Содержательно-процессуальные особенности повышения квалификации работников образования в рамкахреализации мероприятий ФЦПРО
УДК 378.091.398
СТАЖИРОВКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Л. Н. Чипышева
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к проектированию программы дополнительного профессионального образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Характеризуется целевой заказ на проектирование образовательной программы повышения квалификации с учетом методологии стандартов - системно-деятельностного подхода. Перечисляются структурные компоненты образовательной программы, в которой выделяются три блока - мотивационный, деятельностный и оценочно-рефлексивный. Особое внимание уделяется элементу деятельностного блока - стажировке. Стажировка определяется как часть образовательной программы, реализуемой на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых площадках). Приводятся критерии отбора базовых площадок в Челябинской области. Анализируются программы стажировок, которые проводят базовые площадки в рамках Федеральной целевой программы развития образования. При описании опыта работы базовой площадки особое внимание уделяется характеристике форм работы со слушателями, которые носят деятельностный характер и направлены на формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Approaches to design the program of additional professional education in the conditions of implementation of federal state educational stan-
dards of general education are considered in the article. The target order for design of an educational program of professional development taking into account methodology of standards - system and activity approach - is characterized by the author. Structural components of an educational program and its three blocks - motivational, activity, evaluative and reflective - are described. The special attention is paid to an element of the activity block - training. Training is considered as a part of an educational program realized on the basis of innovative educational institutions (base platforms). Criteria of selection of base platforms in Chelyabinsk region are described. Programs of training, which carry out base platforms within the Federal target program of education development, are analyzed. Special attention is paid to the characteristic of forms of studies. These activity studies forms are aimed at forming professional competences and provide effective implementation of federal state educational standards of the general education.
Ключевые слова: стажировка, инновационные общеобразовательные учреждения, базовые площадки, системно-деятельностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Training, innovative educational institutions, base platforms, system and activity approach, federal state educational standards of the general education.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов стал системно-деятельностный подход, который
должен обеспечить формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, иными словами умение учиться. Приоритет данной цели очевиден, выпускники школы будут жить и работать в информационном обществе, требующем гибкости и способности адаптироваться в стремительно изменяющемся мире, постоянного профессионального совершенствования, способности ориентироваться в различных информационных потоках.
Сегодня понимание необходимости изменения образовательной парадигмы, переход с позиции «ученик должен усвоить определенный нами объем информации, научиться выполнять нужные действия» на позицию «мы должны включить ученика в учебную деятель -ность, предоставив ему самостоятельность, создавая условия для формирования познава-тельной рефлексии», уже не вызывает споров. Большая часть учительской общественности с этим полностью согласна, однако принятие новой позиции - важнейший, но только первый шаг к освоению системно-деятельностного подхода на практике. Не случайно на первое место в системе условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения поставлены кадровые условия.
Научить учителя реализовать системнодеятельностный подход в ежедневной практике -актуальная задача дополнительного профессионального образования. Но, к сожалению, «научить» системно-деятельностному подходу невозможно, его необходимо «принять», работая в команде, сравнивая, обсуждая, оценивая свои успехи и неудачи, с помощью самоанализа переводя «ситуацию неуспеха» в «ситуацию успеха».
Каким образом помочь учителю осознать, что введение стандарта вносит изменения в его ежедневную деятельность, показать реализацию ФГОС в «живом» образовательном процессе? Для решения данной проблемы необходимо внести изменения в программы повышения квалификации, разработать их на основе системно-деятельностного подхода.
В статье Д. Ф. Ильясова и О. А. Ильясовой «Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников» выделены три основных этапа разработки образовательной программы дополнительного профессионального образования. На этапе перехода на федеральные госу-
дарственные образовательные стандарты общего образования особое значение приобретает первый этап - формирование целевого заказа на проектирование образовательной программы. «Проектирование образовательной программы повышения квалификации начинается с уточнения процесса целеполагания. На этом этапе речь идет об определении того, для чего проектируется новая образовательная программа, какова ее направленность, какие характерные признаки следует реализовывать в ней. Вполне определенные ответы на эти вопросы можно рассматривать как целевой заказ на проектирование соответствующей образовательной программы» [1, с. 5].
Целевой заказ сформулирован в федераль -ных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования. Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования: «Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет в образователь -ных учреждения, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятель -ности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» [8, с. 40].
В приведенной цитате заключена важная мысль о недостаточности теоретического зна-комства с особенностями стандартов, положительный эффект может быть достигнут в том случае, если руководители образовательных учреждений и педагоги познакомятся с реальной практикой, выступят не только в роли «слушателя», но и «участника деятельности».
Коллективом ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг. по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» в 2011-2012 гг. были разработаны программы по-
Научное обеспечение системы ‘Научно-теоретический журнал 73 л ^
■' г ^ повышения квалификации кадров
вышения квалификации по проблемам «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования» для педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и тьюторов, которые в полной мере отвечают предъявленным требованиям.
В программе можно выделить три блока (рисунок 1), каждый из которых выполняет свою функцию.
В рамках мотивационного блока выявляется уровень понимания и принятия слушателями нормативной и содержательной базы ФГОС общего образования, формируется положительная мотивация к их изучению, определяются профессиональные затруднения, создаются проблемные ситуации, направленные на осознание необходимости освоения системно-деятельностного подхода.
Деятельностный блок направлен на практическое освоение теоретических вопросов, знакомство с которыми проходило в рамках первого блока. Важным моментом является представление инновационного опыта образовательных учреждений, реализующих ФГОС общего образования.
Функцией рефлексивно-оценочного блока является не столько констатация с помощью от -метки уровня достижения результатов в ходе
курсовой подготовки, сколько организация самоанализа и самооценки для определения дальнейших шагов по совершенствованию профессиональной компетентности в межкурсовой период.
Для системы повышения квалификации лекции, практические занятия, обучение на основе дистанционных технологий, проведение диагностики и написание рефератов не являются новыми формами. За последние годы в них внесены значимые изменения: лекции строятся как диалоги с аудиторией, при проведении практических занятий широко используется работа в группах и т. д. Но для части слушателей этого будет недостаточно, так как они не смогут соотнести теорию с практикой. Данное противоречие определило необходимость включения в программу стажировки.
Стажировка как форма обучения появилась в 70-х гг. XX в., термин «стажировка» трактовался следующим образом: «Стажировка - выполнение выпускником профессионального учебного заведения производственных должностных обязанностей на определенном рабочем месте и с ограниченной ответственностью. Проводится с целью адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности» [6, с.
388]. Выделяются еще два вида стажировки -языковая (изучение неродного языка) и научная (работа в ведущих научных центрах страны).
Мотивацыоыныи блок
Входная диагностика
Теоретическая подготовка (лекции, практические занятия)
Определение темы реферата
Деятельп-остпыИ блок
Оцєн о чп о-рефлєкси єн ьі її блок
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий
Стажировка
Написание реферата
Индивидуальные консультации
J Итоговая диагностика
Итоговая аттестация (в форме защиты реферата)
Рис. 1. Структура образовательной программы «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования»
На основе данного определения можно сделать вывод о том, что стажировка во ФГОС общего образования понимается несколько иначе. Однако работ, раскрывающих новое понимание термина «стажировка», недостаточно. За последние годы появилось несколько диссертационных исследований, выявляющих особенности и возможности стажировки в рамках повышения квалификации.
В частности, значимость данной формы повышения квалификации раскрывается в диссертационном исследовании О. В. Новохатько: «Стажировка, находясь в центре практических изменений в образовании, чутко реагирует на все общественные изменения, а это в свою очередь позволяет гибко регулировать образова-тельный процесс. В силу максимальной приближенности программы стажировки к профессиональной деятельности каждого стажера, она служит обеспечению действительного единства теории и практики в деятельности каждого сотрудника учреждения» [3, с. 106].
В диссертационном исследовании О. В. Но-вохатько убедительно доказывается положительный потенциал стажировки, но стажировка не рассматривается как часть образовательной программы дополнительного профессионального образования, она определяет работу педагога в межкурсовой период.
Нашему пониманию стажировки более соответствует позиция С. В. Тимофеевой: «Под стажировкой руководителя общеобразовательного учреждения понимается практико-ориен-тированная образовательная деятельность, протекающая в учреждении системы общего образования на основании согласованной учебной программы в целях освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений теории и практики непосредственно в организации, где они возникли» [7, с. 100].
В ходе проектирования образовательной программы «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образова -ния» стажировка была определена следующим образом.
Стажировка - основная часть деятельностного блока образовательной программы дополнительного профессионального образования, которая реализуется на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых
площадок), с целью освоения способов введения и реализации ФГОС общего образования в образовательном учреждении и системнодеятельностного подхода.
Какие общеобразовательные учреждения можно считать инновационными? Обратимся к толкованию понятия «инновация»: «Инновация педагогическая - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой системы как целого» [2, с. 102].
Введение ФГОС общего образования в полной мере является инновацией, так как определяет новое понимание образовательных результатов, задает структуру основной образовательной программы образовательного уч -реждения, включающей значительную часть, формируемую участниками образовательного процесса, все эти изменения направлены на повышение качества образования.
В связи с тем, что Челябинская область с 2008 года участвует в процессах апробации ФГОС начального общего образования, сегодня накоплен инновационный опыт, который может стать частью курсов повышения квалификации, внести практико-ориентированную составляющую, которой всегда ждут слушатели курсов. Для определения лучших инновационных общеобразовательных учреждений и присвоения им статуса базовой площадки был проведен конкурсный отбор. Критерии конкурсного от -бора утверждены Постановлением Губернатора Челябинской области от 17.11.2001 г. № 400 «О проведении в 2011 г. конкурсного отбора муниципальных общеобразовательных учреж-дений для создания базовых площадок по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Были выделены пять критериев конкурсного отбора:
1. Результативное участие в инновационных проектах федерального, регионального и муниципального уровней.
2. Высокий уровень материально-технического, информационного обеспечения образовательного учреждения, позволяющий реализовать программы повышения квалификации на основе новых информационных технологий, включая дистанционные технологии обучения.
Научное обеспечение системы Научно-теоретический журнал 75 л ^
■' г ^ повышения квалификации кадров
3. Высокий уровень кадрового потенциала учреждения.
4. Наличие публикаций, методических разработок, связанных с тематикой стажировочной площадки «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования как системообразующий ресурс социально-экономического развития Челябинской области, обеспечивающий современное качество общего образования».
5. Качество проекта практической части программы повышения квалификации (стажировки) по вопросам введения ФГОС [5].
Первые четыре критерия оценивали содержательное наполнение стажировок, качество инновационного опыта общеобразовательного учреждения, результативность введения инновации. При оценке пятого критерия рассматривались не только содержание, но и формы рабо-
ты со слушателями. Пассивное наблюдение за проведением уроков, прослушивание рассказов о разработке основной образовательной программы и локальных актов не могли обеспечить освоение концепции ФГОС общего образования. В связи с этим предпочтение отдавалось формам, включающим слушателей в деятельность -проектирование, аудит, дискуссии и т. д.
Несмотря на то, что формулировки тем стажировочной части образовательной программы дополнительного профессионального образования в учебно-тематическом плане были одинаковыми, за счет разнообразия форм работы со слушателями и особенностями инновационного опыта общеобразовательных учреждений получились разнообразными.
В таблице 1 приведены примеры проведения стажировки по одной из тем на трех базовых площадках.
Таблица 1
Варианты освоения темы «Современные образовательные технологии урочной и внеурочной деятельности: их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов» на базовых площадках
Наименование темы стажировки в соответствии с УТП образовательной программы Тема мероприятия стажировки Предлагаемые формы работы со слушателями в период стажировки Перечень материалов, представляемых ОУ в период стажировки слушателям по теме мероприятия
МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением математики г. Магнитогорска
Современные образовательные технологии урочной и внеурочной деятельности; их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов. ФГОС общего образования: суть изменений. Структура и содержание образовательной программы основного образования. Сравнительносопоставительный анализ двух образовательных систем. Алгоритм разработки в образовательном учреждении основной образовательной программы основного общего образования.
Методы и приемы реализации программы междисциплинарного курса «Основы смыслового чтения. Работа с текстом» уро-ках (на примере отдельных предметов). Мастер-классы. Технологические карты мастер-классов по предметам: математика, литература, география.
Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательном учреждении как механизм реализации междисциплинарной программы «Основы учебноисследовательской и проектной деятельности». Проектировочный семинар. Алгоритм построения системы проектной и исследовательской работы с обучающимися в урочной и внеурочной деятельности. Приемы методики изучения основ проектной деятельности «Пирамида проектов», «Проектный робот».
Роль классного руководителя и социального педагога в формировании коммуникативных УУД у обучающихся. Самопрезентация. Деловая игра. Модель плана деятельности классного руководителя, модель плана работы социального педагога.
МАОУ гимназия № 76 г. Челябинска
Современные образовательные технологии урочной и внеурочной деятельности; их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов. Система работы по управлению введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Самопрезентация. Модель системы работы по управлению введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Групповой или индивидуальный проект: что эффективнее? Проектная работа. Спецификация индивидуального проекта. Спецификация группового проекта.
Разработка технологической карты по организации работы школьников над индивидуальным проектом. Практическая работа. Технологическая карта по организации работы школьников над индивидуальным проектом.
Технология разработки программы по учебным предметам, курсам (на примере одного или нескольких предметов). Групповое проектирование. Проект программы по учебному предмету.
МБОУ «Лицей № 6» г. Миасса
Современные образовательные технологии урочной и внеурочной деятельности; их направленность на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов. Продуктивные формы обучения как требование ФГОС. Разработка урока в логике системно-деятельностного подхода. Имитационная работа. Сравнительная таблица, опорный конспект.
Визуальные методы организации освоения учебного материала. Комментированный просмотр видеоурока. Маршрутный лист технологии.
Формирование исследовательской и проектной культуры учащихся. Защита проектов учащимися, мастер-класс по оцениванию результатов проектных работ. Маршрутный лист исследовательского проекта, электронная презентация.
В таблице представлены не все темы и формы, реализуемые базовой площадкой, полный вариант стажировочной части программы по всем темам на семи базовых площадках представлен в методических рекомендациях для педагогических работников «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» [4]. В таблице можно увидеть разнообразие форм работы со слушателями в процессе организации стажировки и определить требования к их отбору.
Одним из важнейших требований является включение слушателя в деятельность, направленную на освоение профессиональной компетентности. Например, мастер-класс по оцениванию результатов проектных работ, сопровождающий защиту проектов учащимися, позволяет включить слушателей в процесс оценивания, результатом
работы становиться - способность разрабатывать критерии и показатели оценки проектной работы учащегося.
Любая форма работы предполагает получение конкретного продукта, который может быть использован слушателем в практической деятельности. Так, алгоритм построения системы проектной и исследовательской работы с обучающимися в урочной и внеурочной деятельности, спецификация индивидуального проекта, проект программы по учебному предмету, модель системы работы по управлению введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и др. будут востребованы слушателями и в межкурсовой период.
Положительный эффект проведения стажировок отмечают все слушатели курсов повышения квалификации. Включение в курсовую подготовку стажировки, в сочетании с работой над
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
актуальной для слушателя проблемой (написание реферата, индивидуальные консультации), обучением с использованием дистанционных образовательных технологий, предполагающих самостоятельную работу, повышает результативность повышения квалификации. И является ответом на вопрос, который мы поставили в начале статьи «Каким образом помочь учителю осознать, что введение стандарта вносит изменения в его ежедневную деятельность, показать реализацию ФГОС в „живом“ образовательном процессе?».
Таким образом, использование стажировок должно стать традиционным в системе повышения квалификации, сбалансировать сочетание теории и практики, создать у слушателей мотивацию к реализации ФГОС общего образования на практике.
Литература
1. Ильясов, Д. Ф. Технология проектирования образовательной программы повышения квалификации педагогических работников / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : Фотохудожник, 2011. -№ 2(7). - С. 5-12.
2. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспи-рова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : МарТ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 448 с.
3. Новохатько, О. В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Новохатько. - М., 2004. - 183 с.
4. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : метод. реком. для пед. работ. - 2-е изд. - Челябинск : изд-во ЧИППКРО, 2012. -320 с.
5. Постановление Губернатора Челябинской области от 17.11.2001 г. № 400 «О проведении в 2011 году конкурсного отбора муници -пальных общеобразовательных учреждений для создания базовых площадок по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
6. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Большая Рос. энцикл., 1998. - 669 с.
7. Тимофеева, С. В. Организационно-педагогические условия квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в процессе стажировки в центрах инновационного опыта : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С. В. Тимофеева. - Чебоксары, 2010. - 230 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с.