Научная статья на тему 'Отражение вопросов финансовой грамотности в сфере дополнительных профессиональных программ'

Отражение вопросов финансовой грамотности в сфере дополнительных профессиональных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Дмитрий Игоревич

Рассматривается проблема отражения вопросов финансовой грамотности в содержании курсов повышения квалификации учителей обществознания и экономики. В условиях происходящих изменений обществоведческого образования, разработки Концепции содержания и технологий преподавания учебного предмета «Обществознание», а также активной деятельности Центрального Банка Российской федерации по включению предмета «Основы финансовой грамотности» в школьную программу, системе дополнительного профессионального образования требуется оперативно реагировать на изменение запросов слушателей. На основе анализа нормативно-правовых документов, действующих в сфере общего образования, концептуальных материалов, определяющих направления модернизации системы общего образования, а также реализации федерального проекта «Пилотные школы», автором обосновывается актуальность проведения занятий по вопросам финансовой грамотности в рамках курсов повышения квалификации учителей общественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial literacy questions reflection in the sphere of additional professional programmes

The problem of financial literacy question reflection in advanced training courses contents for social studies and economics teachers is considered. Today new circumstances are appearing: changes of social education, development of the Conception of teaching contents and methods, and also active efforts of the Central Bank of the Russian Federation to include the subject “Financial literacy basics” in the school curriculum. All these phenomena demand the continuing professional education system to quickly react to shifts of audience`s demands. According to the analysis of some normative legal documents in the general education sphere, conceptual materials defining modernization of the education system and implementation of the Federal project “Pilot schools”, the author proves relevance of giving financial literacy lessons within advanced training courses for social studies teachers.

Текст научной работы на тему «Отражение вопросов финансовой грамотности в сфере дополнительных профессиональных программ»

о «ШРЛец^

** А \

Исследования молодъхученых.

ЧИППКРО

УДК 372.83+378.091.398

Отражение вопросов финансовой грамотности в сфере дополнительных профессиональных программ

Д. И. Никитин

Financial literacy questions reflection in the sphere of additional professional programmes

D. I. Nikitin

Аннотация. Рассматривается проблема отражения вопросов финансовой грамотности в содержании курсов повышения квалификации учителей обществознания и экономики. В условиях происходящих изменений обществоведческого образования, разработки Концепции содержания и технологий преподавания учебного предмета «Обществознание», а также активной деятельности Центрального Банка Российской федерации по включению предмета «Основы финансовой грамотности» в школьную программу, системе дополнительного профессионального образования требуется оперативно реагировать на изменение запросов слушателей. На основе анализа нормативно-правовых документов, действующих в сфере общего образования, концептуальных материалов, определяющих направления модернизации системы общего образования, а также реализации федерального проекта «Пилотные школы», автором обосновывается актуальность проведения занятий по вопросам финансовой грамотности в рамках курсов повышения квалификации учителей общественных дисциплин.

Abstract. The problem of financial literacy question reflection in advanced training courses contents for social studies and economics teachers is considered. Today new circumstances are appearing: changes of social education, development of the Conception of teaching contents and methods, and also active efforts of the Central Bank of the Russian Federation to include the subject "Financial literacy basics" in the school curriculum. All these phenomena demand the continuing professional education system to quickly react to shifts of audience's demands. According to the

analysis of some normative legal documents in the general education sphere, conceptual materials defining modernization of the education system and implementation of the Federal project "Pilot schools", the author proves relevance of giving financial literacy lessons within advanced training courses for social studies teachers.

Ключевые слова: повышение квалификации, финансовая грамотность, финансовая компетентность, обществознание, экономика, образовательные программы, образование, педагогика.

Keywords: advanced training, financial literacy, financial competence, social studies, economics, educational programmes, education, pedagogy.

В контексте обновления обществоведческого образования и грядущего принятия Концепции содержания и технологий преподавания обществознания одной из приоритетных задач педагогов системы повышения квалификации становится формирование у слушателей компетенций по вопросам финансовой грамотности.

Под термином «финансовая грамотность» подразумевается знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшения финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни [1].

Преподавателю экономических дисциплин объективно требуется наличие общей культуры, нравственной воспитанности, гражданской зрелости, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях, умения брать на

Д. И. Никитин

Отражение вопросов финансовой грамотности...

себя ответственность за принятые решения, реализовывать свой творческий потенциал.

Формирование профессиональной компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности и, по сути, начинающийся задолго до нее. Одними из характеристик профессиональной компетентности преподавателя экономических дисциплин являются постоянный динамизм и незавершенность. В процессе профессиональной деятельности постоянно требуется повышать профессиональные знания посредством использования новых моделей образования, инновационных средств обучения [2].

Актуальность введения финансового образования определяется следующими существенными обстоятельствами. Во-первых, содержание нормативно-правовых документов, сформированных на уровне государства и органов управления в сфере общего образования, подтверждает необходимость включения вопросов финансовой грамотности в систему общего образования. К таким документам и материалам федерального уровня прежде всего мы относим:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), формулирующий в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности» (ст. 3);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.), нацеливающий учителя на формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством, а также на формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды (п. 18.2.3);

- профессиональный стандарт «Педагог» (2013 г.), предъявляющий в качестве требования к учителю «владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, и т. п.» (п. 3.1.1);

- примерную основную образовательную программу основного общего образования (2015 г.), в которой содержится 25 дидактиче-

ЧИППКР0

ских единиц по финансовой грамотности, изучаемых в рамках предмета «Обществознание»;

- примерную основную образовательную программу среднего общего образования (2016 г.), в которой содержится 13 дидактических единиц по финансовой грамотности, изучаемых в рамках предмета «Обществознание».

Во-вторых, содержание концептуально-теоретических материалов, определяющих модернизацию системы общего образования, подтверждает необходимость включения вопросов финансового просвещения в преподавание. К таким материалам мы относим, прежде всего, проект Концепции содержания и технологий преподавания обществознания, принятие которой планируется в 2017 г.

Согласно проекту Концепции, одной из главных задач учителя обществознания становится обеспечение возможности приобретения обучающимися практического опыта для последующей успешной интеграции выпускников в динамически изменяющуюся социальную среду. В данном контексте формирование финансовых компетенций у учеников является важнейшей целью курса обществоведческого образования.

В-третьих, Министерство образования и науки Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации 08 сентября 2016 г. подписали Соглашение о сотрудничестве в области организации и проведения мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся России. Сотрудничество предполагает взаимодействие в работе по наполнению и актуализации содержания образования основам финансовой грамотности, а также проведение профильных олимпиад и других видов тематических соревнований [3].

В рамках данной работы в 2017 году ожидается издание новых учебно-методических комплексов по обществознанию. В содержание учебников для 7, 8, 11 классов планируется добавить информацию по таким актуальным темам, как кредитование, банковские услуги, страхование, защита от мошенничества, личное финансовое планирование и пр.

Кроме того, по инициативе Центрального Банка для учащихся старших классов разработан учебно-методический комплекс «Основы финансовой грамотности» за авторством

Научно-теоретический журнал

113

Выпуску4 (29) • 2016

Исследования молоЪъхученъх

А. Чумаченко и В. Горяева, реализуемый с осени 2016 года издательством «Просвещение». УМК, одобренный Российской академией образования, рассчитан на 36 учебных часов.

В 2016/2017 учебном году началась апробация данного УМК в рамках федерального проекта «Пилотные школы». Образовательным организациям предлагается 3 пути реализации курса «Основы финансовой грамотности»: в рамках общеобразовательного предмета «Об-ществознание», в рамках профильного предмета «Экономика», или отдельным элективным курсом. В результате освоения данного курса у обучающихся должны быть сформированы социальные компетенции, необходимые для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений: сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета, ориентация в основных видах банковских услуг, принятие взвешенных и осознанных экономических решений, понимание действий механизмов защиты прав потребителя.

В-четвертых, вопросы, касающиеся проблематики финансовой грамотности, присутствуют в контрольно-измерительных материалах Основного государственного и Единого государственного экзаменов по предмету «Обществоз-нание». Учитывая популярность выбора названных экзаменов у выпускников, углубленное изучение данного раздела экономики благоприятно отразится на результатах Государственной итоговой аттестации.

Как мы видим, совокупность представленных выше аргументов подтверждает необходимость обновления содержания курсов повышения квалификации учителей обществознания и экономики.

Данная работа проведена в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее -ЧИППКРО). Для слушателей курсов повышения квалификации по учебному предмету «Об-ществознание» проводятся занятия по теме «Методика преподавания финансовой грамотности», получившие позитивные отзывы от педагогов. Лекционные и практические занятия направлены на формирование у педагогов исследовательских, аналитических, критических,

аналитико-прогностических компетенций, что характерно для занятий по социально-гуманитарным дисциплинам [4]. Практические занятия включают в себя анализ учебных текстов; работу с проблемными ситуациями; изучение специфики использования в образовательном процессе метода кейсов; проведение и моделирование деловых игр. Обязательным элементом занятий является ознакомление педагогов с проводимыми Центральным Банком Российской Федерации видеоуроками по проблемам финансовой грамотности и тематическими интерактивными ресурсами в сети интернет.

Также ученым советом института утвержден модульный курс повышения квалификации по теме «Теория и методика обучения школьников основам финансовой грамотности».

Цель программы модульного курса повышения квалификации - оказание содействия учителям обществознания общеобразовательных организаций Челябинской области в обновлении содержания и совершенствовании методики социально-гуманитарного образования в условиях введения новых дидактических единиц, обязательных для изучения.

Задачи программы - дать слушателям необходимый минимум теоретических и методологических социально-гуманитарных знаний по «Финансовой грамотности»; познакомить педагогов с продуктивными способами научения этому детей. Данный учебный модуль дополнительного профессионально-педагогического образования представляет собой систему 3 логически взаимосвязанных учебных тем: «Новые дидактические единицы по «Финансовой грамотности» в курсе обществознания», «Современные учебно-методические комплексы и ресурсно-образовательная среда образовательной области «Финансовая грамотность», «Конструирование уроков по «Финансовой грамотности» в общеобразовательном учреждении» [5].

На освоение содержания образования данного модуля отводится 8 часов аудиторного времени с равным соотношением теоретических и практических форм (видов) учебных занятий.

Преподавателями кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО разработано сопутствующее методическое и дидактическое сопровождение

Д. И. Никитин

Отражение вопросов финансовой грамотности...

учебного модуля: планы лекций и практических занятий; методические рекомендации для преподавателя; методические указания и учебные задания для слушателей; список рекомендуемой литературы для организации самообразовательной работы по теме учебного модуля.

Планируемые результаты освоения учебного модуля - наличие у слушателей следующих предметных компетенций:

- компетенция «способность применять обществоведческие знания по теме учебного модуля на практике», которая состоит в том, что слушатель не только усвоил определенную сумму знаний в процессе повышения квалификации (ключевые понятия модульного курса, методические приемы конструирования урока), но и может использовать эти знания в своей практической профессиональной деятельности;

- компетенция «способность самостоятельно приобретать знания и умения по теме учебного модуля», которая состоит в том, что слушатель не довольствуется только приобретением знаний и умений, предусмотренных программой модульного курса, а активно занимается самообразованием, расширением своего информационного поля знаний, развивает предметные умения и навыки в процессе выполнения различных видов деятельности в рамках урочной и внеурочной работы;

- компетенция «способность и готовность к проектировочной деятельности», которая состоит в том, что слушатель владеет проектировочными умениями (способы конструирования урока, разработка и представление методического проекта учебного занятия).

Проектировочные умения являются профессионально значимыми для учителей общест-вознания, т. к. обеспечивают эффективность проектирования педагогических систем, процессов, ситуаций и востребованы ими при выполнении проектировочных и прогностических функций в учебно-воспитательной работе.

При проектировании основной общеобразовательной программы школы с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области и социально-экономических условий территории на основе социального партнерства преподавателями кафедры обеспечивается методическое содействие и непрерывное консалтинговое сопровож-

ЧИППКРО

дение педагогам [6, с. 64]. Таким образом, совокупность мероприятий, проводимых Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования, позволяет педагогам предметникам получить доступ к современным и актуальным образовательным услугам по вопросам финансовой грамотности.

Библиографический список:

1. Проект Министерства финансов Российской Федерации при поддержке Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cefir.m/download.php?id=3845 (дата обращения: 19.12.2016).

2. Щедроткина С. В. Формирование профессиональной компетентности преподавателя экономических дисциплин / С. В. Щедроткина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 4 (25). -С. 94-103.

3. Минобрнауки России и Банк России подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на повышение финансовой грамотности обучающихся [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/8763 (дата обращения: 19.12.2016).

4. Донской А. Г. Мировоззренческие особенности историко-культурного стандарта в системе повышения квалификации учителей истории и обществознания / А. Г. Донской // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 3 (24). - С. 55-63.

5. Никитин Д. И. Структура и содержание дополнительной профессиональной программы «Теория и методика обучения школьников основам финансовой грамотности» / Д. И. Никитин // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики : материалы VII Международной научно-практической конференции. -2016.- С. 121-125.

6. Кузнецов В. М. Содействие педагогам в изучении социальной среды при конструировании образовательной программы / В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков // Научное обеспечение

Научно-теоретический журнал

115

Выпуск4 (29) • 2016

Исследования молодъхученъх

системы повышения квалификации кадров. -2015. - № 4 (25). - С. 61-68.

References:

1. Project conducted by the Treasury Department of the Russian Federation under support of the World Bank "Contribution to the level increase of financial literacy and development of financial education in the Russian Federation" [Proyekt Mi-nisterstva finansov Rossiyskoy Federatsii pri pod-derzhke Vsemirnogo banka "Sodeystviye povy-sheniyu urovnya finansovoy gramotnosti nasele-niya i razvitiyu finansovogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii"] [Website]. Access mode: http://www.cefir.ru/download.php?id=3845 (accessed date: 12/19/2016).

2. Schedrotkina S. V. Formation of the professional competence of teacher of economic disciplines. // Scientific support of a system of advanced training, Scientific periodical [Shchedrotkina S. V. Formirovaniye professional'noy kompetentnosti prepodavatelya ekonomicheskikh distsiplin // Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: nauchno-teoreticheskiy zhur-nal], 2015, No. 4 (25), pp. 94-103.

3. Ministry of Education of Russia and the Bank of Russia signed a cooperation agreement aimed at improving of the financial literacy of students // The official website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. [Minobrnauki Rossii i Bank Rossii podpisali sogla-sheniye o sotrudnichestve, napravlennoye na povy-sheniye finansovoy gramotnosti obuchayushchikh-sya // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii] [Website]. Access

mode: http://MHH06pHayKH.p$/H0B0cra/8763 (accessed date: 12/19/2016).

4. Donskoi A. G. Worldview uniqueness of historical and cultural standards in the skill improvement system of history and social science teachers // Scientific support of a system of advanced training - Scientific periodical [Dons-koy A. G. Mirovozzrencheskiye osobennosti istori-ko-kul'turnogo standarta v sisteme povysheniya kvalifikatsii uchiteley istorii i obshchestvoznaniya // Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: nauchno-teoreticheskiy zhur-nal], 2015, No. 3 (24), pp. 55-63.

5. Nikitin D. I. The structure and content of the additional professional program "Theory and methods of teaching students the basics of financial literacy " // Trends in additional vocational training in the context of contemporary educational policy: materials of the VII International scientific-practical conference [Struktura i soderzhaniye do-polnitel'noy professional'noy programmy "Teoriya i metodika obucheniya shkol'nikov osnovam finan-sovoy gramotnosti" // Tendentsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v kontekste so-vremennoy obrazovatel'noy politiki: materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii], 2016, pp. 121-125.

6. Kuznecov V. M., Troshkov S. N. Assistance to teachers in the study of the social environment in the design of the educational program [Kuznetsov V. M., Troshkov S. N. Sodeystviye pedagogam v izuchenii sotsial'noy sredy pri konstruirovanii obrazovatel'noy programmy // Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: nauchno-teoreticheskiy zhurnal], 2015, No. 4 (25), pp. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.