Научная статья на тему 'Проектирование образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий'

Проектирование образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / SPECIAL STUDYING ABILITIES / PROJECTING OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречухина Т.И., Усачева А.В.

Цель исследования выявление аспектов проектирования образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий. В ходе работы применялись теоретические методы: анализ понятия «инклюзивная образовательная среда», ее составляющих, представленных в научной литературе и федеральных государственных образовательных стандартах; эмпирические методы: анкетный опрос преподавателей с целью выявления проблем и затруднений в проектировании и реализации образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными возможностями. Обозначены составляющие инклюзивной образовательной среды вуза. Выявлены проблемы проектирования и реализации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий. Определены значимые проблемы готовности преподавателей к проектированию и реализации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий. Обоснована актуальность психолого-педагогической и технологической подготовки преподавателей в системе дополнительного профессионального образования. Материалы исследования могут быть использованы в программах повышения квалификации преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гречухина Т.И., Усачева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting of educational process for students with special studying abilities on the base of information and communicative technologies

The purpose of this research is an exposing of educational process projecting aspects for students with special studying abilities on the base of information and communicative technologies. The paper uses the next theoretical methods: analysis of the notion “inclusive educational environment”, its constituents presented in scientific literature and Federal state educational standards; empiric methods as survey of lecturers in order to expose problems and complications in projecting and realization of educational process for students with special studying abilities. The research outcomes. The paper defines constituents of inclusive educational environment of the university. It also exposes the problems of projecting and realization of educational process for students with special studying abilities on the base of information and communicative technologies. The scientific novelty. The authors have defined the significant problems of lecturers ’preparedness for projecting and realization of educational process for students with special studying abilities on the base of information and communicative technologies. The paper substantiates the urgency of psychological-pedagogical and technological preparedness of lecturers for the system of supplementary vocational education. The importance for practice. The research ’s materials can be used in advanced training programs for lecturers.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий»

Т.И. Гречухина, канд. пед. наук, доцент, А.В. Усачева, канд. ист. наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия, grechuhinati@yandex.ru, alenausacheva@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Цель исследования - выявление аспектов проектирования образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий. В ходе работы применялись теоретические методы: анализ понятия «инклюзивная образовательная среда», ее составляющих, представленных в научной литературе и федеральных государственных образовательных стандартах; эмпирические методы: анкетный опрос преподавателей с целью выявления проблем и затруднений в проектировании и реализации образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными возможностями. Обозначены составляющие инклюзивной образовательной среды вуза. Выявлены проблемы проектирования и реализации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий. Определены значимые проблемы готовности преподавателей к проектированию и реализации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными возможностями на основе информационно-коммуникационных технологий. Обоснована актуальность психолого-педагогической и технологической подготовки преподавателей в системе дополнительного профессионального образования. Материалы исследования могут быть использованы в программах повышения квалификации преподавателей.

Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, особые образовательные возможности, проектирование образовательного процесса.

Современная ситуация в сфере профессионального образования характеризуется повышением внимания к организации обучения студентов с особыми образовательными возможностями по программам бакалавриата и магистратуры. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование -обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.1 Отдельно заметим, что инклюзивное образование направлено как на исключение любой дис-

криминации, так и на создание вариативных условий для получения образования лицами с особыми образовательными возможностями (ООВ).

По данным Министерства образования Российской Федерации, в 2014/2015 учебном году удельный вес лиц с особыми образовательными возможностями среди студенчества составил 0,1%, с инвалидностью - 0,4% от общей численности студентов государственных и муниципальных учреждений (для сравнения, в европейских странах - 5%). Согласно контрольным цифрам приема Ураль -ского федерального университета в 2016

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

году (за счет федерального бюджета), доля абитуриентов, зачисленных по особой квоте на программы бакалавриата, составила около 12% от общего числа первокурсников.

Образовательные реалии вуза и провозглашенный в Российской Федерации курс на обеспечение доступности качественного образования для всех контингентов населения активизируют поиск инновационных моделей, новых форм и способов организации обучения, внедрение в систему образования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и дистанционного обучения. Отличительной чертой дистанционного обучения студентов с ООВ является осуществление взаимодействия с преподавателем с использованием специализированных элементов обучения. Следует отметить, что преподаватель, осуществляющий образовательный процесс на основе ИКТ, не обеспечен специально разработанными ресурсами, адаптированными к работе со студентами с ООВ, поэтому вынужден самостоятельно разрабатывать ресурсы и проектировать технологию обучения с учетом специфики преподаваемой дисциплины, дидактики и психологии.

В этой связи актуальной является проблема проектирования образовательного процесса (в том числе и дистанционного) для обучающихся с ООВ и эффективного использования потенциала ИКТ. При этом проектирование образовательного процесса с учетом образовательных потребностей и возможностей студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сопряжено с преодолением ряда противоречий:

— между требова- -ниями ФГОСов и несовершенством организации учебного процесса в вузе;

— происходящими в системе высшего образования изменениями и недостаточно разработанной системой психолого-педагогического сопровождения;

— между потребностями и возможностями студентов с ООВ и недостаточной разработанностью методических материалов

Отличительной чертой дистанционного обучения студентов с особыми образовательными возможностями является осуществление взаимодействия с преподавателем с использованием специализированных элементов обучения.

для преподавателей, реализующих образовательный процесс.

Приоритетной задачей для образовательной организации становится формирование профессиональной компетенции преподавателя в области педагогического проектирования образовательного процесса; для преподавателя - поиск технологий, форм, методов и приемов образовательной деятельности, учитывающей потребности и возможности студентов с ОВЗ.2

Решение указанных задач предполагает организацию системы подготовки преподавателя к работе в новых условиях, которая должна включать знания о принципах проектирования образовательного процесса; знания о психолого-педагогических особенностях развития студентов с ООВ3; умения осуществлять выбор современных образовательных технологий, адекватных требованиям ФГОСов и образовательным возможностям и потребностям студентов с ООВ; умение проектировать индивидуальные образовательные траектории студентов с ООВ в рамках образовательной программы, знание ассистивных технологий в зависимости от нозологии.4

В современных психолого-педагогических исследованиях условий реализации инклюзивного образования в России особое внимание уделяется выявлению функций и составляющих инклюзивной образовательной среды.5 В свою очередь, ФГОС нового поколения требует соответствующего уровня подготовки профессионально-педагогических кадров, работающих с обучающимися с ООВ в условиях информационно-обра-— зовательной среды вуза.6 С целью констатации состояния готовности преподавателей к работе с обучающимися с ООВ в информационно-образовательной среде вуза нами было проведено исследование, методология которого включала анкетный опрос преподавателей различных департаментов университета (с использованием открытых и закрытых вопросов).

дискуссия

журнал научных публикаций

Анализ полученных результатов позволил детализировать картину проблем и трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели в реализации образовательного процесса для обучающихся с ООВ на основе ИКТ. Исследование выявило, что 100% преподавателей используют ИКТ в образовательном процессе, однако около 89% утверждают, что испытывают разного рода затруднения в работе с обучающимися, имеющими ООВ. Наличие специальной подготовки для работы по инклюзивной образовательной модели отмечено лишь у 2% преподавателей. Кроме того, 39% преподавателей недостаточно владеют содержанием требований ФГОСов и раздела образовательной программы своего направления подготовки в отношении указанной категории обучающихся. Для многих преподавателей организация дистанционного образовательного процесса и осуществление взаимодействия «преподаватель - обучающийся с ООВ» является проблемой (в среднем 84%). Около 70% преподавателей не владеют знаниями о дидактических принципах личностно-ори-ентированного обучения в условиях применения средств ИКТ, не могут обосновать выбор конкретного средства ИКТ, направ-

ленного на реализацию индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ООВ. Значительная часть преподавателей (73,6%) ставят умение применять ИКТ в работе с обучающимися с ООВ на пятое место после предметной, когнитивной, рефлексивной, профессионально-коммуникативной компетентности. Неготовность к работе с обучающимися с ООВ в основном связана с недостатком знаний преподавателей о психолого-педагогических аспектах подобной деятельности и значимости ИКТ. Все это является существенным препятствием в проектировании и реализации образовательного процесса для обучающихся с ООВ.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.

Совершенствованию профессионально-педагогических компетенций преподавателей препятствует боязнь столкнуться с техническими и временными барьерами.

Отмечена недостаточная компетентность в области педагогического проектирования, реализации ИКТ-технологий и психолого-педагогического сопровождения студентов с ООВ. Большинство опрошенных полагают, что в других вузах имеются такие же проблемы.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Значительное число опрошенных не имеют представления о том, в каких высших учебных заведениях есть положительный педагогический опыт организации образовательной среды для студентов с ООВ.

О необходимости создания специальных условий для получения профессионально-педагогических компетенций в области проектирования образовательных программ на основе ИКТ-технологий говорят 31% респондентов.

69% преподавателей полагают, что необходимы знакомство с конкретными положительными практиками проектирования образовательных программ на основе ИКТ-технологий для студентов с ОВЗ, проведение мастер-классов и педагогических мастерских, в рамках которых будет организовано повышение квалификации.

Полученные в ходе исследования данные не позволяют говорить о явном представлении преподавателями организационно-педагогических условий, необходимых для реализации проектирования образовательного процесса на основе ИКТ-технологий. Так, 75% респондентов связывают деятельность в этом направлении с финансированием университета.

Респонденты отмечают, что необходимо предусмотреть систему специальных условий реализации образовательного процесса. К таким условиям преподаватели относят оборудование учебного кабинета, информационное обеспечение обучения (учебные и методические материалы в различных формах); формы и методы контроля и оценки результатов освоения образовательной программы, адаптированные для обучающихся с особыми образовательными возможностями.

Более 50% участников исследования согласны с тем, что ведущая роль в реализации образовательного процесса на основе ИКТ-технологий принадлежит преподавателю. 48% преподавателей считают необходимым разработку специализированных об-

Неготовность к работе с обучающимися с особыми образовательными возможностями в основном

связана с недостатком знаний преподавателей о психолого-педагогических аспектах подобной деятельности и значимости информационно-коммуникационных технологий.

разовательных программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Отметим, что примерно в равной степени все предложенные альтернативы важны.

Все преподаватели отметили важность требования ФГОСа об обеспечении доступа обучающимся с ООВ через сеть Интернет к информационным и библиографическим ресурсам научной библиотеки и обеспечение возможности предоставления не менее чем одного учебного, методического печатного и/или электронного издания по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Около 30% преподавателей, принявших участие в исследовании, не уверены, что при реализации образовательного процесса на основе ИКТ-технологий качество образования студентов с ООВ будет удовлетворять требованиям ФГОСа. По мнению респондентов, изменить существующую ситуацию возможно, если содержание программ повышения квалификации в вузе будет направлено на решение проблемы технологической, психолого-педагогической и методической грамотности преподавателей.

По мнению преподавателей, проектирование образовательного процесса на основе ИКТ-технологий является значимым фактором для продвижения идеи инклюзивного образования.

Таким образом, результаты анализа показали, что проектирование образовательного процесса для студентов с особыми образовательными возможностями - сложная и многоплановая задача, решение которой во многом зависит от развития инфраструктуры образовательной организации, системы психолого-педагогических, организационно-педагогических условий, специального методического сопровождения образовательного процесса, современных образовательных технологий, в том числе

компьютерных, совершенствования профессионально-педагогических компетенций преподавателей. Практическая реализация указанных направлений деятельности позволит обеспечить качественное образование студентов с особыми образовательными возможностями, соответствующее требованиям ФГОСов. ^

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: Шр://минобр-науки.рф.-43 (дата обращения: 07.11.2017).

2. Условия реализации инклюзивного образования в медицинском вузе / М.Б. Ковалева [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 8.

3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Подходы к разработке адаптированных образовательных

программ для профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.

4. Матанцева Т.Н. Адаптация основной профессиональной образовательной программы для студентов с ограниченными возможностями здоровья // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. № 4 (3). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 38.

5. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с.

6. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2014. № 1 (142). С. 112-115.

PROJECTING OF EDUCATIONAL PROCESS FOR STUDENTS WITH SPECIAL STUDYING ABILITIES ON THE BASE OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES

T.I. Grechukhina, Candidate of Pedagogy, Docent, A.V. Usacheva, Candidate of Historical Sciences, Docent, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, grechuhinati@yandex.ru, alenausacheva@mail.ru,

The purpose of this research is an exposing of educational process projecting aspects for students with special studying abilities on the base of information and communicative technologies. The paper uses the next theoretical methods: analysis of the notion "inclusive educational environment", its constituents presented in scientific literature and Federal state educational standards; empiric methods as survey of lecturers in order to expose problems and complications in projecting and realization of educational process for students with special studying abilities. The research outcomes. The paper defines constituents of inclusive educational environment of the university. It also exposes the problems of projecting and realization of educational process for students with special studying abilities on the base of information and communicative technologies. The scientific novelty. The authors have defined the significant problems of lecturers 'preparedness for projecting and realization of educational process for students with special studying abilities on the base of information and communicative technologies. The paper substantiates the urgency of psychological-pedagogical and technological preparedness of lecturers for the system of supplementary vocational education. The importance for practice. The research's materials can be used in advanced training programs for lecturers.

Key words: inclusive educational environment, information and communicative technologies, special studying abilities, projecting of educational process.

References

1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. deracii» [Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Fe- № 273-FZ "On education in Russian Federa-

дискуссия

журнал научных публикаций

tion"]. URL: http://minobrnauki.rf.-43 (accessed: 02.11.2017).

2. Kovalyova M.B., Makusheva ZH.N., Potekhi-na E.S., Rudenko E.E. Usloviya rea-lizacii inkly-uzivnogo obrazovaniya v medicinskom vuze [The conditions for the implementation of inclusive education in medical school]. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. 2016. № 8.

3. Martynova E.A., Romanenkova D.F. Podhody k razrabotke adaptirovannyh obrazovatel'nyh programm dlya professional'nogo obrazovaniya in-validov i lic s ogranichennymi vozmozhnosty-ami zdorov'ya [Approaches to the development of adapted curricula for vocational education of disabled persons and persons with disabilities]. Zhurnal. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 3.

4. Matanceva T.N. Adaptaciya osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programmy dlya

studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Adaptation of the basic professional educational programs for students with disabilities]. Zhurnal. So-vremennaya psihologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sb. st. po mater. IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 4 (3). Novosibirsk: SibAK, 2017. S. 38.

5. Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy [Inclusive education: results, experiences and perspectives]. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, pod red. S.V. Alekhinoj. M.: MGPPU, 2015. 528 s.

6. Kozyreva O.A. Sozdanie inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy kak social'no-pedagogiches-kaya problema [Creating inclusive educational environment as a socio-pedagogical problem]. Zhurnal. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo universiteta (TSPU Bulletin). 2014. № 1 (142). S. 112-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.