Научная статья на тему 'Стажировка как форма развития профессиональных компетенций педагога дуального обучения'

Стажировка как форма развития профессиональных компетенций педагога дуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNSHIP / INTERNSHIP SITES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR TOP-50 / DUAL EDUCATION / СТАЖИРОВКА / СТАЖИРОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ТОП-50 / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева З.А.

Реализация дополнительного профессионального образования в форме стажировки обусловлена рядом условий: переходом на профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты по ТОП-50, привлечением работодателей в разработку и реализацию образовательных программ, участием экспертного сообщества в оценке результатов, организацией обучения на основе дуальной системы. Стажировка определяется как форма повышения квалификации или часть образовательной программы, реализуемой на базовых площадках или предприятиях. В статье рассматриваются виды стажировок, основные отличия стажировки от традиционных курсов повышения квалификации, критерии отбора стажировочных площадок. В условиях дуального обучения формы работы носят деятельностный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNSHIP AS A FORM OF PROFESSIONAL COMPETENCIES DEVELOPMENT OF A TEACHER OF DUAL TRAINING

The realization of supplementary education in a form of internship depends on several reasons: change to professional standards and federal state educational standards for TOP-50; involvement of employers in designing and implementation of the educational programmes; realization of the dual training. Internship is defined as a form of professional development or as a part of the educational programme, implemented at the internship sites or workplace. The author gives characteristics of different kinds of internships, the basic differences between the internship and traditional refresher courses, selection criteria of the internship providers. The article describes active forms of work with the students, which are aimed at forming professional competencies in conditions of the dual education.

Текст научной работы на тему «Стажировка как форма развития профессиональных компетенций педагога дуального обучения»

УДК 371/377

Fedoseeva Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector, Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: fedoseeva.zinaida@mail.ru

INTERNSHIP AS A FORM OF PROFESSIONAL COMPETENCIES DEVELOPMENT OF A TEACHER OF DUAL TRAINING.

The realization of supplementary education in a form of internship depends on several reasons: change to professional standards and federal state educational standards for TOP-50; involvement of employers in designing and implementation of the educational programmes; realization of the dual training. Internship is defined as a form of professional development or as a part of the educational programme, implemented at the internship sites or workplace. The author gives characteristics of different kinds of internships, the basic differences between the internship and traditional refresher courses, selection criteria of the internship providers. The article describes active forms of work with the students, which are aimed at forming professional competencies in conditions of the dual education.

Key words: internship, internship sites, federal state educational standards for TOP-50, dual education.

З.А. Федосеева, канд. пед. наук, проректор, ГБУДПО «Челябинский институт развития профессионального

образования», г. Челябинск, E-mail: fedoseeva.zinaida@mail.ru

СТАЖИРОВКА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Реализация дополнительного профессионального образования в форме стажировки обусловлена рядом условий: переходом на профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты по ТОП-50, привлечением работодателей в разработку и реализацию образовательных программ, участием экспертного сообщества в оценке результатов, организацией обучения на основе дуальной системы. Стажировка определяется как форма повышения квалификации или часть образовательной программы, реализуемой на базовых площадках или предприятиях. В статье рассматриваются виды стажировок, основные отличия стажировки от традиционных курсов повышения квалификации, критерии отбора стажировочных площадок. В условиях дуального обучения формы работы носят деятельностный характер.

Ключевые слова: стажировка, стажировочные площадки, федеральные государственные образовательные стандарты по ТОП-50, дуальное обучение.

Курс российской экономики на инновационное развитие влечет за собой существенные преобразования в системе среднего профессионального образования. Эти преобразования направлены на изменения ряда требований:

- к результатам подготовки выпускников, соответствующим требованиям зарубежных стандартов и передовым технологиям;

- к содержанию образовательных программ, разработанных на основе ФГОС по пятидесяти наиболее перспективным профессиям и специальностям СПО и ориентированных на обеспечение профессиональных стандартов;

- к организации процесса обучения на основе дуальной системы, способствующей максимальному соответствию требованиям работодателей и особенностям регионального рынка труда.

Перечисленные требования коррелируют с вступившим в действие 1 января 2017 г. профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который выдвигает более жесткие требования к квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в части наличия умения демонстрировать профессиональную деятельность, опыта деятельности по профилю реализуемого профессионального образования, педагогической подготовки и обязательного прохождения стажировок по профилю профессиональной деятельности.

Эти изменения актуализировали дополнительное профессиональное образование, реализуемое в форме стажировки не только для педагогических работников организаций сПо, но и для специалистов, осуществляющих профессиональное обучение на предприятиях. В данной ситуации стажировка выступает инновационным механизмом профессионального развития преподавателей и мастеров производственного обучения, наиболее эффективной формой и возможностью компенсировать дефицит умений как по профилю подготовки обучающихся, так и в педагогической деятельности.

Стажировка как форма обучения появилась в 70-х годах XX века, термин «стажировка» трактовался следующим образом: «Стажировка - выполнение выпускником профессионального учебного заведения производственных должностных обязанностей на определенном рабочем месте и с ограниченной ответственностью. Проводится стажировка с целью адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности» [1, с. 388].

В настоящее время функциональная значимость стажировки существенно повысилась.

Прежде всего, стажировку рассматривают как деятельность человека, направленную на приобретение необходимого опыта работы, освоение навыков новой профессии, не требующей специальной подготовки. Данная точка зрения характерна для специалистов при перемещении по служебной лестнице или расширении компетенций и может быть использована для организации стажировок как специалистов, так и педагогических работников, которым требуется повышение уровня квалификации по определенной компетенции.

Второе значение связано с испытательным сроком. Стажировка - это работа по специальности в течение некоторого времени с возможностью последующего зачисления в штат. её также называют испытательным сроком.

Третье значение: стажировка - это деятельность человека, направленная на повышение профессиональной квалификации по полученной им специальности. Такие стажировки разделяют на две группы: рабочие и обучающие. Первые направлены на получение трудового места, вторые - на получение практических навыков [2].

Для специалистов, нуждающихся в дополнительном профессиональном образовании, третье значение является наиболее актуальным.

Впервые документально понятие «стажировка» появилось в письме Государственного комитета РФ по высшему образованию от 15 марта 1996 г. № 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов». В этом документе стажировка определяется как один «из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки» [3]. Такой вид стажировки актуален при профессиональной переподготовке специалистов, осуществляющейся в целях выполнения нового вида деятельности или получения новой квалификации.

В исследовании О.В. Новохатько стажировка рассматривается как непосредственный вид педагогической деятельности и понимается «как основная часть деятельностного блока образовательной программы дополнительного профессионального образования, которая реализуется на базе инновационных образовательных учреждений или предприятий (базовых площадок) на основе системно-деятельностного подхода» [4, с. 75].

В контексте данных исследований накоплен опыт организации стажировок в ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования». Институт более 25 лет осуществляет деятельность по повышению квалификации. За эти годы

выстроена определенная система непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы среднего профессионального образования путем реализации различных программ. Стажировка является одной из приоритетных форм повышения квалификации. Программы повышения квалификации разработаны на основе системно-деятельностно-го подхода. Один или два модуля в программах являются практическими и направлены на овладение новыми компетенциями. Особенно востребованными являются стажировки по овладению современным оборудованием (программа КОМПАС, САПР), материалами и технологиями (технологии КНАУФ, обработка металлов на станках с ЧПУ, изготовление кондитерских изделий и др.). Кроме этого проводятся педагогические стажировки по реализации отдельных тем междисциплинарных курсов, отдельных модулей или видов деятельности, разработке инновационных педагогических средств, методов, приемов обучения.

Стажировки проводятся на базе стажировочных площадок в рамках сетевого взаимодействия. Стажировочные площадки определяются по следующим критериям: предприятия -социальные партнеры профессиональных образовательных организаций, реализующие современные технологии и обеспечивающие тесное сотрудничество с профессиональными образовательными организациями по организации практики; учебные центры внутрифирменной подготовки, учреждения профобразования, являющиеся специализированными центрами компетенций WSR, ведущими профессиональными образовательными организациями по внедрению ФГОС по ТОП-50. Многократно проводились зарубежные стажировки по изучению организации профессионального образования, они прошли в следующих станах: Германия, Турция, Франция, США, Англия, Швейцария, Бразилия, Беларусь, Казахстан и т. д.

В настоящее время в Челябинской области реализуется пилотный проект Агентства стратегических инициатив «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста». Среди положений регионального стандарта в соответствии с темой исследования сформулировано положение о реализации механизмов практико-ориентированной модели обучения (дуальной системы обучения). В рамках реализации данного положения следует обеспечить возможность прохождение практической части обучения на рабочем месте, организовать стажировки педагогических работников на базе ключевых предприятий, являющиеся стейкхолдерами, сформировать сообщество наставников для закрепления за обучающимися во время прохождения практики, вовлечь работодателей в разработку образовательных программ. Эти положения регионального стандарта являются взаимодополняющими и взаимовыгодными для обеих сторон. У педагогических работников профессиональных образовательных организаций в рамках реализации дуального обучения появляется мотивация повышать свой профессиональный уровень, постоянно отслеживать изменения, происходящие на данном предприятии, в данной отрасли, проявлять персональную ответственность в повыше-

Библиографический список

нии качества образования, обеспечении организации обучения с учетом требуемого уровня, предъявляемого к специалистам в конкретной отрасли. При организации стажировок педагогических работников может быть применена статья 59 Трудового кодекса РФ, которая посвящена срочному трудовому договору для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки [5].

В настоящее время понятие «стажировка» несколько расширилось. Ряд исследователей рассматривают стажировку как форму повышения педагогической квалификации, реализуемой под определенную новую задачу или в связи с педагогическими затруднениями в рамках педагогической деятельности. С.В. Тимофеева в своем исследовании под стажировкой понимает «практико-ориентированную образовательную деятельность, протекающую в учреждении образования на основании согласованной учебной программы в целях освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений теории и практики непосредственно в организации, где они возникли» [6, с. 100].

В рамках реализации положения регионального стандарта требуется возрождение наставничества для организации практики студентов. В этой связи к наставнику предъявляются характерные для педагогической деятельности требования, которые могут быть сформированы в рамках дополнительного профессионального образования. При организации дуального обучения у предприятия появляется возможность обеспечить наставникам педагогическую компетентность через стажировки в условиях взаимодействия с образовательными организациями.

Основное отличие педагогической стажировки от традиционных курсов повышения квалификации заключается, во-первых, в их практико-ориентированном характере, подразумевающем замену лекций практическими формами организации обучения (мастер-классы, обмен опытом на рабочем месте).

Во-вторых, в процессе стажировки происходит освоение современных педагогических технологий на базе лучших образовательных практик. В-третьих, стажировка должна носить индивидуальный характер независимо от того, проходит её педагог индивидуально или в составе группы слушателей. Каждая стажировка имеет индивидуальный план и индивидуальные задания, направленные на решение конкретных профессиональных задач совершенствования профессионального мастерства (профессионального развития) конкретного педагога.

Исходя из проведенного нами исследования и имеющегося опыта деятельности по организации стажировок, можно утверждать, что стажировка как форма развития профессиональной компетентности работника позволяет в небольшой промежуток времени значительно повысить уровень практической, методической и теоретической подготовки, а в условиях организации дуального обучения становится инновационным механизмом повышения качества профессионального образования в целом.

1. Российская педагогическая энциклопедия. Под редакций В.В. Давыдова. Москва: Большая Рос. энцикл. 1998; Т. 2.

2. Проведение и время стажировки. Available at: https://businessman.ru/new-provedenie-i-vremya-stazhirovki-stazhirovka-eto.html

3. Об организации и проведении стажировки специалистов. [Письмо Госкомвуза РФ от 15.03.1996 № 18-34-44 ин/18-10]. Available at: КонсультантПлюс.

4. Новохатько О.В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

5. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Федер. закон: принят Гос. Думой 21.12.2001, одобр. Советом Федерации 26.12.2001 № 197-ФЗ]: [Ред. от 03.07.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017]. Available at: http://ppt.ru/kodeks. phtml?kodeks=17

6. Тимофеева С.В. Организационно-педагогические условия квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в процессе стажировки в центрах инновационного опыта. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2010.

7. Петухова Г.В., Петухов С.Ю. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации. Педагогическое мастерство: материалы VI Международной научной конференции. июнь 2015 Москва: Буки Веди, 2015.

References

1. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Pod redakcij V.V. Davydova. Moskva: Bol'shaya Ros. 'encikl. 1998; T. 2.

2. Provedenie i vremya stazhirovki. Available at: https://businessman.ru/new-provedenie-i-vremya-stazhirovki-stazhirovka-eto.html

3. Ob organizacii i provedenii stazhirovki specialistov. [Pis'mo Goskomvuza RF ot 15.03.1996 № 18-34-44 in/18-10]. Available at: Konsul'tantPlyus.

4. Novohat'ko O.V. Stazhirovka kak forma povysheniya kvalifikacii pedagogov uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

5. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii [Feder. zakon: prinyat Gos. Dumoj 21.12.2001, odobr. Sovetom Federacii 26.12.2001 № 197-FZ]: [Red. ot 03.07.2016; s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017]. Available at: http://ppt.ru/kodeks. phtml?kodeks=17

6. Timofeeva S.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya kvalifikacii rukovoditelej obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij v processe stazhirovki v centrah innovacionnogo opyta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2010.

7. Petuhova G.V., Petuhov S.Yu. Stazhirovka kak forma povysheniya kvalifikacii pedagogov na baze obscheobrazovatel'noj organizacii. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. iyun' 2015 Moskva: Buki Vedi, 2015.

Статья поступила в редакцию 03.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.