Педагогика
УДК: 378.2
магистрант Красичкова Наталья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, профессор Дмитриева Елена Ермолаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Аннотация. Рассматривается возможность развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обнаружено нарушение операций, обеспечивающих смысловую организацию и лексико-синтаксического оформления текстовых сообщений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выявлена взаимосвязь между психомоторной недостаточностью и речевой патологией. Изучено влияние двигательной активности на функциональное состояние мозга, и в частности на развитие сенсорной и моторной сторон речи. Раскрыто стимулирующее влияние на созревание центральной нервной системы развития мелкой и обшей моторик. Рассмотрены подходы коррекционного воздействия для преодоления речевых нарушений в соответствие с методическими исследованиями известных ученых - логопедов. Также в статье речь идет об использовании различных, существующих на данный момент коррекционно-педагогических технологий, используемых при формировании информативной, выразительной, лексико-грамматической сторон речи.
Ключевые слова: связная речь, уровень развития связной речи, речедвигательные упражнения, психогимнастика, дети с ОНР.
Annotation. The possibility of the development of coherent speech in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech is considered. The violation of operations that provide the semantic organization and the lexico-syntactic design of text messages in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech has been found. The interrelation between psychomotor insufficiency and speech pathology is revealed. The influence of motor activity on the functional state of the brain, and in particular on the development of the sensory and motor aspects of speech, has been studied. A stimulating effect on the maturation of the central nervous system of the development of small and general motor skills is revealed. The approaches of correctional exposure to overcome speech disorders in accordance with the methodological studies of well-known speech therapists are considered. The article also deals with the use of various currently existing correctional-pedagogical technologies used in the formation of the informative, expressive, lexico-grammatical aspects of speech.
Keywords: connected speech, level of development of connected speech, speech-speaking exercises, psycho-gymnastics, children with ONR.
Введение. Речь играет важнейшую роль в развитии психики ребенка, познавательной деятельности, понятийного мышления. Одним из наиболее часто встречаемых речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Это системное нарушение речевой деятельности у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При данном речевом нарушении замедляется развитие психики ребенка, наблюдаются отклонения в эмоционально-личностной сфере, в частности замкнутость, эмоциональная неустойчивость, чувство неполноценности, неуверенность в себе. У детей данной группы встречаются нарушения в моторной и мотивационной сферах; разнообразные затруднения, возникающие в процессе овладения информативной, выразительной и лексико - грамматической сторонами связного высказывания, а именно в программировании содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказа, различных видов рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Изложение основного материала статьи. Анализ состояния развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР показал наличие в логопедической практике различных подходов к коррекции речевых нарушений. Рассмотренные авторские технологии имеют свои особенности, но объединяет их наличие специальной системы физических упражнений в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей с ОНР, что в результате дает положительную динамику в развитии связной речи.
Несмотря на разнообразие существующих авторских методик в коррекционной работе, технологии моторного и речевого развития у детей с речевыми нарушениями являются открытыми для дальнейшего обогащения новыми методическими приемами.
Руководствуясь данными исследований ведущих логопедов приходим к выводу, что коррекционная работа должна строиться с учётом ведущих линий речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) и обеспечивать интеграцию речевого и физического развития ребёнка.
На основании анализа данной проблемы было спланировано и проведено исследование, направленное на изучение возможности оптимизация развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики как коррекционно-педагогической технологией, стимулирующей интенсивное формирование моторной и мотивационной сфер ребенка; развивающей информативную, выразительную, лексико - грамматическую стороны речи и обеспечивающей психосоматический комфорт образовательной среды.
Для решения экспериментальных задач в качестве диагностического инструментария использовалась методика В.П.Глухова. Комплексное обследование по методике Глухова В. П. позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).
В.П. Глухов большое внимание уделяет наглядному материалу. Огромную роль в выполнении заданий играет взрослый, задавая наводящие вопросы. Необходимость такого вмешательства можно объяснить тем, что при выполнении большей части заданий ребенку нужно фантазировать - от придумывания одного предложения, додумывания конца рассказа до целого рассказа. Хотя в этой методике используются те же средства обследования, рассказы отличаются большой долей детского авторства.
В качестве количественной обработки результатов используется уровневый и балльный подход к анализу продуктов текстовой деятельности.
В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие двадцать детей экспериментальной группы (дети 5-6 лет с ОНР и двадцать детей контрольной группы (дети 5-6 лет с ОНР).
При анализе эмпирических данных обнаружено, что дети с речевым недоразвитием значительно отстают от нормально развивающихся детей по уровню владения средствами фразовой речи, что существенно ограничивает их возможности в составлении информативно полноценного сообщения. Составляя окончание рассказа, они в основном использовали короткие фразы в 1-4 слова, и редко развернутые фразы - в пять и более слов.
По данным исследования можно сделать вывод, что только 10% детей из экспериментальной группы и 15% контрольной группы имеют I «высокий» уровень развитья речи, 50% детей из экспериментальной группы и 56% контрольной группы имеют II «средний» уровень развития связной речи, 40 % из экспериментальной группы и 29 % контрольной группы имеют Ill «ниже среднего» уровень развития связной речи.
Обобщая материал по изучению состояния связной речи, мы сделали следующие выводы:
- дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа-описания; составлением рассказа по заданному началу;
- итоги выполнения заданий всех серий позволяют в качестве основных причин несформированности умений и навыков связной речи выделить нарушение операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.
Нарушение операций прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередование коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе.
На основании имеющегося практического запроса был составлен комплекс упражнений, нацеленных на развитие информативной, выразительной, лексико - грамматической сторон речи и обеспечивающей психосоматический комфорт образовательной среды у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В качестве задач развития связной речи (обучение пересказу и составлению рассказа) у детей были определены следующие:
1. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
2. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
3. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
4. Формирование планирования развернутых высказываний.
5. Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности.
6. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико -фонематических норм.
7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
Новизна комплекса упражнений «Разговорчики» заключается в параллельном включении в коррекционно-развивающие занятия системы речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики и инновационных методов развития связной речи: метод аналогии Синектика, метод креативного речевого моделирования, метод маленьких человечков, метод живых картин, квеста развлечений.
В качестве основного метода выбран креативный тренинг, способствующий развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на впечатления от прочитанных произведений, дети создают пластические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание двигательно-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.
Для отслеживания личностных результатов дети создают «Дневник успеха». «Дневник» способствует развитию рефлексии, помогает накапливать и оценивать индивидуальные достижения участников программы. В течение занятия ребенок может заработать до восьми баллов (лексем) за:
• Осмысленность и полное понимание текста;
• Последовательность и связность;
• Полнота, т.е. отсутствие существенных пропусков в высказывании;
• Лексика (использование словаря автора или удачная замена некоторых слов синонимами);
• Грамотность (грамматический строй, правильное построение предложений, соблюдение норм согласования);
• Самостоятельность (без подсказок);
• Плавность (отсутствие пауз), выразительность.
По окончании всех занятий количество лексем подсчитывалось, и определялся лидер среди «разговорчиков». Ведение «Дневника успехов» способствует решению следующих задач: поддержание мотивации деятельности; поощрение активности и самостоятельности; формирование умения ставить цели; планировать и организовывать собственную деятельность.
В связи с тем, что развитие связной речи - длительный процесс, требующий приложения усилий всеми окружающими ребенка взрослыми, были разработаны методические рекомендации для родителей.
Коррекционно - развивающая работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в объеме - 24 часа. Форма работы - групповая. Режим проведения занятий - 2 раза в неделю по 30 минут.
Повторное исследование, проведенное после коррекционно-развивающей работы, показало: что за счет включения речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики в работу по развитии связной речи у детей с ОНР экспериментальной группы, возросло количество детей с высоким уровнем пересказа с 10% до 17% и со средним уровнем пересказа с 50% до 63% за счет сокращения количества детей с ниже среднего уровнем пересказа с 40% до 20%.
По результатам сравнительного анализа произошло незначительное увеличение количества детей с высоким уровнем пересказа в контрольной группе с 15% до 17% за счет сокращения количества детей со среднем уровнем пересказа с 55% до 53% после проведения работы по развитию связной речи у детей с ОНР без использования речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики.
Мы сравнили результаты обследования навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, и получили следующие результаты: 3 % детей повысили уровень со среднего до высокого, на 20 % возросло количество детей со средним уровнем, за счет сокращения количества детей с уровнем ниже среднего.
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии навыка составления рассказа-описания у детей с общим недоразвитием речи вследствие проведения комплекса логопедических занятий по развитию связной речи средствами речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики.
Наблюдается не значительная динамика в развитии навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у контрольной группы.
Состояние связной речи у детей экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе с высоким уровнем остается без изменения, и только на 5% повысилось количество детей со средним уровнем связной речи за счет сокращения количества детей с уровнем ниже среднего.
Таким образом мы можем проследить значительную положительную динамику в развитии связной речи у детей зкспериментальной группы, вследствие проведения комплекса логопедических занятий по развитию связной речи с применением речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики.
На констатирующем этапе эксперимента в речи детей наблюдались бедность языка, нарушался порядок слов в предложении. Имелись нарушения связности повествования. Наблюдался пропуск слов при рассказывании.
При выполнении первого задания пересказа знакомого текста на констатирующем этапе дети с общим недоразвитием речи имели трудности. У двенадцати детей из двадцати последовательность рассказа была относительно соблюдена. Речь была монотонной и эмоционально не выраженной. У восьми детей наблюдалось нарушение очередности рассказа. Только двое детей справились с выполнением задания без помощи логопеда. Интерес к заданию у всех детей отсутствовал. У детей также наблюдалось нарушение внимания. Задание было выполнено с помощью наводящих вопросов логопеда. При повторном же выполнении этого задания семнадцать детей из двадцати выполнили задание самостоятельно. Речь была эмоционально выразительной, нарушение последовательности текста не наблюдалось. Трое детей имели трудности только с начинанием рассказа или сказки. При этом последовательность рассказа не нарушалась. Речь была эмоционально выразительной. Дети активно проявили себя при выполнении задания. Наблюдалась уверенность в себе при пересказе.
При выполнении задания составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с общим недоразвитием речи столкнулись с трудностями. Не было интереса к заданию. Речь детей была монотонной и эмоционально не выразительной. Отмечались пропуски слов в предложениях. Из двадцати исследуемых детей только двое старались не пользоваться помощью логопеда. На констатирующем этапе эксперимента при повторном выполнении этого задания наблюдались значительные улучшения. У всех детей наблюдался интерес к заданию. Все дети были активны при выполнении задания, старались выполнять задание самостоятельно, без помощи логопеда. У восемнадцати детей из двадцати отсутствовала монотонность речи, речь была эмоционально выразительна. Пропуска слов в предложениях не было. Двое детей имели трудности с начинанием предложения и выполнили задание с помощью наводящего вопроса.
При выполнении третьего задания (составление рассказа-описания) на констатирующем этапе дети с общим недоразвитием речи имели трудности с самостоятельным составлением предложения. Все дети нуждались в помощи логопеда. У восьми детей из одиннадцати составленные предложения были аграмматичны. Все выполнили задание с помощью логопеда. Интерес к заданию отсутствовал у всех детей. При повторном выполнении этого задания все дети справились с заданием. Пятнадцать детей из двадцати справились с данным заданием полностью, предложение было составлено грамотно, в составленном предложении наблюдалось последовательность. Пять детей из двадцати справились с заданием с помощью наводящих вопросов. Последовательность в предложении не была нарушена. В составленном предложении наблюдались незначительные аграмматизмы. В целом все испытуемые дети с интересом выполнили задание. У всех детей наблюдалась активность и инициативность во время выполнения задания. Дети выполняли задание увереннее, чем на констатирующем этапе эксперимента.
При выполнении четвертого задания (составление рассказа по заданному началу) в начале у детей с общим недоразвитием речи наблюдались большие паузы, логической связи между предложениями не наблюдалось. Девятнадцать детей составили рассказ с помощью наводящих вопросов логопеда. Логическая связь между предложениями была нарушена. Долго не могли начинать рассказ и ждали наводящего вопроса логопеда. Речь была монотонной и эмоционально не выразительной. Одиннадцать детей выполнили задание с начала до конца только с помощью логопеда. У детей наблюдалась неуверенность в себе при выполнении задания, интерес к заданию отсутствовал. При повторном проведении задания на контрольном этапе наблюдалась динамика в правильности выполнения задания. Семь детей из одиннадцати выполнили задание без помощи логопеда. Наблюдалась логическая связь между предложениями. Также не было пауз при рассказывании. Тринадцать детей выполнили задание с помощью наводящих вопросов. Не было нарушений логической связи между предложениями. У всех детей наблюдалась активность при выполнении задания. Был интерес к заданию.
Выводы. Дети стали проявлять интерес к составлению рассказов, большая часть детей стремилась выполнять задания самостоятельно, без помощи логопеда, не было нарушений логичности и связности между предложениями. Рассказы составлялись последовательно без логических пропусков. Таким образом, разработанный нами комплекс логопедических занятий по развитию связной речи средствами речедвигательных упражнений с элементами психогимнастики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволил не только количественно, но и качественно изменить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Метод. материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2003 г.
3. Белошистая, А. Развиваем связную речь: для работы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 20 - 25
4. Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов / Я.В. Валуева // Логопед - №1 - 2014. с. 102-112
5. Глозман, Ж. М. Исследование механизмов речевой и моторной готовности / Ж. М. Глозман, А. А. Кисельников, Е. В. Созинова // Вестник Московского университета. - 2008. - Сер. 14: Психология. - 2008. -№ 1. - с. 49-58
6. Глухов, В.П. Нарушения речи у детей дошкольного возраста / В.П. Глухов. - М.: Олма-пресс, 2008. - 320 с.
7. Душка Н. Д. Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста / Н. Д. Душка, Н. И. Соколова // Логопед. - 2011. - N 7. - с. 35-51.
8. Жгутова И. В. Формирование связной речи у детей с ОНР: Семинар-практикум для воспитателей / И. В. Жгутова // Ребенок в детском саду. - 2004. - N 4. - с. 80-82
9. Жинкин, Н. И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов / Н. И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998. - с. 183-319.
10. Завадская, Т.А. Игры для развития связной речи дошкольников с ОНР / Т.А. Завадская. - М.: Олма-пресс, 2011. - 286 с.
11. Занятия по развитию речи в детском саду / О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И.Максаков и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 1999. - 362 с.
12. Кротова И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР / И. В. Кротова // Логопед. - 2010. - N 7. - С. 6-22.
13. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Матросова Т. А. - М.: В. Секачев, 2005. - 111 с.
14. Соколова, С.Е. Формирование связной речи дошкольников / С.Е. Соколова // Дошкольная педагогика - №3 - 2014. с. 31-35
15. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 209 с.
16. Шмидт, Е.В. Коммуникативный подход как основа развития связной монологической речи старших дошкольников с ОНР / Е.В. Шмидт // Логопед - № 5. - 2012. с. 25-29
Педагогика
УДК 372.8
доктор педагогических наук, доцент Кротова Ирина Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск);
кандидат психологических наук, доцент Евтихов Олег Владимирович
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский юридический институт МВД России» (г. Красноярск)
ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СОВМЕСТИМОСТИ НАГЛЯДНОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. В статье предложена технология диагностики и оптимизации совместимости наглядности учебной литературы на основе системного подхода, а именно его формальной системно-параметрической версии.
Ключевые слова: учебная книга, наглядность, совместимость, оптимизация, системный подход. Annotation. The article proposed ob the technology of diagnostics and optimization compatibility of learning book's visibility from systems approach, namely its formal system-parametric version. Keywords: learning book, visibility, compatibility, optimization, systems approach.
Введение. Изменение содержания, совершенствование форм обучения, системы контроля и оценки знаний настоятельно требуют обновления учебно-методического обеспечения учебного процесса. Современный этап разработки и создания учебной книги, с одной стороны, характеризуется накоплением огромного фактического материала, с другой - нерешенностью ряда насущных практических задач. Содержание ряда учебно-методических пособий нового поколения в некоторой степени улучшилось. Однако многие специалисты отмечают, что одной из слабых сторон учебной литературы является её наглядность, а научные основы этой проблемы разработаны в недостаточной степени.
По мнению специалистов, учебная книга должна быть, прежде всего, эргономичной [4, 5]. Это позволит сделать форму представления знаний предельно ясной, наглядной, доходчивой. Количество изображений должно возрасти, так как человек воспринимает изображения значительно быстрее, чем текст [6]. В тоже время, анализ уже накопленного педагогического опыта, нашедшего свое выражение в методических особенностях построения традиционных школьных и вузовских учебных пособий, показал, что в основном