УДК 3 76.3 7-053 "465.00/.07" DOI 10.26170/sp19-04-02
ББК 4457.091+4457.024.130.3 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03
М. В. Арсеньева M. V. Arsen'eva Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia Л. Б. Баряева L. B. Baryaeva Москва, Россия Moscow, Russia
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
Аннотация. Публикация посвящена решению проблемы совершенствования содержания и организации коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи дошкольников с речевыми нарушениями средствами детской художественной литературы, что обеспечивает разностороннее развитие старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предметом исследования является содержание коррекционно-развиваю-щей работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы в структуре ФГОС дошкольного образования. Цель данной публикации состоит в определении путей коррек-ционно-логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на материале детской художественной работы. Представлена методика обследования репродуктивной и реконструктивной деятельности дошкольников, которая включала две серии заданий, направленных на анализ смыслового про-
MAIN AREAS OF COHERENT SPEECH REHABILITATION IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT (ON THE MATERIAL OF CHILDREN'S FICTION)
Abstract. The study is devoted to the solution of the problem of improvement of the content and organization of rehabilitation-educational work on the development of coherent speech in preschool children with speech disorders by means of children's fiction, which ensures comprehensive development of senior preschoolers with general speech underdevelopment. The study focuses on the content of rehabilitation-educational work on the development of coherent speech in senior preschool children with general speech underdevelopment by means of children's fiction in the structure of the Federal State Educational Standard for preschool education. The purpose of this publication is to determine the ways of rehabilitation-logopedic work on the development of coherent speech in senior preschool children with speech disorders on the material of children's fiction. The article presents the methods of observation of the reproductive and reconstructive activity of preschool children, which included two series of tasks aimed at the analysis of semantic programming and
граммирования и репродуцирования текстовой информации, а также на оценку возможностей творческого рассказывания. По результатам анализа экспериментальных данных авторами разработана модель коррек-ционно-развивающей работы по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР средствами детской художественной литературы, включающая следующие компоненты: формирование психофизиологических предпосылок овладения связной речью; формирование лингвистических предпосылок овладения связной речью; формирование репродук-тивно-творческой деятельности. Предложенная модель с описанием ее структурных компонентов может использоваться в системе коррекци-онных занятий, направленных на развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: дети с нарушениями речи; нарушения речи; ОНР; общее недоразвитие речи; дошкольная логопедия; дошкольники; связная речь; развитие речи; детская литература; пересказы; творческое рассказывание.
Сведения об авторе: Арсеньева Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: доцент кафедры логопедии, Российский государственный университет им. А. И. Герцена.
Контактная информация: 197046, Посадская д. 26.
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Баряева Людмила Борисовна, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: профессор, Институт специального образования и ком-
reproduction of textual information and at assessment of the potential of creative storytelling. On the results of the analysis of experimental data, the authors have developed a model of rehabilitation-educational work on the development of coherent speech in senior preschool children with general speech underdevelopment by means of children's fiction, including the following components: the formation of psychophysiological prerequisites for the acquisition of coherent speech; the formation of linguistic prerequisites for the acquisition of coherent speech; the formation of reproductive-creative activity. The suggested model with the description of its structural components can be used in the system of rehabilitation lessons targeted at development of coherent speech in children with general speech underdevelopment.
Keywords: children with speech disorders; speech disorders; GSU; general speech underdevelopment; preschool logopedics; preschool children; coherent speech; speech development; children's literature; retelling; creative storytelling.
About the author: Arsen'eva Marina Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Associate Professor of Department of Speech Therapy, Herzen State University of Russia.
Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Малая
About the author: Baryaeva Lyudmila Borisovna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Professor, Institute of Special Education and Compre-
плексной реабилитации, Московский hensive Rehabilitation, Moscow City городской педагогический университет. Pedagogical University.
Контактная информация: 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4. E-mail: [email protected].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Стандарт охватывает структурные единицы, представляющие следующие направления развития и образования (далее — образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие. Работа в структуре этих направлений осуществляется ин-
© Арсеньева М. В., Баряева Л. Б., 2019
тегрированно и предполагает использование такого вида деятельности, как чтение детской художественной литературы [7].
Экспериментально выявлено, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны неустойчивое внимание к речи, недостаточная речевая активность и инициативность, неумение принимать и удерживать словесную инструкцию, планировать высказывания, снижение контроля за смысловой стороной высказывания, что ведет к нарушениям связной речи. Доказано, что наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, создает дополнительные затруднения в овладении связной речью и в изучении детской художественной литературы [2; 3; 4].
В связи с этим актуальность исследования определяется необходимостью изучения особенностей воспроизведения текстов литературных произведений и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и разработки педагогической технологии развития связной речи
на материале детских художественных произведений.
Нами была разработана методика обследования детей, целью которой является изучение особенностей воспроизведения текстов литературных произведений детьми с ОНР, определение возможностей старших дошкольников при разных видах пересказа, а также изучение особенностей речемыслительной деятельности при ознакомлении с текстами литературных произведений.
Методика включает два блока заданий.
Задания первого блока направлены на изучение особенностей пересказа текстов литературных произведений дошкольникам по специально разработанной методике с использованием оригинальных и адаптированных методик И. Н. Лебедевой, О. А. Шоро-ховой [5; 8]. Для анализа результатов пересказов применяется методика набора ключевых слов, позволяющая оценить особенности передачи цельности исходных текстов испытуемыми [6]. Также оцениваются возможности связной речи старших дошкольников в различных видах пересказывания. Изучаются особенности пересказа без наглядной опоры, по сюжетной картине, по серии картин, определялись особенности режиссерской игры по сюжету и их влияние на пересказ. В выводах отмечается, возросла
ли смысловая адекватность пересказа с использованием сюжетной картины, серии картин или проигрывания в сравнении с пересказом без использования вышеперечисленных методов.
Задания второго блока направлены на изучение речемыс-лительной деятельности старших дошкольников в процессе работы с произведениями художественной литературы по разработанной нами методике с использованием методики Е. В. Аханьковой [1].
Первое задание направлено на изучение способности составления рассказа по литературному произведению с изменением привычного сюжета. Второе задание — на изучение способности сочинения сказки на основе сюжета любимой сказки с включением персонажей из других литературных произведений. Третье задание включает исследование способности детей самостоятельно искать и находить свое решение в процессе изучения художественных произведений. Четвертое задание направлено на изучение способности составлять рассказ по литературному произведению во время выполнения второй инструкции; умение соотносить свои действия с их словесной интерпретацией при работе с литературными произведениями. Пятое задание предусматривает изучение способности ребенка самостоятельно задавать
вопросы по литературному произведению.
Проведенное исследование особенностей пересказа у детей с ОНР позволило обнаружить различные варианты сформирован-ности нарушения цельности и связности текста при пересказе.
У первой группы детей с общим недоразвитием речи недостаточность связной речи проявлялась в нарушении связности и цельности. В основе нарушений цельности лежат недостаточность симультанного анализа и синтеза, трудности в выделении существенных и второстепенных моментов, недостаточность процесса осознания взаимосвязи между структурными частями рассказа, что выражалось в нарушении формирования у детей целостного образа смыслового восприятия текста. При осуществлении пересказов текстов литературных произведений у дошкольников с ОНР наблюдались нарушение логики последовательности изложения, ошибки в установлении причинно-следственных связей, что свидетельствует о неумении детей ориентироваться на логические звенья в развитии сюжета.
Для второй группы детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточность операций развертывания программы во внешней речи, что приводит к нарушениям связности воспроиз-
веденного сообщения. Нарушения связности текста проявлялись в том, что для дошкольников с речевыми нарушениями характерно употребление одних и тех же типов связи (формально-сочинительной, цепной, местоименной), преимущественное использование простых синтаксических конструкций, в которых нарушался порядок слов, отмечалось многообразие лексических и грамматических ошибок.
Проведенный эксперимент позволил установить особенности творческого рассказывания детей с ОНР. У дошкольников были выявлены трудности преобразования, комбинирования, изменения сюжета, введения новых героев, составления своего собственного сюжета.
На основании полученных данных была разработана модель и определена основная цель кор-рекционно-развивающего обучения, направленная на развитие связной речи у старших дошкольников средствами детской художественной литературы.
Модель коррекционно-разви-вающей работы по развитию связной речи старших дошкольников с ОНР средствами детской художественной литературы включала во взаимосвязи следующие направления:
- формирование психофизиологических предпосылок овладения связной речью;
- формирование лингвистических предпосылок овладения связной речью;
- формирование репродуктив-но-творческой деятельности, которая включала репродуктивный и творческий компонент.
Рассмотрим подробнее каждое из представленных направлений.
Основными целями коррекци-онно-развивающей работы по формированию психофизиологических предпосылок овладения связной речи являлись развитие мотивации к целенаправленной деятельности; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие высших психических функций и мыслительных операций.
Приемы работы по развитию мотивации к речевой деятельности
1. Использование системы вопросов, направленных на побуждение ребенка начать рассказ: «Мы с вами отправились в новую страну. Давайте расскажем, кто мы»; «Интересно, как это волшебник попал к нам в группу?»; «Мы с вами на одной планете, где живут сказочники. Кто такие сказочники?»
2. Создание проблемной ситуации, которая помогает развить поиск решения и обогатить сюжет рассказа. Обращается внимание на активизацию мыслительных операций, воображения ребенка. Например: «Куда же могла
пропасть Снегурочка?»; «Как она сможет выбраться?»; «Куда мышонку спрятаться от лисы?»; «Незнайка заблудился, давайте поможем ему».
3. Привлечение внимания детей к рассказу сверстника, стимуляция анализа рассказа и слушания сверстника.
4. Переадресация высказываний и вопросов ребенка другим детям («Спроси сам», «Узнай у Маши», «Обратись к Саше» и т. д.).
5. Обращение к жизненному опыту ребенка («Кто видел белку в парке?»; «Могли ли вы встретить этого персонажа в лесу?»).
6. Нахождение творческого решения проблемной ситуации. Например: «Теперь придумай, что может произойти дальше»; «Придумай и расскажи продолжение истории».
Приемы работы по развитию
эмоционально-волевой сферы
1. Дошкольники догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Могут быть заданы такие вопросы: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?»; «Музыка быстрая или медленная?»; «Что можно делать под такую музыку: весело играть или плакать?». По характеру музыки дошкольники вспоминают, что происходит в литературном произведении.
2. Дети с помощью прилагательных, наречий описывают свои эмоции, чувства, возникающие в момент слушанья музыки.
3. Дошкольники учатся выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Данное задание помогает представить эмоциональное состояние героя.
4. Предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях. В результате выполнения упражнения у детей вырабатывается интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.
5. Использование приемов психогимнастики.
Задачи:
а) побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Дети могут показывать не только эмоциональные состояния героев, но и передавать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления;
б) отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию чувств героев литературных произведений способствует нор-
мальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка. Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме. Постепенно у дошкольников появляется умение ритмизировать движения и эмоции человека;
в) обучение словесному комментированию. Описание по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции. Дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажей;
г) обучение словесному фантазированию. Дети придумывают сказочные истории под определенную музыку, высказываются о возникших у них ассоциативных представлениях. Дошкольники сочиняют возможные варианты окончания сказки, прослушав музыкальный отрывок.
Второе направление — формирование лингвистических предпосылок овладения связной речью. Основные цели в структуре работы: расширение и уточнение словарного запаса; формирование процесса словоизменения и словообразования; формирование осознания закономерностей построения предложений различных синтаксических конструкций; формирование языковых закономерностей построения текста.
Для формирования языковых закономерностей построения текста использовались задания по сравнению текста литературного произведения с его деформированным и некомплектным вариантами. Под деформированным вариантом понимается текст с измененной последовательностью предложений. Дошкольникам предлагалось послушать два текста и определить оригинальный текст литературного произведения. Под некомплектным вариантом понимается текст с пропущенными смысловыми фрагментами. Дошкольникам предлагалось прослушать два текста и указать оригинальный текст литературного произведения.
Следующее направление предполагает формирование репро-дуктивно-творческой деятельности, которая включает репродуктивный и творческий компонент. В репродуктивном компоненте выделено 4 этапа: предварительная работа, восприятие текста литературного произведения детьми, вопросы по содержанию текста литературного произведения, составление программы пересказа текста с последующим пересказыванием.
В процессе логопедической работы расширялись творческие возможности детей при использовании таблиц, опорных картин, где каждая отдельная картина отображала какое-либо действие.
Работа по сочинению сказок и рассказов с использованием предметно-схематических моделей была представлена геометрическими фигурами, маленькими игрушками, пуговицами, мелкими предметами. При составлении рассказов использовался графический метод, который подразумевал самостоятельное рисование моделей или элементов рассказа. В заданиях, направленных на развитие словесного творчества, развитие сюжетной линии не регламентировалось. Это позволяло детям моделировать новые ситуации и рассказывать о них. Внимание детей направлялось на умение творчески подходить к решению поставленной задачи, использовать элементы прошлого опыта в рассказе, находить различные варианты развития сюжетной линии.
Для активизации творческого мышления и воображения, воссоздания целостности картины использовались следующие приемы: закрытие элементов картин, персонажей, главных героев экраном (карточкой); закрытие половины иллюстрации экраном; сравнивание иллюстраций-картин разных художников к одному и тому же тексту.
Формирование представлений о композиции проводилось в процессе сочинения начала или конца к рассказу по картине. Это развивало воображение и логику мышления ребенка. Важным яв-
лялся отбор картинок, в которых наглядно предполагалось самостоятельное создание завязки или развязки в рассказе. Педагог определял круг вопросов, стимулирующих детскую активность и подсказывающих возможные варианты его содержания. Помощь взрослого была направлена на понимание детьми причинно-следственных отношений внутри сюжета. Для создания завязки использовались вопросы: «Каким образом это могло произойти?», «Что было до этого?», «Вы думаете, они сразу оказались тут?» и т. д.
Таким образом, предложенная коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи средствами детской художественной литературы способствует познавательному и речевому развитию детей, развивает воображение и стимулирует творческую активность. Представленная модель развития связной речи у дошкольников с ОНР может использоваться в рамках адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования не только детей с нарушениями речи, но и детей с различными видами дизонтогенеза.
Литература
1. Аханькова, Е. В. Учим детей с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию / Е. В. Аханькова. — Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 12. — С. 33—40.
2. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нару-
шениями речи / И. Т. Власенко. — М. : Педагогика, 1990. — 183 с. — Текст : непосредственный.
3. Гуменная, Г. С. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с недоразвитием речи / Г. С. Гуменная, Т. Д. Барменкова. — Текст : непосредственный // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халило-вой. — М. : Изд-во МГПУ, 1997. — С. 179—193.
4. Журавлева, Ж. И. Особенности развития словесного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Ж. И. Журавлева. — М. : Перо, 2011. — 82 с. — Текст : непосредственный.
5. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников / И. Н. Лебедева. — Текст : непосредственный // Обучение рассказыванию по картине / под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
6. Сахарный, Л. В. Набор ключевых слов как тип текста / Л. В. Сахарный, А. С. Штерн. — Текст : непосредственный // Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой деятельности : межвуз. сборник научных трудов. — Пермь, 1988. — С. 34—51.
7. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) : утвержден 17 октября 2013 года Приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ. — URL: минобрнауки.рф. — Текст : электронный.
8. Шорохова, О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О. А. Шоро-хова. — М. : ТЦ «Сфера», 2006. — 208 с. — Текст : непосредственный.
References
1. Akhan'kova, E. V. Uchim detey s ob-shchim nedorazvitiem rechi tvorcheskomu rasskazyvaniyu / E. V. Akhan'kova. — Tekst : neposredstvennyy // Doshkol'noe vospita-nie. — 2002. — № 12. — S. 33—40.
2. Vlasenko, I. T. Osobennosti slovesnogo myshleniya vzroslykh i detey s narusheniyami
rechi / I. T. Vlasenko. — M. : Pedagogika, 1990. — 183 s. — Tekst : neposredstvennyy.
3. Gumennaya, G. S. Osobennosti vospro-izvedeniya tekstovogo soobshcheniya det'mi s nedorazvitiem rechi / G. S. Gumennaya, T. D. Barmenkova. — Tekst : neposred-stvennyy // Psikholingvistika i sovremennaya logopediya / pod red. L. B. Khalilovoy. — M. : Izd-vo MGPU, 1997. — S. 179—193.
4. Zhuravleva, Zh. I. Osobennosti razvitiya slovesnogo tvorchestva u detey s obshchim nedorazvitiem rechi / Zh. I. Zhuravleva. — M. : Pero, 2011. — 82 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.
5. Lebedeva, I. N. Razvitie svyaznoy rechi doshkol'nikov / I. N. Lebedeva. — Tekst : neposredstvennyy // Obuchenie rasskazyva-niyu po kartine / pod red. L. B. Baryae-voy. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2009. — 175 s.
6. Sakharnyy, L. V. Nabor klyuchevykh slov kak tip teksta / L. V. Sakharnyy, A. S. Shtern. — Tekst : neposredstvennyy // Leksicheskie aspekty v sisteme professional'no-orienti-rovannogo obucheniya inoyazychnoy re-chevoy deyatel'nosti : mezhvuz. sbornik nauchnykh trudov. — Perm', 1988. — S. 34—51.
7. FGOS DO (Federal'nyy gosudarstven-nyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya) : utverzhden 17 oktyabrya 2013 goda Prikazom № 1155 Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. — URL: minobr-nauki.rf. — Tekst : elektronnyy.
8. Shorokhova, O. A. Igraem v skazku. Skazkoterapiya i zanyatiya po razvitiyu svyaznoy rechi doshkol'nikov / O. A. Shoro-khova. — M. : TTs «Sfera», 2006. — 208 s. — Tekst : neposredstvennyy.