ЛС. Л■ Юанелъченщ JL. Ж Ялферова !
педагогические условия освоения технологий государственно-общественного управления...
УДК 371.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ СТАЖИРОВКИ НА БАЗОВОЙ ПЛОЩАДКЕ)
Т. А. Данельченко, Л. И. Алферова
Аннотация. В статье обоснована совокупность педагогических условии, образующих благоприятную среду для освоения в процессе стажировки технологии государственно-общественного управления образованием: стажировка рассматривается авторами как форма специально организованного взаимодействия специалистов - профессорско-преподавательского состава Челябинского института переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, преподавателег~1-практиков из числа педагогического коллектива гимназии (базового площадки) и непосредственно стажеров по овладению содержанием и технологиями государственно-общественного управления образованием: представлены различные аспекты использования в образовательных учреждениях технологгш государственно-общественного управления образованием: определена роль педагогических условии в научно-методическом обеспечении процесса ста.жировки педагогов и руководителеft образовательных учреждении; предлагая обоснование условии, авторы опираются на представление о понятии «государственно-общественное управление cucmeMOîi образования », на системный, личностно-деятелъностныи и сре-довый подходы, принимая во внимание особенности системы дополнительного профессионального образования взрослых.
The authors justify the unity of pedagogical conditions providing favorable environment for learning technologies of state and public education management in the process of training: the authors consider training as the form of specially organized interaction of specialists - lecturers of Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement Professional Skill of Educators, teachers of gymnasiums (base platforms) and trainees of technologies of state and public education management courses. Different aspects of using technologies of state and public education management at educational institutions are presented. The role of peda-
gogical conditions in scientific and methodological providing of the process of training teachers and administrative personnel of educational institutions is defined. Justifying the pedagogical conditions the authors are guided by definition o f state and public education management, system, per-sonally-activity and environmental approaches and by peculiarities o f system o f vocational training o f adults.
Ключевые слова: педагогические условия, государственно-общественное управление образованием, технологии государственно-общественного управления образованием, стажировка.
Pedagogical conditions, state and public education management, technologies of state and public public education management, training.
Демократизация общественных институтов, формирование новой образовательной модели и выполнение мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» меняют роль и место образования в стране. Вариативная по содержанию, многообразная по организационным формам и типам учреждений, многоканальная по источникам финансирования система образования требует адекватной системы управления. В этих условиях усиливается ее социально ориентированная направленность, стремление к взаимодействию с социальным окружением, образовательным пространством. Как следствие, с появлением новых возможностей эффективного управления: с повышением уровня самостоятельности, автономности субъектов управления; с участием в определении социального заказа, формулировании своей миссии, образовательной политики, стратегии; с появлением новых связей в социуме; с получением дополнительных источников финансирования - происходит развитие государственного управления образованием на всех уровнях: от федерального до институционального.
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Развитие общественной составляющей в управлении образованием позволяет учитывать общественные запросы на качество и условия образования, а также привлекать в образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно качественно учитывая общественную прозрачность их использования.
Партнерский диалог общества, государства и профессионалов-педагогов позволяет создать систему анализа и обосновать необходимость учета новых аспектов качества образования в ситуации, когда общественность оценивает образовательное учреждение не с точки зрения выполнения им текущих функций, а с точки зрения реализации поставленных перед ним целей.
Т. А. Степанова отмечает, что государственно-общественное управление основывается на изучении начального состояния образовательной системы в конкретном социуме, анализе, выявлении тенденций; проектировании процесса модернизации, определении субъектов, целей модернизации, установлении ее направлений; характеристике программ развития образования и способов внутриведомственного взаимодействия, характерных для управления образованием [8]. В. И. Бочкарев рассматривает государственно-общественное управление как «управление, в котором сочетается деятельность субъектов государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования» [2].
Управление развитием образовательных систем затрагивает разные аспекты использования технологий государственно-общественного управления образованием:
- процессы управления качеством образования: стандартизацию, разработку нормативов, процессы диверсификации, опытноэкспериментальную работу, экспертизу, проектирование [7];
- педагогическое проектирование, стандартизацию как метод демократизации, информирование общественности о состоянии образовательной системы, стимулирование эффективности образовательной деятельности [5];
- осуществление инновационной деятельности во всем ее многообразии с привлечением общественных структур [3];
- реализацию методов разработки целевых программ и проектов, диагностику результатов
деятельности образовательных учреждений, аттестацию педагогических кадров, создание системы мониторинга качества образования [9].
Благоприятная среда для освоения технологий государственно-общественного управления образованием зависит от создания в образовательной практике учреждений, являющихся базовыми площадками стажировки, соответствующих педагогических условий. Стажировку слушателей курсов повышения квалификации из Челябинской области и других регионов Российской Федерации по образовательной программе «Принцип государственно-общественного управления в образовании» мы рассматриваем как наиболее целесообразную и эффективную форму повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Описание педагогических условий в нашей статье основано на традициях, сложившихся в педагогических исследованиях, на выводах отечественных ученых об условиях успешности развития системы (Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. М. Яковлевой и др.), а также на положении системного подхода о том, что любая система выступает как единое целое по отношению к окружающей среде и требует согласованности с условиями этой среды.
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность обусловленных действенных мер (воздействий), направленных на освоение слушателями технологий государственно-общественного управления образованием в образовательной практике учреждений, являющихся базовыми площадками. В качестве как внешних, так и внутренних мер может выступать отбор и применение элементов содержания, форм организации учебных занятий, дидактических приемов и методов.
Предлагая обоснование условий, мы будем опираться на представление о понятии «государственно-общественное управление системой образования», на системный, личностнодеятельностный и средовый подходы, принимаем во внимание особенности системы дополнительного профессионального образования взрослых, а также на основания отбора.
В качестве оснований отбора педагогических условий мы выбрали следующие: 1) определение специфики организации стажировки на базовой площадке; 2) учет сложности освоения
слушателями курсов повышения квалификации технологий государственно-общественного управления образованием.
Определяя специфику повышения квалификации на базовой площадке - муниципальном автономном общеобразовательном учреждении гимназии № 76 г. Челябинска, - мы рассматриваем стажировку как форму специально организованного взаимодействие специалистов - профессорско-преподавательского состава Челябинского института переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, преподавателей-практиков из числа педагогического коллектива гимназии и непосредственно стажеров по овладению содержанием и технологиями государственно-общественного управления образованием. Опыт деятельности показывает, что данная форма позволяет в минимально сжатые сроки качественно изменить уровень теоретической и методической подготовки слушателей курсов повышения квалификации; добиться обеспечение их социально-педагогической деятельности новым соответствующим методическим сопровождением.
В силу максимальной приближенности программ стажировки к практической деятельности каждого стажера обеспечивается действенное единство теории и практики в деятельности педагогов и руководителей по развитию общественной составляющей в управлении образовательными учреждениями. Использование стажировки, как формы повышения квалификации, позволяет оперативно влиять на профессиональный и творческий потенциал слушателей, направленно управлять их профессиональной адаптацией к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям деятельности образовательных учреждений в период внедрения технологий государственно-общественного управления образованием.
С позиций вышеизложенного, к педагогическим условиям освоения технологий государственно-общественного управления образованием на базовой площадке мы относим:
- формирование у слушателей адекватной мотивации учебной деятельности, направленной на освоение технологий государственнообщественного управления образованием;
- использование в процессе стажировки форм, методов, средств активизации и интен-
сификации деятельности слушателей, эффективной организации образовательного процесса, совокупность которых обуславливает проявление субъектности слушателей в образовательном процессе;
- создание образовательной среды, обеспечивающей интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности слушателей курсов повышения квалификации.
Первое педагогическое условие связано с необходимостью формирования у слушателей-стажеров адекватной мотивации учебной деятельности. Именно стимулирование предполагает выбор разнообразных социально значимых методов и средств, которые усиливают мотивацию стажеров к освоению технологий государственно-общественного управления образованием, на которые их ориентирует преподаватель. Важно, чтобы меры стимулирования использовались в тех формах, которые отвечают интересам и потребностям самих слушателей и были обусловлены спецификой проявления личностного отношения к учебной деятельности. Опираясь на работы И. В. Абакумовой, посвященные вопросам смыслообразования в учебном процессе, мы определили виды личностной значимости как формы проявления положительного отношения к освоению технологий государственно-общественного управления из Челябинской области и других регионов Российской Федерации: отрицательная - полное непонимание значимости освоения технологий государственно-общественного управления образовательным учреждением для своего профессионального развития, хотя ее объективное значение осознается и принимается; неосознаваемая - слушателю трудно оценить для себя значимость освоения технологий государственно-общественного управления образованием, хотя наличие этой значимости и не отрицается; осознаваемая - слушатель осознает значимость освоения технологий государственнообщественного управления образованием для совершенствования его профессиональной компетентности [1].
Соответственно мы полагаем, что формирование личностно значимой мотивации слушателей реализуется как в специально организованных условиях, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования («снизу
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 89 х \
■' г ^ повышения квалификации кадров
вверх»), так и в процессе усвоения слушателем предъявленных ему в готовой форме побуждений, целей, содержания деятельности, которые преподаватель хочет сформировать у слушателя, причем слушатель должен постепенно превратить их из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие мотивы («сверху вниз»).
В нашем исследовании важнейшим рычагом повышения мотивации к освоению технологий государственно-общественного управления образованием являются: 1) меры, основанные на получении удовлетворения от освоения содержания и технологий государственнообщественного управления образованием; 2) меры, опирающиеся на осознание слушателями важности полученного опыта государственно-общественного управления образованием, как для развития образовательного учреждения, так и для дальнейшего повышения своей квалификации; 3) меры, обусловленные стремлением слушателей к обсуждению с участниками образовательного процесса результатов (продуктов) своей деятельности по освоению технологий государственно-общественного управления образованием.
Второе педагогическое условие продиктовано необходимостью проявления субъектно-сти слушателей в образовательном процессе. Как доказано в ряде исследований, высокое качество получаемого образования зависит от степени субъектности человека в развитии своей личности. Следовательно, одной из приоритетных задач стажировки является стимулирование субъектной позиции педагогов и руководителей - слушателей курсов повышения квалификации, повышение их активности и инициативности в образовательном процессе, увеличение доли их самостоятельной работы и развитие потребности в самообразовании.
Организация целенаправленной работы по повышения степени субъектности слушателей включает в себя составляющие, полностью соответствующие критериям технологического уровня протекания образовательного процесса. Ключом к пониманию его построения для нас является последовательная ориентация на четко определенные цели, их максимальное уточнение; строгая ориентация всего хода обучения на гарантированное достижение результатов; оценка текущих результатов, коррекция хода обучения,
направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов [4].
Мы считаем, что участие слушателей в разнообразных формах деятельности (проектной, прогностической, рефлексивной, эвристической, поисковой, продуктивной, творческой, аудиторной и внеаудиторной), использование в процессе стажировки игровых технологий, технологий проблемного и коммуникативного обучения, учебных дискуссий, коллективных и групповых способов обучения, информационно-компьютерных технологий как педагогических средств активизирующего воздействия позволяет получить слушателям в процессе стажировки наилучшие результаты, усилить их субъективную позицию в процессе освоения практического опыта использования на базовой площадке технологий государственно-общественного управления образовательным учреждением. Это требует изучения индивидуального опыта педагогов и руководителей образовательных учреждений, создания учебных ситуаций, при разрешении которых слушатели овладеют знаниями способов решения проблем, возникающих в процессе внедрения в практику управления образовательным учреждением технологий государственно-общественного управления, структурирования учебных заданий (создание кейсов) по принципу нарастания трудности учебной работы и уровню развития учебных мотивов слушателей.
Третье педагогическое условие связано с необходимостью создания образовательной среды. Говоря о смысле данного условия, нельзя не учитывать, что понятие «образовательная среда», являясь одним из важных компонентов современного образования, напрямую связано с понятием «образовательный опыт». Здесь мы опираемся на ученых, которые рассматривают среду как совокупность условий организации опыта в образовании [6]. При таком подходе, если мы хотим через опыт освоить технологии государственно-общественного управления образованием, то в первую очередь необходимо проанализировать, какие компоненты среды могут этому способствовать. Подчеркнем, что в нашем случае среда - это не только материальный компонент: дизайн, имидж учреждения, наполнение информационно-предметным оборудованием. В данном контексте нами установлено, что формирование среды, обеспечиваю-
щей освоение технологий государственнообщественного управления образованием, необходимо вести через гармонизацию следующих компонентов:
- информационно-смыслового компонента, отражающего профессионально и личностно значимую информацию и состоящего из содержания учебных модулей программы «Принцип государственно-общественного управления образованием»;
- социального компонента, организующего социальные отношения, знакомящего с определенным опытом этих отношений, помогающего приобретать этот опыт, в том числе и в контакте с внешним социумом, в процессе взаимодействия с другими слушателями, преподавателями, представителями органов государственнообщественного управления конкретного образовательного учреждения;
- деятельностной составляющей, предполагающей наличие самостоятельной организации слушателями своей учебной деятельности, а также вариативной части в учебной деятельности стажеров по отбору, рефлексии и усвоению профессионально-значимой информации;
- психолого-педагогического компонента, обеспечивающего формирование коммуникативной культуры, атмосферы доверия, сотрудничества, сотворчества и эмпатии между всеми участниками стажировки.
Таким образом, мы представили содержание педагогических условий, необходимых для создания в образовательном учреждении, являющемся базовой площадкой. Нами было обосновано, что освоению в процессе стажировки технологий государственно-общественного управления образованием способствует следующая совокупность условий: формирование у слушателей адекватной мотивации учебной деятельности, направленной на освоение технологий государственно-общественного управления образованием; использование в процессе стажировки форм, методов, средств активизации и интенсификации деятельности слушателей, эффективной организации образовательного процесса, совокупность которых обуславливает
проявление субъектности слушателей в образовательном процессе; создание образовательной среды, обеспечивающей интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности слушателей курсов повышения квалификации в области использования технологий государственно-общественного управления образованием.
Литература
1. Абакумова, И. В. Смыслообразование в учебном процессе : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01, 19.00.07 / И. В. Абакумова. - Ростов-н/Д., 2003. - 440 с.
2. Бочкарев, В. И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть / В. И. Бочкарев // Педагогика. - 2001. -№2.-С. 9-13.
3. Бочкарев, В. И. Концептуальные основы государственно-общественного управления общим образованием в России : [Разраб. специалистами Ин-та упр. образованием РАО] / В. И. Бочкарев // Менеджмент в образовании. -2003.-№3,-С. 9-19.
4. Кларин, М. В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. - Рига : Эксперимент, 1999 . - 180 с.
5. Лебедев, О. Е. Образовательные программы современной школы / О. Е. Лебедев // Перемены. - 2000. - № 3. - С. 10-22.
6. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. С. Обухов // Школьные технологии.
- 1999. -№ 1-2.-С. 138-143.
7. Роговцева, Н. И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверх-крупном городе : дис. ... канд. пед. наук: 13Ж01 / Н. И. Роговцева. - СПб., 1994 -183 с.
8. Степанова, Т. А. Государственно-общественная система управления качеством образования в регионе : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01 / Т. А. Степанова. - М., 2003.
- 183 с.
9. Третьяков, П. И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе / П. И. Третьяков. - М., 1991.
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 91 с \
г '■иг ^ * повышения квалификации кадров