Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 371.12+378.091.398
Выбор технологий образования детей с особыми образовательными потребностями как средство планирования педагогическими работниками профессионального роста в системе повышения квалификации
Н. Ю. Кийкова
The choice of education technologies of children with special educational needs as means of planning by pedagogical workers of professional growth in advanced training system
N. Y. Kiykova
Аннотация. Актуализируется содержание и возможности использования основных образовательных концепций и педагогических подходов к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
На основании содержания понятия «готовность учителя к профессиональному росту» предложены условия, способствующие развитию компетентности педагогических работников системы специального (коррек-ционного) и интегрированного (инклюзивного) образования в области выбора технологий образования детей с особыми образовательными потребностями. Обозначены и сгруппированы по показателю освоенности ведущих трудовых функций актуальные педагогические технологии и специальные (инклюзивные) технологии.
Обосновывается идея о необходимости проектирования педагогическими работниками программ профессионального роста, способствующих преемственности в освоении содержания и способов применения контекстного, полисубъектного (диалогического), инклюзивного, интегрированного подхода. Уточнены критерии выбора педагогическими работника-
ми актуальных и специальных (инклюзивных) технологий образования детей с особыми образовательными потребностями.
Abstract. Contents and possibilities of use of the main educational concepts and pedagogical approaches of education of children with special educational needs are actualized. The conditions contributing to the development of competence of pedagogical workers of system of the professional (correctional) and integrated (inclusive) education in the field of the choice of technologies of education of children with special educational needs are offered on the basis of the concept "readiness of teacher for professional growth ". Relevant pedagogical technologies and special (inclusive) technologies are designated and grouped in an indicator of familiarity of the leading labor functions. The idea about need of project conception by pedagogical workers of the programs of professional growth promoting continuity in development of contents and methods of application of contextual, polysubject (dialogical), inclusive, integrated approach is proved. Criteria of the choice by pedagogical workers of relevant and special (inclusive) technologies of education of children with special educational needs are specified.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, образовательные концепции, профессиональный рост, технологии инклюзивного образования, технологии специального (коррекционного) образования, педагог, педагог-дефектолог, контекстный подход, полисубъектный (диалогический) подход, инклюзивный подход, интегрированный подход.
Keywords: children with special educational needs, educational concepts, professional growth, inclusive education technologies, special (correctional) education technologies, teacher, special educator, contextual approach, polysubject (dia-logical) approach, inclusive approach, integrated approach.
Основные образовательные концепции со временем обретают особую значимость и возможности применения. В своем развитии образовательные традиции и подходы продолжают идеи актуальности осуществления системно-деятельностного, личностно ориентированного, дифференцированного развивающего образования. Высокий уровень общественного развития способствует переосмыслению идей и целевой направленности использования проблемно ориентированного развивающего образования, компетентност-ного подхода, смысловой педагогики вариативного развивающего образования детей с особыми образовательными потребностями. Возможности осуществления людьми с разными потенциальными способностями созидательной, инновационной деятельности в разнообразных областях экономики, науки, культуры и образовании, обновление отношений между людьми, сопутствующих этому процессу, актуализирует необходимость развития и исследования идей контекстного, полисубъектного (диалогического) подхода, инклюзивного, интегрированного подхода. В связи с этим задача целенаправленного планирования педагогом профессионального роста в сфере образования детей с особыми потребностями актуальна.
Готовность учителя к профессиональному росту есть интегральная характеристика личности учителя, отражающая его: мотивацион-но-ценностное отношение к необходимости профессионального роста (...потребность раз-
вивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, потребность в самоактуализации творческой деятельности); рефлексивно-оценочные способности (способность к адекватной оценке своих профессиональных возможностей, стремлений, неудач, способность к самоанализу профессиональной деятельности и профессионального саморазвития); эмоционально-волевые качества (способность уверенно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями; уверенность в своих силах); когнитивные возможности (спектр общекультурных и профессиональных знаний, наличие компетенций в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий для профессионального саморазвития); операциональные умения (по построению собственной стратегии профессионального роста; по накоплению, обновлению и творческому применению профессионального опыта) [1].
Вопросы осуществления и сопровождения интегрированного (инклюзивного) образования широко обсуждаются в системе совершенствования подготовки педагогов в дополнительном профессиональном образовании. И. В. Возняк представлена технология формирования готовности педагога к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации. В качестве актуальных средств формирования инклюзивной образовательной среды в дополнительном профессиональном образовании О. В. Ка-рынбаева предлагает модульные программы подготовки педагогов: «Культура психолого -педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образования», «Инновационные подходы к реализации особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии». Использование механизмов аккумуляции личностно-професси-онального опыта педагогов, планирования самостоятельной, научно-методической работы по освоению и организации практики разработки и реализации инклюзивной образовательной среды, технологии адаптивного профессионального образования являются предметом обсуждения задачи планирования педагогическими работниками профессио-
соДШСйу, £ °->
А
ЧИППКРО
нального роста [2; 3; 4]. Однако вопрос выбора специальных технологий образования детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями в условиях системы повышения квалификации является актуальным и открытым. Источником обновления спектра общекультурных и профессиональных знаний, побуждающих к позитивной динамике профессионального роста педагогических работников в условиях курсов повышения квалификации является профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Среди актуальных технологий, расширяющих спектр профессиональных интересов педагогов, названы технологии, способствующие оказанию образовательных услуг по основным общеобразовательным программам организациями, осуществляющими обучение.
С целью последовательного освоения педагогами ведущих трудовых функций классифицируем актуальные педагогические
технологии. В таблице 1 педагогические технологии сгруппированы по показателю необходимости преемственного освоения педагогом ведущих трудовых функций при построении собственной стратегии профессионального роста. Самоанализ особенностей и результатов профессиональной деятельности и стратегий профессионального саморазвития в области использования актуальных технологий позволяет педагогам проектировать программы учительского роста и развития в области научно -методического сопровождения обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями [5] в связи с соответствующим уровнем профессионального мастерства, профессиональной категории поэтапно от уровня освоения технологий осуществления профессиональной деятельности по обучению и воспитанию обучающихся, технологий проектирования образовательных программ к уровню освоения технологий координации деятельности участников образования по проектированию и реализации образовательных программ.
Таблица 1
Актуальные педагогические технологии, способствующие оказанию образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями
Ведущие трудовые функции
Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся (содержательно-деятельностная направленность) Проектирование образовательных программ (организационно-процессуальная направленность) Координация деятельности участников образования по проектированию и реализации образовательных программ
Основы методики преподавания, основные принципы деятельност-ного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. Основы методики воспитательной работы, основные принципы дея-тельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одарённые дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
Формирование у обучающихся умения применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развиваю-щую работу
Ведущие трудовые функции
Современные педагогические технологии реализации компетент-ностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
Предварительное самостоятельное исследование характера и результатов практического использования актуальных педагогических технологий позволяет слушателям курсов повышения квалификации определить приоритеты и основные направления повышения квалификации в области развития ведущих трудовых функций на ближайшую перспективу.
Вместе с этим некоторые педагоги по объективным причинам, не совсем ясно представляют содержание понятия «специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррек-ционно-развивающую работу», «технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся».
С целью накопления, обновления и творческого применения слушателями курсов повышения квалификации профессионального опыта необходимо уточнить содержание актуальных специальных подходов и понятий. В проекте профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» [6] под основной целью вида профес-
сиональной деятельности определена организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования, оказания коррекци-онной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
При этом важное место уделяется необходимости применения психолого-педагогических технологий, уточняется характер их специальной направленности.
В таблице 2 конкретизированы специальные педагогические технологии по показателю необходимости управления освоением педагогом ведущих трудовых функций при проектировании программы профессионального роста и развития в области образования и научно-методического сопровождения обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.
Таблица 2
Специальные педагогические технологии (инклюзивные), способствующие организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся Проектирование образовательных программ Координация деятельности участников образования
Современные педагогические технологии реализации деятель-ностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями развития Задачи, содержание и технологии разработки и реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ специальной помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных по- Владение психолого-педагогическими технологиями общения с родителями (законными представителями), членами семей при обсуждении с ними результатов диагностики, рекомендаций к коррекционно-педагоги-ческому сопровождению, при необходимости, к дополни-
соДШСйу, £ °->
А
ЧИППКРО
Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся Проектирование образовательных программ Координация деятельности участников образования
требностей, индивидуальных особенностей тельному обследованию специалистами здравоохранения, социальной защиты
Применение педагогических технологий, современных образовательных и коррекционно-развивающих дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей Владение способностью выбора технологий реализации образовательных программ и (или) программ специальной помощи с учетом возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, реабилитации, профориентации, проведения коррекцион-но-развивающей работы в условиях семьи
Владение технологиями формирования у лиц с нарушениями развития мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей Технологии планирования программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ специальной помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Владение технологиями воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и (или) программ специальной помощи
Владение технологиями педагогического консультирования лиц с нарушениями развития по вопросам образования, развития, овладения средствами коммуникации, профессиональной ориентации, социальной адаптации Корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания специальной помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга результатов их реализации
Обращение слушателей программы «Теория и методика инклюзивного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» к опыту специального (дефектологического) образования позволяет не только формировать новые компетенции в области использования технологий инклюзивного образо-
вания, но и обозначить перспективные направления развития профессиональной культуры в сфере образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями на долгосрочную перспективу [7; 8]. Идеи контекстного подхода, конкретизированные в ходе теоретико-методологического анализа основ-
ных педагогических концепций и составляющие основание специальных педагогических технологий, перспективны, поскольку принимают во внимание контекст особых образовательных возможностей и потребностей обучающегося, жизнедеятельности его семьи. Это обеспечивает возможность оригинального взгляда на образовательную среду, выделяя как явные, так и скрытые контексты, определяющие ее восприятие и деятельность в ней субъектов образования, а также позволяют создать особый вид образовательной среды контекстного типа [9]. Это важно учитывать при проектировании адаптированных образовательных программ в условиях координации деятельности разных участников образовательных отношений.
Идеи индивидуально-деятельностного, лич-ностно ориентированного, дифференцированного подходов, идеи смысловой педагогики вариативного развивающего образования могут быть избраны в качестве вспомогательных в зависимости от видов и вариантов особенностей развития обучающегося (недостаточное, асинхронное, поврежденное, дефицитарное). Это важно, так как основное содержание образования детей в таких условиях должно отражать необходимость обсуждения задач индивидуальной поддержки в освоении опыта осознания индивидуальных особенностей и значимости личного участия в своей жизни; характера индивидуального сопровождения в условиях особых проявлений эмоций или поведения, в особенности в детском и подростковом возрасте, а в перспективе - программ индивидуальной подготовки к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности.
Полисубъектный (диалогический) и инклюзивный подход актуальны в качестве компенсирующих подходов, так как главный контекст развития личности в семье, позже - коллективе (друзья, учебная, деловая или другая формальная малая группа, связанная совместной деятельностью) обладает значительным потенциалом [10]. Посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации, оказания ранней кор-рекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности [11].
Инклюзивный подход - средство вовлечения обучающихся в процесс удовлетворения различных потребностей в образовательной деятельности. Однако, сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития [12]. Таким образом, полноценное развитие личности требует освоения все более широких общественно-культурных контекстов. В связи с этим перспективным является использование проблемно-мотивирующего, интегрированного подхода, способствующего успешному решению личностных, образовательных задач в рамках восхождения к социальной зрелости каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями. Ведь при вхождении личности в референтную для нее группу, индивид неизбежно (вне зависимости от своих индивидуально-психологических характеристик и социально-психологических особенностей сообщества) проходит три несомненно взаимосвязанные, но при этом вполне самоценные стадии - стадии адаптации, индивидуализации и интеграции [13]. Поэтому проектирование интегративных образовательных программ в отличие от инклюзивных нацелено на полноценную реализацию всего цикла вхождения личности с особыми образовательными потребностями в широкий социум в целом. Итак, выбор педагогическими работниками технологий реализации образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями обусловлен мотивами и ценностным отношением педагогических работников к освоению новых образовательных технологий, уровнем профессионализма кадрового потенциала образовательного учреждения, контекстом жизнедеятельности обучающегося и его семьи, сложивши-
мися в ученическом коллективе межличностными отношениями и ведущими ценностными ориентирами. Деятельность слушателей курсов повышения квалификации по планированию содержания, форм и методов профессионального роста [14; 15] способствует формированию уверенности педагогов управлять собственными действиями в накоплении, обновлении и творческом применении профессионального опыта.
Библиографический список:
1. Иванов А. М. Формирование готовности учителя к профессиональному росту в условиях информатизации образования в системе повышения квалификации работников образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. М. Иванов. - 2007. - 24 с.
2. Карынбаева О. В. Подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании к формированию инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. В. Карынбаева. - Тольятти, 2016. - 25 с.
3. Возняк И. В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. В. Воз-няк. - Белгород, 2017. - 24 с.
4. Лебедева М. Н. Педагогическое моделирование адаптивного дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М. Н. Лебедева. -Барнаул, 2013. - 22 с.
5. Кийкова Н. Ю. Проектирование программ учительского роста в области научно -методического сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями / Н. Ю. Кийкова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2017. - № 3. - С. 16-23.
6. Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mcop.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/3 776018.html (дата обращения: 01.09.2017).
7. Уварова О. Н. Инклюзия как тенденция развития современного образования и ее проблемы /
О. Н. Уварова // Современное образовательное пространство: психологическое благополучие и культура безопасности : сборник докладов межрегиональной конференции с международным участием. - 2017.- С. 129-132.
8. Калашников В. Г. Образовательная среда контекстного типа / В. Г. Калашников // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 92-97.
9. Маджуга А. Г. Феноменология эмоциональной культуры личности: контекстный подход / А. Г. Маджуга, Н. Ю. Баринова, Е. В. Го-ловнева и др. // Социально-экономические и общественные науки : вестник ВЭГУ. - 2012. -№ 6 (62). - С. 47-53.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.10.2017).
11. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований: Полисубъектный (диалогический) подход [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedpro.ru/ basic/6/74.htm (дата обращения: 01.10.2017).
12. Расходчикова М. Н. Социально-психологическая соотнесенность интегративных и инклюзивных образовательных программ [Электронный ресурс] / М. Н. Расходчикова, Ю. М. Кондратьев // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». -2012. - № 2. - Режим доступа: https://elibrary. m/title_about.asp?id=9314 (режим доступа: 03.09.2017).
13. Конева О. Б. Психология детей, воспитывающихся вне семьи : учебное пособие / О. Б. Конева. - Челябинск : ЮУрГУ, 2006.
14. Исрафилова Л. М. Социализация воспитанников детских домов до-школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья через развитие коммуникативных навыков / Л. М. Исрафилова, Н. М. Исрафи-лова // Проблемы реализации моделей инклюзивного дошкольного образования : материалы научно-практической конференции / Московский областной гуманитарный институт ; под ред. Д. В. Солдатова. - 2013. -С. 146-149.
15. Кийкова Н. Ю. Перспективное проектирование методического обеспечения охраны и профилактики психического здоровья детей в
системе повышения квалификации педагогических работников / Н. Ю. Кийкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 4 (29). - С. 75-80.
References:
1. Ivanov A. M. Formation of readiness of the teacher for professional growth in the conditions of informatization of education in the advanced training system [Formirovanie gotovnosti uchitelja k professional'nomu rostu v uslovijah in-formatizacii obrazovanija v sisteme povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija], author's abstract of dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences, 2007. 24 p.
2. Karynbayeva O. V. Training of teachers in additional professional education to formation of the inclusive educational environment in the general education organizations [Podgotovka pedagogov v dopolnitel'nom professional'nom obrazova-nii k formirovaniju inkljuzivnoj obra-zovatel'noj sredy v obshheobrazovatel'nyh or-ganizacijah], author's abstract of dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences, Togliatti, 2016. 25 p.
3. Vozniak I. V. Formation of readiness of teachers for inclusive education of children in the advanced training system [Formirovanie gotovnos-ti pedagogov k inkljuzivnomu obrazovaniju detej v sisteme povyshenija kvalifikacii], author's abstract of dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences, Belgorod, 2017. 24 p.
4. Lebedeva M. N. Pedagogical modeling of adaptive additional professional education [Peda-gogicheskoe modelirovanie adaptivnogo dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija], author's abstract of dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences, Barnaul, 2013. 22 p.
5. Kiykova N. Yu. Design of programs of teacher's growth in the field of scientific and methodical maintenance of education of children with special educational requirements [Proektirovanie programm uchitel'skogo rosta v oblasti nauchno-metodicheskogo soprovozhdenija obrazovanija detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami], Modern additional professional pedagogical education, 2017, No. 3, pp. 16-23.
6. Draft of the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation About approval of the Professional standard "Special Educator (Teacher-logopedist, teacher of the
deaf and hard of hearing, Teacher of oligophrenopedagogy, Visual Impairment Specialist) " [Proekt prikaza Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii Ob utverzhdenii Professional'nogo standarta "Pedagog-defektolog (uchitel'-logoped, surdopedagog, oligofrenopedagog, tiflopedagog)"] [Web resource], access mode: http://mcop.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/3 776018.html (accessed date: 10/01/2017).
7. Uvarova of O. N. Inclusion as tendency of development of modern education [Inkljuzija kak tendencija razvitija sovremennogo obrazovanija i ee problemy], 2017, pp. 129-132.
8. Kalashnikov V. G. The educational enviro nment of contextual type [Obrazovatel'naja sreda kontekstnogo tipa], 2012, No. 4, pp. 92-97.
9. Madzhuga A. G., Barinova N. Yu., Golovne-va E. V. Phenomenology of emotional culture of a personality: contextual approach [Fenomenologija jemocional'noj kul'tury lichnosti: kontekstnyj pod-hod], Social and economic sciences, EEHA Bulletin, 2012, No. 6 (62), pp. 47-53.
10. Federal law "About Education in the Russian Federation" [Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii], No. 273-FZ of December 29, 2012.
11. Concrete and methodological principles of pedagogical researches: Polysubject (dialogical) approach [Konkretno-metodologicheskie principy peda-gogicheskih issledovanij: Polisub'ektnyj (dialog-icheskij) podhod] [Web resource], access mode: http://www.pedpro.ru/basic/6/74.htm (accessed date: 10/01/2017).
12. Raskhodchikova M. N., Kondratyev Yu. M. Social and psychological correlation of integrative and inclusive educational programs [Social'no-psihologicheskaja sootnesennost' integrativnyh i inkljuzivnyh obrazovatel'nyh programm], Web Journal "Psychological Science and Education", 2012, No. 2.
13. Koneva O. B. Psychology of the children who are brought up out of family: education guidance [Psihologija detej, vospityvajushhihsja vne sem'i: uchebnoe posobie], Chelyabinsk, SUSU, 2006.
14. Israfilova L. M., Israfilova N. M. Socialization of pupils of orphanages of preschool age with limited opportunities of health through development of communicative skills [Social-izacija vospitannikov detskih domov dosh-kol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozh-
nostjami zdorov'ja cherez razvitie kommu-nikativnyh navykov], Problems of realization of models of inclusive preschool education: materials of a scientific and practical conference. Moscow regional humanitarian institute, 2013, pp.146-149.
15. Kiykova N. Yu. Perspective design of a methodological support of protection and pre-
vention of mental health of children in advanced training system [Perspektivnoe proek-tirovanie metodicheskogo obespechenija ohrany i profilaktiki psihicheskogo zdorov'ja detej v sisteme povyshenija kvalifikacii pedagog-icheskih rabotnikov], Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 4 (29), pp. 75-80.