Научная статья на тему 'Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке'

Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1683
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фальцман Владимир Констатинович

В статье рассмотрены тенденции и пределы импортозависимости и импортозамещения для отдельных видов экономической деятельности в связи с повышением в России актуальности проблемы импортозамещения. Проанализирована география импортозависимости. Приведены концепция импортозамещения, классификация отраслей по критерию возможности импортозамещения. На примере продукции машиностроения и АПК даны оценки потенциала импортозамещения. Показана роль государства в содействии импортозамещению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке»

В.К. Фальцман

ФОРСИРОВАНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ7

В статье рассмотрены тенденции и пределы импортозависимости и импортозамещения для отдельных видов экономической деятельности в связи с повышением в России актуальности проблемы импортозамещения. Проанализирована география импортозависимости. Приведены концепция импортозамещения, классификация отраслей по критерию возможности импортозамещения. На примере продукции машиностроения и АПК даны оценки потенциала импортозамещения. Показана роль государства в содействии импортозамещению.

Эффективность и пределы импортозависимости. Импорт продукции при наличии финансовых средств - самый доступный путь ликвидации накопленного отставания и неконкурентоспособности собственного производства. Он не требует больших вложений в науку, образование, производство, необходимых для достижения конкурентоспособности продукции собственными силами.

С начала экономической реформы в России «невидимая рука» рынка безоговорочно предпочла импортно-ориентированный путь развития по формуле: «нефть и газ в обмен на технику, лекарства, продовольствие, ширпотреб и прочие жизненные блага».

Базируясь на импортной технике, Россия достигла высоких показателей в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В 2012 г. 94% организаций использовали персональные компьютеры, 85 - электронную почту, 87% - Интернет. В сочетании с отечественными достижениями в области программирования, с собственным продажным и послепродажным сервисом Россия вышла на европейский уровень применения ИКТ. За короткий срок удалось преодолеть катастрофическое отставание в области связи, прежде всего за счет импортных средств мобильной сотовой связи во взаимодействии с российскими космическими спутниками. Без прорыва в области ИКТ и связи построение рыночной экономики в России было бы невозможно.

Импорт также позволил России успешно развивать транспортную инфраструктуру, в частности, автодорожное строительство, сооружение скоростных железнодорожных магистралей. Он внес значительный вклад в качество жизни в России, например, возрос парк иностранных автомобилей личного пользования, преимущества которых общеизвестны.

Наряду с преимуществами импортно-ориентированный путь развития имеет недостатки, ограничивающие допустимую импортозависимость [1]. В их числе:

- ориентация на сырьевую экономику в условиях растущей конкуренции на рынках углеводородов и металлов;

- угрозы для безопасности обеспечения населения лекарствами, высокотехнологичными медицинскими услугами, продовольствием;

- вытеснение импортом производимой отечественной продукции в машиностроении и других отраслях обрабатывающей промышленности.

Процесс вытеснения импортом продукции собственного производства иллюстрирует табл. 1, каждая позиция которой характеризует производство крупных отраслей-потребителей. Металлорежущие станки - это основное технологическое

1 Статья подготовлена по результатам НИР, выполненной в соответствии с Государственным заданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

оборудование гражданского машиностроения, оборонной, авиационной, судостроительной промышленности, атомного машиностроения. Экскаваторы и бульдозеры - продукция предприятий строительства, особенно дорожно-инфраструктурного. Тракторы - основа мобильной энергетики сельского хозяйства.

Таблица 1

Динамика импортозависимости России по продукции машиностроения

Вид продукции Индекс 2012/2000 Доля импорта в поставках, %

Импорт Производство 2000 г. 2012 г.

Металлорежущие станки 25,0 0,4 70 100

Экскаваторы 25,0 0,6 29 96

Тракторы 4,4 0,7 84 90

Бульдозеры 17,0 0,5 6 63

Автомобили

грузовые 6,3 1,1 9 37

легковые 15,0 2,0 8 35

Данные табл. 1 показывают, насколько значительно рост импорта опережает собственное производство. Причем при очень быстром росте импорта металлорежущих станков, экскаваторов, тракторов, бульдозеров отечественное производство сокращается абсолютно. Этот процесс можно определить как инновационный кризис машиностроения. По некоторым видам техники импортозависимость приблизилась к 100%. Для металлургических станков, являющихся продукцией двойного назначения, этот предельный уровень безопасности уже превышен.

Импортозамещение - это естественный процесс развития и экономического роста, модернизации, преодоления накопленного научно-технического отставания и повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Но в чрезвычайных обстоятельствах страна вынуждена искать пути для форсирования процесса импортозамещения.

В новой геополитической обстановке импортозамещение становится одной из самых острых проблем экономической безопасности страны в сферах инновационной, оборонной, продовольственной, здравоохранения.

География импортозависимости. Новая геополитическая обстановка обострила проблему импортозамещения продукции, поставляемой в первую очередь США и Украиной, а затем странами Евросоюза.

Обстановка в сфере возможных экономических санкций быстро меняется. Поэтому для оценки потенциальных угроз необходимо проанализировать географию натурально-вещественных потоков импортной продукции в Россию.

Зависимость России от поставок импорта из США незначительна: американский импорт составляет всего около 5% (примерно 15 млрд. долл.) импорта в РФ. Импорт украинской продукции более весом почти 7% импорта (20 млрд. долл.). Евросоюз - основной внешнеторговый партнер России, на долю которого приходится свыше 40% российского импорта. Крупнейший внешнеторговый партнер России - Германия, импорт которой составляет около 40 млрд. долл. (второе место после Китая - около 50 млрд. долл.).

Особенностью американского импорта является большой удельный вес техники и разнообразие видов машин и оборудования. К числу самых крупных импортных закупок России относятся автомобили и их запасные части (1,3 млрд. долл.), мед-техника (1,4 млрд. долл.), строительно-дорожная техника (0,6 млрд. долл.), вычислительная техника (0,3 млрд. долл.). Из других импортных товаров по объему закупок выделяются мясо (0,7 млрд. долл.), фармацевтическая продукция (0,6 млрд. долл.), изделия из пластмасс (0,5 млрд. долл.).

Многие импортные продукты из США успешно могут быть заменены либо поставками из других стран, либо отечественной продукцией. Однако около 10% американского импорта составляют высокотехнологичные продукты - программное обеспечение, акустические приборы, специальные компьютеры и т. д. С 1 марта 2014 г. в США вступило в силу распоряжение о приостановке выдачи лицензий американским компаниям на продажу продукции двойного назначения, что со временем может отразиться на российской науке и высокотехнологичных компаниях.

В украинском импорте преобладают вагоны (около 3 млрд. долл.), машины и оборудование (2,2 млрд. долл.), в том числе турбореактивные двигатели (0,6 млрд. долл.), насосы (0,4 млрд. долл.). Из немашиностроительной продукции Украина в больших объемах поставляет в Россию нефтепродукты (2,7 млрд. долл.), продукцию черной металлургии (2,5 млрд. долл.), в том числе ферросплавы (0,2 млрд. долл.), трубы (1,4 млрд. долл.), обои и газетную бумагу (0,7 млрд. долл.).

За небольшим исключением российские заводы в состоянии без потери качества заменить украинский импорт черных металлов, нефтепродуктов, железнодорожного состава. Исключение, может быть, составляет ферромарганец. Труднее отказаться от украинских поставок двигателей для боевых и гражданских вертолетов и кораблей (Украина поставляет в Россию около 600 двигателей). Первый отечественный аналог собрали на специально построенном заводе под С.-Петербургом лишь в 2013 г.

Более половины российского импорта из стран ЕС представляют собой машины, оборудование и транспортные средства. Что касается технологического оборудования, то эмбарго на его поставки в Россию оказалось бы для российской экономики чувствительным, впрочем, как и для Германии, Италии и других стран ЕС. При этом последствия сокращения ввоза европейской техники и технологий отразятся на экономическом росте России с лагом в несколько лет, а стран-поставщиков - немедленно.

Около 8% российского импорта из Европы приходится на лекарственные препараты. Запрет на их поставки мог бы тяжело сказаться на здоровье нации, особенно людей старшего поколения.

Из остальных продуктов российского импорта из стран ЕС наибольший удельный вес имеют косметика, бумага, напитки, некоторые виды продовольствия. Ограничения на этот импорт для экономического роста России стратегического значения не имеют.

Рассмотрим подробнее натурально-вещественную структуру импорта самого крупного европейского импортера - Германии.

Германия поставляет в Россию 15% импортной техники. Наиболее весомые закупки приходятся (в млрд. долл.): на средства наземного транспорта - 7,8, электрические машины и оборудование - 2,9, медицинскую технику - около 1, оптику и измерительные приборы - 0,7, сельскохозяйственные машины - около 0,8. Кроме того, Россия закупает в Германии подъемно-транспортное, дорожно-строительное, лабораторное и иное оборудование. Из других германских товаров в Россию в больших объемах ввозятся фармацевтическая продукция (2,5 млрд. долл.), пластмассы и изделия из них (1,8 млрд. долл.), изделия из черных металлов (1,0 млрд. долл.).

Независимо от политической ситуации наиболее перспективными продуктами для импортозамещения, на наш взгляд, являются изделия из черных металлов и пластмасс, металлоемкое оборудование наземного транспорта, в первую очередь легковые автомобили, сельскохозяйственные машины, подъемно-транспортное и строительно-дорожное оборудование. В необходимых случаях импортозамещение может быть основано на совместном с германскими фирмами производстве продукции.

Одним из самых трудных направлений импортозамещения является продукция электронной промышленности. Например, интегральные электронные схемы Россия закупает у 41-й страны. Основные поставщики - Сингапур, Тайвань (Китай), США, Республика Корея. Однако генеральный директор компании «Российская электроника» считает, что технологической зависимости от импорта в электронной промышленности не существует. Россия сама является держателем многих ключевых технологий. Она может производить все необходимое как для рядового потребителя, так и для военной и космической отраслей. Вопрос лишь в том, сколько это будет стоить.

Многие микросхемы производятся десятками компаний на открытом рынке и не являются предметом национальной безопасности. Их необязательно производить в России [2].

Концепция импортозамещения. Опыт успешно развивающихся стран убеждает в эффективности интеграции России в мировое экономическое пространство, в преимуществе ее участия в мировом разделении труда на принципах конкуренции.

Еще в начале ХХ в. ставился вопрос о том, чтобы «не поддерживать искусственно нежизненные предприятия, чтобы не ставить их под стеклянный колпак казенных субсидий и заказов» [3]. Поэтому нельзя не согласиться с мнением авторов работы [4] «не стремиться вывести национальную экономику из процессов глобализации, не проводить курс на обособление от мирового хозяйства. Это лишило бы страну многих современных технологий и источников роста».

Какими бы значительными и реальными ни казались угрозы, связанные с глобализацией российского производства, путь на самоизоляцию от мирового хозяйства для России является тупиковым.

Но если глобализация столь необходима для успешного развития страны, то почему бывшему СССР в условиях закрытой изолированной экономики удалось не проиграть конкуренцию в гонке вооружений?

Действительно, эксперты из Департамента вооружений США подтвердили, что в 1991 г. наша страна имела технологический паритет с США по 17 видам вооружений из 32, а по 5 видам даже лидировала [5].

Одна из причин состоит в том, что в сфере ОПК конкуренция между странами ведется преимущественно в технической, а не в экономической области. В период гонки вооружений ставилась задача добиться тактических преимуществ любой ценой.

Импортозамещение эффективно для экономики только в том случае, когда продукция отечественного производства конкурентоспособна по отношению к импортной как по качеству, так и по цене. Поэтому важнейшим условием импортозаме-щения является повышение качества российской продукции, снижение издержек ее производства и цены.

Баланс между ценой и качеством, равновесие между ними с точки зрения потребителя находит отражение в формуле: «удовлетворяющее качество по приемлемой цене». При соблюдении этого условия отечественная импортозамещающая продукция, эквивалентная по цене и качеству импорту, обеспечивает пользователю как минимум неухудшение потребительских свойств товаров по сравнению с импортом. Для изготовителя и страны в целом импортозамещение должно влиять на увеличение рынков сбыта, создание новых рабочих мест, использование локальных производственных ресурсов. В конечном счете оно должно отразиться на экономическом росте страны.

Возможны три пути повышения качества продукции.

Первый основан на использовании собственного научно-производственного потенциала. Для России этот путь может быть реализован за счет использования потенциала ОПК для производства гражданской продукции. Он реально достижим, например, в производстве гражданской продукции в авиационной и судостроительной промышленности. Компетенции этих отраслей доказаны мировым рынком, на который поставляется их конкурентоспособная продукция оборонного назначения.

Второй предполагает научно-техническое и производственное заимствования, выпуск в России продукции зарубежных брендов. Этот путь характерен для развития российского автопрома.

Третий основан на углублении переработки отечественного сырья, на выпуске российской продукции при частичном или полном заимствовании техники и технологий, реже - сырья. Этот путь реализуется, например, в сфере нефтехимии, АПК.

Для повышения качества продукции и последующего импортозамещения большую роль играет фактор времени.

Конечно, ликвидировать отставание в качестве товаров в принципе проще и быстрее, чем завоевывать и удерживать лидерские позиции. Но и догоняющая стратегия конкуренции требует времени, особенно если речь идет о технически сложной продукции. Например, для такой технически сложной продукции, как импортные агрегаты, комплектующие самолет 881-100, по данным Минпромторга РФ, импор-тозамещение потребует 3-4 года. В течение такого же срока можно ожидать импортозамещения композитных материалов. Только к 2017 г. ожидается сертификация российского двигателя для отечественного самолета МС-21 [6].

По некоторым видам экономической деятельности российская промышленность пока не в состоянии производить в обозримом будущем конкурентоспособный продукт. Например, по данным Минпромторга, к ним относится строительство крупнотоннажных судов высоких ледовых категорий и ледостойких морских платформ.

Условием достижения ценовой конкурентоспособности продукции являются низкие цены на производственные ресурсы - труд, энергию, инвестиции.

К сожалению, производственные ресурсы в стране по разным причинам дорожают. Растут доходы и заработная плата, цены на сырье и энергию, транспортные тарифы. Процентные ставки по кредитам в России из-за финансовых рисков существенно выше, чем в США и ЕС. Все это снижает ценовую конкурентоспособность российской продукции и возможности импортозамещения.

Российская продукция проигрывает импортной в ценовой конкуренции из-за более высокой стоимости производственных ресурсов по сравнению с Китаем и развивающимися странами, из-за менее емкой ниши на мировом рынке.

Ценовая конкурентоспособность российской продукции длительного пользования осложняется ценовой политикой зарубежных компаний. Некоторые из них выходят на мировой рынок с ценами на уровне издержек производства, а прибыль получают в процессе послепродажного обслуживания и реализации запасных частей. В мировой практике распространен лизинг самолетов, экскаваторов и другой техники. Значительная часть зарубежной техники поступает в Россию по низким ценам, поскольку уже была в эксплуатации.

Классификация отраслей по признаку импортозамещения. По критерию доступности импортозамещения российскую промышленную продукцию можно подразделить на четыре класса.

Первый класс. Оборонная и авиакосмическая продукция, атомное машиностроение и энергетика, другие сферы экономической деятельности, конкурентоспособность которых подтверждена мировым рынком. В этих сферах импорт готовой продукции практически отсутствует, а преобладает экспорт. Поэтому импорто-замещение здесь имеет локальный характер: оно распространяется на отдельные комплектующие компоненты.

Второй класс. Высокотехнологичная продукция радиоэлектроники, связи, некоторых других видов экономической деятельности, почти целиком базирующихся на импорте. Научно-технические компетенции в этих сферах практически полностью утеряны. Поэтому без усилий по достижению конкурентоспособности рас-

считывать на успех в этих сферах в обозримом будущем не приходится. Труднопреодолимая импортозависимость в высокотехнологичной сфере остается, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.

Третий класс. Среднетехнологичная продукция автомобильной промышленности, гражданских отраслей авиационной и судостроительной, строительно-дорожного машиностроения, тракторо- и сельхозмашиностроения, производство телевизоров и других товаров народного потребления длительного пользования. Для продукции этого класса импортозамещение может успешно реализоваться не только собственными силами, но и путем догоняющего развития с привлечением ТНК для производства в России западной техники, первоначально сборочного, но постепенно локализованного на базе российских материалов, компонентов, отечественных сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов. Наиболее успешно догоняющий тип импортозамещения уже реализуется в автомобилестроении с участием десятка ТНК - мировых лидеров. Диверсификация производителей является важным условием их приглашения в российское производство, поскольку она препятствует монополизации российского рынка, не допуская ценовой кабалы со стороны доминирующих ТНК.

В автомобилестроении применяют четыре ступени сотрудничества с зарубежными производителями:

- сборка крупных импортных узлов и агрегатов (локализация отсутствует);

- лицензионная сборка на основе частичной локализации производственного процесса и передачи технологий;

- промышленная сборка, при которой локализация необходима для работы в России;

- стратегический альянс, предусматривающий высокую локализацию производства на уровне 60-80%, создание в России иностранных заводов по производству автокомплектующих, в том числе двигателей, коробок скоростей.

Четвертый класс включает отрасли перерабатывающей промышленности: нефтехимию, металлургию, нефтепереработку, деревообработку, пищевую промышленность. Для развития этих отраслей Россия располагает богатейшей сырьевой базой, производственными компетенциями, опытом работы на внутреннем рынке и выхода на мировой рынок.

Углубление переработки сырья позволяет повысить добавленную стоимость производимой в стране продукции, освободиться от импорта пластмасс и изделий из них, автомобильных шин, многих продуктов питания и другой продукции. Так, успешная модернизация черной металлургии позволила достичь высокого качества производимого в стране автолиста высшей группы отделки поверхности и заменить импорт в производстве иномарок. Быстро возросло в стране импортозамеще-ние производства труб большого диаметра для строительства газопроводов.

Итак, импортозамещение в первом классе продукции невозможно, так как импорт готовых изделий здесь практически отсутствует. Продукция второго класса, наоборот, почти целиком импортная, но предпосылки для импортозамещения отсутствуют, поскольку отставание настолько значительно, что ожидать успешных его результатов в обозримом будущем не приходится. Возможности импортозаме-щения в основном сосредоточены в отраслях третьего и четвертого классов.

Измерение импортозамещения. Импортозамещение - это результат конкурентной борьбы за внутренний российский рынок. Одновременно оно может сопровождаться ростом экспорта отечественной продукции на внешних рынках.

Импортозамещение означает сокращение импортозависимости и рост самообеспеченности страны. Если пренебречь изменением переходящих из года в год остатков го-

товых изделий, то поставки каждого вида продукции в народное хозяйство складываются из ее производства (П), за вычетом экспорта (Э), плюс импорт (И), т.е. П-Э+И.

При этом показатель самообеспеченности (в процентах) можно рассчитать по формуле: а = 100 х (П - Э):(П - Э + И). Импортозамещение продукции Дt за период t (0 ... () равняется:

^ = а - а0.

Аналогичную методику применили авторы статьи [7] для измерения потенциала импортозамещения в транспортном машиностроении (железнодорожный подвижной состав).

Дополняющим показателем самообеспеченности является коэффициент импор-тозависимости:

у = 100 х И: (П-Э+И); а + у = 100%.

Расчет показателя самообеспеченности и динамики импортозамещения покажем на примере продукции «мясо птицы».

В период 2000-2012 гг. производство мяса птицы возросло в 4,7 раза - с 766 до 3625 тыс. т. При этом импорт так называемых «ножек Буша» сократился на 23%, (с 694 в 2000 г. до 531 тыс. т в 2012 г.). Одновременно увеличился экспорт мяса птицы российского производства (с 3,8 до 25,4 тыс. т).

На основании этих данных можно рассчитать показатель самообеспеченности: а2000 = 100х(766-3,8):(766+694-3,8) = 52% а2012 = 100х(3625-25,4):(3625+531-25,4) = 87%.

Таким образом, значение показателя импортозамещения для периода 2000-2012 гг. составило: 35% (87-52).

Приведенная методика измерения импортозамещения выполнена для важнейших видов готовой продукции по данным, приведенных в [8]2. Она применима только для тех продуктов, для которых в государственной статистике приведены сопоставимые данные о производстве и внешней торговле.

Импортозамещение в машиностроении и АПК. В табл. 2 для семи видов техники и восьми продовольственных продуктов показаны тенденции изменения показателей самообеспеченности с 2000 по 2012 г.

В последней колонке табл. 2 по каждому виду продукции приведены объемы импорта, которые характеризуют предельные значения объемов импортозамеще-ния. При этом полная замена импорта, конечно, недостижима.

Среднетехнологичное машиностроение (третий класс) представляет продукция автопрома (легковые и грузовые автомобили), строительно-дорожного машиностроения (экскаваторы и бульдозеры), тракторостроения, станкостроения (металлорежущие станки), а также товары народного потребления длительного пользования (телевизоры). На долю этих продуктов в совокупности приходится около 20% общей стоимости импорта техники в Россию.

Данные табл. 2 показывают, что по всем этим видам продукции машиностроения показатель самообеспеченности в период 2000-2012 гг. существенно снизился, в том числе по экскаваторам и тракторам - до 5%, по металлорежущим станкам -до нуля.

Реально ли в условиях преобладания импортно-ориентированного развития ожидать в будущем изменения этой тенденции и перехода к импортозамещению?

2 Проблема импортозамещения поставок комплектующих деталей и узлов (электроники, гидравлики, автоматики, пневматики и др.) относится к числу отраслевых проблем, и в настоящей статье подробно не анализируется.

Таблица 2

Потенциал импортозамещения

Продукция Показатель самообеспеченности, % Импортозамещение, % Л 2000-2012 Объем импорта в 2012 г., млн. долл.

&2000 &2012

Среднетехнологичное машиностроение

Автомобили легковые 92 65 - 27 20241

Автомобили грузовые 91 64 - 27 3841

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экскаваторы 71 5 - 66 2734

Бульдозеры 94 29 - 65 732

Тракторы 16 5 - 11 2660

Металлорежущие станки 30 0 - 30 1082

Телевизоры 65 49 - 16 840

Агропродовольственный комплекс

Зерно 93 100 7 500

Мясо, включая птицу 68 72 4 6331

Молоко 87 79 - 8 622

Картофель 98 95 - 3 227

Овощи и бахчевые культуры 83 80 - 3 1058

Масло растительное 62 72 10 1013

Сахар 55 67 12 345

Рыба и морепродукты 85 68 - 17 531

В автомобильной промышленности в последние годы тенденция импортно-ориентированного развития меняется на импортозамещение. Импорт вытесняют иномарки российского производства, ни в чем не уступающие привозным автомобилям. Если в первой половине 2000-х годов отечественное производство легковых автомобилей оставалось приблизительно на уровне 1 млн. машин в год, то впоследствии под влиянием развития сборочного производства иномарок оно удвоилось, достигнув примерно 2 млн. машин. Рост импорта иномарок стал отставать от их производства в России.

Достаточно успешно конкурирует с импортом продукция отечественного производства телевизоров и компьютеров ведущих зарубежных брендов.

Исходя из этого возможность импортозамещения можно полагать реальной и для других видов техники массового производства и применения: сельскохозяйственной, строительно-дорожной, железнодорожной (грузовые вагоны и вагоны метрополитена) и др. При больших объемах производства и экспорта металлов импорт этих металлоемких видов техники следует отнести к фактам расточительства.

По такой продукции, как тракторы и грузовые автомобили, преобладающим поставщиком импорта в Россию является Республика Беларусь. Возможности импор-тозамещения в сфере внешней торговли, осуществляемой в рамках Таможенного союза, требуют специального анализа.

Большим потенциалом импортозамещения располагает российская авиационная промышленность. Если уровень отечественного автомобилестроения, по меркам Запада, находится на рубеже 1970-х годов, то в области авиационной промышленности страна находится на лидирующих позициях в мире.

Россия - одна из немногих стран, имеющая развитое авиастроение. Она производит вертолеты и истребители, пользующиеся спросом на мировом рынке. Но собственный рынок гражданских самолетов в последнюю четверть века страна практически потеряла. Импорт авиатехники достиг 4,8 млрд. долл. Доля пассажироперевозок в России на самолетах отечественного производства составляет всего несколько процентов. Остальное приходится на боинги и аэробусы. Причем многие из них - бывшие в употреблении и взятые в лизинг машины, имеющие предельную степень износа.

Возможности возвращения российского рынка гражданского авиастроения можно обосновать следующими аргументами.

Россия располагает собственными конструкционными материалами, необходимыми в авиастроении: алюминием, титаном, жаропрочными вольфрамо-молибденовыми сплавами, композитами, многие из которых она экспортирует.

Хотя военные самолеты отличаются по своим параметрам от гражданских, многие компоненты у них общие. Поэтому отечественные авиастроительные предприятия и КБ располагают возможностями строить современные самолеты гражданской авиации. Примером является создание и вывод на мировой рынок самолета 881-100.

В отличие от автомобильной промышленности, отечественный рынок продукции агропродовольственного комплекса отличается относительно высоким показателем самообеспеченности а на уровне 70-80% и выше (см. табл. 2).

Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократилась в импорте с 21,8% в 2000 г. до 12,9% в 2012 г. При этом импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья достиг 40,3 млрд. долл. Это одна из самых значительных статей импорта, конечно, после техники. Поэтому агропродовольственный комплекс располагает значительным потенциалом импортозамещения.

Самый значительный объем импорта приходится на мясо. В 2012 г. он составлял 6,3 млрд. долл. в год. Согласно данным табл. 2, импортозамещение мяса, в основном за счет роста мяса птицы, хотя и медленно, но растет. Если показатели самообеспеченности пересчитать для производства, импорта и экспорта мяса за вычетом мяса птицы, то оценка показателя импортозамещения становится отрицательной, т. е. свидетельствует о росте импортозависимости:

а2000 = 87%, а2012 = 76%, А = а2012 - а2000 = -1 1%.

Причина - в отставании роста производства мяса от его потребления: за период с 2000 по 2014 г. производство мяса возросло на 23% при увеличении его потребления в 1,4 раза. Для компенсации этого отставания пришлось в 2,7 раза увеличить импорт говядины и свинины - с 517 тыс. т в 2000 г. до 1406 в 2012 г.

Потенциал импортозамещения производства мяса в ближайшем будущем будет определять возможность увеличения поголовья крупного рогатого скота (в 20002012 гг. оно снизилось с 27,5 до 20,0 млн. голов). Достигнутый в России в настоящее время объем производства зерна - важная предпосылка для роста поголовья крупного рогатого скота и производства говядины.

Россия - одна из немногих стран мира, располагающая большими неиспользуемыми сельскохозяйственными ресурсами земли и воды. К этому можно добавить значительное производство и экспорт химических удобрений. Поэтому проблему продовольственной безопасности в средне- и долгосрочной перспективе Россия вправе рассматривать не столько в национальных рамках импортозамещения, сколько экспортных поставок продовольствия [9].

Мировой рынок открывает большие перспективы для российского продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Производство экологически чистого продовольствия - одно из перспективных направлений повышения конкурентоспособности российского агропродовольст-венного комплекса на внутреннем и внешних рынках.

За рамками агропродовольственной сферы можно назвать еще одну перерабатывающую отрасль, перспективную для импортозамещения. Это - нефтехимическая промышленность. Россия закупает за рубежом пластмассы и изделия из них (окна, напольные покрытия и др.) на сумму 11,5 млрд. долл. Причем их импорт быстро растет. Между тем страна располагает необходимой сырьевой базой для импортозамещения. Аналогичная картина сложилась с автомобильными шинами, им-

порт которых обошелся России в 2012 г. в 2,7 млрд. долл. Между тем страна является крупным экспортером каучука.

Роль государства в содействии импортозамещению. Импортозамещение -это естественный процесс инновационного развития страны, повышения конкурентоспособности продукции отстающих отраслей. Поэтому решающая роль в инициировании и финансировании импортозамещения, в создании сборочного производства, углубленной переработке сырья принадлежит «невидимой руке» рынка. Для частного бизнеса это не менее выгодно, чем для государства, которое обеспечивает экономический рост и собирает налоги.

Прямое государственное финансирование играет доминирующую роль только в том случае, когда речь идет о выпуске средств гражданской авиации и судостроительной промышленности на предприятиях оборонных отраслей промышленности.

Финансовая поддержка государством конкурентоспособности российской продукции может осуществляться в виде льготных форм кредитования, лизинга, таможенных тарифов. Определяющую роль играет государство в создании благоприятного инвестиционного климата, предпринимательства и бизнеса.

По рейтингу «Doing Business» Всемирного банка, Россия переместилась со 111-го на 92-е место из 189 обследованных стран. По рейтингу Bloomberg «Best Countries for Business 2014» Россия впервые вошла в топ-50 лучших стран, заняв 43-е место из 157-ми стран и поднявшись по сравнению с 2013 г. на 13 позиций.

Высокую оценку получила степень интеграции России (членство в ВТО, выход на глобальные рынки, низкие импортные тарифы). Отставание страны наблюдается по затратам и по времени на открытие нового бизнеса (количество процедур, доступность иностранных инвестиций), а также по качеству инфраструктуры и ее доступности, эффективности логистики. Самую негативную оценку получили так называемые нематериальные издержки (высокие риски коррупции, уровень инфляции, налоговая нагрузка, защита собственности).

Создание транспортной инфраструктуры - важнейшее направление государственной поддержки бизнеса и предпринимательства.

Совместная деятельность российских компаний с зарубежными осложнена высокой неопределенностью условий работы - введения новых пошлин, сборов, налогов. Например, в 2011 г. принято постановление, ужесточающее режим промышленной сборки иномарок в России, в том числе за счет таможенных пошлин на ввоз комплектующих компонентов. Нормативный уровень локализации повышен до 60%. Этот уровень необходимо достичь за 5 лет, в том числе за счет собственного производства двигателей и коробок передач для 30% выпускаемых автомобилей. В этих условиях иностранные производители сталкиваются с риском возникновения убытков, репутационными рисками и даже с риском разрыва соглашений.

Государство призвано контролировать следующие процессы:

- влияние импортозамещения на здоровье населения (продукты питания);

- безопасность производств, полетов, поступающей техники; отсутствие отклонений от российских стандартов и технических регламентов; использование изношенных зарубежных машин;

- бесконтрольное увеличение цен и тарифов государственных монополий, сдерживающих рост конкурентоспособности отечественной продукции и процесс импортозамещения;

- дополнительные социальные обязательства, удорожающие труд.

Таким образом, импортозамещение, являясь одной из форм инновационного экономического роста, базируется на совпадении интересов бизнеса, государства и общества.

Литература

1. Фальцман В.К. Приоритеты структурной политики: импортозависимость, импортозамещение, экс-портоориентация инновационной продукции промышленности // ЭКО. 2014. № 5.

2. За каменной стеной. Сможет ли Россия выжить одна //Русский репортер. 2014. № 24.

3. Мартынов С. Государственный человек Витте. С.-Петербург, 2006.

4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. М.: Институт экономических стратегий, 2006.

5. Soviet Military Power 1990. USA Department of Defence. Wash., YPO, 1991.

6. Мантуров Д. Так и мы не простачки //Коммерсант, 8 апреля 2014 г.

7. Овчаренко Н.А., Лучинина Л.Б., Рыбальченко Р.В. Особенности конкурентоспособности продукции российской промышленности и ее потенциал импортозамещения на внутреннем рынке // Вопросы экономики и права. 2014. № 4.

8. Российский статистический ежегодник 2013. Стат. сб. М.: Росстат, 2013.

9. Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности. Рим, 16 ноября 2009 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.