Научная статья на тему 'Развитие ИКТ-компетенции педагогов инклюзивного образования в системе повышения квалификации'

Развитие ИКТ-компетенции педагогов инклюзивного образования в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / РЕБЕНОК С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОДЕЙСТВИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнулова Елена Владимировна

Конкретизированы новые требования к уровню развития профессиональных качеств и способностей педагогов системы инклюзивного образования в области использования информационно-коммуникативных технологий. С учетом основных функций образования, связанных с необходимостью создания условий для достижения детьми максимально возможного уровня развития интеллектуальных и духовно-нравственных основ личности и содержания понятия «информационно-образовательная среда» уточнены актуальные задачи и особенности ее проектирования и использования в педагогической деятельности. Обозначены основные компетенции, учебный и программно-методический материал, планируемые результаты образования детей с особыми потребностями в условиях использования виртуального инструментария для самостоятельного выбора педагогом информационно-коммуникативных технологий при проектировании образовательного процесса, а также организационного инструментария для дальнейшего развития профессиональной компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий в условиях системы повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайнулова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ICT competence of teachers of inclusive education system in the conditions of advanced training system

The new requirements for the level of development of professional skills and abilities of teachers for inclusive education in the field of information and communication technologies are concretized. In view of the major functions of education, related to the need to create conditions for children to achieve the highest possible level of development of intellectual, spiritual and moral foundations of the individual and the concept of “information-educational environment“, the urgent tasks and features of its design and use in educational activities are clarified. The main competencies, training and software-methodical material, expected results of education of children with special needs in terms of use of virtual tools for self-selection of the teacher information and communication technologies in the design of the educational process, as well as an organizational tool for the further development of professional competence in the field of information and communication technologies in advanced training systems are discussed.

Текст научной работы на тему «Развитие ИКТ-компетенции педагогов инклюзивного образования в системе повышения квалификации»

УДК 371.123+378.091.398

Развитие ИКТ-компетенции педагогов инклюзивного образования в системе повышения квалификации

Е. В.Зайнулова

Development of ICT competence of teachers of inclusive education system in the conditions of advanced training system

E. V. Zaynulova

Аннотация. Конкретизированы новые требования к уровню развития профессиональных качеств и способностей педагогов системы инклюзивного образования в области использования информационно-коммуникативных технологий. С учетом основных функций образования, связанных с необходимостью создания условий для достижения детьми максимально возможного уровня развития интеллектуальных и духовно-нравственных основ личности и содержания понятия «информационно-образовательная среда» уточнены актуальные задачи и особенности ее проектирования и использования в педагогической деятельности. Обозначены основные компетенции, учебный и программно-методический материал, планируемые результаты образования детей с особыми потребностями в условиях использования виртуального инструментария для самостоятельного выбора педагогом информационно-коммуникативных технологий при проектировании образовательного процесса, а также организационного инструментария для дальнейшего развития профессиональной компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий в условиях системы повышения квалификации.

Abstract. The new requirements for the level of development of professional skills and abilities of teachers for inclusive education in the field of information and communication technologies are concretized. In view of the major functions of education, related to the need to create conditions for children to achieve the highest possible level of development of intellectual, spiritual and moral

foundations of the individual and the concept of "information-educational environment", the urgent tasks and features of its design and use in educational activities are clarified. The main competencies, training and software-methodical material, expected results of education of children with special needs in terms of use of virtual tools for self-selection of the teacher information and communication technologies in the design of the educational process, as well as - an organizational tool for the further development of professional competence in the field of information and communication technologies in advanced training systems are discussed.

Ключевые слова: педагог, повышение квалификации, ребенок с особыми образовательными потребностями, информационно-образовательная среда, содействие, сопровождение, ИКТ-компетенция, информационно-методическое обеспечение, интернет-ресурс.

Keywords: teacher, advanced training, child with special educational needs, information-educational environment, promote, support, ICT competence, informational and methodological support, Internet resource.

Изменения в обществе и системе образования предъявляют новые требования к уровню развития профессиональных качеств и способностей учителя.

Создание условий для достижения ребенком максимально возможного уровня развития интеллектуальных и духовно-нравственных основ личности, освоения образовательной программы, его социализации и самореализации потенциальных задатков, способностей - основная

Е. В. Зайнулова

Развитие ИКТ-Компетенции педагогов инклюзивного образования.

ЧИППКРО

цель современных преобразований в современной школе. Эти задачи ориентированы на формирование у выпускника умений решать различные задачи, для чего необходимыми являются определенные компетенции, которые фактически становятся точкой соединения различных требований, существующих вне образовательной организации, вне школы и образовательной практики.

Профессиональный стандарт педагога среди необходимых умений и навыков обращает внимание учителя на важность нахождения ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечивающего его понимание и переживание обучающимися, проведение учебных занятий, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения [1].

Образование в этом контексте выполняет две важные функции:

- передача «культурной» мотивации, которая определяет возникновение внутренней потребности обучающегося в присвоении определенного культурного наследия, соотнесения себя с ним и включения себя в него, что фактически и является основой общественного и культурного воспроизводства;

- формирование базовых навыков личной социализации и самореализации обучающихся, являющихся минимальным набором для сохранения духовной, интеллектуальной, психологической, экономической, правовой, физиологической целостности и независимости.

Современный учитель, как субъект образовательной системы, принимает и реализует обновленные задачи образовательного процесса. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог участвует в создании информационно-образовательной среды, способствующей реализации образовательных потребностей детей. Информационно-образовательная среда -это совокупность субъектов и объектов образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения

личностно ориентированной педагогической системы [2]. Поэтому одной из основных задач в условиях проектирования содержания информационно-образовательной среды является задача построения учебного процесса, в котором взаимодействие в системе «учитель - ученик» будет строиться на основе базовых навыков социализации и самореализации, формирования творческих способностей детей и педагогов, где самостоятельность, оригинальность и эвристичность мышления будет способствовать индивидуализации процесса обучения. Эти аспекты создают базис для формирования виртуального инструментария, регламентирующего процессы проектирования и обновления содержания образования. Информационно-образовательная среда, планируемая как совокупность «компетенции - результаты - учебный и программно-методический материал» способствует обновлению содержания образования в целом - от содержания образования до содержания системы профессионального повышения квалификации учителей.

В таких условиях повышение уровня профессиональной компетенции педагога в области информационных технологий в рамках реализации ФГОС является значимым фактором обновления и совершенствования системы образования. Одним из приоритетных направлений данной области является организация работы по использованию информационно-коммуникационных ресурсов и технологий в организации образовательного процесса. Подготовка и повышение квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям - одна из важнейших задач информатизации образования. Без достижения учителями должной квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе и средства, вкладываемые в техническое оснащение школ, подключение их к компьютерным сетям, создание электронных учебных материалов не приносят должных результатов.

Применение новых информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов направлено на обновление компетенций педагогов в области педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ, формирование и оценива-

ние предметных, метапредметных и личностных компетенций, а также расширение возможностей во внеурочной деятельности, про-филизации образования.

Важным интернет-ресурсом для развития ИКТ-компетенции педагогов системы инклюзивного образования является ресурс «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования», предоставляющая возможность участия слушателей в проведении общественных консультаций и экспертного согласования позиций по проектированию и опережающему обновлению содержания общего образования, конструктивного использования новых ФГОС [3]. Слушатели могут использовать в качестве базовых документов - программы учебных предметов, надпредметные документы, справочные материалы примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования и участвовать в обновлении содержания образовательных программ, выбирать направления дальнейшей проектной деятельности в области профессионального развития. Благодаря интернет-ресурсу программы «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» (фцпро.рф) организовано участие слушателей в осуществлении непрерывного образования в области сопровождения детей и родителей, находящихся в особой жизненной ситуации в разных формах: участие в конференциях, конкурсах образовательных проектов, семинарах, консультационном сопровождении, дальнейшем повышении квалификации. Кроме этого, сегодня существуют возможности формирования тематики и содержания актуальных проектов, которые могут быть реализованы в рамках ФЦПРО в 2017 году.

В связи с модернизацией системы повышения квалификации педагогических работников стало возможным активное и широкое обсуждение системы профессионального роста школьных педагогов, модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников, способствующее разработке предметных приложений к уровневому профессиональному стандарту педагога, формированию альтернативной системы аттестации на основе единых контрольно-измерительных материалов, с помо-

щью которых можно будет оценить такие компетенции, как знание предмета, умение использовать методики преподавания с учетом психофизиологических особенностей развития ребенка и другие приоритетные задачи.

Информационно-коммуникационные ресурсы http://www.informika.ru/, стандартпедаго-га.рф, объединяют педагогическое сообщество, родителей и деловую общественность в определении перспектив и возможностей развития системы образования в целом. Законом «Об образовании» утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальные на их взгляд варианты учебных направлений и формировать педагогический процесс по любой из предложенных моделей. Такая возможность выбора раскрывает творческий потенциал педагогов.

Инициативность, в сочетании с использованием современных подходов, а также наиболее эффективных методов обучения и использования различных педагогических технологий, ведет к оптимизации учебного процесса. Педагог системы инклюзивного образования вводит в конкретных сферах знаний элементы «информационной» помощи детям, как одно из направлений формирования «понятийных надстроек», осуществляя перенос на жизненные ситуации. В результате знания, полученные в условиях учебной деятельности, имеют многофункциональное значение для ребенка. Если исключить из учебной деятельности детей многогранность подачи информации, то результат учебного процесса в итоге сведется к неосознанности интеллектуальных умений, где произвольность мышления останется на низком уровне. Только наличие абстрактного мышления позволяет перевести функционирование интеллекта на более качественный уровень, где переработка информации возрастает в качественном и количественном плане.

Важно отметить, что развитие компетенций педагогов и обучающихся в области информационных технологий нацелены не только на усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности, но и на решение задач поэтапного развития абстрактного и творческого мышления:

Е. В. Зайнулова

Развитие ИКТ-Компетенции педагогов инклюзивного образования.

ЧИППКРО

- структурирование воспринимаемой информации с точки зрения объективных категориальных обобщений, а не ситуативных и образных классификаций;

- слуховая и зрительная информация конкретизируется и наполняется смыслом;

- формирование «понятийного» мышления;

- усвоение и систематизирование научных понятий формирует внутреннюю понятийную структуру, в условиях которых облегчается перенос интеллектуальных умений и навыков, приемов самостоятельной деятельности, усвоенных закономерностей;

- ученики посредством информационных технологий имеют возможность интуитивно составлять систему закономерно взаимосвязанных элементов, стремиться от части к целому, систематизировать и автоматизировать предложенный материал;

- усвоение научных понятий;

- развитие у обучающихся творческого потенциала и способностей к самостоятельным видам деятельности с помощью методов проблемного и проективного обучения, тренинго-вых форм, исследовательских методов. Одной из форм развития ИКТ-компетенции учителя в области развития мышления детей с особыми образовательными потребностями является использование виртуального инструментария самостоятельного выбора ресурсов ИКТ при проектировании образовательного процесса (табл. 1). В таблице 1 представлены учебные и программно-методические материалы в области интеллектуальной, психологической и культурной области, использование которых позволит достигнуть конкретных результатов образования. У детей повышается уровень понятийного мышления, появляется возможность не только образно представить сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но и вывести определенные закономерности. Конечным результатом является повышение уровня любознательности, рационализации и уровня «истинной» фантазии в творческом процессе участников учебной деятельности. Во многом, результаты образования в условиях инклюзивной системы зависят от характера дифференциации, индивидуализации образования, возможностей использования интегрированного образования. Обсуждение задач индивидуальной поддержки детей в освоении опыта осознания индивиду-

альных особенностей и значимости участия в творческой деятельности, программ их индивидуальной подготовки к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности должны быть обоснованы с психологической точки зрения [4; 5; 6; 7].

При обсуждении возможностей использования и дополнения виртуального инструментария выбора ресурсов ИКТ при проектировании образовательного процесса важно обратить внимание на необходимость изменения информационной среды, в рамках которой организуется процесс обучения, учете применения современных инструментов, средств и методов обучения, построенных на новых информационных технологиях. Все это бесспорно ведет к опережающему обновлению содержания общего образования. Акцент также смещается в сторону профильного обучения и обновления его содержания. Особенно важным становится фокусировка на прикладном характере всех предметных областей, связанных с актуальными тенденциями в развитии современной науки и техники или гуманитарных (социальных) технологий [8; 9].

Эффективность применения компьютерной техники в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель мотивирован на использование компьютера, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может определить место информационно-коммуникационных технологий в методической системе преподавания предмета.

В этой связи является чрезвычайно важным обучение учителей эффективно пользоваться имеющимся виртуальным инструментарием для самостоятельного проектирования учебного процесса.

Концепция модернизации российского образования ставит перед образовательными учреждениями задачу обеспечения высокого качества образования. В современной системе образования к ключевым звеньям, обеспечивающим качество образования, относят: содержание образования (цели, программы, технологии); кадровый потенциал; развитие детей; среда жизнедеятельности детей; среда учебной деятельности; информационно-методическое обеспечение; материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса; управление и система контроля результативности [10; 11].

Виртуальный инструментарий самостоятельного выбора ресурсов ИКТ при проектирования образовательного процесса

Компетенции Результаты Учебный и программно-методический материал

Интеллектуальная область Психологическая область Культурная область

Реализация современных образовательных технологий, применение цифровых образовательных ресурсов Инициативность в выборе средств, форм, методов, технологий обучения способствует развитию творческого потенциала и оптимизации учебного процесса Федеральная резервная система банков знаний http://nooregistry.ru/docs, http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/03/09/c7 217(8e0b4c53ba697de7d3bab03509/teoriya-i-tehnologii-inklyuzivnogo-obrazovaniya.pdf, Инклюзивное и специальное образование http://old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31409 http://www.defectologiya.pro/ http://www.inclusive-edu.ru/stat/ http://leongard.org.ru/obuchenie.html; Сунцова А С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. -Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. — 110 с. и другое. Электронный журнал «Психологическая наука и образование»; Специальные пособия по психодиагностике: http://psyedu.ru//; http://dep.psytest.ru/ru/Poleznaja_informacija/Uc hebnye_posobija; Полыпина М А. Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016. - Т. 20. - С. 66-70. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56328.htm и другое. Издательский дом «1 сентября» http://xn-1 -btbl6aqcj8hc.xn-p 1 ai/; Арт-волонтерство и арт-педагогика - Телеканал "Культура": http://tvkultura.ru/ video/show/brand id/20905/episode _id/1299697/videoid/1477013/; Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного про-Hecca:http://cyberleninka.ru/article/ n/art-pedagogika-kak-sistema-psihologicheskogo-soprovo-zhdeniya-obrazovatelnogo-prot-sessa и другое

Повышение качества образовательных результатов I Ыанировапие. реализация и оценка прикладного характера образования во всех предметных областях, доступность, наглядность, гуманитарный характер, реализуемый в интегра1щи областей наук и индивидуализации Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/servisy; Единое окно доступа к образовательным ресурсам http : //window.edu.ru/catalog/, Интернет-форум III Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья» : http://xn-dlaljdc8a.xn-plai/index.php?gods=2016 и другое. 11сзависимое педагогическое издание «Учительская газета» http://www.ug.ru /archive; Электронный журнал «Дошкольное образование» http://dob. 1 september.ru/; Лебединский В В. Нарушение психического развития в детском возрасте - М.: Академия, 2015.-291 с. http://www.academia-moscow.rU/ftp_share/_ books/fragments/fragnient_ 17214 .pdf; Национальная ассоциация родителей http://www.nra-russia.ru/; и другое Российской образование 11роект «От первого лица» http://www.edu.ru/person/; Единая коллекция электронных образовательных ресурсов; Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т. О.; 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс http://pcdlib.rU/Books/6/0411/6_0411 -1.shtml, и другое.

Определение личностно- ориепгированной педагогической системы Возможность проектирования и дальнейшей актуализации индивидуальных образовательных траекторий, развитие у обучающихся самостоятельности и творческих способностей Проект «Россия, любовь моя!» http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/43908/ Федеральный портал «Российское образование». Центр интеллектуальных и творческих состязаний "Мир конкурсов" http://www.mir-konkursov.ru/gaIleiy/; Федеральный информационно-методический портач «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/. Электронный журнал «Здоровье детей» http://zdd.lseptembcr.ru/. НОУ «Академия родительского образования» www.aro-perm.ru, http://ovz.ipk74.ru/; Проект «Живое дерево ремесел» http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20667/ и другое Проект «Общественное достояние»: http://nooregistry.ru/about; Проект «Письма из провинции» : http://tvkultura.ru/brand/s how/brand_id/20920/; Дистанционные конкурсы для детей и учителей http://nic-snail.ru/o-tsentre. и другое.

Организационный инструментарий развития профессиональной компетентности в области использования ИКТ

Компетенции Результаты Виды ИКТ-компетентностн

общепользовательская общепедагогнческая предметно-педагогическая профессиональная

Реализация современных образовательных технологий, применение цифровых образовательных ресурсов Инициативность в выборе средств, форм, методов, технологий обучения способствует развитию творческого потенциала и оптимизации учебного процесса. Самодиагностика ИКТ-знаний http://w ww .zavuch. ru/-teachertest/tcat/1 ; Самодиагностика основ педагогической деятельности Haгляднocть:http://www.zavu-ch.ru/teachertest/tcat/3/; Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М. : Владос, 2014. -346 с. http://www.klex.ru/fhh Сеть творческих учителей, использующих ИКТ http://it- n.ru/default.aspx; Журнал Дефектология h ttp://el ibrary. ru/ti tle_about. a sp?id=8651 Особенности полимодального обучения: http://lusana.ru/prese- пШюп/8423; Семинар "Развитие и обучение приемных детей с особыми потребностями (ЗПР, ЗРР, СДВГ, УО)": https://www.you-tube.com/watch7v-TYTIMYS Уп21.

Хеннер E. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 188 е.: ил. http://window.edu.ru/resource/593/64593.

Повышение качества образовательных результатов Планирование. реализация и оценка прикладного характера образования во всех предметных областях, доступность, наглядность, гуманитарный характер, реализуемый в интеграции областей наук и индивидуализации. Технологии обработки информации: https.7/atlas.herzen-.spb.ru/disc_annotation.php7disc_i d=8720. Педагогические конференции (ШрУМчоу. zavuch.ru/news/announ с Ы; Федеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование» 1)Пр://«к>ре<1и .ги/ (внеурочная деятельность). Вебинары МИРО http://www.mriro.ru/conference «Я/; Дистанционное обучение: Интерактивное обучение. Компьютерные сети и телекоммуникации: http://window.- edu.ru/catalog/resources7p_rub г=2.2.75.6.10.

Определение личностно- ориентированной педагогической системы Возможность проектирования и дальнейшей актуализации индивидуальных образовательных траекторий, развитие у обучающихся самостоятельности и творческих способностей. Как научить детей взаимодействовать с детьми с особыми потребностями / Электронный журнал «Может быть по-другому»: https://po-drugomu.co/kak- detmi-s-osobymi-potrebnostyami/; Носкова Т. Н. Педагогика общества знаний. Монография -СПб. - 2015 г. Ьир8://Ьоокь. google.гu/books?id=raoODQAAQB А] Создание электронных обучающих ресурсов, учебных курсов, организация сетевого и дистанционного обучения с помощью ИКТ «Образовательное Облако» 1шр://ооЫ-ako.ru/. Жизнь замечательных людей на телеканале «Культура»: Ьпр:/Л\'кикиг- а.гиЛ^ео/^ех/тепи_и1/527/; Книга «Безопасность детей в Интернет». Азбука безопасности для детей и подростков: Иир:/Лу-ww.ifap.ru/library/book099.pdh ир://агЬег.сот/ха1'е1у/т1егпе1; .Инга безопасного Интернет а: http://www.ligainternet.ru /епсус!оре<Ка-оГ-security/parents-and-teachers/ Игровая выставка для детей и родителей «Дети с особыми потребностями и Путешествие за мифами» в рамках международного проекта «Творчество без препятствий и границ» 1] ttp://www. fontanka.ru/2016/ 11/01/125/.

Поэтому важно продолжать непрерывное научно-методическое сопровождение и поддержку развития профессионализма учителя в области формирования информационно-образовательной среды через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Актуально использование практических форм научно-методической поддержки: лектории, конференции, научно-методические, научно-практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и творческих групп, дискуссии, круглые столы, организация модульных курсов повышения квалификации, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа методических объединений, индивидуальные консультации, адресное планирование повышения квалификации, обобщение опыта индивидуальной работы с каждым педагогом.

Среди востребованных форм научно -методической поддержки процесса развития ИКТ-компетенций педагогов системы инклюзивного образования выделим следующие:

- публикации учебно-методической информации;

- педагогическое общение между субъектами и объектами учебного процесса;

- дистанционный доступ к информационным ресурсам.

В качестве организационного инструментария развития профессиональной компетентности педагогов системы инклюзивного образования в области использования ИКТ в условиях самообразования возможно проектирование и использование информационно-образовательной среды, способствующей развитию общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической, профессиональной ИКТ-компетенции. Пример такой информационно-образовательной среды представлен в таблице 2.

Организация самообразования формируется на базе специально подготовленных учебных, программно-методических, телекоммуникационных материалов, материалов для самодиагностики, возможностей получения консультаций, представления и обсуждения опыта [12].

Процесс развития профессиональной компетентности педагогов системы инклюзивного

образования в области использования ИКТ включает в себя выполнение индивидуальных заданий, электронные семинары и занятия, участие в выставках и конференциях, создание электронных обучающих ресурсов, учебных курсов, организация сетевого и дистанционного обучения с помощью ИКТ «Образовательное Облако».

Создание условий для непрерывного повышения квалификации учителей, обеспечение их индивидуальной творческой деятельностью в области развития ИКТ-компетенции, организация работы по методической поддержке в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе обеспечивает осознанное и активное участие педагогов в формировании образовательной среды на основе опыта, знаний и традиций пополнения содержательной, общекультурной составляющей информационного образовательного пространства.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 01.11.2016).

2. Инновационный проект «Информационно-образовательная среда как ресурс обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school33-vlg.ru/rip/proekt.pdf (дата обращения: 01.11.2016).

3. Концептуальные подходы к проектированию и опережающему обновлению содержания общего образования на основе российского и зарубежного опыта в области развития и модернизации общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.crow-dexpert.ru/rapid_updating/conceptual_approaches/ arrangements (дата обращения: 01.11.2016).

4. Конева О. Б. Профессиональное и личностное развитие педагогических работников в условиях реализации инклюзивного образования / О. Б. Конева // Научное обеспечение сис-

Е В. Зайнулова

Развитие ИКЩ-КРмпетенции педагогов инклюзивного образования...

темы повышения квалификации кадров. -2014. - № 4 (21). - С. 5-11.

5. Конева О. Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот / О. Б. Конева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Психология. - 2009. - № 30 (163). -С.59-65.

6. Научное обоснование необходимости опережающего обновления содержания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// edu.crowdexpert.ru/rapid_updating/conceptual_ap proaches/scientific_substantiation. (дата обращения: 01.11. 2016).

7. Уварова О. Н. Особенности самосознания у младших школьников с задержкой психического развития / О. Н. Уварова // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов с международным участием. - Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. - 2016. - С. 69-71.

8. Уварова О. Н. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в педагогической практике / О. Н. Уварова // Материалы международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». - 2016. -С. 95-97.

9. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Захарова. - Тюмень, 2003.

10. Адаптированная образовательная программа образовательной организации : методические рекомендации по разработке / М. И. Солод-кова, А. В. Ильина, Ю. Ю. Баранова, Н. Ю. Кий-кова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014.

11. Кийкова Н. Ю. Расширение потребностей и возможностей профессионального развития педагогов системы инклюзивного образования в процессе повышения квалификации / Н. Ю. Кийкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -№ 4 (25). - С. 52-60.

12. Нечаев М. П. Электронно-образовательные ресурсы в информационной среде / М. П. Нечаев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. -№ 2 (27). - С. 24-30.

References:

1. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 18, 2013 No. 544n Moscow "About approval of the professional standard "The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)" [Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 oktjabija 2013 No. 544n Moskva "Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnov-nogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html. Accessed date: 11/01/2016].

2. Innovative project "Information and educational environment as a resource to ensure quality education in the implementation of FSES" [Inno-vacionnyj proekt "Informacionno-obrazovatel'naja sreda kak resurs obespechenija kachestva obrazo-vanija v uslovijah realizacii FGOS"] [Web resource: http://school33-vlg.ru/rip/proekt.pdf. Accessed date: 11/01/2016].

3. Conceptual approaches to the design and updating of outstripping general education on the basis of the Russian and foreign experience in the development and modernization of general education [Konceptual'nye podhody k proektirovaniju i operezhajushhemu obnovleniju soderzhanija obshhego obrazovanija na osnove rossijskogo i zaru-bezhnogo opyta v oblasti razvitija i modernizacii obshhego obrazovanija] [Web resource: http://edu.crowdexpert.ru/rapid_updating/conceptu al_approaches/arrangements. Accessed date: 11/01/2016].

4. Konev O. B. The development of psycho-pedagogical competence of the teacher in the conditions of implementation of additional professional programs of inclusive education [Razvitie psiho-logo-pedagogicheskih kompetencij pedagoga v uslovijah realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm inkljuzivnogo obrazovanija] / Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 2 (27), pp. 75-80.

5. Koneva O. B. Psychological features of social and emotional disorders of personality of orphaned children [Psihologicheskie osobennosti social'no-jemocional'nyh narushenij lichnosti detej-sirot] // Newspaper of the South Ural State University. Series: Psychology, 2009, No. 30 (163), pp. 59-65.

6. The scientific rationale of advanced content update [Nauchnoe obosnovanie neobhodimosti operezhajushhego obnovlenija soderzhanija] [Web resource: http://edu.crowdexpert.ru/rapid_updat ing/conceptual_approaches/scientific_substantiation. Accessed date: 11/01/2016].

7. Uvarova O. N. Features of self consciousness in younger schoolchildren with a delay in mental development [Osobennosti samo-soznanija u mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psi-hicheskogo razviti] // Materials of the XIII Russian scientific and practical conference of students, graduate students and undergraduates with international participation, Chuvash Yakovlev State Pedagogical University, 2016, pp. 69-71.

8. Uvarova O. N. Problems and prospects of inclusive education in teaching practice // Materials of the international scientific-practical conference "Comprehensive support for children with disabilities" [Problemy i perspektivy inkljuzivnogo obra-zovanija v pedagogicheskoj praktike // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii "Kompleksnoe soprovozhdenie detej s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja"], 2016, pp.95-97.

9. Zakharova I. G. Formation of information educational institution of higher education environment [Formirovanie informacionnoj obrazova-tel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedenija], 13.00.01 - general pedagogy, history of pedagogy and education, Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. Tyumen, 2003.

10. Kiykova N. Y. Research: information, analysis and forecasts. Monograph [Nauchnye issledo-vanija: informacija, analiz, prognoz. Monografija] / N. V. Averina, O. A Belkova etc., ed. O. I. Kiriko-va. Voronezh, 2010, Volume book 32.

11. Kiykova N. Y. Modern educational technology: Psychology and Pedagogy. Monograph [Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: psiho-logija i pedagogika. Monografija] / E. V. Alek-seeva, B. A. Borisov etc., ed. by E. V. Korotae-voy, S. S. Chernova. Novosibirsk, 2009, Volume Book 6.

12. Nechayev M. P. Electronic educational resources in the information environment [Jelektron-no-obrazovatel'nye resursy v informacionnoj srede] / Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 2 (27), pp. 24-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.