В. В. Кучурин
(Санкт-Петербург)
РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФОРМЕ СТАЖИРОВКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS IN THE FORM OF INTERNSHIP UNDER THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF
GENERAL EDUCATION
В статье рассматриваются вопросы проектирования программ дополнительного профессионального образования в форме стажировки. Показывается роль стажировок в совершенствовании переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров общеобразовательных учреждений. Дается характеристика программы стажировки «Управление процессом введения ФГОС общего образования», которая была разработана на факультете менеджмента Ленинградского областного института развития образования и реализовывалась на базе общеобразовательных организаций Ленинградской области
Ключевые слова: проектирование программ дополнительного профессионального образования, стажировка, переподготовки и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров общеобразовательных учреждений, ФГОС общего образования.
The article deals with the design of additional professional education programs in the form of internship. The role of internships in improving retraining and in-service training of managerial and pedagogical staff of general education institutions is shown. The characteristic of the internship program «Management of introduction of State educational standards of general education», which was developed at Management faculty of Leningrad Regional Institute of Education Development and implemented on the basis of general education organizations of Leningrad Region is given Key words: designing additional professional education programs, training, retraining and in-service training of managerial and pedagogical staff of general education institutions, State educational standards of general education.
Обеспечение достижения нового качества образования в соответствии с запросами личности, общества и государства требует существенного обновления содержания и технологий обучения, переориентации образования на формирование высокого уровня интеллектуальных и универсальных способностей, творческую систему обучения, духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое становление личности в условиях открытой информационно-образовательной среды как фактора достижения нового качества образовательных результатов.
Особенно актуальной тема достижения нового качества образовательных результатов в условиях открытой информационно-образовательной среды становится в связи с введением ФГОС общего образования, ориентирующих школу и учителя на работу с деятельностным содержанием образования, на формирование умений осваивать и использовать информацию для решения учебных и практических задач, самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью, а также
на подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории, жизненного и профессионального пути.
Избежать рисков формализации сложного, многопланового процесса внедрения ФГОС и сделать новый стандарт эффективным инструментом модернизации всей системы образования возможно в том случае, если руководители и учителя школ смогут освоить и эффективно применять новые формы организации образовательного процесса, методы, средства и технологии обучения.
В связи с этим образовательные организации дополнительного профессионального образования должны предлагать новые образовательные программы, которые будут содержательно привлекательны для потенциальных слушателей, максимально результативны, то есть качественно улучшают или совершенствуют профессиональные компетенции руководителей и педагогов, способствуют решению стоящих перед ними конкретных задач, минимизируют расходы командирующих организаций (в виде частичного или полного освобождения командируемых от работы).
Кроме того, в настоящее время приоритетными в организации дополнительного профессионального образования являются формы и технологии, которые обеспечивают его практикоориентированный характер, эффективное формирование и закрепление профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций в условиях реальной управленческой и педагогической деятельности. Слушателю курсов переподготовки и повышения квалификации важно не столько узнать о новых подходах, изменениях, инновациях, сколько увидеть, как они реализуются в практике конкретного образовательного учреждения, получить личный опыт их применения и дать им профессиональную оценку.
Сделать это можно посредством организации переподготовки и повышения квалификации в форме стажировки, под которой «понимается практикоориентированная образовательная деятельность, протекающая в учреждении системы общего образования на основании согласованной учебной про-
граммы в целях освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений теории и практики непосредственно в организации, где они возникли» [3, с. 100].
По мнению специалистов, стажировка имеет целый ряд преимуществ. В частности:
• предоставляет личности возможность активно и реально участвовать в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения, то есть стажер получает возможность влиять на содержание, формы и методы обучения, контролировать организацию обучения, адаптировать обучение к своим индивидуальным потребностям и особенностям;
• обучение в форме стажировки является персонифицированным, адресным;
• способствует формированию и развитию у стажера самостоятельного, творческого и ответственного подхода к своему обучению, позволяет повысить эффективность и реальную значимость процесса обучения для каждого стажера;
• обучение в форме стажировки, проходящей в условиях, приближенных к рабочему месту педагога, активизирует его образовательную деятельность, значительно повышает уровень его мотивации [1].
Именно поэтому в нормативно-правовых документах, регламентирующих порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, стажировка рассматривается как одна из форм переподготовки и повышения квалификации, целью которой являются «изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей» [2].
Содержание стажировки, ее сроки и характер (индивидуальная или групповая) определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом предложений учреждений, направляющих специалистов, содержания дополнительных профес-
сиональных программ и исходя из целей обучения.
Стажировка осуществляется по индивидуальному плану, составленному по желанию заказчика, и может предусматривать решение конкретной управленческой, научно-методической, педагогической или другой профессиональной задачи.
Переподготовка и повышение квалификации в форме стажировки могут быть организованы в разных формах: очно, очно-заочно, заочно. Особый интерес представляют дистанционные стажировки, например, в форме веб-школы, с созданными специализированными Интернет-порталами и сайтами, мультимедийными лекториями, круглыми столами, электронными выставками-презентациями учебных, методических, справочных изданий и др.
Важным представляется вопрос о видах деятельности, которые предусматривает стажировка. В нормативно-правовых документах указывается, что стажировка может включать:
• самостоятельную работу с учебными изданиями;
• приобретение профессиональных и организаторских навыков;
• изучение организации и технологии производства, работ;
• непосредственное участие в планировании работы организации;
• работу с технической, нормативной и другой документацией;
• выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
• участие в совещаниях, деловых встречах [2].
Вместе с тем использование активных форм обучения вовсе не исключает теоретических, в том числе лекционных занятий для стажеров. Иногда, прежде всего для молодых начинающих работников, лекционные занятия могут даже специально включаться в стажировку по рекомендации командирующей организации. В конкретных ситуациях целесообразно включать в стажировку консультации по определенному кругу вопросов. Однако теоретические
занятия не должны преобладать, так как в этом случае невозможно обеспечить прак-тикоориентированный характер обучения. Основное внимание необходимо сосредоточить на создании условий для получения стажерами самостоятельных научно-методических или педагогических результатов.
На факультете менеджмента Ленинградского областного института развития образования имеется большой опыт реализации дополнительных профессиональных программ в форме стажировки. Например, разработанная на факультете программа стажировки по теме «Управление процессом введения ФГОС общего образования», которая реализовывалась на базе общеобразовательных организаций Ленинградской области и получила положительные отзывы стажеров, в том числе из других регионов Российской Федерации.
Цель программы - формирование и развитие профессиональных компетенций управленческих кадров общеобразовательных учреждений, необходимых для эффективной организации процесса введения ФГОС нового поколения в школьную практику.
Программа стажировки ориентирована на решение следующих задач:
• помочь стажерам освоить методы структурного анализа образовательных стандартов как средства управления качеством образования (педагогическая компетентность, аналитическая компетентность);
• сформировать у стажеров понятие о новых смыслах, целях и ценностях образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения (управленческая компетентность, аналитическая компетентность, педагогическая компетентность);
• научить стажеров обеспечивать эффективную коммуникацию и согласование позиций участников образовательного процесса (учащиеся, родители, учителя) посредством организации «переговорных площадок», в том числе в виртуальном образовательном пространстве школы (коммуникативная компетентность, ИКТ-компе-тентность);
• помочь стажерам освоить технологии разработки образовательной программы
школы с использованием «переговорных площадок», в том числе в виртуальном образовательном пространстве школы, на основе планирования результатов (ком-петентностей) учащихся (управленческая компетентность, коммуникативная компетентность, ИКТ-компетентность);
• научить стажеров проводить профессиональную и общественную экспертизу основной образовательной программы школы и анализировать экспертные данные (педагогическая компетентность, аналитическая компетентность);
• научить стажеров способам анализа и проектирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения (аналитическая компетентность, педагогическая компетентность).
В основу программы стажировки положены результаты современных исследований в области педагогической инноватики, согласно которым образовательные изменения (инновации), будучи многомерными, включают в себя как минимум три обязательных взаимосвязанных компонента: изменение целей, смыслов и принципов образования; использование новых или пересмотренных учебных материалов (образовательных программ); использование новых подходов к обучению [4, с. 40.].
В связи с этим положительный результат комплексного, многомерного процесса перехода образовательного учреждения на ФГОС нового поколения будет во многом зависеть от того, в какой мере управленческие и педагогические кадры школы готовы к принятию стратегических целей и смыслов изменений в российском образовании, использованию новых или пересмотренных (адаптированных) учебных и программных материалов, а также освоению новых подходов к обучению и современных форм организации образовательного процесса.
С учетом этого стадии обучения в процессе стажировки были соотнесены с обязательными компонентами образовательных изменений: от понимания смыслов (тема «ФГОС общего образования нового поколения: методология, структура, требования») через разработку образовательных программ (тема «Основная образовательная
программа школы как инструмент реализации требований ФГОС общего образования») к новой организации образовательного процесса (тема «Анализ и проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»). Именно эта логика лежит в основе разработанной и реализованной на факультете менеджмента программы стажировки для управленческих и педагогических кадров по теме «Управление процессом введения ФГОС общего образования в школе».
Разработка и практическая реализация стажировки осуществлялись в рамках регионального эксперимента по апробации программ основного и среднего общего образования и отработке механизмов введения стандартов нового поколения в образовательных учреждениях Ленинградской области.
В содержании стажировки представлены разработанные на факультете и апробированные в образовательных учреждениях Ленинградской области:
• технологии проектирования основной образовательной программы школы с использованием «переговорных площадок» (в том числе виртуальных) как средства обеспечения эффективной коммуникации участников образовательного процесса;
• алгоритм проектирования основной образовательной программы на основе планирования личностных, метапредметных и предметных результатов (компетентно-стей) учащихся;
• система внутришкольной оценки качества образования и экспертизы образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации;
• модель образовательного процесса с использованием виртуального пространства Интернет и открытых образовательных технологий для достижения новых образовательных результатов (личностных, мета-предметных и предметных) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
• технологии структурного, аспектного и системного анализа современного урока с
учетом требований ФГОС нового поколения к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы;
• модель оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), разработанной на основе концепции формирующего оценивания.
По мнению авторов программы стажировки, использование на практике предложенных моделей и механизмов проектирования и реализации основной образовательной программы стажерами позволит им перейти в своих образовательных учреждениях от традиционной классно-урочной системы организации образовательного процесса к новым открытым образовательным технологиям, в том числе на основе использования виртуального образовательного пространства Интернет, от репродуктивного обучения (передача знания) к активной познавательной деятельности учащихся, формированию универсальных учебных действий и умения учиться, к самостоятельному овладению знанием.
В целом содержание программы стажировки представляет собой описание учебных задач и способов их решения в ходе теоретических установочных вебинаров и практических занятий.
Образовательный процесс организуется в соответствии с моделью «перевернутый класс». Теоретические установочные веби-нары проводятся накануне практических занятий, практические занятия - в течение следующего учебного дня. Теоретические и практические занятия ориентированы на решение ключевых задач темы и достижение планируемых результатов.
В качестве примера приведем содержание темы «ФГОС общего образования нового поколения: методология, структура, требования».
Задачи:
• научить стажеров использовать методы структурного анализа образовательных стандартов как средства управления качеством образования;
• сформировать у стажеров понятие о новых смыслах, целях и ценностях современного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Содержание работы по теме:
• установочный вебинар «ФГОС общего образования нового поколения в контексте модернизации российского образования»;
• семинар «Особенности образовательных стандартов нового поколения», включающий в себя практикум по анализу ФГОС общего образования;
• стажерская проба: участие в Интернет-дискуссии по актуальным проблемам современного образования.
Планируемые результаты:
• понимание новых смыслов, целей и ценностей современного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;
• освоение методов структурного анализа образовательных стандартов как средства управления качеством образования;
• умение вести Интернет-дискуссию по актуальным проблемам современного образования.
В течение всего обучения за рамками учебных занятий научным консультантом стажировки проводятся индивидуальные дистанционные консультации. Образовательные результаты стажеров оцениваются посредством внешней оценки и самооценивания.
Внешняя оценка результатов стажеров осуществляется на основе Интернет-голосования практических результатов стажер-ских проб, размещенных в блоге на сайте института. Интернет-голосование проводится экспертной группой в составе наставников стажеров, самих стажеров и экспертов из числа руководителей и преподавателей школ. Голосование оформляется в виде таблицы в соответствии с 5-балльной шкалой оценивания: 2 - результат достигнут на низком уровне или вообще отсутствует; 4 -результат достигнут на пониженном (недостаточном) уровне; 6 - результат достигнут на базовом (оптимальном) уровне; 8 - результат достигнут на повышенном уровне; 10 - результат достигнут на высоком (исключительном) уровне.
№№ Результаты стажерских проб Баллы
1 Участие в Интернет-дискуссии по актуальным проблемам современного образования
2 Доклад об особенностях ФГОС для разных категорий слушателей
3 Проект «переговорной площадки» по предложенной схеме
4 Экспертное заключение на ООП школы или ее отдельный компонент
5 Экспертное заключение на урок и систему оценивания достижения планируемых результатов.
Самооценивание стажерами достижения планируемых результатов стажировки осуществляется в процессе заполнения листа самооценки в соответствии с предложенной выше 5-балльной шкалой оценивания:
Общий результат прохождения стажировки определяется по итогам подсчета баллов: низкий результат стажировки или результат отсутствует - до 30% баллов; пониженный результат стажировки - 30-50% баллов; базовый результат стажировки - 5160% баллов; повышенный результат стажировки - 61-85% баллов; высокий результат
стажировки - 86-100% баллов. Условием сертификации стажировки является достижение базового уровня.
Результаты стажеров, обучавшихся по программе стажировки «Управление процессом введения ФГОС общего образования в школе», подтверждают мнение специалистов о положительном потенциале стажировки как формы переподготовки и повышения квалификации руководящих и управленческих кадров общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС общего образования.
№№ Планируемый результат Баллы
1 Понимание основных смыслов, целей и ценностей современного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
2 Освоение методов анализа образовательных стандартов как средства управления качеством образования.
3 Умение вести Интернет-дискуссию по актуальным проблемам современного образования.
4 Умение организовать эффективную коммуникацию участников образовательного процесса посредством «переговорных площадок».
5 Умение проектировать деятельность «переговорной площадки».
6 Умение организовать эффективную коммуникацию участников образовательного процесса посредством «переговорных площадок».
7 Представление об особенностях экспертизы и современных экспертных технологиях в сфере образования.
8 Умение определять критерии и показатели экспертизы образовательных программ.
9 Умение проводить экспертизу образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
10 Умение анализировать данные экспертизы.
11 Представление о требованиях ФГОС к рабочим программам по учебным предметам.
12 Представление о современных подходах к анализу урока.
13 Умение анализировать урок в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе в части организации комплексного оценивания достижения планируемых результатов.
14 Умение делать экспертные заключения об уроке.
Литература
1. Новохатько О. В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2004.
2. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
3. Тимофеева С. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений в процессе стажировки в центрах инновационного опыта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чебоксары, 2010.
4. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании. - М.: Просвещение, 2006.