Научная статья на тему 'Формирование навыков пересказа у детей с ОНР методом наглядного моделирования и театрализованных игр'

Формирование навыков пересказа у детей с ОНР методом наглядного моделирования и театрализованных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4491
795
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОНР / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ПЕРЕСКАЗ / НАВЫКИ ПЕРЕСКАЗА / НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Карина Ивановна

В статье представлено описание коррекционно-логопедической работы по формированию навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы методом наглядного моделирования и театрализованных игр. Известно, что вследствие недоразвития всех компонентов речи самостоятельная речь детей с ОНР отличается недостаточно развитым умением связно и последовательно излагать свои мысли. Формирование связной речи у детей с ОНР требует целенаправленной коррекционнопедагогической работы. Особая роль в этой работе отводится обучению пересказу как эффективному средству формирования связной речи. На практическое решение проблемы формирования навыков пересказа и была направлена наша работа. Развитие связной речи как высшей формы речемыслительной деятельности является ведущей задачей речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в процессе воспитания и обучения детей. Особого внимания требует проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Несформированность связной речи у детей с ОНР обусловлена недоразвитием всех компонентов языковой системы фонетикофонематической, лексической и грамматической сторон речи. Наличие у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, памяти, внимания, речевого и логического мышления) создаёт дополнительные затруднения в овладении навыками связной речи. Высокая практическая значимость вопроса формирования у детей подготовительной к школе группы умений планировать собственное высказывание, определять его содержание, последовательно и связно излагать свои мысли, заставила нас обратить свое внимание на проблему развития связной речи у дошкольников с ОНР. Одним из общепризнанных в теории и практике логопедии направлений работы по формированию связной речи дошкольников с ОНР является развитие навыков пересказа (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие авторы). Пересказ это воспроизведение прочитанного или услышанного текста. Пересказ литературного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец связного высказывания. Формирование навыков пересказа у дошкольников подразумевает обучение детей выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем составлять рассказ. Практика показывает, что речь детей дошкольного возраста более связная в ситуациях пересказа с опорой на наглядность. Мы предположили, что одним из эффективных средств формирования навыков пересказа у дошкольников с ОНР может служить метод наглядного моделировании, когда в качестве плана изложения используется составленная самими детьми схема-модель (Е.Ю. Корчуганова, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко). В процессе обучения связной речи наглядное моделирование служит средством планирования высказывания, обеспечивающим связность и последовательность изложения. В качестве элементов модели могут выступать символы различного характера: предметные и сюжетные картинки; символические изображения (геометрические фигуры, цветом и формой 1007 напоминающие предметы-заместители, условные обозначения, силуэты, пиктограммы и т.п.). Одновременное использование литературного образца и схемы положительно влияет на полноту, объем, содержательность и связность пересказа, способствует плавности речи, повышает мотивированность и самостоятельность высказываний. Также мы предположили, что игры-театрализации по сказкам и рассказам, используемых на занятиях, позволят нам повысить эффективность формирования у детей навыков пересказа. Приемы театрализации художественных произведений сказок, рассказов, стихотворений это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал педагог (Е.В. Мигунова, О.А. Шорохова). Следование роли по мотивам пересказываемого сюжета становится средством развития навыков планирования самостоятельного высказывания и выбора средств для его языкового оформления. Кроме того, проигрывание роли побуждает дошкольников к речевой активности, обогащает эмоциональность и интонационную выразительность речевой продукции, что в целом способствует развитию связности речи. В практике детских садов наиболее часто пользуются следующими приемами театрализации: игра-инсценировка; театрализованное представление (выступление); кукольный театр (театр игрушек, "пальчиковый" театр, теневой театр, настольный плоскостной театр, фланелеграф). Таким образом, целью нашего исследования стала апробация и оценка эффективности разработанной системы логопедических занятий по развитию навыков пересказа у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи с использованием методов наглядного моделирования и театрализованных игр. Особое внимание мы уделяли выбору произведений для пересказа. Нами были отобраны тексты с наличием повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на эпизоды и ясной логической последовательностью событий, например:сказка братьев Гримм "Лиса и гуси", русские народные сказки "Каша из топора", "Петушок и бобовое зернышко", сказки В.Г. Сутеева "Петух и краски", "Цыплёнок и утёнок", "Под грибом", сказка И. Кипниса "Забывчивый котенок", рассказ Е. Пермяка "Кто лучшей первоклассницей будет?". Особое внимание мы обращали на доступность речевого материала и занимательность содержания. Правильный выбор литературного произведения облегчает дошкольникам составление пересказа и способствует усвоению определенных речевых средств. Работа по развитию навыков пересказа строилась в определенной последовательности: 1. На первом занятии мы читали детям произведение (дважды, выразительно, в медленном темпе), при необходимости поясняли незнакомые слова. Разбор содержания произведения проводился в вопросно-ответной форме. Дети строили модель произведения: выделяли значимые для развития сюжета фрагменты, определяли взаимосвязь между ними, выстраивали последовательность эпизодов, и, наконец, объединяли фрагменты в единый сюжет. Затем дошкольники пересказывали произведение с опорой на модель. 2. На втором занятии (с интервалом после первого не более двух дней) мы повторно читали произведение, дети распределяли роли и инсценировали его в роляхили с помощью кукол и игрушек. Наблюдения за детьми во время эксперимента позволили нам сделать ряд выводов, свидетельствующих в целом об эффективности выбранного нами методического пути. Пересказы дошкольников, прошедших курс экспериментального обучения, отличались отсутствием неоправданных сокращений, смысловой адекватностью, целостностью и связностью, правильностью языкового оформления. Таким образом, проведенная работа по формированию навыков пересказа у детей с ОНР подготовительной к школе группы показала, что такие методические приемы как пересказ литературных произведений с опорой на наглядное моделирование и театрализованные игры по мотивам пересказываемого сюжета достаточно доступны и эффективны для практической работы по обучению пересказу детей с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшина Карина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков пересказа у детей с ОНР методом наглядного моделирования и театрализованных игр»

Формирование навыков пересказа у детей с ОНР методом наглядного моделирования и

театрализованных игр

Яшина Карина Ивановна ГБОУ школа 1286, г. Москва

Ключевые слова:

общее недоразвитие речи, ОНР, связная речь, пересказ, навыки пересказа, наглядное моделирование, театрализованные игры

Аннотация: В статье представлено описание коррекционно-логопедической работы по формированию навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы методом наглядного моделирования и театрализованных игр. Известно, что вследствие недоразвития всех компонентов речи самостоятельная речь детей с ОНР отличается недостаточно развитым умением связно и последовательно излагать свои мысли. Формирование связной речи у детей с ОНР требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Особая роль в этой работе отводится обучению пересказу как эффективному средству формирования связной речи. На практическое решение проблемы формирования навыков пересказа и была направлена наша работа.

Развитие связной речи как высшей формы речемыслительной деятельности является ведущей задачей речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в процессе воспитания и обучения детей.

Особого внимания требует проблема формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Несформированность связной речи у детей

с ОНР обусловлена недоразвитием всех компонентов языковой системы — фонетико-фонематической, лексической и грамматической сторон речи. Наличие у детей с ОНР вторичных отклонений в развитии психических процессов

(восприятия, памяти, внимания, речевого и логического мышления) создаёт дополнительные затруднения в овладении навыками связной речи.

Высокая практическая значимость вопроса формирования у детей подготовительной к школе группы умений планировать собственное высказывание, определять его содержание, последовательно и связно излагать свои мысли, заставила нас обратить свое внимание на проблему развития связной речи у дошкольников с ОНР.

Одним из общепризнанных в теории и практике логопедии направлений работы по формированию связной речи дошкольников с ОНР является развитие навыков пересказа (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и другие авторы).

Пересказ — это воспроизведение прочитанного или услышанного текста. Пересказ литературного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец связного высказывания. Формирование навыков пересказа у дошкольников подразумевает обучение детей выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем составлять рассказ.

Практика показывает, что речь детей дошкольного возраста более связная в ситуациях пересказа с опорой на наглядность. Мы предположили, что одним из эффективных средств формирования навыков пересказа у дошкольников с ОНР может служить метод наглядного моделировании, когда в качестве плана изложения используется составленная самими детьми схема-модель (Е.Ю. Корчуганова, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко).

В процессе обучения связной речи наглядное моделирование служит средством планирования высказывания, обеспечивающим связность и последовательность изложения. В качестве элементов модели могут выступать символы различного характера: предметные и сюжетные картинки; символические изображения (геометрические фигуры, цветом и формой

напоминающие предметы-заместители, условные обозначения, силуэты, пиктограммы и т.п.). Одновременное использование литературного образца и схемы положительно влияет на полноту, объем, содержательность и связность пересказа, способствует плавности речи, повышает мотивированность и самостоятельность высказываний.

Также мы предположили, что игры-театрализации по сказкам и рассказам, используемых на занятиях, позволят нам повысить эффективность формирования у детей навыков пересказа.

Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал педагог (Е.В. Мигунова, О.А. Шорохова). Следование роли по мотивам пересказываемого сюжета становится средством развития навыков планирования самостоятельного высказывания и выбора средств для его языкового оформления. Кроме того, проигрывание роли побуждает дошкольников к речевой

активности, обогащает эмоциональность и интонационную выразительность речевой продукции, что в целом способствует развитию связности речи. В практике детских садов наиболее часто пользуются следующими приемами театрализации: игра-инсценировка; театрализованное представление (выступление); кукольный театр (театр игрушек, "пальчиковый" театр, теневой театр, настольный плоскостной театр, фланелеграф).

Таким образом, целью нашего исследования стала апробация и оценка

эффективности разработанной системы логопедических занятий по развитию навыков пересказа у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи с использованием методов наглядного моделирования и театрализованных игр.

Особое внимание мы уделяли выбору произведений для пересказа. Нами были отобраны тексты с наличием повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на эпизоды и ясной логической последовательностью событий, например:сказка братьев Гримм "Лиса и гуси", русские народные сказки "Каша из топора", "Петушок и бобовое зернышко", сказки В.Г. Сутеева "Петух и краски", "Цыплёнок и утёнок", "Под грибом", сказка И. Кипниса "Забывчивый котенок", рассказ Е. Пермяка "Кто лучшей первоклассницей будет?". Особое внимание мы обращали на доступность речевого материала и занимательность содержания. Правильный выбор литературного произведения облегчает дошкольникам составление пересказа и способствует усвоению определенных речевых средств.

Работа по развитию навыков пересказа строилась в определенной последовательности:

1. На первом занятии мы читали детям произведение (дважды, выразительно, в медленном темпе), при необходимости поясняли незнакомые слова. Разбор содержания произведения проводился в вопросно-ответной форме. Дети строили модель произведения: выделяли значимые для развития сюжета фрагменты, определяли взаимосвязь между ними, выстраивали последовательность эпизодов, и, наконец, объединяли фрагменты в единый сюжет. Затем дошкольники пересказывали произведение с опорой на модель.

2. На втором занятии (с интервалом после первого не более двух дней) мы повторно читали произведение, дети распределяли роли и инсценировали его в роляхили с помощью кукол и игрушек.

Наблюдения за детьми во время эксперимента позволили нам сделать ряд выводов, свидетельствующих в целом об эффективности выбранного нами методического пути. Пересказы дошкольников, прошедших курс экспериментального обучения, отличались отсутствием неоправданных сокращений, смысловой адекватностью, целостностью и связностью, правильностью языкового оформления.

Таким образом, проведенная работа по формированию навыков пересказа у детей с ОНР подготовительной к школе группы показала, что такие методические приемы как пересказ литературных произведений с опорой на наглядное моделирование и театрализованные игры по мотивам пересказываемого сюжета достаточно доступны и эффективны для практической работы по обучению пересказу детей с нарушениями речи.

Список литературы:

1. Воробьева В.К. 2006. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.

2. Глухов В.П. 2004. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.

3. Корчуганова Е.Ю. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. URL: http://festival.1september.ru/articles/314076/. 12.10.2015.

4. Мигунова Е.В. 2006. Организация театрализованной деятельности в детском саду.Великий Новгород.

5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных

учреждений). URL:http://www.trizminsk.org/e/260025.htm. 11.10.2015.

6. Ткаченко Т.А. 2007. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. М.

7. Шорохова О.А. 2006. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников: Программа развития. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.