Научная статья на тему 'Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста'

Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3871
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ПЕРЕСКАЗ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Затонских Оксана Сергеевна

Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста, средство обогащения словарного запаса, развития памяти, мышления, восприятия, внимания. В данной статье отображены основные аспекты особенностей обучения детей дошкольного возраста пересказу, требования к пересказам литературных произведений детьми, выделены основные положения подготовки педагогов и детей к занятиям по пересказу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Затонских Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения пересказу детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Затонских О.С.

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Затонских Оксана Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: пересказ литературных произведений в детском саду - это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста, средство обогащения словарного запаса, развития памяти, мышления, восприятия, внимания. В данной статье отображены основные аспекты особенностей обучения детей дошкольного возраста пересказу, требования к пересказам литературных произведений детьми, выделены основные положения подготовки педагогов и детей к занятиям по пересказу. Ключевые слова: грамматическая сторона речи, дети дошкольного возраста, монологическая речь, пересказ, связная речь, развитие речи.

Дошкольное детство является периодом, в котором особое внимание уделяется развитию связной речи детей. Неоценимую помощь в развитии речевых навыков дошкольников оказывает правильно организованный литературный пересказ. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. При пересказе совершенствуется произношение, детьми усваиваются нормы и правила построения предложений и текста. Использование текстов детской художественной литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, синтаксической и грамматической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и т.д.

Над вопросами развития речи детей дошкольного возраста работали в разных аспектах: Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Короткова Э.П., Бородич А.М., Усова А.П., Соловьева О.И. и другие авторы. Особое значение пересказа в развитии связной монологической речи детей подчеркивают такие исследователи, как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Э.П. Короткова, Ф.А. Сохин и другие.

Пересказ - связное изложение прослушанного текста. Пересказ является средством развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. При пересказе совершенствуется произношение, детьми усваиваются нормы и правила построения предложений и текста [2, с. 27].

Пересказ - является более легким видом монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы [2, с. 30].

Различают несколько видов пересказов: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В работе с дошкольниками используется пересказ близкий к тексту. Данный вид пересказа легче других и способствует закреплению в памяти содержания прочитанного, усвоению логики и структуры образца, его языка. К примеру, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, является более сложным, и в связи с

этим проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями дети старшего дошкольного возраста придумывают начало, отдельные эпизоды, концовку произведения.

Требования к пересказам детей таковы:

- Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.

- Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие пропусков существенных элементов текста, нарушающих логику изложения.

- Последовательность и связность пересказа.

- Использование слов и оборотов авторского текста и удачная замена отдельных слов синонимами.

- Плавность пересказа, отсутствие длинных, лишних пауз [5, с. 9].

Эффективным является обучение пересказу детей старше 5 лет, так как в это время

у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Начиная со второй младшей группы, воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; сочувствовать героям и называть их. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, также можно привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа проводится на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по обучению детей пересказу. Пересказ является новым, для детей, видом речевой деятельности, поэтому становится важным вызвать у детей интерес к пересказыванию произведений, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо также учитывать особенности детского восприятия художественных литературных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На первых занятиях детям предлагают к пересказу сказки, хорошо знакомые им ранее, а на следующих - новые, только что прослушанные тексты. Для лучшего восприятия литературного произведения и дальнейшего его пересказа, детям 4 - 5 лет необходима помощь воспитателя. Самостоятельно детям сложно вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями сказки или рассказа. Поэтому в изложении текста детьми нередко возникают пропуски, искажения или перестановки материала, в таком случае пересказ не будет соответствовать оригинальному содержанию и структуре. Дети еще не умеют самостоятельно выделять элементы образного описания, сравнения и пропускают их.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют большую самостоятельность и активность при пересказе литературных произведений по сравнению с младшими дошкольниками. В этот возрастной период совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения произведений художественной литературы. Старшие дошкольники более свободно ориентируются в литературном материале, у них активно развивается словарь, усиливается языковое чутье, развивается внимание и интерес к образному слову. Также возрастает роль произвольно - волевых действий -для лучшего запоминания и более точного воспроизведения услышанного дети прилагают усилия. В этом возрасте дети уже могут использовать собственные, правильно подобранные, образные выражения, которые близки к языку художественного произведения с лексической и синтаксической стороны. Структура литературных произведений для пересказа старшими дошкольниками значительно сложнее, чем в средней группе, поскольку сложнее языковой материал, больше количество действующих лиц [4, с. 40-41].

С детьми подготовительной к школе группы на занятиях по пересказу закрепляются и совершенствуются речевые навыки и умения, полученные в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, полно, последовательно, без повторений, не искажая текст, не пропуская важные элементы.

Совершенствуются умения детей пересказывать текст эмоционально, передавать диалоги героев различными интонациями, использовать при пересказе смысловые ударения, паузы, характерные для сказок художественные средства (зачин, повторы и т.д.). Дети продолжают учиться говорить достаточно громко, без напряжения, не торопясь. Самостоятельность детей в пересказе становится больше.

Успешность обучения зависит в первую очередь от проводимой перед занятием подготовительной работы, Подготовка воспитателя состоит из [1, с. 17]:

• выбора произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;

• в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения;

• в отборе слов в тексте, непонятных детям, и приемов их объяснения.

Подготовка детей к пересказу предполагает [2, с. 26]:

• обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста);

• объяснение непонятных слов до чтения произведения;

• рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом, что помогает уточнению характеристики действующих лиц и обстоятельств.

Пересказывание является средством повышения внимания детей к языку. Изначально дети не следят за тем, как они говорят, но в дальнейшем их интерес к своей речи и речи сверстников начинает увеличиться. Со временем после прослушивания пересказа дети начинают делать замечания не только по содержанию текста, но и к речи говорящего. При прослушивании рассказа, дети отмечают выражения, которые им наиболее понравилось.

В начале новые слова, которые встречаются в предлагаемом для пересказа тексте, дети сначала стараются заменить более знакомыми и привычными. В дальнейшем же, как показывают наблюдения, дети стремятся употребить при пересказе новое, не известное ранее, слово [7].

Важно обращать внимание на грамматическую структуру произведения, выбранного для пересказа. Длинные и сложные предложения, сложные метафоры, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения еще не доступны детям дошкольного возраста. Дети не осознают, что основное внимание необходимо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи.

Таким образом, можно сказать, что пересказ литературных произведений является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста на основе образца. Для пересказа пригодны сказки и рассказы в прозе, простые и доступные дошкольникам по своему содержанию, языку и грамматической структуре.

Благодаря систематической работе по формированию у детей дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. С развитием логической памяти формируется и последовательность мышления. Если эта работа ведется систематически, то к концу учебного года дошкольники становятся более чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного.

В ходе работы по обучению пересказу у детей расширяется словарный запас, развиваются процессы памяти, мышления, внимания и восприятия. Усваиваются правила и нормы построения предложений и текстов.

Список литературы

1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет /

О.В. Александрова. М.: Эксмо, 2013. 48 с.

2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Академия, 2008. 400 с.

3. Приходько Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников / Е.В. Приходько // Молодой ученый, 2017. № 3.1. С. 59-60.

4. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева. Художник И. Павлова. Мн.: Совр. школа, 2010. 80 с.

5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос / О С. Ушакова, Е.М. Струнина. М., 2004. 240 с.

6. Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. Рн/Д: Феникс, 2012. 48 с.

7. Зотова И.В. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем / И.В. Зотова, Д.А. Тимошенкова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблема науки», 2017. № 14 (96). С. 83-85.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Постникова А.А.

Постникова Анастасия Александровна - магистрант,

кафедра дошкольного и специального образования, Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия

Аннотация: в статье затрагивается проблема нарушений развития и становления высших психических функций, в том числе и словесно-логического мышления у детей с детским церебральным параличом. Цель работы раскрыть особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе образовательного учреждения, в деятельности логопедов и педагогов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: мышление, словесно-логическое мышление, детский церебральный паралич.

Мышление является одной из основных высших психических функций, которая активно развивается в начальной школе. Начиная с этого возраста, активно формирующееся в системе школьного обучения словесно-логическое мышление перестраивает работу всех других высших психических функций ребенка. Исследуя проблему умственного развития, специфические характеристики мыслительной деятельности выделяют Семенова К.А., Кириченко Е.И., Калижнюк Э.С., Ипполитова М.В., Данилова Л.А., Левченко И.Ю., Мамайчук И.И., Лапшина А.Г., Дворникова Т.А., Демина И.В. и др. [4].

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, владея логическими понятиями, человек может познавать значительные признаки и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В дефектологической литературе имеются многочисленные указания, что у детей с детским церебральным параличом становление высших психических функций, в том числе и словесно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.