Научная статья на тему 'Перспективные пути и способы использования икт школьным учителем иностранного языка'

Перспективные пути и способы использования икт школьным учителем иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПУТИ И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жидкова Ирина Евгеньевна

Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в современном преподавании иностранных языков. В статье рассматриваются некоторые пути и способы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя иностранного языка в условиях модернизации образовательного процесса, затронут вопрос применения ИКТ в условиях инклюзивного иноязычного образования, позволяющий реализовать дифференцированный подход в образовании. Особое внимание уделяется развитию информационно-коммуникационной компетенции учителей в свете требований профессионального стандарта, формах ее развития в системе переподготовки и повышения квалификации учителей Челябинской области. Автор акцентирует внимание на информационно-коммуникационных ресурсах, созданных для помощи в проектировании уроков по английскому, немецкому и французскому языкам с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области, в том числе на модельных образовательных программах общеобразовательных организаций, включая адаптированные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promising ways and means of ICT using by a school teacher of a foreign language

The article is devoted to the actual problem of the use of information and communication technologies in modern teaching of foreign languages. The article discusses some ways and means of using information and communication technologies in the work of a foreign language teacher in the conditions of modernization of the educational process, touched upon the use of ICT in an inclusive foreign language education, which allows implementing a differentiated approach in education. Special attention is paid to the development of information and communication competence of teachers in the light of the requirements of the professional standard, forms of its development in the system of retraining and advanced training of teachers of the Chelyabinsk region. The author focuses on the information and communication resources created to assist in the design of lessons in English, German and French, taking into account the national, regional and ethno-cultural characteristics of the Chelyabinsk region, including model educational programs of educational institutions, including adapted ones.

Текст научной работы на тему «Перспективные пути и способы использования икт школьным учителем иностранного языка»

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 372.881.1+004

Перспективные пути и способы использования ИКТ школьным учителем иностранного языка

И. Е. Жидкова

Promising ways and means of ICT using by a school teacher of a foreign language

I. E. Zhidkova

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно -коммуникационных технологий в современном преподавании иностранных языков.

В статье рассматриваются некоторые пути и способы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя иностранного языка в условиях модернизации образовательного процесса, затронут вопрос применения ИКТ в условиях инклюзивного иноязычного образования, позволяющий реализовать дифференцированный подход в образовании.

Особое внимание уделяется развитию информационно-коммуникационной компетенции учителей в свете требований профессионального стандарта, формах ее развития в системе переподготовки и повышения квалификации учителей Челябинской области.

Автор акцентирует внимание на информационно-коммуникационных ресурсах, созданных для помощи в проектировании уроков по английскому, немецкому и французскому языкам с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области, в том числе на модельных образовательных программах общеобразовательных организаций, включая адаптированные.

Abstract. The article is devoted to the actual problem of the use of information and communication technologies in modern teaching of foreign languages. The article discusses some ways and means of using information and communication technologies in the work of a foreign language teacher in the conditions of modernization of the educational process, touched upon the use of ICT in an inclusive foreign language education, which

allows implementing a differentiated approach in education. Special attention is paid to the development of information and communication competence of teachers in the light of the requirements of the professional standard, forms of its development in the system of retraining and advanced training of teachers of the Chelyabinsk region. The author focuses on the information and communication resources created to assist in the design of lessons in English, German and French, taking into account the national, regional and ethno-cultural characteristics of the Chelyabinsk region, including model educational programs of educational institutions, including adapted ones.

Ключевые слова: школьное иноязычное образование, информационно-коммуникационные технологии, пути и способы использования ИКТ в иноязычном образовании, ИКТ-компе-тентность учителя иностранного языка, профессиональный стандарт, повышение квалификации учителя, интенсификация иноязычного образования, модельная региональная образовательная программа, внеурочная деятельность, одарённые дети, телекоммуникационные проекты.

Keywords: school foreign language education, information and communication technologies, ways and means of ICT using in foreign language education, ICT-competence of a foreign language teacher, professional standard, advanced training of teachers, intensification of foreign language education, model regional educational program, extracurricular activity, gifted children, telecommunication projects.

Сегодняшнюю жизнь невозможно представить без компьютеров, без технологий, позво-

ляющих обрабатывать и использовать информацию. Использование телекоммуникационных и компьютерных средств становится обязательным условием для работы во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и образовательной. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» определяет «расширение возможностей непрерывного образования... за счет развития российского цифрового пространства» [1, с. 16] как одну из важнейших задач современного образования в Российской Федерации.

Факторы, обуславливающие ориентацию современной российской системы образования на построение учебного процесса на базе информационно-коммуникационных технологий, многочисленны. И одним из них является стремительно возросшее и продолжающее увеличиваться как в России, так и в мире количество пользователей сети интернет. Согласно пресс-релизу аналитической компании GfK количество интернет-пользователей в России сегодня составляет порядка 87 миллионов человек, что на три миллиона больше, чем год назад [2]. К тому же современный этап развития общества - переход от общества знания к информационному обществу - требует информатизации всех сфер деятельности, в том числе и образования. В связи с информационными процессами, происходящими в наше время, необходима адаптация системы образования к глобальному информационному пространству. Увеличение скорости развития общества, увеличение роли социально-общественных и гуманитарных наук, непрерывное развитие науки, с одной стороны, усложнили процесс образования. Но, с другой стороны, во многом стала проще работа учителей, так как современный этап развития информационно-коммуникационных технологий привел к информатизации образования, предполагающей, по мнению И. В. Роберт и Т. А. Левиной, реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в обучении [3], в том числе и иностранному языку.

Проблема интеграции информационных ресурсов интернета в образовательный процесс, роль ИКТ как компонента современного процесса обучения иностранным языкам рассматривается в трудах многих отечественных ученых. Исследования В. В. Сафоновой, Р. П. Мильруда,

П. В. Сысоева, Е. С. Полат и других педагогов-практиков о роли ИКТ в современном образовании показали, что использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе не просто дань моде, а возможность создания образовательного пространства, в котором ученик сможет построить свою образовательную траекторию [4]. Для этого учитель иностранного языка может предложить учащимся различные виды работ, выполняемых с помощью ИКТ: индивидуальную, групповую, проектную, устную, письменную, может предложить выполнить работу в онлайн либо офлайн режиме. Кроме того, особенности включения новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, а также дидактические проблемы компьютеризации обучения изучали многие исследователи в области философии, психологии.

Среди немаловажных факторов для внедрения ИКТ в процесс обучения, воспитания и развития следует отметить и выросший уровень технического оснащения в образовательных организациях России. Также стоит упомянуть введение образовательных стандартов третьего поколения, в которых информационно-коммуникационная компетенция, или медиа компетенция в формулировке некоторых исследователей, включена в число как профессиональных, так и универсальных инструментальных и системных компетенций обучаемых [5].

Современные стандарты образования включают информационно-коммуникационную компетенцию в число не только профессиональных, но и универсальных компетенций. Кроме этого, на курсах повышения квалификации рассматриваются вопросы использования ИКТ в разработке программ курсов внеурочной деятельности, что, по мнению Т. В. Соловьёвой, «создает основу для профессионального роста и непрерывного профессионального образования, а также способствует развитию компетенций для внедрения изменений в практику» [6, с. 43].

Интернет-технологии в наши дни становятся одним из факторов социализации учащихся, компонентом информационной культуры как учителей, так и учащихся. При этом сокращается время на изучение иностранного языка,

что в наше время является немаловажным фактором при смещении акцента на самостоятельную работу обучающихся в области изучения иностранного языка, так как развивает умения осуществлять поиск новой информации, ее отбор, обобщение и презентацию как в устной, так и в письменной форме. Благодаря интернету учителя иностранного языка имеют возможность проводить экскурсии по лучшим музеям, выставкам, «посещать» весте с учениками самые знаменитые в странах изучаемого языка города и достопримечательности. Кроме этого, использование ИКТ стимулирует желание учеников изучать иностранный язык, общаться на нем. При коммуникации в сети интернет возрастает культура общения, происходит межкультурное взаимодействие; развиваются коммуникативные умения: кратко либо развернуто излагать свою мысль на письме, либо в устном общении, слушать и слышать собеседника и учитывать его мнение, аргументированно выражать свою точку зрения на проблему; принимать во внимание возможные межкультурные различия и межкультурную интерференцию. Отметим, что при этом происходит межпредметная интеграция иностранного языка с другими предметами. Учитель иностранного языка становится руководителем, координатором, консультантом, ставящим использование ИКТ в образовательном процессе не самоцелью, а органичной частью образовательного процесса, позволяющей реализовать личностно ориентированный подход в образовании. Использование ИКТ помогает ему в освоении новых средств, методов и технологий обучения иностранному языку, помогает сократить нагрузку, лежащую на преподавателе.

Популярность интернета привела к необходимости включения ИКТ в образовательный процесс как в системе школьного и высшего образования, так и в системе повышения квалификации и переподготовки учителей, где профессионалы продолжают учиться для повышения своего мастерства. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» особо отмечена необходимость «повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленных в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания» [1, с. 33].

Следовательно, учитель иностранного языка должен непрерывно повышать свою информационно-коммуникационную компетентность. Поэтому использование ИКТ актуально для всех форматов повышения квалификации учителей иностранного языка - традиционного (формального), предусматривающего повышение квалификации в институтах повышения квалификации педагогов, неформального и информально-го, сочетающихся с самообразованием педагога по актуальной для него проблеме. В системе повышения квалификации учителей Челябинской области успешно ведется обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий.

ИКТ-компетенция является неотъемлемой частью трудовых функций учителя, описываемых в профессиональном стандарте педагога [7], в котором выделяются два уровня требований к его ИКТ-компетенциям: технологический и методический. И если соответствие второму уровню еще затруднительно для некоторых преподавателей, в первую очередь из-за недостаточно развитой технической базы образовательных организаций, то первый уровень требований освоен практически всеми учителями иностранного языка во время массового повышения квалификации работников системы образования.

Современный учитель должен быть не только технически грамотен, уметь определять место и время использования ИКТ на уроке, уметь применять технологии проектного обучения на базе информационно коммуникационных технологий, но и должен помогать ученикам в освоении ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии, используемые в современной школе, позволяют не только вести документацию и составлять отчетные документы, но и более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать предметные, личностные и метапредметные результаты общего образования.

Информационно-коммуникационные технологии ведут к интенсификации иноязычного образования. Они позволяют учащимся овла-

деть умением добывать знания самостоятельно, а не просто механически запоминать предложенный им материал. ИКТ дают возможность ускорить процесс обучения, улучшить качество усвояемого материала, помогают развитию личностных качеств учащихся, индивидуализировать процесс обучения.

Арсенал образовательных средств, предоставляющих учителю иностранного языка проводить эффективные уроки с помощью ИКТ, велик. Сюда можно отнести средства мультимедиа, позволяющие записывать и передавать аудиофайлы; гипертексты, позволяющие создать систему перекрестных ссылок в тексте, технологию CD-ROM, позволяющую хранить большие объемы информации в виде текстовых, графических, видео- и аудиофайлов; а также вики-технологии, позволяющие создавать веб-сайты различного содержания и назначения. Сегодня учитель иностранного языка использует в своей работе компьютерные обучающие и тестовые программы; электронные библиотеки; словари; телекоммуникационные технологии, дающие учащимся возможность участвовать в диалоге культур. В современном иноязычном образовании все большее распространение получают обучающие оболочки (построенные на платформах eFront, Moodle, iSpring Online LMS, Blackboard Learn и других системах управления обучением), позволяющие объединить преимущества множества технологий в рамках одного ресурса и дающие возможность размещения учебного иноязычного материала в виде электронных учебников, аудио-, видео- и графических файлов, использования системы гиперссылок. Наличие разнообразных тестов позволяет контролировать знания и умения учащихся и вести учет их учебных достижений в сети интернет. Нельзя не отметить преимущества обучения иностранным языкам с помощью обучающих оболочек. В первую очередь, это возможность индивидуализации учебного процесса, а во-вторых -возможность обратной связи между учителем и учеником, позволяющей более эффективно использовать учебное время. Использование аутентичных текстов, аудио-, и видеоресурсов позволяет организовать иноязычную среду, что в сочетании с доступностью и разнообразием учебного материала, интерактивностью и удобным инструментарием управления учебным

процессом позволяет учителю иностранного языка создать для учащихся благоприятные условия достижения личностных, метапред-метных и предметных результатов в образовательной области «Иностранный язык».

Ресурсы, необходимые учителям для повышения эффективности их труда, не обязательно могут быть размещены в сети интернет, они могут быть собраны в электронном библиотечном фонде образовательной организации либо храниться в ее локальной компьютерной сети. Учителя иностранного языка могут создавать средства планирования содержания и методов обучения и планирования, а также контроля и измерения результативности обучения каждого учащегося, помогать ученикам в создании портфолио, а также вести свои портфолио и блоги самостоятельно либо воспользоваться готовыми программными продуктами. Зачастую учителя иностранного языка являются и классными руководителями. Оперативное информирование о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей в образовательной организации с помощью информационно-коммуникационных технологий позволяет наладить диалог с родителями и, при необходимости, скорректировать процесс обучения. В помощь им создана комплексная программная информационная система, уже долгое время с успехом применяемая педагогами Челябинской области, «Сетевой город», позволяющая оперативно информировать родителей о ходе и результатах обучения каждого учащегося.

В соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Челябинской области и государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» о научно-методической и информационно-методической поддержке внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, созданы уникальные методические продукты: модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования (далее - МРООП НОО) и модельная региональная основная образовательная программа основного

общего образования (далее - МРООП ООО). Обе эти программы раскрывают технологию проектирования основных образовательных программ общеобразовательных организаций, включая адаптированные, обеспечивают учет особенностей образовательных организаций Челябинской области. Они помогают учителю иностранного языка в проектировании уроков по английскому, немецкому и французскому языкам с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области. Кроме методических рекомендаций по включению в разделы программы компонента образовательной организации (для руководителей общеобразовательных организаций) и по реализации системно-деятельностного подхода (для учителя), в МРОП НОО и МРОП ООО включен репозиторий эффективных практик, включающий оценочные материалы для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, программы внеурочной деятельности, в том числе и по иностранным языкам.

Очень часто под использованием ИКТ в образовательном процессе подразумевается внедрение информационных и коммуникационных технологий только в учебный процесс. Но стоит отметить, что сам учебный процесс, пусть и являющийся основной деятельностью образовательной организации, - далеко не единственная область деятельности образовательных организаций. Внеурочная деятельность, являющаяся частью учебно-воспитательного процесса в школе, ставит, с одной стороны, новые цели и задачи использования ИКТ перед учителями иностранного языка и в то же время позволяет организовать ее по-новому, используя современные образовательные технологии. Для преподавателей актуально не только внедрение информационно-коммуникационных технологий во внеурочную деятельность, тесно связанную с дополнительным образованием учащихся, но и углубление межпредметных связей, формирование устойчивого познавательного интереса учащихся, мировоззрения открытого информационного общества. Часто учителя иностранного языка используют во внеурочной деятельности различные виды телекоммуникационных проектов (обмен локальными решениями общей проблемы, изучение общего и особенного для жителей разных стран, подготовка

совместных публикаций, участие в игровом имитационном моделировании и другие), создающие языковую среду и дающие возможность каждому учащемуся достичь определенных личностных, метапредметных и предметных результатов в изучении иностранного языка. Они позволяют в реальном времени обсуждать проблемы, актуальные для учащихся многих стран мира, на иностранном языке и дают возможность научиться четко и грамотно излагать свои мысли, анализировать идеи партнеров по проекту, а также помогают в достижении планируемых результатов в обучении иностранному языку.

Среди самых распространенных моделей телекоммуникационных проектов на иностранном языке можно отметить конкурсы по созданию тематических веб-страниц, коллективное написание сказок и рассказов либо цепных рассказов (когда каждая школа пишет свою часть рассказа), читательских конференций, посвященных обсуждению различных литературных произведений, имитацию путешествий, сравнительный анализ природных явлений и многие другие. По мнению Т. В. Ларионовой и Н. Б. Сологубо-вой, такие проекты позволяют формировать у одарённых школьников такие компетенции в сфере социальной деятельности и преемственности поколений, как понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение авторских прав и компетентности в вопросах информационной безопасности личности [8].

Одним из направлений в сфере внеурочного образования является выявление и работа с одарённым детьми, учитывающие современные подходы, методы и формы работы с применением ИКТ. Дистанционные олимпиады, викторины, телеконференции, творческие проекты, факультативные занятия, спецкурсы помогают развить способности, заложенные в одарённом ребенке, а учитель получает возможность дифференцированно подходить к процессу развития одарённых детей, помогая достичь максимально возможного для них уровня развития. При обучении одарённых детей наиболее актуальным, на наш взгляд, является проведение уроков с использованием электронных образо-

вательных ресурсов для детального изучения какой-либо темы, а также дистанционное обучение и индивидуальная поддержка таких детей. Информационно-коммуникационные технологии помогают и в выявлении потенциально одарённых детей как в очном, так и дистанционном режимах, помогают проводить консультации и повышение квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Информационно-коммуникационные технологии широко используются учителями иностранного языка и в работе в условиях инклюзивного обучения, позволяя реализовать дифференцированный подход в образовании. Работа в условиях инклюзивного образования требует от преподавателя иностранного языка не только изменения профессиональных приоритетов, но и изменение собственного стиля работы. Обучение детей в инклюзивном классе требует от него профессиональной и личностной опытности, выдержки, готовности к решению возникающих проблем, умения выстроить индивидуальную образовательную траекторию для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и здоровых детей. Для того чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог получить качественное иноязычное образование, использование ИКТ в процессе изучения иностранного языка позволяет наравне с самостоятельной работой осуществлять поддержку и взаимодействие учащегося с учителем в ходе обучения. Также важно для учителя иностранного языка при использовании ИКТ в инклюзивном образовании уметь организовать самообразование по использованию различных эффективных образовательных технологий, позволяющих сделать работу на уроках иностранного языка интересной для всех учеников. При этом происходит оптимизация учебной среды за счет альтернативного, а самое главное, доступного учащимся формата цифровых образовательных ресурсов. Кроме этого, использование ИКТ предоставляет учителям иностранного языка возможность профессионального взаимодействия с коллегами, другими специалистами, способствуя тем самым повышению качества образования в условиях инклюзивного обучения, а также обмену опытом и повышению квалификации педагогических работников.

Дистанционное применение ИКТ порой единственный способ получить иноязычное образование тем детям, чье состояние здоровья не позволяет посещать школу. Такая форма обучения способна решить проблему индивидуализации обучения, а также снять ряд трудностей в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями: ограниченность социальных контактов, бедность социального опыта, неуверенность в себе, боязнь общения. Знание иностранного языка, пусть даже на элементарном уровне, помогает таким детям стать более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.

Конечно, при всех неоспоримых достоинствах использования информационно-коммуникационных технологий в иноязычном образовании у них есть и определенные недостатки. Учителю приходится тратить больше времени на подготовку к занятиям. Создание и подбор материала, несомненно, большая дополнительная работа для учителя, которая, по мнению О. Н. Гулеватой, «окупается последующей активностью учащихся и их отношением к предмету» [9, с.1163]. Заимствование материалов у коллег не всегда оправданно, так как данные материалы не всегда полностью соответствуют целям и задачам урока, а также учебным возможностям класса или группы. Кроме этого, можно отметить недостаточное количество материалов для обучения иностранным языкам детей с ОВЗ. Для обучения таких детей необходима специальная система мер и специфические дидактические материалы. Также не стоит забывать, что увлечение информационно-коммуникационными технологиями, в том числе и на уроках иностранного языка, может оказывать негативное влияние на здоровье как учащихся, так и учителя; поэтому использование информационно-коммуникационных технологий на уроке должно быть продуманным и обоснованным. Целесообразно применять на уроке иностранного языка информационно-коммуникационные технологии наряду с традиционными средствами обучения.

Информационно-коммуникационные технологии являются непременным атрибутом современного школьного иноязычного образования. Высокий уровень технического оснащения образовательных организаций требует непрерывного развития информационно-коммуникационной

компетенции не только учащихся, но и учителя иностранного языка, что, в свою очередь, требует от учителя новых знаний и умений по управлению работой учащихся.

Обучение иностранному языку с использованием ИКТ-технологий становится одной из наиболее важных задач в современном образовании.

ИКТ помогают преподавателю иностранного языка создать комфортные условия для проведения процесса обучения, воспитания и развития учащихся, способствует повышению их информационной культуры, развивает языковую, коммуникативную и социокультурную компетенции, позволяет осуществить системно-деятельностный подход в образовании, учит самостоятельно находить знания.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать работу учителя легче с помощью ресурсов, учитывающих национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области, созданных специально для повышения качества преподавания иностранных языков и ресурсов, для помощи учителю во внеурочном обучении школьников.

Помогают они работе учителя иностранного языка и в условиях инклюзивного образования, а также в дистанционном обучении.

Информационно-коммуникационные технологии должны быть грамотно интегрированы в работу учителя иностранного языка для того, чтобы он мог обеспечить важнейшее право обучающихся - право на качественное образование, а различные пути и способы использования учителем иностранного языка ИКТ как на уроке, так и во внеурочное время, позволяют ему соответствовать всем требованиям, которые общество и государство предъявляют ему на современном этапе развития образования.

Библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.11.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttps://минобрнауки.рф/документы/11990/файл/103 68/Постановление%201642%20от%2026.12.2017. pdf (дата обращения 27.12.2017).

2. Игнатьева Н. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России [Электронный ресурс] / Н. Игнатьева, А. Федотов // Пресс-релиз «Исследование GfK: Проникновение Интернета в России». - Режим доступа: http://www.gfk. com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Doc uments/Press_Releases/2018/GfK_Rus_Press_Rele ase_Internet_Penetration_in_Russia_2017-2018. pdf (дата обращения 27.12.2017).

3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Электронный ресурс] / [С. Г. Данилюк и др.] ; под ред. И. В. Роберт, Т. А. Лавиной, Л. Л. Босо-вой. - 2-е изд. (электронное). - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2013. - 69 с.

4. Креативная педагогика: методология, теория, практика / А. И. Башмаков и др.; под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. - 319 с.

5. Цатурова И. А. Формирование медиаком-петенции как инновационной составляющей языкового образования в XXI веке / И. А. Цатурова, А. А. Яковлев, М. А. Афанасьев, К. А. Аве-тисова // Инновационные проекты в языковом образовании / под ред. Ю. Б. Кузьменковой. -М. : Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯР МГУ им. Ломоносова, 2007. - С. 290-294.

6. Соловьёва Т. В. Подготовка слушателей к разработке программ курсов внеурочной деятельности / Т. В. Соловьёва // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 2 (23). - С. 43-49.

7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)"» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/ 129 (дата обращения: 11.12.2017).

8. Ларионова Т. В. Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с одарёнными детьми во внеурочное время [Электронный ресурс] / Т. В. Ларионова, Н. Б. Сологубова // Гаудеамус. - 2016. - № 1. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-rabote-s-odarennymi-detmi-vo-vneurochnoe-vremya (дата обращения: 11.12.2017).

9. Гулеватая О. Н. Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка [Электронный ресурс] / О. Н. Гулеватая // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. - 2016. - № 5. -С. 1162-1166. - Режим доступа: http://ropryal.ru/ wp-content/uploads/2016/10/5ROPRYAL.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

References:

1. The order of the Government of the Russian Federation of 12/26/2017 No. 1642 (ed. of 11/22/2017) "About the approval of the state program of the Russian Federation "development of education " " [Ob utverzhdenii gosudarstvennoj pro-grammy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovani-ja"] [Web resource], access mode: ttps:// минобрнауки.рф/документы/11990/файл/10368/ Постановление %201642%20от%2026.12.2017. pdf (accessed date: 12/27/2017).

2. Ignatjeva N., Fedotov A. Press release "GfK research: internet penetration in Russia" [Press-reliz "Issledovanije GfK: Proniknovenie Interneta v Rossii"] [Web resource], access mode: http: //www .gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_c ontent/RU/Documents/Press_Releases/2018/GfK_ Rus_Press_Release_Internet_Penetration_in_Russi a_2017-2018.pdf (accessed date: 12/27/2017).

3. Explanatory dictionary of terms of the conceptual apparatus of Informatization of education [Tol-kovij slovar' terminov ponyatjinogo apparata in-dormatixatsii obrazovanija], edited by I. V. Robert, T. A. Lavina, L. L. Bosova. Moscow, 2013. 69 pp.

4. Bashmakov A. I. Creative pedagogy: methodology, theory, practice [Kreativnaja pedagogika: metodologija, teorija, praktika], under the editorship of V. V. Popova, Yu. G. Kruglov. Moscow, 2011. 319 p.

5. Tsaturova I. A., Yakovlev A. A., Afana-sjev M. A., Avetisova K. A. Formation of media competence as an innovative component of language education in the XXI century. Innovative projects in language education [Formirovanije mediakompetentsii kak innovatsionnoj sostavlyay-uschei yazikovogo obrazovanija v XXI veke], edit-

ed by Y. B. Kuz'menkova. Center for the study of the interaction of cultures, Lomonosov PER MSU, 2007,pp.290-294.

6. Solovyova T. V. Preparation of students for the development of extracurricular activities [Pod-gotovka slyshateley k razrabotke programm kursov vneurochnoi deyatel'nosti ], Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 2 (23), pp.43-49.

7. Order of the Ministry of Labour of Russia on 18 October 2013 No. 544n "About Approval of professional standard "teacher (teaching activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (teacher, teacher) " [Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource], access mode: http: //www .ro smintrud.ru/ docs/mintrud/ orders/ (accessed date: 12/11/2017).

8. Larionova T. V., Sologubova N. B. The use of information and communication technologies in working with gifted children outside school hours [Ispol'zovaniye informatsionno-kommunikatsi-onnykh technologii pri rabote s odaryonnymi det'mi vo vneurochnoe vremya], Psychological-pedagogical journal Gaudeamus [Web resource], access mode: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommuni katsionnyh-tehnologiy-pri-rabote-s-odarennymi-detmi-vo-vneurochnoe-vremya (accessed date: 12/11/2017).

9. Gulevataya O. N. Improvement of the professional competence of the teacher of the Russian language. Dynamics of linguistic and cultural processes in modern Russia [Sovershenstvovanie pro-fessional'noj kompetentnosti uchitelja russkogo jazyka / Dinamika jazykovyh i kul'turnyh pro-cessov v sovremennoj Rossii], Creation: Society of Teachers of Russian Language and Literature, 2016, No. 5, pp. 1162-1166 [Web resource], accessed mode: http://ropryal.ru/wp-content/uplo ads/2016/10/5R0PRYAL.pdf (accessed date: 12/11/2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.