Научная статья на тему 'Стажировка как эффективная форма включения педагогов в разработку программ исследовательской и проектной деятельности обучающихся'

Стажировка как эффективная форма включения педагогов в разработку программ исследовательской и проектной деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА / СТАЖИРОВКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. PROJECT ACTIVITIES / RESEARCH ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / PROJECT TASK / CAREER TRAINING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чипышева Людмила Николаевна, Жаркова Наталья Анатольевна, Каменкова Наталья Владимировна, Полякова Елизавета Дмитриевна

В статье рассматриваются подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, обосновывается необходимость этих действий для достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Выявляется проблема освоения педагогами методики организации проектной и исследовательской деятельности у учащихся. Раскрывается один из способов решения данной проблемы – проведение стажировок в рамках курсов повышения квалификации. Стажировка определяется как часть образовательной программы, реализуемой на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых площадках). Приводятся примеры проектных задач, которые решаются слушателями в ходе стажировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чипышева Людмила Николаевна, Жаркова Наталья Анатольевна, Каменкова Наталья Владимировна, Полякова Елизавета Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER TRAINING AS AN EFFECTIVE FORM OF TEACHERS'' INVOLVEMENT IN THE DEVELOPMENT OF PROGRAMS OF RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES OF LEARNERS

This article describes approaches to the organization of the learners project and research activities and justifies that these actions are necessary to achieve planned results of using the main educational programs. Article reveals teachers difficulties in mastering methods of the organization of the learners project and research activities, and describes one way to solve this problem – career training during the professional development courses. Career training is defined as part of the educational program implemented on the basis of innovative educational institutions. Authors also give the examples of project tasks to be solved by trainees during the career training.

Текст научной работы на тему «Стажировка как эффективная форма включения педагогов в разработку программ исследовательской и проектной деятельности обучающихся»

„ЦМс,^

А

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

СТАЖИРОВКА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Л. Н. Чипышева, Н. А. Жаркова, Н. В. Каменкова, Е. Д. Полякова

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, обосновывается необходимость этих действий для достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Выявляется проблема освоения педагогами методики организации проектной и исследовательской деятельности у учащихся. Раскрывается один из способов решения данной проблемы - проведение стажировок в рамках курсов повышения квалификации. Стажировка определяется как часть образовательной программы, реализуемой на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых площадках).

Приводятся примеры проектных задач, которые решаются слушателями в ходе стажировки.

This article describes approaches to the organization of the learners project and research activities and justifies that these actions are necessary to achieve planned results of using the main educational programs. Article reveals teachers difficulties in mastering methods of the organization of the learners project and research activities, and describes one way to solve this problem - career training during the professional development courses. Career training is defined as part of the educational program implemented on the basis of innovative educational institutions. Authors also give the examples of project tasks to be solved by trainees during the career training.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, учебная деятельность, проектная задача, стажировка, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Project activities, research activity, educational activity, project task, career training, federal state educational standards of the general education.

На современном этапе развития педагогической науки важность организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся не вызывает сомнений.

При этом большинство исследователей обосно-

вывают необходимость включения учащихся в продуктивную деятельность вызовами времени. Переход к информационному обществу, в котором умение учиться в течение всей жизни, умение видеть проблемы и выстраивать свою деятельность, оценивать результаты по ходу работы и вносить коррективы, работать в команде становятся главными умениями успешного человека.

Следует отметить, что данный подход формировался еще в индустриальную эпоху, когда педагоги обратили внимание на процесс и результат обучения.

Еще Дж. Дьюи отмечал, что излишняя сосредоточенность на результате, к которому по мнению взрослых должен стремится ребенок, очень часто отвращает его от самого процесса обучения.

Что важнее похвала взрослых и положительная отметка или сам процесс познания, получения прогнозируемого обучающимся результата? Дж. Дьюи отвечает на этот вопрос однозначно: «Исключительный интерес к результату превращает работу в тягостный труд, ибо под тягостным трудом разумеется та деятельность, в которой интерес к результату не захватывает средства его достижения.

Если какая-либо работа становится тяжким трудом, то процесс выполнения ее теряет всякое значение для совершающего ее; он заботится только о том, что получит в конце. Самая работа, проявление энергии ненавистно: это только неизбежное зло, без которого не достигается какая-нибудь важная цель» [2, с. 46].

Мы не случайно обратились к источнику XIX века, его и сегодня нельзя назвать устаревшим, потому что до сих пор мнение большинства учителей и родителей формулируется именно так, главное итоговые отметки в аттестате и результаты единого государственного экзамена.

Но высокие отметки должны стать естественным результатом деятельности человека, который понимает значимость учения, испытывает интерес к самому процессу.

В процессе разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего об

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

разования, приоритеты были расставлены однозначно - программы формирования / развития универсальных учебных действий, реализация системно-деятельностного подхода требуют от учителей внимания не только к результатам, но прежде всего к процессу достижения этих результатов.

Процесс достижения планируемых результатов обеспечивается включением учащихся в учебную, проектную и исследовательскую деятельность.

Следует подчеркнуть, что под учебной деятельностью нельзя понимать приобретение новых знаний, умений и навыков, которые передаются ребенку учителем, при этом ребенок выступает в качестве объекта, он должен выучить и сделать то, что определили взрослые.

Нельзя не согласиться с мнением Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, что учебная деятельность - это формирование понятийного мышления в процессе решения учебных задач. При этом содержание образования представляется как логическая цепочка последовательных учебных задач, при решении которых ученики выявляют общие способы действия и применяют их при решении частных задач.

Н. К. Поливанова определяет отличие проектной деятельности от учебной следующим образом: «Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. и по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче» [3, с. 22].

О разнице проектной и исследовательской деятельности Н. К. Поливанова говорит следующее: при проектировании меняется ситуация практических действий, а в научном исследовании - теория (понятийное пространство определенной науки).

Несмотря на то, что у этих процессов разные цели, сами алгоритмы учебной и проектной деятельности достаточно близки

Главное в этих процессах то, что ученик понимает логику процесса учения, является его субъектом, что позволяет ему достичь планируемые результаты.

Интересен подход к проектным задачам, который описывается в работах А. Б. Воронцова. По его мнению, проектная задача позволяет учащимся применять целый ряд способов действий, средств и приемов в ситуациях приближенных к реальным.

Итогом решения любой проектной задачи являются два аспекта: первый - это получение «продукта», второй - качественное изменение самого ученика или группы детей [1, с. 49].

С точки зрения требований федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования главным будет второй результат, так как качественное изменение самого ребенка - это не что иное, как освоение им универсальных учебных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильное сочетание учебной, проектной и исследовательской деятельности в школьной практике обеспечит формирование универсальных учебных действий.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования учитывают необходимость реализации учебной, проектной и исследовательской деятельности.

Этот подход закреплен в требованиях к структуре и содержанию основной образовательной программы.

Приведём в качестве примера требования к структуре раздела ФГОС основного общего образования - программе развития универсальных учебных действий:

Программа должна содержать:

1) цели и задачи программы, описание ее мста и роли в реализации требований Стандарта;

2) описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных,познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;

4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-

исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное.

А так же игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебноисследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в об

Учебная деятельность Проектная деятельность

1. Мотивационная основа деятельности. 2. Целеполагание. 3. Планирование и прогнозирование. 4. Выполнение действий -контроль - коррекция - оценка. 5. Рефлексия. 1. Результат. 2. Эскиз. 3. Срок достижения. 4. Планирование. 5. Программирование. 6. Выполнение действий - мониторинг и коррекция. 7. Получение и представление продукта.

ласти использования информационнокоммуникационных технологий. познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;

3) типовые задачи применения универсальных учебных действий;

4) описание особенностей реализации основных направлений учебно-

исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное.

А так же игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебноисследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

7) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий.

Подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;

8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей;

9) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-

континуумной платформы как базиса методического обеспечения, подготовки кадров;

10) систему оценки деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся;

11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий» [4, с. 30-31].

Итак, теоретическое обоснование необходимости введения в школьную практику проектной и исследовательской деятельности дано, практические подходы к реализации намечены, нормативно требование закреплено, на первый взгляд, проблема отсутствует.

Однако нужно признать, что ключевое противоречие остается. Противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным уровнем владения способами организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. К сожалению, до сих пор остается процент учителей, для которых на первом месте стоит результат, а не процесс его достижения.

Таблица 1 Планируемые результаты

УУД Ученик научится Ученик получит возможность научиться

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

В результате возникают недопустимые ситуации, когда выполнение проектов и исследование поручается родителям, которые могут получить материальный продукт, но не далеко не всегда могут обеспечить качественные изменения самого ребенка.

Как донести до педагогов важность организации проектной и исследовательской деятельности,

Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

обеспечивающей достижение новых образовательных результатов?

На первый взгляд, ответ очевиден, нужно рассказать слушателям в ходе курсов повышения квалификации теорию вопроса. Однако при таком «традиционном» подходе гарантировать результат невозможно. Нужны и другие способы. Ранее мы рассказывали о практике включения в курсы повышения квалификации стажировок. Сегодня можно говорить, что стажировка может стать одним из эффективных решений и проблемы освоения педагогами проектной и исследовательской деятельности.

В ходе проектирования образовательной программы «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования» специалисты ГБОУ ДПО ЧИППКРО определили, что обязательной частью программы должна являться стажировка на базовых площадках. Уточним понятие стажировка: «Стажировка - основная часть деятельностного блока образовательной программы дополнительного профессионального образования, которая реализуется на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых площадок), с целью освоения способов введения и реализации ФГОС общего образования в образовательном учреждении и системнодеятельностного подхода» [5, с. 75].

По сути программы стажировок - это включение педагогов в проектную и исследовательскую деятельность, обеспечивающую совершенствование его профессиональной компетентности, потому что любая форма работы предполагает получение конкретного продукта, который может быть использован слушателем в практической деятельности.

Рассмотрим, как проводится работа в МБОУ «Лицей № 6» г. Миасса. На первом этапе слушателям курсов предлагается следующее задание: из списка УУД выберите те, которые показывают необходимость формирования проектных и исследовательских умений у учащихся. Заполните таблицу [1].

На первый взгляд, ответ очевиден, нужно рассказать слушателям в ходе курсов повышения квалификации теорию вопроса. Однако при таком «традиционном» подходе гарантировать результат невозможно. Нужны и другие способы. Ранее мы рассказывали о практике включения в курсы повышения ква-

лификации стажировок. Сегодня можно говорить, что стажировка может стать одним из эффективных решений и проблемы освоения педагогами проектной и исследовательской деятельности.

В ходе проектирования образовательной программы «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования» специалисты ГБОУ ДПО ЧИППКРО определили, что обязательной частью программы должна являться стажировка на базовых площадках.

Уточним понятие стажировка: «Стажировка - основная часть деятельностного блока образовательной программы дополнительного профессионального образования, которая реализуется на базе инновационных общеобразовательных учреждений (базовых площадок), с целью освоения способов введения и реализации ФГОС общего образования в образовательном учреждении и системнодеятельностного подхода» [5, с. 75].

По сути программы стажировок - это включение педагогов в проектную и исследовательскую деятельность, обеспечивающую совершенствование его профессиональной компетентности, потому что любая форма работы предполагает получение конкретного продукта, который может быть использован слушателем в практической деятельности.

Рассмотрим, как проводится работа в МБОУ «Лицей № 6» г. Миасса.

На первом этапе слушателям курсов предлагается следующее задание: из списка УУД выберите те, которые показывают необходимость формирования проектных и исследовательских умений у учащихся. Заполните таблицу:

Работа обеспечивает формирование мотивационной основы действия, так как в процессе заполнения таблицы у слушателей появляется главный вопрос, на который необходимо найти ответ - как достичь этих результатов.

Ответ будет найден в процессе выполнения следующих заданий. Сначала рассматривается возможность решения проектных задач на уроках. Пример выполнения такого задания слушателями приведен в таблице 2.

Работа обеспечивает формирование мотивационной основы действия, так как в процессе заполнения таблицы у слушателей появляется главный

Таблица 2

Проектные задачи

Планируемый результат Проектная задача Тема урока, класс

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. 1) Опираясь на новые знания, измените (дополните) алгоритм выбора гласных в окончаниях существительных. 2) Составьте схему, помогающую определить род несклоняемых существительных. Склонение существительных на -ия, -ие, -ий Несклоняемые существительные.

вопрос, на который необходимо найти ответ - как достичь этих результатов.

Ответ будет найден в процессе выполнения следующих заданий.

Сначала рассматривается возможность решения проектных задач на уроках.

Пример выполнения такого задания слушателями приведен в таблице 2.

На следующем этапе в ходе анализа курсов внеурочной деятельности для младших школьников «Мы - исследователи» (автор Н. В. Каменкова), «Юный исследователь» (автор Е. В. Юзеевой) и элективного курса «Методология научного исследования» (М. М. Смирнягиной) слушатели выявляют способы включения учеников в проектную и исследовательскую деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создают модели, на основе которых в дальнейшем будут разрабатывать свои программы.

Предложенные задания адресованы педагогам, которые непосредственно работают с детьми.

Руководителям и заместителям руководителя более интересен другой аспект проблемы - проектирование «Программы развития универсальных учебных действий».

Такая работа предлагается слушателям в рамках стажировок стажировок, которые организуются

на базе МАОУ гимназия № 76 г. Челябинска. Работа включает несколько этапов:

1. Рассматриваются статус, порядок разработки и утверждения Программы развития универсальных учебных действий.

2. Технологические подходы к проектированию программы развития универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС основного общего образования.

3. Проектирование программы развития универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС основного общего образования.

4. Освоение методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Материалы, представляемые слушателям на стажировке, разрабатывались общеобразовательными учреждениями в ходе реализации научно -прикладного проекта «Разработка программы исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Обязательное включение в программы стажировок выполнения проектных заданий позволяет решить ряд проблем. Во-первых, участие в деятельности и значимость полученных в этой деятельности результатов помогает слушателям принять системно-деятельностный подход, оценить его преимущества. Во-вторых, происходит освоение способов организации проектной деятельности учащихся и затем применить их на практике. Таким образом, включение слушателей в рамках стажировки в проектную деятельность, позволяет достичь качественных изменений в их профессиональной компетентности.

Литература

1. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя /

А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др. - М. : Просвещение, 2010. - 176 с.

2. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. - М. : «Лабиринт», 1999. - 186 с.

3. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с.

5. Чипышева, Л. Н. Стажировка как форма повышения квалификации педагогических работников / Л. Н. Чипышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО. - № 4 (13). - С.67-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.