www.volsu.ru
о
(N
©
DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2015.2.3
УДК 332(470.44):339.562:339.166.82(045) ББК 65.32
роль саратовской области
как аграрно-ориентированной территории в обеспечении импортозамещения продовольственных товаров
Суханова Ирина Федоровна
Доктор экономических наук,
профессор кафедры маркетинга и внешнеэкономической деятельности, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова suhanovaif@sgau. ги
пл. Театральная, 1, 410012 г. Саратов, Российская Федерация
Лявина Мария Юрьевна
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры маркетинга и внешнеэкономической деятельности, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова lyavinamyu@sgau. ги
пл. Театральная, 1, 410012 г. Саратов, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены особенности импортозамещения в различных сферах экономики. Определена специфика процесса импортозамещения в сельском хозяйстве. Выделены цели и направления импортозамещения продовольственных товаров.
Обоснована необходимость выделения аграрно-ориентированных территорий, а также территорий-доноров и реципиентов в вопросах обеспечения импортозамещения продовольствия.
Выявлены критерии отнесения регионов к аграрно-ориентированным территориям и аргументирован вывод о целесообразности особой государственной поддержки регионам-донорам продовольствия. Приведена всесторонняя характеристика Саратовской области как аграрно-ориентированной территории, дана оценка ее продовольственному потенциалу, определен уровень самообеспеченности продовольствием.
Проведена группировка основных продовольственных товаров в соответствии с достигнутым уровнем их самообеспеченности и перспективами его роста.
Разработана комплексная программа импортозамещения продовольствия в России, отводящая первоочередную роль аграрно-ориентированным регионам. Выделены основные мероприятия данной программы.
Ключевые слова: импортозамещение, продовольствие, аграрно-ориентирован-
ный регион, регион-донор, Саратовская область.
¿у Российская экономика до сих пор в зна- ставок, особенно в области продовольствия. © чительной степени зависит от импортных по- В первую очередь это касается поставок мяса
и молочного сырья для промышленной переработки, овощей в зимний сезон, фруктов и ягод. Известно, что сельское хозяйство - стратегическая отрасль любой экономики, от эффективности функционирования которой зависит доступность и качество потребляемого продовольствия. Долгое время население России осуществляет субсидирование производства продовольственных продуктов своих конкурентов - в основном ЕС и США. Таким образом, фермеры этих стран получают двойную поддержку как со стороны государства, так и со стороны российских покупателей, голосующих своим «кошельком» за предлагаемую на рынке продукцию. При этом деньги вкладываются в развитие импортных производств, а не отечественных.
Для развития внутреннего сельскохозяйственного производства нужен определенный стимул. Таковым стала изменившаяся геополитическая обстановка и введение санкций со стороны 42 стран мира в отношении России. «Война» санкций заставляет обратить внимание не только на новые угрозы и риски, но и на возможности роста аграрного сектора экономики, на перспективы достижения продовольственной независимости и развития продовольственного экспорта России. Фактически именно благодаря ответным санкциям, ограничениям ввоза продовольственной продукции из стран Запада и соответствующему снижения уровня конкуренции на российском продовольственном рынке появляется возможность новой агропродовольственной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности России и агрессивную экспортную политику.
При этом стоит отметить, что процессы импортозамещения в разных отраслях характеризуются определенной спецификой, отличаются и механизмы импортозамещения, а также способы и методы проведения политики опережающего импортозамещения.
Важной проблемой на современном этапе является обоснование специфики или особенностей процесса импортозамещения для разных секторов экономики:
- с одной стороны, для тех отраслей, которые подверглись весьма жестким санкциям со стороны западных стран (кредитные, финансовые учреждения, оборонные предпри-
ятия, нефтегазовые компании, как частные, так и государственные);
- и, с другой стороны, предприятия агропромышленного комплекса, для которых конкуренция в сфере АПК в условиях российских антисанкций существенно снизилась и есть не только риски, но и возможности использовать соответствующие преимущества.
Так, дальнейшее импортозамещение в промышленности ограничивается отсутствием свободных современных производственных мощностей и современных «прорывных» технологий, что предопределяет необходимость строительства новых заводов и скорейшей технологической модернизации. Для вытеснения иностранных конкурентов с отечественного рынка и увеличения экспорта необходимо вложение средств и в развитие новых мощностей, и в реконструкцию уже имеющихся. Примеры таких стран, как Китай, Япония, Южная Корея наглядно это доказали. Однако в современных условиях бюджетного дефицита на фоне снижения инвестиционной привлекательности страны столь колоссальные капиталовложения вряд ли будут осуществлены. В связи с этим импортозамещение в данной сфере будет происходить более низкими темпами, чем хотелось бы.
В сельском хозяйстве ситуация несколько иная. К примеру, нарастить объемы производства растениеводческой продукции можно в достаточно сжатые сроки, если осуществлять государственную поддержку отрасли, направленную на восстановление пахотных земель; стимулировать развитие приоритетных производств, мелиорацию; использовать современные агротехнические приемы возделывания. Большое влияние на развитие внутреннего аграрного производства может оказать развитие системы государственных заказов важнейших видов продукции (помимо зерна) по аналогии с военными госзаказами. Известно, что главная проблема внутреннего производства - сбыт. Если производители будут уверены в реализации хотя бы определенной доли выращенного урожая, то это может стать стимулом для развития наиболее трудоемких отраслей (производство овощей, фруктов, ягод, отдельных масличных культур и т. д.).
Безусловно, решение задачи скорейшего импортозамещения находится в приорите-
те у государства. Существуют критические отрасли сельскохозяйственного производства, в которых наблюдается наибольшая степень зависимости от импортных поставок (молочная отрасль, переработка мяса, производство овощей, фруктов, ягод). Именно в данных сферах необходимо наращивать производство в первую очередь.
По данным Федеральной таможенной службы, в январе-декабре 2014 г. импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья в стоимостном выражении составил 39,7 млрд долл. или 92 % к уровню 2013 г. [1, с. 59]. После введения запрета на ввоз отдельных видов продуктов может «высвободиться» около 1012 млрд долл. Эти финансовые ресурсы стоило бы направить на закупку тех видов продукции, которые не могут быть представлены на рынке отечественными товаропроизводителями по объективным причинам - экзотические фрукты и овощи, отдельные виды рыбы и мясной продукции. Конечно, государство должно стимулировать создание и развитие производств, сложившихся в данных природно-климатических условиях. Для этого необходимо создание эффективного экономико-правового механизма функционирования отечественного аграрного сектора в условиях нестабильности и геополитической напряженности. Он должен координировать развитие отечественного производства в различных секторах и стимулировать импортозамещение традиционных видов продовольственной продукции на основе развития аграрной науки и образования.
На наш взгляд, целями импортозамещения продовольствия являются:
1. Обеспечение экономической и продовольственной безопасности страны в целом.
2. Достижение продовольственной независимости в критических отраслях.
3. Концентрация производства на крупных предприятиях с целью дальнейшего выхода на внешние рынки.
4. Решение проблемы занятости на селе.
5. Рост доходной части государственного бюджета.
6. Формирование положительного имиджа страны на мировой арене.
Решение проблемы импортозамеще-ния продовольствия должно носить комплек-
сный характер, учитывающий социально-экономические, политические, экологические факторы и природно-экономические особенности как страны в целом, так и отдельных регионов.
Импортозамещение не только способствует внутреннему экономическому росту, но и позволяет повысить конкурентоспособность отечественной продукции и экономики на внешних рынках, снизить критическую зависимость от котировок на сырьевых биржах, ослабить зависимость от поставок иностранного продовольствия и товаров массового спроса.
В современных условиях попытки полностью отказаться от поставок из-за рубежа являются утопичными, поскольку многие виды продовольственных товаров в нашей стране не производятся или их объемы невозможно увеличить вследствие специфичности условий производства (рис, чай).
К тому же полное закрытие границ нецелесообразно и в долгосрочной перспективе ведет к снижению качества, конкурентоспособности и экономической эффективности внутреннего производства. При этом доля импорта продовольствия должны контролироваться, а сам объем импорта продовольствия в стоимостном выражении оставаться на некотором стабильном уровне. Расширение перерабатывающих производств должно быть обеспечено собственной сырьевой базой. В этом случае изменение геополитической ситуации не будет оказывать такого давления на внутренний рынок, а государству не придется в спешном порядке осуществлять импортерозамещение. Речь идет прежде всего о признании некритического импорта, то есть импорта отдельных товаров и в тех объемах, которые не могут оказать значительного влияния на ситуацию на продовольственном рынке.
Стратегия импортозамещения продовольственных товаров в России должна быть основана на научно-обоснованной программе импортозамещения, учитывающей сложившуюся специализацию производящих регионов, уровень государственной поддержки отрасли, наличие производящих и перерабатывающих мощностей, обеспеченность трудовыми ресурсами. Реализация программы импортоза-
мещения продовольствия должна идти в трех направлениях, охватывающих все виды производств и учитывающих достигнутый уровень развития.
Первое направление - увеличение объемов продуктов-аналогов, которые производятся в нашей стране в недостаточных количествах для удовлетворения внутреннего спроса. К таковым можно отнести молоко, мясо КРС, овощи открытого грунта, рыбу и прочее.
Второе направление - создание новых производств тех продуктов питания, которые не производятся в нашей стране или производятся в минимальных для удовлетворения потребностей населения количествах. К ним, например, относятся тепличные баклажаны, перцы, редис, салатные овощи.
Третье направление импортозамеще-ния - сокращение объемов потребления продукции, не производимой в нашей стране в силу объективных природно-климатических условий. Создание таких производств нецелесообразно (выращивание лимонов), а в отдельных случаях и невозможно (выращивание манго, папайи, ананасов). Речь идет о критическом импорте, который можно уменьшить благодаря продуманной государственной политике и стимулированию потребления отечественных продуктов питания («чего наша прабабушка не ела, того и нам не надобно»).
Говоря о развитии импортозамещения, нельзя забывать о необходимости сбалансированности экспорта и импорта, которая является основой стабильности экономики страны. К примеру, если доля импорта продовольствия превышает уровень 20-25 %, то можно говорить о значительной угрозе продовольственной безопасности. Чрезмерная ориентация на экспорт также недопустима. В ситуации нестабильности на мировых рынках, усиления внешнеполитической напряженности и введения различных административных барьеров экспортеры теряют значительную часть своих доходов. В связи с этим экономика должна быть сбалансированной по экспорту и импорту, в том числе и в плане продовольственных поставок. Можно прийти к выводу, что существует не только критический уровень импорта, но и критический уровень экспорта, который также может нанести значительный урон аграрной сфере. Наиболее яр-
ким примером может служить производство минеральных удобрений, ориентированное на экспорт. Высокие цены на мировых рынках и отсутствие финансовых возможностей у отечественных товаропроизводителей ставят отечественное производство в заведомо худшие условия, предопределяя недополучение значительной доли урожая.
Вышесказанное предопределяет необходимость не только последовательной реализации программы импортозамещения, но и необходимость государственного вмешательства в плане стимулирования развития приоритетных производств, сокращения критического импорта, достижения и поддержания положительного баланса экспорта и импорта продовольственной продукции.
В сложившихся условиях становится ясным, что производство продовольствия следует наращивать в регионах, обладающих значительным аграрным потенциалом. При этом необходимо учитывать происходящий инвестиционный процесс и развитие сельскохозяйственных производств. Здесь речь должна идти прежде всего о приоритезации (то есть выстраивании системы территориальных, географических приоритетов в размещении сельскохозяйственного производства), поскольку в условиях недостаточности финансовых ресурсов необходимо ориентироваться на «передовые» аграрные регионы, способные обеспечить продовольственную безопасность страны в целом. При этом нужно учитывать наличие сложившихся «традиционных» производств, которые с точки зрения экономики дают незначительную отдачу, однако с точки зрения социальной стабильности играют большую роль. Примером может стать развитие глубокой переработки карельской клюквы, которая вполне может конкурировать с канадской.
По мнению отдельных исследователей, на основе сравнительного анализа уровня развития агропромышленного производства в различных регионах России, следует выделять «аграрно-ориентированные территории, которые обладают высоким аграрным потенциалом» [5, с. 220]. Отнесение региона к аргарно-ориентированному определяется наличием земельных и трудовых ресурсов, дифференцированного агропромышленного
производства, обеспечивающего значительную долю валового регионального продукта (далее - ВРП).
На наш взгляд, помимо аграрно-ориен-тированных необходимо выделять регионы-доноры продовольствия и регионы-реципиенты. Первые имеют возможность полностью обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. Помимо этого имеющийся потенциал позволяет им осуществлять межрегиональные поставки, решая проблему импортозамещения в регионах-реципиентах.
Аграрно-ориентированные регионы имеют возможность обеспечить импортозаме-щение и продовольственную безопасность, выведя отечественный аграрный сектор на новую ступень развития. Весьма актуальным это стало после подписания Президентом Указа № 560 от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Согласно данному документу в течение года запрещен либо ограничен ввоз в нашу страну отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
По нашему мнению, именно для таких территорий необходим не только особый режим государственной поддержки сельскохозяйственного производства, но и внедрение целевых программ производства дефицитного сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Регионов с профицитным производством продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в России совсем немного. По итогам исследования агентства «Интеррейтинг» только 18 регионов в России в состоянии прокормить свое население. В их числе Саратовская область, являющаяся одной из крупнейших в Российской Федерации. Она занимает 100,2 тыс. кв. км, население ее составляет 2,7 млн человек. Здесь сложилась крупная база производства зерна, подсолнечника, продуктов животноводства.
В качестве основных критериев отнесения региона к аграрно-ориентированной территории (особо значимой аграрной территории) можно отметить следующие: доля сельского хозяйства в ВРП, площадь сельскохозяйственных угодий, доля сельского населения в об-
щей численности региона, объем вывоза продовольственных товаров за пределы региона.
К таким аграрно-ориентированным территориям можно отнести и Саратовскую область, которая вносит значительный вклад в продовольственную корзину государства, доля продукции сельского хозяйства в ВРП по разным годам колеблется от 12 до 20 %.
По выпуску сельскохозяйственной продукции регион занимает лидирующие позиции среди других регионов РФ и Приволжского федерального округа. Саратовская область условно поделена на семь природно-климатических зон. В ее составе находятся 38 административных районов. Каждая природно-климатическая зона региона обладает своим производственно-экономическим потенциалом.
Сельскохозяйственное производство в значительной степени является поставщиком сырья для перерабатывающей промышленности и, как следствие, определяет продовольственную безопасность государства. Позиции Саратовской области в Российской Федерации за 2013 г. представлены в таблице 1.
Продовольственный потенциал Саратовской области представлен в таблице 2.
Исходя из рациональных норм потребления и при условии полной загрузки имеющихся производственных мощностей Саратовская область способна обеспечить продовольственными товарами (за исключением сахара, рыбопродуктов и фруктов) от 3,5 млн чел. (например, по овощам и яйцу) до 4,6 млн чел. (по мясу и молоку). При этом по хлебу и хлебопродуктам численность населения, которое может быть обеспечено продуктами при полной загрузке, составляет 8 млн человек. В целом, исходя из фактических норм потребления, продовольствием можно обеспечить от 3,5 до 6,5 млн человек.
В расчете на душу населения объем сельскохозяйственной продукции в области в 2013 г. составил более 33 тыс. рублей. Это четвертый результат среди регионов ПФО (после республик Мордовия, Татарстан и Марий Эл). Саратовская область полностью обеспечивает свое население по таким видам продовольственной продукции, как хлеб, овощи, свинина, баранина, яйца, растительное масло.
Таблица 1
Рейтинг регионов по удельному весу продукции сельского хозяйства субъекта в валовой продукции Российской Федерации (в текущих ценах)
Место Регион Доля региона в стоимости валовой
в рейтинге продукции Российской Федерации, %
сельского растение- животно-
хозяйства водства водства
1 Краснодарский край 7,1 10,2 4,4
2 Белгородская область 4,8 3,1 6,3
3 Республика Татарстан 4,6 4,5 4,6
4 Ростовская область 4,5 5,5 3,6
5 Ставропольский край 3,2 4,4 2,2
6 Воронежская область 3,1 3,5 2,7
7 Республика Башкортостан 3,1 2,4 3,7
8 Алтайский край 2,8 2,5 2,9
9 Саратовская область 2,6 2,6 2,6
10 Московская область 2,4 2,6 2,2
Примечание. Составлено по: [5, с. 216].
Таблица 2
Продовольственный потенциал Саратовской области исходя из рациональных норм потребления
№ Наименование Единица Нормы по- Потребность Возможный Численность насе- Численность насе-
продукции измере- требления на объем произ- ления, обеспеченно- ления, которое мо-
ния 1 чел.в год, кг водства с учетом полной загрузки мощностей го продуктами, произведенными на территории области, млн чел. жет быть обеспечено продуктами питания при полной загрузке, млн чел.
1 Хлеб и хлебопродукты * т 100,0 250 875 800 118 5,37 8,00
2 Мясо и мясопродукты т 72,5 181 885 333 214 3,80 4,60
3 Молоко и моло-копродукты т 330,0 827 889 1 521 789 3,44 4,61
4 Яйцо тыс. шт. 260,0 652 276 915 489 3,52 3,52
5 Сахар т 26,0 65 228 48 980 1,85 1,88
6 Рыбопродукты т 20,0 50 175 37 914 0,44 1,90
7 Масло растительное т 11,0 27 596 262 177 23,36 23,83
8 Картофель т 97,5 244 604 400 000 3,56 4,10
9 Овощи бахчевые т 130,0 326 138 450 000 3,18 3,46
10 Фрукты свежие т 96,0 240 840 100 239 1,04 1,04
Примечания. Составлено по: [5, с. 216].
* - ожидаемый объем производства зерна на продовольственные нужды (без учета фуража, семян, зерна на технические нужды).
В сложившихся сегодня макроэкономических условиях область обладает достаточными предпосылками к повышению конкурентоспособности своей продукции.
Среди регионов ПФО в 2013 г. Саратовская область занимает первое место по площади обрабатываемой пашни, а по по-
севным площадям - второе место (вслед за Оренбургской областью). По масштабам использования ресурсов - 5 место в РФ (см. табл. 3).
Агропромышленный комплекс области не только полностью удовлетворяет потребность населения региона в основных видах
сельскохозяйственной продукции и продовольствия, но и обеспечивает продовольственную безопасность других регионов страны, так как имеет реальные экономически обоснованные показатели самообеспеченности продовольствием. За пределы края вывозятся мука и крупы, макаронные изделия, сыры, растительное и животное масла, маслосемена подсолнечника, овощи и колбасные изделия, продукты мясопереработ-ки, свинина, баранина и т. д.
Таблица 3 Место Саратовской области среди регионов Приволжского федерального округа по видам продукции АПК в 2012 г.
Продукция Место
По площади пашни в обработке 1
По посевным площадям 2
Колбасные изделия 1
Крупа 1
Овощи 1
Подсолнечник 1
Растительное масло 1
Маргариновая продукция 1
Зерно 2
Мука 2
Молоко 3
Мясо * 12
Яйца * 17
Наличие орошаемых земель * 4
Примечания. Рассчитано авторами по: [8].
* - по итогам первого полугодия 2013 г. среди регионов России.
С учетом введенных санкций и сложной экономической ситуации высокого уровня самообеспеченности продовольствием необходимо достичь в самые кратчайшие сроки.
Следует отметить, что многие важнейшие показатели, отмеченные в Доктрине продовольственной безопасности, еще не достигнуты (см. рис. 1). В 2013 г. уровень самообеспеченности населения России молоком и молочной продукцией составил 77 %, мясом - 79 %, овощами и бахчевыми - 88 %. При этом наибольшие опасения вызывает ситуация с обеспечением фруктами и ягодами - степень самообеспеченности составляет лишь 33 %. По этим видам продукции имеется наибольшая зависимость от импортных поставок.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ в 2013 г. обеспеченность мясом птицы достигла 89 %, свининой - 82 %, говядиной - 71 %. Под продовольственное эмбарго попало только 2,5 % потребления говядины в стране, 10 % молока и молочной продукции и 5 % овощей [3].
Начиная с 1990 г. произошло сокращение потребления мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод. Даже с учетом импортных поставок продовольствия уровень удовлетворения потребности по указанным видам продовольствия был значительно ниже рациональных норм потребления (см. табл. 4).
Таким образом, проблема достижения продовольственной безопасности России является сложной и многоаспектной. Основные сложности ее решения заключается в следующем:
- низкий уровень продуктивности сельскохозяйственного производства по сравнению со странами ЕС и США;
- большой износ техники, удорожание импортного и отечественного оборудования;
- дорогие кредиты, которые на фоне высокой инфляции, катастрофического падения курса национальной валюты, неустойчивости ключевой ставки ЦБ будут становиться только дороже. По сути нас просто отсекли от дешевого кредитования на Западе (Сбербанк, Рос-сельхозбанк и др.);
- логистические проблемы, такие как неразвитость дорожно-транспортной и торго-во-логистической инфраструктуры, отсутствие необходимого количества современных терминалов, высокие тарифы на перевозку грузов, монополизм ОАО «РЖД», проблемы с дорожным покрытием;
- диспаритет цен;
- ограниченность прямого субсидирования в рамках ВТО.
И это далеко не полный перечень проблем, затрудняющих качественный рост показателей сельскохозяйственного производства. К ним можно также отнести проблемы со сбытом выращенной продукции, слабое взаимодействие с торговыми сетями, потребность в молодых квалифицированных кадрах. Необходимо совершенствование финансово-
Рис. 1. Уровень самообеспеченности России важнейшими видами продовольствия Примечание. Рассчитано авторами по: [11].
Таблица 4
Потребление основных продуктов питания на душу населения в России, кг
140 120 100
40
20
102
99
83
77 79 -71
87 88
118
113
35 33
99 98
Картофель Молоко Мясо Овощи и Рыба Фрукты и Яйца
бахчевые ягоды
□ 2009 г. 0 2013 г.
Рациональная Фактическое Уровень удовлетворе-
Наименование продуктов питания норма потреб- потребление ния потребности,%
ления 1990 г. 2013 г. 1990 г. 2013 г.
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 72,5 75 69 103,4 95,2
Молоко и молокопродукты 330 387 248 117,3 75,2
(в пересчете на молоко)
Яйца, шт. 260 297 269 114,2 103,5
Рыба и рыбопродукты 20 20 24,8 124 124
Масло растительное 11 10,2 13,7 124,5 124,5
Сахар и кондитерские изделия 26 47 40 180,8 153,8
Картофель 97,5 106 111 108,7 113,8
Овощи и бахчевые культуры 130 89 109 68,5 83,8
Фрукты и ягоды 95 35 64 36,8 67,4
Хлеб и хлебопродукты 100 120 118 120 118
0
Примечание. Рассчитано авторами по: [11].
го механизма поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, а также стимулирование спроса на продукты питания отечественного производства.
Еще одна проблема достижения продовольственной безопасности России заключается в неравномерной обеспеченности регионов производственными ресурсами и в особенностях их природно-климатических условий и географического положения. Субъекты РФ находятся в неравных условиях для достижения целей импортозамещения. Многие регионы (по крайней мере 18) являются самодостаточными в плане продовольственного обеспечения, а профицитное производство позволяет им реализовать продукцию за их пределы. Это ре-
гионы-доноры, которые имеют возможность обеспечить продовольствием и сельскохозяйственным сырьем население нескольких регионов. Необходимо установление тесных взаимосвязей профицитных по продовольствию регионов с дефицитными с целью переориентации товарных потоков, которое позволило бы обеспечивать большую часть населения продукцией отечественного производства. Таким образом, скоординированное их сотрудничество позволит обеспечить достижение целей импор-тозамещения в целом по стране.
При условии профицитного производства серьезной проблемой становится реализация продукции сельского хозяйства за пределы региона-донора. Необходимо строительство логи-
стических центров (крупных узловых пунктов) для временного хранения продукции, которые позволили бы осуществлять беспрепятственную транспортировку и экспорт продукции. На их территории сельхозтоваропроизводителям должна быть предоставлена возможность не только хранения, но и переработки, и фасовки продукции. Строительство таких логистических центров приобретает особую важность при решении проблемы обеспечения населения такими продуктами питания, как овощи, фрукты и картофель. Решение проблемы долгосрочного хранения данной продукции при одновременном наращивании объемов производства позволит осуществлять бесперебойные и своевременные поставки в различные регионы страны, характеризующиеся дефицитным производством по тем или иным товарным позициям.
В сложившихся условиях ограничения доступа на рынки западных стран более выигрышное положение приобретают те субъекты, которые имеют приграничное положение. Именно они обладают более широкими возможностями по диверсификации внешнеэкономической деятельности. Однако даже на примере Саратовской области, одном из ведущих аграрных регионов страны, можно сказать, что продукция сельского хозяйства и продовольствие занимают незначительную долю в экспорте региона (рис. 2).
Для обеспечения продовольственной безопасности страны в целом необходима диверсификация сельскохозяйственного производства, которая должна учитывать тради-
ционную специализацию регионов и их географическое положение. Государству необходимо стимулировать производство дефицитных продуктов питания, которые активно поставляются из зарубежных стран. В большинстве субъектов наблюдается недостаточное для удовлетворения физиологических потребностей производство таких продуктов питания, как мясо, рыба, овощи, фрукты. В России имеются существенные резервы для роста производства и переработки сельскохозяйственного сырья. Соблюдение технологий производства и модернизация техники и оборудования позволит значительно увеличить производство продовольственных товаров.
Объемы производства агропромышленного комплекса Саратовской области позволяют обеспечить население продовольствием по большинству видов продуктов питания (табл. 5). Область обеспечивается собственными овощами на 160 %. Потребность населения в помидорах и огурцах обеспечена на 144 %, капусте - на 107 %, прочих овощей - в 3 раза, бахчевых культурах - на 113 % с учетом региональных норм потребления.
Однако несмотря на то, что Саратовская область традиционно занимает ведущие места в Приволжском Федеральном округе и Российской Федерации по общему уровню обеспеченности населения сельскохозяйственной продукцией собственного производства, в настоящее время регион не может в полной мере удовлетворить потребность в мясе собственного производства (уровень обеспеченности - 74 %), молока (96 %), рыбе (20 %), фруктах (37 %) и сахаре (62 %).
□ Минеральные продукты
0 Продукция химической пр омышленности
О Продовольственные товаы и сырье
□ Прочее
Рис. 2. Товарная структура экспорта Саратовской области, 2013 г. Примечание. Рассчитано авторами по: [10].
Таблица 5 Достигнутый уровень самообеспеченности населения Саратовской области сельскохозяйственной продукцией собственного производства
Виды продукции Степень самообеспеченности потребления населения Саратовской области, %
1 Продовольственное зерно 570 (в 5,7 раза)
2 Хлеб и хлебобулочные изделия 200 (в 2 раза)
3 Растительное масло 290 (в 2,9 раза)
4 Сахар 62
5 Яйца 150 (в 1,5 раза)
6 Картофель 150 (в 1,5 раза)
7 Овощи 160 (в 1,6 раза)
8 Мясо, в том числе 74
говядина 75
свинина 170 (в 1,7 раза)
баранина 280 (в 2,8 раза)
мясо птицы 38
9 Молоко 96
10 Рыба 20
11 Плоды и ягоды 37
Примечание. Составлено по: [7; 9].
Достигнутый уровень продовольственной безопасности и возможности импортоза-мещения в условиях антироссийских санкций позволяют разделить продовольственные товары на четыре группы в зависимости от современного уровня самообеспеченности и
перспектив его роста. Разделение по товарным группам на национальном и региональном уровнях несколько отличаются (табл. 6). Конечно, общероссийские тенденции низкой самообеспеченности фруктами, ягодами, овощами закрытого грунта характерны для большинства регионов. Однако многие товарные позиции, исходя из уровня обеспечения потребления внутренним производством, на региональном уровне могут быть отнесены в группы более высокого порядка. Так, например, в Саратовской области уровень обеспечения собственными овощами достиг 160% (1-я группа), тогда как в целом по России -88 % (2-я группа).
Для каждой группы товаров должна быть сформирована своя стратегия импорто-замещения в рамках общей стратегии, состоящей из четырех этапов. Причем данные стратегии являются специфическими не только в отношении отдельных групп товаров, но и в отношении производящих регионов. Иными словами, для стратегии импортозамеще-ния Саратовской области по товарам первой группы, особенно по которым уровень самообеспеченности превышает потребность в несколько раз (зерно, растительное масло), необходима реализация мероприятий, предусмотренных заключительным этапом стратегии. В данном случае необходимо проводить агрессивную экспортную политику. Надо ска-
Таблица 6
Группировка продовольственных товаров по уровню самообеспеченности на федеральном и региональном уровнях
Группы товаров Характеристика Российская Федерация Саратовская область
1 Устойчивое производство в параметрах Доктрины продовольственной безопасности Зерно, сахар, растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, продукция яичного производства, рыба Зерно, растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, яйцо, картофель, овощи открытого грунта (капуста, репчатый лук, морковь, свекла), свинина
2 Достижение продовольственной независимости в среднесрочной перспективе Мясо птицы, свинина, овощи открытого грунта (капуста, репчатый лук, морковь, свекла) Молоко, молочная продукция
3 Достижение продовольственной независимости в отдаленной перспективе Овощи закрытого грунта, фрукты и ягоды, молоко, молочная продукция, мясо КРС, рис Овощи закрытого грунта, рыба, фрукты и ягоды, мясо КРС, мясо птицы, сахар
4 Виды продовольствия, не производимые в России или производимые в недостаточном для самообеспеченности количестве Кофе, цитрусовые, чай, экзотические фрукты, орехи Кофе, цитрусовые, чай, рис, экзотические фрукты, орехи
Примечание. Составлено авторами. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2015. № 2 (31) 35
зать, что по таким позициям, как зерно и растительное масло, уже осуществляется экспортная экспансия.
Для отдельных категорий продовольственных товаров, например, овощей открытого грунта, более предпочтительны межрегиональные, а не экспортные поставки, несмотря на высокую самообеспеченность региона. То есть речь идет о третьем этапе импортозамещения. Объясняется это тем, что продовольственная безопасность в целом по России по овощам еще не достигнута.
Правительством Саратовской области были разработаны и утверждены Концепция импортозамещения в реальном секторе экономики Саратовской области и План по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 2015-2016 годы [7].
В Концепции определены важные приоритеты импортозамещения на ближайшие годы, к числу которых отнесены следующие:
- реализация инвестиционных проектов в животноводстве;
- строительство и модернизация цехов по убою и первичной переработке скота на животноводческих комплексах, позволяющих увеличить мощности производства и осуществить замкнутый цикл переработки скота по безотходной технологии с полной утилизацией всех побочных продуктов;
- более активное участие сельхозтоваропроизводителей области в мероприятиях по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области на 2014-2020 годы»;
- увеличение производства овощей закрытого грунта за счет создания современных тепличных комплексов, реконструкции и модернизации действующих теплиц;
- развитие логистических (оптово-рас-пределительных центров) для хранения, предпродажной подготовки и реализации овощей, фруктов и картофеля;
- создание новых и техническое перевооружение действующих производств по переработке плодов и овощей.
Планом предусмотрено стимулирование импортозамещения путем оказания финансовой поддержки, информационной и консультационной поддержки, научно-технической и инновационной деятельности, развитие кадрового потенциала, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.
Реализация намеченных мероприятий требует значительных финансовых вложений. В условиях падения инвестиционной активности, высокой процентной ставки по кредитам, невозможности воспользоваться кредитными ресурсами западных банков в условиях санкций региональным органам власти необходимо реализовать на практике приоритетные проекты в сфере импортозамещения. Особенно актуальным это становится в существующих условиях финансирования со стороны федерального центра.
В настоящее время уровень государственной поддержки АПК региона зависит от степени его обеспеченности финансовыми средствами. Иными словами, наличие финансовых ресурсов определяет возможность региона участвовать в софинансировании государственных программ и тем самым предопределяет возможность расширения аграрного производства. В итоге аграрно-ориентирован-ные территории находятся в заведомо худших условиях. Промышленные регионы имеют большие возможности по финансированию внутреннего производства, в том числе сельскохозяйственного. Однако современные государственные программы поддержки сельского хозяйства не разделяют регионы на профицитные и дефицитные. В свою очередь, регионы с высокой степенью самообеспеченности продовольствием не только в целом обеспечивают продовольственную безопасность страны, но и имеют возможности расширения производства и наращивания экспорта.
Таким образом, дальнейшее развитие отечественного сельского хозяйства должно быть основано, в первую очередь, на дифференциации государственной поддержки регионов в соответствии с их специализацией. Аграрно-ориентированные территории должны иметь возможность получать финансовые средства из федерального бюджета в упрощенном порядке и с меньшим количеством условий. Профицитные регионы, вносящие значительный вклад в обеспечение продовольственной безо-
пасности России, должны иметь возможность расширения аграрного производства.
В соответствии с этим можно предложить осуществлять дифференциацию регионов с точки зрения уровня и параметров государственной поддержки сельского хозяйства по аналогии с территориями опережающего развития.
В конце 2014 г. был принят закон N° 473-ФЗ от 29.12.2014 «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» (Закон № 473-ФЗ), который призван установить новый правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития, определить правила государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. Территория создается на 70 лет по решению Правительства РФ на основании предложения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ в области создания соответствующих территорий. Данный срок может быть продлен по решению Правительства РФ.
Задачи по созданию сети территорий опережающего развития (ТОР) были поставлены В. Путиным в ходе Послания Федеральному собранию в 2013 г., когда он акцентировал внимание парламентариев на приоритетности этой задачи [6].
Каковы же особенности «льготного» функционирования ТОР? Речь идет о необходимости фиксации налогов, сокращении числа проверок и снижении административной нагрузки, финансировании создания инфраструктуры ТОР.
Думается, что такой подход был бы весьма перспективным и применительно к особо значимым, аграрно-ориентированным регионам профицитного производства продовольствия. Хотя бы на 5-10 лет. Это особенно актуально в связи тем, что разработанный Правительством РФ проект закона «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям», в котором сформирован перечень субъектов РФ, которые относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции, еще не принят Государственной Думой. В предлагаемом законопроекте разработаны 10 критериев отнесения к указан-
ному статусу. Получение данного статуса дает право Саратовской области (с часто повторяющимися засухами и суховеями) на получение дополнительных субсидий.
В России уже развернута работа по определению статуса региона, имеющего право дополнительного субсидирования сельского хозяйства в условиях ВТО. По правилам данной организации на территориях с неблагоприятными природными и экономическими условиями объемы субсидий могут быть увеличены многократно.
Подводя итоги, можно сказать, что роль аграрно-ориентированных территорий весьма существенна в плане обеспечения импорто-замещения продовольственных товаров. Именно этим регионам должна принадлежать ведущая роль в плане снабжения населения и перерабатывающей промышленности продуктами питания и сырьем. Комплексная программа импортозамещения продовольствия в России должна включать в себя следующие мероприятия:
- по аналогии с территориями опережающего развития закрепить на законодательном уровне понятие аграрно-ориентированных регионов, а также условия их функционирования и программу развития;
- сделать государственную поддержку сельскохозяйственных территорий адресной, увязать ее с объемами сельскохозяйственного производства в регионе;
- стимулировать развитие аграрного производства в регионах-донорах продовольствия, способных обеспечить значительный вклад в процесс импортозамещения;
- обеспечить возможность доступа отечественных товаропроизводителей различных организационно-правовых форм на рынок путем расширения выставочно-ярмарочной деятельности;
- обеспечение минимального уровня доходности сельскохозяйственных производителей путем возрождения системы государственных закупок (по аналогии с системой государственных закупок в части лекарственных средств, отдающей приоритет отечественной продукции);
- совершенствование механизма государственного регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия (мо-
ниторинг цен, спроса, предложения, динамики импорта и экспорта, выделение субсидий);
- разработка системы целевых индикаторов сельскохозяйственного производства, позволяющих достоверно оценивать динамику и устанавливать долгосрочные ориентиры развития производства в аграрно-ориентиро-ванных регионах.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Агропромышленный комплекс России в 2014 г. (экономический обзор) // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 4. - С. 48-60.
2. Белоусов, С. Импортозамещение по-чинов-ничьи // Российская Федерация сегодня. - 2014. -№ 20. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mssia-today.ru/pm_artide.php?i=1193. -Загл. с экрана.
3. Глава Минсельхоза рассказал, чем были мотивированы продовольственные санкции России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1520585. - Загл. с экрана.
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/14857.19.htm. - Загл. с экрана.
5. Коршунов, Л. В. Роль аграрно-ориентиро-ванных территорий в формировании продовольственной безопасности РФ / Л. В. Коршунов, Е. И. Роговский, Ю. А. Бугай // Экономика региона. - 2014. - № 4. - С. 215-226.
6. Послание Президента Федеральному Собранию на 2014 год. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/19825. - Загл. с экрана.
7. Постановление Правительства Саратовской области от 20.01.2015 № 5-П «Об утверждении Концепции импортозамещения в реальном секторе экономики Саратовской области и Плана по содействию импортозамещению в реальном секторе экономики Саратовской области на 20152016 годы». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/saratov/604613. -Загл. с экрана.
8. Радаев, В. Мы сделаем Саратовскую область территорией развития / В. Радаев. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.saratov.gov.ru/ news/interviews/detail.php?ro=87050. - Загл. с экрана.
9. Соловьев, А. А. О последствиях введения ограничительных мер для обеспечения продовольствием населения Саратовской области / А. А. Соловьев // Социально-экономические приоритеты обеспечения продовольственной безопасности в условиях членства России во всемирной торговой
организации : материалы островских чтений-2014. -Саратов : Изд-во ИАгП РАН, 2014. - С. 9-13.
10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области . - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: http://srtv. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ srtv/ru/statistics/foreign_trade/. - Загл. с экрана.
11. Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#. - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Agropromyshlennyy kompleks Rossii v 2014 g. (ekonomicheskiy obzor) [Agroindustrial Complex of Russia in 2014 (Economic Review)]. APK: ekonomika, upravlenie, 2015, no. 4, pp. 48-60.
2. Belousov S. Importozameshchenie po-chinovnichyi [Import Substitution in the Officials' Manner]. Rossiyskaya Federatsiya segodnya, 2014, no. 20. Available at: http://www.russia-today.ru/ prn_article.php?i= 1193.
3. Glava Minselkhoza rasskazal, chem byli motivirovany prodovolstvennye sanktsii Rossii [The Head of the Ministry of Agriculture Told About the Motivations of Russian Food Sanctions]. Available at: http://tass.ru/ekonomika/1520585.
4. Doktrina prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [The Doctrine of Food Security of the Russian Federation]. Available at: http:// www.mcx.ru/documents/document/show/14857.19.htm.
5. Korshunov L.V, Rogovskiy E.I., Bugay Yu.A. Rol agrarno-orientirovannykh territoriy v formirovanii prodovolstvennoy bezopasnosti RF [The Role of the Agro-Oriented Territories in the Formation of Russian Food Security]. Ekonomikaregiona, 2014, no. 4, pp. 215-226.
6. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniyu na 2014 god [The Message of the President to the Federal Assembly for 2014]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/ 19825.
7. Postanovlenie Pravitelstva Saratovskoy oblasti ot 20.01.2015 № 5-P "Ob utverzhdenii Kontseptsii importozameshcheniya v realnom sektore ekonomiki Saratovskoy oblasti i Plana po sodeystviyu importozameshcheniyu v realnom sektore ekonomiki Saratovskoy oblasti na 2015-2016 gody" [The Resolution of the Government of the Saratov Region of January 20, 2015 no. 5-P "On the Approval of the Concept of Import Substitution in Real Economic Sector of the Saratov Region and the Plan for Assistance to Import Substitution in Real Economic Sector of the Saratov region for 2015-2016"].
Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/saratov/ 604613/.
8. Radaev V. My sdelaem Saratovskuyu oblast territoriey razvitiya [We Will Make the Saratov Region the Territory of Development]. Available at: http:// www.saratov.gov.ru/news/interviews/detail.php?ID= 87050.
9. Solovev A.A. O posledstviyakh vvedeniya ogranichitelnykh mer dlya obespecheniya prodovolstviem naseleniya Saratovskoy oblasti [On the Consequences of Introducing the Restrictive Measures for Providing the Population of the Saratov Region With Food Products]. Sotsialno-ekonomicheskie prioritety obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti v usloviyakh chlenstva Rossii vo vsemirnoy torgovoy organizatsii:
materialy ostrovskikh chteniy-2014 [Social and Economic Priorities of Ensuring Food Security in the Conditions of Russia's Membership in the World Trade Organization. The Proceedings of Ostrovsky's Readings-2014]. Saratov, Izd-vo IAgP RAN Publ., 2014, pp. 9-13.
10. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Saratovskoy oblasti [Territorial Body of the Federal State Statistics Service of the Saratov Region]. Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/economy/#.
11. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#.
THE ROLE OF THE SARATOV REGION AS AN AGRO-ORIENTED TERRITORY IN ENSURING IMPORT SUBSTITUTION OF FOODSTUFF
Sukhanova Irina Fedorovna
Doctor of Economic Sciences,
Professor, Department of Marketing and Foreign Economic Activity, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov suhanovaif@sgau. ru
Teatralnaya Square, 1, 410012 Saratov, Russian Federation
Lyavina Mariya Yuryevna
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor, Department of Marketing and Foreign Economic Activity, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov lyavinamyu@sgau. ru
Teatralnaya Square, 1, 410012 Saratov, Russian Federation
Abstract. The article presents the peculiarities of import substitution in different sectors of the economy. The specific features of the process of import substitution in agriculture is revealed. The objectives and directions of import substitution of foodstuff are highlighted.
The authors substantiate the need of separating the agro-oriented territories, as well as donor territories and recipients in the matter of import foodstuff substitution.
The criteria of referring regions to agro-oriented territories are revealed, and the conclusion on feasibility of special state support to donor regions providing foodstuff is reasoned. In the present article the authors give the overall characteristics of the Saratov region as an agro-oriented territory, provide the assessment of its food potential, determine the level of food self-sufficiency
The grouping of the main food products is carried out by the authors according to the current level of their self-sufficiency and growth prospects.
The comprehensive program of import substitution of food in Russia is developed. The key role in this program is assigned to agro-oriented regions. The main activities of this program are pointed out in the frames of the given research.
Key words: import substitution, foodstuff, agro-oriented region, donor region, Saratov region.