использовалась система методов и приемов (наблюдение, экскурсии, экскурсии-осмотры, беседы, чтение и рассказывание сказок, составление рассказов, заучивание стихотворений, рисование, аппликация, лепка, изготовление панно, ковров, ручной труд, составление проектов и т. п.).

Работа по каждой теме осуществлялась по такому алгоритму: чувственный опыт ^ наглядное сопровождение ^ система знаний ^ непосредственная практическая деятельность ^ словесное сопровождение ^ связный творческий рассказ.

В соответствии с таким алгоритмом составлялись перспективные планы работы. Например, приобретение детьми сенсорного опыта происходило в процессе наблюдений и экскурсий - осмотров «уголков природы» в группе, на участке дошкольного учреждения, на ближайших улицах, парках и т. п.

Систему знаний дети получали на занятиях по художественной литературе, ознакомлению с природой, окружающей средой, на музыкальных занятиях.

Приобретенные знания закреплялись и уточнялись на занятиях по рассматриванию и обсуждению репродукций художественных картин на занятиях по ознакомлению с природой и художественной литературе.

Непосредственная практическая деятельность детей осуществлялась на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) с соответствующим словесным сопровождением (стихи, поговорки, образные выражения, объяснение, составление рассказов).

Завершающим этапом работы были занятия по развитию речи - составление детьми творческих рассказов о своих рисунках, лепке, аппликации, открытках, газетах и разработка коллективного группового проекта «Зимние мотивы: зимняя сказка» и «Что

PU г М

КОНЦЕПТ

Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14125. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14125 УДК 373.2:159.946.3

дарит нам весна?», проведение литературного конкурса детских рассказов «Моя зимняя сказка», «Что подарила мне весна?». Были разработаны сценарии праздников «В гостях у волшебницы Зимы» и «Весна красна» с приглашением родителей, детей других групп. К праздникам вместе с детьми изготовляли костюмы, готовили подарки.

На заключительном этапе экспериментальной работы были проведены контрольные срезы с целью выяснения эффективности педагогических условий и методики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Сравнительные данные уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности на констатирующем и заключительном этапах эксперимента представлены в таблице и на рисунке.

Сравнительные данные уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности (%)

Группа Уровни

Высокий Достаточный Удовлетво рительный Низкий

КЭ ЗЭ КЭ ЗЭ КЭ ЗЭ КЭ ЗЭ

ЭГ 3,25 19 12 43 44,8 31 38 5,5

КГ 3,25 9.7 12,05 21 43 39,5 44 32,5

Примечание. КЭ - контрольный этап; ЗЭ заключительный этап, ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа.

Сравнительные данные уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности (%)

Как свидетельствует таблица, произошли существенные положительные изменения в уровнях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе средствами изобразительной деятельности. Высокого уровня развития достигли 19% (было 3,25%) детей экспериментальной и 9,7% (было 3,25%) контрольной групп; достаточного уровня - 43% (было 12%) детей экспериментальной и 21% (было 12,05%) контрольной групп. Удовлетворительный уровень засвидетельствовали 31% (было 44,8%) детей экспериментальной и 39,5% (было 43%) контрольной групп. На низком уровне развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности осталось 5,5% (было 38%) детей экспериментальной и 32,5% (было 44%) контрольной групп.

Как видим, по всем показателям у детей экспериментальной группы произошли ощутимые позитивные изменения.

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14125 УДК 373.2:159.946.3

Ссылки на источники

Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14125. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1. Закон УкраТни ocBiTy. - URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1060-12

2. Закон Украши про дошкшьну ocBiTy. - К.: Редак^я журналу «Дошкшьне виховання», 2001. - 33 с.

3. Базовий компонент дошкшьноТ осв^и в УкраТ'ш (Наказ Мшютерства вщ 22.05. 2012 р. № 615 «Про затвердження Базового компонента дошкшьноТ осв^и (нова редакщя)»). - К.: 2012. - URL: http://mon.gov.ua/index.php/ua/diyalnist/osvita/doshkilna-ta-zagalna-serednya/doshkilna-osvita/148-diyalnist/osvita/doshkilna-ta-zagalna-serednya/doshkilna-osvita/10023

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.

5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.

6. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - C. 97-101.

7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Калинин, 1987. - 138 с.

8. Лосева Л. М. Как строится текст: [пособие для учителей] / под ред. Г. Я. Солганика. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

9. Богуш А. М. Мовленневий компонент дошкшьноТ осв^и. - Харш: Вид-во «Ранок», 2011. - 176 с.

10. Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике. - М.: Просвещение, 1982. - 145 с.

11. Луцан Н. В. Мовленневочгрова дiяльнicть д^ей дошкшьного вку: дис.. на здобуття наук. ступеня пед. Наук: спец: 13.00.02 «Теoрiя i методика навчання (украТнська мова)». - О., 2005. 425 с.

12. Ушакова Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2011. - 524 с.

13. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энцикл., 1969. - 606 с.

14. Головань Н. А. Особливост монолопчного мовлення учшв 1-3 клаав: дис. ... канд. психол. наук. -К., 1972. - 193 с.

15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

16. Люблинска Г. О. - Дитяча психолопя. - К.: Вища школа, 1974. - 355 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ласунова С. В. Розвиток описового мовлення старших дошкшьниш засобами украТнськоТ народ-ноТ iграшки: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02; ^вденноукр. держ. пед. ун-т iм. К.Д.Ушинського. - О., 2000. - 20 с.

18. Зданевич Л. В. Методика використання твoрiв живопису як засобу розвитку зв'язного мовлення д^ей старшого дошкшьного вку // Дошкшьна осв^а. - 2008. - № 3(21). - C. 31-41.

19. Соцька О. П. Формування емоцшно-виразного мовлення старших дошкшьниш у процес сприй-

мання твoрiв живопису: автореф. дис..... канд. пед. наук / ^вденноукр. держ. пед. ун-т iм. К. Д.

Ушинського. - О., 2008. - 20 c.

20. Постоян Т. Г. Розвиток зв'язного мовлення д^ей старшого дошкшьного вку в процеа продуктив-но-творчоТ дiяльнocтi: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / ^вденноукр. держ. пед. ун-т iм. К.Д. Ушинського. - О., 1998. - 16 с.

21. Програма виховання д^ей i навчання д^ей дошкшьного вку «Малятко». - К., 1999. - 288 с.

22. Програма виховання дп"ей i навчання дтей вщ 3 до 7 роюв «Дитина». - К.: «Богдана», 1999. - 327 с.

23. Комплексна додаткова осв^ня програма «Дитина у дошкшьш роки» / пщ ред. К. Л. Крутш. - Запо-рiжжя: Лтс, 2011. - 188 с.

24. Впевнений старт: програма розвитку д^ей старшого дошкшьного вку (Наказ МОН вщ 23.11.2010 № 1111). - К., 2010. - URL: http://www.kharkivosvita.net.ua/document/1632.

25. Богуш А. М. Мовленневий компонент дошкшьноТ осв^и.

26. Програма виховання д^ей i навчання дггей вщ 3 до 7 рош «Дитина». - С. 36.

27. Програма виховання д^ей i навчання д^ей дошкшьного вку «Малятко». - С. 233.

28. Комплексна додаткова осв^ня програма «Дитина у дошкшьш роки». - С. 258.

29. Богуш А. М. Мовленневий компонент дошкшьноТ осв^и. - С. 87.

30. Богуш А. М. Мовленневий компонент дошкшьноТ осв^и. - С. 123.

ISSN 2304-120Х

Veronica Baranova,

Ph. D. student at the chair of theory and methods of preschool education, "South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessa [email protected]

Content and methods of development of coherent speech of children in fine arts activity

Abstract. The author views the substance and methods of training the connected speech of children of the preschool age in artistic activity. The author deals with the methods of training connected speech of children

nu ~J nu

772304

120142

977230412014205

ART 14125

научно-методический электронный журнал ART 14125 УДК 373.2:159.946.3

Баранова В. В. Содержание и методы развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт. - 2014. - № 05 (май). - ART 14125. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

of preschool age in artistic activity. The curriculums of preschool education are analyzed and the materials of

the forming experiment are represented.

Key words: artistic activity, training connective speech, children of preschool age, principles and methods of

training, connected speech.

References

1. Zakon Ukraini osvitu. Available at: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1060-12 (in Ukrainian).

2. (2001) Zakon Ukrai'ni pro doshkil'nu osvitu, Redakcija zhurnalu "Doshkil'ne viho-vannja", Kiev, 33 p. (in Ukrainian).

3. (2012) Bazovij komponent doshkil'noi osviti v Ukrai'ni (Nakaz Ministerstva vid 22.05. 2012 r. № 615 "Pro zatverdzhennja Bazovogo komponenta doshkil'noi' osviti (nova redakcija)"). Available at: http://mon.gov.ua/index.php/ua/diyalnist/osvita/doshkilna-ta-zagalna-serednya/doshkilna-osvita/148-diyalnist/osvita/doshkilna-ta-zagalna-serednya/doshkilna-osvita/10023 (in Ukrainian).

4. Rubinshtejn, S.L. (2004) Osnovy obshhejpsihologii, Piter, St. Petersburg, 713 p. (in Russisn).

5. Vygotskij, L.S. (1956) Izbrannye psihologicheskie issledovanija. Myshlenie i rech'. Problemy psiholog-icheskogo razvitija rebenka, lzd-vo Akkad. ped. nauk RSFSR, Moscow, 519 p. (in Russi8n).

6. Lisina, M.I. (1982) "Razvitie poznavatel'noj aktivnosti detej v hode obshhenija so vzroslymi i sverst-nikami", Voprosy psihologii, № 4, pp. 97-101 (in Russi8n).

7. Gal'perin, I.R. (1987) Tekst kak ob#ekt lingvisticheskogo issledovanija, Kalinin, 138 p. (in Russi8n).

8. Loseva, L.M., Solganik, G.Ja. (ed.) (1980) Kak stroitsja tekst, Prosveshhenie, Moscow, 96 p. (in Russi8n).

9. Bogush, A.M. (2011) Movlennevij komponent doshkil'noi'osviti, Vid-vo "Ranok", Harkiv, 176 p. (in Ukrainian).

10. Flerina, E.A. (1982) Rasskazyvanie v doshkol'nojpraktike, Prosveshhenie, Moscow, 145 p. (in Russisn).

11. Lucan, N.V. (2005) Movlennevo-igrova dijal'nist' ditej doshkil'nogo viku: dis.. na zdobuttja nauk. stupenja ped. nauk: spec: 13.00.02 "Teorija i metodika navchannja (ukra'ins'ka mova)", O., 425 p. (in Ukrainian).

12. Ushakova, T.N. (2011) Rozhdenie slova. Problemy psihologii rechi i psiholingvistiki, Izd-vo "In-t psihologii RAN", Moscow, 524 p. (in Russi8n).

13. Ahmanova, O.S. (1969) Slovaf lingvisticheskih terminov, Sovetskaja jenciklopedija, Moscow, 606 p. (in Russisn).

14. Golovan', N.A. (1972) Osoblivosti monologichnogo movlennja uchniv 1-3 klasiv : Dis. ... kand. psihol. nauk, Kiev, 193 p. (in Ukrainian).

15. Leont'ev, A.N. (1981) Problemy razvitija psihiki, Izd-vo MGU, Moscow, 584 p. (in Russi8n).

16. Ljublinska, G.O. (1974) Ditjacha psihologija, Vishha shkola, Kiev, 355 p. (in Ukrainian).

17. Lasunova, S.V. (2000) Rozvitok opisovogo movlennja starshih doshkil'nikiv zasobami ukrains'koi narodnoi igrashki: Avtoref. dis... kand. ped. nauk: 13.00.02; Piv-dennoukr. derzh. ped. un-t im. K.D.Ushins'kogo, O., 20 p. (in Ukrainian).

18. Zdanevich, L.V. (2008) "Metodika vikoristannja tvoriv zhivopisu jak zasobu rozvitku zv'jaznogo movlennja ditej starshogo doshkil'nogo viku", Doshkil'na osvita, № 3(21), pp. 31-41 (in Ukrainian).

19. Soc'ka, O.P. (2008) Formuvannja emocijno-viraznogo movlennja starshih doshkil'nikiv u procesi sprijmannja tvoriv zhivopisu: avtoref. dis... kand. ped. nauk; Pivden-noukr. derzh. ped. un-t im. K.D.Ushins'kogo, O., 20 p. (in Ukrainian).

20. Postojan, T.G. (1998) Rozvitok zv'jaznogo movlennja ditej starshogo doshkil'nogo viku v procesi produktivno-tvorchoi dijal'nosti: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02; Pivdennoukr. derzh. ped. un-t im. K.D. Ush-ins'kogo, O., 16 p. (in Ukrainian).

21. (1999) Programa vihovannja ditej i navchannja ditej doshkil'nogo viku "Maljatko", Kiev, 288 p. (in Ukrainian).

22. (1999) Programa vihovannja ditej i navchannja ditej vid 3 do 7 rokiv "Ditina", "Bogdana", Kiev, 327 p. (in Ukrainian).

23. Krutij, K.L. (ed.) (2011) Kompleksna dodatkova osvitnja programa "Ditina u doshkil'ni roki", Lips, Zaporizhzhja, 188 p. (in Ukrainian).

24. (2010) Vpevnenij start: programa rozvitku ditej starshogo doshkil'nogo viku (Nakaz MON vid 23.11.2010 № 1111), Kiev. Available at: http://www.kharkivosvita.net.ua/document/1632 (in Ukrainian).

25. Bogush, A.M. (2011) Movlennevij komponent doshkil'noi osviti, Vid-vo "Ranok", Harkiv, 176 p. (in Ukrainian).

26. (1999) Programa vihovannja ditej i navchannja ditej vid 3 do 7 rokiv"Ditina" "Bogdana", Kiev, p. 36 (in Ukrainian).

27. (1999) Programa vihovannja ditej i navchannja ditej doshkil'nogo viku "Maljatko", Kiev, p. 233 (in Ukrainian).

28. Krutij, K.L. (ed.) (2011) Kompleksna dodatkova osvitnja programa "Ditina u doshkil'ni roki", Lips, Zaporizhzhja, p. 258 (in Ukrainian).

29. Bogush, A.M. (2011) Movlennevij komponent doshkil'noi osviti, Vid-vo "Ranok", Harkiv, p. 87 (in Ukrainian).

30. Bogush, A.M. (2011) Movlennevij komponent doshkil'noi osviti, Vid-vo "Ranok", Harkiv, p. 123 (in Ukrainian).

Рекомендовано к публикации:

Богуш А. М., доктором педагогических наук, профессором;

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

«vi Q «X»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.