Pedagogy
УДК 37
DOI 10.21661/r-113613
Т.И. Букаева
Дидактический синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Аннотация
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В статье описывается опыт работы логопеда об актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи.
Ключевые слова: синквейн, логопедическая практика.
T.I. Bukaeva
Didactive cinquain in a speech development of senior preschool children with general speech underdevelopment
Abstract
The modern logopedics is always searching for the ways to perfect and optimize children' studying and development process with different ages and different educational conditions, which are specific for the children with special educational needs. The speech therapist's work experience is described in this article, which is about the relevance and practicability of usage of didactive cinquain in a logopedic practice for the senior preschool children with general speech underdevelopment and it's explained with the fact that a new technology provides more opportunities in speech development.
| Keywords: cinquain, logopedic practice.
Именно через современные технологии в логопедии, дидактический синквейн помогает: - оптимизировать работу учителя-логопеда;
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
- не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- уточняет содержание понятий;
- является диагностическим инструментом;
- даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит
и адаптироваться в социуме. На своих занятиях решили использовать дидактический синквейн. Синквейн переводится с французского как «пять строк»:
1) первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2) вторая строка - два слова, прилагательные;
3) третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4) четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5) пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Сказка» г. Поронайска под-Interactive science | 9 • 2016 25
Педагогика
тверждает данные. У детей низкий уровень сформи-рованности словаря. Дети плохо запоминают лексическую терминологию. Неверное употребление предложных конструкций, неадекватно её используют. Низкий уровень сформированности связного высказывания. Не могут грамматически правильно оформить предложение. Не умеют составлять рассказы по картинкам. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Зайчик. Ушки. Бегать. Боится мишку».
Цель дидактического синквейна - совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
Использование дидактического синквейна позволяет в непосредственно образовательной деятельности с детьми решить следующие задачи:
- расширять и актуализировать словарный запас;
- развивать лексико-грамматические категории;
- обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу;
- облегчать процесс усвоения понятий и их содержание;
- согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов и методов дидактического синквейна, развивают и совершенствуют мыслительные способности дошкольников с нарушением речи, позволяют мыслить более продуктивно. Инно-вационность данной методики - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем мире, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, закрепляет знания по изученным лексическим темам, способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Самым сложным типом речи является мыслительная деятельность, рассуждение. Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей «Т.Б. Фи-личевой и Г.В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Зуровень и служит средством оптимизации учебного процесса.
Дидактический синквейн используем в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляем
в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными.
Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.
Коллеги, применяющие данную технологию в кор-рекционной работе, становятся свидетелями оригинальных стихотворений, рассказов по картинкам, созданные детьми, которые нередко становятся «изюминкой» непосредственно образовательной деятельности.
Примеры детских дидактических синквейнов.
Лексическая тема: «Новый год»
1. Новый год.
2. Радостный, долгожданный.
3. Приходит, веселит, радует.
4. Я люблю этот праздник.
5. Подарки.
Лексическая тема: «8-е Марта»
1. Мама.
2. Умная, красивая, добрая.
3. Читает, вяжет, готовит, убирает.
4. Любит меня и папу.
5. Семья.
Лексическая тема: «Время года»
1. Зима.
2. Снежная, холодная.
3. Морозит, заметает, восхищает.
4. Серебристым снегом укрывает землю.
5. Волшебница.
Дидактический синквейн - технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамма-тических категорий у дошкольников.
В заключение мы хотим сказать, что технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем:
- информационной;
- деятельностной;
- личностно ориентированной.
Эффективность нашей работы в данном направлении подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая использование современной технологии в логопедии синквейн, мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматиче-ском оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств. В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Грамматические
26 Интерактивная наука | 9 • 2016
Pedagogy
конструкции употребляются детьми в виде сложных, распространенных предложений, обеспечивается её логическая завершенность.
Таким образом, использование современной технологии «Дидактический синквейн» как средства кор-
рекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2003.
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. - 2005. - №5.
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература // Первое сентября. - 2006. - №4.
Interactive science | 9 • 2016 27