Современная школа
УДК 378.091.398
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Т. В. Якубовская
Аннотация. Современная ситуация развития образования диктует необходимость организации работы с одаренными детьми в общеобразовательного школе. Система дополнительного профессионального образования должна создавать условия для формирования готовности учителей истории для организации такого обучения. В статье рассматривается структура и содержание инновационной программы cm а.жировки учителей истории по работе с одаренными детьми. Отражены основные принципы, на основе которых разрабатывалась программа стажировки учителей истории. Показаны и проанализированы цели, задачи и актуальность данной программы профессионального стажировки. В статье раскрывается понятие «инновагщонногО образовательного программы стажировки», представлены ее основные характеристики, структурные элементы, охарактеризованы планируемые результаты освоения образовательного программы стажировки. Особое внимание уделено представлению опыта организагщи и проведения стажировки учителей истории по работе с одаренными детьми на базе Челябинского государственного университета.
The modern situation of education development necessitates organization of work with talented children at school. The system of vocational professional training should create conditions to form history teachers ’ preparedness for this kind of education. The article is devoted to the structure and content of innovative program of history> teachers ’ training for work with talented children: to the major principles underlie this program. The author displays and analyzes purposes, tasks and actuality of the program. The notion of “innovative
educational program of training”, its characteristics and structural elements are described. The author also discloses planned results of educational training program. Special attention is paid to presentation experience of organization and implementation of history teachers ’ training for work with talented children at the basis of Chelyabinsk State University.
Ключевые слова: дополнительное профес-сиональное образование, повышение квалифи-кагщи, гтновагщонно-орг1ентг1рованное повышение квалификагщи учителей, личностно ориентированное обучение, одаренный ребенок.
Additional professional education, professional development, innovative-oriented professional development of teachers, personal-oriented teaching, talented child.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. и национальной инициативе «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых и одаренных детей. Организация работы с одаренными детьми требует дополнительной работы по формированию профессиональных компетенций педагогов, направленных на выявление и развитие природных задатков детей на всех ступенях их обучения и воспитания, по обеспечению условий, способствующих максимальному раскрытию их потенциала и возможностей. Достижение данных установок возможно на основе ознакомления учителей с современными методологическими подходами и теоретическими концепциями работы с одаренными детьми, в том числе в рамках реализации программы
стажировки на базе образовательных учреждений с большим опытом такой работы.
Актуальность разработки инновационной программы стажировки учителей истории и об-ществознания по работе с одаренными детьми обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств.
Во-первых, содержанием нормативно-пра-вовых документов и инструктивно-методических материалов, сформированных на уровне государства и органов управления в сфере общего образования, определяющих необходимость работы с одаренными детьми и подтверждающих потребность в программировании процесса подготовки учителей общественных дисциплин для работы с одаренными детьми.
К таким документам и материалам федерального и регионального уровня мы относим, прежде всего:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2008 г.) [4];
- Концепцию общенациональной системы по выявлению и развитию молодых талантов, утв. Президентом РФ от 03 апреля 2012 г. [5];
- Областную концепцию сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области [6];
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [7].
Согласно Концепции, миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Основное внимание, по мнению разработчиков Концепции, должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения.
Стандарты второго поколения требует специальных профессиональных знаний, особенно от учителей-предметников, имеющих сугубо профессиональное, прикладное значение, необходимых для эффективной организации работы с одаренными и талантливыми детьми.
В настоящее время ключевой задачей повышения квалификации учителей является актуализация их интеллектуально-творческих способностей, компетенций, направленных на освоение ресурсов стандарта второго поколения, способов и моделей построения индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей [8]. Вместе с тем, государственного образовательного стандарта по специальности «Учитель обществознания (общественных дисциплин)» до сих пор не имеется. Одним из шагов в направлении повышения качества образования в условиях перехода на требования ФГОС общего образования является предлагаемая программа стажировки учителей истории и обществознания по работе с одаренными детьми.
Замысел программы стажировки заключается в том, чтобы оказать содействие учителям-стажерам общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев) - в актуализации и освоении обозначенного приоритетного направления, а также в совершенствовании организационных форм и методов работы с одаренными детьми.
Во-вторых, анализ требований к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности подрастающего поколения, и выдвигает в число приоритетных задач современной школы развитие одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого учащегося. В Челябинской области накоплен значительный опыт работы с одаренными детьми, обогащенный в последние годы инновационной практикой. Активно проводится работа по созданию регионального образовательного пространства, объединяющего учреждения образования, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств, работающие с одаренными и талантливыми детьми. С позиций комплексного решения заявленных задач предлагается рассматривать образовательное пространство региона как образовательно-профессиональную среду, представляющую собой систему сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей. Такая среда должна способствовать полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного
и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для развития одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях, сферах жизнедеятельности и экономики региона.
В-третьих, анализ теоретических работ по программированию учебного процесса позволил определить место программы стажировки по работе с одаренными детьми в системе дополнительного профессионального образования с программами переподготовки и повышения квалификации работников образования. Стажировка учителей истории и общест-вознания по работе с одаренными детьми проводится в рамках образовательной программы повышения квалификации работников образования «Содержание и технологии преподавания истории и обществознания в условиях модернизации и стандартизации общего образования». Реализация инновационной образовательной программы стажировки учителей истории и обществознания по работе с одаренными детьми сориентирована именно на диссемина-цию накопленного положительного опыта образовательными учреждениями - стажировоч-ными площадками.
Сегодня становится очевидным, что эффективность учебного процесса находится в прямой зависимости от дидактических компетенций педагога, представляющих собой приобретенный синтез предметных знаний, умений, навыков и функционирующий в виде способов деятельности. Согласно А. В. Антоновой, дидактические (предметные) компетенции мы рассматриваем как способность и готовность применения учителями истории и обществознания предметных знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе профессионального образования, повышения квалификации, в своей профессиональной деятельности [8, с. 138].
Названные положения обусловили необходимость разработки инновационной образовательной программы стажировки для учителей истории и обществознания с целью повышения их профессиональной квалификации по проблеме организации работы с одаренными детьми.
Создание программы стажировки опирается на определенные подходы и понятийный
аппарат. В энциклопедической литературе [1, 2] понятие «программа» (от греч. - объявление, распоряжение) трактуется как: 1) целостное, краткое изложение содержания определенной деятельности и план работ; 2) нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
В соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании» [3], образовательные программы дополнительного профессионального образования работников образования мы рассматриваем, с одной стороны, как внутренний образовательный стандарт ГЪОУ ДПО ЧИППКРО, обусловленный государственным стандартом профессионального образования, логикой развития системы дополнительного профессионального образования, образовательными запросами учителей, особенностями и возможностями кафедры общественных и художе-ственно-эстетических дисциплин; с другой стороны, как нормативный документ, определяющий приоритетные направления, задачи, цели и особенности содержания, организации и учеб-но-методического обеспечения образовательного процесса в ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
В общепринятом значении инновация означает обновление, новинка, изменение, новообразование, новшество, новое явление. Как общенаучная категория инновация всегда несет в себе сущность содержания и организации нового. Следовательно, под инновационной образовательной программой стажировки учителей истории и обществознания нами понимается нормативно-управленческий документ кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ГБОУ ДПО ЧИППКРО, определяющий современные стратегические приоритеты, характеризующий специфику обновленного содержания дополнительного профессионального образования, организационный и методический аспекты образовательного процесса переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Специфика данной программы состоит в том, что учителя-стажеры, как правило, являются уже состоявшимися специалистами - учителями истории и обществознания, имеющими опыт профессиональной педагогической деятельности. Мы поддерживаем точку зрения доктора педагогических наук, профессора
ЧИППКРО Д. Ф. Ильясова о том, что слушатели курсов - это взрослые люди со своими сформировавшимися и устоявшимися взглядами, убеждениями, установками, личностными особенностями и знаниями, которые вряд ли целесообразно «переделывать», а достаточно лишь корректировать и совершенствовать [9].
Все сказанное выше позволяет определить назначение программы для разных категорий субъектов:
- для учителей-стажеров образовательная программа стажировки обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для профессорско-преподавательского состава кафедры общественных и художественноэстетических дисциплин, административного и учебно-вспомогательного персонала ГБОУ ДНО ЧИППКРО программа определяет приоритеты в содержании профессиональной подготовки учителей общественных дисциплин и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительного профессиональнопедагогического образования;
- для государственных и муниципальных органов управления образованием программа является основанием для определения качества реализации дополнительного профессионального образования педагогических работников по направлению работы с одаренными детьми.
Первый признак программы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации (стажировки) - это ее структура. По определению В. Г. Афанасьева, структура - внутренняя форма системы, отражающая собой взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов [10]. В логическом словаре
Н. И. Кондакова структура раскрывается как прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, процесса как целого [11]. Структура программы профессиональной стажировки, наряду с ее названием, рассматривается нами в качестве ключевого атрибута выполняемого педагогического конструкта. В состав программы профессиональной стажировки входят следующие компоненты (разделы):
1. Титульный лист, который является первой страницей, «лицом» программы профес-
сиональной стажировки. Здесь указываются основные реквизиты программы.
2. Оглавление, в котором приводятся все заголовки разделов программы профессиональной стажировки и указываются страницы, с которых они начинаются.
3. Пояснительная записка, в которой приводятся реквизиты нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов, в соответствии с которыми составлена программа профессиональной стажировки; формулировка цели и задач прохождения данной программы; краткая формулировка принципов обучения слушателей-стажеров; общая характеристика структуры образовательной программы стажировки; краткая характеристика содержания образования; последовательность изучения учебного материала; обоснование распределения в тематическом плане учебного времени, отводимого на аудиторные занятия и самостоятельную работу слушателей; перечисление видов и форм самостоятельной работы слушателей; краткое описание средств обучения, обеспечивающих реализацию программы стажировки; особенности организационных форм и методов обучения как механизмов реализации содержания образования; доказательство рациональности выбранных форм текущего контроля освоения слушате-лями-стажерами программы; предполагаемый результат.
4. Учебный план программы стажировки, который составляется в соответствии со структурой, установленной Министерством образования и науки РФ.
5. Учебно-тематический план программы стажировки, который детально конкретизирует учебный план по тематике и формам проведения занятий и включает порядковый номер занятия, названия тем лекционных и практических занятий.
6. Список литературы по программе профессиональной стажировки, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1.-2003 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
7. Сведения об авторах программы, включающие фамилию, имя и отчество преподавателей, место работы, должность, ученое звание, научную степень, почетные звания и награды,
рабочий адрес, контактные телефоны и адрес электронной почты.
Второй признак программы профессиональной стажировки - это ее содержание. Содержание - единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее.
Цель программы - оказание содействия учителям истории и обществознания общеобразовательных учреждений Челябинской области в организации работы с одаренными детьми.
Задачами образовательной инновационной программы стажировки, являются:
1) познакомить стажеров с государственной политикой в области поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
2) систематизировать исходные знания стажеров по вопросу педагогического сопровождения развития одаренных детей;
3) ознакомить с технологией работы ОУ с одаренными детьми, методикой анализа образовательного процесса и среды с учетом специфики работы с талантливыми и одаренными детьми.
В этой связи среди планируемых результатов прохождения стажировки учителями истории и обществознания по работе с одаренными детьми, можно выделить:
- сформированность научных представлений о современных подходах и концепциях работы с одаренными детьми;
- сформированность системного видения процесса развития и поддержки одаренности;
- сформированность теоретической и методической готовности педагогов к деятельности по совершенствованию и обновлению системы работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Ведущие принципы построения программы стажировки: модульность, сбалансированное соотношение теории и практики, обучение «до результата».
Элементы разработанной программы стажировки, соответствуют государственным требованиям к целевым установкам и минимуму содержания. В структурном плане программа стажировки содержит материал, соответствующий разделам образовательной программы «Содержание и технологии преподавания истории и обществознания в условиях модернизации и стандартизации общего образования».
Содержание образовательной программы стажировки включает три блока: инвариантная часть, вариативная общая часть, вариативноиндивидуальная часть. В первый раздел данной образовательной программы стажировки включены две темы: «Вопросы современной образовательной политики», «Тенденции в оценке реализации современных педагогических концепций». Второй раздел предусматривает освоение слушателями-стажерами следующих тем: «Ведущие образовательные технологии на современном этапе развития образования», «Современные дидактические и методические аспекты работы с одаренными детьми», «Модели систем оценивания учебных достижений обучающихся», «Организация внеурочной деятельности с одаренными детьми». Третий раздел предполагает изучение тем по выбору слушателей: «Нормативно-правовое обеспечение проведения Всероссийской олимпиады школьников», «Порядок организации и проведения школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников», «Современные технологии подготовки к предметным олимпиадам по истории, общест-вознанию, экономике и праву», «Презентация практического опыта предметных лабораторий по подготовке к предметным олимпиадам по общественным дисциплинам».
Предполагается, что освоение образовательной программы стажировки может быть осуществлено в очной форме в объеме 72 ч. учебного времени на базе инновационных образовательных учреждений с использованием современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения. При этом предусматривается преобладание практических форм аудиторных занятий по реализации образовательной программы стажировки, например, таких как:
- презентация-анализ инновационной практики ОУ по теме стажировки,
- посещение и анализ учебных и внеурочных занятий;
- круглый стол, практикум, научно-практический семинар;
- проектирование основных компонентов модели работы с одаренными детьми в ОУ;
- самостоятельная работа стажеров над проектами;
- презентация результатов проектирования.
Учебный план образовательной программы стажировки представляет собой систему логически взаимосвязанных модулей (учебных тем). Каждый из модулей предполагает изучение материала по определенному алгоритму: теория —>■ технологическая проработка —>■ самостоятельная работа слушателей. В изучении содержания данных тем выдерживается принцип уровневого подхода: сначала материал рассматривается на информационно-знаковом уровне, потом знания переводятся на отража-тельно-преобразующий уровень и, наконец, закрепляется на уровне самостоятельной профессиональной деятельности. При таком построении учебного процесса наиболее полно реализуется целостность профессиональной подготовки учителей с целью повышения квалификации.
Важно подчеркнуть, что преподавателями кафедры общественных и художественноэстетических дисциплин ЧИППКРО разработано методическое и дидактическое сопровождение образовательной программы стажировки: планы лекций и практических занятий; методические рекомендации для преподавателя и методические указания для слушателей; учебные задания и памятки, глоссарий, список рекомендуемой литературы.
В качестве преподавателей выступают высококвалифицированные педагоги - учителя-тьюторы инновационных образовательных учреждений, имеющих достаточный опыт организации продуктивной работы с творческими и одаренными детьми, специалисты, которые сориентированы на то, чтобы четко следовать содержанию образовательной программы, ее целям и задачам.
Учителя-тьюторы так строят учебную работу со стажерами на занятиях, чтобы изучаемое содержание носило, прежде всего, практическую направленность; используются эффективные методы и приемы в обучении взрослых людей; осуществляется совместная деятельность преподавателя и стажера (лекция-диалог, моделирование педагогических ситуаций и др.).
Учебная деятельность слушателей на занятиях осуществляется через фронтальные, групповые и индивидуальные формы ее организации. Ориентация на современные образовательные технологии в профессиональной под-
готовке отражается в методах обучения: методы самостоятельной деятельности слушателей (выполнение практических учебных заданий, методы поэтапного и последовательнотекстуального изучения источников, метод развития критического мышления); интерактивные методы (дифференцированное обучение, работа в парах и группах разного состава, метод проектов, метод консультантов); методах контроля, самоконтроля и самооценки деятельности (тестирование, взаимоконтроль в парах и малых группах, экспертная оценка методической разработки урока, рейтинговая оценка индивидуальных выступлений слушателей). Как показал анализ проведенной стажировки с учителями истории и обществознания в апреле 2012 года, тьюторами использовались современные средства обучения: видеозаписи, персональные
компьютеры, базы данных, интерактивная доска, мультимедийный комплекс, электронная система голосования, документ-камера, планшет.
Кроме того, еще раз подчеркнем, что планируемые результаты освоения образовательных программ основываются на квалификационных характеристиках должностей работников образования РФ [12] и включают, в том числе, «способность и готовность к проектировочной деятельности», которая состоит в том, что учитель владеет проектировочными умениями (проектированием индивидуальной образовательной траектории учащегося). Проектировочные умения являются профессионально значимыми для учителей истории и обществознания, т. к. обеспечивают эффективность проектирования педагогических систем, процессов, ситуаций и востребованы ими при выполнении проектировочных и прогностических функций в учебно-воспитательной работе. Среди группы проектировочных умений можно выделить следующие умения: прогнозирование, целеформи-рование, программирование, планирование, моделирование, собственно проектирование и конструирование. Совокупность данных умений является основой профессиональнофункциональной готовности учителей к организации и осуществлению учебно-воспитательной работы с одаренными детьми, а значит, и обеспечивает необходимую результативность урочной и внеурочной работы с одаренными детьми.
При реализации программы стажировки используются определенные диагностические процедуры. В начале стажировки, после ее окончания рекомендуется использование теста самоконтроля и анкеты слушателя. Это позволяет выявить «стартовый» уровень профессиональной подготовки учителя и определить эффективность занятий в рамках стажировки по данной программе на основании сравнения входной и итоговой диагностики.
Итоговая аттестация слушателей осуществляется в форме защиты аттестационной работы (проектная разработка, обобщение опыта работы, аналитический отчет).
Таково наше видение структуры и содержания инновационной программы стажировки учителей истории и обществознания по работе с одаренными детьми, апробированного преподавателями кафедры общественных и художе-ственно-эстетических дисциплин ЧИППКРО. В феврале - марте 2012 учебного года была проведена стажировка учителей истории на базе исторического факультета ЧелГУ по данной проблеме, прошли обучение 20 учителей истории общеобразовательных учреждений Челябинской области.
Литература
1. Антонова, А. В. Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания: структура и содержание / А. В. Антонова // История как ценность и ценностное отношение к истории: сб. науч. ст. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УрГПУ, ИИиА УрО РаН, 2010.-Ч. III.-С. 135-141.
2. Афанасьев, В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В. Г. Афанасьев // Системные исследования. Методологические проблемы: ежегод. - М. : Наука, 1982. - С. 26-46.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М. : Просвещение, 2001. - 48 с.
4. Ильясов, Д. Ф. Выпускная аттестационная работа: метод, реком. для слушат. курсов проф. переподгот. / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2007. - 123 с.
5. Кондаков, Н. И. Логический словарь / Н. И. Кондаков. - М. : Наука, 1971. - 324 с.
6. Концепция общенациональной системы по выявлению и развитию молодых талантов, утв. Президентом РФ от 03 апреля 2012 г. [Электронный ресурс] URL : http://www.edu-com.ru/m/nasha _novaya_shkola/ [дата обращения: 11.11.2012].
7. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) / Рос. акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008. - 39 с.
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shko 1а/ [дата обращения: 27.09.2012].
9. Областную концепцию сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области [Электронный ресурс]. URL : http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_sh kola/ [дата обращения: 20.12.2012].
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 3-е изд., стер. - М. : АЗЪ, 1996. - 928 с.
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоц-развития России) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» от 26.08.2010 г. №761-н.
12. Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1991. - 560 с.