Продовольственная
импортонезависимость
России1
В.К. ФАЛЬЦМАН, доктор экономических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва. E-mail: [email protected]
В статье дан статистический анализ показателей самообеспеченности и импортозамещения по важнейшим видам продовольствия и сельхозтехники. Проанализирована география импортозависимости России по поставкам продовольствия, а также тракторов и другой сельхозтехники. Ключевые слова: импортозамещение, цены на продовольствие и сельхозтехнику, экономические санкции
Россия, обладающая огромными ресурсами для увеличения производства сельхозпродукции (земли, расположенные в разных климатических зонах, пресная вода, химические удобрения, поставляемые на экспорт), по некоторым важным видам продовольствия зависит от зарубежных поставок. Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2012 г превысил 40 млрд долл., а в 2013 г. - 43 млрд долл. (в 2000 г. был в шесть раз меньше).
Реальную угрозу российскому сельскому хозяйству несет импортозависимость в области сельскохозяйственной техники. По данным таможенной статистики, в 2012 г. объем ее закупок за рубежом составил 5 млрд долл.2
Показатели самообеспеченности и импортозависимости
В настоящее время необходимость отказа от импорта, полного или частичного, вызвана экономическими санкциями, как прямыми, так и ответными, девальвацией рубля, уменьшающей возможности импорта, снижением валютных поступлений
1 Статья подготовлена по результатам НИР, выполненных в соответствии с Государственным заданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ на 2014 и 2015 годы.
2 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. -М.: ФТС, 2012. - С. 134-135.
ЭКО. - 2015. - №2 ФАЛЬЦМАН В.К.
от экспорта минерального сырья и металлов. В связи с этим в стране ведется разработка программы импортозамещения.
В области продовольствия утверждены следующие пороговые (минимально допустимые) значения удельного веса отечественной продукции на внутреннем рынке, обеспечивающие продовольственную безопасность3: зерно - 95%, мясо - 85%, молоко - 90%, картофель - 95%.
Показатель самообеспеченности России конкретным видом продукции рассчитывается по формуле (%):
а = (П-Э) х 100/П + И - Э, (1)
где в числителе - поступление в народное хозяйство продукции отечественного производства (П) за вычетом экспорта (Э); в знаменателе - полное поступление продукции, как отечественной, так и импортной (И).
Показатель импортозамещения за период / равен:
- ао ■ (2)
Показатель импортозависимости можно рассчитать по формуле:
у = И X 100/П + И - Э. (3)
Показатели самообеспеченности (а) и импортозависимости
(у) являются взаимодополняющими: а + у = 100.
В формуле (1) не нашло отражение изменение запасов продукции в течение анализируемого периода, так как запасы сформированы из производства продукции и/или ее импорта в предшествующем периоде. В 2012 г. величина запасов, переходящих на следующей год, составила по молоку - около 6% от годового производства, по мясу - 10%, по зерну - 83%, картофелю - 87%. Однако величина переходящих запасов от года к году обычно менялась мало: изменение запасов по отношению к объему производства продукции составляет десятые доли процента. Исключение - зерно, запасы которого сократились в 2012 г. на 22% (из-за снижения его урожая в 2011 г.). Но значение показателя самообеспеченности зерном в 2012 г. уже приблизилось к предельному уровню. В этих условиях введение в расчет изменения запасов не изменит оценку самообеспеченности.
Поскольку урожайные и неурожайные годы перемежаются, расходование и пополнение запасов из года в год чередуются. При этом импорт может частично компенсировать колебания урожайности. В такой роли замещение импорта продукцией собственного производства не требуется, а отражение изменения запасов в расчете показателя самообеспеченности - излишне.
Методика расчета показателей самообеспеченности и импор-тозависимости базируется на статистике производства продукции и внешней торговли по видам экономической деятельности.
3 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента от 30.04. 2010. - С. 5.
Зерно. Это исходное сырье для производства хлебопродуктов и круп, оно также во все возрастающем масштабе расходуется на производство кормов для животноводства.
Самообеспеченность страны зерном приблизилась к 100%. Валовой сбор зерна в урожайном 2011 г составил 94,2 млн т, т.е. превышал производство 2012 г. (70,9 т) (табл. 1). По сравнению с 2000 г. производство зерна выросло в 2011 г на 44%. Импорт зерна сократился с 16,9 млн т в 1990 г до пренебрежительно малой величины. Показатель самообеспеченности вырос с 88% в 1990 г. до 93% в 2000 г. и 98% в 2012 г., т.е. по сравнению с 1990 г. сельское хозяйство отыграло 10% внутреннего рынка. Значительно вырос экспорт зерна: в 2012 г - около трети его сбора.
Таблица 1. Производство, импорт и экспорт зерна в 2000-2012 гг., млн т
Показатель 2000 2012 Индекс Прогноз (2021)
Производство 65,4 70,9 1,08 106,8
Импорт 4,7 1,2 0,25 0,3
Экспорт 1,3 22,5 17,3 25,5
Самообеспеченность^ 93 98 - 100
Источник табл. 1-5, 7-9: расчеты автора по данным Российского стат. ежегодника 2013. - С. 375, 397, 401, 402, 407, 628, 629, 634, 635; прогноз на 2021 г: Крылатых Э. Н., Мазлоев В. З. и др. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации. - М.: Инфра-М, 2014. - С. 68-73.
Таким образом, по зерну российское сельское хозяйство уже перешло от импортозамещения к экспортоориентированному развитию. Этот путь - столбовая дорога и для других отраслей АПК.
По прогнозу на 2021 г., при полной самообеспеченности зерном его экспорт может составить 25,5 млн т - четвертую часть его валового сбора.
Мясо птицы и яйца. В 2000-2012 гг. отечественное производство мяса птицы увеличилось в 4,7 раза. Его экспорт возрос в 6,7 раза, а импорт «ножек Буша» сократился на одну четверть (табл. 2).
Показатель самообеспеченности России мясом птицы в 2012 г. приблизился к 90%, импортозависимость по этому виду продукции сократилась на 35 п. п. По имеющемуся прогнозу на 2021 г., импорт мяса птицы может прекратиться, а экспорт составит четвертую часть производства.
5 ЭКО. - 2015. - №2
Таблица 2. Производство, импорт и экспорт мяса птицы в 2000-2012 гг., тыс. т
Показатель 2000 2012 Индекс Прогноз (2021)
Производство 766 3625 4,7 4100
Импорт 694 531 0,77 0
Экспорт 3,8 25,4 6,7 1000
Самообеспеченность,^) 52 87 - 100
Как и в случае с зерном, успешное импортозамещение мяса птицы на внешнем рынке привело к росту экспорта.
Поддержка экспорта создает предпосылки для импортоза-мещения4 (заметим, что идея «экспортного импортозамещения» способствовала в свое время увеличению выпуска гражданских самолетов на российских предприятиях, успешно конкурирующих на мировых рынках военной авиации)5.
В таблице 3 приведены показатели, характеризующие самообеспеченность России производством куриного яйца: импорт составляет всего 3% от его производства.
Таблица 3. Производство, импорт и экспорт яйца и яйцепродуктов в 2000-2012 гг., млрд ед.
Показатель 2000 2012 Индекс
Производство 34,1 42,0 1,2
Импорт 1,2 1,3 1,1
Экспорт 0,3 0,4 1,3
Самообеспеченность,^) 97 97 -
Мясо говядины, свинины, баранины. Импортозависи-мость России по мясу с 2000 по 2012 гг. возросла, а самообеспеченность - снизилась с 88 до 76%. По этой продукции из-за отставания производства Россия уступила импорту 12% своего внутреннего рынка. По прогнозу на 2021 г., показатель самообеспеченности должен увеличиться до 81% (минимально допустимый - 85%), но пятая часть потребляемого в стране мяса будет приобретаться по импорту (табл. 4).
4 Бутрин Д. Импортозамещение с избытком. Торговые проблемы РФ могут оживить программы поддержки экспорта //КоммерсантЪ. - 2014. -№ 17. - С. 6.
5 Фальцман В. К. Приоритеты структурной политики: импортозависимость, импортозамещение, возможности экспорта инновационной продукции промышленности // ЭКО. - 2014. - № 5. - С. 165-168.
Таблица 4. Производство, импорт, экспорт говядины, свинины и баранины в 2000-2012 гг., тыс. т
Показатель 2000 2012 Индекс Прогноз (2021)
Производство* 3634 4465 1,2 5300
Импорт 517 1406 2,7 1200
Экспорт 0,9 0,4 0,4 0
Самообеспеченность,^) 88 76 - 81
*Скот в убойном весе.
Россия - второй после США импортер мяса на мировом рынке. Между тем мировые ресурсы мяса ограничены. В будущем, по мнению В. Ф. Лищенко, усилится конкурентная борьба за эти ресурсы со стороны Китая, Индии, Японии. Поэтому России требуется обеспечить собственное производство мяса, включая мясо птицы, в объеме 16-19 млн т в год6.
Российский экспорт мяса говядины и свинины, в отличие от птицы, находится на пренебрежимо низком уровне. В перспективе он прекратится. Между тем страна располагает значительными ресурсами для подъема мясного животноводства и способна не только достичь импортонезависимости, но и экспортировать свинину и, может быть, говядину.
Успешное импортозамещение в этой сфере предполагает рост поголовья крупного рогатого скота (в 2000-2012 гг. оно сократилось с 27,5 до 20 млн голов) и стада свиней (в 2012 г. -18,8 млн голов). При этом необходимо обеспечить соответствующую кормовую базу, дальнейший рост продуктивности мясного животноводства, не допуская забоя скота, не достигшего оптимальной зрелости.
Вступление в ВТО, по мнению Э. Н. Крылатых, может больно «ударить» по крупным свиноводческим комплексам, особенно по тем, которые не успели пройти технологическую модерни-зацию7.
Молоко и молочные продукты. Импорт молока в Россию составляет около 27% от его отечественного производства (табл. 5). За 2000-2012 гг. импорт молока увеличился в 1,8 раза, притом,
6 Лищенко В. Ф. и др. Будущее продовольственной системы России (в оценках экспортного сообщества) . - М.: Экономика, 2014. - С. 35.
7 Крылатых Э. Н., Мазлоев В. З. и др. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации. - М.: Инфра-М, 2014. - С. 72-74.
5*
что его производство оставалось приблизительно на одном уровне. Следствием явилось снижение показателя самообеспеченности с 87 до 79% (пороговый показатель - 90%).
Таблица 5. Производство, импорт и экспорт молока в 2000-2012 гг., тыс. т
Показатель 2000 2012 Индекс
Производство 32259 31831 0,99
Импорт 4718 8516 1,8
Экспорт 507 645 1,3
Самообеспеченность,^) 87 79 -
По мнению специалистов, вступление в ВТО затормозило развитие отечественного производства молока. С 19,8 до 14,9% снижаются импортные пошлины на молочную продукцию в целом, в том числе по сыру - с 25 до 15%, сухому молоку, сливочному маслу и сливкам - с 25 до 20%. Исключены квоты на ввоз молочной продукции: ее импорт приобрел заявительный характер. Службы, контролирующие качество и безопасность продуктов, ограничены в возможности запрещать импорт из-за несоответствия отечественным стандартам. Уменьшились и возможности поддержки отечественного производителя8.
Ценовая конкурентоспособность ряда молочных продуктов на мировом рынке оказалась низкой, в том числе из-за повышенной энергоемкости отечественной продукции. Например, электропотребление в расчете на единицу молочной продукции (кВт-ч/т) в России значительно превышает аналогичные показатели стран ЕС, например, Дании: по маслу сливочному - в 3,77 раза, сыру -более чем вдвое, молоку пастеризованному - 1,23 раза, молоку сухому - 1,46 раза. Правда, из-за более дешевого труда и других факторов производства оптовая цена продукции может оказаться ниже, чем у западных конкурентов. Например, оптовая цена 100 кг цельного молока составляла в 2005 г в России 18-29 долл., а в США - 50 долл. за 1 кг9.
В таблице 6 приведен удельный вес стран - важнейших поставщиков молочной продукции в Россию (из числа тех, на которые наложено эмбарго).
8 Крылатых Э.Н., Мазлоев В.З. и др. Указ. соч. - С. 79-80.
9 Лищенко В. Ф., Рогов И.А, Тутельян В. А. и др. Продовольственная стратегия России на долгосрочную перспективу. - М.: Экономика, 2012. - С. 158.
Таблица 6. География импортозависимости России по сыру, творогу, молоку и другой молочной продукции в 2011 г.,% от импорта
Продукция Гер- Лит- Нидер- Укра- Фин- Поль- Эсто- Фран- Прочие
мания ва ланды ина ляндия ша ния ция страны ЕС
Сыр и творог 22 12 10 24 11 4 2 3 6
Молоко и другие молочные продукты 9 4 0 6 24 5 4 11 5
Источник табл. 6, 10, 11: расчеты автора по данным таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. - М.: ФТС, 2012. - С. 163-166.
Сыр и творог преобладают в российском импорте молочной продукции, занимая в нем свыше 60%. Практически весь импорт сыров в 2014 г. для России утерян. Потери импортного молока и прочих молочных продуктов также очень значительны - почти 70%. Наибольшие убытки от эмбарго понесут такие крупные поставщики, как Германия, Финляндия и Украина.
Восполнение импорта сыра, молока и других молочных продуктов собственными силами очень проблематично, особенно в условиях торговли в рамках правил ВТО. Между тем у России есть опыт внешнеэкономических связей с другими странами, например, Новая Зеландия поставляет 16% импорта молока, Уругвай - 3%. Из латиноамериканских поставщиков сыра 30% российского импорта приходится на Аргентину.
О готовности немедленно и в разы увеличить экспорт продовольствия в Россию после введения продуктового эмбарго заявили Сербия, Македония, Чили, Эквадор, Бразилия, Аргентина и страны Таможенного союза - Беларусь и Казахстан.
Страны Таможенного союза стремятся увеличить экспорт в Россию своей сельскохозяйственной продукции, заменив ее на внутреннем рынке подешевевшей западной, и наладить максимально дешевую переработку сырья из ЕС с последующей его поставкой в Россию. Беларусь планирует увеличить поставки продовольствия в Россию в 1,5 раза, в том числе молочной продукции в 1,4 раза. В условиях, когда Беларусь превращается в центр транзита в Россию западных продуктов питания, возникает угроза свести на нет эффект ответных санкций10, чему также могут способствовать «серые» схемы торговли, «челноки», приграничный торговый обмен. По данным объединения «Союзмолоко»,
10 КоммерсантЪ. - 2014. - № 149. - С. 1, 3.
белорусские предприятия уже закупают в Европе подешевевшее теперь молоко, перерабатывают его в готовую продукцию и продают в Россию. Таким образом отечественные производители проигрывают конкуренцию, и это - одна из причин сокращения российскими предприятиями объемов производства. В феврале 2014 г. российские предприниматели сократили производство сухих молочных продуктов на 8,7%, а сыров - на 4,3%11.
Картофель и овощи. Самообеспеченность России картофелем приблизилась к 100%, на долю импорта приходится всего около 2% от его потребления. Показатель самообеспеченности по овощам и бахчевым культурам достиг 84% (табл. 7).
Таблица 7. Производство, импорт и экспорт картофеля,
овощей и бахчевых культур в 2000-2012 гг., млн т
Показатель 2000 2012 Индекс
картофель овощи картофель овощи картофель овощи
Производство 29,4 11,3 29,5 16,0 1,0 1,4
Импорт 0,6 2,3 0,7 2,8 1,2 1,2
Экспорт 0 0,1 0 0,9 - 9,0
Самообеспеченность,^) 98 83 98 84 - -
По данным таможенной статистики, главными поставщиками импорта этой продукции являются: Турция - томаты (50% от российского импорта), Китай (10% импорта томатов, 40% - лук, капуста, морковь), Израиль (50% импорта моркови), Узбекистан (70% арбузов и дынь, 12% импорта капусты). Из европейских стран наиболее значительны поставки из Нидерландов (четвертая часть импорта лука). Польша обеспечивает около 20% импорта капусты, Испания и Украина - каждая по 5% импорта томатов, Франция - 10% импорта капусты.
В импорте овощей и бахчевых культур на долю томатов приходится более половины закупок (в стоимостном выражении). Около 20% занимает лук, свыше 10% средств идет на приобретение капусты и столько же - моркови, свеклы и других корнеплодов. Импорт дынь и арбузов составляет всего около 3% от стоимости импорта овощей и бахчевых культур.
Сельскохозяйственные машины. Продовольственная самообеспеченность России зависит от поставок тракторов и других сельскохозяйственных машин.
11 КоммерсантЪ. - 2014. - № 169. - С. 12.
Тракторы - основа мобильной энергетики сельского хозяйства. Они приводят в действие прицепные и навесные сельскохозяйственные орудия, а также являются транспортными средствами, особенно в условиях деревенского бездорожья. Но, несмотря на наличие в стране мощного тракторостроения, производство тракторов сокращается (табл. 9). Импорт, обладая высокой конкурентоспособностью, вытесняет отечественное производство тракторов. В результате за 2000-2012 гг. показатель самообеспеченности по тракторам снизился с 35% до 9%. Отечественное тракторостроение по существу перестало существовать, уступив 90% внутреннего рынка импорту. Экспорт российских тракторов стремится к нулю.
Таблица 9. Производство, импорт и экспорт тракторов в 2000-2012 гг., тыс. ед.
Показатель 2000 2012 Индекс
Производство 19,3 14,8 0,8
Импорт 20,9 92,6 4,4
Экспорт 7,8 5,5 0,7
Самообеспеченность,^) 35 9 -
Растет импорт машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур. Если в 2000 г. он обходился стране в 166 млн долл., то в 2012 г. - уже 940 млн долл., т. е. вырос за 12 лет в 5,7 раза. (Если бы такими высокими темпами росло производство отечественной сельхозпродукции!)
В таблице 10 приведены данные о доле наиболее крупных поставщиков импортной сельхозтехники.
Таблица 10. География импортозависимости России
от поставок оборудования для АПК по странам
Машины и оборудование Количество стран-поставщиков Доля наиболее крупных поставщиков,%
ФРГ Нидерланды Франция США Украина Китай
Для обработки почвы 39 28 - 9 10 7 10
Для уборки и обмолота 35 46 4 - 9 - 4
Для птицеводства, садоводства, лесного хозяйства 33 43 17 3 4 1 -
Для производства пищевых продуктов 42 31 12 - 4 - 3
Тракторы 29 28 28 3 6 3 2
Из перечисленных пяти позиций сельхозтехники более половины стоимости импорта приходится на тракторы. Из других видов техники в импорте велик удельный вес оборудования для птицеводства, садоводства, лесного хозяйства (около 20%), для пищевой и мукомольной промышленности (15%). Машины для уборки и обмолота составляют 12% от общего импорта сельхозтехники, а для обработки почвы - около 10%.
Импорт географически диверсифицирован: количество стран-поставщиков колеблется от 30 до 40 по каждому виду машин и оборудования. Наиболее крупные поставщики сельхозтехники в Россию - ФРГ и Нидерланды. Удельный вес поставок из США по каждому виду техники колеблется от 4 до 10% от суммарного импорта. Почти на таком же уровне находятся поставки из Китая. Несколько меньше поставки из Украины.
Возможности импортозамещения сельскохозяйственной техники, на наш взгляд, следует искать в различных формах совместного ее производства, в первую очередь с компаниями Германии, Канады и другими западными партнерами, производящими конкурентоспособную сельхозтехнику. Как показал Российский агротехнический форум (октябрь 2014 г.), компания «Ростсель-маш» разработала и производит комбайн, который покупают 28 стран мира, включая США и Германию. Машина на 25% укомплектована импортными компонентами (10% от себестоимости комбайна), имеет высокую степень локализации. В Германии российским комбайнам оставлен бренд «Ростсельмаша»12.
В новой геополитической обстановке путь к импортонеза-висимости через совместную деятельность, по-видимому, для России недоступен или, по крайней мере, затруднен. Впрочем, даже при отсутствии санкций перенесение в Россию производства западной продукции не всегда оказывается экономически выгодным.
Воздействие санкций на импорт продуктов в Россию
В начале августа 2014 г. Правительство России в ответ на три волны санкций ввело ответные санкции для ряда стран. Эмбарго введено сроком на год на ввоз говядины, свинины, мяса птицы,
12 ШЯ!_: www.agrosalon.ru/Exhibition (дата обращения: 05.11.2014) .
плодоовощной, молочной продукции, рыбы из стран ЕС, США, Австралии и некоторых других. Несомненно, это может способствовать росту отечественного производства продуктов питания. Но в какие сроки и какими способами удастся нашей стране компенсировать снижение поставок импортного продовольствия? Рассмотрим проблему на примере мяса.
В таблице 11 приведены данные о географическом распределении санкций на импорт мяса по трем важнейшим его видам.
Таблица 11. География санкций на импорт мяса, % от импорта (2011 г.)
Мясо Германия Латвия Другие страны ЕС США Украина Австралия Канада
Крупного рогатого скота (замороженное, свежее и охлажденное) 3 2 6 7 2 11 -
Свинина 17 - 33 9 2 - 17
Птица 7 - 12 61 1 - -
Данные свидетельствуют, что после введенных ответных санкций Россия лишается в 2014-2015 гг. почти одной трети мяса крупного рогатого скота. Если учесть, что в 2000-2012 гг. его производство в России сократилось с 1,9 до 1,6 млн т13 (на 16%), а к 2021 г. прогнозируется его рост в 1,2 раза, перспектива восполнить сокращение одной трети импорта собственными силами представляется малореальной.
Крупные поставщики мяса крупного рогатого скота в Россию, на долю которых приходится около 60%, - это Бразилия, Уругвай, Парагвай и другие страны Латинской Америки. В этих условиях остается рассчитывать на наличие «ненужного» мяса в этих странах и увеличение импорта из Латинской Америки. Способно ли такое изменение географии импорта мяса предотвратить возникновение дефицита говядины, покажет время.
Эмбарго на поставки мясной продукции привело к сокращению импорта свинины на 78%, из них 50% приходится на государства ЕС. Возможности компенсировать снижение импорта ростом собственного производства свинины у России, в прин-
13 Российский стат. ежегодник. - 2003. - С. 420; 2013. - С. 397.
ципе, больше, чем по мясу крупного рогатого скота. Но это при условии, что вступление в ВТО не отразится негативно на отечественном свиноводстве.
В 2012 г. импорт мяса птицы составлял 531 тыс. т. Отказ от 81% импорта вследствие санкций составит 430 тыс. т (61% -поставки из США, около 20% - страны ЕС). Производство мяса птицы в России развивается быстрыми темпами, открывая новые возможности для импортозамещения. Но если будет необходимо, дополнительные возможности России следует искать прежде всего в Латинской Америке: на долю Бразилии в настоящее время уже приходится около 20% российского импорта мяса птицы.
Долговременные социально-экономические последствия прямых и ответных санкций весьма неопределенны, как для России, так и для ее торговых партнеров. Совершенно очевидно, что цены на продовольствие будут расти. Эти последствия будут распространяться по цепочке межотраслевых взаимодействий, далеко выходя за «секторальные» рамки, порождая дополнительную инфляцию, затрагивая финансово-банковскую сферу. Более того, через финансовую систему влияние санкций может распространяться далеко за пределы межотраслевых взаимодействий. Тем более что воздействие ответных санкций накладывается на результаты прямых. В итоге принудительное (под давлением санкций) изменение географии импорта тяготеет к росту цен на продовольствие, потребляемое в России.
Выводы
Восстановление позиций АПК на российском рынке идет недостаточно интенсивно. Дело дошло до импорта клюквы из Финляндии, моркови - из Израиля, томатов - из Турции. Введение эмбарго на поставку продовольствия из ряда стран способно встряхнуть российскую экономику и ускорить процесс импортозамещения.
По многим продуктам восполнение запрета на импорт хотя и будет способствовать увеличению их отечественного производства, в значительной мере приведет к изменению географии импорта. Вероятно, оно будет сопровождаться ростом цен либо возникновением дефицита продуктов и в любом случае - сокращением их душевого потребления.
Возможности импортозамещения различных продовольственных продуктов неодинаковы. Так, в мясомолочной промышленности они связаны с трудностями роста поголовья скота, повышения его продуктивности, развития кормовой базы, технологий переработки мяса и молока, сдерживающими импортозамещение в этой отрасли. Но именно здесь находится центр тяжести проблемы продовольственной независимости. Как показал опыт, процесс импортозамещения успешнее может идти в производстве мяса бройлеров, выращивании корнеплодов.
Достигнутый высокий уровень импортонезависимости в производстве зерна (хлеба), картофеля (второго хлеба), мяса птицы и яиц (белок для небогатых) позволяет не только ориентироваться на их будущий экспорт, рост масштабов производства и соответствующее снижение цен, но и в любой ситуации создает «подушку продовольственной безопасности». Но при этом не исключено и даже весьма вероятно сокращение потребления белка животного происхождения на душу населения.
Зависимость российского сельского хозяйства от импорта западной техники приобрела угрожающие масштабы. Госу-дарство должно принять незамедлительные меры по созданию благоприятных условий для развития в России производства тракторов, сельскохозяйственной и иной техники совместно с западными компаниями. От доброй воли, здравого смысла и дипломатического таланта руководства страны зависит скорейшее преодоление затруднений для экономической интеграции России с ЕС.