УДК 334.72(045)
Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики
Чернышева Татьяна Константиновна,
студентка факультета государственного управления и финансового контроля, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу проблем и вопросов, связанных с финансовыми и нефинансовыми мерами поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также значимости МСП в развитии современной рыночной экономики. В работе проанализировано текущее состояние сферы малого и среднего предпринимательства и позиции Российской Федерации на международной арене. В статье были предложены к рассмотрению статистические данные, характеризующие распределение по видам экономической деятельности предприятий сектора МСП, проанализированы действующие государственные программы поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Субъекты МСП в значительной мере зависимы не только от нормативно-правовой базы, но также и от экономической, финансовой, политической поддержки со стороны государства. В статье сформулирован ряд проблем, не позволяющих в должной мере развиваться субъектам МСП. Сделан вывод о необходимости модернизации форм и методов регулирования взаимодействия государства и субъектов МСП, а также совершенствования механизма реализации программ поддержки и гарантий на практике.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; финансовые и нефинансовые методы поддержки; приоритетные отрасли экономики; инновационный потенциал; взаимодействие бизнеса и власти; государственное регулирование; национальные проекты
Financial аnd Non-Financial Measures of support of subjects of small and Medium Enterprises in the Priority sectors of the Russian economy
Chernysheva Tatiana Constantinovna,
student, Faculty of public administration and financial control Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The article analyzes the problems and issues related to financial and non-financial measures to support small and medium-sized businesses in the Russian Federation, as well as the importance of SMEs in the development
Научный руководитель: Белоусов А.Л., кандидат экономических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет, Москва, Россия.
of modern market economy. The paper analyzes the current state of small and medium-sized businesses and the position of the Russian Federation in the international arena. In the article the statistical data characterizing the distribution by types of economic activity of enterprises of the SME sector were offered for consideration, the existing state programs of support to small and medium-sized enterprises were analyzed. SMEs are largely dependent not only on the regulatory framework, but also on economic, financial and political support from the state. The article formulates several problems that don't allow SMEs to develop properly. In conclusion the necessity of modernization of forms and methods of regulating the interaction between government and SMEs and improvement of mechanism of realization of programs of support and guarantees in practice are given.
Keywords: small and medium business; financial and non-financial methods of supporting; priority sectors of the economy; innovative potential; interaction of business and government; government regulation; national projects
Высокая значимость сектора малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) признана во всем мире. Малые и средние предприятия создают рабочие места и обеспечивают значительную долю населения доходами, которые во многом определяют как социально-экономическое положение Российской Федерации в целом, так и ее отдельных регионов. Ряд исследований подтверждают наличие положительной взаимосвязи между размерами сектора МСП, благосостоянием населения и экономическим ростом. Кроме того, увеличение количества малых и средних предприятий приводит к усилению конкуренции в экономике, так как малоэффективные предприятия уходят с рынка, а высокоэффективные компании растут. Это, в свою очередь, повышает общую производительность труда, а также способствует увеличению доходов населения. Конкуренция также приводит к повышению качества товаров и услуг. Указанные субъекты предпринимательства крайне важны с точки зрения занятости и налогообложения (пополнения бюджета) [1].
Основным нормативно-правовым актом на федеральном уровне в настоящее время является Федеральный закон от 24.08.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1, в котором установлены, в частности, различные формы государственной поддержки субъектов МСП. На региональном и муниципальном уровнях приняты различные нормативно-правовые акты, долгосрочные и краткосрочные программы, которые направлены на поддержку и развитие предпринимательства. Условия
1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/ (дата обращения 03.06.2019).
отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в ст. 4 данного Федерального закона.
Также в соответствии с указанным Федеральным законом Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно готовит доклад о состоянии сектора МСП. В документе отражаются достигнутые результаты по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы [2]. В соответствии с докладом, опубликованным за 2018 г., в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность более 5,7 млн МСП, которые создают рабочие места для 19 млн граждан. Вклад сектора МСП во внутренний валовый продукт страны составляет около 20% (рис. 1). Нельзя не отметить важнейший документ стратегического планирования в сфере МСП - утвержденную в 2016 г. Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.,2 которая предусматривает рост значений основных показателей сектора МСП (оборот малых и средних предприятий, производительность труда, доля занятого населения в секторе МСП) в 2-2,5 раза.
Говоря о позициях России на международной арене, стоит отметить, что наша страна довольно сильно уступает большинству стран, за исключением США, по такому важному показателю, как численность субъектов МСП на 100 человек населе-
2 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (ред. от 30.03.2018). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/ (дата обращения: 14.05.2019).
Рис. 1. текущее состояние сферы малого и среднего предпринимательства
Источник: данные ФНС России, Росстата, расчеты Минэкономразвития России.
Рис. 2. Число субъектов МсП (юридических лиц) на 100 человек населения
Источник: данные ОЭСР, ООН, ФНС России.
ния (рис. 2). По этому показателю в Чехии в 4,7 раза больше малых и средних предприятий, чем в России, в Швеции - в 3,4 раза, в Испании - в 2,7 раза, в Польше - 2,1 раза. Однако по показателю доли работников, занятых в секторе МСП, США впереди России. Это связано с разницей в структуре сектора МСП [3]. В России гораздо более существенна доля микропредприятий, в то время как в США большую роль играют малые и средние предприятия - их меньше, но работников на каждом из них больше и именно они являются источником высокой добавленной стоимости в экономике.
В настоящее время в нашей стране закреплен перечень приоритетных отраслей экономики для
целей реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 17063. К ним, среди прочих, относятся строительство, отрасли экономики, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, и туристическая деятельность.
3 Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1706 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке» (ред. от 13.04.2019). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286870/ (дата обращения: 28.05.2019).
Рис. 3. распределение оборота по видам экономической деятельности (кроме торговли) в 2017 г.
Источник: данные Минэкономразвития России.
Однако распределение по видам экономической деятельности предприятий сектора МСП не в полной мере совпадает с распределением всех предприятий экономики. Так, в секторе МСП наблюдается относительно больший вес таких секторов экономики, как строительство (что совпадает с распределением приоритетных отраслей экономики), профессиональная, научная, техническая деятельность, сельское хозяйство, недвижимость, административная деятельность, гостиницы и рестораны, культура, спорт и досуг (рис. 3). В то же время в секторе МСП по сравнению с экономикой в целом наблюдается относительно более низкий вес других отраслей экономики. В числе таких отраслей: обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, транспорт и хранение, ЖКХ, информация и связь, здравоохранение и образование.
Более 75% предприятий МСП сконцентрировано в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности (рис. 4). Данный анализ проводился на основе данных по обороту предприятий МСП. Как и занятость, оборот сектора МСП - в отличие от количества субъектов МСП - не зависит от структуры сектора МСП по масштабам предприятий.
В 2017 г., по данным Росстата, торговля заняла 57% от суммарного оборота сектора МСП, обрабатывающие производства - 10,6%. Четверть от
неторговой части сектора МСП составляет отрасль строительства, еще одну четверть - обрабатывающие производства. Довольно существенные доли неторгового оборота - от 5 до 10% - занимают сектора деятельности по операциям с недвижимым имуществом (9,8%), транспорта и хранения (8,9%), профессиональной, научной и технической деятельности (8,0%), сельского хозяйства и рыболовства (5,3%).
Развитие субъектов МСП напрямую зависит от мер поддержки со стороны государства, которые могут быть как финансовыми, так и нефинансовыми. Все основные меры поддержки предпринимательства зафиксированы в государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»4. В принципе почти все действующие сегодня формы поддержки и льгот для малого и среднего предпринимательства начали предоставляться с начала 2000-х гг.
В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего
4 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Экономическое развитие и инновационная экономика"» (ред. от 22.05.2019). URL: http://www.consul.tant ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (дата обращения: 24.05.2019).
Рис. 4. структура оборота в секторе МсП по видам экономической деятельности (кроме торговли) в 2017 г.
Источник: данные Росстата.
предпринимательства, которая включает следующие ключевые элементы:
• программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе (Минсельхоз России);
• программа содействия самозанятости безработных граждан (Минтруд России);
• комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере);
• программа поддержки малого и среднего предпринимательства (Минэкономразвития России);
• программы льготного кредитования и предоставления гарантий (Внешэкономбанк) и другие.
Стоит отметить, что в рамках программы льготного кредитования МСП с начала 2019 г. заключено более 1000 кредитных договоров на сумму около 50 млрд руб. До конца года планируется предоставить льготных кредитов объемом до 1 трлн руб. В прошлом году этот показатель составлял 80 млрд руб.
Также в рамках программы Министерство экономического развития Российской Федерации предоставляет на реализацию мероприятий по поддержке МСП на региональном уровне средства из федерального бюджета в форме субсидий, но только при условии софинансирования расходов со стороны регионов. Обозначенный подход сти-
мулирует регионы к осуществлению активных мер в сфере поддержки субъектов МСП, а также позволяет привлекать и активно использовать финансовые средства регионов в дополнение к средствам федерального бюджета [4].
В реализации программы задействованы все регионы Российской Федерации. Однако существует ряд проблем, не позволяющих в должной мере реализовывать все направления, предусмотренные программой. Основной проблемой является то, что средства распределяются между субъектами нашей страны неравномерно, по конкурсу, отбор идет по нескольким параметрам. Решающими факторами являются прирост численности представителей МСП, количество их работников, а также то, какие именно программы приняты на региональном уровне и насколько местные власти готовы их софинансировать. Немаловажную роль играет и работа профильных ведомств, занимающихся предпринимательством (министерств, департаментов, отделов и т.д.). В результате в соседних или расположенных «через одного» регионах субсидии на первый взнос по договору лизинга могут отличаться в 2-3 раза. Так, в Самарской области максимальная сумма такой субсидии составляет 3 млн руб., в Йошкар-Оле - 1 млн руб., а в Твери ее вообще не предоставляют. Однако все находится в законодательных рамках: федеральные правила устанавливают лишь общий порядок, а конкретные условия - зона ответственности власти субъекта Российской Федерации [5].
39
Однако у региональных и муниципальных властей есть возможности для внедрения собственных, нефинансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса. Они, безусловно, тоже требуют денежных средств для реализации, но не в тех объемах, что финансовые. Субъекты Российской Федерации по собственной инициативе могут организовать у себя залоговый фонд, объекты которого предоставляются представителям МСП в качестве обеспечения по кредиту, если у них не хватает собственного имущества. Услуга платная, но в определенных условиях востребована. Иногда предпринимателям предлагается недвижимость или имущество в льготную аренду, а в городах и районах муниципальная власть может предоставлять разнообразные консалтинговые услуги. Таким образом, в каждом городе, районном центре действует свой набор мер поддержки малого и среднего бизнеса, отражающий возможности местных бюджетов, руководителей и общую экономическую ситуацию в регионе.
Из нефинансовых мер поддержки наибольший интерес представляют варианты с предоставлением МСП обеспечения по кредиту: гарантии или залога из одноименных фондов [6]. К опосредованной поддержке МСП относится микрофинансирование - небольшие целевые займы, выдаваемые на сравнительно короткий срок и на специальных условиях, которые предоставляют непосредственно организации поддержки МСП (агентства, фонды микрофинансирования и т.п.). Наиболее распространены данные меры в настоящий момент в Оренбурге, Уфе, Саратове, Пензе, Чебоксарах, Туле, Твери, Орле, Краснодаре. Закономерен вывод: чем крупнее регион, тем больше он стремится реализовать себя в сфере поддержки МСП. Однако это не отражает того, насколько удобно и просто получить ту или иную поддержку.
В процессе развития малого и среднего предпринимательства можно выделить следующие важнейшие проблемы:
1) сложность и местами противоречивость налоговой и таможенной политики, которая замедляет процесс развития предпринимательства;
2) слабое развитие различных форм сотрудничества в инновационной, научно-технической сфере;
3) отсутствие результатов внедрения инструментов сопровождения инновационного развития предпринимательства.
Целый комплекс проблем в сфере поддержки МСП связан с недостаточно эффективной реализацией отдельных нормативно-правовых актов на практике, а также несовершенством федерального и регионального законодательства в данной области. Также существенным препятствием является тот факт, что зачастую принимаемые нормативно-правовые акты не являются актами прямого действия, и в связи с этим для их реализации органы исполнительной власти издают большое количество подзаконных актов (инструкций, приказов, рекомендаций и т.д.), которые, в свою очередь, обновляются с очень большой скоростью, и, как следствие, гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и руководствоваться ими на практике.
Для обеспечения успешной реализации перспективных шагов в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства государство в первую очередь должно сосредоточить усилия на преобразовании правового поля [7]. Данные преобразования должны быть направлены на создание прогрессивной законодательной базы, способной обеспечить эффективное взаимодействие субъектов МСП как с государственными органами и гражданами, так и между собой [8].
На данном этапе реализуется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование инвестиционного климата в Российской Федерации и улучшение условий ведения предпринимательской деятельности по наиболее важным и проблемным сферам государственного регулирования (рис. 5).
Улучшение качества регуляторной среды для ведения предпринимательской деятельности остается одним из приоритетов политики по поддержке малого и среднего предпринимательства в России. Нельзя не рассмотреть национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», разработанный Минэкономразвития РФ для достижения целей, которые определены в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018)5.
5 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297432/ (дата обращения: 19.05.2019).
Майские Указы Президента
Формирование федеральной повестки
Рис. 5. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата на федеральном и региональном уровнях
Источник: АНО «АСИ».
Структура национального проекта включает пять федеральных проектов: улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерация субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, популяризация предпринимательства.
Одна из главных целей нацпроекта - увеличение на 30% численности занятых в сфере малого предпринимательства, с 19 до 25 млн человек. На финансовую поддержку предпринимателей планируется потратить 178 млрд руб., объем кредитного портфеля МСП должен вырасти с 4 до 9 трлн руб. Кроме этого, согласно паспорту нацпроекта объем закупок для малого бизнеса в 2024 г.- не менее 5 трлн руб.
Сфера закупок является одной из наиболее востребованных форм поддержки у предпринимательского сообщества. Государство начало активно использовать этот ресурс с 2015 г., введя для госкорпораций показатели минимальной доли закупок у МСП. Так, сейчас по действующему Федеральному закону о корпоративных закупках6 госком-
6 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
пании должны отводить на закупки у малого и среднего бизнеса не менее 18% заказов за год. Федеральный закон о госзакупках7 предписывает государственным и муниципальным заказчикам закупать у МСП не менее 15% товаров и услуг.
Резюмируя все вышесказанное необходимо отметить, что малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации способно стать инструментом, который приносит не только колоссальный доход в бюджет, но и будет являться рыночным способом регулирования экономических отношений. Ключевыми направлениями реформирования со стороны органов государственной власти должны стать совершенствование нормативно-правовой и налоговой базы, а также улучшение способов финансирования не только со стороны государства (например, субсидии и гранты), но и в банковской сфере (кредиты и займы).
лиц». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_116964/ (дата обращения: 14.05.2019).
7 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624/ (дата обращения: 27.05.2019).
Описок источников
1. Пивоварова О. В. Повышение эффективности управления государственным имуществом как необходимое условие для развития бизнеса в регионе. Экономика и предпринимательство. 2018;4(93):391-394.
2. Белоусов А.Л. Стимулирование предпринимательской инициативы в аспекте реализации специальных инвестиционных контрактов. Предпринимательские инициативы в производственной и правовой деятельности организации. Шаркова А. В., ред. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2018:14-17.
3. Чернышева Т. К. К вопросу о зарубежном опыте влияния инвестирования на инновации. Инновационная экономика и менеджмент: Методы и технологии. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Косоруков О.А., Печковская В. В., Красильников С.А., ред. 2018:144-148.
4. Лосева О. В., Строев П. В., Диденко А. С., Абдикеев Н. М. Анализ динамики развития научной и инновационной деятельности регионов на основе индексного метода. Проблемы экономики и юридической практики. 2018;(5):99-104.
5. Stroev P.V., Reshetnikov S. B. Trends and Prospects for the Development of "Smart Cities" in Russia. Proceedings of the 3rd International Conference on Judicial, Administrative and Humanitarian Problems of State Structures and Economic Subjects (JAHP 2018). 2018:71-76.
6. Белоусов А.Л. Проблемы государственного регулирования ценообразования предпринимательской деятельности (на примере Вологодской области). Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2017;(4):36-44.
7. Nosova S. S., Meshkov S. A., Meshkova G. V., Stroev P.V., Boyar-Sozonovitch A. S. Digital technologies as a new vector in the growth of innovativeness and competitiveness of industrial enterprises. International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018:9(6);1411-1422.
8. Nikonorova A., Morkovkin D., Isaichykova N., Nezamaikin V Improvement of Innovative Infrastructure as a Means of Economic Development. Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 32. 3rd International Conference on Economics, Management, Law and Education (EMLE 2017). 2017:1-4.
References
1. Pivovarova O. V. Improving the efficiency of state property management as a necessary condition for business development in the region. Economics and entrepreneurship. 2018;4(93):391-394. (In Russ.).
2. Belousov A. L. Stimulation of entrepreneurial initiative in the aspect of implementation of special investment contracts. Entrepreneurial initiatives in the production and legal activities of the organization (Financial University under the Government of the Russian Federation, edited ByA.V. Sharkova). 2018:14-17. (In Russ.).
3. Chernysheva T. K. To the question of foreign experience of investment influence on innovation. Innovative Economics and management: Methods and technologies (Collection of materials of the second scientific-practical International conference. Under the editorship of O. A. Kosorukova, V.V. Pechkovsky, S. A. Krasilnikova). 2018:144-148. (In Russ.).
4. Loseva O.V., Stroev P.V., Didenko A. S., Abdikeev N. Mmm. Analysis of the dynamics of scientific and innovative activity of the regions based on the index method. Problems of Economics and legal practice. 2018;(5):99-104. (In Russ.).
5. Stroev P.V., Reshetnikov S. B. Trends and Prospects for the Development of "Smart Cities" in Russia. Proceedings of the 3rd International Conference on Judicial, Administrative and Humanitarian Problems of State Structures and Economic Subjects (JAHP 2018). 2018:71-76.
6. Belousov A. L. Problems of state regulation of pricing of entrepreneurial activity (on the example of the Vologda region). Current trends in the development of civil and civil procedural legislation and its application. 2017;(4):36-44. (In Russ.).
7. Nosova S. S., Meshkov S. A., Meshkova G. V., Stroev P.V., Boyar-Sozonovitch A. S. Digital technologies as a new vector in the growth of innovativeness and competitiveness of industrial enterprises. International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018:9(6);1411-1422.
8. Nikonorova A., Morkovkin D., Isaichykova N., Nezamaikin V Improvement of Innovative Infrastructure as a Means of Economic Development. Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 32. 3rd International Conference on Economics, Management, Law and Education (EMLE 2017). 2017:1-4.