словарный запас, развивают грамматический строй речи, повышают коммуникативную функцию речевой деятельности. Использование материала на основе сказок в логопедической практике существенно повышает уровень развития связности речи детей с ОНР, закрепляет у них представления об основных способах построения высказывания, что делает речь детей более развернутой, последовательной и логичной. Занятия с использованием сказок создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют снятию напряжения, что в целом, повышает мотивацию дошкольников к обучению.
Литература:
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. - М.: Каро. - 2008 - 96 с.
2. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
4. Жулина Е.В., Лебедева И.В. Коррекция нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами авторской сказки / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева // Вестник Мининского университета. 2019. № 63 (1). С. 111-115.
5. Жулина Е.В. Фольклор как средство коррекции отклоняющегося психического развития при задержке экспрессивной речи / Е.В. Жулина, М.В. Амосова // Вестник МГОУ. Сер.: Психологические науки. -2008. - № 3. - С. 135-141.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. -СПб., 2006. - 95 с.
7. Ивановская О.Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О.Г. Ивановская, Е.А. Петрова, С.Ф. Савченко. - СПб.: КАРО, 2008. - 186 с.
8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2010 - 143 с.
9. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказка о веселом Язычке / М.А. Поваляева, Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 80 с.
10. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей / Н.М. Погосова, Изд.: Речь, 2008. - 208 с.
11. Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41.
Педагогика
УДК 372.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Кузнецова Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье проведено исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изучены подходы к определению основных составляющих связного высказывания. На основе анализа специальной литературы раскрыты особенности нарушений связной речи, рассмотрены основные методики изучения состояния связной речи, представлены результаты исследования уровня развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: связная речь, связное высказывание, логическая последовательность высказывания, нарушение связной речи, сюжетные картинки, рассказ-описание.
Annotation. In the article, a study of violations of coherent speech in preschool children with a general underdevelopment of speech. The approaches to the definition of the main components of a coherent utterance are studied. On the basis of the analysis of the special literature, the peculiarities of violations of coherent speech are revealed, the main methods of studying the state of coherent speech are discussed, and the results of a study of the level of coherent speech in preschool children with general speech underdevelopment are presented.
Keywords: coherent speech, coherent utterance, logical sequence of utterances, violation of coherent speech, plot pictures, narrative description.
Введение. Рассматривая нарушения речевой деятельности у детей с ОНР необходимо отметить, что состояние связной речи у них значительно отличается от речи детей с нормативным речевым развитием. А.Н. Гвоздев к основным недостаткам относит следующие: трудности в конструировании высказывания; нарушение его логичности, последовательности и целостности, нежелание детей с ОНР вступать в диалог со взрослыми или сверстниками, узость активного словаря, несогласование частей речи [1].
По мнению ученого связная речь - это не только строго определенная последовательность связанных друг с другом мыслительных процессов, которые преобразовываются в соответствующие слова и правильно составленные фразы. Связная речь является совокупностью всех достижений ребенка к определенному возрасту в овладении родным языком, его грамматики, лексики и фонетики, а также словарного запаса. По тому, как ребенок может связно выразить свою мысль, можно судить об уровне его речевого развития [2].
К моменту поступления в школу уровень развития связной речи у детей с различными речевыми нарушениями существенно отстает от нормы, что препятствует полноценному освоению школьной программы. Низкий уровень сформированности речевой и коммуникативной компетенции, по мнению Е.В. Жулиной, который имеет место при речевых нарушениях, является причиной дальнейшей коммуникативной дезадаптации [4]. В данной связи правильно организованная и своевременная коррекция нарушений связной речи имеет первостепенное значение в общем комплексе коррекционно-логопедических мероприятий.
Изложение основного материала статьи. Имея достаточно развитый словарный запас для конструирования собственных высказываний, дошкольники с ОНР с трудом идут на контакт с окружающими и сверстниками, практически лишены возможности словесной коммуникации, поскольку усвоенные ими речевые формы не рассчитаны на полное удовлетворение потребности в общении. Выраженные отклонения в процессе онтогенеза, обусловленные непосредственно характером речевых нарушений, препятствуют полноценному и своевременному развитию речевого общения, которое развивается у дошкольников с ОНР значительно позднее, чем у детей с нормативным речевым развитием и обусловлено, в основном их физиологическими потребностями.
Высказывания дошкольников с ОНР (например, пересказ, описательные рассказы) характеризуются нарушением последовательности и связности изложения, лексическими заменами, смысловыми пропусками, низким уровнем сформированности фразовой речи, большим числом грамматических ошибок и многими другими признаками [3].
По мнению Н. Мироновой, дети с ОНР В с большим интересом относятся к игре, и намного меньше интереса проявляют к совместной деятельности со взрослыми, что указывает на низкую потребность в коммуникативных процессах с окружающим. Слабое развитие социальных потребностей является причиной того, что к началу обучения в школе дети с ОНР с большим трудом усваивают методы речевого общения, при этом они имеют достаточный словарный запас и понимание обращенной к ним речи [5].
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина сделали попытку классификации нарушений различных связности высказываний у дошкольников с ОНР. По мнению авторов, такие дети при составлении рассказа по серии сюжетных картинок испытывают сложности в определении логики и последовательности изложения материала, поэтому затрудняются разложить картинки в правильном порядке. Само повествование при этом сводится к простому перечислению предметов или каких-то действий, изображенных на картинках. При пересказе заданного текста дети показывают непонимание смысла прочитанного, нелогичность при пересказе, фиксируется пропуск структурных элементов, многочисленные смысловые замены и повторы, сложности с подбором слов. В экспрессивной речи, при свободном высказывании, которое более проще для детей с ОНР, чем описательные рассказы, они используют в основном простые предложения. При самостоятельном высказывании наблюдаются повторы одного слова (часто это подлежащее), обрыв, незавершенность предложений, перестановка местами слов, грамматические ошибки [8].
В исследовании Н.В. Нищевой подчеркивается, что у дошкольников с ОНР выявляются различные нарушения связной речи. Сложности усвоения данными детьми грамматики и словарного запаса значительно тормозят процесс развития связной речи и, в первую очередь, обязательный переход от речи ситуативной к контекстной [6].
Необходимо отметить и то обстоятельство, что дети 4-5 летнего возраста, при поступлении в коррекционную группу детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они манипулируют предметами и игрушками молча, за помощью ко взрослым почти не обращаются. Во время неорганизованной игровой деятельности дети с ОНР используют в основном внеситуативно-познавательную форму общения, в других случаях дети используют более упрощенную - ситуативно-деловую форму. Часто дошкольники с ОНР вовсе стараются избежать речевого общения. Если же речевой контакт между ребенком и взрослым или сверстником и возникает, то он оказывается очень ограниченным и кратковременным [9].
Поскольку связная речь развивается постепенно, в течение длительного периода времени одновременно с усвоением ребенком всех закономерностей родного языка, то нарушения связной речи и несвоевременно начатая коррекция в дошкольном возрасте могут являться причиной появления в дальнейшем сложностей при обучении грамоте. Эффективность процесса коррекции и формирования четкой и связной речи зависит от своевременного его начала и правильно выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений.
В рамках обозначенной проблемы нами было проведено исследование в целях определения состояния связной речи у дошкольников с ОНР. Исследование опиралось на использование комплексного подхода, включающего в себя педагогический, логопедический и психологический направления. Реализация данного подхода осуществлялась в процессе комплексной диагностики связной речи у старших дошкольников с ОНР.
Исследование проводилось на базе МБУ ДО центр детского творчества Ленинского района г. Нижнего Новгорода. Экспериментальная группа состояла из 20 детей в возрасте 5-6 лет. В соответствие с заключением ПМПК дошкольники имеют ОНР III уровня. Контрольная группа также состояла из 20 детей в возрасте с нормативным речевым развитием. Всего в обследовании участвовало 40 дошкольников.
В ходе наблюдения за дошкольниками с ОНР мы сделали следующие выводы: у большинства детей голос тихий, монотонный, у троих зафиксирован назальный оттенок. Темп речи у большинства дошкольников в пределах нормы, только у двоих детей был диагностирован замедленный темп. Общее звучание речи дошкольников с ОНР можно охарактеризовать как невыразительное.
Для высказываний дошкольников характерны: смысловые пропуски, нарушение последовательности и связности изложения, выраженная фрагментарность и ситуативность. Также наблюдается низкий уровень употребляемой фразовой речи. В спонтанной речи дети используют в основном простые предложения. Для самостоятельного высказывания характерны многочисленные повторы одного и того же слова (как правило. подлежащего), незаконченность предложений, нарушение порядка слов в предложении и ошибки в употреблении слов.
Кроме того, у некоторых детей во время общения со сверстниками наблюдалась расторможенность, повышенная возбудимость, другие дети напротив, были малоактивные, вялые, раздражительные, отмечалась быстрая истощаемость, неспособность сконцентрироваться. Например, при продолжительной работе дошкольники отказывались выполнять задание, ссылаясь на усталость. В отличие от детей с нормативным речевым развитием, у дошкольников с ОНР наблюдалась неустойчивость внимания, частые перепады настроения, нежелание идти на контакт со сверстниками.
Для исследования состояния связной речи дошкольников с ОНР мы использовали методику В.П. Глухова [2] и методику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной [7]. В.П. Глухов предлагает исследовать состояние связной речи дошкольников в процессе учебной, бытовой и игровой деятельности. В его методике внимание акцентируется на уровне сформированности у детей с ОНР особенностей речевого поведения и состояния фразовой речи. Для комплексного изучения состояния связной речи детей автор предлагает серию заданий, которая включает в себя: составление фраз по отдельным картинкам; составление предложения по
трем сюжетным картинкам; пересказ текста; составление рассказа по одной картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление описательного рассказа.
О.С. Ушакова предлагает свою методику исследования связной речи детей. В данной методике кроме показателей, предложенных В.П. Глуховым, развитие связной речи оценивается по специальным критериям, характеризующие основные показатели связного высказывания (навык описательного рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картин либо на свободную тему). О.С. Ушакова делает упор на интонационное, смысловое, логическое и лексико-грамматическое оформление высказывания. Поэтому для наиболее объективного и всестороннего исследования связной речи дошкольников с ОНР мы использовали методику В.П. Глухова и методику О.С. Ушаковой. В соответствие с возрастом и индивидуальными особенностями дошкольников, мы немного сократили количество заданий, взяв, по нашему мнению, самые основные для комплексного обследования связной речи детей с ОНР.
Из методики В.П. Глухова мы взяли задания на составление рассказа с использованием картинно-символического плана, в которую входит составление рассказа по сериям из 3-х, 4-х, 5-ти сюжетных картинок, составление рассказа на основе личного опыта и описательного рассказа.
Критерии диагностики были направлены на выявление продуктивных речевых возможностей дошкольников:
> умение выстроить внутренний план высказывания,
> самостоятельно составить смысловую программу связного высказывания по наглядным опорам,
> реализовать план высказывания в цельное связное сообщение [2].
В ходе исследования состояния связной речи у дошкольников с ОНР были получены следующие результаты:
Навык составления связных рассказов по серии сюжетных картинок у дошкольников с ОНР находится на довольно низком уровне в сравнении с детьми с нормативным речевым развитием. Для всех испытуемых экспериментальной группы были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа), не учитывались детали в картинках. Особенно для детей с ОНР было сложно связать две картинки между собой, т.е. сделать плавный переход в рассказе, при пересказе большинство детей с речевыми нарушениями не обращали внимание на детали, все время старались спутать, поменять картинки местами. В контрольной группе напротив, большинство детей выполнили задание на высоком и среднем уровне.
При составлении детьми рассказа на основе личного опыта были получены следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень не выявлен, средний уровень показали 55%, низкий - 45% испытуемых. В контрольной группе высокий уровень выявлен у 20% дошкольников, средний - у 50%, низкий уровень показали 30% испытуемых.
У многих дошкольников с ОНР в рассказах была значительно нарушена связность повествования, отмечались пропуски важных моментов в рассказе о прогулке, наблюдались смысловые несоответствия, были зафиксированы заметные лексические затруднения, ошибки в грамматическом оформлении предложений. В целом, у большинства детей экспериментальной группы были выявлены синтаксические и лексические несоответствия, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа.
При составлении рассказа-описания дошкольники с ОНР показали более высокий уровень речевой активности, чем при выполнении предыдущих заданий, они более эмоционально и подробно описывали сказочных героев, перечисляя их физические характеристики и положительные личностные свойства. Однако, не смотря на достаточно успешное выполнение задания, имели место значительные трудности выделения детьми с ОНР тех качеств героя, которыми они хотели бы сами обладать. В экспериментальной группе высокий уровень показали 25%, средний - 45%, низкий - 30% испытуемых. В контрольной группе высокий уровень выявлен у 40%, средний показали 50%, низкий - 10% испытуемых. Подробного сравнения себя и сказочного героя дошкольники экспериментальной группы не проводили, не могли достаточно определенно назвать качество (физическое, психологическое), которое было бы желательно для них самих.
По методике О.С. Ушаковой испытуемым нужно было подобрать самостоятельно название к рассказу, выделить в нем основные разделы и в общем виде передать содержание. Данное задание вызвало значительные затруднения у дошкольников экспериментальной группы. Большинство испытуемых не могли отделить главную тему от второстепенной, просто начинали пересказывать сюжет. В особенности не могли определить середину текста, поэтому перескакивали с начала в конец произведения. В экспериментальной группе высокий уровень выявлен у 20%, средний - у 45%, низкий - у 35% испытуемых. В контрольной группе высокий уровень показали 35%, средний - 45%, низкий - 20% испытуемых. Большинство дошкольников с ОНР отказались самостоятельно озаглавить рассказ, поскольку не смогли четко определить тему произведения. В контрольной группе наоборот, дети без каких-либо затруднений придумали название в соответствие с сюжетом, т.е. смогли определить тему произведения, его основную мысль и озаглавить.
Задание на пересказ текста также вызвало затруднения у детей экспериментальной группы. Высокий уровень показали 15% дошкольников, средний - 40%, низкий уровень выявлен у 45% испытуемых. В контрольной группе высокий уровень показали 30%, средний - 50%, низкий - 20% испытуемых. Дошкольники, показавшие высокий уровень, поняли тему и смогли при пересказе правильно передать структуру текста, при этом каждая часть текста была раскрыта наиболее точно. Половина испытуемых экспериментальной группы выполнили задание на среднем уровне, они не смогли правильно сформулировать тему рассказа, вместо этого начали просто его пересказывать. Отмечались многочисленные неточности при передачи второстепенных моментов рассказа. Дошкольники, показавшие низкий уровень, не смогли определить тему рассказа, при пересказе пропускали смысловые части или меняли их местами. Сам пересказ не соответствовал сюжету, не было логической взаимосвязи между элементами текста.
Выводы. Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что связная речь у старших дошкольников с ОНР находится на достаточно низком уровне в сравнении с контрольной группой детей. Дети не могут логично и последовательно излагать свои мысли; испытывают сложности при конструировании высказывания, в соединении отдельных смысловых частей текста в единое целое, в выделении главных структурных элементов текста (начало, середина, конец), их рассказы недостаточно развернуты и последовательны, в основном состоят из простых предложений. Для самостоятельных высказываний дошкольников с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, характерны
многочисленные ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе правильных по смыслу слов.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что процесс развития связной речи у старших дошкольников с ОНР не может развиваться самостоятельно, для этого необходима специально организованная и систематическая коррекционная работа с помощью включения в учебный процесс интегрированных занятий с использованием сказки.
Литература:
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
2. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. - М., 2007. - 68 с.
3. Жулина Е.В., Барабанова Л.Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Вестник Мининского университета. 2016. №4. 147 с.
4. Жулина Е.В., Белов С.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи / Е.В. Жулина, С.В. Белов // Вестник Мининского университета. 2007. № 23 (28). С. 42-57.
5. Миронова Н. Как учить дошкольников связной монологической речи / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 111-116.
6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2010 - 143 с.
7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
8. Филичева Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 57-62.
9. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи / М.Е. Хватцев. СПб.: Дельта +, 2014. 272 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Рожкова Наталья Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация. В статье представлены теоретические предпосылки использования средств логопедической ритмики как наиболее эффективного средства коррекции недостатков просодического компонента речи у детей с дизартрией. Представлены результаты исследования, целью которого было определение уровня сформированности просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Актуальность проблемы заключается в том, что нарушение просодической стороны речи является достаточно распространенным дефектом у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: Дизартрия, просодический компонент речи, логопедическая ритмика.
Annоtation. The article presents the theoretical background of the use of speech therapy rhythmics as the most effective means of correcting the shortcomings of the prosodic component of speech in children with dysarthria. The paper presents the results of a study aimed at determining the level of formation of prosodic components of speech in preschool children with dysarthria. The urgency of the problem lies in the fact that the violation of the prosodic side of speech is a fairly common defect in preschool children.
Keywords: Dysarthria, prosodic components of the speech, logopedic rhythmics.
Введение. На сегодняшний день в современной системе специального образования приоритетным направлением является формирование гармонически развитой личности, обладающей необходимыми навыками и компетенциями для успешной социализации в обществе. Любое речевое нарушение способно негативно повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, его взаимодействие с социумом, поведение, восприятие самого себя.
В последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих перинатальную патологию центральной нервной системы, которая способствует развитию такого речевого нарушения как дизартрия. Нарушения могут иметь разный характер, и влиять на развитие всех компонентов речевого высказывания, в том числе на просодическую сторону речи. Необходимо отметить, что при дизартрии нарушения просодии наиболее устойчивы и трудно поддаваемы коррекции.
Просодическая сторона речи является неотъемлемой частью речевой деятельности, влияет на внятность, разборчивость, эмоциональное окрашивание. Она включает в себя следующие компоненты: тембр произнесения, темп речи, мелодику, интенсивность и длительность.
Большое количество речевых нарушений у детей 5-7 лет дизартрией связано с неспособностью оформлять свою речь просодическими элементами языка. Их речь мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено, темп высказываний замедленный. Для дошкольников с дизартрией характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Это в свою очередь затрудняет не только речевую активность детей, но и отрицательно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и препятствует полноценному формированию личности [8].