Научная статья на тему 'Особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом'

Особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1895
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Постникова Анастасия Александровна

В статье затрагивается проблема нарушений развития и становления высших психических функций, в том числе и словесно-логического мышления у детей с детским церебральным параличом. Цель работы раскрыть особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе образовательного учреждения, в деятельности логопедов и педагогов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом»

2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Академия, 2008. 400 с.

3. Приходько Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников / Е.В. Приходько // Молодой ученый, 2017. № 3.1. С. 59-60.

4. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева. Художник И. Павлова. Мн.: Совр. школа, 2010. 80 с.

5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос / О С. Ушакова, Е.М. Струнина. М., 2004. 240 с.

6. Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. Рн/Д: Феникс, 2012. 48 с.

7. Зотова И.В. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем / И.В. Зотова, Д.А. Тимошенкова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблема науки», 2017. № 14 (96). С. 83-85.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Постникова А.А.

Постникова Анастасия Александровна - магистрант,

кафедра дошкольного и специального образования, Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия

Аннотация: в статье затрагивается проблема нарушений развития и становления высших психических функций, в том числе и словесно-логического мышления у детей с детским церебральным параличом. Цель работы раскрыть особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе образовательного учреждения, в деятельности логопедов и педагогов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: мышление, словесно-логическое мышление, детский церебральный паралич.

Мышление является одной из основных высших психических функций, которая активно развивается в начальной школе. Начиная с этого возраста, активно формирующееся в системе школьного обучения словесно-логическое мышление перестраивает работу всех других высших психических функций ребенка. Исследуя проблему умственного развития, специфические характеристики мыслительной деятельности выделяют Семенова К.А., Кириченко Е.И., Калижнюк Э.С., Ипполитова М.В., Данилова Л.А., Левченко И.Ю., Мамайчук И.И., Лапшина А.Г., Дворникова Т.А., Демина И.В. и др. [4].

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, владея логическими понятиями, человек может познавать значительные признаки и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В дефектологической литературе имеются многочисленные указания, что у детей с детским церебральным параличом становление высших психических функций, в том числе и словесно-

логического мышления, часто отстает, а иногда и отклоняется от нормального хода развития. Также отмечаются связанные с этим трудности в обучении.

Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения. Этот этап в развитии мышления у детей с детским церебральным параличом существенно страдает. Это зависит как от тяжести речевого поражения, отсутствия практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении, так и от ограниченности грамотного раннего коррекционно-развивающего воздействия. Основной связью с предметом у многих детей долгое время остается зрительная, что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления. Автор пишет, «...наглядная ситуация, внешние, несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста. Поэтому становление и целенаправленное развитие речи на этом этапе способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно - обобщенный, что в свою очередь приводит к развитию понятийного, словесно-логического мышления» [3].

По словам П.Я. Гальперина, «.психические особенности детей c детским церебральным параличом, такие, как повышенная пугливость, инертность, тормозят речевое обобщение, и речь не становится достаточно развитым средством познания, что приводит к задержке развития понятийного и абстрактного мышления» [1].

По данным Е.М. Мастюковой, при некоторых клинических формах детского церебрального паралича процесс становления речи и мышления имеет свои особенности. По словам автора, «. у детей со спастической формой детского церебрального паралича вербальное мышление развивается достаточно удовлетворительно, а наглядно-образное мышление недостаточно выражено. Дети с этой формой детского церебрального паралича способны к абстрагированию и обобщению. Они могут выделять сюжетную линию в рассказе, складывать правильно последовательные картинки, однако наглядно-действенное мышление у них нарушено. Из-за этого они с трудом рисуют, плохо ориентируются в пространстве»[3].

При гиперкинетической форме детского церебрального паралича наблюдаются нарушения интеллекта разной степени выраженности. У этих детей ведущими нарушениями являются речевые и слухоречевые расстройства. Дети с гиперкинетичской формой детского церебрального паралича имеют задержку психического развития, которая характеризуется нарушением и неравномерностью развития некоторых психических функций. Речь и вербальное мышление этих детей развиты недостаточно из-за дизартрии [3].

Своеобразно становление речи и словесно - мышления при атонически -астатической форме детского церебрального паралича. У этих детей речь остается отражением конкретной связи слова с предметом, обобщенный тип мышления не развивается. Речь не становится средством связи и познания окружающего мира, что отражается в мышлении и поведении таких детей [3].

В своих исследованиях Л.Б. Халилова, Н.Н. Малофеев, Л.Ф. Спирова указывают на стойкие семантические затруднения, проявляющиеся в незнании точного смысла слов, слабой дифференциации их значений, неустойчивости обобщений. Авторы отмечают ограничение использования многозначных слов, большое количество речевых штампов и вербальных парафазии по типу предметов, сходных по назначению, ситуационно связанных с заданным словом, внешне сходных, замены названий действий предметами и, наоборот, близких по звучанию слов, неточного употребления слов, обозначающих признаки и качество предметов. Недостаточная актуализация речевых и языковых представлений, по мнению авторов, обусловлена нарушением совокупности семантических, фонетических, синтаксических, морфологических и неязыковых (ситуативных) признаков.

В исследования Я.П. Коломинского показана высокая задержка в развитии словесно-логического мышления у детей с двигательными нарушениями, и она проявляется в том, что дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий и форм (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа и др.). Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированное познавательных интересов, с преобладанием игровых мотивов. Недоразвитие абстрактного мышления проявляется, прежде всего, в усвоении счета [2].

Таким образом, авторы указывают на отставание в развитии словесно-логического мышления в виде замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, недостаточности понимания детьми логико-грамматических конструкций, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности. Данные проблемы затрудняют развитие речи и коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.

Список литературы

1. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. //Вопросы психологии, 1977. № 4. С. 14-18.

2. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.

3. Основы специальной психологии. / Под ред. П.В. Кузнецова. М.: Академия, 2002. 480 с.

4. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. М.: Педагогика, 2003. 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.