Научная статья на тему 'Проблема подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями'

Проблема подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / INCLUSIVE EDUCATION / FORMATION OF THE WILLINGNESS / PROFESSIONAL PREPARATION / CHILDREN WITH PECULIAR EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонеев А. Д., Самарцева Е. Г.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению инклюзивного образования детей с особыми потребностями. Представлена и обоснована важность и необходимость подготовки будущих педагогов к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. Авторами описана модель формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Article is devoted an actual problem of formation of professional readiness of the future teachers to realization inclusive educations of children. Importance and necessity of preparation of the future teachers to work with children with peculiar educational needs for conditions inclusive preschool education is presented and proved. The authors describes the characteristic of model of formation of readiness of teachers to инклюзивному to formation of children.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями»

УДК 378.14 А. Д. ГОНЕЕВ

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Курского государственного университета Е-mail: [email protected] Е.Г. САМАРЦЕВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета Е-mail: [email protected]

UDC 378.14 A.D.GONEEV

doctor of pedagogical sciences, professor, department chair of pedagogics of Kursk state university E-mail: [email protected] E.G.SAMARTSEVA

candidate of pedagogical sciences, associate professor of technologies of psikhologo-pedagogical and vocational education Oryol state university E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

THE PROBLEM OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной готовности будущих педагогов к осуществлению инклюзивного образования детей с особыми потребностями. Представлена и обоснована важность и необходимость подготовки будущих педагогов к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. Авторами описана модель формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию детей.

Ключевые слова: инклюзивное образование, формирование готовности, профессиональная подготовка, готовность педагогов, дети с особыми образовательными потребностями.

Article is devoted an actual problem of formation of professional readiness of the future teachers to realization inclusive educations of children. Importance and necessity ofpreparation of the future teachers to work with children with peculiar educational needs for conditions inclusive preschool education is presented and proved. The authors describes the characteristic of model offormation of readiness of teachers to инклюзивному to formation of children.

Keywords: inclusive education, formation of the willingness, professional preparation, children with peculiar educational needs.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» заложил гуманистические основы права на образование всех детей школьного возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и социального положения, а также иных обстоятельств, в том числе, состояния здоровья, особых образовательных потребностей. Ребенку представлено право свободного выбора получения образования согласно его склонностям и потребностям, включая предоставление права выбора форм получения образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность [5].

Вместе с тем, как подчёркивается в Федеральном законе, в целях реализации права каждого человека на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст.79), предоставляется возможность получения общего образования «в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам», где создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как со-

вместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. То есть, наряду с общеобразовательными учреждениями (организациями), в которых созданы специальные условия для получения ими образования, включающего использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников и учебных пособий, специальных технологических средств обучения и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья (что и ранее реализовывалось в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях), теперь предлагается осуществление включенного (инклюзивного) образования данной категории детей в обычных общеобразовательных школах (организациях). Однако, как в самом законе, так в ряде научных работ, нет пока четкого понимания того где, когда, как и кто будет реализовать инклюзивное образование данной категории обучающихся.

Так, например, в законопроекте Мосгордумы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями

© А. Д. Гонеев, Е.Г. Самарцева © A.D. Goneev, E.G. Samartsevа

здоровья в г. Москве» от 28.04.2010 года инклюзивное образование трактуется как совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. А в методическом пособии под редакцией М.С. Староверовой понятия инклюзия и интеграция представлены как ря-доположенные. В то же время автором указывается, что инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегрированного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически. Именно поэтому их следует считать рядоположенными, но не равнозначными терминами [2, с.135].

Рудь Н.Н. в издании «Инклюзивное образование»: проблемы, поиски, решения» характеризует инклюзивное или включенное образование как термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, имеющим особые образовательные потребности [3, с.4]. Также и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье об основных понятиях, используемых в настоящем Федеральном законе. Это понятие характеризуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Понимая важность и социальную значимость внедрения идей инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения, где занимаются обычные дети, а также и обучающиеся, имеющие особые образовательные потребности, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая наука и родительская общественность должны понимать, что от провозглашения идеи до её воплощения в жизнь необходимо решить ряд проблем. Как отмечают исследователи, в настоящее время даже в г. Москве «работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47» [3, с.7].

Наряду с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы инклюзивного образования, недостаточным уровнем финансирования данного проекта, отсутствием необходимого материально-технического и технологического обеспечения общеобразовательных учреждений, осуществляющих (или собирающихся осуществлять) инклюзивное образование, остро встает проблема готовности общества (точнее родителей обычных школьников) к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных классах и неготовность педагогических кадров (учителей-предметников) к работе с данной категорией детей. Вместе с тем, в Федеральном законе указывается, что государство в лице уполномоченных им органов государственной власти обеспечивает под-

готовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» также перечислен ряд компетенций, которыми должен овладеть бакалавр в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании. В то же время во ФГОС по подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» отсутствует даже упоминание об инклюзивном образовании.

Поэтому, на наш взгляд, подготовку педагогических работников, владеющих «специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания», целесообразно готовить на базе направления «Психолого-педагогическое образование», где для этого создана соответствующая научно-методическая база, а для бакалавров направления «Педагогическое образование» необходим курс «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями», дающий будущим педагогам представления о сути инклюзивного образования, его месте в сегодняшней системе образования, раскрывающий особенности развития детей с особыми образовательными потребностями, формирующий необходимые профессиональные компетенции, дающий возможность реализации умений осуществления индивидуализации образовательного процесса, толерантного взаимоотношения с обучающимися. Опыт реализации такой подготовки будущих специалистов имеется как в Орловском, так и в Курском госуниверситете.

Наиболее универсальна трактовка инклюзивного образования как педагогического и социального феномена, предоставляющего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения, базируется на гуманизме, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов. С этих позиций формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей рассматривается как процесс формирования личной установки педагога на инклюзивное образование, освоение философии и базовых категорий инклюзивного образования, развитие способностей к реализации стратегий дошкольного инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями [4, с.11].

Анализ существующих исследований в области профессиональной подготовки педагогов (Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, В.А. Сластенини др.), в том числе к работе с детьми с ОПП (Т.Г. Зубарева, И.Н. Хафизуллина и др.), позволил определить профессиональную готовность педагога к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста как инте-гративное профессионально личностное образование, характеризующееся наличием установки, предполага-

ющей активную предрасположенность и потребность педагога в осуществлении инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, проявляющееся в наличии и мобилизации специальных знаний, умений и навыков реализации инклюзивного образования. Профессиональная готовность проявляется в направленности сознания педагога и в его способности выполнять профессиональную деятельность по осуществлению полноценного обучения и воспитания ребёнка в условиях инклюзивного образования. В качестве объективных характеристик профессиональной готовности выступают цели деятельности педагога в инклюзивном образовании, её структура, круг проблем, решаемых педагогом, и выполнение им профессиональных функций с целью достижения желаемого результата.

В структуру профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию детей входят следующие ключевые содержательные компоненты.

Личностно-смысловой компонент отражает внутреннюю и внешнюю установку, мотивацию педагога к освоению и осуществлению инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, а также способность работать в условиях инклюзивного образования и совокупность личностных ориентаций педагога, которые в процессе их рефлексивного освоения становятся устойчивыми и субъективно значимыми.

Когнитивный компонент представлен системой специальных методологических, теоретических и практических знаний, обязательных для осуществления инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, необходимых для осмысления концептуальных инклюзивных теорий и методик.

Технологический компонент включает практические умения использования методов, методик, технологий, средств достижения оптимальных результатов инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. Он отражает операционные характеристики инклюзивного процесса, способность педагога на основе комплекса профессионально-практических умений адекватно целям осуществлять инклюзивное образование детей, включает готовность к моделированию образовательной среды и использованию вариативности в процессе обучения и воспитания, а также содержит умения и навыки в области современных технологий организации инклюзивного образования детей с ООП.

С целью осмысления и раскрытия процесса формирования профессиональной готовности педагогов к инклюзивному образованию детей с ООП была разработана и внедрена модель, выступающая координирующим ядром внутри образовательного пространства вуза.

Предлагаемая модель и технология её реализации включает цель, содержание процесса подготовки и ожидаемый результат подготовки.

Интенционалъный элемент модели определяет цель, конкретные задачи подготовки будущего педа-

гога, отражающие ключевые содержательные компоненты, сформулированные исходя из структурного анализа готовности педагогов к инклюзивному образованию детей, виды профессиональной деятельности будущего педагога, требования к результату подготовки педагога, которые формулировались на основании ФГОС ВПО третьего поколения и выступали в качестве итоговой характеристики педагога, готового к инклюзивному образованию детей с ООП в общеобразовательном пространстве.

В рамках содержательно-процессуального элемента модели отражено конкретное содержание подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию детей с ООП с использованием модульной технологии деятельностного типа. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию логично и обоснованно реализовывать через последовательное освоение модульной программы. Первый модуль формирует ориентировочные знания, позволяет включиться в процесс осознания и усвоения концептуальных основ инклюзивного образования детей с ООП. Второй модуль предоставляет возможность усвоения основополагающих категорий и методик инклюзивного образования. Третий модуль направлен на практическое освоение технологий инклюзивного образования в ходе квазипрактической и учебно-практической деятельности. Выбор процедур, методов и форм подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию детей с ООП основан на системном, деятельностном, практико-ориентированном подходах, а также на целостной системе дидактических принципов, отражающих протекание объективных закономерностей обучения в вузе.

В рамках разработки результативного элемента модели произведён отбор критериально-диагностических материалов, необходимых для мониторинга динамики процесса формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей с ООП. Исходя из поставленных задач, выделенных компонентов и модулей подготовки, раскрыты основные критерии и показатели готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей: мотивационно-ориентационный критерий, включающий такие показатели, как наличие мотивации, стремления к освоению и применению знаний и умений по организации инклюзивного образования в профессиональной деятельности; наличие устойчивой, осознанной, рефлексивной ориентации и активной направленности сознания педагога на освоение, проектирование и практическое осуществление инклюзивного образования детей с ООП: наличие личностной готовности к применению технологий инклюзивного образования (эмпатия, толерантность, ответственность); информационный критерий, включающий знание истории, концепций, теорий, основополагающих принципов инклюзивного образования -нормативные знания; знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей с ООП - теоретические знания; знания о формах, технологиях, методах, средствах, способах, условиях эффективного инклюзивного обра-

зования детей-технологические знания; знания о способах конструирования корректировки, прогнозирования, оценки эффективности коррекционно-образовательного процесса и инклюзивной образовательной среды в конструктивно-проектировочные знания; операциональный критерий, включающий владение навыками целеполагания, отбора оптимальных средств организации и оценки коррекционно-педагогической работы с детьми с ООП в условиях инклюзивного образования - стратегические умения; умение проектировать и реализовывать учебный процесс для совместного обучения детей с ООП и нормальным развитием - проектировочные умения; умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса инклюзивного образования детей - коммуникационные умения; умение создавать развивающую среду в инклюзивном образовательном пространстве и использовать ресурсы и возможности образовательного учреждения для развития детей - конструктивные умения.

Формирование профессиональной готовности педагогов происходит посредством внедрения инте-гративной модели, предполагающей синхронное формирование компонентов готовности, посредством непрерывной реализации модульной технологии, обеспечивающей активно деятельностное освоение обучающимися специальных знаний, умений и навыков, оценку эффективности подготовки с использованием ключевых критериев, позволяющей формировать готовность педагогов на оптимальном уровне. Предлагаемая технология обеспечивает рефлексивно-развивающее взаимодействие преподавателей и студентов, совместное принятие и освоение теорий и методик инклюзивного образования, обмен идеями, осуществление обратной связи в виде рефлексивных процессов в режиме непрерывного профессионально-личностного саморазвития студентов. Разработанная и внедрённая в образовательный процесс модульная технология включала последовательную реализацию модульной программы, каждый модуль которой направлен на решение определённых задач подготовки будущих педагогов.

Результаты проведённого эксперимента позволили выделить и подтвердить эффективность ведущих педагогических условий, способствующих формированию у будущих педагогов профессиональной готовности к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями.

К первой группе условий относятся субъективные характеристики самого обучающегося - личностные:

- формирование осмысленной мотивации к деятельности по инклюзивному образованию детей посредством логичности и обоснованности изложения материала с последовательным подведением к осознанию важности, необходимости и, в определённой степени, неизбежности внедрения инклюзивного образования детей посредством анализа реальных примеров включения детей с ООП в общеобразовательный процесс, через формирование сознательного и активного отношения к проблемам инклюзивного образования детей;

- формирование рефлексии будущих педагогов в процессе подготовки через анализ своей и чужой деятельности, направленности подготовки на создание адекватного образа будущей профессии, осознанного отношения к себе как педагогу, реализующему инклюзию через создание свободной рефлексивной среды, предоставляющей возможности для деятельностного самоисследования, самоанализа.

Ко второй группе условий - программно-методических - относится ресурсное обеспечение процесса обучения и характеристики педагогической деятельности по управлению процессом формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию:

- модульное построение процесса формирования профессиональной готовности, обеспечивающее преемственность и синхронность формирования компонентов готовности к инклюзивному образованию детей, позволяющее творчески сочетать теоретическую и практическую подготовку, высокий уровень самостоятельности студентов при освоении знаний, умений и навыков в области инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.

- практическая ориентированность содержания подготовки педагогов на будущую инклюзивную деятельность, направленность на ценности будущей профессии, учёт её целей и специфики в процессе отбора содержания подготовки, обеспечение возможности активного применения в реальных условиях усвоенных навыков инклюзивного образования детей (стратегических, проектировочных, коммуникационных и др.);

- разработка и применение программно-методического материала, направленного на планомерное усвоение теоретических и практических аспектов подготовки к инклюзивному образованию;

- обеспечение каждого студента собственным электронным комплектом программно-методического материала;

- широкое применение информационных ресурсов, представляющих собой продукты интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части педагогов-практиков и исследователей инклюзивного образования, позволяет добиться связи теории и прикладных аспектов инклюзивного образования;

- использование проблемных, интерактивных, дискуссионных, имитационных методов обучения (проблемные лекции, дискуссии, работа в микрогруппах, имитационное и производственное моделирование, проблемно-деятельностные игры, эвристические беседы и др.), обеспечивающих активную позицию обучающегося, корпоративное освоение теорий и технологий инклюзивного образования, а также позволяющих моделировать фрагменты инклюзивного образования, представить профессиональный опыт, подлежащий усвоению обучающимися, в виде системы познавательных и практических задач;

- включение студентов в научно-исследовательскую работу через привлечение к проектной деятельности и к участию в межвузовских студенческих

Олимпиадах, стимулирующих познавательную и исследовательскую деятельность, раскрывающих творческий потенциал, формирующих профессиональную общность будущих педагогов на основе единства приоритетов, ассимилирующих профессионально-личностный потенциал, самосознание, творческие способности.

К третьей группе условий относятся характеристики процедур и инструментов мониторинга готовности обучающихся - контрольно-оценочные:

- наличие обоснованных критериев и показателей для мобильной педагогической оценки уровня и успешности формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию детей, позволяющих добиться программной точности и интегративности подготовки, обеспечивающих возможность последовательно формировать и оценивать соответствие каждому критерию и контролировать процесс формирования профессиональной готовности педагогов комплексно;

- использование рейтинг-контроля знаний и умений, получаемых в ходе подготовки, позволяющего реализовать накопительный принцип оценивания, придающий процессу формирования профессиональной готовности мотивационно-рефлексивную направленность, а также обеспечивающий будущих педагогов информацией для самоанализа подготовленности к осуществлению собственной профессиональной деятельности в области инклюзивного образования детей.

Таким образом, обеспечение всей совокупности педагогических условий позволило эффективно осуществить процесс профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию детей в максимально короткие сроки с достижением оптимальных результатов, которые подтвердились в рамках контрольной фазы эксперимента.

Результаты исследования доказывают правомерность выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

- инклюзивное образование является современной, гуманной и эффективной формой реорганизации образовательной системы в направлении реализации прав детей на получение качественного образования, соответствующего их познавательным возможностями;

- ключевыми структурными компонентами профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей с ООП выступают личностно-смысловой, когнитивный и технологический, компоненты в единстве и взаимосвязи с критериями, показателями и уровнями формируемой готовности;

- теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель позволяет через последовательную реализацию модульной технологии формировать у педагогов профессиональную готовность к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями.

Биб.шографический список

1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие: / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. Под ред. В.А. Сластенина. 7-е изд. М.: «Академия», 2012. 277с.

2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод.пособие. Под ред. М.С. Староверовой. М.: ВЛАДОС, 2011. 167с.

3. Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: метод.пособие. М.: «Перспектива», 2011. 28с.

4. Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.08. Орел, 2012. 24 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

References

1. Goneev A.D. Fundamentals of correctional pedagogics: teaching material [text]: A.D. Goneev, N.I. Lifinceva, N.V. Yalpaeva / under edition V.A. Slastenina. 7-th publication. M. «Akademiya», 2012. 277 р.

2. Inclusive education. Handbook of teacher working with children with the limited possibilities of health [text]: methodical book/ under edition M.S. Staroverovoi. М.: VLADOS, 2011. 167 p.

3. RudN.N. Inclusive education: problems, searches, solutions [text]: methodical book/ N.I. Rud. М.: «Percpektiva», 2011. 28 p.

4. SamartcevaE.G. Formation of the professional preparedness of future teachers for inclusive education of children of pre-school age [text]: avtoref. diss. ...kand. ped. nauk: 13.00.08. /E.G. Samartceva. Orel, 2012. 24 p.

5. The Federal law «On education in the Russian Federation» [electronic resource]: access mode: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.