S «
S §
X
s
л 'S
о
X X
W
Sí w
Рн
со О
и
W <
из О а< С
W
3 X
л
<
Й н
УДК 338.1
ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ЦИФРОВОЙ ОСНОВЕ
Кошелева Татьяна Николаевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры управления, д.э.н, доцент, e-mail: toozool@mail.ru
В статье приведена статистика развития малого и среднего предпринимательства в России за 2016-2019 гг., выявлены проблемы, возникающие в сфере распоряжения бюджетными средствами и в процессе выполнения национальных проектов. Обоснована необходимость усиления контроля прохождения бюджетных ресурсов через все инстанции. Автором сформулированы направления решения выявленных проблем в процессе инфраструктурного развития малых и средних предпринимательских структур на цифровой основе
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; цифровизация; дистанционные технологии; предпринимательское взаимодействие
PROBLEMS WITH IMPLEMENTATION OF STATE SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP ON A DIGITAL BASIS
Kosheleva Tatyana N.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Management, Doctor of Economics, Docent, e-mail: toozool@mail.ru
This article provides statistics on the development of small and medium-sized enterprises in Russia in 20162019; it identifies problems in the field of budget funds management and in the process of implementing national projects. The necessity of strengthening control by the country's leadership over the passage of budgetary resources through all instances is justified. Possible directions for solving identified and substantiated problems in the process of infrastructural development of small and medium-sized business structures on a digital basis are formulated by the author
Keywords: small and medium-sized businesses; digitali-zation; remote technologies; entrepreneurial interaction
Для цитирования: Кошелева Т.Н. Проблемы в процессе организации государственной поддержки предпринимательских структур на цифровой основе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 58-62.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. сообщил о необходимости установления размера кредитования субъектов малого предпринимательства под ставку в 6,5 % годовых. Однако, согласно данным Счетной палаты РФ, за прошедшие два года такой четко функционирующий механизм так и не был выстроен [1]. Так, 90 % предпринимательских структур в нашей стране не разрабатывают и не предлагают инновационные продукты, в то время как один из первостепенных вопросов выживания как для крупных, так и для малых и средних предпринимательских структур - постоянно обновляться и завоевывать рынки в конкурентных сферах экономической деятельности [2]. Например, в Германии доля предприятий, разрабатывающих и предлагающих инновационные продукты, стремится к 55 %, в Италии - около 41 % [2]. В управлении национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) [3], также прослеживается серьезная проблема, которая выражается в том, что получатели государственных субсидий не отвечают за достижение целевых показателей национального проекта (далее - нацпроекта)
(численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны, доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в не сырьевом экспорте и т.д.), а лица, ответственные за достижение указанных показателей, не влияют на распределение выделяемых средств и, как правило, не владеют конкретной информацией о деятельности самих получателей выделяемых ресурсов. Распоряжаются бюджетными средствами и несут ответственность за выполнение соответствующего нацпроекта разные представители государственных чиновников, что подтверждается материалами контрольного ведомства Счетной палаты РФ [4]. «Таким образом, возникает несоответствие: одни государственные чиновники получают средства, а другие - несут ответственность за выделение и распределение бюджетных ресурсов и достижение целей национального проекта», - отмечается в документе Счетной палаты РФ [4]. На реализацию нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по состоянию на 1 ноября 2019 г. бюджетные ассигнования были исполнены на 62,6 % и составили 37,9 млрд рублей (по информации аудиторов Счетной палаты) [4], что конечно является недопустимым в процессе обеспечения реализации указанного нацпроекта бюджетными средствами и выполнения указаний Президента РФ.
В 2019-2024 гг. планируется направить более 260 млрд рублей, или 63 % средств федерального бюджета, предусмотренного на реализацию проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Указанную сумму бюджетных ассигнований должны осваивать Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, российские кредитные организации, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» и другие юридические лица. За развитие экономики субъектов Российской Федерации отвечают главы регионов совместно с другими государственными и коммерческими структурами поддержки развития малого и среднего предпринимательства, а также инновационного и цифрового развития. Согласно Указу Президента РФ от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»), число занятых в малом бизнесе регионов является одним из ключевых показателей оценки работы губернаторов [5]. Согласно материалам Росстата РФ за последние четыре года в стране ликвидировано промышленных предприятий больше, чем зарегистрировано новых. Так, в 2016 г. было официально ликвидировано примерно в 1,5 раза больше организаций, чем открыто новых, а в 2019 г. - официально ликвидировано уже в два раза больше предприятий: около 623 тыс. против 275 тыс. [6]. Все это является следствием ограниченного спроса и ухудшения макроэкономической конъюнктуры, что негативно сказалось на финансовом положении корпоративного сектора, что подтверждается официальными данными - каждая третья компания в РФ является убыточной [6]. Вместо роста числа занятых в малых и средних предпринимательских структурах статистика фиксирует их дальнейшее сокращение (по материалам промежуточного мониторинга выполнения на-цпроекта «Малое и среднее предпринимательство» и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, проведенного Счетной палатой РФ) [1]. Обеспечение поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме льготного кредитования и снижения влияния на их поступательное развитие административных барьеров предполагает, что численность индивидуальных предпринимателей и самозанятых в сегменте малого и среднего предпринимательства к концу 2019 г. должна была достигнуть 19,6 млн человек и должна была продолжать расти со скоростью 1-1,3 млн человек ежегодно вплоть до 2024 г. Суммарный объем кредитов, выданных малым и средним предприятиям Северо-Западного региона с привлечением гарантий и поручительств Фонда поддержки предпринимательства Ленинградской области и «Корпорации «МСП» за 6 месяцев 2019 г. составил 1,2 млрд
рублей, а в рамках оказания гарантийной поддержки данный Фонд предоставляет поручительство малым и средним предприятиям по банковским кредитам в объеме до 70 % от суммы кредита [7]. Однако этого оказалось недостаточно для выживаемости малых и средних предприятий - в реальной действительности происходит обратный процесс. Если в августе 2018 г. в секторе малого и среднего предпринимательства работали 19,34 млн человек, то, к августу 2019 г. их численность сократилась до 18,767 млн чел. Таким образом, за один год малый и средний бизнес потерял еще 573 тысячи сотрудников и самозанятых, несмотря на бюджетную поддержку в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [1]. Данные процессы происходят даже несмотря на то, что с 2019 г. в РФ запущен эксперимент по введению налога на самозанятых, который был направлен на существенное упрощение налогообложения в сфере малого предпринимательства. На 1 октября 2019 г. в статусе «самозанятый» были зарегистрированы 219,5 тысячи человек, что, к сожалению, не смогло оказать значительного влияния на численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (по данным Счетной палаты РФ) [1]. Госпрограмма льготного кредитования малого и среднего бизнеса в рамках развития инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства также не заработала в запланированном объеме, а именно - вместо триллиона рублей относительно недорогих для малого и среднего бизнеса кредитов, предусмотренных Федеральным проектом «Финансовая поддержка МСП» за 2019 год, малые и средние предприниматели в качестве финансовой поддержки получили всего 131,3 млрд руб., или 13,13 % [1; 8]. Что обосновывает невыполнение национального проекта в полном объеме и вынуждает руководство страны оптимизировать процессы вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в указанные программы и подтверждает необходимость усиления контроля над прохождением бюджетных ресурсов через все инстанции до конечного потребителя данных инструментов и инфраструктурных элементов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах, чему должны способствовать цифрови-зация предпринимательской деятельности и внедрение дистанционных технологий в сам процесс предпринимательства.
Цифровизация предпринимательской деятельности в настоящее время охватывает только сферу рекламы, реализации продукции и сферу взаиморасчетов. Цифровые технологии могут применяться и в формате дистанционных управленческих технологий, а также дистанционного обслуживания в сфере малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, среди самозанятых. Дистанционные технологии целесообразно применять в процессе выстраивания промышленных и отраслевых
кластеров, в процессе удаленного управления ими, а также на стадии управления формированием и функционированием других инфраструктурных элементов предпринимательских структур. В том числе и сам процесс формирования многофункционального транспортного кластера, выстроенного на основе применения частно-государственного партнерства, может происходить также с использованием дистанционных технологий и в цифровом формате. В то же время, даже формирование крауд-фандинговых платформ в качестве инфраструктурного инструмента поддержки малого и среднего предпринимательства, а также и механизмы привлечения бюджетных инвестиций к финансированию различных предпринимательских региональных проектов, в том числе и в рамках национальных проектов, может осуществляться также с применением цифровых дистанционных технологий. Дистанционное предпринимательское взаимодействие очень эффективно может проявить себя в ходе выстраивания не просто многофункционального транспортного или любого иного отраслевого кластера, сформированного на основе применения частно-государственного партнерства, но, и в более глобальном формате, а именно - в форме увязывания предпринимательских взаимозависимостей в рамках создания регионального или более крупного межотраслевого предпринимательского промышленного кластера и взаимодействия с иностранными партнерами. Стоит отметить, что транспортная доступность, в рамках логистической инфраструктуры, и предпринимательская деятельность тесно взаимосвязаны. На территории, где улучшается трафик, как правило, в перспективе повышается и деловая предпринимательская активность, улучшается и транспортная логистика не только в отдельном районе или муниципальном округе, но и в рамках города или региона в целом благодаря внедрению цифровых технологий в сферу предпринимательского взаимодействия. Расширение использования дистанционных управленческих технологий в процессе ускорения подключения предпринимательских структур к национальным проектам, в первую очередь, в сфере расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к элементам инфраструктурной поддержки, предлагаемым в рамках национальных проектов, позволит изменить и переломить негативную динамику в направлении увеличения количества малых и средних предприятий. И в перспективе может привлечь в малое предпринимательство молодых талантливых, инициативных специалистов, обеспечив, тем самым, становление инновационного малого предпринимательства. Именно использование цифровых технологий сокращает временные затраты и упрощает предпринимательское взаимодействие в рамках нашей необъятной страны. Обеспечение информацией о свободном оборудовании, незанятых коммерческих площадях и т.д., позволит сформировать интерактивный
предпринимательский рынок и откроет доступ в предпринимательство инициативным специалистам с ограниченными возможностями [9; 10]. Развивая и внедряя в малое и среднее предпринимательство дистанционные цифровые технологии, стимулируется возникновение нескольких видов отложенного эффекта, а именно: социального, экономического, инновационного (благодаря организации интерактивного рынка технологий и инноваций, возможности информирования частных инвесторов о новых инновационных проектах, возможности встречи венчурных инвесторов с инновационными малыми предприятиями напрямую и т.д.), экологического (благодаря осуществлению учета негативного эффекта от размещения вредных веществ в определенном регионе; внедрению инновационных технологий в результате получения своевременной информации о несанкционированных свалках вредных веществ и т.д.) и др. Тем не менее, инвестиции в развитие дистанционного предпринимательского взаимодействия не исключают возможных рисков. Инвестиции, в том числе за счет национальных проектов, в развитие предпринимательской инфраструктуры делаются, как правило, на среднесрочную или долгосрочную перспективу. Например, в Якутии планируется создание похожего инфраструктурного элемента предпринимательской поддержки - городского бизнес-кластера, который предполагает совместить два самостоятельных, но взаимодополняемых проекта по реконструкции Вилюйского переулка и рекультивации старого мусорного полигона для последующего формирования на данной территории промышленного кластера [11]. Такие глобальные межотраслевые территориальные проекты невозможно осуществлять без привлечения узких высококвалифицированных специалистов, организовать эффективное взаимодействие которых без привлечения дистанционных технологий также достаточно проблематично. Предлагается формировать виртуальные творческие коллективы, функционирующие дистанционно в рамках определенного проекта, используя интернет-взаимодействие.
Дистанционное предпринимательское взаимодействие целесообразно применять и в направлении развития одного из инфраструктурных элементов инновационного предпринимательства, такого как коворкинги, на основе выстраивания сети виртуальных коворкинг-центров в направлении развития предпринимательского регионального взаимодействия с участием предприятий двух и более коворкинг-центров и их координации в рамках региона различного уровня собственности; на основе предпринимательского межрегионального предпринимательского взаимодействия коворкинг-центров двух и более регионов.
Целесообразно формирование предпринимательской инфраструктуры, обслуживание и управление ее функционированием организовать с использованием дистанционных
информационных технологий. Вместе с тем необходимо выстраивать взаимодействие предпринимательских структур и других субъектов предпринимательской инфраструктуры с государственными органами, осуществлять контроль со стороны государственных контролирующих органов также целесообразно с применением дистанционных информационных технологий, что уже действует в ряде регионов. Автор предлагает следующий механизм дистанционного взаимодействия: коммуникация предпринимательских структур в режиме удаленного доступа предполагает необходимость перевести управленческие технологии малого и среднего предпринимательства в формат цифрового взаимодействия дистанционно, а именно - аналитические, финансовые, логистические операции, контрольные функции, функции принятия решений, прием сотрудников и т.д. могут быть переведены в форму удаленного взаимодействия при обязательном наличии возможности видеоподключения к месту принятия решения с совместным участием сотрудника предпринимательской структуры, имеющим выход на руководителя предпринимательской структуры в онлайн формате [12]. В процессе дистанционного взаимодействия малых и средних предпринимательских структур предполагается использование дистанционного режима в онлайн формате с обязательной возможностью видеоподключения. В процессе же дистанционного взаимодействия малых и средних предпринимательских структур с государственными контролирующими органами, кроме онлайн включений, целесообразно применять технологии удаленного взаимодействия с государственными контролирующими органами, т.е. необходимо предоставлять возможность доступа предпринимательским структурам в офисах многофункциональных центров (МФЦ) по оказанию госуслуг ко всем приемным государственных органов непосредственно в режиме онлайн приемных. Появление возможности организации обеспечения удаленного доступа для предпринимательских структур в рамках МФЦ упростит взаимодействие предпринимателей с госструктурами, в том числе и с налоговыми органами, повысит качество и оптимизирует логистику таможенного оформления грузов.
Технологии дистанционного обслуживания и взаимодействия могут стать одним из инновационно-активных движущих элементов в структуре территорий опережающего развития (ТОР), подготовка к созданию которой идет, например, в Мурманске, и которая должна получить название «Столица Арктики» [13]. Одна из основных задач, стоящих перед создаваемой новой структурой территорий опережающего развития - это рост объемов инвестирования и формирование рабочих мест, в том числе и в дистанционном удаленном формате. В этой связи также важен проект запуска работы научно-образовательного центра, включающего систему подготовки кадров под конкретные
запросы работодателей, работу которого целесообразно выстраивать на дистанционной основе [13].
Таким образом, в рамках выявленных проблем в развитии малого и среднего предпринимательства и в сфере оптимизации реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», решение задач, поставленных В.В. Путиным в послании Президента Федеральному Собранию на 2020 год [14] в рамках цифровизации предпринимательской деятельности и внедрения дистанционных технологий в процесс предпринимательства, предлагаются следующие мероприятия:
- усиление контроля над прохождением бюджетных ресурсов через все инстанции до конечного потребителя и инфраструктурных элементов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах, чему должны способствовать цифровизация предпринимательской деятельности и внедрение дистанционных технологий в сам процесс предпринимательства;
- формирование виртуальных творческих коллективов, функционирующих дистанционно в рамках определенного проекта дистанционного взаимодействия с использованием интернет-взаимодействия;
- выстраивание сети виртуальных ковор-кинг-центров на основе предпринимательского регионального взаимодействия и их координация в рамках регионов;
- обеспечение возможности удаленного доступа предпринимательским структурам к государственным контролирующим органам в формате он-лайн-включений в рамках МФЦ.
Библиографический список:
1. Счетная палата: малый бизнес в России сжался еще на 600 тысяч человек. URL: https://www.rcsme.ru/ ru/news/show/92932/Счетная-палата-малый-биз-нес-в-России-сжался-еще-на-600-тысяч-чело-век/0/14-01-2020 (дата обращения: 15.01.2020).
2. Кудрин назвал главные риски для роста российской экономики. URL: https://www.rcsme.ru/ru/news/ show/92961/Кудрин-назвал-главные-риски-для-ро-ста-российской-экономики/0/15-01-2020 (дата обращения: 15.01.2020).
3. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). Система ГАРАНТ. URL: http://www.base.garant.ru/72185938/#ixzz6BNIAwNzr (дата обращения: 14.01.2020).
4. Счетная палата раскритиковала порядок финансирования нацпроекта по МСП. URL: https:// www.rcsme.ru/ru/news/show/92925/Счетная-пала-та-раскритиковала-порядок-финансирования-на-цпроекта-по-МСП/0/14-01-2020 (дата обращения: 14.01.2020).
5. Вести экономика. URL: https://www.investfuture.ru/ news/id/schetnaya-palata-dengi-dlya-malogo-biznesa-poluchayut-ne-te-lica © Investfuture.ru (дата обращения: 18.01.2020).
6. Четыре года подряд в РФ ликвидируется больше фирм, чем регистрируется новых. URL: https://www. rcsme.ru/ru/news/show/92933/Четыре-года-под-ряд-в-РФ-ликвидируется-больше-фирм-чем-реги-стрируется-новых/0/14-01-2020 (дата обращения: 18.01.2020).
7. Ленинградская область лидирует по оказанию финансовой поддержки субъектам МСП. URL: http:// www.vcpp.ru/novelty/547-leningradskaya-oblastb-lidiruet-po-okazaniyu-finansovoy-podderzhki-subbektam-msp (дата обращения: 18.01.2020).
8. Письмо Министерства экономического развития РФ от 12.02.2019 № Д13и-4150 «О показателях Федерального проекта "Финансовая поддержка МСП"». URL: http://www.docs.cntd.ru/document/553800095 (дата обращения: 18.01.2020).
9. Golubetskaya N. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy / N. Golubetskaya, V. Kunin, T. Kosheleva // Iop conference series: Earth and environmental science, 19. Сер. "Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport, EMMFT 2017" 2017, с. 012049.
10. Ксенофонтова Т.Ю. Practical application of methodologies and mechanisms of formation of regional innovation development strategies / Т.Ю. Ксенофон-това, Р.В. Смирнов, О.В. Кадырова, О.В. Бургонов,
Т.Н. Кошелева. Журнал «IJRTE-International Journal of Recent Technology and Engineering» (ISSN22773878-india-Scopus) ISSN: 2277-3878, Volume-8 Issue-2, July 2019.
11. Мэрия и бизнес: Якутску необходим промышленный кластер, работающий на нужды города. Сайт «Ресурсный центр малого предпринимательства». URL: https://www.rcsme.ru/ru/news/show/92887/ Мэрия-и-бизнес -Якутску-необходим-промыш-ленный-кластер-работающий-на-нужды-горо-да/1198/13-01-2020 (дата обращения: 13.01.2020).
12. Ксенофонтова Т.Ю. Подходы к стратегическому развитию малых предпринимательских структур в условиях становления цифровой экономики / Т.Ю. Ксенофонтова, Т.Н. Кошелева // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы управления производственными и инновационными системами». Иркутск. 20.11.2019. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Издательство: Иркутский национальный исследовательский технический университет. 2019. С. 50-59.
13. «Новый Мурманск» может войти в ТОР «Столица Арктики». URL: https://www.rcsme.ru/ru/ news/show/92913/Новый-Мурманск-может-вой-ти-в-ТОР-Столица-Арктики/1147/15-01-2020 (дата обращения: 15.01.2020).
14. Послание президента Федеральному собранию на 2020 год 15 января. URL: https://www.bw4u.ru/ answers/politika-i-ekonomika/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-na-2020-god-15-yanvarya/ (дата обращения: 15.01.2020).