Научная статья на тему 'Ресурсы системы дополнительного профессионального образования в развитии государственно-общественного управления инклюзивным образованием'

Ресурсы системы дополнительного профессионального образования в развитии государственно-общественного управления инклюзивным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / СТАЖИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

Рассматривается потенциал системы дополнительного профессионального образования в развитии форм взаимодействия и сотрудничества между разными участни-ками образовательных отношений в условиях осуществления государственно-общественного управления инклюзивным образованием: повышение уровня мотивации руководителей образовательных организаций и педагогических работников к расширению возможностей управления реализацией специальных условий социокультурной общественной поддержки инклюзивного образования, обеспечивающей охрану здоровья, социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями; освоение знаний руководителями и педагогическими работниками о системе управления и оценке качества инклюзивным образованием; привлечение к повышению квалификации тьюторов и специалистов, имеющих опыт осуществления государственно-общественного управления инклюзивным образованием; организация модульных курсов предметной направленности, стажировок на базе учреждений, обладающих значительным опытом организации государственно-общественного управления инклюзивным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resources of the system of additional professional education in developing the state and public management of inclusive education

The article considers the potential of the additional professional education system in developing the forms of interaction and cooperation between the different participants in educational relations under the conditions of the state and public management of inclusive education: increasing the level of motivation of the educational institutions heads and teaching staff in managing the implementation of the special conditions of social and cultural public support for inclusive education, providing health care, social adaptation of children with special educational needs; managers’ and teaching staffs’ acquisition of knowledge about the system of managing and assessing the quality of inclusive education; involvement of tutors and experts with experience of implementing the state and public management of inclusive education in the process of professional development; organizing modular on subjects, internship on the basis of institutions with significant experience in organizing state and public management of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Ресурсы системы дополнительного профессионального образования в развитии государственно-общественного управления инклюзивным образованием»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 371.1+ 378.091.398

Ресурсы системы

дополнительного профессионального образования в развитии государственно-общественного управления инклюзивным образованием

Н. Ю. Кийкова

Resources of the system of additional professional education in developing the state and public management of inclusive education

N. Yu. Kiykova

Аннотация. Рассматривается потенциал системы дополнительного профессионального образования в развитии форм взаимодействия и сотрудничества между разными участни-ками образовательных отношений в условиях осуществления государственно-общественного управления инклюзивным образованием: повышение уровня мотивации руководителей образовательных организаций и педагогических работников к расширению возможностей управления реализацией специальных условий социокультурной общественной поддержки инклюзивного образования, обеспечивающей охрану здоровья, социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями; освоение знаний руководителями и педагогическими работниками о системе управления и оценке качества инклюзивным образованием; привлечение к повышению квалификации тьюторов и специалистов, имеющих опыт осуществления государственно-общественного управления инклюзивным образованием; организация модульных курсов предметной направленности, стажировок на базе учреждений, обладающих значительным опытом организации государственно-общественного управления инклюзивным образованием.

Abstract. The article considers the potential of the additional professional education system in developing the forms of interaction and cooperation between the different participants in educational relations under the conditions of the state and public management of inclusive education: increasing the level of motivation of the educational institutions heads and teaching staff in managing the implementation of the special conditions of social and cultural public support for inclusive education, providing health care, social adaptation of children with special educational needs; managers' and teaching staffs' acquisition of knowledge about the system of managing and assessing the quality of inclusive education; involvement of tutors and experts with experience of implementing the state and public management of inclusive education in the process of professional development; organizing modular on subjects, internship on the basis of institutions with significant experience in organizing state and public management of inclusive education.

Ключевые слова: инклюзивное образование, государственно-общественное управление, общественный совет, управляющий совет, руководитель образовательной организации, педагог, родители, повышение квалификации, модульный курс, стажировка.

Н Ю. КЦйкдва

Ресурсы системы дополнительного профессионального образования в развитии...

Keywords: inclusive education , state and public management, public council, governing board, the head of educational institution , teacher , parents , professional development, modular courses, internship.

Одним из приоритетов государственной политики в области развития системы образования является расширение форм участия общественности в управлении образовательным учреждением. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов в сфере образования утверждает демократический характер управления образованием, необходимость обеспечения прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями (№ 273-Ф3, 29.12.2012, статья 3), возможность организации деятельности попечительского совета, управляющего совета, наблюдательного совета и других коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом соответствующей образовательной организации (№ 273-ФЗ, 29.12.2012, статья 26).

Основные функции управляющих советов общеобразовательного учреждения регламентированы письмом Минобрнауки РФ от 14.05.2004 № 14-51-131/13 «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов образовательного учреждения»:

- утверждение программы развития Учреждения;

- согласование компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования и профилей обучения;

- рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в Учреждении;

- заслушивание отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года;

- согласование выбора учебников из числа рекомендованных Министерством образования и науки РФ;

- установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;

- решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся;

- согласование по представлению руководителя Учреждения заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных Учреждением от уставной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников;

- согласование на сдачу в аренду Учреждением закрепленных за ним объектов собственности;

- содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения;

- рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Учреждения.

Рекомендации по функциям, организации и работе Управляющих советов образовательных учреждений на муниципальном уровне реализованы в государственных программам развития образования городов, показатели результативности работы органов государственно-общественного управления учтены в стандартах качества образования, дополнительных мероприятиях по внедрению моделей государственно-общественного управления, проектах вовлечения родителей в образовательный процесс, программ для семей и молодежи, содержании работы стажировочных площадок и инновационных сетей по актуальной тематике.

Международные сравнительные исследования свидетельствуют о том, что если управление образованием (Нидерланды, Швеция, Финляндия, Гонконг, Сингапур и другие) носит интегрированный характер - Министерство образования отвечает за проведение общей политики и финансирует деятельность обучающих центров, занимающихся профессиональным развитием участников школьных управляющих советов по разным направлениям их обучения, ответственность за управление школой несет управляющий совет, местное сообщество участвует в выработке школьных учебных планов, учитывающих специфику региона, то это позволяет достигнуть высоких результатов по оценке образовательных достижений учащихся, их способности использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах челове-

ческой деятельности, общения и социальных отношений. В российской системе образования существуют разные модели общественного участия в управлении школой: совет школы, наблюдательный совет в автономном учреждении, попечительский совет школы; управляющий совет, общешкольный родительский комитет, методический совет, совет профилактики, совет по здоровью, ученическое собрание, совет выпускников. Участники других социальных групп могут взять на себя определенные управленческие функции и влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности школы, стать центром стратегического управления на муниципальном и региональном уровнях.

Принципиально изменились социальные условия, в которых сегодня работают образовательные учреждения. В частности, активно происходит возобновление деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Это связано с необходимостью участия представителей ученического самоуправления, детских и молодежных общественных организаций в составе органов государственно-общественного управления.

Активно используются механизмы социального партнерства, которые призваны решать серьезные задачи, связанные с обеспечением эффективного функционирования образования как специфической сферы открытого типа.

Но существующие формы общественного участия, в частности, административные, совещательные, благотворительные, партнерские отношения имеют незначительное влияние на принятие ключевых управленческих решений в деятельности образовательного учреждения. Поэтому актуальным для руководителей и педагогических работников является вопрос о вовлечении общественности к участию в обсуждении условий, форм и способов актуализации, активизации, расширения государственно-общественных форм и методов управления образовательным учреждением в современных условиях.

В настоящее время осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей. Инклюзивное образование предоставляет каждому ребенку равные права в получении адекват-

ного своему уровню развития образование независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей и неограниченные возможности ре -ализовать потребности по индивидуальной программе. Инклюзивное образование позволяет оказывать системную комплексную помощь в социализации ребенка.

Возрастает значимость социально-общественного ресурса, связанного не только с возможностями семьи, родительского комитета, общественных советов, но, в первую очередь, с возможностями и ресурсами самой образовательной среды, включающей в себя различные социально-общественные субъекты: институты, учреждения, программы, проекты.

Однако многие руководители и педагогические работники не готовы осуществлять такую деятельность самостоятельно.

В современной теории и практики образования обсуждаются вопросы подготовки специалистов к осуществлению новой для них инновационной деятельности в разных аспектах. Рассматриваются общие особенности государственно-общественного управления образованием [1; 2], особенности осуществления проектирования курсов повышения квалификации, обеспечивающие достижение современного качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления [3], задачи профессионального и личностного развития педагогических работников в условиях реализации инклюзивного образования [4; 5].

Однако аспекты развития государственно-общественного управления инклюзивным образованием не нашли должного отражения в литературе. Кафедра специального (коррекцион-ного) образования ГБУ ДПО ЧИППКРО среди актуальных задач повышения квалификации руководителей и специалистов системы инклюзивного образования обозначает задачи, способствующие расширению форм участия общественности в управлении инклюзивным образованием:

- повышение уровня мотивации (активности, инициативности) руководителей и педагогических работников к расширению возможностей общественности в управлении, оценке качества инклюзивного образования;

Н Ю. Кцйкдва

Ресурсы системы дополнительного профессионального образования в развитии...

- обновление знаний (компетентности, опыта) руководителей и педагогических работников о системе управления и оценке качества инклюзивным образованием;

- привлечение к повышению квалификации специалистов, имеющих опыт осуществления государственно-общественного управления инклюзивным образованием;

- организация модульных курсов предметной направленности, стажировок на базе учреждений, обладающих значительным опытом организации государственно-общественного управления инклюзивным образованием.

Задача повышения уровня мотивации руководителей и педагогических работников к расширению возможностей общественности в управлении, оценке качества инклюзивного образования реализуется в рамках раздела «Современные нормативно-правовые основы образования» дополнительной образовательной программы кафедры специального (коррекци-онного) образования ГБУ ДПО ЧИППКРО «Теория и методика инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребно-стями«, «Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья«. Обсуждая права участников образовательного процесса, анализируется современный потенциал управляющего совета школы в области инклюзивного образования:

- уточнение целей и задач школы, принципов ее работы, отвечающих интересам потребителей услуг;

- обсуждение показателей качества условий и качества результатов образования;

- планирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации;

- согласование образовательных программ и профилей обучения на старшей ступени образования;

- обсуждение порядка и особенностей разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; организации специальных условий улучшения учебных достижений;

- создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социо-

культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

- создание условий осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы; условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды;

- создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- осуществление текущего контроля за профессиональными достижениями работников образовательной организации и участие в планировании процесса повышения их квалификации;

- обеспечение обратной связи, необходимой для устойчивого и поступательного развития;

- усиление интеллектуального потенциала системы управления, использование знаний и социального капитала управления для эффективного решения задач инклюзивного образования;

- поиск и привлечение необходимых ресурсов для улучшения условий жизни школы и ее развития;

- выступление посредником в решении конкретных вопросов между разными группами участников образовательного процесса;

- актуализация социально-культурной значимости ответственного родительства как ресурс управления качеством инклюзивного образования;

- выступление представителем и защитником интересов школы в местном социуме, перед учредителем.

В рамках решения задачи обновления знаний (компетентности, опыта) руководителей и педагогических работников о системе управления и оценке качества инклюзивного образования в рамках раздела «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности» в зависимости от профессионально-личностных потребностей слушателям образовательной программы предлагаются активные формы освоения знаний: участие в дискурс-семинаре, дискуссии-семинаре, подготовка

аналитического обзора, проспекта, базы данных или другого актуального материала в обобщенной форме, подготовка презентационных материалов, реферата, тезисов, статьи по актуальным аспектам профессиональной деятельности для публикации в сборниках научно-методических материалов, подготовка материалов для представления в Виртуальном кабинете ГБУ ДПО ЧИППКРО, самостоятельная работа по направлениям:

- содержательно-процессуальные аспекты подготовки локальных актов об установлении порядка, участия в управлении образовательной организацией представительных органов работников, обучающихся, их родителей;

- организационно-процессуальные вопросы подготовки локальных актов о взаимодействии с образовательной организацией общественных объединений и некоммерческих организаций;

- обсуждение плана мероприятий по обновлению содержания зданий и сооружений образовательной организации и прилегающих к ней территорий, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- потенциал управляющего совета в обсуждении тематики и содержания практических проектов по улучшению жизни школы;

- обсуждение и подготовка регламента получения социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями;

- участие управляющего совета, родителей в формировании содержания профессионального образования детей в условиях реализации ФГОС;

- особенности мониторинга потребностей родителей и детей в выборе факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин;

- изучение возможностей получения образования в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с одновременным освоением несколько основных профессиональных программ; учебных предметов, курсов дисциплин;

- потенциал управляющего совета в развитии творческих способностей и интересов детей с особыми образовательными потребностями, включая участие в конкурсах, олимпиадах,

выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях;

- возможности управляющего совета в поощрении за успехи в физической культуре, спорте, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

- использование возможностей средств массовой информации для повышения ценности инклюзивного образования в общественном сознании.

Участие в реализации программ повышения квалификации специалистов, имеющих опыт осуществления государственно-общественного управления инклюзивным образованием, достигается за счет организации стажировок на базе учреждений, обладающих значительным опытом организации государственно-общественного управления инклюзивным образованием.

В качестве площадок избраны ведущие центры сопровождения инклюзивного образования Челябинска: МБОУ СКОШ № 60, МБСКОУ школа-интернат № 11, МБСКОУ школа-интернат № 4, МБОУ СОШ № 3 и Челябинской области: МС(К)КОУ СКОШИ VIII вида г. Ка-рабаша, реализующая совместный с ГБУ ДПО ЧИППКРО научно-прикладной проект «Организация деятельности волонтеров в распространении идей и социально значимых примеров толерантного поведения по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья». Это позволяет познакомить на практике слушателей с тем, как происходит постепенная переориентация образовательного процесса современной школы с обучающих технологий на формирование субъектной позиции всех участников образовательного процесса, использование новых форм управления образовательным учреждением. Представлен опыт формирования общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности детей, охраны и укрепления физического и психического здоровья, формирования основ их мировоззрения, развитие способностей и творческого потенциала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей во взаимодействии семьи и общественных советов в условиях образовательной организации.

Получение специальной подготовки общественными управляющими школы возможно в

Н. Ю. Кийкова

Ресурсы системы дополнительного профессионального образования в развитии...

рамках освоения содержания краткосрочных модульных курсов предметной направленности, отражающей основные вопросы государственно-общественного управления инклюзивным образованием.

Программа модульного курса «Инклюзивное образование в образовательной организации: управленческий аспект» (в форме стажировки) ориентирована на руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, реализующих инклюзию в условиях ФГОС, членов управляющих советов школы, курирующих инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями.

Цель программы - создать условия для освоения руководителями, их заместителями, родительской общественностью способов реализации перспективных возможностей инклюзивного образования, управленческой, психолого-педагогической деятельности, обеспечивающей организацию образования обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями с учетом нормативно-правовой, ценностной и целевой направленности.

Программа модульного курса «Инновационный опыт ресурсных центров по организации и сопровождению инклюзивного образования» (в форме стажировки) ориентирована на руководителей и специалистов органов управления и учреждений образования; администраторов и педагогических работников общеобразовательных и специальных (коррекционных) организаций; специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, членов управляющих советов школы, родителей детей с особыми образовательными потребностями. Актуальность курса обусловлена необходимостью планирования взаимодействия между учреждениями специального и общего образования для организации сопровождения и поддержки детей в интегрированных/инклюзивных формах, освоения опыта сетевых форм осуществления образовательной деятельности по образовательным программам. Цель курса - создание условий для координации усилий разных участников инклюзивного процесса; создания адаптивного образовательного пространства с учетом потребностей детей; укрепления взаимодействия меж-

ду ресурсными центрами и образовательными организациями.

Программа модульного курса «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях» (в форме стажировки) ориентирована на заместителей руководителей образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, педагогов, учителей-предметников, классных руководителей, реализующих инклюзивное образование, членов управляющих советов школы, родителей детей с особыми образовательными потребностями.

Изучение программы модульного курса позволит познакомиться с требованиями ФГОС к обеспечению государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Программа модульного курса «Развитие методической компетентности педагогов образовательной организации» предполагает обсуждение вопросов роли, обязанностей членов управляющих советов школы, возможности развития их организаторских и управленческих навыков, навыков конструктивного общения с разными участниками образовательных отношений, планирования и управления временем. Обсуждаются возможности вовлечения общественности, особенно молодежи, в разные социально-культурные проекты, в том числе в управление образованием.

Кафедра сотрудничает с кафедрой воспитания и дополнительного образования в изучении вопросов особенностей и возможностей информационных ресурсов, посвященных дополнительному образованию детей, содержанию программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в образовательных организациях Челябинской области.

Программа модульного курса «Социокультурная поддержка и реабилитация детей с отклоняющимся от общепринятых норм поведением» ориентирована на членов управляющих советов школы, педагогических работников, социальных педагогов, педагогов-

психологов, воспитателей, родителей и тьюторов, осуществляющих коррекционное и инклюзивное образование, сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.

Значимость объясняется необходимостью выявления интересов и потребностей, особенностей отклонений в поведении, коррекции и сохранении психического здоровья детей с особыми образовательными потребностями, осуществления их социальной адаптации, поддержки и сопровождения в период обучения, воспитания, получения дополнительного образования, самореализации и, по возможности, полноценного участия в общественной жизни.

Освоение содержания курса позволит участникам общественных советов создать условия для осуществления комплекса способов, обеспечивающих восстановление и сохранение психического здоровья, социальную адаптацию детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психолого-физиологических особенностей в условиях социокультурной общественной поддержки.

Таким образом, современная система повышения квалификации педагогических работников обладает значительным потенциалом актуализации, активизации и расширения форм и методов управления образовательным учреждением в современных условиях необходимости развития государственно-общественного управления инклюзивным образованием.

Библиографический список:

1. Косарецкий С. Г. Моисеев А. М., Седельников А. А., Шимутина Е. Н. Государственно -общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки : монографический сборник / под общей редакцией С. Г. Косарецкого, Е. Н. Шиму-тиной. - М. : Вердана, 2010. - 372 с.

2. Модели государственно-общественного управления образованием : сборник научно-методических материалов / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 328 с.

3. Кисляков А. В. Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления // Научное обеспе-

чение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 4 (21). - С. 67-77.

4. ^нева О. Б. Профессиональное и личностное развитие педагогических работников в условиях реализации инклюзивного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 4 (21). -С. 5-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ильина А. В. Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации модульных курсов в дополнительном профессиональном образовании // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2014. - № 1 (18). - С. 98-109.

References:

1. Kosaretskiy S. G. Moiseev A. M., Sedel'ni-kov A. A., Shimutina E. N. Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie obrazovaniem: ot pretsedentov k institutu. Issledovaniya i razrabotki: Monograficheskiy sbornik [State and Public Management of Education: from Precedent to the Institution. Research and Development: Monographic Collection], M., 2010, 372 p.

2. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'yasov D. F. Modeli gosudarstvenno-obshchestvennogo upravle-niya obrazovaniem: sbornik nauchno-metodicheskikh materialov [Models of State and Public Management of Education], Chelyabinsk, 2014, 328 p.

3. Kislyakov A. V. Pedagogical Designing of the Professional Development Courses Providing the Achievement of Modern Education Quality of Additional Education through the Use of State and Public Management Mechanism [Pedagogicheskoe proektiro-vanie kursov povysheniya kvalifikatsii, obespe-chivayushchikh dostizhenie sovremennogo kachestva dopolnitel'nogo obrazovaniya na osnove ispol'zovaniya mekhanizma gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya]. Nauchnoe obes-pechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2014, № 4 (21), pp. 67-77.

4. Koneva O. B. Professional and Personal Development of Educators under Conditions of the Implementation of Inclusive Education [Professi-onal'noe i lichnostnoe razvitie pedagogi-cheskikh rabotnikov v usloviyakh realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2014, № 4 (21), pp. 5-12.

Н Ю. Кцйкдва

Ресурсы системы дополнительного профессионального образования в развитии...

5. Il'ina A. V. Substantial and Processual Aspects of Developing and Implementing Modular Courses in Additional Professional Education [Soderzhatel'no-protsessual'nye aspekty razra-botki i realizatsii modul'nykh kursov v dopolni-

tel'nom professional'nom obrazovanii]. Nauchnoe obespe chenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2014, № 1 (18), pp.98-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.