Педагогика
УДК 376
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Медведская Ирина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические предпосылки использования авторской логосказки как средства коррекции недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены практические наработки из коррекционной программы, разработанной на основе авторской логосказки.
Ключевые слова: связная речь, сказка, логосказка, общее недоразвитие речи, коррекция, монологическая речь, пересказ.
An^taUm. This article describes the theoretical prerequisites for using the author's speech therapy tale as a means of correcting the deficiencies of coherent speech for older preschool children with general speech underdevelopment. Practical correction program developed on the basis of the author's speech therapy tale are presented in this article.
Keywords: coherent speech, tale, speech therapy tale, general speech underdevelopment, monologue speech, retelling.
Введение. В настоящее время становится все более заметным увеличение количества детей с общим недоразвитием речи. Дошкольники с ОНР существенно отстают от нормально развивающихся сверстников особенно в овладении навыками связной речи.
Все методы, приемы и средства коррекции недостатков связной монологический речи рассматриваются только по отношению к детям с III и IV уровнем речевого развития, поскольку, по словам В.П. Глухова, «овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи» [2].
В своих работах Л.Н. Ефименкова отмечает, что связная речь как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с ОНР «самостоятельно не формируется», и старшим дошкольникам с ОНР требуется систематическая коррекционная помощь со стороны логопеда [3].
Данная категория детей имеет особенности эмоционально-волевой сферы, истощаемость их внимания, недостатки произвольной памяти, трудности в запоминании инструкции и следовании ей и т.д. [2].
У детей с ОНР особые трудности вызывает программирование содержания развернутых высказываний и их языковое оформление. При пересказе текста заметно нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, искажения, выраженная ситуативность и фрагментарность. Дети не всегда понимают смысл прочитанного, поэтому добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова. Пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Творческий пересказ детям с ОНР дается еще более сложно. Вместо творческого задания часто представляется пересказ знакомого текста. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Пересказ-описание для детей малодоступен. Они чаще просто перечисляют отдельные предметы и их части, а зачастую могут лишь ответить на вопросы. Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников с общим недоразвитие речи, учителя — логопеды, учитывая ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, выбирают те формы и приемы коррекционно-педагогической работы, которые бы создавали для детей атмосферу успешности, уверенности в своих возможностях, где ребенок не боялся бы ошибиться, и при этом получал необходимые знания, навыки, умения [6].
Поиски эффективных методов работы с детьми, имеющими нарушение речи, часто приводят педагогов к использованию сказки. Ведь сказка, по своей сути, очень близка к игре.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет логопедическую сказку и рассматривает ее как целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов. Как отмечают исследователи, включение логопедических сказок в коррекционно-педагогическую деятельность способствует решению разнообразных задач:
- коррекционно-воспитательные (воспитание доброты, гуманности, выдержки, ответственности, самопожертвования, патриотизма);
- коррекционно-развивающие (развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, умение передавать образ через мимику, жест, движения);
- коррекционно-образовательные (развитие фонематического слуха, работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в спонтанную речь, совершенствовать умение пересказывать и рассказывать сказки, продумывать продолжение к сказкам, сочинять новые сказки.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева обращает внимание на активное участие ребенка в ходе повествования логосказки. С ее помощью активизируются процессы мышления, улучшается мелкая моторика пальцев рук и речевого аппарата, улучшаются общие движения тела, а также совершенствуются эмоционально-волевые процессы [5].
Игры и упражнения занятий, построенные на основе логосказки, подразумевают высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение,
увеличивают работоспособность детей. Итак, логосказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Целью данной статьи является ознакомление с опытом использования авторской логосказки как средства формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Изложение основного материала статьи. Научное исследование по теме «Значение логосказки в коррекции нарушений связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня» проводилось на базе МБДОУ детский сад №1 поселка Ильиногорск Володарского района Нижегородской области в двух логопедических группах и с детьми с ОНР III уровня из комбинированных групп МАДОУ детский сад №2 поселка Новосмолинский Володарского района Нижегородской области.
До начала исследования был проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали дети из логопедических групп и групп старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Диагностические задания для обследования связной речи детей были взяты из методик В.П. Глухова [2], О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной [8] и комплексной программы выявления состояния связной речи В.К. Воробьевой [1]. Экспериментальные задания проводились с детьми в течении двух недель.
Анализ результатов заданий по всем методикам дал возможность сделать выводы об уровне развития связной речи у дошкольников контрольной и экспериментальной групп. Особое внимание уделено таким критериям связной речи как логичность и последовательность. Выявить уровень развития последовательности связной речи помогли задания, направленные на пересказ сказки, рассказ-описание, рассказ по серии картин, рассказ на тему, понимание темы и структуры текста, передача структуры текста, сочинение сказки, подробный пересказ.
Экспериментальная группа выполнила задания на последовательность речи на 37,5%. Дошкольники с нарушением речевого развития пропускали, переставляли слова или события, «застревали» на второстепенных деталях, повторяли эпизоды, смешивали разные рады последовательности, а также нарушали последовательность сложных соподчиненных отношений (временных, качественных, пространственных). Дошкольники с нормой речевого развития выполнили аналогичные задания на 74,37%.
Выявить уровень развития логичности связной речи помогли следующие задания: рассказ по тематическим картинкам, рассказ по серии картин, рассказ из личного опыта, рассказ по готовому началу, выявление нарушений структуры текста, понимание основной мысли, понимание концовки, жанровые отличия, сочинение сказки, краткий пересказ Экспериментальная группа выполнила задания на логичность речи на 38,2%. У дошкольников с ОНР отмечены нарушения в логической связи между предложениями и частями рассказа, неправильные выводы. Дошкольники контрольной группы выполнили аналогичные задания на 76,1%. Правильность, выразительность, связность речи так же была ниже у детей с ОНР.
Программа формирующего эксперимента основана на авторской логосказке «Чудесная страна» Медведской И.В. Роль сказки в коррекции нарушений речи рассматривается в большом количестве теоретической литературы. Этой теме посвящали свои исследования Т.М. Грабенко, С.А. Черняева, Г.Г. Чебанян, Н.М. Погосова, А.В. Гнездилов, О.В. Защиринская, Т.А. Сергеева и другие. Наиболее известны исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая указывала на большие возможности сказкотерапии в вопросах оперативной, долгосрочной и глубинной психологической помощи как детям, так и взрослым [5]. В коррекционной работе можно использовать такие методы сказкотерапии, как рассказывание (пересказ) сказки, сочинение и постановка. Взяв за основу рекомендацию В.П. Глухова, который советовал начинать работу по обучению детей с ОНР рассказыванию с занятий по пересказу на основе сказки, считая это эффективным методом развития устного дискурса [2], было решено коррекционно-развивающие занятия формирующего эксперимента направить непосредственно на развитие пересказа.
В основе коррекционной программы лежит авторская логосказка Медведской И.В. «Чудесная страна», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста. Логосказка состоит из девяти глав, каждая из которых посвящена определенной теме («Море горькое и соленое», «Величественный лес», «Волшебный свет тундры» и другие). Путешествие совершается по необъятным просторам России и главы логосказки посвящены разным природным зонам нашей страны (тайга, тундра, пустыня и т.д.). Логосказка посвящена нашей стране - России. Герои логосказки - это мальчик Миша и девочка Маша, которые в поисках медвежонка путешествуют по стране вместе с удивительным котом Матфеем. Чем же кот необычен? Да он не простой кот, а волшебный и очень умный. Только серый пушистый умник может управлять воздушным шаром, на котором совершается путешествие. Выполнение заданий кота, а именно они несут в себе логопедическую составляющую сказки, позволяет воздушному шару перемещаться. Маша и Миша -ровесники детей из логопедической группы, поэтому очень близки и понятны им. В логосказке прослеживается тема нравственности и безусловно решаются задачи патриотического воспитания дошкольников. Программа по авторской логосказке способствует не только коррекции речи детей, но и развивает все психические процессы (внимание, мышление, воображение, память, ощущение, восприятие), что очень важно для дошкольников с ОНР.
Основное внимание в разработанных занятиях формирующего эксперимента направлено на коррекцию нарушений связности, логичности и последовательности связной речи через пересказ. Дети становятся активными участниками уже при повествовании самой логосказки. Ведь именно от их правильных ответов зависит перемещение воздушного шара с героями сказки. Затем дошкольники участвуют в составлении плана пересказа логосказки, создании мнемотаблиц. Большой интерес вызывает задание на определение последовательности событий логосказки. Из серии картинок по теме главы логосказки составляется мнемотаблица. Логопед предлагает игры «Найди ошибку», «Картинки играют в прятки», которые нацелены на коррекцию нарушений логичности и последовательности связной речи, способствуют развитию внимания, памяти. Упражнение «Картинки играют в прятки», направленное на коррекцию нарушений логичности, дается в разных вариантах. Логопед убирает картинки начала, середины или концовки логосказки и детям предлагается восстановить пропущенную часть текста.
После коллективного составления мнемотаблицы по логосказке и пересказав текст, логопед дает творческие задания, например, «Новая картинка», когда детям предлагается придумать иную ситуацию или встречу с другими животными. Получается пересказ с элементами сочинения. Подобные задания даются детям не сразу, а по мере ознакомления и коррекционной работы по другим главам логосказки.
Большое участие в научном исследовании принимает воспитатель логопедической группы. Педагог создает в группе мини-музей, проводит экспериментальную деятельность, предлагает для рассматривания иллюстрации по теме предстоящей логосказки. К моменту чтения главы логосказки дошкольники уже как бы «погружены» в ее тему.
Герои сказки (девочка Маша, мальчик Миша, кот Матфей, медвежонок) и воздушный шар представлены в виде небольших игрушек, с которыми дети могут поиграть в свободной время.
На каждую тему отводится три занятия. Первое занятие направлено на совершенствование грамматического строя речи, активизацию словаря детей по лексической теме, расширение и систематизацию знании о Черном море и его обитателях. Организационный момент включает в себя загадку о море и настраивает детей на определенную тему. Дыхательная, пальчиковая, зрительная, артикуляционная гимнастика соответствуют морской тематике («Волны», «Дельфин», «Рыбка») и способствуют развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, развивают речевое дыхание, зрительное внимание. Игра «Посчитаем до пяти» и «Один - много» учат детей правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе. Игра «Назови ласково» помогают образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дидактическая игра «Кто в Чёрном море живет?» развивает умение правильно употреблять предлоги, слуховое и зрительное внимание, мышление. Так же на занятии дети учатся составлять предложения. Игры "Какой? Какая?", «Слова наоборот» активизируют словарь синонимами и антонимами. Детям предлагаются загадки, которые способствуют расширению знаний и представлений об обитателях Черного моря.
По окончании занятия логопед дает небольшое задание на дом - выбрать любой силуэт обитателя моря, раскрасить его и составить небольшой рассказ о нем.
На втором коррекционно-развивающем занятии по главе «Море горькое и соленое» детям читается первая глава логосказки и проводится беседа по ее содержанию. Вопросы помогают вспомнить содержание текста. Логопед следит за тем, чтобы дети отвечали на вопросы не отдельными словами, а предложениями, тем самым отрабатывая навык грамотного построения высказывания. Перед повторным чтением дается установка на дальнейший пересказ текста. Читая логосказку повторно, логопед выставляет на мольберт схематические картинки по сюжету. План пересказа в дальнейшем дается по мнемотаблице. Логосказку пересказывают несколько детей по очереди, что придает уверенности детям с более низким уровнем развития речи.
На третьем занятии основной целью является совершенствование умения логично, связно и последовательно пересказывать уже знакомый текст.
Загадка и пальчиковая гимнастика, опять же на морскую тематику, настраивают детей на занятие. Основная часть коррекционно-развивающего занятия отводится на краткий пересказ логосказки с использованием мнемотаблицы. На первом этапе коррекционной работы логопед дает образец краткого пересказа текста, а в дальнейшем этот момент можно исключить. Теперь ребенок уже самостоятельно пересказывает весь текст, имея поддержку в виде мнемотаблицы.
Театрализованная деятельность приносит разнообразие в работу по коррекции недостатков речи детей с ОНР. Большое внимание уделяется выразительности речи. Логосказку можно инсценировать полностью или выбрать эпизод, диалог по желанию детей. Например, в логосказке «Море горькое и соленое», дошкольникам предлагается для драматизации диалог путешественников и дельфиненка.
Анализируя данное занятие, логопед сообщает о дальнейшей встрече с логосказкой, мотивируя детей на переход к новой лексической теме. Сказочное путешествие по стране продолжается.
Все последующие коррекционно-развивающие занятия построены по единому алгоритму с изменением тематики.
На занятиях встречаются упражнения, направленные на развитие тактильного восприятия: «Угадай на ощупь» (сравнение на ощупь гладких камней и шероховатой пемзы), «На дне морском» (определение морских животных в воде на ощупь), «Шишки» (определение на ощупь сосновых, кедровых, еловых шишек). Используется на занятиях и природный материал (песок, камни, шишки, янтарь), работа с которым доставляет не только радость, но и способствует развитию мелкой моторики.
В завершении программы у детей заметно улучшается качество пересказа. Мнемотаблицы, составленные по всем главам логосказки, способствуют развитию логичности, связности и последовательности связной речи детей. На улучшение выразительности речи влияет систематическая работа по расширению, обогащению и активизации словаря. Правильно построенные предложения при пересказе появляются благодаря коррекционной работе над грамматическим строем речи.
Итоговое занятие проводится в форме игры «Путешествие по Чудесной стране». На красочной карте России прикреплены конверты, в которых лежат схемы для пересказа по темам логосказки. Чтобы получить конверт, необходимо выполнить небольшое задание от кота Матфея (найти ключик в песке, составить узор из янтаря, нарисовать рыбку и другие). Дети самостоятельно составляют из карточек мнемотаблицу и пересказывают главу логосказки. Если пересказ выразительный и в правильной логической последовательности, то герой логосказки дарит ребенку маленький подарок-сюрприз по теме логосказки (ракушка, цветной камешек, янтарь, шишка).
Игра-путешествие помогла повторить все лексические темы, показать уровень развития связной речи у детей к концу учебного года. В конце занятия всех ждал общий сюрприз - книги с логосказкой.
По итогам проведения коррекционно-развивающих занятий по авторской логосказке проведен контрольный эксперимент, в котором была использована авторская комплексная диагностическая методика обследования пересказа с позиции основных критериев связной речи (логичность, связность, последовательность). Вышеуказанная комплексная методика разработана Жулиной Е.В. и Медведской И.В. [41.
Проанализировав и суммируя результаты всех заданий с точки зрения логичности, последовательности, связности, самостоятельности, выразительности, правильности грамматики и лексики, получились количественные показатели. Экспериментальная группа: логичность 67%, последовательность 70%, связность 70%, самостоятельность 66%, выразительность 67%, правильность 62%. Контрольная группа: логичность 46%, последовательность 45%, связность 40%, самостоятельность 43%, выразительность 44%, правильность 40%.
Уровень развития связной речи у детей экспериментальной группы по всем критериям составил 66%, а в контрольной группе 43%.
На основании контрольного эксперимента сделан вывод о том, что логопедическая программа по коррекции нарушений связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, разработанная на основе авторской логосказки, дала положительные результаты в речевом развитии детей. Игровая форма занятий способствовала и развитию таких психических процессов как мышление, воображение, внимание, память.
Выводы. Хорошо развитая связная речь является залогом успешного обучения в школе, поэтому детям с ОНР III и IV уровня до поступления в школу необходима ее коррекция.
Логопедическая программа, основанная на авторской логосказке «Чудесная страна» и реализованная на базе МБДОУ детский сад №1 и МАДОУ детский сад №2 Володарского района Нижегородской области, дала положительные результаты в плане коррекции связной речи детей с ОНР по всем ее критериям -последовательность, логичность, связность, выразительность и правильность.
Литература:
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие / Воробьева В.К. - М.: МПСИ, 2016. - 328 с.
2. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изд. Секачев В. Ю., 2012. 182 с.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
4. Жулина Е.В., Медведская И.В. К вопросу о диагностическом инструментарии оценки навыков связной речи у дошкольников. / Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч.4. - 326 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2016. - 320 с.
6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М: Альянс, 2013. 366 с.
7. Мирошниченко, Н.В. Авторская сказка учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи / Н.В. Мирошниченко, М.В. Денежко, Е.В. Молчанова, И.Л. Буланцева. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 313-316.
8. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 56 с.
Педагогика
УДК 37.017.925
кандидат педагогических наук, доцент Земляченко Людмила Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Щередина Наталья Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена раскрытию содержания и структуры готовности будущего учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников. Авторы статьи трактуют данное понятие как целостную динамическую система, включающую совокупность психолого-педагогических, экономических и методических знаний, профессиональной мотивации и интереса к экономическому образованию, личностных качеств и практико-ориентированных компетенций, позволяющих эффективно решать задачи формирования финансовой грамотности младших школьников. Готовность будущего учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьниковвключат в себя: когнитивный (теоретический), деятельностно-практический и мотивационно-личностный компоненты.
Ключевые слова: финансовая грамотность,подготовка будущих учителей начальных классов, готовность будущего учителя начальных классов к формированию финансовой грамотности младших школьников.
Annotation. The article is devoted to the disclosure of the content and structure of the readiness of the future primary school teacher to the formation of financial literacy of primary school students. The authors of the article interpret this concept as an integral dynamic system, which includes a combination of psychological, pedagogical, economic and methodological knowledge, professional motivation and interest in economic education, personal qualities and practice-oriented competencies that can effectively solve the tasks of forming financial literacy for younger students. The readiness of the future primary school teacher to form the financial literacy of primary schoolchildren will include: cognitive (theoretical), practical-practical and motivational-personal components.
Keywords: financial literacy, preparation of future primary school teachers, readiness of a future primary school teacher to form financial literacy of primary school students.
Работа проводилась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Ульяновский
государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева») по теме «Подготовка бакалавров педагогического образования к формированию основ финансовой грамотности младших школьников»
Введение. Актуальной необходимостью в современном обществе становится формирование финансовой грамотности различных слоев населения. В рамках проекта «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 гг.» поставлена задача включенияданной темы в программы российских образовательных организаций, разработкирекомендаций по обучению финансовой грамотности дошкольников, внесению изменений в программы обучения на всех ступенях [3].