Научная статья на тему 'Расширение потребностей и возможностей профессионального развития педагогов системы инклюзивного образования в процессе повышения квалификации'

Расширение потребностей и возможностей профессионального развития педагогов системы инклюзивного образования в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

Рассматривается анализ содержания новых трудовых действий и функций педагога, представленных в профессиональных стандартах «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», свидетельствующий о необходимости освоения педагогами психолого-педагогических технологий инклюзивного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Обозначаются условия для совершенствования или освоения педагогами комплекса способов профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающего организацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации в условиях интегрированного и инклюзивного образования и освоения ими способов профессионально ориентированного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений: создание общего видения перспектив и возможностей инклюзивного образования; обновление ментальных моделей профессионально-личностной деятельности педагогов; развитие личного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expansion of the needs and opportunities for professional development of teachers for inclusive education in the process of advanced training

We consider the analysis of the content of the new labor actions and functions of the teacher presented in professional standards, “teacher (educational activities in preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)”, “Teacher-psychologist (a psychologist in the field of education)” demonstrates the need for the development of teachers of psycho-pedagogical technologies of inclusive education in the implementation of the federal state educational standards. The condition for improvement or development of the teachers of the complex ways of professional and educational activities are designated, providing the organization of education of children with disabilities in the general education organization in the conditions of an integrated and inclusive education and the development of ways to professionally focused interaction with all participants of educational relations: the creation of a common vision of the prospects and opportunities inclusive education; update mental models of professional and personal work of teachers; development of personal skills.

Текст научной работы на тему «Расширение потребностей и возможностей профессионального развития педагогов системы инклюзивного образования в процессе повышения квалификации»

УДК 378.091.398

Расширение потребностей и возможностей профессионального развития педагогов системы инклюзивного образования в процессе повышения квалификации

Н. Ю. Кийкова

Expansion of the needs and opportunities for professional development of teachers for inclusive education in the process of advanced training

N. Y. Kiykova

Аннотация. Рассматривается анализ содержания новых трудовых действий и функций педагога, представленных в профессиональных стандартах «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», свидетельствующий о необходимости освоения педагогами психолого-педагогических технологий инклюзивного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Обозначаются условия для совершенствования или освоения педагогами комплекса способов профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающего организацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации в условиях интегрированного и инклюзивного образования и освоения ими способов профессионально ориентированного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений: создание общего видения перспектив и возможностей инклюзивного образования; обновление ментальных моделей профессионально-личностной деятельности педагогов; развитие личного мастерства.

Abstract. We consider the analysis of the content of the new labor actions and functions of the teacher presented in professional standards, "teacher (educational activities in preschool, primary general, ba-

sic general, secondary education) (tutor, teacher)", "Teacher-psychologist (a psychologist in the field of education) " demonstrates the need for the development of teachers of psycho-pedagogical technologies of inclusive education in the implementation of the federal state educational standards. The condition for improvement or development of the teachers of the complex ways of professional and educational activities are designated, providing the organization of education of children with disabilities in the general education organization in the conditions of an integrated and inclusive education and the development of ways to professionally focused interaction with all participants of educational relations: the creation of a common vision of the prospects and opportunities inclusive education; update mental models of professional and personal work of teachers; development of personal skills.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, профессиональный стандарт, трудовые действия, педагог, возможности, потребности, мастерство, родители, повышение квалификации.

Keywords: inclusive education, children with special educational needs, professional standard, labor actions, teacher, opportunities, needs, skills, parents, advanced training.

Современные задачи образования определяются особенностями культурного и экономического развития общественных отношений и

представлены в основных нормативно-правовых документах.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 определяет, что предметом регулирования закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права людей на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования являются приоритетной задачей, направленной на обеспечение права каждого человека на образование, основанное на принципах приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, ее свободного развития.

Особое внимание уделяется задачам создания условий для самореализации каждого человека, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Поэтому среди актуальных задач развития образования сегодня - задача развития инклюзивного образования. Инклюзивное образование -обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества. Внедрение инклюзивных подходов - часть общей задачи обеспечения равных возможностей в получении образования в течение жизни.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы в качестве цели указано, что актуально создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Поэтому среди задач Программы: развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; создание инфра-

структуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики.

Возникает потребность и создаются возможности для обмена мнениями [2; 3; 4; 5; 6], выработки оригинальных концепций и идей, что является ценным для развития общества, отдельных профессиональных групп и личности. Это находит отражение в изменении кадровой политики образовательных организаций. Профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» регламентируют содержание новых трудовых действий и функций педагога, отражающих необходимость освоения психолого-педагогических технологий инклюзивного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Основное внимание в стандарте уделяется необходимости реализации групповых и общественных потребностей в области образования, связанных с развитием компетентности педагогов в области общепедагогической, развивающей и воспитательной деятельности. Между тем, в психологии под деятельностью понимают активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности [7]. В этой связи возникает задача конкретизации новых возможностей и перспектив в реализации личных потребностей педагогов, участвующих в инклюзивном образовании.

В условиях инклюзивного образования организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, создают специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обновляется кадровая политика организации, информационно-образовательная и методическая база образовательной организации за счет специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, получения доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, научно-методической литературе по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике,

фонду дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания детей. Таким образом, изменяется образовательное пространство возможностей развития не только обучающихся и их родителей, но и педагогов.

В связи с этим актуальной является задача обновления общего видения педагогами перспектив и возможностей инклюзивного образования, осмысления содержания деятельности с позиций профессиональных стандартов как общественно-значимой и ценной, осознания необходимости изменения педагогами традиционных моделей осуществления профессиональной деятельности, использования специальных условий образования для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития личного мастерства.

Это влечет необходимость изменения целей и задач повышения квалификации педагогов по образовательной программе «Теория и методика инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями». Важно создать условия для совершенствования или освоения педагогами комплекса способов профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающего организацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации в условиях интегрированного и инклюзивного образования и освоения ими способов профессионально ориентированного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений, самоанализом.

В первую очередь следует обратить внимание на выбор перспективных направлений

дальнейшего повышения квалификации педагогов в условиях современных нормативно-правовых основ образования. Решение этой задачи связано с обновлением содержания первого раздела программы «Современные нормативно-правовые основы образования» с целью создания общего видения перспектив и возможностей инклюзивного образования, обсуждения с педагогами образовательных организаций особенностей их новых возможностей в реализации профессиональной деятельности. В таблице 1 кратко представлено содержание актуальных трудовых действий, необходимых психолого-педагогических знаний, умений, регламентированных Профессиональным стандартом [8; 9; 10] и открывающихся возможностей в реализации потребностей педагогов в условиях развития личного мастерства. Среди направлений дальнейшего профессионального развития необходимо обратить внимание на актуальность формирования детско-взрослых сообществ в условиях оказания помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка, осуществления методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. При этом важно сохранение традиционных принципов и требований профессиональной этики, заключающихся в необходимости и возможности оказания помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Таблица 1

Создание общего видения перспектив и возможностей инклюзивного образования

при освоении слушателями раздела «Современные нормативно-правовые основы образования»

Темы раздела Актуальные трудовые действия, необходимые знания, умения Возможности педагогов в реализации профессиональной деятельности

Образовательная политика на современном этапе Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными континген-тами учащихся Следование правовым, нравственным и этическим нормам, требованиям профессиональной этики. Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. Формирование детско-взрослых сообществ. Организация независимой оценки качества образовательной деятельности. Использование социальных льгот и гарантий, моральное поощрение

Темы раздела Актуальные трудовые действия, необходимые знания, умения Возможности педагогов в реализации профессиональной деятельности

Правовые основы деятельности образовательной организации Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе Защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Расширение штата сотрудников организации (инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских работников). Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Права участников образовательного процесса Участие в разработке и реализации программы развития организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Взаимодействие с другими специалистами в рамках ПМПК Получение дополнительного профессионального образования в области коррекционной педагогики, участие в повышении квалификации, конкурсах профессионального мастерства. Доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, научно-методической литературе по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, фонду дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания детей. Создание условий для профессиональной самореализации

Федеральные государственные образовательные стандарты Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Создание специальных условий для профилактики заболеваний и оздоровления, для занятия физической культурой и спортом. Организация и проведение методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции

Созданию условий для профессиональной самореализации в направлении формирования общего видения перспектив и возможностей инклюзивного образования способствует доступ к значительному объему печатных и электронных образовательных ресурсов федерального, регионального и муниципального уровней, научно-методической литературе по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, фонду дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания детей, учебно-методическим материалам участников профессиональных сообществ, открытых для представления и распространения опыта деятельности в системе инклюзивного образования.

Конкретизация темы профессионального развития предполагает обновление ментальных моделей профессионально-личностной деятельности педагогов. Для этого изучение содержания второго раздела программы «Теоретико-методологические и психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» (табл. 2) направлено на достижение задачи изменения идей, стратегий, способов понимания, стереотипов в осуществлении профессиональной деятельности, существующих в сознании, посредством пробуждения, расширения интересов и потребностей к познанию нового опыта. Это способствует пересмотру существующих убеждений.

Таблица 2

Обновление ментальных моделей профессионально-личностной деятельности педагогических работников системы инклюзивного образования при освоении слушателями раздела «Теоретико-методологические и психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»

Темы раздела Актуальные трудовые действия, необходимые знания, умения Возможности педагогов в реализации профессиональной деятельности

ФГОС в отражении основных положений педагогической теории Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Возможность получения консультации специалистов ресурсных центров, ППМС-центров, ПМПК, СКОУ, органов социальной защиты, учреждений культуры и спорта. Участие в деятельности консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуальной образовательной программы

Концепции воспитания в свете современной государственной политики Закономерности формирования детско-взрослых, подростковых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития Создание в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Дидактические концепции в контексте модернизации современной российской школы Оценка образовательных результатов, формируемых в преподаваемом предмете. Профессиональная направленность на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья Конкретизация ценностного аспекта учебного знания, информации, способов осуществления деятельности, обеспечение понимания значимости обучающимися достигнутых результатов, характера переживаний и ценностных ориента-ций ребенка. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута. Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий

Актуальные теории развития личности школьников Использование психологических подходов (культурно-исторический, деятельностный и развивающий). Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка Направленность учебной и внеучебной деятельности на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении. Организация уроков, внеучеб-ных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных и других форм деятельности

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях. Поддержка в детском коллективе деловой, дружелюбной атмосферы Развитие психологической устойчивости, системного и критического мышления, основ создания благоприятной дружелюбной атмосферы и конструктивного взаимодействия с разными участниками образовательного процесса, формирования отношения к виртуальной среде и к социальным сетям

Типы отклоняющегося развития ребенка. Базовые составляющие психического развития ребенка Основные закономерности возрастного развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики Знание основ психодиагностики и основных признаков развития детей, связанных с особенностями их развития. Освоение стандартизированных методов психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. Планирование и проведение коррек-ционно-развивающей работы

Профессиональное и личностное развитие человека в современных социально- Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития. Формирование Осуществление выбора программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, учебно-методического обеспечения,

Темы раздела Актуальные трудовые действия, необходимые знания, умения Возможности педагогов в реализации профессиональной деятельности

экономических условиях толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Обобщение и распространение опыта деятельности, осуществления наставничества

Анализ актуальных трудовых действий, необходимых психолого-педагогических знаний, умений, регламентированных Профессиональным стандартом [8; 9; 10] свидетельствует о необходимости обсуждения с педагогами вопросов обновления моделей взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (детьми, подростками, взрослыми, группами людей, сообществами, организациями), создания моделей оказания помощи любому ребенку и его родителям, моделей поведения в изменяющейся поликультурной среде, виртуальной среде и социальных сетях. Современный педагог должен уметь моделировать разные траектории образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, ситуации и событий, развивающих особые сферы детей (эмоционально-ценностную, психическую, интеллектуальную).

Этому способствует благоприятная ситуация направленности значительной части слушателей на приобретение нового профессионально-личностного опыта в условиях освоения курсов повышения квалификации, участие слушателей в диагностике и самоанализе уровня субъектной позиции при освоении дополнительной профессиональной программы, использование преподавателями Института активных методов обучения, направленных на изложение просветительских психолого-педагогических идей в проблемной или занимательной форме, конкретизацию побудительных мотивов слушателей, возможность выбора в качестве темы итоговой аттестационной работы темы дальнейшего профессионального и личностного развития.

Получение возможности осмысления и возвышения над личностными и профессиональными затруднениями индивидуального характера, анализ профессионально-личностной самооценки, формирование индивидуальных стратегий успешности собственной деятельности, осуществление наблюдения за выбором стратегий групповой деятельности способст-

вуют повышению личного мастерства педагогов. В самом общем толковании речь идет о прикладной направленности теории и практики образования взрослых как основе повышения их поведения и действий через развитие уравновешенности мышления, интуиции, высокой работоспособности, ... отличного самочувствия, креативности» [11]. Ведущие технологии, с помощью которых материализуют результаты деятельности по формированию личного мастерства - опережающее консультирование; сопровождение, развитие критического мышления, сократовский метод. Их применение дает возможность выхода на овладение способностью «мыслить о мысли», когда выход на уровень рефлексии, обозначает переход мышления . на собственную педагогику действия [11].

Среди актуальных трудовых функций педагогов системы инклюзивного образования -функции по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, программ развития с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, использования форм и методов обучения, выходящих за рамки учебных занятий. Поэтому в условиях изучения слушателями раздела «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности» необходимо организовать освоение метода перспективно-опережающего консультирования как средства развития и метода профессионально-личностного мастерства педагога. В таблице 3 представлены сферы использования метода перспективно-опережающего консультирования в условиях реализации инклюзивного образования. Благодаря обновлению ментальных моделей профессионально-личностной деятельности педагогов, становится возможным совместное исследование их представлений об обучающихся, о себе, о содержании профессиональной деятельности в целом. Обсуждение задач развития личного мастерства начинается с обсуждения и анализа

Таблица 3

Возможность развития личного мастерства во время осуществления профессиональной деятельности при освоении слушателями раздела «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности»

Темы раздела Актуальные трудовые действия Возможности педагогов

Методическое обеспечение процесса реализации особых образовательных потребностей обучающихся Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Организация процесса индивидуальной работы по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов; сопровождение индивидуального развития учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, подготовка индивидуальных заданий, обеспечивающих траекторию индивидуального развития, координация, поиск направлений и содержания для самообразования

Современные педагогические технологии в организации коррек-ционно-развивающего процесса Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п. Обсуждение и консультирование разных участников образовательного процесса (педагоги, родители (лица, их заменяющие), специалисты сопровождения) по актуальным задачам применения специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от их возможностей и потребностей

всех возможных альтернатив. Обновленные мотивы, потребности и ценности, цели помогают поддерживать оптимизм и положительную самооценку, самостоятельность и независимость, так как возможность самостоятельно развивать соответствующие стратегии в значительной степени изменяют систему убеждений и уровень мастерства в целом.

Результаты освоения программы повышения квалификации отражаются в содержании итоговых работ.

Их традиционная тематика, связанная с особенностями осуществления процесса реализации особых образовательных потребностей детей, обновлена в связи с необходимостью расширения представлений о проектировании дальнейшего профессионального развития в области инклюзивного образования.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Старикова Л. Д., Бухарова Г. Д. Сфера услуг: маркетинг в образовании : монография /

Л. Д. Старикова, Г. Д. Бухарова. - Екатеринбург, 2008. - 254 с.

3. Шумилова Е. А., Юлдасова А.С. Инклюзивное образование или инновационная опасность // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса». - 2016. -С.20-24.

4. Кийкова Н. Ю. Полномочия общественного органа управления в развитии инклюзивного образования // Сборник «Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире» : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Института специального образования ; науч. ред.: И. А. Филатова, О. В. Алмазова, 2014. - С. 104-106.

5. Пивоваров А. А. Дополнительная образовательная программа как средство «перезагрузки» профессионального мышления // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 2 (23). - С. 65-72.

6. Боровкова Е. Г., Гулеватая О. Н. Повышение квалификации работников образования по проблеме совершенствования речевой культу-

ЧИППКРО

ры в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 1 (22). - С. 86-92.

7. Попов В. С. Опыт использования приема пропедевтики в подготовке педагогов к реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 3 (24). -С.22-28.

8. Котлярова А. Е. Мотивация неформального образования педагогов в сетевых педагогических сообществах // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2015. - № 2. - С. 86-92.

9. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология (предмет и основания) [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/3/0230/3_0230-20.shtml. (дата обращения: 07.04.2016).

10. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».

11. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"».

12. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог дополнительного образования детей и взрослых"» (зарегистрирован в Минюсте России 24.09.2015 № 38994).

13. Булыгин И. Л. Формирование личного мастерства будущего педагога: контекстная педагогика деятельности // Педагогическое мастерство : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 223-226.

References:

1. Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. From 02.03.2016) "On Education in the Russian Federation" [Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 02.03.2016) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii"].

2. Starikov L. D., Bukharov G. D. Scope of services: marketing in education : a monograph / L. D. Starikova, G. D. Bukharov [Sfera uslug:

marketing v obrazovanii : monografija / L. D. Starikova, G. D. Buharova]. Ekaterinburg, 2008.254 p.

3. Shumilova E. A., Yuldasova A. S Inclusive education or innovative danger // Collection of scientific works based on the I International scientific-practical conference "Theory and methods of modern educational process". [Inkljuzivnoe obra-zovanie ili innovacionnaja opasnost' // Sbornik nauchnyh trudov po materialam I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Teorija i me-todika sovremennogo uchebno-vospitatel'nogo processa"], 2016, pp. 20-24.

4. Kiykova N. Y. Powers of public administration body in the development of inclusive education // Collection "Education of people with disabilities in the world today", Proceedings of the international scientific-practical conference dedicated to the 50th anniversary of the Institute of Special Education. Scientific editors: I. A. Filatov, O. Almazov [Polnomochija obshhestvennogo organa upravlenija v razvitii inkljuzivnogo obrazo-vanija // Sbornik "Obrazovanie ljudej s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sovre-mennom mire" : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhen-noj 50-letnemu jubileju Instituta special'nogo obra-zovanija ; nauchnye redaktory: I. A. Filatova, O. V. Almazova], 2014, pp. 104-106.

5. Brewers A. A. Additional educational program as a means to "reset" professional thinking // Scientific support of a system of advanced training [Dopolnitel'naja obrazovatel'naja programma kak sredstvo "perezagruzki" professional'nogo myshle-nija // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheni-ja kvalifikacii kadrov], 2015, N 2 (23), pp.65-72.

6. Borovkova E. G., Gulevatyi O. N. Further training of educators on the issue of improving the speech culture in the framework of the federal target program "Russian Language" // Scientific support of a system of advanced training [Povyshenie kvalifikacii rabotnikov obrazovanija po probleme sovershenstvovanija rechevoj kul'tury v ramkah realizacii Federal'noj celevoj programmy "Russkij jazyk" // Nauchnoe obespechenie sistemy povy-shenija kvalifikacii kadrov], 2015, N 1 (22), pp. 86-92.

7. Popov V. S. Experience with reception of propaedeutics in the preparation of teachers for the implementation of the Federal state educational standard students with mental retardation // Scien-

tific support of a system of advanced training [Opyt ispol'zovanija priema propedevtiki v podgo-tovke pedagogov k realizacii FGOS obuchajush-hihsja s umstvennoj otstalost'ju // Nauchnoe obes-pechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2015, N 3 (24), pp. 22-28.

8. Kotljarova A. E The motivation of nonformal education teachers in the teaching of network communities // Scientific support of a system of advanced training [Motivacija neformal'nogo obrazovanija pedagogov v setevyh pedagogi-cheskih soobshhestvah // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2015, N 2, pp. 86-92.

9. Novikov A. M., Novikov D. A. The methodology (the subject and the basis) [Metodologija (predmet i osnovanija)], Web resource: http: //pedlib.ru/Books/3/0230/3_0230-20.shtml.

10. Order of the Ministry of Labor of Russia from 18.10.2013 N 544n (rev. on 12.25.2014) "About approval of the professional standard "The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)" [Prikaz Mintruda Ros-sii ot 18.10.2013 N 544n (s izm. ot 25.12.2014) "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pe-dagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo

obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vos-pitatel', uchitel')"].

11. Order of the Ministry of Labor of Russia from 24.07.2015 N 514n "About approval of the professional standard "Teacher-psychologist (a psychologist in the field of education)" [Prikaz Mintruda Rossii ot 24.07.2015 N 514n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog-psiholog (psiholog v sfere obrazovanija)"].

12. Order of the Ministry of Labor of Russia from 08.09.2015 N 613n "About approval of the professional standard "The teacher of an additional education of children and adults" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 24.09.2015 N 38994) [Prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 N 613n "Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta "Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh" (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 24.09.2015 N 38994)].

13. Bulygin I. L. Formation of personal mastery of the future teacher: Contextual pedagogy activities // Pedagogical skills: Materials IV International Scientific Conference (Moscow, February 2014) [Formirovanie lichnogo masterstva budush-hego pedagoga: kontekstnaja pedagogika deja-tel'nosti // Pedagogicheskoe masterstvo : materialy IV mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, fevral' 2014 g.)]. M. : Buki-Vedi, 2014, pp. 223-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.