Научная статья на тему 'Стажировка организаторов дошкольного образования на базовых площадках муниципальной образовательной системы г. Челябинска'

Стажировка организаторов дошкольного образования на базовых площадках муниципальной образовательной системы г. Челябинска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТАЖИРОВКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MODERNIZATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TRAINING / THE PROJECT ACTIVITY / THE PERSONIFIED APPROACH / PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Марина Леонидовна, Литвиненко Наталья Владимировна

Представлен опыт работы стажировочных базовых площадок дошкольных образовательных учреждений, принимающих участие в реализации целевых программ по поддержке и развитию дошкольного образования г. Челябинска. Сформированная сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы дошкольного образования, носит комплексный характер в решении актуальных проблем модернизации дошкольного образования. Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях всеобщей глобализации и высокой мобильности общества вызывает необходимость рассматривать стажировку как одну из эффективных форм повышения квалификации педагогов. Использование инновационного опыта образовательных учреждений муниципальной образовательной системы г. Челябинска в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» позволяет сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским под-ходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Марина Леонидовна, Литвиненко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стажировка организаторов дошкольного образования на базовых площадках муниципальной образовательной системы г. Челябинска»

УДК 378.091.398

СТАЖИРОВКА ОРГАНИЗАТОРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗОВЫХ ПЛОЩА ДКАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ г. ЧЕЛЯБИНСКА

М. Л. Семенова, Н. В. Литвиненко

Аннотация. Представлен опыт работы стажировочных базовых площадок дошкольных образовательных учреждений, принимающих участие в реализации целевых программ по поддержке и развитию дошкольного образования г. Челябинска. Сформированная сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы дошкольного образования, носит комплексный характер в решении актуальных проблем модернизации дошкольного образования. Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях всеобщей глобализации и высокой мобильности общества вызывает необходимость рассматривать стажировку как одну из эффективных форм повышения квалификации педагогов. Использование инновационного опыта образовательных учреждений муниципальной образовательной системы г. Челябинска в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. по направлению «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» позволяет сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практи-ко-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

The experience of preschool educational institutions - training basic platforms - participating to target programs of support and development preschool education of Chelyabinsk is described. The formed network of educational institutions developing system of preschool education acts as a complex in solving problems of preschool education. Modernization of system of improvement professional skills in conditions of globalization and high social mobility necessitate considering training as one of the most effective forms of improvement professional skill of educators. Using innovative experience of educational institutions of Chelyabinsk municipal educational system, realiz-

ing Federal target program of education development 2011—2015 in area of modernization of municipal systems of preschool education, let combine fundamental character of professional knowledge with innovative thinking and practice-oriented, research approach to solve concrete educational problems.

Ключевые слова: инновационное развитие, модернизация, повышение квалификации, стажировка, проектная деятельность, персонифицированный подход, практико-ориентированная образовательная деятельность.

Innovative development, modernization, professional development, training, the project activity, the personified approach, practice-oriented educational activity.

Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров - приоритетное направление развития российской и региональной систем образования, рассматриваемое как «ключевой фактор реализации государственной образовательной политики» [1].

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям ин -новационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

В исследованиях А. А. Андреева, С. В. Богдановой, Е. С. Полат, В. И. Солдаткина и др. отмечается, что существующие модели повышения квалификации педагогических работников являются не соответствующими современным требованиям. Становится очевидным тот факт, что прежние формы обучения нуждаются в корректировке и модернизации, поскольку повышение квалификации, как подсистема об-

разования взрослых, должна мобильно реагировать на запросы общества [4].

Выявление перспективных направлений развития педагогической теории и практики повышения квалификации педагогических работников, обобщение существующей практики использования передового и инновационного педагогического опыта в системе дополнительного профессионального образования привели к выводу о необходимости и перспективности более грамотного использования опыта инновационных образовательных учреждений в повышении квалификации руководителей. Эта задача может быть решена при организации стажировки, как одной из эффективных форм повышения квалификации педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что стажировка рассматривается в двух значениях:

- как период освоения новых технологий, организации труда и иных достижений непосредственно в учреждении, где они возникли;

- последипломная практика специалиста [5].

Исходя из данного определения, мы принимаем характеристику стажировки как прак-тико-ориентированную образовательную деятельность, протекающую в учреждении системы образования на основании согласованной учебной программы.

Эффективность повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в процессе стажировки определяется созданием региональной системы стажерских площадок инновационного опыта, формированием нормативно-правовой и ресурсной (кадровое, материально-технической, научно-методической, информационной) базы их деятельности по организации и проведению стажировки.

Дошкольные образовательные учреждения г. Челябинска, принимающие участие в работе стажировочной площадки, являются победителями и лауреатами конкурсного отбора лучших образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования и актив -но внедряющих инновационные образовательные программы. При выборе базы для организации стажировочной площадки учитывались следующие факторы:

- уровень развития системы дошкольного образования (доступность, разнообразие моделей и форм организации, качество образования);

- возможность городской и образовательной инфраструктур для организации масштабных мероприятий (прием и размещение стажеров, организация образовательного процесса на курсах повышения квалификации в очной, заочной и дистанционной формах обучения, техническое и интерактивное обеспечение об -разовательного процесса).

В работе стажировочной площадки г. Челябинска принимают участие 26 базовых дошкольных образовательных учреждений, образовательная деятельность которых обеспечивает решение задач повышения квалификации организаторов дошкольного образования в соответствии с осу -ществлением проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Практико-ориентированный характер стажировки с использованием технологий коммуникативного обучения, развития критического мышления, позволяет ее участникам ближе познакомиться с успешным опытом организации дошкольного образования в части:

- создания дополнительных мест;

- использования современных финансовоэкономических, организационных механизмов (нормативно-подушевое финансирование образовательных услуг на основе муниципального заказа);

- изменения правового статуса дошкольного образовательного учреждения - казенное, бюджетное, автономное;

- внедрения новой системы оплаты труда, обеспечивающей соответствие заработной платы результатам и качеству труда;

- использования механизмов частно-государственного партнерства;

- разработки и внедрения электронной очереди в контексте решения проблемы сокращения дефицита мест в детских садах.

В ходе работы базовых площадок стажирующиеся знакомятся с экономичными способами строительства и реконструкции (модульные детские сады, надстройки третьих этажей, пристрои к действующим зданиям и др.), с возвратом зданий в систему образования, открытием групп и отделений при школах и учреждениях дополнительного образования, с увеличением негосударственного сектора системы дошкольного образования.

Во всех базовых дошкольных образовательных учреждениях, принимающих участие в работе стажировочной площадки, создана современная материально-техническая база для внедрения новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникативных технологий. Руководителями дошкольных образовательных учреждений разработан пакет документов, что обеспечивает осуществление единой стратегии развития муниципальной системы дошкольного образования.

Сформированная сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы дошкольного образования, носит комплексный характер решения актуальных проблем модернизации муниципальной системы дошкольного образования. Предоставляемые практикоориентированные образовательные услуги позволяют мобильно и эффективно реагировать на новые требования к повышению квалификации педагогических кадров.

Следует отметить, что успешно действующая стажировочная площадка позволяет:

- сформировать у педагогов и руководителей представление о разнообразии практик развития образования;

- повысить эффективность работы образовательного учреждения, качество образовательных услуг;

- превратить ДОУ в партнера других учреждений образования;

- сделать значимым имидж образовательного учреждения и его влияние на образовательную среду муниципалитета и региона.

Презентация инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений в рамках стажировочной площадки осуществляется путем организации различных форм педагогического взаимодействия, к которым относятся научно-практические конференции, мастер-классы, творческие мастерские, школы передового педагогического опыта и другие меро -приятия, позволяющие продемонстрировать слушателям современные модели образовательных систем дошкольного образования.

Используя различные формы педагогического взаимодействия, педагогический коллек-

тив МБ ДОУ детского сада № 353 г. Челябинска, представляет создание оптимальных условий индивидуализации образовательного процесса. Включенное наблюдение стажеров за игровой деятельностью детей позволяет ближе познакомиться с успешным опытом педагогов в решении проблемы социализации детей дошкольного возраста. В ходе организованного диалога «за круглым столом» участники стажировки обмениваются опытом, а также имеют возможность обогатить свои знания и представления о способах расширения социальной практики ребенка во взаимодействии младших и старших детей, их развития путем взаимо-обучения в совместной деятельности.

Кроме того, педагоги МБ ДОУ ДС № 353 г. Челябинска демонстрируют опыт успешного внедрения автоматизированного рабочего места руководителя и специалистов ДОУ, перевод управления дошкольным образованием на качественно новый уровень с учетом решающей роли информации как непременного атрибута управления и возможность на научной основе осуществить этот процесс в условиях введения ФГТ. Руководителям и специалистам дошкольного образования предлагаются различные ва-рианты внедрения и профессионального использования автоматизированной информационноаналитической системы в образовательном процессе ДОУ. Так, например, осуществление мониторинга состояния образовательного процесса, как объекта управления, выработка обоснованных управленческих решений на основе результатов мониторинга, а также автоматизиро-ванность документооборота в части аналитических справок, отчетов и т. п. В ходе стажировки демонстрируются методические комплексы по использованию цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками, комплекты с обучающими компьютерными играми для детей, мультимедийные презентации к педагогическим мероприятиям в детском саду и др.

Инновационные подходы к активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности представлены на базе МБДОУ детского сада № 308 г. Челябинска. Работа со слушателями предусматривает использование интерактивных методов обучения (доступ к сети Интернет, мультимедийное оборудование и др.). Утверждение и введение в действие Федеральных государственных

требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования повлекло за собой необходимость не только изменения структуры образовательной программы ДОУ, но и поиска новых подходов к организации работы с детьми, особенно к работе по развитию речи. Данное обстоятельство определяет необходимость повышения профессиональной квалификации педагогов в вопросах организации речевой работы с детьми в ДОУ. Развитию профессиональной культуры организаторов дошкольного образования способствуют творческие мастерские, в ходе которых осуществляется знакомство с современными подходами в создании условий для:

- организации самостоятельной деятельности детей: наполнение образовательного пространства специальным нестандартным оборудованием (визуальные и звуковые панели, зеркальный домик, мягкие формы и др.);

- обеспечения активизирующего обучения речи детей: речевые игры на асфальте, воскоте-рапия, сказкотерапия, кружок ЛЕГО-констру-ирования, журналистский центр.

Моделирование организации новых форм дошкольного образования (на примере внедрения инновационных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья) предлагается организаторам дошкольного образования в МБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Организаторы дошкольного обра -зования знакомятся с актуальным опытом эффективного и адекватного применения комплексных, индивидуальных коррекционно-развивающих программ в условиях общеобразовательного учреждения; принимают участие в разработке индивидуально-ориентированных кор -рекционно-развивающих программ учебно-коррекционного модуля многокомпонентной матричной модели развития детей группы риска.

Работа в малых группах обеспечивает включение педагогов в процессы интегрированного планирования и проектирования модели комплексного воздействия на ребенка со стороны профессионального объединения педагогов. Слушатели разрабатывают систему взаимодействия профессиональных сообществ, создавая сетевую модель взаимодействия, включающую: ресурсные центры, консультационные пункты и др., что позволяет более эффективно решать ти-

пичные проблемы в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальные вопросы управления развитием доступности и качества образовательных услуг в муниципальной системе дошкольного образования рассматриваются на базе МАДОУ детского сада № 17 г. Челябинска. Слушатели имеют возможность получить ответы на актуальные вопросы, связанные с совершенствованием экономических механизмов управления в сфере дошкольного образования (управление ДОУ в автономном режиме, апробация новой системы оплаты труда в ОУ г. Челябинска и др.). В ходе деятельностного подхода совместно со слушателями решаются вопросы использования организационно-экономических механизмов введения НСОТ:

- увеличение дифференциации оплаты труда педагогов различной квалификации;

- изменение структуры заработной платы и принципов формирования базовой (тарифной) и стимулирующей частей;

- внедрение механизма связи заработной платы с качеством и результативностью труда, определение системы критериев и показателей для учета качества и результативности труда при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;

- разделение фонда оплаты труда и зарплаты педагогических работников учреждений дошкольного образования на базовую и стимулирующую части;

- повышение стимулирующих функций оплаты труда, рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;

- использование системы поощрения за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении индивидуальных надбавок стимулирующего характера, а также премирования за особые достижения в труде;

- регламентация системы повышающих коэффициентов для исчисления повышения ставок и доплат к должностным окладам работников образования;

- установление связи между заработной платой педагогических работников учреждений дошкольного образования и количеством воспитанников;

- учет в оплате труда всех видов деятельно -сти педагогических работников учреждений дошкольного образования;

- определение гибкого механизма связи уровня стимулирующих надбавок с уровнем оценки труда педагога со стороны государства (аттестация педагогических кадров) и со стороны общества (гражданских институтов);

- модернизация системы аттестации педагогических работников учреждений дошкольного образования.

Практическое освоение руководителями ДОУ способов построения успешной практики управления качеством дошкольного образования на основе программно-целевого метода позволяет обучающимся разработать (скорректировать) проект системы управления качеством образования применительно к условиям своего дошкольного образовательного учреждения. Слушатели высоко оценивают комплексный характер документационного обеспечения управ -ления ДОУ, разработанного руководителем.

МАДОУ детский сад № 213 г. Челябинска работает со слушателями, используя интерактивные методы, направленные на изменение моделей поведения и осознанного усвоения новых норм деятельности, связанных с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Решение актуальных проблем по развитию личностных качеств у детей дошкольного возраста, потребность в разработке технологии социальноличностного развития, моделирования воспитательного процесса с учетом базовых потребностей ребенка, подготовка дошкольника к следующей ступени образования и многих других вопросов осуществляется в ходе проблемных семинаров, деловых игр, сочетания фронтальных и групповых форм работы. Активная смена и разнообразие видов деятельности, рефлексия

- способствуют совершенствованию профессиональных компетентностей стажеров в вопросах обновления содержания и технологий развивающего обучения детей дошкольного возраста. Наибольший интерес у участников курсов повышения квалификации вызывают авторские подходы в организации развивающего пространства, совместной партнерской деятельности взрослых и детей, открытой для перепроектирования в соответствии с интересами детей и субкультурными содержаниями.

В центре внимания образовательного пространства ДОУ находятся вопросы, связанные с

подготовкой детей к школе, формированием представлений о здоровом образе жизни. Подготовка детей к большим психологическим и физиологическим нагрузкам в школе должна обеспечиваться созданием определенных условий для воспитанников в дошкольном образовательном учреждении в формировании представлений о здоровом образе жизни:

- гигиеническая организация социальной среды обитания в ДОУ;

- наличие в ДОУ специальной обучающей программы;

- овладение педагогами и детьми системой понятий о своем организме, здоровье, здоровом образе жизни;

- успешная организация физического воспитания дошкольников.

Педагогический коллектив МАДОУ ЦРР детского сада № 453 г. Челябинска представляет опыт своей деятельности в решении указанных проблем. Проблемные семинары, семинары-практикумы знакомят с системой организации физического воспитания дошкольников. Являясь активными участниками поиска решений типичных проблем, возникающих в профессиональной деятельности, слушатели участвуют в проектировании модели взаимодействия субъектов образовательного процесса, апробации технологии формирования представлений о здоровом образе жизни, создании условий реализации педагогической технологии, включающей учет возрастных особенностей, комплексный подход к отбору содержания представлений о здоровом образе жизни, разработку и внедрение в практи -ку работы дошкольных учреждений технологии и диагностики уровня сформированности у детей представлений о здоровом образе жизни.

Стажировка, направленная на освоение новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений теории и практики непосредственно в дошкольных образовательных учреждениях дает наибольший практический эффект. Активное участие в стажировке управленческих кадров всех уровней муниципальной системы дошкольного образования способствует установлению ус -тойчивых прямых и обратных связей, позволяет согласовать подходы к развитию системы дошкольного образования в рамках всей управленческой вертикали. Взаимодействие педагогов в рамках стажировочной деятельности ус-

танавливает тесные связи и партнерские отношения между ДОУ различных регионов; повышает имидж образовательных учреждений, принимающих участие в стажировке.

Литература

1. Ильясов, Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования / Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова.

- Педагогическое образование и наука. - 2010.

- № 1. - С. 64-69.

2. Калина, И. И. Система повышения квалификации работников образования - ключевой фактор реализации государственной образовательной политики / И. И. Калина // Методист. - 2009. - № 1. - С. 4-5.

3. Комарова, Е. С. Обучение работников дошкольного образования на базе федеральной стажировочной площадки. Опыт Челябинской области / Е. С. Комарова // Управление ДОУ. -2012. - № 8. - С. 4-8.

4. Корнилова, Л. В. Проективное обучение как инновационный метод в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Л. В. Корнилова, Е. Р. Айчувакова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ООО «Пронто», 2011. - № 4(9). -С.29-33.

5. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2004. -448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.