'a \
-—^ Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Неформальное повышение квалификации педагогических работников
посредством проектирования инновационных продуктов
А. В. Кисляков, А. В. Щербаков
Informal teacher professional development by means of innovative products designing
A. V. Kislyakov, A. V. Shcherbakov
Аннотация. Современные требования к процессу повышения профессионализма работников образования ориентируют на широкое использование различных форм повышения квалификации. Содержание статьи раскрывает один из аспектов неформального повышения квалификации - проектирование инновационного продукта в ходе стажировки. Механизм создания инновационного продукта раскрывается через описание компонентов модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся. Рассматривается роль различных субъектов образования в процессе создания и обеспечения функционирования и развития рассматриваемой модели образовательной системы, акцентируется внимание на создании условий, обеспечивающих достижение обучающимися личностных образовательных результатов.
Abstract. Modern requirements to the process of enhancing teachers' professionalism are oriented to the wide use of different forms of professional development. The article highlights one of the aspects of informal professional development - innovative products designing during the career training. Mechanism for creating innovative product is revealed through the description of components of education system model, providing modern education quality on the basis of integrity principle in implementing programs of pupils socialization and upbringing. Authors describe role of different subjects of education in creating and providing this education system model functioning
and development. The attention is focused on creating conditions, providing pupils personal educational achievements.
Ключевые слова: неформальное повышение квалификации, стажировка, моделирование, образовательная система, современное качество общего образования, программа воспитания и социализации, принцип интегративности, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Key wards: informal professional development, career training, modeling, education system, modern quality of general education, program of socialization and upbringing, principle of integrity, Federal State Educational Standards of the General Education.
Современная система повышения квалификации работников образования создает и совершенствует различные формы и виды дополнительного профессионального образования.
Одной из ключевых проблем непрерывного педагогического образования является использование потенциала формального, неформального и информального образования в процессе совершенствования профессионализма педагога.
В научно-педагогических исследованиях, посвященных дополнительному профессиональному образованию, нет устоявшихся понятий, раскрывающих сущность данных процессов.
В работе Н. В. Чекалевой, О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаевой обозначены ключевые черты,
присущие формальному, неформальному и ин-формальному образованию.
Формальное образование происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными организациями.
Неформальное образование происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором четко обозначены цели, методы и результат обучения в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.
Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д.
Так, когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности не имеет определенной структуры [1].
Идеи непрерывного образования через его формальные, неформальные и информальные составляющие широко обсуждаются на уровне мировых институтов. Так, по результатам 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей в 2011 году, была принята «Международная стандартная классификация образования. МСКО 2011» [2]. В данном документе предлагаются следующие определения рассматриваемых процессов.
Формальное образование - это институционализированное, целенаправленное, спланированное при участии государственных организаций и признанных государством частных орга-
низаций образование, что в целом составляет систему формального образования страны. Институционализированным образованием считается такое образование, при котором организация предоставляет комплексные условия для образования, такие как отношения «ученик-учитель» и/или взаимодействие, специально предназначенное для целей образования и обучения.
Неформальное образование - это образование, которое институционализировано, целенаправленно и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг. Определяющей характеристикой неформального образования является то, что оно является дополнением и/или альтернативой формальному образованию в обучении в течение всей жизни индивидуума. Обучение в рамках таких программ часто ведется для обеспечения всеобщего права доступа к образованию.
Информальное обучение определяется как формы обучения, которые являются целенаправленными или тщательно спланированными, но не институционализированными. Соответственно, оно менее организованно и менее структурировано, чем формальное или неформальное образование. Информальное обучение может включать учебную деятельность в семье, на рабочем месте, по месту жительства и в повседневной жизни, и направленность его определяется самостоятельно, семьей или социумом.
В рамках рассматриваемой проблемы существенным в рассматриваемом документе является то, что неформальное образование доступно людям всех возрастов, но оно не обязательно имеет непрерывную направленную структуру; оно может быть коротким по продолжительности и/или низким по интенсивности; и оно, как правило, также организуется в форме краткосрочных курсов, мастер-классов или семинаров. Неформальное образование чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образования или их эквивалентами, соответствующими национальным или субнациональным органам образования, либо квалификации совсем не присваиваются. Однако официально признанные квалификации могут быть получены в результате исключительного участия в специальных программах неформального обра-
зования: подобное часто происходит, если в рамках неформального образования восполняются компетенции, приобретенные в других контекстах [2].
Рассмотренные особенности формального, неформального и информального образования позволяют нам выделить взаимосвязи между формальным и неформальным образованием:
- обе формы образования являются институционализированными, целенаправленными и спланированными, т. е. предполагают наличие образовательной программы;
- результатом обеих форм является получение документа об образовании, т. к. предоставляется образовательная услуга;
- неформальное образование может дополнять содержание формального образования и более ориентировано на приобретение практических умений и навыков обучаемого.
Установление взаимосвязи формального и неформального образования является основой для организации неформального повышения квалификации работников образования. В государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ГБОУ ДПО ЧИППКРО) были разработаны и утверждены «Регламенты, нормативно закрепляющие неформальное повышение квалификации работников образования на основе обобщения и распространения ими эффективного педагогического опыта, результатов участия в инновационных проекта в сфере образования». Данный документ создает правовое основание для включения неформальных форм в существующую систему формального повышения квалификации.
Одним из механизмов реализации неформального повышения квалификации, по нашему мнению, является проектирование педагогическими и руководящими работниками инновационных продуктов (моделей образовательных систем, основных образовательных программ, программ развития организаций и т. д.) в процессе реализации программ повышения квалификации. В настоящее время в Челябинской области в рамках реализации подмеро-приятия ФЦПРО «Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное
качество общего образования» были разработаны 5 моделей образовательных систем, отражающих различные аспекты современной системы общего образования.
Для каждой из моделей творческими группами ГБОУ ДПО ЧИППКРО были подготовлены образовательные программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.
Критерии и показатели моделей прошли апробацию в ходе областного конкурса педагогических коллективов и учителей образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего общего образования «Современные образовательные технологии», который проводился в рамках реализации областной целевой Программы развития образования Челябинской области на 20132015 годы.
В рамках данной статьи мы рассмотрим процесс неформального повышения квалификации на примере проектирования инновационного продукта - «Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегра-тивности в реализации программ воспитания и социализации обучающихся».
Так, в ходе реализации образовательной программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: достижение современного качества образования на основе интеграции программ социализации и воспитания обучающихся» [3], прошедшей апробацию в 2013 году на территории Челябинской области, были достигнуты задачи:
- систематизация представлений о теоретико-методологических основах достижения современного качества общего образования;
- изучение нормативно-правовых оснований разработки и реализации программ воспитания и социализации учащихся на основе их интеграции;
- знание и понимание психолого-педагогических основ организации воспитания и социализации учащихся;
- освоение технологии разработки и реализации программ воспитания и социализации учащихся;
- освоение содержания диагностической работы на различных этапах разработки и реализации программ воспитания и социализации учащихся;
- овладение современными образовательными технологиями, формами, приемами и методами применения эффективного опыта организации воспитания и социализации учащихся в образовательном учреждении [3].
Основной эффект реализуемой образовательной программы, в части неформального повышения квалификации, достигался за счет освоения педагогами практических знаний в рамках стажировочной деятельности, что позволяло им успешно действовать в разнообразных ситуациях педагогической практики, своевременно и адекватно реагировать на ее развитие.
Значительное место при организации стажировки отводилось работе по анализу ситуаций, работе с диагностическими методиками, анализу и оценке документов и материалов, разработке, защите и экспертизе индивидуальных и групповых микропроектов, проведению аукционов идей, ярмарок проектов, круглых столов, презентаций опыта, мастер-классов, мозговых штурмов, деловых и ролевых игр [4].
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности [5].
Ее ключевой особенностью является организация повышения квалификации работников образования на базе образовательных учреждений, имеющих опыт эффективной деятельности, а также наличие подготовленного педагогического коллектива, способного обеспечить (в процессе стажировки) достижение результатов образовательной деятельности слушателями программы повышения квалификации.
Основной формой неформального повышения квалификации в процессе стажировки является организация групповой деятельности педагогов по освоению алгоритма разработки и реа-
лизации программ воспитания и социализации учащихся в образовательном учреждении на разных ступенях образования, проектирование программы воспитания и социализации. В процессе проектирования программ воспитания и социализации слушатели включались в процесс концептуализации эффективного педагогического опыта, позволяющий педагогическим и руководящим работникам адекватно осмысливать свою профессиональную деятельность, прогнозировать развитие образовательных систем, направленных на обеспечение современного качества образования. Руководящие работники, в том числе, осваивали технологии организации управленческого содействия педагогам в обобщении и представлении позитивных педагогических практик реализации программ воспитания и социализации учащихся.
Эффективность неформального повышения квалификации, т. е. качество проектной деятельности, по нашему мнению, будет зависеть от правильного сочетания теоретических и практических аспектов в формальном повышении квалификации. Одним из обязательных условий организации образовательной программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: достижение современного качества образования на основе интеграции программ социализации и воспитания обучающихся» являлось освоение содержания модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации обучающихся, разработанной авторским коллективом ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
В ходе освоения теоретических основ моделирования акцентировалось внимание слушателей на то, что создание эффективной системы воспитания и социализации обучающихся в общеобразовательной организации требует разработки ее модели, содержащей представление о наиболее важных компонентов воспитательной системы.
Выбор в качестве компонентов целей и задач, определенных участниками образовательного процесса, продуманной деятельности педагогов, обучающихся, родителей по реализа-
'a \
-—^ Гипотезы, дискуссии, размышления. ЧИППКРО
ции поставленных задач; самих людей как субъектов этой деятельности и отношений, возникающих между ними; созданного ими воспитательного пространства; реалий управленческой деятельности, обеспечивающей построение, становление и развитие системы, позволяет наиболее эффективно сформировать и реализовать модельные представления о реализуемой образовательной системе в конкретном общеобразовательном учреждении. Основанием определения модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования, должна быть выбрана идея создания эффективных механизмов перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, что согласуется с приоритетами государства и общества в части управления качеством общего образования. А при разработке программ воспитания и социализации ведущим концептуальным походом является интегративный подход, обеспечивающий эффективное достижение образовательными организациями личностных образовательных результатов в процессе реализации программ воспитания и социализации обучающихся.
В контексте рассматриваемой проблемы в основе интегративного подхода лежит принцип интегративности в воспитательной работе, предусматривающий обеспечение взаимосвязи всех основных элементов процесса воспитания. Данный принцип является основополагающим при определении содержания, форм, методов и средств воспитания, обеспечивая при этом его целостность и системную упорядоченность. Интеграция (от лат. integer - целый) как понятие в общем виде означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций некой системы в единое целое или процесс, ведущий к такому состоянию, и является противоположным понятию дифференциации.
Принцип интегративности в реализации программ воспитания и социализации обучающихся обуславливает:
- формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание целостной социальной среды развития обучающихся и включающего учебную, внеурочную, внешкольную деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонацио-
нального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образовании;
- эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся [6].
Эффективное проектирование модели образовательной системы не возможно без освоения слушателями методологии моделирования и проектной деятельности.
Важным в освоении методологических основ моделирования является понимание того что, модель образовательной системы есть структурированный определенным образом (методом) аналог реальной системы, в котором характер протекания основных процессов подобен протеканию таких же процессов в реальной системе, а предлагаемые модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, являются ориентировочной основой, пользуясь которой реальные субъекты внедрения могли бы разрабатывать конкретные технологии, методики, программы и проекты совершенствования различных сторон образовательной деятельности [7].
Следовательно, важнейшим условием, обеспечивающим эффективность неформального повышения квалификации, являлось освоение слушателями содержания предлагаемой модели образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации обучающихся, включающей целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты (рис. 1).
Содержательное наполнение каждого компонента структурной модели воспитания и социализации обучающихся будет осуществляться образовательным учреждением в соответствии с требованиями ФГОС начального, основ-
ЦЕЛЬ
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Т
СОДЕРЖАНИЕ
духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся
т
ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
организации воспитания и социализации
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебная Внеурочная Внешкольная
деятельность деятельность деятельность
I
РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформированность Сформированность Сформированность
личной культуры социальной культуры семейной культуры
Динамика личностного роста обучающихся
Рис. 1. Структурная модель процесса воспитания и социализации обучающихся общеобразовательного учреждения
ного и среднего общего образования, положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержанием примерных основных образовательный программ ступеней образования, а также воспитательными традициями общеобразовательного учреждения, особенностями социально-экономического развития региона и образовательными запросами обучающихся и их родителей. Существенное значение в процессе разработки модели образовательной системы имеет концептуализация эффективного педагогического опыта, как собственного, так и чужого, что дает возможность педагогическим и руководящим работникам адекватно осмысливать свою профессиональную деятельность,
прогнозировать развитие данных систем с целью обеспечения современного качества образования.
Особое внимание в процессе неформального повышения квалификации уделялось формированию понимания сущности компонентов модели, характеризующих организационно-управленческие механизмы ее создания и реализации:
- концептуально-целевой компонент, отражающий многообразие идей, цель и задачи в реализации системной организации воспитания и социализации обучающихся;
- содержательный компонент, характеризующий различные направления деятельности субъектов системы, обеспечивающие качество
воспитания и социализации обучающихся в рамках реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования;
- технологический компонент, определяющий наиболее целесообразное сочетание форм, методов и средств организации деятельности субъектов, комплекс условий, обеспечивающих позитивные изменения в качестве воспитания и социализации обучающихся на уровне образовательного учреждения;
- процессуальный компонент, характеризующий этапы развития системы: мотивационно-подготовительный, проектно-моделирующий, организационно-деятельностный и рефлексивно-аналитический;
- результативный компонент, определяющий ожидаемые результаты функционирования системы.
Рассмотрим содержание названных организационно-управленческих компонентов, которые являлись основанием для авторских проектов моделей слушателей в ходе неформального повышения квалификации.
Концептуально-целевой компонент модели содержательно раскрывается через концептуальные подходы, реализуемые общеобразовательным учреждением, цель и задачи. Целью деятельности является создание условий для включения субъектов образования в процесс системной организации воспитания и социально-педагогической поддержки обучающихся общеобразовательного учреждения в целях становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основными задачами, обеспечивающими достижение формулируемой цели, являются: формирование заинтересованности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся во взаимодействии друг с другом; мотивирование активности субъектов образования на участие в создании и обеспечении функционирования и развития системы; формирование проектных групп, определение планов их работы по обеспечению системной организации воспитания и социализации обучающихся; проведение комплексных исследований с целью выявления потребностей
субъектов образования; самоопределение субъектов образования в выборе форм своего участия.
Как и в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся; организация деятельности проектных групп по разработке системы воспитания и социализации обучающихся; реализация модели и ресурсное обеспечение функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; включение субъектов образования в реализацию модели и обеспечение функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; самореализация субъектов образования посредством участия в реализации содержания и форм организации воспитания и социализации обучающихся в соответствии с разработанной моделью; самоанализ субъектами образования результатов своего участия в реализации модели и обеспечении функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; проведение мониторинга результативности и эффективности воспитания и социализации обучающихся.
При проектировании важно учитывать, что решение обозначенных задач осуществляется в процессе прохождения всех этапов реализации модели: мотивационно-подготовительного, проектно-моделирующего, организационно-деятельностного и рефлексивно-аналитического.
Для понимания логики проектирования рассматриваемых организационно-управленческих компонентов необходимо рассмотрение содержательных характеристик каждого из структурных компонентов модели: концептуально-целевого, содержательного, технологического и результативного, в их динамике на каждом этапах ее реализации.
На мотивационно-подготовительном этапе необходимо обеспечить формирование готовности субъектов образования к проектированию и реализации программ воспитания и социализации обучающихся на этапах начального, основного и среднего общего образования; определить различные механизмы морального и материального стимулирования деятельности субъектов образования в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспита-
ния и социализации обучающихся; сформировать проектные группы по организации проектных работ; организовать исследования по выявлению потребностей различных субъектов образования.
На проектно-моделирующем этапе необходимо организовать деятельность целевых проектных групп на основе соблюдения принципа самоопределения субъектов образования, выборе форм своего участия в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся. Познакомить субъектов образования с приоритетными направлениями и формами организации воспитания и социализации обучающихся в контексте основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и ФГОС всех ступеней общего образования; уточнить и/или разработать содержание программ воспитания и социализации обучающихся на этапах начального, основного и среднего общего образования; осуществить управленческое содействие субъектов образования в проектировании и освоении содержания, технологий и форм организации воспитания и социализации обучающихся.
На организационно-деятельностном этапе необходимо уделить внимание ресурсному обеспечению реализации модели; осуществить организацию деятельности субъектов образования по реализации программ воспитания и социализации обучающихся на всех этапах общего образования; уделять внимание демонстрации субъектами образования эффективного опыта организации воспитания социализации обучающихся; обеспечить формирование воспитывающей среды и уклада школьной жизни образовательного учреждения.
На рефлексивно-аналитическом этапе особое внимание необходимо уделить самоанализу субъектами образования результатов своего участия в реализации программ воспитания и социализации обучающихся; провести мониторинг результативности и эффективности воспитания и социализации обучающихся на всех этапах общего образования; обучить субъектов образования методам обобщения, анализа и выявления передового, инновационного педагогического опыта организации воспитания и социализации обучающихся.
Эффективность реализации организационно -управленческих компонентов на практике во многом зависит от правильного использования образовательным учреждением форм, методов и средств, обеспечивающих разработку и реализацию субъектами образования программ воспитания и социализации обучающихся, содержательно раскрываемых в характеристике технологического компонента модели.
Мы рекомендуем следующие основные формы, методы деятельности субъектов образования на различных этапах реализации модели.
На мотивационно-подготовительном этапе приоритетными являются формы и методы актуализации, мотивирования и стимулирования деятельности субъектов образования, в числе которых методы морального и материального стимулирования, методы управленческого содействия и психологической поддержки.
На проектно-моделирующем и организаци-онно-деятельностном этапах основными формами и методами являются проектирование и моделирование программ различного уровня (программ воспитания и социализации общеобразовательного учреждения, рабочих программ учебных курсов, программ курсов внеурочной деятельности, дополнительных образовательных программ, конкретных воспитательных дел и мероприятий, социальных и культурных практик обучающихся).
На рефлексивно-аналитическом этапе ведущими выступают методы контроля и самоконтроля, а также методы группового, коллективного и индивидуального анализа и самоанализа.
Средствами реализации описываемой модели образовательной системы на всех этапах ее реализации являются программно-методические, научно-методические и информационные ресурсы, обеспечивающие эффективную организацию деятельности субъектов образования по реализации программ воспитания и социализации обучающихся на этапах начального, основного и среднего общего образования. Проектированию ресурсов, необходимых для реализации модели, уделялось особое внимание как в ходе формального, так и неформального повышения квалификации.
В завершающей части проектирования модели уделялось особое внимание критериям функционирования и развития, которые необходимо рассматривать в двух аспектах ее ре-
зультативности: результаты организационно-управленческого характера, которые констатируют создание соответствующей образовательной системы на всех этапах реализации модели; результаты, характеризующие современное качество образования, достигаемые при реализации программ воспитания и социализации обучающихся.
На мотивационно-подготовительном этапе создания системы результатами являются: положительная мотивация субъектов образования на взаимодействие друг с другом и участие в создании и обеспечении функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; готовность субъектов образования к разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся.
На проектно-моделирующем этапе создания системы результатами являются: выбор субъектами образования направлений и форм своего участия в разработке и реализации программно-методического и ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся; разработанные с участием субъектов образования модель системной организации и программно-методическое обеспечение функционирования системы воспитания и социализации обучающихся.
На организационно-деятельностном этапе создания системы результатами являются: активное участие субъектов образования в реализации модели и ресурсном обеспечении функционирования системы воспитания и социализации обучающихся; функционирование и развитие системы воспитания и социализации обучающихся; успешная самореализация субъектов образования; наличие базы данных передового, инновационного педагогического опыта по организации воспитания и социализации обучающихся.
На рефлексивно-аналитическом этапе создания системы результатами являются: осмысление субъектами образования собственного педагогического опыта организации воспитания и социализации обучающихся; видение перспектив совершенствования и развития системы воспитания и социализации обучающихся в образовательном учреждении; наличие результатов обобщения, анализа и выявления передового, инновационного педагогического опыта
организации воспитания и социализации обучающихся для их демонстрации в рамках мероприятий научно-методической направленности, а именно: совещания, семинары, круглые столы, конференции и т. д.
В качестве критериев реализации образовательной системы, обеспечивающей реализацию принципа интегративности реализации программ воспитания и социализации обучающихся, мы выделяем следующие: учет специфики контингента обучающихся, родителей (законных представителей), их потребностей, а также социокультурных особенностей территории при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся; эффективность механизмов управления процессами воспитания и социализации обучающихся; включенность участников образовательного процесса в разработку и реализацию системной организации воспитания и социализации обучающихся; обеспеченность преемственности программ воспитания и социализации на всех ступенях общего образования; эффективное использование современных образовательных технологий в организации воспитания и социализации обучающихся; наличие ресурсного обеспечения системной организации воспитания и социализации обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования; достижение результативности и эффективности воспитания и социализации обучающихся.
Таким образом, проектирование инновационных продуктов в процессе стажировки как неформальное повышения квалификации создает необходимые условия для оказания поддержки педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений в освоении ими эффективных способов достижения современного качества образования на основе интеграции программ социализации и воспитания обучающихся, выстраивании перспектив педагогической и управленческой деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания общего образования, современных требований к достижению и оценке образовательных результатов у учащихся в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, обеспечивает процесс проектирования программ воспитания и социализации общеобразовательного учреждения.
Библиографический список:
1. Чекалева Н. В. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и ин-формального образования взрослых [Электронный ресурс] / Н. В. Чекалева, О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева // Письма в Эмиссия. Оффлайн / Режим доступа : http://www.emissia.org/offline/ 2012A755.htm, 14.05.2014.
2. Международная стандартная классификация образования. МСКО 2011 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.asv.mgsu. ru/files/Docum/MetodObesp/MCKO-20П.pdf
3. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Достижение современного качества образования на основе принципа интегративности в реализации программ воспитания и социализации учащихся: образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / [авт.-сост. М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др.] ; МОиН Челяб.обл. ; ГБОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. - 268 с.
4. Кисляков А. В. Стажировка как эффективная форма организации курсов повышения квалификации педагогов по освоению технологии разработки и реализации программ воспитания и социализации учащихся / А. В. Кис-ляков // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной государственной политики : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск : ЧИППКРО, 2013. -С. 63-67.
5. Щербаков А. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации кадров в процессе стажировки на базовой площадке, аккумулирующей эффективный опыт введения ФГОС общего образования / А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2012. - Выпуск 4 (13). - Челябинск. - С. 79-86.
6. Кисляков А. В. Построение модели программ воспитания и социализации обучающихся на основе принципа интегративности / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педаго-
гические науки: научный журнал. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014 г. - С. 26-32.
7. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения : монография / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред.: В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. - 240 с.
References:
1. Chekaleva N. V. Attitude to the Process of Integration of Formal, Informal and Alternative Adult Education [Otnoshenie k protsessu integrat-sii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo ob-razovaniya vzroslykh]. Pis 'ma v Emissiya. Offlayn [The Emissia Offline Letters]. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (ac-cessed14.05.2014).
2. Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikat-siya obrazovaniya. MSKO 2011 [International Standard Classification of Education. ISCED 2011]. URL: http://www.asv.mgsu.ru/files/ Docum/MetodObesp/MCKO-2011.pdf
3. Solodkova M. I., Il'yasov D. F., Barano-va Yu. Yu. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v uslo-viyakh perekhoda na federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty obshchego obrazovaniya. Dostizhenie sovremennogo kachestva obrazovaniya na osnove printsipa integrativnosti v rea-lizatsii programm vospitaniya i sotsializatsii uchashchikhsya: obrazovatel'naya programma dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (povysheniya kvalifikatsii) dlya pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Pedagogical Activity in the Transition to Federal State Educational Standards of General Education. Achieving Modern Education Quality on the Basis of Integrity Principle in Implementing Programmes of Pupils Socialization and Upbringing: Educational Program of Additional Professional Education (Professional Development) for Teachers and Executives of Educational Institutions]. - Chelyabinsk, 2013. - 268 p.
4. Kislyakov A. V. Career Training as an Effective Form of Organizing Teachers Professional Development Courses on Mastering Technologies of Designing and Implementing Programs of Pupils Socialization and upbringing. [Stazhirovka kak effektivnaya forma organizatsii kursov povy-
sheniya kvalifikatsii pedagogov po osvoeniyu tekh-nologii razrabotki i realizatsii programm vospitaniya i sotsializatsii uchashchikhsya]. Tendentsii dopolni-tel'nogo professional'nogo obrazovaniya v kontekste sovremennoy gosudarstvennoy politiki : materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii [Trends of Additional Professional Education in the Context of Modern State Policy: Proceedings of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference ]. - Chelyabinsk, 2013. - P. 63-67.
5. Shcherbakov A. V. Organizational and Pedagogical Conditions of Professional Development in the Career Training Institution, accumulating experience of implementing Federal State Educational Standards of the General Education [Orga-nizatsionno-pedagogicheskie usloviya povysheniya kvalifikatsii kadrov v protsesse stazhirovki na ba-zovoy ploshchadke, akkumuliruyushchey effektiv-nyy opyt vvedeniya FGOS obshchego obrazovaniya]. Nauchnoe obespechenie sistemy povyshe-niya kvalifikatsii kadrov Nauchno-teoreticheskiy
zhurnal [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal]. - Chelyabinsk. - 2012. - № 4 (13). - P. 79-86.
6. Kislyakov A. V. Constructing Model of Programs of Pupils Socialization and Upbringing on the Basis of Integrity Principle [Postroenie modeli programm vospitaniya i sotsializatsii obuchayush-chikhsya na osnove printsipa integrativnosti]. Ya-roslavskiy pedagogicheskiy vestnik. Psikhologo-pedagogicheskie nauki: nauchnyy zhurnal [Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Psychological and Pedagogical Sciences: Scientific Journal]. - Yaroslavl. - 2014. - № 4. - V. 2. - P. 26-32.
7. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'ya-sov D. F. Sovremennoe kachestvo obshchego obrazovaniya: modeli obrazovatel'nykh sistem i effek-tivnye pedagogicheskie mekhanizmy dostizheniya [Modern Quality of General Education: Models of Educational Systems and Effective Pedagogical Mechanisms of Achievement]. - Chelyabinsk, 2012. - 240 p.