Г.А. Хазиев
Хазиев Глеб Андреевич - курсант 4 курса факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений Нижегородская академия МВД России
Риски в реализации приоритетного национального проекта (программы) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Малое и среднее предпринимательство, в последние годы, становится одним из приоритетных направлений развития российской экономики. В перспективе, именно успешное, стабильное функционирование данной отрасли может позволить безболезненно уйти от топливно-сырьевой модели экономического хозяйствования страны.
Для любого развития, особенно если оно начинается с глубоко кризисных позиций, необходимы соответствующие условия, и в первую очередь, экономические. Льготное кредитование, развитие инфраструктуры, финансовая поддержка, гранты, субсидии, налоговые каникулы...и это лишь малый список того, что предпринимается для качественного улучшения условий ведения реального бизнеса в Российской Федерации.
Об актуальности развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации свидетельствуют слова Президента В.В. Путина: «Во всех экономиках мира развитию малого и среднего предпринимательства уделяется особое внимание, и в большинстве развитых экономик этот сектор занимает заметное, а часто даже ведущее место. Мы со своей стороны прилагаем усилия по развитию этого сектора, но они пока явно недостаточны»1. Почему президент говорит о недостаточности усилий?
Дело в том, что руководством страны поставлены достаточно амбициозные стратегические цели в данной отрасли:
• увеличение в 2,5 раза оборота МСП по отношению к 2014 году (с 41,8 трлн руб. в 2014 году до 104,7 трлн руб. к 2030 году);
• увеличение в 2 раза оборота на одного работника в секторе МСП по отношению к 2014 году (с 2,3 млн руб. в 2014 году до 4,6 млн руб. к 2030 году);
• увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте МСП с 11,8 до 20% (с 4,9 трлн руб. в 2014 году до 20,9 трлн руб. к 2030 году);
• увеличение доли занятых на субъектах МСП в общей численности занятого населения с 25 до 35% (с 18 млн человек в 2014 году до 25 млн человек к 2030 году)2.
Но простое увеличение финансирования данной отрасли не дает ожидаемых результатов, так как дело не в размерах, а в эффективности использования бюджетных денежных средств. Ежегодное увеличение финансирования привлекает внимание со стороны недобросовестных предпринимателей и должностных лиц, противоправные действия которых, препятствуют достижению целевого назначения бюджетных денежных средств.
Аудиторы счетной палаты подсчитали, что только за 2015-2016 годы на поддержку предпринимателей было направлено в целом 152,8 млрд руб. В результатах анализа отмечается, что в 2016 году господдержка была оказана только 1% предпринимателей (в 2015 году - 4%). Государственные аудиторы выявили «признаки возможных коррупционных проявлений» при раздаче финансовой поддержки в регионах3.
Эти факты говорит о недоступности и невозможности для большинства предпринимателей, воспользоваться существующими мерами поддержки.
Одним из последних нормативных актов, указывающих на необходимость развития предпринимательства в Российской Федерации, стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
1 Путин остался недоволен работой государства по развитию малого бизнеса. Международная информационная группа Интерфакс [Электронный ресурс] // URL: http://www.interfax.ru/business/480073 (дата обращения: 06.12.2017).
2 Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 13.06.2016. № 24, ст. 3549.
3 Малый бизнес поддержали на 1%. Финансовую помощь получил лишь один из ста предпринимателей. Коммерсантъ. № 83. 2017. Стр. 2.
года»1. В соответствии с указом, одной из приоритетных целей, способствующих прорывному развитию российской экономики должна стать реализация национального проекта (программы) «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В соответствии с данным национальным проектом к 2024 году необходимо достичь следующего целевого показателя: увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику; создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
• совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
• упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
• модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 процентов и др.
Действительно, выполнение указанных задач и достижение стратегических целей, позволит заявить о том, что в структуре российской экономики произошли качественные изменения.
Надежду внушает и то, что с момента издания распоряжения прошло всего несколько месяцев, но уже предпринимаются практические шаги по реализации поставленных задач. Так, во исполнение новых майских указов, государство готово в 2019 году компенсировать российским банкам 7,2 млрд руб. недополученных доходов при кредитовании по льготным ставкам малых и средних предприятий в приоритетных отраслях.
Расходы на субсидирование кредитов планируется увеличить за ближайшие шесть лет еще почти в десять раз, до 66,6 млрд руб. в 2024 году. Общая сумма расходов на шестилетку на эти цели запланирована на уровне 190,9 млрд руб2.
Но все-таки существуют большие риски, что указанные целевые показатели, которые задекларированы в указе президента, не будут достигнуты либо же будут достигнуты лишь формально, «на бумаге».
В контексте работы под риском нами будет пониматься деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели3.
С учетом сложившихся российских реалий самые главные риски, реализация которых может помешать достижению поставленных национальных целей, - это законодательные риски.
Действительно, среди большого количества причин, по которым меры государственной поддержки оказываются не столь эффективными, как хотелось бы, одной из ключевых является несовершенство действующего законодательства. Об этом могут свидетельствовать результаты исследования, проведенного ВЦИОМ, в котором низкое качество законодательного регулирования экономики выделяется как один из ключевых факторов, оказывающих сдерживающее влияние на развитие бизнеса4.
Поэтому, будет целесообразным рассмотреть наиболее значимые и актуальные правовые проблемы российского бизнеса, а также предложить пути их решения. Проведя анализ доклада уполномоченного по правам предпринимателей Б.Ю. Титова президенту Российской Федерации5, можно выделить ряд рисков, реализация которых является приоритетным для достижения целей и задач приоритетного национального проекта (программы) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Одними из главных выступают риски нарушений в сфере освоения бюджетных денежных средств. Эти риски носят реальный характер и их, действительно, стоит опасаться, так как на реализацию проекта будут выделены огромные суммы денежных средств. Так, по заявлению премьер министра Российской Федерации Д.А. Медведева на поддержку шести нацпроектов в 2019 году бюджетом предусмотрено
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2018.№ 20. ст. 2817
2 Власти увеличат в 11 раз субсидии банкам на кредиты малому бизнесу. Анастасия Князева. Официальный сайт информационного агентства «РБК» [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения 01.10.2018)
3 Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989.
4 Приложение к докладу Президенту Российской Федерации уполномоченного по защите прав предпринимателей. Соцопрос «оценка динамики факторов, влияющих на бизнес, и мер, направленных на возобновление экономического роста» (ВЦИОМ) // URL: http://doklad.ombudsmanbiz.rU/2017/pdf/6.pdf (дата обращения 20.10.2018).
5 Встреча с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым. Официальный сайт Президента Российской Федерации // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54584 (дата обращения 20.10.2018).
314 млрд руб1. В существующих условиях, вероятность реализации угрозы высока, что повлечет за собой невыполнение большинства задач национального проекта, а, следовательно, и главной его цели.
Данный риск включает в себя большое количество потенциальных проявлений, к которым стоит отнести: неэффективное освоение бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления; нецелевое расходование бюджетных средств; коррупционные проявления должностных лиц государственных органов, способствующие полному или частичному хищению бюджетных средств по отдельным программам, направлениям поддержки; хищение бюджетных средств недобросовестными предпринимателями; неэффективность отдельных программ поддержки, недоступность их для большого количества предпринимателей и др2.
Проведя анализ законодательства, мы пришли к выводу, что предотвращение реализации данной угрозы возможно путем внесения изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Будет целесообразным, отразить в нем критерии, выполнение которых предпринимателем, позволит судить о его добросовестности, желании и готовности вкладывать в предприятие собственные и привлеченные денежные средства, а также о его деятельности по развитию бизнеса. Так, ключевыми показателями, для предпринимателей, претендующих на получение поддержки должны стать: полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, инвестиции собственных средств в развитие, создание рабочих мест, трудоустройство безработных, повышение заработной платы за отчетный период (что так же будет способствовать выходу из теневой экономики граждан России) и др.
Следующий риск еализации проекта — это административные барьеры для ведения бизнеса, которые в основном заключаются в большом количестве проверок со стороны надзорных органов. Так, в частности, при осуществлении налоговых проверок со стороны федеральной налоговой службы, предприниматели несут значительные временные и финансовые затраты на подготовку большого количества бумажных документов. При этом, в соответствии с положениями статьи 93.1 налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), срок подготовки и предоставления документов составляет всего
5 дней.
Решение данной проблемы возможно благодаря внесению поправок в НК РФ, а именно в положения статей 93 и 93.1, в которых необходимо предусмотреть возможность предоставление документов в сканированном виде на электронных носителях, увеличить срок подачи документов с 5 до 10 дней, запретить повторное истребование ранее предоставленных документов.
Серьезные риски имеются и в налоговой сфере, так динамичность и нарастающий санкционный уклон налогового законодательства увеличивают риски занятия предпринимательской деятельностью, тем самым демотивируя бизнесменов.
С целью решения существующей проблемы, предлагается, внести поправки в налоговое законодательство, которые бы вводили такой вид налоговой ответственности, как «предупреждение». Предупреждение будет применяться в качестве основного вида наказания для субъектов МСП, впервые совершивших налоговые правонарушения, если их действия не связаны с умышленным неисполнением налоговых обязательств или грубым нарушениям правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения.
Следующий риск, который сейчас все чаще и чаще освещается в средствах массовой информации -это теневая занятость. Так, по данным Росстата, по итогам 2016 года в тени находился каждый четвертый занятый в экономике россиянин — 24,7% или 17,9 млн3. Принятый 30.11.2016 Федеральный закон № 401 -ФЗ, предусматривающий урегулирование деятельности самозанятых, проблему решить не смог.
В связи с чем нами предлагается следующее решение - законодательное закрепление механизма легализации самозанятых предпринимателей. Более конкретно, он должен включать следующие положения: регистрация для самозанятых в ФНС в режиме «одного окна»; выдача патента самозанятого на срок до 1 года; автоматическую регистрацию в государственных внебюджетных фондах; право для самозанятых работать по найму; право самозанятых осуществлять сразу несколько видов деятельности; фиксированный налог для самозанятых - 0 рублей; единый платеж в ПФР, ФОМС, ФСС в размере не более 10 тысяч рублей в год; запрет на проверки в отношении самозанятых; максимально широкий список видов деятельности в соответствии с НК РФ - не менее 45 видов. Проект данного нормативно-
1 Медведев сообщил о выделении 314 млрд руб. на шесть нацпроектов. Официальный сайт информационного агентства «РБК» [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 01.10.2018).
2 Чеботарев В.С., Ионов В.А. Проблемы в развитии малых форм хозяйствования на селе как одного из ключевых факторов прорывного развития современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2 (42). С. 282-286.
3 Федеральная служба государственной статистики. Сборник "Рабочая сила, занятость и безработица в России", 2016 г. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139918584312 (дата обращения 26.11.2017)
правового акта уже создан институтом уполномоченного по правам предпринимателя, необходимо лишь внесение его на рассмотрение в Государственную думу РФ.
Таким образом, существует большое количество рисков, реализация которых может помешать достижению стратегически важных целей, на которые направлен приоритетный национальный проект (программа) «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Преимущественно эти риски носят законодательный характер, в связи с чем именно их изучению была посвящена исследовательская работа. Эти проблемы настолько очевидны, что не заметить их достаточно сложно. К счастью настолько же понятны и пути их решения, которые были кратко изложены в данной работе. Внесение продолженных изменений в действующее законодательство, существенно повысит шансы на успешное достижение целевых показателей, заложенных президентом РФ в майских указах 2018 года.