Научная статья на тему 'Развитие связной устной речи младших школьников с общим недоразвитием речи средствами экотерапии на внеурочных занятиях'

Развитие связной устной речи младших школьников с общим недоразвитием речи средствами экотерапии на внеурочных занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ / УЧАЩИЕСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ЭКОТЕРАПИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / CONNECTED ORAL SPEECH / STUDENTS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / PRIMARY SCHOOL AGE / EXTRACURRICULAR WORK / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK / ECOTHERAPY / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Опольская Анастасия Ильинична

Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи. В качестве одного из эффективных средств развития устной речи младших школьников с общим недоразвитием речи авторы рассматривают внеурочные занятия с использованием средств экотерапии. В статье охарактеризована программа экотерапевтического кружка, раскрыты дидактические принципы и организационные аспекты проведения занятий, этапы реализации коррекционно-развивающей работы, направленной на развития устной связной речи младших школьников с нарушением речи, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции связной речи детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минаева Наталья Геннадьевна, Опольская Анастасия Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A CONNECTED ORAL SPEECH OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL DISABILITIES OF SPEECH BY MEANS OF ECOTHERAPY ON EXTREME COURSES

The article is devoted to the problem of improving the content and organization of correctional and speech therapy work aimed at the development of coherent speech of children with a general speech underdevelopment. As one of the effective means of developing oral speech of younger schoolchildren with a general underdevelopment of speech, the authors consider extracurricular activities using environmental therapy. The article describes the program of the ecotherapeutic group, disclosed didactic principles and organizational aspects of conducting classes, stages of implementation of correctional and developmental work aimed at developing oral coherent speech of younger schoolchildren with speech disorders, considered methods, forms, means used to correct the coherent speech of children.

Текст научной работы на тему «Развитие связной устной речи младших школьников с общим недоразвитием речи средствами экотерапии на внеурочных занятиях»

Как мы видим, на начальном этапе обучения английскому языку наглядности принадлежит большая роль; наглядные средства, цифровые и реальные на уроках английского языка повышают действенность обучения, способствуют усвоению языка учеником с большим интересом и более осмысленно, мобилизует психическую активность ученика, пробуждает его интерес к занятиям английским, увеличивает объем воспринимаемого материала, понижает утомление, развивает творческое воображение, делает эффективным процесс обучения в целом.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.: Академия, 2005. - 436 с.

2. Дидактический и раздаточный материал в обучении иностранным языкам / Под ред. Прессмана Л.П. - М.: Прогресс, 2002. - 256 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: ВиМ, 2001. - 245 с.

4. Мещерякова Е.В. Обучение аудированию как иноязычному взаимодействию на основе видеокурса «Extra English» // Известия Волгоградского государственного педагогического университете, 2017. - № 7 (120). - С. 25-29.

5. Мещерякова Е.В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве при обучении иностранным языкам // Педагогические и методические аспекты профессиональной подготовки учителей иностранных языков: Сборник научных статей, посвященных памяти Г.К. Левицкой, Волгоградский государственный педагогический университет, 2002. - С. 26-38.

6. Мещерякова Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в современном образовательном пространстве (на материале подготовки учителя иностранного языка): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Москва, 2002

7. Мещерякова Е.В., Локтюшина E.A. Образовательное пространство формирования профессиональной иноязычной компетентности управленческих кадров // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-1. С. 79-83.

8. Мещерякова Е.В., Исаева И.С. Лингводидактический потенциал блога в обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 59

9. Мещерякова Е.В. Роль современной социокультурной ситуации в процессе подготовки будущего воспитателя (на материале английского языка): Теоретико-методологическое исследование / Волгоград, 1999.

10. Meshcheryakova E.V., Andreyeva V.K. Advanced English Мапиа1: учеб. пособ.: коммуникативно-направленное пособие по практике английского языка / Волгоград-Москва, 2003. - Том. 1. - С. 5-7.

11. Чудина Е.В. Использование визуального дидактического материала на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2006. - N 8.

12. Gouberina P. et R^nc P. Voix et images de France. - Paris: Didier, 1964.

Педагогика

УДК 376.37(045)

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Опольская Анастасия Ильинична

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ЭКОТЕРАПИИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи. В качестве одного из эффективных средств развития устной речи младших школьников с общим недоразвитием речи авторы рассматривают внеурочные занятия с использованием средств экотерапии. В статье охарактеризована программа экотерапевтического кружка, раскрыты дидактические принципы и организационные аспекты проведения занятий, этапы реализации коррекционно-развивающей работы, направленной на развития устной связной речи младших школьников с нарушением речи, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции связной речи детей.

Ключевые слова: связная устная речь, учащиеся с общим недоразвитием речи, младший школьный возраст, внеурочная работа, коррекционно-развивающая работа, экотерапия, организационно-методические условия развития связной речи.

Annotation. The article is devoted to the problem of improving the content and organization of correctional and speech therapy work aimed at the development of coherent speech of children with a general speech underdevelopment. As one of the effective means of developing oral speech of younger schoolchildren with a general underdevelopment of speech, the authors consider extracurricular activities using environmental therapy. The article describes the program of the ecotherapeutic group, disclosed didactic principles and organizational aspects of conducting classes, stages of implementation of correctional and developmental work aimed at developing oral coherent speech of younger schoolchildren with speech disorders, considered methods, forms, means used to correct the coherent speech of children.

Keywords: connected oral speech, students with general speech underdevelopment, primary school age, extracurricular work, correctional and developmental work, eco-therapy, organizational and methodological conditions for the development of coherent speech.

Введение. Развитие связной устной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.Проблема развития связной

речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Данное нарушение является наиболее распространенным у детей, относимых к категории лиц с речевыми нарушениями, и проявляется в резкой задержке формирования каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматикипри нормальном слухе и интеллекте. В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы, касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

В научно-методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи у детей данной категории при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. В работах отечественных ученых (Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Р.И. Лалаева, С.Ф. Спировой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др.) описаны различные нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Авторы отмечают, что значительные трудности формирования связной речи у детей данной категории обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы -фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Кроме того, наличие вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) у школьников с общим недоразвитием речи создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания[1; 2; 6; 7; 8].

Результаты проведенного нами опытно-экспериментального исследования по изучению уровня развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи, подтвердили имеющиеся в научной литературе данные и установили значительные недостатки и нарушения у детей таких компонентов речи, как лексика, грамматика, фонетика; кроме того у всех детей имеются значительные трудности в овладении связной речью. Исследование было проведено на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»г. о. Саранск в 2018 г. В эксперименте принимали участие 15 учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы) с логопедическим заключением: ОНР III уровня (общее недоразвитие речи III уровня). Возраст детей 8-10 лет. Обобщив результаты выполнения испытуемыми заданий констатирующего эксперимента, мы выделили три группы детей младшего школьного возраста по уровню развития связной устной речи. Первая группа - дети, обладающие высоким уровнем сформированности связной речи, демонстрирующие самостоятельность выполнения заданий, отличающиеся способностью в высказываниях сохранять связность и логическую последовательность. К данной группе не был отнесен ни один испытуемый. Вторая группа -дети со средним уровнем развития связной речи (35,5 % испытуемых); эти дети показывают средний уровень понимания и выполнения того или иного задания, допускают единичные ошибки; нарушают связность изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, пропуски глаголов). Третья группа - младшие школьники с низким уровнем связной устной речи (64,5 % испытуемых), характеризующиеся неспособностью правильно выполнять задания даже с помощью экспериментатора, несформированностью составления связного, полноценного рассказа с пропусками фрагментов текста. Таким образом, младшие школьники с общим недоразвитием речи характеризуются в основном низким и средним уровнем развития связной устной речи. Данные эксперимента свидетельствовали о необходимости поиска современных эффективных средств, методов, технологий логопедической работы, которые могли бы дополнить и повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками в данном направлении.

Преобладающие значение в деятельности каждого общеобразовательного учреждения является организация наиболее эффективного и благоприятного «развивающего» учебного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий. Наряду с достаточно широко известными и применяемыми в логопедической практике (изотерапия, пескотерапия, сказкотерпия и др.), можно выделить и недостаточно разработанные, но в то же время обладающие значительным коррекционно-развивающим потенциалом. К данным технологиям, на наш взгляд, можно отнести экотерапию. Экотерапия традиционно применяется в работе с детьми младшего школьного возраста в целях развития сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер, преодоления речевого и поведенческого негативизма, ведущих к трудностям социальной адаптации. В данной технологии используются различные природные материалы и средства: шишки, гербарий, муляжи животных, различные растения, сельско-хозяйственные культуры, биообъекты [2].

Вместе с тем, мы считаем, что экотерапия обладает достаточным потенциалом для развития и коррекции связной устной речи детей с общим недоразвитием речи. Деятельность ребенка с различными природными объектами, их наблюдение, преобразование создает помимо прочего условия для организации широкой речевой практики, которая мотивируется интересом ребенка к наблюдаемым природным объектам, явлениям, процессам, возможностями и радостью творчества с использованием природных материалов. Экотерапия дает положительный стимул и действует как дополнение к логопедической работе за счет улучшения психоэмоционального состояния ребенка, развития синтеза, анализа, внимания, восприятия и других психических процессов, являющихся фундаментом для развития речи. В целях преодоления речевого недоразвития школьников данной категории можно применять комплексный подход в сочетании с нетрадиционными методами.

Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. На сегодняшний день внеурочная деятельность понимается как содержание всех видов деятельности учащихся, организуемая во внеурочное время в условиях неформального общения и обеспечивающая необходимые условия для воспитания и обучения личности [3, с. 41]. Поэтому в рамках нашего исследования для реализации работы по развитию связной устной речи младших школьников с общим недоразвитием речи мы акцентировали внимание на внеурочной деятельности. В ходе опытно-экспериментального исследования, проведенного в 2018 году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. о. Саранск, нами были разработаны и апробированы организационно-методические условия проведения внеурочных занятий экотерапевтического кружка «Радуга» с детьми с общим недоразвитием речи, направленных на коррекцию имеющихся у них нарушений связной устной речи. В исследовании принимали участие 15 учащихся младшего школьного возраста с логопедическим заключением: ОНР III уровня. Это были те же дети, с которыми ранее был проведен констатирующий эксперимент. Программа кружка рассчитана на 1 год обучения (34 часа). На наш

взгляд, оптимальный режим проведения занятий 1 раза в неделю, продолжительностью 35-40 минут. Мы считаем, что именно такой режим способен обеспечить необходимую систематичность для повышения эффективности процесса формирования связной устной речи.

В предложенной нами системе занятий представлено оригинальное сочетание выполняемых работ в технике экотерапии с развитием речи школьников, предполагающее также развитие всех психических процессов, расширение объема знаний учащихся об окружающем мире. Анализ научно-методических материалов показал, что в работе с детьми с ОВЗ могут быть использованы такие экотерапевтические техники, как гарденотерапия и анималотерапия. В рамках нашего исследования мы выделили техники, которые могут быть основой для организации речевой деятельности детей, направленной на развитие связной устной речи. Это экопластика, относящаяся к гарденотерапии и представляющая собой изготовление поделок и композиций из листьев, засушенных ягод, цветов и веток деревьев.

В ходе данных видов работ у младших школьников формируется умение составлять связный рассказ, умение последовательно рассказывать о содержании поделки (аппликации, композиции из цветов), соблюдать последовательность в передаче событий, умение составлять описание растения. При изготовлении аппликаций и панно из листьев у детей также формируются умения называть части растений, называть их свойства (цвет, форму, размер, расположение), создавать плоскостную композицию из них, а затем составлять описание своей работы по плану. На этом этапе работ у детей расширяется словарный запас в процессе знакомства с природными материалами, образами растений и животных; формируются умения составлять описательный рассказ, поэтапно описывать процесс изготовления аппликации, композиции, поделки. В процессе занятий пробуждаются творческие способности каждого учащегося, осуществляется коррекция нарушенных психофизических функций посредством творческих занятий, а также реализуются межпредметные связи.

При разработке содержания комплекса коррекционно-логопедических занятий мы опирались на труды таких ученых, как И.Я. Базик, Н.Ф. Давыдкин, О.Б. Гонтарь, Т.С. Жидкина, и др., в которых раскрыта специфика работы с природным материалом, а также на содержание программы. Технологические основы методики экопластики взяты у И. А. Лыковой [3; 5].

Коррекционно-логопедическая работа в ходе эксперимента была направлена на решение следующих задач: закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации;формирование навыка построения связных монологических высказываний;обогащение и активизация словаря по темам: «В мире животных», «Растения вокруг нас», «Знакомство с растительным миром», «Однолетние и многолетние цветочные растения», «Цветочные культуры», «Природные материалы леса», «Моя мини-фермы», «Подводный мир», «Знакомство с животными зоопарка», «Обитатели аквариума», «Знакомство с грызунами», «Знакомство с домашними животными».

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включало: развитие активного, творческого мышления и образной памяти при создании творческих работ; усвоение норм построения высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.); расширение словарного запаса в процессе знакомства с природными материалами, образами растений и животных;формирование навыков планирования развернутых высказываний;формирование у школьников умения последовательно рассказывать о содержании своей работы (аппликации, поделки и пр.); обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа; формирование навыка планирования и построения связных монологических высказываний в процессе планирования хода изготовления макетов, поделок из природного материала, поделок.

В процессе опытно-экспериментальной работы также решалась задача развития мелкой моторики и графомоторных навыков.

Обучение младших школьников выполнению работ в технике экотерапии включало несколько этапов.

На первом этапе (1-4 занятия) мы провели занятия по ознакомлению детей с природными материалами. Этот этап был направлен на актуализацию знаний учащихся, а также знакомил детей с экопластикой как техникой создания поделок из природного материала, для чего на первых занятиях школьники изготавливали несложные композиции из листьев, выполненные в технике аппликации. Работа по развитию связной речи детей на данном этапе включала:

- формирование умений называть части растений (стебель, листья, цветы), называть их свойства (цвет, форму, размер, расположение), составлять описание растений по плану. Прием использовался при изучении тем: «Знакомство с растительным миром», «Цветочные культуры», «Однолетние и многолетние цветочные растения»;

- составление описания хвойного растения. Прием использовался на этапе знакомства с хвойными деревьями, при изучении тем: «Знакомство с растительным миром»;

- составление описания аппликации («Кошка») из листьев: клена, березы, осины, рябины,называть их свойства (цвет, форму, размер);

- формирование умений называть части морских обитателей и водорослей (голова, плавник, щупальца, хвост и др.), а также их свойства (цвет, форму, размер). Прием использовался при изучениифлоры и фауны Черного моря, а именно тем: «Подводный мир», «Обитатели аквариума»;

- умение составить описательный рассказ своего Знака зодиака (характеристика, значение, образ), выделять его части, из скольких фигур состоит, как расположен.

На втором этапе школьники создавали композиции из цветов, листьев, веток, а также выращивали рассаду редиса и петрушки, используя имеющиеся у учащихся навыки и умения работы с природным материалом (5-7 занятие). Работа по развитию связной речи детей на данном этапе включала:

- формирование умений поэтапно описывать процесс посева и роста однолетних и многолетних растений (редис, петрушка), называть части растений (стебель, листья), называть их свойства (цвет, форму, размер), составлять описание растений по плану. Прием использовался при изучении тем: «Однолетние и многолетние растения»;

- формировать умение последовательно рассказывать о содержании аппликации («Осенний пейзаж») и композиций из цветов, соблюдать последовательность в передаче событий.

На третьем этапе (8-9 занятие) мы учили детей создавать флористические фигуры и композиции. Составление объемных поделок из природного материала научила детей ориентироваться в пространстве,

сохранять целостность восприятия при создании изделия. Работа по развитию связной речи детей на данном этапе включала:

- формирование умений описывать диких животных (заяц, белка, рысь, олень, курица, еж и др.), называть их свойства (цвет, размер), части тела (хвост, голова, уши, лапы). Прием использовался на этапе знакомства с животными, при изучении тем «Знакомство с грызунами», «Знакомство с дикими животными», «Знакомство с животными зоопарка».

На четвертом этапе (10-12 занятие) создавался игровые макеты (композиции-инсталляции). Работа по развитию связной речи детей на данном этапе была направлена на решение следующих задач:

- формировать умение словесно описывать процесс изготовления объектов фермы в отдельности (деревья, домики, загоны, дорожки, ограждения для животных, мостики);

- формировать умение составлять последовательный рассказ с элементами театрализованного представления: проводилась экскурсия по ферме описание обитающих животных (куры, гуси, коровы, козы). Прием использовался на этапе знакомства с животными и моделированием, при изучении тем «Знакомство с домашними животными», «Моя мини-ферма».

В коррекционно-логопедической работе мы использовали также различные приемы работы: пространственное расположение предметов по словесному описанию; выбор подходящего к высказыванию изображения или схемы; добавление пропущенных слов, договаривание предложений; составление предложений по модели; составление рассказов по наглядным картинкам, рисункам с использованием опорных слов, по вопросам и т. д.

В процессе организации занятий экотерапией могут быть использованы следующие методы и приемы работы: 1) показ и объяснение техники выполнения работы из природного материала; 2) совместное изготовление поделки поэтапно; 3) беседа применяется перед каждой новой темой, что позволяет детям намного глубже понять новый материал и затем применить свои знания при изготовлении той или иной работы; 4) демонстрация (показ) поделки или композиции тех обучающихся, у которых это получается лучше; 5) наблюдение (экскурсия) за животными или растениями, что позволяет в дальнейшем изготовить аппликацию по изученной теме и составить развернутый рассказ; 6) поощрение: чаще всего в виде устной похвалы, а так же в форме наклеек, похвального листа.

Отметим, что данные занятия должны проходить в светлом и удобном кабинете. Желательно наличие большого настенного зеркала. Обязателен дидактический материал: видеоматериалы с записями документальных фильмов о различных животных (дикие звери леса; животные полей, пустынь; морские обитатели и др.); тематические плакаты (растения, животные). Для музыкального и видео-сопровождения необходимо наличие технических средств (аудио-СД диски, DVD-диски, музыкальный центр, DVD-проигрыватель). Также необходимо оформление уголка с наглядными рекомендациями, работами, пособиями, фотографиями экотерапевтического кружка.

Выводы. Апробация представленной выше программы кружковых логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента показала, что при соблюдении предлагаемых нами коррекционно-педагогических и методических условий ее реализации данная работа способствует развитию и коррекции различных компонентов связной устной речи младших школьников с общим недоразвитием речи: лексики, грамматики; развитию творческого мышления, расширению словарного запаса. В процессе занятий обеспечиваются условия для формирования навыков планирования развернутых высказываний, усвоения норм построения высказывания, формирования умения последовательно рассказывать о содержании своей работы (аппликации, композиции, поделки и пр.). Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что занятия в экотерапевтическом кружке могут способствовать развитию связной устной речи детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста только при условии их организации с учетом образовательных потребностей детей данной категории.

Литература:

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158[2] с. - (Высшая школа).

2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.

3. Гонтарь О.Б. Программа дополнительного образования «Экотерапия для детей 6-7 лет с речевыми нарушениями»: метод. пособие / О.Б. Гонтарь, Е.А. Святковская, Н.Н. Тростенюк, И.В. Калашникова, О.Ю. Носатенко, Е.П. Шлапак, И.Н. Мазуренко, Т.В. Казак. - Апатиты: ГИЛЦ, 2013.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

5. Давыдкин Н.Ф. Экотерапия как метод современного санаторно-курортного лечения // Сборник научных трудов, посвящ. 120-летию основания кафедры физиотерапии курортологии Санкт-Петербургской медицинской академии. - СПб., 2007. - 79 - 83 с.

6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/5/0026/5_0026-16.shtml

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 224 с.

8. Спирова Л.Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием / Л.Ф. Спирова. - М.: Просвещение, 2010. - 148 с.

Педагогика

УДК: 37.035.6

кандидат педагогических наук, доцент Моцовкина Елена Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена критическому анализу влияние социальной рекламы на ценностные ориентации современного общества, определения критериев эффективности воздействия на потребителя. Рассмотрены задачи социальной рекламы как вида коммуникации, которые ориентированы на привлечение внимания к актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, выявлены эффекты влияния социальной рекламы на поведение и установки современной молодежи.

Keywords: social advertising, value systems, modern society.

Annоtation. The article is devoted to a critical analysis of the impact of social advertising on the value orientations of modern society, determining the criteria for the effectiveness of the impact on the consumer. The tasks of social advertising as a form of communication, which are focused on drawing attention to current problems of society and its moral values, are considered, the effects of social advertising on the behavior and attitudes of modern youth are revealed

Ключевые слова: социальная реклама, ценностные установки, современное общество.

Введение. С изменением социально-экономического положения общества, его духовным развитием и изменением моральных принципов и ценностных ориентаций, а также с развитием новейших технологий в разработке рекламы, возникла необходимость исследования социальной рекламы, а именно особенностей ее воздействия на потребителя. Результаты исследования будут способствовать лучшему пониманию и учету рекламистами ценностей, потребностей и интересов различных категорий потребителей для создания более эффективного рекламного сообщения.

В последнее время все более популярной становится социальная реклама, вызывая огромное количество споров из-за размытости самого понятия, а также дискретность ее практического применения. Попытаемся проанализировать практику социальной рекламы с позиции современной школы научных исследований.

Инструментом решения глобальных проблем, которые сейчас стоят перед человечеством является социальная реклама. На данном этапе жизнедеятельности общества, ученые пытаются исследовать явление социальной рекламы и ее влияние на сознание человечества.

Одним из направлений деятельности в социальной сфере становится рекламно-информационная деятельность, которая активно развивается в последнее десятилетие. В ФЗ №38 «О рекламе», где закреплен порядок предоставления социальных услуг, в том числе и рекламно-информационных, предусмотрено, что одним из видов профессиональной деятельности работников социальной сферы является распространение объективной информации о видах социальных услуг, формирование определенных представлений и отношение общества к социальным проблемам [4].

Теоретических трудов и даже фактологических систематизаций практики социальной рекламы в России почти нет, по сравнению с развитыми странами. Немало вопросов усовершенствования социальной рекламы остаются нерешенными и требуют дополнительного исследования. Но все же социальная реклама все чаще становится объектом изучения, ее рассматривают представители разных наук. К примеру, значительное количество работ посвящена изучению рынка и поведению потребителей (Ф. Котлер, Дж. Эванс и др.), психологии восприятия рекламы потребителями (В. Фрайбургер и т.п.), рекламе в системе массовой коммуникации (В. Аренс, А. Дейян и др.), рекламе как социальному феномену массовой культуры (А. Костина и Л. Дмитриева). Вопрос о сущности социальной рекламы раскрыто Т. Астаховой, И. Буренковым, специфику социальной рекламы исследовали В. Вайнер, А. Грубин, С. Жаров и другие ученые, ценностный аспект социальной рекламы изучено такими исследователями, как М. Пискунова [4], Л. Федотов и т.д. Внимание российских исследователей главным образом сосредоточено на вопросах определения сущности понятия «социальная реклама», ее особенности, критериев качества и эффективности, механизмов ее реализации, а также ее воздействие на целевую аудиторию.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день у ученых нет единого мнения в трактовании понятия «социальная реклама». Исследователи И. Кон и С. Андрияшкин под социальной рекламой понимают разновидность осознанного воздействия на субъект, характеризующийся неопределенностью целевой аудитории [1].

Исследователь А. Сватенков определяет социальную рекламу как информацию распространяемую в форме печатной рекламной продукции (плакаты, брошюры, буклеты и т.д.), наружной рекламы (билборды, реклама на транспорте, лайт-боксы и т.п.), сообщений в печатных СМИ, видео и аудио роликов, которая направлена на решение актуальных социальных проблем путем достижения педагогического эффекта [2].

Анализ современных тенденций развития общественных коммуникаций показывает, что, специалисты социальной сферы все чаще обращаются к такому инструменту, как социальная реклама. Однако в России к феномену социальной рекламы пока существует неоднозначное отношение. С одной стороны, при разработке рекламных ссылок используются социальные подходы и технологии. С другой стороны, в кругах профессиональных рекламистов она считается чем-то несерьезным и бесплатным, определенная разминка для креативных способностей дизайнеров для рекламных агентств [2].

Социальная реклама становится незаменимым средством воздействия на общественное сознание, что используется в работе государственных и общественных организациях. Без системной продуманной работы по достижению общественно значимых целей социальная реклама малоэффективна.

В зависимости от места расположения и средств распространения социальная реклама может быть следующих видов: реклама на телевидении и радио, реклама в печатных СМИ, наружная реклама,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.