Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9.07
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-31-34
Диагностика готовности педагогов к реализации инклюзивного образования
© 2018 Слюсарева Е. С.
Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучение проблемы диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивного образования. Методы. Представлена методика диагностики, направленная на выявление компонентов профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивной практики. Результат. Инклюзивное образование предусматривает формирование профессиональной готовности педагогов к организации взаимодействия субъектов образовательных отношений в инклюзивной образовательной среде. Вывод. Диагностика профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования позволит выстроить процесс профессиональной подготовки и повышения квалификации в соответствии с потребностями педагогов в поддержке (образовательной, психологической и т. д.).
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная образовательная практика, профессиональная готовность педагогов, психологические барьеры педагогов, диагностика.
Формат цитирования: Слюсарева Е. С. Диагностика готовности педагогов к реализации инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 31-34. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-31-34_
Diagnostics of Teachers' Readiness to Implement the Inclusive Education
© 2018 Elena S. Slyusareva
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia, e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the research is to study the issue of diagnostics of teachers' readiness for the implementation of inclusive education. Methods. The method of diagnostics aimed at identifying the components of teachers' professional readiness for the implementation of inclusive practice is presented. Results. Inclusive education provides the formation of professional readiness of teachers to organize the interaction of subjects of educational relations in inclusive educational environment. Conclusion. Diagnostics of teachers' professional readiness for the implementation of inclusive education will allow to organize the process of professional training and professional development in accordance with the needs of teachers in support (educational, psychological, etc.).
Keywords: inclusive education, inclusive educational practice, professional readiness of teachers, psychological barriers of teachers, diagnostics.
For citation: Slyusareva E. S. Diagnostics of Teachers' Readiness to Implement the Inclusive Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 31-34. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-31-34 (In Russian)
Введение
Инклюзивная образовательная
практика с момента ее нормативно-правового закрепления в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
получила широкое распространение в Российской Федерации. Однако, несмотря на наличие нормативно-правовой базы инклюзивного образования, программ, позволяющих
обеспечить доступную среду для детей с разнообразием образовательных
потребностей, научных разработок в области подготовки педагогов инклюзивного образования
(исследования С. В. Алехиной, О. С. Кузьминой, В. В. Хитрюк и др.) [1; 3; 5], вопрос о формировании готовности субъектов образовательных отношений к взаимодействию в инклюзивной образовательной среде остается чрезвычайно острым.
Готовность педагога как субъекта образовательных отношений является ведущим фактором успешной реализации инклюзивной практики (С. В. Алехина). При этом, как отмечает В. З. Кантор, подготовка педагога, включённого в инклюзивный процесс, не должна быть аналогичной подготовке педагога-дефектолога. Это должен быть педагог абсолютно нового типа [2].
Целью исследования является диагностика профессиональной
готовности (теоретической, практической и личностной) педагогов к реализации инклюзивной практики.
Методы исследования
Основным методом диагностики является метод опроса. В рамках исследуемой проблемы были разработаны опросники, состоящие из двух частей: первая часть (закрытые утверждения) позволяла провести самооценку компонентов готовности, вторая (открытые и полуоткрытые вопросы) позволяла выявить мнение опрашиваемых об улучшении процесса подготовки и выявить запрос на необходимость и форму поддержки (информационную, обучающую,
методическую, психологическую и т. д.).
С целью определения теоретического компонента готовности к реализации инклюзивного образования был разработан Опросник сформированности знаний в области инклюзивного образования (Слюсарева Е. С.). Опросник опирается на теоретические положения о готовности педагога, представленные в исследованиях С. В. Алехиной, О. С. Кузьминой, И. Н. Хафизуллиной, В. В. Хитрюк, Ю. В. Шумиловской и др. [1; 3; 4-6] Помимо этого нами был использован метод
экспертных оценок (оценочные суждения на предмет валидности изучались 35 педагогами высшей школы и образовательных организаций,
реализующих инклюзивную практику).
Необходимо отметить, что с января 2019 года вступает в действие Профессиональный стандарт педагога (Профстандарт), продолжающий логику обеспечения правового поля стандартизации требований к качеству дошкольного и школьного образования. Именно поэтому в опросник были включены утверждения, позволяющие оценить те знания, которые регламентируются Профессиональным стандартом в системе трудовых функций (обучение, воспитательная и развивающая деятельность). Помимо этого, осуществление инклюзивной практики требует от педагога знаний основных положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Группа данных утверждений так же отражена в опроснике.
Для выявления уровней
сформированности практического
компонента готовности был разработан Опросник сформированности умений в области реализации инклюзивного образования (Слюсарева Е. С.). Технология разработки опросника аналогичная предыдущей: были разработаны теоретические положения о практической (конативной) готовности, модель практической готовности, исходя из которой - совокупность утверждений, позволяющих оценить уровень сформированности аналитических, прогностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных умений педагогов, а также умений и трудовых действий, предусмотренных Профессиональным стандартом педагога и умений, связанных с разработкой и реализацией адаптированной основной
общеобразовательной программы и индивидуальной программы
образования для детей с особыми образовательными потребностями.
И заключительной методикой диагностики является опросник, направленный на выявление психологических барьеров (трудностей объективного или субъективного характера), которые возникают у педагогов в процессе реализации инклюзивной практики (Слюсарева Е. С.). Разработка этого опросника не случайна, т. к. способность преодолевать барьеры, возникающие в процессе
взаимодействия с детьми разных нозологических групп, на наш взгляд, является неотъемлемой составляющей такого системного образования как личностная готовность педагога к взаимодействию в инклюзивной образовательной среде.
Построение опросника опиралось на теории психологических барьеров, представленных в научных
исследованиях В. А. Лабунской, Б. Д. Парыгина, А. И. Пилипенко, Н. А. Подымова, Р. Х. Шакурова, Н. И. Шевандрина и др. Очень важно определить, какие субъективные факторы затрудняют процесс взаимодействия педагога с ребёнком, имеющим отличия от своих сверстников (наличие фрустрации во взаимодействии с ребёнком, тревожности и т.д .) и, исходя из результатов, выстроить процесс психологической поддержки педагогов (проведение тренингов, направленных на преодоление психологических барьеров, формирование эмпатийных
способностей, толерантного
взаимодействия).
Результаты и обсуждение
Разработанная методика диагностики апробировалась в образовательных организациях Ставропольского края с 2015 по 2018 год. В диагностике приняло участие 129 педагогов. Полученные данные были обработаны нами в виде абсолютного и относительного показателей, позволяющих определить уровни сформированности компонентов готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
Исследование теоретической
готовности позволило получить следующие количественные данные.
Наиболее представленным уровнем является низкий - 62 %, средний уровень составил 25 % и высокий уровень выражен наименьшим показателем -13 %.
Качественный анализ ответов в первой части опросника показал, что большая часть педагогов не готовы к внедрению инклюзивной культуры и практики в образовательной
организации. На достаточно высоком уровне у педагогов сформированы знания нормативно-правовой базы в области инклюзивного образования. Однако педагоги отмечают, что испытывают дефицит в знаниях об особых образовательных потребностях детей с нарушениями в развитии. В большей мере педагоги знают особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями: задержкой психического развития и умственной отсталостью. Наиболее сложной категорией для обучения является группа детей с расстройствами аутистического спектра.
Количественные показатели
исследования такого компонента как практическая готовность следующие: низкий уровень - 52 %, средний уровень - 33 % и высокий уровень - 15 %. Данные показатели коррелируют с показателями уровней сформированности
теоретической готовности:
несформированность знаний оказывает прямое влияние на несформированность умений.
Качественный анализ полученных данных позволил отметить, что наиболее несформированными, с точки зрения педагогов, являются аналитические и организаторские умения: умение управлять поведением и активностью детей в инклюзивном классе, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях и находить оптимальные способы психолого-педагогического воздействия, организовывать
диалоговое взаимодействие.
И заключительной методикой является опросник, направленный на исследование личностного компонента готовности, в котором главной составляющей, на наш взгляд, является способность преодолевать барьеры (как
объективные, обусловленные структурой и тяжестью нарушения развития ребенка, так и субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога как субъекта инклюзивной
образовательной среды).
Барьеры у педагогов представлены следующими количественными
показателями: низкий уровень (минимальная выраженность барьеров) -18 %, средний уровень - 47 % и высокий уровень (значительно выражены барьеры) - 35 %. Качественный анализ полученных данных позволил отметить, что наиболее представленной является группа теоретических и конативных барьеров (барьеров, связанных с
несформированностью умений).
Наименее выраженными являются барьеры общения и эмоциональные барьеры: неприязнь, чувство антипатии к ребенку (особенно в случаях тяжелых и множественных нарушений в развитии).
1. Алёхина С. В., Алексеева М. А., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
2. Кантор В. З. О подготовке педагога для инклюзивного образования // Вестник Герценовского университета. 2010. № 10. С. 2931.
3. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. 319 с.
1. Alekhina S. V., Alekseeva M. A., Agafonova E. L. Readiness of teachers as the main factor of the success of inclusive process in education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education]. 2011. No. 1. Pp. 83-92. (In Russian)
2. Kantor V. Z. About preparation of teacher for inclusive education. Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Bulletin of Herzen University]. 2010. Pp. 29-31. (In Russian)
3. Kuzmina O. S. Podgotovka pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Training of teachers to work in the conditions of inclusive education]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Omsk, 2015. 319 p. (In Russian)
4. Khafizullina I. N. Formirovaniye inklyuzivnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley v protsesse professional'noy podgotovki [The formation of the
Изучив запрос педагогов на сопровождение (вторая часть опросников) мы выявили, что педагоги нуждаются не столько в мероприятиях образовательной поддержки, сколько в психологической (программы для субъектов инклюзивной образовательной среды по преодолению негативного отношения к совместному обучению, программы повышения стрессоустойчивости, профилактика
эмоционального выгорания и т. д.).
Заключение
Таким образом, профессиональная готовность педагогов к инклюзивному образованию детей с ООП - сложное многокомпонентное образование,
включающее в себя теоретическую, практическую и личностную готовность. Предложенная методика диагностики позволяет своевременно выявить точки бифуркации в процессе подготовки педагогов к инклюзивному образованию и оказать адресную, природосообразную потребностям педагогов поддержку.
4. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 213 с.
5. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования. Дисс. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2015. 390 с.
6. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Дисс. ... канд. пед. наук. Шуя, 2011. 175 с.
inclusive competence of future teachers in the process of vocational training]. Diss. . Ph. D. (Pedagogy). Astrakhan, 2008. 213 p. (In Russian)
5. Khitryuk V. V. Formirovaniye inklyuzivnoy gotovnosti budushchikh pedagogov v usloviyakh vysshego obrazovaniya [Formation of inclusive readiness of future teachers in higher education]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Kaliningrad, 2015. 390 p. (In Russian)
6. Shumilovskaya Y. V. Podgotovka budushchego uchitelya k rabote s uchashchimisya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Training of future teachers to work with students in an inclusive education]. Diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Shuya, 2011. 175 p. (In Russian)
Литература
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Слюсарева Елена Сергеевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной и клинической психологии, отделение психологии и дефектологии, Ставропольский
государственный педагогический
институт, Ставрополь, Россия; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations
Elena S. Slyusareva, Ph. D
(Psychology), assistant professor, the chair of Special and Clinical Psychology, department of Psychology and Defectology, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia; e-mail:
Принята в печать 20.08.2018 г.
Received 20.08.2018.