Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления'

Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕН-НОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович

Стремление государства к достижению современного качества дополнительного образования обусловило необходимость модернизации системы. Модернизация дополнительного образования детей будет осуществляться более эффективно при условии использования механизмов государственно-общественного управления. Ведущую роль в обеспечении модернизационных процессов играет система повышения квалификации педагогических и руководящих работников в форме курсов повышения квалификации, основное содержание которых раскрывает сущностные характеристики государственно-общественного управления. Авторы статьи представляют модель образовательной системы, обеспечивающей достижение современного качество дополнительного образования на основе использования механизмов государственно-общественного управления. В статье описывается логика создания данной модели, исходные теоретические подходы, структурные компоненты модели, реализованной в процессе курсов повышения квалификации для педагогических и руководящих работников организаций общего и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков Алексей Вячеславович, Щербаков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical designing of the professional development courses providing the achievement of modern education quality of additional education through the use of state and public management mechanism

The state's aim to achieve the modern quality of additional education determined the necessity to upgrade the system. Modernization of additional education of children is more effective when using state and public management. Leading role in ensuring the modernization process belongs to the system of professional development of teaching and managerial staff in the form of professional development courses, the main contents of which reveal the essential characteristics of the state and public management. The authors present a model of the educational system providing the achievement of modern education quality of additional education through the use of state and public management mechanism. The article describes the creation of this model, the initial theoretical approaches, structural components of the model which was implemented in the process of professional development courses for teaching and managerial staff of general and additional education organizations.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления»

л KjicAH%oe, Л <В. lffepfaiçpe ^^

Ледагогичеафе проецирование курсов повышения квалификации...

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления

А. В. Кисляков, А. В. Щербаков

Pedagogical designing of the professional development courses providing the achievement of modern education quality of additional education through the use of state and public management mechanism

A. V. Kislyakov, A. V. Shcherbakov

Аннотация. Стремление государства к достижению современного качества дополнительного образования обусловило необходимость модернизации системы. Модернизация дополнительного образования детей будет осуществляться более эффективно при условии использования механизмов государственно-общественного управления.

Ведущую роль в обеспечении модернизаци-онных процессов играет система повышения квалификации педагогических и руководящих работников в форме курсов повышения квалификации, основное содержание которых раскрывает сущностные характеристики государственно-общественного управления.

Авторы статьи представляют модель образовательной системы, обеспечивающей достижение современного качество дополнительного образования на основе использования механизмов государственно-общественного управления. В статье описывается логика создания данной модели, исходные теоретические подходы, структурные компоненты модели, реализованной в процессе курсов повышения квалификации для педагогических и руководящих работников организаций общего и дополнительного образования.

Abstract. The state's aim to achieve the modern quality of additional education determined the necessity to upgrade the system. Modernization of additional education of children is more effective when using state and public management. Leading role in ensuring the modernization process belongs to the system ofprofessional development of teaching and managerial staff in the form of professional development courses, the main contents of which reveal the essential characteristics of the state and public management.

The authors present a model of the educational system providing the achievement of modern education quality of additional education through the use of state and public management mechanism. The article describes the creation of this model, the initial theoretical approaches, structural components of the model which was implemented in the process of professional development courses for teaching and managerial staff of general and additional education organizations.

Ключевые слова: качество дополнительного образования, государственно-общественное управление, модель государственно-общественного управления качеством образования.

Keywords: quality of additional education, state and public management, model of state and public management of education quality.

Стремление государства к достижению современного качества дополнительного образования обусловило необходимость модернизации системы.

Как отмечается в Концепции развития дополнительного образования детей, «всё острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков» [1].

Предлагаемые в Концепции цели и задачи определяют широкий круг вопросов, предполагающий активное участие органов власти, муниципальных учреждений и организаций, семью, бизнеса и общественных организаций на основе механизмов государственно-общественного управления и принципах общественно-государственного партнерства.

Эффективность реализации механизмов государственно-общественного управления обеспечивается уровнем готовности руководящих и педагогических работников. Обеспечение данной готовности осуществляется через повышения квалификации.

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы специалистами кафедры воспитания и дополнительного образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования - федеральной стажировочной площадки разработана модель государственно-общественного управления качеством образования в организациях дополнительного образования [2].

Авторская модель отражает специфику управления образовательными системами в условиях действия новых норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», инновационные аспекты государственной политики в сфере образования, представленные в нормативных и проектных концептуальных документах развития дополнительного образования детей [3].

При проектировании данной модели мы опирались на положения системного и деятель-ностного подходов.

Системный подход получил свое отражение в определении системных особенностей государственно-общественного управления образованием, обеспечивающего достижение современного качества дополнительного образования. Деятельностный подход позволил представить данный процесс в динамике и подчеркнуть его этапность.

Процедура создания авторской модели осуществлялась в следующей логике, которая может выступать основанием для создания модели органов государственно-общественного управления на уровне организации дополнительного образования:

- изучение нормативно-правовых оснований осуществления государственно-общественного управления на всех уровня образования;

- определение содержания государственно-общественного управления на уровне образовательной организации (компетенции образовательной организации; совокупность полномочий субъектов государственно-общественного управления);

- теоретическое обоснование проектирования (определение содержательных основ модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления);

- теоретический анализ сущностных характеристик дополнительного образования детей и особенностей осуществления государственно-общественного управления в организациях дополнительного образования (в том числе на основе проектов концепций и программ развития дополнительного образования детей в Российской Федерации);

- проектирование структурной модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления;

- описание содержания компонентов модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления (целевого, содержательного, организационного и результативного);

А- В. Кисляков, А. В. Щербаков

Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации....

- экспертная оценка модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления (рис. 1).

Разрабатывая модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно -общественного управления, мы определили следующую цель - создание системы взаимодействия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей. Задачами являются:

1. Формирование нормативно-правовой основы участия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования.

2. Определение и реализация механизмов участия субъектов государственно-общественного управления в создании условий, обеспечивающих эффективную разработку и реалии-зацию дополнительных общеобразовательных программ.

3. Определение критериев и показателей эффективности участия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования.

При разработке модели и проектирования содержания курсов повышения квалификации необходимо определить сущностные характеристики понятий: «взаимодействие», «принципы государственно-общественного управления», «качество дополнительного образования», а также выявления специфических характеристик дополнительного образования, определяющих особенности государственно-общественного управления образовательной организацией.

Мы исходим из того, что взаимодействие -это взаимная связь субъектов, их обусловленность друг другом, распределенность, согласованность действий.

Также следует сделать акцент на то, что взаимодействие - это и определенный тип общественных отношений между социальными группами, общностями и внутри их между отдельными представителями.

Суть этих отношений - согласованная и системная деятельность субъектов государст-

венно-общественного управления в достижении совместных целей, результатов, в решении задач, проблем имеющих значение для всех, в данном случае это достижение современного качества дополнительного образования.

Раскрывая целевые аспекты проектирования и реализации рассматриваемой модели, стоит акцентировать внимание на понятие «качество дополнительного образования».

Логика рассмотрения данного понятия должна исходить от базового понятия «качество образования», сущностные характеристики которого раскрыты в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где качество образование рассматривается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 29).

Анализируя данное определение применительно к системе дополнительного образования, мы отмечаем, что ориентиром для понимания качества дополнительного образования являются установленные в программе дополнительного образования планируемые результаты ее освоения, которые отражены в целях программы, а также проявляется в содержании, формах организации образовательной деятельности, а также ориентация образовательного процесса на соответствие образовательной деятельности потребностям физического или юридического лица, в интересах которого она осуществляется. В этом отношении основу деятельности организаций дополнительного образования составляет социальный заказ потребителей - обучающихся, родителей (законных представителей), государства и социума.

Таким образом, качество дополнительного образования на прямую зависит от заказчиков (обучающиеся, родители, государство и социум), предъявляющих «осмысленные» требования, и исполнителей (педагогические работники),

Требования к современному качеству образования, формируемые на основе учета и согласования потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства

Добровольность участия обучающихся

Разнообразие и вариативность образовательных услуг

Индивидуализация и самореализация обучающихся

Детско-взрослая со-бытийная общность

Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ

Самооценка и независимая оценка эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ

Интеграция формального, неформального иинформального

в организации дополнительного образования

Учет личностных, этнокультурных, национальных и региональных особенностей

Интеграция и кооперация

ресурсов социальной сферы в организации дополнительного образования обучающихся

Цель: создание системы взаимодействия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей

Задачи: формирование нормативно-правовой основы участия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования; определение и реализация механизмов участия субъектов государственно-общественного управления в создании условий, обеспечивающих эффективную разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ; определение критериев и показателей эффективности участия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования

Содержание: компетенции образовательной организации; совокупность полномочий субъектов государственно-общественного управления (педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) и общественности)

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной организации

Организация государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования

Субъекты государственно-общественного управления: + администрация образовательной организации + педагогические работники + родители (законные представители) + обучающиеся + представители общественности, в том числе социальные партнеры

Вариативные формы участия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования:

коллегиальные органы управления: управляющий совет, попечительский совет, наблюдательный совет и т. д.;

коллегиальные органы самоуправления: советы родителей, советы обучающихся, педагогические советы;

профессиональный союз работников образовательной организации;

временные целевые группы: экспертные, проектные и творческие;

иные формы участия субъектов государственно-общественного управления

Этапы реализации модели: анал итический-проектный-организационный-оценочный

Комплекс условий реализации модели образовательной системы: нормативно-правовые, информационные, методические, финансово-экономические, материально-технические, организационно-управленческие

Критерии и показатели оценки реализации организацией дополнительного образования модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования в условиях государственно-общественного управления

Результат: система взаимодействия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей

Рис. 1. Модель образовательной системы, обеспечивающая современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления

А- В. Кисляков, А. В. Щербаков

Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации....

разрабатывающих и реализующих программы дополнительного образования. Исходя из данной логики, можно утверждать, что деятельность в организациях дополнительного образования будет считаться качественной, если она удовлетворяет потребностям заказчиков посредством полной и качественной реализации результатов заявленных в дополнительных общеобразовательных программах.

При проектировании модели и содержания курсов повышения квалификации необходимо учитывать подходы к определению основных характеристик качества дополнительного образования, разработанные разными авторами.

В исследованиях Л. Г. Логиновой [4] предлагаются следующие характеристики качества дополнительного образования детей:

- оно определяется не совокупностью отдельных свойств образовательного процесса, его организации, структуры, обеспечения или результативности, а их целостностью, системностью;

- это особый феномен и атрибут образования как всеобщей формы становления и развития сущностных сил человека;

- это совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворять потребности каждого обучающегося, их родителей, общества, то есть заказчиков на этот тип образования, и поэтому оно обладает проектной природой и может прогнозироваться;

- это предмет совместного проектирования детей, педагогов и родителей, каждого отдельного ребенка и педагога, всех участников и организаторов жизнедеятельности учреждения;

- оно обеспечивает развитие способности личности (педагога и ребенка) строить свою индивидуальную траекторию развития;

- оно зависит от эффективности системы управления им.

В работах А. В. Золотаревой [5] качество дополнительного образования рассматривается с двух позиций как качество процесса и качество результата. Качество процесса рассматривается через комплекс и взаимосвязь следующих понятий: качество целей - они должны отвечать запросам к системе дополнительного образования со стороны заказчиков; качество содержания - может быть обеспечено тогда, когда оно соответствует целям, современным

требованиям к дополнительному образованию; качество технологий (методов) организации -оно должно соответствовать целям, содержанию, современным требованиям; качество обеспечения (методического, материально-технического, психологического и т. д.) - достигается тогда, когда оно соответствует целям, содержанию и технологиям и т. д., результат рассматривается как продукт процесса.

Анализ особенностей реализации государственно-общественного управления в образовательных организациях позволил нам сделать вывод о том, что необходимо учитывать не только мнение общественности (заказчиков), но и акцентировать внимание на требования государства к организации системы дополнительного образования в России, учитывать особенности организации дополнительного образования в условиях изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, обновления законодательства в сфере образования.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование рассматривается как - «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Следовательно, в современных условиях развития общества миссию дополнительного образования следует рассматривать, как открытое образование, наиболее полно обеспечивающее право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей.

Реализовать данную миссию возможно, если дополнительное образование будет ориентировано на свободный выбор образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению, где одно из ведущих условий будет организация государственно-общественного управления.

В Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации подчеркивается, что дополнительное образова-

ние детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности молодого поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен, возникающих в обществе.

Это становится возможным, поскольку в сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими специфическими особенностями:

- участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;

- разнообразие и вариативность дополнительных образовательных услуг, что обеспечивает возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ, вариативность образовательных траекторий;

- индивидуализация и самореализация обучающихся в пространстве гибкого и вариативного дополнительного образования;

- ориентация возможностей системы дополнительного образования на потребности разных групп детей (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.);

- развивающаяся детско -взрослая событийная общность в процессе совместной личностно и социально значимой деятельности;

- постоянное обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ на основе учета и согласования потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение инструментов самооценки и независимая оценка эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- открытость к интеграции формального, неформального и информального в организации дополнительного образования;

- максимальное использование этнокультурных, национальных и региональных особенностей в реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- разнообразие механизмов интеграции и кооперация ресурсов социальной сферы в организации дополнительного образования [6, с. 26].

Выявленные специфические особенности определяют своеобразие государственно-общественного управления организацией до-

полнительного образования, пронизывают целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты модели, с одной стороны, а с другой, - выступают критериальной базой для определения эффективности государственно-общественного управления.

При проектировании модели курсов повышения квалификации были сформулированы критерии, позволяющие оценить деятельность субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования [3, с. 305-306].

1. Целенаправленная деятельность субъектов государственно-общественного управления организацией дополнительного образования в выявлении возможностей и потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) в предоставлении дополнительных образовательных услуг.

2. Сформированность системы взаимодействия субъектов государственно-общественного управления, обеспечивающих реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

3. Наличие механизмов участия субъектов государственно-общественного управления в создании условий, обеспечивающих эффективную разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

4. Наличие механизмов обобщения, теоретического обоснования и распространения эффективного опыта участия представителей государственно-общественного управления в реализации дополнительных общеобразовательных программ.

5. Эффективность участия субъектов государственно-общественного управления в создании условий по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

6. Результативность реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающаяся участием органов государственно-общественного управления.

По каждому из критериев были определены показатели, на достижение которых ориентировались разработчики программы курсов повышения квалификации, отбирая соответствующее содержание, формы и приемы организации учебных занятий. Особое место в организации учебных занятий отводилось неформальным формам повышения квалификации, активно

А- В. Кисляков, А. В. Щербаков

Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации....

используемых в практике работы ГБОУ ДПО ЧИППКРО [7].

В процессе курсов повышения квалификации педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования и организующих их реализацию, слушатели осуществляли проектирование системы государственно-общественного управления организациями дополнительного образования. В связи с этим особое внимание уделялось этапам реализации разработанной модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления. Подробнее остановимся на характеристике особенностей реализации аналитического, проектного, организационного, оценочного этапов.

Аналитический этап предполагает проведение в образовательной организации дополнительного образования анализа внешней и внутренней среды с целью определения имеющихся нормативно-правовых, информационных, методических, финансово-экономических, материально-технических, организационно-управленческих условий для реализации механизмов государственно-общественного управления, готовности субъектов государственно-общественного управления к осуществлению соответствующих полномочий на основе критериев и показателей, сформулированных в предлагаемой модели.

В ходе анализа особое внимание уделяется оценке и анализу результативности реализации дополнительных общеобразовательных программ для определения имеющегося качества дополнительного образования.

На проектном этапе ведущей задачей реализации модели является проектирование форм участия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования в соответствии с результатами проведенного анализа имеющихся условий. Разрабатывается и/или вносятся изменения в комплекс локальных нормативно-правовых документов организации дополнительного образования, регламентирующих взаимоотношения субъектов государственно-общественного управления.

Осуществляется самоопределение субъектов государственно-общественного управления

в выборе форм своего участия в управлении качеством дополнительного образования и обучение их для осуществления функций управления.

Организуется деятельность проектных групп по проблеме качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления.

Разрабатываются и утверждаются целевые программы, направленные на обеспечение качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления.

Организационный этап предполагает: реализацию модели и ресурсное обеспечение ее функционирования; включение субъектов государственно-общественного управления в коллегиальные органы управления и самоуправления, временные целевые группы и другие формы, обеспечивающие качество дополнительного образования и обеспечение функционирования всей системы взаимодействия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей; самореализацию субъектов государственно-общественного управления посредством участия в реализации содержания и форм государственно-общественного управления, целевых программ, направленные на обеспечение качества дополнительного образования в соответствии с разработанной моделью; обучение субъектов государственно-общественного управления с целью повышения эффективности их участия в деятельности, направленное на обеспечение качества дополнительного образования.

Оценочный этап реализации модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления, направлен на определение качественного состояния системы взаимодействия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей на основе критериев и показателей, разработанных для оценки данной модели.

В процессе оценки необходимо провести субъектами государственно-общественного управления самоанализ результатов своего участия в реализации модели и обеспечении функ-

ционирования взаимодействия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей; проведение мониторинга результативности и эффективности деятельности организации на основе критериев оценки деятельности организации, сформулированные на основе учета специфических особенностей дополнительного образования.

Существенное внимание в проектировании содержания курсов повышения квалификации уделялось обоснованию необходимости формирования комплекса условий реализации предлагаемой модели государственно-общественного управления, включающей:

- нормативно-правовые условия, включающие: пакет локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей; целевые программы, направленные на обеспечение качества дополнительного образования; комплект утвержденных типовых форм документов, необходимых для проведения самообследования и общественных экспертиз; договора о совместной деятельности с социальными партнерами и общественными организациями, заинтересованными в обеспечении качества дополнительного образования;

- организационно-управленческие условия, предполагающие: включение в управление качеством дополнительного образования всех субъектов государственно-общественного управления; разнообразие форм участия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования; определение процедур мониторинга качества дополнительного образования на основе показателей и критериев оценки организацией разработанной модели;

- информационные условия - система информационного обеспечения государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей; взаимодействие со средствами массовой информации; наличие баз данных, открытых для всех субъектов государственно-общественного управления.

- методические условия: механизмы участия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополни-

тельного образования детей; методические рекомендации и пособия по государственно-общественному управлению дополнительным образованием, управлению качеством дополнительного образования, предназначенные для субъектов государственно-общественного управления организациями дополнительного образования; методическое сопровождение процессов обеспечения качества образования администрацией организации дополнительного образования;

- финансово-экономические условия, обеспечивающие использование бюджетных и внебюджетных средств на обеспечение качества дополнительного образования, получившие согласование в органе государственно-общественного управления;

- материально-технические условия: наличие помещений для деятельности коллегиальных органов управления и самоуправления; технологическое (программное) обеспечение для формирования базы данных по обеспечению качества дополнительного образования, техническое сопровождение сайта организации.

Одним из ключевых результатов реализации модели будет выступать сформированная система взаимодействия субъектов государственно-общественного управления в обеспечении качества дополнительного образования детей.

А степень достижения качества дополнительного образования в условиях государственно-общественного управления должна сочетать как процедуры самообследования, так и общественной экспертизы, что позволит обеспечить:

- учет требований государства, учредителя, всех субъектов государственно-общественного управления, социальных партнеров, обеспечивающих качество дополнительного образования, на основе критериально обоснованной системы оценки качества результатов реализации программ дополнительного образования, деятельности педагогических работников, функционирования системы образования в муниципалитете в целом;

- проведение оценки и корректировки содержания программ дополнительного образования на основе современных требований к дополнительному образованию, запросов обучающихся и их родителей, учета этнокультурных, национальных и региональных особенностей;

А. В. Кисляков, А. В. Щербаков

Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации...

- повышение открытости организации дополнительного образования в процессе публикации отчетов по результатам оценки качества образования в средствах массовой информации, Интернете, что повысит уровень доверия в обществе к системе дополнительного образования, обеспечит условия для создания широкого социального партнерства с организациями различного уровня, механизмов интеграции и кооперация ресурсов муниципалитета в целях повышения качества дополнительного образования;

- формирование позиции взаимной ответственности родителей (законных представителей) и образовательной организации за развитие интересов, склонностей и системы ценностей ребенка, создание условий для реализации образовательных потребностей различных групп детей, формирование и развитие детско-взрослых событийных общностей в пространстве гибкого и вариативного дополнительного образования.

Для эффективного внедрения модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления в образовательных организациях дополнительного образования Челябинской области и других регионов Российской Федерации разработана и реализуется образовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления качеством дополнительного образования детей».

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». - URL: http://www.consultant.ru/ document/c ons_doc_LAW_168200/ (дата обращения: 10.10.2014).

2. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения : монография / В. Н. Кеспиков, М. И. Со-лодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред.: В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. - 240 с.

3. Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред.:

B. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 328 с.

4. Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования. Менеджмент / Л. Г. Логинова. -М. : Агентство «Мегаполис», 2008. - 320 с.

5. Золотарева А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей : учебно-методическое пособие / А. В. Золотарева. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. - 327 с.

6. Кисляков А. В. Достижение качества дополнительного образования на основе использования механизма государственно-общественного управления / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Вопросы воспитания. - 2014. -№ 3 (20). - С. 22-29.

7. Кисляков А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - Челябинск. - 2014. - Выпуск 1 (18). -

C. 82-92.

References:

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 No 1726-r "Ob utverzhdenii Kontsept-sii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey" [Order of the Government of the Russian Federation 04.09.2014 No 1726-r «On approval of the Concept of Development of Children Additional Education»]. URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_168200/ (Accessed: 10. 10.2014).

2. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'yasov D. F.

Sovremennoe kachestvo obshchego obrazovaniya: modeli obrazovatel'nykh sistem i effektivnye pedago-gicheskie mekhanizmy dostizheniya [Modern Quality of General Education: Models of Educational Systems and Effective Pedagogical Mechanisms of Achievement], Chelyabinsk, 2012. 240 p.

3. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'ya-sov D. F. Modeli gosudarstvenno-obshchest-vennogo upravleniya obrazovaniem: sbornik nauchno-meto-dicheskikh materialov [Models of State and Public Management of Education], Chelyabinsk, 2014. 328 p.

4. Loginova L. G. Kachestvo dopolnitel'nogo obrazovaniya. Menedzhment [The Quality of Additional Education. Management], M., 2008. 320 p.

5. Zolotareva A. V. Upravlenie razvitiem uch-rezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: uchebno-metodicheskoe posobie [Managing the Development of Institutions of Children's Additional Education: Study Guide], Yaroslavl', 2010. 327 p.

6. Kislyakov A. V., Shcherbakov A. V. Achieving Quality of Additional Education Through the Use of Mechanism of State And Public Management [Dostizhenie kachestva dopolnitel'nogo obra-

zovaniya na osnove ispol'zovaniya mekhanizma gosudarstvenno-ob-shchestvennogo upravleniya] Voprosy vospitaniya [Education Issues], 2014, No 3 (20), pp. 22-29.

7. Kislyakov A. V., Shcherbakov A. V. Informal Teacher Professional Development by means of Innovative Products Designing [Neformal'noe povyshenie kvalifikatsii pedagogicheskikh rabot-nikov posredstvom proektirovaniya innovatsion-nykh produktov] Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2014, V. 1 (18), pp. 82-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.