Для реализации этих процессов нужно повысить роль специальной силовой подготовки с использованием отягощений, с усложнением условий выполнения упражнений; внедрить в педагогический процесс физической подготовки приемы и технологии, направленные на совершенствование техники при высокой скорости ее выполнения, повышать интенсивность функциональной подготовки.
Литература:
1. Усцелемова Н.А., Козлов Р.А. Педагогические условия формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости средствами физического воспитания в процессе образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.; URL: http://science-education.ru (дата обращения: 14.11.2019).
2. Медников А.Б. Координационные способности и соматотип как база специальной физической подготовки курсантов // Общество и право. 2013. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2019).
3. Тумасян Л.Л. Развитие физических качеств курсантов МВД // ИСОМ. 2017. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 14.11.2019).
4. Драндров Г.Л., Муратшина Н.Ю. Педагогические условия применения рейтингового контроля в обучении курсантов вузов МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1.; URL: http://science-education.ru
Педагогика
УДК 376.36-053.4(045)
кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Малахова Анна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ СИНКВЕЙН-ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи. В качестве одного из эффективных средств развития устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи авторы рассматривают кружковые занятия с использованием средств синквейн-технологии. В статье охарактеризована программа кружка «Сочиняем стихи - синквейны», раскрыты организационно-методические аспекты проведения занятий, этапы реализации коррекционно-развивающей работы, направленной на развития устной связной речи дошкольников с нарушением речи, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции связной речи детей.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, дошкольный возраст, синквейн-технология, кружковая деятельность, коррекционно-развивающая работа.
Annоtation. The article is devoted to the problem of improving the content and organization of corrective and speech therapy work aimed at developing coherent speech in children with general speech underdevelopment. As one of the effective means of developing oral speech in preschoolers with a general underdevelopment of speech, the authors consider study groups using means of cinquain-technology. The article described a circle program «To write poetry - cinquain» discloses organizational and methodological aspects of carrying out classes, the stages of the implementation of correctional and development work aimed at the development of oral coherent speech of preschool children with speech impairments, the methods, forms, tools used for the purpose of correction coherent speech of children.
Кeywords: general underdevelopment of speech, coherent speech, preschool age, cinquain-technology, group activities, corrective development work.
Введение. Проблема формирования связной устной речи детей с дефектами речи приобретает в современной специальной педагогике все большую значимость. Связная речь ребенка дошкольника позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации в обществе. От степени сформированности навыков речевой активности, в свою очередь, зависит продуктивность речевого общения и всего обучения.
Проблему развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) исследовали многие авторы (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и другие). Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи - низкий, понятийная сторона речи недостаточно сформирована, «арсенал» языковых средств выражения мысли крайне беден, что обуславливает незрелость связной речи детей данной категории. Проблема развития связной речи дошкольников с ОНР имеет междисциплинарный характер и решается через организацию разнообразных видов речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах и явлениях, пересказ литературных произведений, создание различных видов творческих текстов, а также сочинение рассказов по одной картине, и серии сюжетных картин [2; 3; 4; 5].
Анализ научно-методической литературы проблемы формирования навыков связных высказываний у детей с ОНР со всей очевидностью свидетельствует о необходимости усовершенствования традиционных приемов и методов коррекционно-логопедической работы, а также поиска более эффективных, научно обоснованных путей развития связной речи у детей данной категории.
С целью выявления уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мы провели констатирующий эксперимент. Он был организован на базе МБДОУ «Детский сад № 8» г. Сасово Рязанской области, в эксперименте приняли участие 15 дошкольников в возрасте 5-6 лет с
логопедическим заключением: ОНР III уровня (общее недоразвитие речи III уровня). В основу методики констатирующего эксперимента была положена методика бальной оценки В.П. Глухова.
Основное внимание обращалось на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. Проводилась запись ответов монологической речи детей в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов.
В результате проведённого констатирующего эксперимента высокий уровень сформированности связной устной речи имели 26,7% испытуемых, они обладали самостоятельностью и полнотой речи; располагали достаточно богатым словарным запасом для своего возраста; использовали в своей речи распространённые предложения; соблюдали последовательность и логичность в построении высказываний; легко отвечали на вопросы экспериментатора, предлагая развернутые ответы. Наибольшее число испытуемых (53,3%) показало средний уровень сформированности связной устной речи. У испытуемых имелись трудности в правильном и точном подборе высказываний; использовались простые предложения при пересказе и сочинении; полнота передачи содержания текста была недостаточна; имелись выраженные смысловые пропуски; вызывало трудности соблюдение логической связи между картинками-эпизодами; дети обладали слаборазвитым активным словарным запасом. При возникновении затруднений дошкольники адекватно реагировали на помощь экспериментатора и успешно выполняли задания, опираясь на наводящие вопросы. Испытуемые с низким уровнем (20%) сформированности связной устной речи не могли правильно выполнить задания даже с помощью экспериментатора и не отвечали на большую часть задаваемых им вопросов. Дошкольники пользовались в основном простыми, неправильно построенными предложениями. Была нарушена правильная последовательность при воспроизведении серии событий. Также отмечалась хаотичность высказываемой информации, длительные паузы на границах фраз, низкий уровень фразовой речи. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал недостаточный уровень сформированности связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Это свидетельствует о необходимости поиска современных эффективных средств, методов, технологий логопедической работы, которые могли бы дополнить и повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с дошкольниками в развитии связной речи.
В настоящее время набирает популярность использование в педагогической работе такой технологии, как дидактический синквейн. Цель применения дидактического синквейна - улучшение словарной работы, как основы развития всей речи в целом. Новизна синквейн-технологии заключается в создании условий для развития личности, которая умеет мыслить критически: выделять главное и исключать лишнее, обобщать и классифицировать понятия и явления. Эффективность применения дидактического синквейна можно наблюдать в улучшении показателей детей в лексико-грамматическом оформлении высказывания с правильным использованием различных лексических средств, уменьшении степени стереотипности грамматического оформления и нарушения порядка слов, употреблении грамматических конструкций в виде сложных и распространенных предложений.
Изложение основного материала статьи. Современная логопедия находится в непрерывном и активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с общим недоразвитием речи, находящихся на разных возрастных этапах и в разных образовательных условиях. Набирает популярность использование в логопедической практике такой технологии, как дидактический синквейн [1].
Базой данной технологии является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Дети учатся составлять синквейны в игровой форме, которая позволяет активизировать мыслительную деятельность и способствует развитию речи. В процессе работы над синквейнами строятся условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Опираясь на выше сказанное, нами было организовано и проведено экспериментальное обучение дошкольников с общим недоразвитием речи, направленное на развитие их связной речи средствами синквейн-технологии.
В ходе опытно-экспериментального исследования участвовали 15 испытуемых подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 8» г. Сасово Рязанская область. Все дошкольники имели логопедическое заключение ОНР III уровня (общее недоразвитие речи III уровня), возраст испытуемых - 6-7 лет.
С учетом полученных первичных результатов, опираясь на уже имеющиеся у дошкольников представления о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, нами была разработана и апробирована программа кружка «Сочиняем стихи - синквейны», рассчитанная на один год обучения.
Коррекционно-педагогической работа были реализована в рамках подгруппы. Занятия с дошкольниками проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. Разработанная нами программа кружка, рассчитанная на 34 часа (с каждой подгруппой), предусматривает проведение занятий по двенадцати тематическим направлениям.
Первое направление - «День знаний» - включающее формирование представлений о синквейн-технологии её особенностях и основных положениях; разучивание системы пяти строк; развитие познавательного интереса к школе и книгам через составление синквейна.
Второе направление - «Осень» - основанное на расширении знаний детей об осени; о временах года, последовательности месяцев в году; развитии интереса к изображению синквейнов осенних явлений в рисунках, аппликациях; закреплении знаний о фруктах и овощах, об их заготовках на зиму.
Третье направление - «Мой город, моя страна, моя планета» - включающее освоение представлений детей о родном крае; составление краткого рассказа по готовому синквейну на тему занятия.
Четвертое направление - «День народного единства» - изучающее представления детей о родной стране, о государственных праздниках; составление дидактического синквейна по теме и в виде рисунка (аппликации).
Пятое направление - «Новый год» - включающее знакомство с основами праздничной культуры.
Шестое направление - «Зима» - базирующиеся на обогащении знаний об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; коррекция и совершенствование готового синквейна по теме занятия.
Седьмое направление - «День защитника Отечества» - включающее освоение представлений детей о Российской армии; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части; изучение обратного синквейна и его порядка строф.
Восьмое направление - «Международный женский день» - основанное на расширении понятий «мама» и «бабушка»; формировании представлений о ведении домашнего хозяйства; составление краткого рассказа по составленному синквейну на тему занятия.
Девятое направление - «Народная культура и традиции» - изучающее народные традиции и обычаи; составление обратных синквейнов.
Десятое направление - «Весна» - включающее формирование у детей обобщенные представления о весне; расширение знаний о характерных признаках весны; составление дидактического, а затем обратного синквейна; изучение зеркального синквейна и его порядка строф.
Одиннадцатое направление - «День Победы» - основанное на расширении знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне; коррекция и совершенствование готового синквейна по теме занятия, а затем составление из получившегося зеркального синквейна.
Двенадцатое направление - «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!» - включающее закрепление составления синквейнов вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу.
Коррекционно-педагогическая работа в процессе кружковых занятий, направленная на формирование связной устной речи дошкольников с ОНР средствами синквейн-технологии, проводилась в несколько этапов: подготовительный, представляющий разнообразную деятельность педагога по подготовке к проведению кружкового занятия; основной, включающий сами занятия кружка «Сочиняем стихи -синквейны»; заключительный, направленный на оценку развития связной устной речи дошкольников с ОНР на основе правил составления синквейнов.
При организации работы нами использовались следующие формы составления синквейна: составление традиционного синквейна по заданной теме; составление краткого рассказа по составленному синквейну; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части; составление обратного и зеркального синквейнов. Различные варианты для составления дидактического синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.
Работа на каждом занятии начиналась с уточнения, активизации и совершенствования словаря, с использованием следующих упражнений: «Подбери определение» (например, к слову «солнце»: какое оно -жёлтое, тёплое, светлое, круглое; «Узнай предмет по описанию» (красный, круглый, спелый, вкусный -помидор); «Кто что делает?» (доктор - лечит, помогает, спасает; цветок - цветёт, пахнет, растет); «Назови части целого» (стул - спинка, ножки, сиденье).
Решение коррекционных задач по развитию связной речи дошкольников с ОНР осуществлялось в процессе изучения разнообразных форм составления синквейнов. Приведем их примеры:
- дидактический синквейн: педагог разучивает с детьми основную форму составления синквейна; самое главное в нём - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке;
- составление краткого рассказа по готовому синквейну: педагог предлагает детям составить небольшой рассказ по плану в виде составленного синквейна, используя слова, входящие в него;
- коррекция и совершенствование готового синквейна: педагог предлагает дошкольникам рассмотреть готовый синквейн на правильность подбора слов и подобрать новые, более подходящие по смыслу, а также улучшить его содержание нахождением других интересных слов;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части - «синквейн-загадка»: педагог предлагает детям готовый синквейн, в котором исчезли несколько строк (к моменту выполнения данного задания дошкольники должны чётко представлять структуру пятистрочного стихотворения и быстро определять, что пропало);
- обратный синквейн: педагог рассматривает с детьми порядок составления дидактического синквейна наоборот, так называемого обратного;
- зеркальный синквейн: педагог предлагает рассмотреть форму синквейна из двух пятистрочных строф, где первая - это дидактический, а вторая - обратный синквейн.
В целях максимально эффективной организации процесса формирования связной устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи нами был разработан ряд методических рекомендаций для педагогов и родителей:
- нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли;
- в начале работы предложить детям найти общее и различное в строках, обратить внимание не только на содержание, но и на построение стихов, пересчитать количество строк и слов в каждой строфе;
- на этапе запоминания состава каждой строки стоит заменить названия частей речи на более понятные для детей (существительное - слово-предмет; глагол - слово-действие; прилагательное - слово-признак; синоним - слово-друг);
- необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять стихи-синквейны и отвечать на вопросы; постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление станет походить на игру;
- для детей, которые еще не умеют читать, можно предложить систему, по которой они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе со взрослым;
- работу по составлению синквейна можно проводить при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме; лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов.
Выводы. Апробация представленной выше программы кружковых логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента показала, что при соблюдении предлагаемых нами коррекционно-педагогических и методических условий ее реализации данная работа способствует развитию и коррекции различных компонентов связной устной дошкольников с общим недоразвитием речи: лексики, грамматики; развитию творческого мышления, активизации словаря для подбора существительных, прилагательных и глаголов, необходимых для составления синквейна на определенную тему. Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что занятия в кружке «Сочиняем стихи - синкейны» могут способствовать развитию связной устной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста только при условии их организации с учетом образовательных потребностей детей данной категории.
Литература:
1. Блохина Ю.А., Мищенко М.Г., Цыганкова А.А. Использование дидактического синквейна в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 15. С. 46-48.
2. Букаева Т.И. Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Интерактивная наука. 2016. № 9. С. 25-27.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158 с.
4. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология образования. 2014. № 1. С. 89-97.
5. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. 2005. № 5. С. 35-37.
Педагогика
УДК 371.39
аспирант Мустафина Юлия Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы" (г. Уфа)
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Аннотация. В статье говорится о необходимости формирования умений педагогов проектировать организацию учебного процесса целостно, с использованием технологий проектирования и моделирования. Рассматривается проектировочная компетентность, как ресурс повышения качества образования в школе. Проектировочная деятельность определяется как целенаправленная, творческая, инновационная деятельность педагогических работников по созданию и реализации в образовательном процессе школы, системы дополнительного образования педагогических проектов, модулей повышающих качество образования. Проектировочные умения педагога - это не естественные новообразования, они требуют развития, саморазвития и повышения квалификации. В статье рассматриваются основные направления совершенствования образования учителей, способствующие формированию и развитию проектировочных умений (районное методическое объединение - РМО, курсовая подготовка, использование в методической работе логико-смыслового моделирования). Рассматриваются различные подходы к оценке проектировочной деятельности учителя. Овладение проектировочной компетентностью возможно лишь при совершенствовании профессионально-педагогического мастерства и реализации проектно-технологического подхода в деятельности учителя.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектирование образовательного процесса, моделирование, дидактическая многомерная технология, логико-смысловое моделирование, формирование проектировочных умений у учителей, районное методическое объединение учителей (РМО), курсовая подготовка.
Annоtation. The article deals with the need to develop the skills of teachers to design the organization of the educational process holistically, using modeling technologies. Design competence is considered as a resource for improving the quality of education in school. Engineering design activities are defined as purposeful, creative, innovative activities of teachers in the creation and implementation in the educational process of the school, the additional education system of pedagogical projects, modules, improving the quality of education. Design skills of the teacher are not natural neoplasms, they require development, self-development and professional development. The article deals with the main directions of improving the education of teachers, contributing to the formation and development of design skills (district methodical Association - RMO, course training, use in the methodical work of logical and semantic modeling). The estimation of the level of development of design activity is presented. Mastery of design competence is only possible when improving vocational and pedagogical skills and project-technological approach to teaching.
Keywords: Pedagogical design, design of educational process, modeling, didactic multidimensional technology, logical and semantic modeling, formation of design skills of teachers, district methodical Association of teachers (RMO), course training.
Введение. Развитие общества на современном этапе характеризуется ускоренными темпами преобразований. И каждому современному человеку важно обладать такими качествами, как умение планировать, оценивать, проектировать не только жизненные, но и профессиональные перспективы развития. Сегодня актуально иметь представления об инновационных проектах образования, стремиться к достижению умений использовать в работе адекватные дидактические средства - инструментальную опору для анализа и синтеза полученной информации, снижать затраты времени для её активного накопления и запоминания. Одним словом уметь проектировать свою деятельность и обладать проектировочными компетенциями. В настоящее время всплывают проблемы, связанные с качественными изменениями в профессиональной деятельности педагогов, например, высокие нагрузки и трудозатраты в педагогической деятельности. И поэтому, на первый план выходят такие умения, как проектирование, прогнозирование педагогической деятельности. Каждому педагогу важно научиться видеть не только сам педагогический процесс, но и его условия, результаты и перспективы развития. В огромном потоке информации, научившись проектировать, педагог сможет технологично, системно и грамотно строить образовательный процесс, затрачивая минимум сил и времени.
Обеспечение совершенствования образовательной системы района - это разработка и распространение образовательных нововведений в учебные заведения в форме поиска улучшения содержания образования, новых способов работы, новых форм и организационных практик, инновационных технологий (как многоплановая образовательная технология В.И. Штейнберга), и преподавательский состав, способный управлять быстро развивающимися образовательными процессами [1].