Научная статья на тему 'Выполнение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России'

Выполнение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1020
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые и средние предприятия / МСП / индивидуальный предприниматель / ИП / государственная поддержка / поддержка предпринимательства / меры поддержки / Стратегия развития МСП / small and medium enterprises / SMEs / SP / public support / entrepreneurship support / support measures / SME Strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вера Баринова, Степан Земцов, Владимир Коцюбинский, Александр Красносельских, Юлия Царева

План мероприятий Стратегии развития малого и среднего предпринимательства был разработан на период 2016–2017 гг. – таким образом, уже можно подвести итоги его реализации. В целом реализовано 82% мероприятий, что является высоким показателем для стратегических документов. Впрочем, большинство из реализованных мероприятий носит формальный характер. Лишь по четырем из 10 целевых индикаторов достигнуты соответствующие значения, причем по трем статистика не ведется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вера Баринова, Степан Земцов, Владимир Коцюбинский, Александр Красносельских, Юлия Царева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the Strategy for Development of the Small and Mid+Sized Businesses in Russia

The plan of measures under the Strategy for Development of the Small and Mid-Sized Businesses was developed for the period of 2016– 2017, so it is feasible now to sum up its results. Generally, 82% of the planned measures have been implemented, a high indicator for strategic documents. However, most of the implemented measures are of a formal nature. It is to be noted that only four out of ten target indicators have been achieved with no statistical data being available in respect of other three target indicators.

Текст научной работы на тему «Выполнение Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России»

Малое и среднее предпринимательство

ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Вера БАРИНОВА

Заведующий лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; директор Центра экономики малого и среднего предпринимательства ВАВТ Минэкономразвития России, канд. экон. наук. E-mail: [email protected] Степан ЗЕМЦОВ

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. геогр. наук. Е-mail: [email protected]

Владимир КОЦЮБИНСКИЙ

Старший научный сотрудник ВАВТ Минэкономразвития России; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. E-mail: [email protected] Александр КРАСНОСЕЛЬСКИХ

Научный сотрудник ВАВТ Минэкономразвития России; младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected] Юлия ЦАРЕВА

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; младший научный сотрудник ВАВТ Минэкономразвития России. E-mail: [email protected]

План мероприятий Стратегии развития малого и среднего предпринимательства был разработан на период 2016—2017 гг. — таким образом, уже можно подвести итоги его реализации. В целом реализовано 82% мероприятий, что является высоким показателем для стратегических документов. Впрочем, большинство из реализованных мероприятий носит формальный характер. Лишь по четырем из 10 целевых индикаторов достигнуты соответствующие значения, причем по трем статистика не ведется.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, МСП, индивидуальный предприниматель, ИП, государственная поддержка, поддержка предпринимательства, меры поддержки, Стратегия развития МСП.

Целью Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - Стратегия)1 является усиление роли малого и среднего бизнеса как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Реализация цели предполагает проведение регулярного мониторинга. План мероприятий Стратегии был разработан на период 2015-2017 гг., поэтому возможно провести анализ его реализации. Для оценки выполнения мероприя-

тий и целевых индикаторов этого документа использовались данные из открытых источников, в том числе ресурсы Правительства России, Корпорации МСП, Росстата и нормативные акты. В таблице приведены данные о реализации Стратегии по всем ее направлениям, каждое из которых подробно рассмотрено в соответствующем разделе статьи.

Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий

Основной акцент при реализации данной задачи был сделан на расширении доступа МСП к госзакупкам как наиболее легко реализуемого

1 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 год а/ Минэкономразвития России: [Электронный ресурс] — Ш1_: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/29769081-8256-4eed-b0ff-dc97be2dfd17/Проект+страте-гии+развития+МСП+в+РФ^?МО0=А]РЕРЕ5&САСНЕЮ=29769081-.

Результаты выполнения плана мероприятий Стратегии развития МСП в России по направлениям

Целевые индикаторы и мероприятия Результат*

Стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий

Объем закупок у субъектов МСП в стоимостном объеме договоров, заключенных по результатам закупок (в %), -18% -(12,7%)

Число нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и мобильных торговых объектов + - 200 ООО ед. (205 471 ед.)

Мероприятия

Внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах РФ +2

Установление типовых условий контрактов для МСП - субподрядчиков +3

Утверждение программ партнерства 35 заказчиков с субъектами МСП и методическое содействие организации закупок -И

Увеличение квоты по закупкам госкомпаний у субъектов МСП +5

Организация инфраструктуры поддержки МСП по «довыращиванию» поставщиков, в том числе оказание финансовой поддержки МСП +6

Создание реестров субъектов МСП - надежных поставщиков

Установление исчерпывающего перечня способов закупки МСП

Установление исчерпывающего перечня документов в заявке от МСП - участника закупки +

Установление правил и общих принципов организации нестационарной и мобильной торговли

Повышение качества продукции МСП +

Создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях

Прирост высокопроизводительных рабочих мест на МСП (накопленным итогом) Н.д.

Доля экспорта МСП в общем объеме экспорта Российской Федерации Н.д.

Мероприятия

Расширение сети организаций поддержки МСП в области кооперации МСП и крупного бизнеса +

Разработка механизмов поддержки экспорта МСП на основе региональных центров поддержки экспорта +

Расширение объемов грантов, предоставляемых МСП через Фонд развития инноваций, -дополнительно 3,0 млрд. руб. +

Вовлечение проектов МСП и их приоритетная поддержка при реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) +

Обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий

Доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и ИП - 19% -(15%)

Мероприятия

Развитие стандартов кредитования субъектов МСП +

Введение преференциальных коэффициентов аллокации капитала под кредиты МСП -

2 Доклад об итогах деятельности Минэкономразвития России в 2017 году и задачах на 2018 год. URL: http://economy.gov.ru/ wps/wcm/connect/cfdd9d90-be57-4054-b81a-eaf3b3d009b1/doklad20172018.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=cfdd9d90-be57-4054-b81a-eaf3b3d009b1

3 Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466.

4 Информация о программах партнерства с субъектами МСП размещена на сайте Корпорации. URL: https://corpmsp.ru/ obespechenie-dostupa-k-goszakupkam/info/?mode=specific&year=2018/.

5 Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819 «Об изменениях в порядке закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства» с 1 января 2018 г. госкомпании обязаны 15% своего заказа отдавать сектору МСП на «спецторги» (заказы до 200 млн. руб., участники — субъекты МСП) и 18% от всех заказов (закупки «всеми способами»).

6 Сайт Корпорации МСП. Мероприятия по довыращиванию. URL: https://corpmsp.ru/org-infrastruktury-podderzhki/ innovatsionno-proizvodstvennaya-infrastruktura/

7 Создан реестр РОСПОСТАВЩИК. URL: http://rospostavshik.ru/

8 Сайт Правительства РФ. Поправки Правительства к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"». URL: http://government.ru/activities/selection/304/26167/

9 Законопроект разработан, но не вступил в силу. Данные Доклада о целях и задачах Минпромторга России на 2018 год и основных результатах деятельности за 2017 год / Минпромторг России. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/ #!doklad_o_celyah_i_zadachah_minpromtorga_rossii_na_2018_god_i_osnovnyh_rezultatah_deyatelnosti_za_2017_god

Продолжение таблицы

Целевые индикаторы и мероприятия Результат*

Увеличение максимально возможного объема финансирования, осуществляемого АО «МСП Банк» в рамках одного проекта Н.д.

Развитие системы страхования вкладов за счет распространения ее действия на вклады микропредприятий - юридических лиц

Разработка и внедрение механизма секьюритизации портфелей займов МФО и механизма предоставления банковских кредитов МФО под поручительства АО «Корпорация "МСП"» и гарантии ОАО «МСП Банк» +

Установление единых требований к деятельности гарантийных фондов и фондов поручительств +

Расширение гарантийной поддержки субъектов МСП в рамках деятельности АО «Корпорация "МСП"» +

Развитие синдицированного кредитования -

Развитие механизмов секьюритизации кредитов, предоставляемых субъектам МСП +

Улучшение условий лизинга оборудования субъектами МСП +

Повышение доступности лизинга оборудования субъектами МСП посредством внесения имущественного взноса Российской Федерации в АО «Корпорация "МСП"» Н.д.

Совершенствование системы субсидирования затрат МСП на основе привлечения финансово-кредитных организаций к экспертизе и оценке заявок +

Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей

Коэффициент «рождаемости» субъектов МСП - 1,65% +

Мероприятия

Мониторинг практики применения Единого налога на вмененный доход +

Введение налоговых вычетов для субъектов МСП, снижающих затраты на приобретение оборудования +

Повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства

Число субъектов МСП (включая ИП) в расчете на 1000 человек населения - 40 + (42)

Мероприятия

Отмена обязательной подачи деклараций об объеме спиртосодержащей продукции субъектами МСП при фиксации соответствующей информации в ЕГАИС +

Устранение избыточных положений по подтверждению статуса субъекта МСП при участии в программах поддержки +

Обеспечение стабильных условий реализации инвестпроекгов субъектами МСП +

Установление основных принципов участия МСП в приватизации государственного и муниципального имущества +/-

Совершенствование системы информационно-консультационной поддержки МСП +

Создание МФЦ для бизнеса +

Формирование Единого реестра субъектов МСП - получателей поддержки -

Разработка концепции комплексной программы информационной поддержки МСП -

Стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях

Число регионов, на территории которых наблюдается положительная динамика числа зарегистрированных субъектов МСП - не менее 50 в 2018 г. + (63)

Доля средств, направляемая на поддержку субъектов МСП в моногородах, в общем объеме федеральной поддержки МСП - не менее 5% в 2018 г. Н.д.

Мероприятия

Увеличение объемов финансирования поддержки субъектов МСП в регионах -

Сохранение и расширение поддержки МСП в моногородах +

Развитие системы мониторинга и оценки деятельности региональных и местных властей в сфере МСП +

Разработка системы тиражирования лучших практик поддержки МСП в регионах и муниципальных образованиях +

Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала

Доля граждан, планирующих открыть бизнес в течение ближайших 3-х лет Н.д.

Мероприятия

Разработка обучающих программ «Азбука предпринимателя» (создание бизнеса с нуля) и «Школа предпринимательства» (развитие бизнеса) +

Продолжение таблицы

Целевые индикаторы и мероприятия Результат*

Создание единого образовательного портала для субъектов МСП +

Создание системы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность +

Организационное обеспечение проведения Года предпринимательства в 2018 г. +

* _ «+» _ реализовано;«-» - не реализовано; «Н.д.» - статистика не ведется/отсутствуют данные е В скобках при целевых индикаторах указано достигнутое значение. 1 открытом доступе.

и технически простого механизма, заключающегося во введении и расширении квот на закупки госпредприятий у МСП. В целом Правительству РФ удалось расширить доступ МСП к закупкам их продукции организациями государственного сектора экономики. По данным ежемесячной отчетности10, объем закупок у субъектов МСП в 2016 г. составлял 2,5 трлн. руб., или 11,8% от общего объема закупок, а в 2017 г., несмотря на снижение объема закупок у субъектов МСП до 2,4 трлн. руб., их доля увеличилась до 12,7%. Впрочем, целевой индикатор, установленный на уровне 18%, достигнут не был.

Одной из причин, по которой крупные компании не хотят осуществлять закупки у МСП, является недостаточно высокое качество предоставляемой ими продукции. Для решения данной проблемы в Стратегию включена задача по повышению качества продукции МСП, но она не предусматривает целевых индикаторов. Ее ключевые мероприятия формально выполнены: разработан проект «Сделано в России» и создана «Российская система качества».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть мер «дорожной карты» по данному направлению (см. таблицу) сформулирована довольно абстрактно, например «методическое содействие организации закупок», но формально (исходя из отчетов Минэкономразвития России и других документов) все предусмотренные ею мероприятия в той или иной степени выполнены.

Поскольку более половины субъектов МСП заняты в торговле и предоставлении услуг (по данным Росстата, 61% за 2016 г.), определен

соответствующий целевой индикатор для развития торговли и потребительского рынка. Число нестационарных и мобильных торговых объектов в последние годы увеличилось - с 193,4 тыс. ед. в 2015 г. до 205,5 тыс. ед. в 2017 г., т.е. целевой индикатор достигнут. В то же время число розничных рынков, а также торговых мест на ярмарочных площадках и розничных рынках в 2017 г. сократилось, а число ярмарочных площадок увеличилось незначительно. Иными словами, наблюдаются противоречивые тенденции.

Создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях

Целевые показатели Стратегии по данному направлению - прирост высокопроизводительных рабочих мест в субъектах МСП (накопленным итогом) и доля экспорта субъектов МСП в общем объеме экспорта России - не рассчитываются Росстатом, и поэтому оценить их выполнение невозможно.

Все меры по направлению были реализованы. Большая их часть сводится к развитию инфраструктуры поддержки МСП, объекты которой созданы практически во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшее число таких объектов приходится на инфраструктуру консультационного типа (388 ед.11), инновационно-производственную (292 ед.), имущественную (243 ед.) и финансовую (237 ед.) инфраструктуру. Но единой базы данных по созданным и функционирующим объектам

10 Мониторинг применения Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2017 году (отчет). ШЬ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/

11 В качестве основы для базы данных используется информация из Единого реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, который ведется Корпорацией МСП (около 750 объектов), а также добавлены данные из реестра инновационно-производственной инфраструктуры Корпорации МСП и данные по технопаркам (+400 объектов).

инфраструктуры поддержки МСП нет. Единый реестр, поддерживаемый Корпорацией МСП, не включает в себя объекты из реестра Мин-промторга России и объекты, создание которых профинансировано иными ведомствами. Общий реестр по-прежнему необходим, как и внедрение системы оценки эффективности деятельности этих объектов. Видится перспективным внедрение регионального стандарта развития подобной инфраструктуры для повышения качества предоставляемых услуг.

Обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий

По состоянию на май 2018 г. целевой индикатор по направлению - доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) - составлял 14,9%. Но с 2014 г. показатель имеет тенденцию к снижению: в среднем за 2014 г. он равнялся 19,8%, в 2015 г. - 15,9%, в 2016 г. - 14,9%, в 2017 г. -15,9%. При этом целевое его значение в Стратегии на 2018 г. составляет 19,0%. Таким образом, его достижение маловероятно, поскольку, по нашим оценкам, в условиях продолжающейся политики Банка России по постепенному снижению ключевой ставки и отсутствия значительных дополнительных финансовых ресурсов для расширения программы льготного кредитования субъектов МСП прирост доли такого кредитования будет незначительным. При этом оказалось реализовано лишь 58% мероприятий по расширению доступа МСП к финансовым ресурсам. (См. таблицу.)

Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей

Целевой показатель и результаты выполнения мероприятий Стратегии по данному направлению соответствуют заявленному плану реа-

лизации до 2017 г. (См. таблицу.) Хотя сам целевой индикатор - коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства - зависит не только от совершенствования налоговой политики, а может расти и при намерении ухода от налогообложения (эффект дробления фирм).

Налоговая политика наряду с ведением бизнеса призвана стимулировать также сокращение неформального сектора экономики и увеличение доли предпринимателей, исправно платящих налоги. Для этого необходимы регулярная оценка фискальной нагрузки на МСП, сохранение системы льгот, совершенствование специальных налоговых режимов.

Между тем следует признать, что задача развития предпринимательства вступает в определенное противоречие с задачей увеличения налогооблагаемой базы. Эта проблема решается с помощью использования особых налоговых режимов, стимулирующих фирмы к легализации своей деятельности, что расширяет налогооблагаемую базу. По данным ФНС России12, в 2017 г. 76% начисленных на МСП налогов составил налог по упрощенной системе налогообложения (УСН). Но если в 2015 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от сбора налогов, относящихся к специальным налоговым режимам, составили 522,7 млрд. руб., то в 2017 г. их объем сократился до 516,8 млрд. руб.

Продолжается реализация политики по регистрации самозанятых граждан. Но в начале 2018 г. их зарегистрированное число достигло лишь 1,5 тыс. человек, что несопоставимо с размерами теневой экономики.

В рамках Стратегии частично реализовано мероприятие по введению налоговых вычетов для бизнеса при покупке оборудования с целью фиксации оборота, объемов производства и иных показателей деятельности. Хотя напрямую соответствующие вычеты не введены, но Федеральный закон от 27 ноября 2017 г.

12 Статистика и аналитика / ФНС России. 2018. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения: 01.06.2018).

№ 335-ФЗ13 ввел понятие инвестиционного налогового вычета. Такой вычет применяется к расходам на приобретение или модернизацию основных средств Ш-УИ амортизационных групп со сроком эксплуатации свыше трех лет.

Повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства

Целевым индикатором качества государственного регулирования в рамках Стратегии обозначено число субъектов МСП на 1000 человек населения. Фактическое значение показателя на 10 июня 2018 г. составило 42,01, что превышает плановое значение на 2020 г., при этом его динамика положительна. Вообще говоря, показатель отражает не только и не столько усилия властей в данном направлении, сколько ситуацию на рынках. Например, расширение покупательного спроса ведет к повышению разнообразия и доступности товаров и услуг, а соответственно, и к увеличению числа малых фирм. Но такая тенденция может быть обусловлена и дроблением фирм с целью оптимизации налогообложения.

По данным Единого реестра субъектов МСП14, за последние два года число субъектов МСП выросло на 1%; при этом среди юридических лиц было зафиксировано их сокращение на 1%, а среди ИП - рост на 3%, т.е. можно говорить о некотором ухудшении структуры сектора МСП. Общая же положительная динамика свидетельствует о возможной легализации части самозанятого населения; вместе с тем нельзя забывать и о том, что в Реестр

субъектов МСП по-прежнему добавляются новые типы фирм в соответствии с поправками в закон об МСП15 - в частности, в него введены акционерные общества. Одной из причин роста численности ИП может быть переоформление юридических лиц: часть работников занялись репетиторством, пассажирскими перевозками, торговлей и прочими видами деятельности и перешли в категорию ИП и самозанятых.

Между федеральными округами и регионами отмечаются сильные различия16 по данному целевому индикатору17. Большинство (47) регионов не достигли его целевого значения на 2018 г. Здесь лидируют крупные агломерации, где благоприятнее условия для регистрации фирм и выше объемы потребительских рынков: г. Санкт-Петербург, г. Москва, Калининградская область (близость европейского рынка, специальная экономическая зона), г. Севастополь (специальная экономическая зона), Новосибирская область. Среди отстающих регионов - наименее развитые с неблагоприятной институциональной средой, высокой долей теневой экономики.

Пять из восьми мероприятий направления были реализованы в полной мере, еще одно -частично. (См. таблицу.) В целом они привели к снижению числа плановых проверок МСП контрольно-надзорными органами: по данным Минэкономразвития России18, общее число проверок сократилось в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом на 22%. Число плановых проверок уменьшилось на 285 504 (32%), а внеплановых - на 191 774 (15%).

13 Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

14 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / ФНС России. 2018. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 01.06.2018).

15 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (последняя редакция) // КонсультантПлюс. 2018. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 01.06.2018).

16 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / ФНС России. 2018. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 01.06.2018).

17 Это характерно для многих показателей развития МСП. К сожалению, отследить общую ситуацию можно лишь по некоторым из них.

18 Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы / Минэкономразвития России. — М., 2017.

Сокращение первых частично связано с введением моратория на плановые проверки в отношении добросовестного малого бизнеса19. В 2016 г. в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения, предусматривающие применение к субъектам МСП административного наказания исключительно в виде предупреждения за впервые совершенное правонарушение. Число административных штрафов, наложенных на МСП, в первом полугодии 2017 г. уменьшилось относительно аналогичного периода 2016 г. на 23,3% при увеличении числа предупреждений на 52,8%20.

Из реализованных в 2017 г. мер по снижению административной нагрузки на субъекты МСП наиболее продуктивным следует признать внедрение риск-ориентированного подхода. Его практическое применение уже происходит при осуществлении трех видов федерального государственного контроля (надзора) - пожарного, надзора в области связи и санитарно-эпидемиологического. Впрочем, опросы бизнеса по-прежнему отражают контрольно-надзорную деятельность государства и административное давление как одни из важнейших факторов, затрудняющих ведение бизнеса в России. Согласно опросам почти треть МСП тратят более 20% своей выручки на соблюдение различных требований21.

До недавнего времени для подтверждения статуса МСП предпринимателям приходилось собирать пакет документов, включающий от-

четность в налоговые и иные органы. Но с августа 2016 г. заработал Единый реестр субъектов МСП22, позволяющий малому бизнесу лишь единожды подтверждать свой статус.

Мероприятие по созданию новых механизмов улучшения условий для инвестиционных проектов МСП сформулировано достаточно абстрактно. В то же время распоряжением Правительства РФ23 в январе 2017 г. были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов России.

Для реализации мероприятия по совершенствованию системы информационной поддержки МСП созданы многофункциональные центры под брендом «Мой бизнес», предоставляющие малому бизнесу услуги по принципу «одного окна». По итогам работы Урд^в-лаборатории Минэкономразвития России планируется их дальнейшее развитие, а также создание единой интегрированной базы мер поддержки МСП с подключением к ней всех федеральных органов исполнительной власти, регионов и заинтересованных организаций.

Формирование реестра получателей поддержки не осуществлено в должном объеме. Один из соисполнителей данного мероприятия - АО «Корпорация "МСП"» - создал такой реестр24, но он не содержит данных ранее 2017 г. Аналогичные открытые реестры созданы отдельными регионами (например, Правительством Москвы25) и муниципалитетами (на-

19 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».

20 Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы / Минэкономразвития России. — М., 2017.

21 Доклад Президенту Российской Федерации — 2018 / Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. 2018. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2018.html (дата обращения: 01.06.2018).

22 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / ФНС России. 2018. URL: https:/ / ofd.nalog.ru/ index.html (дата обращения: 01.06.2018).

23 Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2017 г. № 147-р (ред. от 06.12.2017 г.) // КонсультантПлюс. 2017. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212324/ (дата обращения: 01.06.2018).

24 Реестр субъектов МСП — получателей поддержки / АО «Корпорация "МСП"». 2018. URL: https://corpmsp.ru/reg_page.php/ (дата обращения: 01.06.2018).

25 Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки / Портал открытых данных Правительства Москвы. 2018. URL: https:/ / data.mos.ru/ opendata/ 7710071979-perechen-vydannyh-subsidiy-i-lgot-subektam-malogo-i-srednego-predprinimatelstva (дата обращения: 01.06.2018).

пример, в г. Сосновый Бор Ленинградской области26). В то же время единый реестр за все годы действия программы поддержки МСП отсутствует.

В последние годы достигнуты существенные улучшения в сфере госрегулирования сферы МСП. Вместе с тем Россия, по данным Всемирного банка27, остается в группе стран со средними значениями по показателям государственной эффективности и качества государственного управления.

Стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях

По данным реестра субъектов МСП, их число в декабре 2017 г. увеличилось по сравнению с декабрем 2016 г. в 63 регионах РФ, т.е. в 2017 г. основной целевой индикатор данного направления Стратегии выполнен (на 2018 г. запланирован его рост в 50 регионах). При этом доля субъектов МСП в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) за рассматриваемый период сократилась с 4,45 до 4,31%, в СевероКавказском федеральном округе (СКФО) -с 3,41 до 3,28%, что в определенной степени может сигнализировать о некоторых «сбоях» в программе поддержки территорий особого внимания.

Объемы финансирования в рамках поддержки МСП в регионах в 2017 г. по сравнению с 2015 г. в целом сократились, в связи с чем следует с осторожностью говорить о невыполнении мероприятия (хотя в 2016 г. Корпорации МСП выделялось дополнительное финансирование). Анализ распределения таких субсидий показывает, что они сохраняют высокую региональную неоднородность и ранее не были в полной мере направлены на реализацию сбалансированного территориального развития сферы МСП. Так, доля в субсидиях ДВФО уменьшилась с 5,17% в 2012 г. до 4,38% в 2017 г., а доля СКФО была нестабильной, но

по сравнению с 2012 г. (7,96%) в 2017 г. увеличилась и составила 10,37%. Между тем в ДВФО действует 4,31% всех субъектов МСП, т.е. реальный объем поддержки этого округа несколько ниже относительно СКФО, хотя и сопоставим с масштабом сектора МСП в нем, тогда как в СКФО сосредоточено менее 3,3% всех субъектов МСП при 10,4%-ной поддержке сектора.

В Стратегии развития МСП отмечена необходимость оказания поддержки не менее чем 4,5% от общего числа субъектов МСП. В 2016 г. в целом по стране доля получивших поддержку субъектов МСП была существенно ниже данного значения и составила 2,73%. Впрочем, в ряде регионов-лидеров, сделавших, как правило, ставку на развитие и поддержку массового МСП, эта доля превысила 10%. Среди них - субъекты СКФО: Ставропольский край (24,88%), Республика Ингушетия (22,38%), Чеченская Республика (16,03%); близкие значения в г. Севастополе (9,43%). Но есть регионы, где охват поддержкой МСП не превышает 1%, включая территории особого внимания: Магаданскую область (0,15%), Камчатский край (0,13%), Карачаево-Черкесскую Республику (0,04%). В 2017 г. поддержку не получили два региона ДВФО - Сахалинская область и Чукотский автономный округ.

Данные по второму целевому индикатору направления - доле поддержки МСП в моногородах в общем объеме поддержки МСП в России - отсутствуют, но можно утверждать, что предусмотренное в плане положение о необходимости направлять на поддержку моногородов не менее 10% от выделенной региону субсидии в большинстве субъектов РФ не выполняется. Отметим, однако, что мера по расширению подобной поддержки реализована путем увеличения объемов грантовой поддержки начинающим предпринимателям в размере до 500 тыс. руб.; выделения субсидий по договорам лизинга, на уплату процен-

26 Реестр субъектов МСП — получателей поддержки / Официальный сайт города Сосновый Бор (Ленинградская область). 2018. URL: http:/ / www.sbor.ru/ economy/ podderzca/ reestr (дата обращения: 01.06.2018).

27 World Bank. 2018. URL: www.worldbank.org (дата обращения: 01.06.2018).

тов по кредитам, на приобретение оборудования (до 15 млн. руб.); формирования инфраструктуры поддержки МСП. Создаются территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)28, что предполагает ряд преференций для МСП - резидентов ТО-СЭР, включая пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, возможность не уплачивать налог на имущество организаций и земельный налог, пониженные ставки тарифов страховых взносов, облегченный порядок осуществления контроля и надзора.

Происходит совершенствование системы оценки деятельности органов исполнительной власти регионов в сфере развития МСП в рамках подготовки Национального рейтинга инвестиционного климата в регионах России29. Также АСИ30 разработана система тиражирования лучших практик поддержки МСП31.

Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала

В целом направление обеспечения кадрового потенциала успешно реализовано (см. таблицу), хотя и отсутствуют данные для оценки целевого индикатора.

Для оценки раннего предпринимательства могут быть использованы данные Глобального мониторинга предпринимательства32. В последние годы в России ранняя предпринимательская активность существенно возросла: доля ранних предпринимателей33 и тех, кто желает ими стать, выросла с 2,47% в 2002 г. до 6,27% в 2016 г. (4,69% в 2014 г.), т.е. более чем

в 2,5 раза. В определенной степени это связано с упрощением процедур регистрации бизнеса, а также с формированием культуры предпринимательства в стране. При этом следует учитывать, что примерно 31% предпринимателей в 2016 г. являлись так называемыми «вынужденными предпринимателями» - т.е. они хотели бы перейти в категорию наемных работников или иные категории, если бы у них была такая возможность. (Для сравнения: в 2006 г. значение этого показателя составляло около 30%, а в 2014 г. - 39%.)

Начиная с 2016 г. действует Бизнес-навигатор МСП, запущенный Корпорацией МСП. Данный бесплатный ресурс позволяет предпринимателям найти ответы на такие важные вопросы, как: где взять кредит, как принять участие в закупках крупных компаний, как найти и проверить контрагента, как продвигать свою продукцию и т.д.

Минэкономразвития России совместно со Сбербанком России запустило Единую образовательную интернет-платформу - агрегатор образовательных программ для малых предприятий «Деловая среда»34. Система позволяет не только получить доступ к широкому перечню образовательных курсов для предпринимателей, но и провести онлайн-регистра-цию компании и открыть расчетный счет, а также найти поставщиков В2В-услуг. Пользователи платформы могут применять готовые инструкции для старта и управления бизнесом, а также использовать материалы, закрытые для широкой аудитории.

28 Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) / Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/econreg/monitoringmonocity/20160415

29 Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/

30 Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/

31 Атлас муниципальных практик (сборник успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне) / АСИ. 2014. URL: https://asi.ru/reports/24940/

32 Глобальный мониторинг предпринимательства. Отчет о России / Минэкономразвития России. 2018. URL: http:// economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1bbb3f60-6767-4482-b557-79a75ab7dab6/gem_russia_2016-2017.pdf?M0D=AIPERES&CACHEID=1bbb3f60-6767-4482-b557-79a75ab7dab6 (дата обращения: 01.06.2018).

33 Ранняя предпринимательская активность — процент взрослого населения в возрасте от 16 до 64 лет, находящегося в процессе открытия бизнеса (нарождающиеся предприниматели) или владеющего либо управляющего новым бизнесом менее 3,5 лет. Показатель Глобального мониторинга предпринимательства.

34 Единая образовательная интернет-платформа — агрегатор образовательных программ для малых предприятий «Деловая среда». 2018. URL: https://dasreda.ru (дата обращения: 01.06.2018).

Корпорация МСП совместно с тремя партнерами реализует образовательный проект для женщин в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также для безработных женщин, который называется «Мама - предприниматель». За последние несколько лет в России были сформированы агрегаторы курсов для начинающих и уже состоявшихся предпринимателей. В частности, Корпорация МСП проводит обучение по программам «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». Ведется работа по созданию системы «одного окна» для оказания услуг и предоставления образовательной поддержки малым предприятиям в регионах России.

Заключение

В целом в Стратегии реализовано 82% мероприятий (36 из 44), что следует оценить как высокий показатель. (Для сравнения: средний уровень выполнения мер, заложенных в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г., составил лишь 29,5%, в то время как предыдущей Стратегии-2010 - 39%35.)

Все реализованные мероприятия относятся к четырем направлениям Стратегии: стимулированию спроса на продукцию МСП (10 из 10), повышению производительности труда (4 из 4), совершенствованию налоговой политики (2 из 2) и укреплению кадрового потенциала (4 из 4). В направлении повышения доступности финансовых ресурсов для МСП выполнено 7 из 12 мероприятий. Многие мероприятия в этой «дорожной карте» сформулированы недостаточно конкретно, например «методическое содействие организации закупок», вследствие чего довольно сложно оценить степень их выполнения. Кроме того, относящиеся к направлению итоговые документы часто не публикуются в открытом доступе, что также препятствует проведению мониторинга. Лишь по четырем из десяти целевых индика-

торов здесь достигнуты соответствующие значения, по трем статистика не ведется.

В дальнейшем будут актуальны дополнительные шаги по повышению информационной открытости мер поддержки МСП. Многие индикаторы Стратегии требуют уточнения в связи с новым майским Указом Президента РФ и изменением системы оценки эффективности губернаторов. Обширная инфраструктура поддержки субъектов МСП требует единого реестра всех государственных и негосударственных объектов; необходима система мониторинга и оценки их эффективности. Необходимы также развитие косвенных механизмов кредитования (упрощение условий и пр.), совершенствование лизинга и рынка микрокредитования.

Последние инициативы в сфере государственного регулирования сектора МСП (введение моратория на плановые проверки, внедрение риск-ориентированного подхода и расширение применения предупреждений) требуют дальнейшего распространения. Развитие сферы МСП в России неравномерно, причем действующая система ее поддержки в недостаточной степени ориентирована на наиболее уязвимые в социально-экономическом отношении территории: Дальний Восток и моногорода.

Анализ целевых индикаторов Стратегии показывает, что негативные макроэкономические тенденции в экономике России (падение доходов населения, сжатие покупательного спроса и др.) в существенной мере определяют развитие сектора МСП, а действующая система его поддержки лишь отчасти сглаживает это влияние. Например, общий рост числа субъектов МСП обусловлен увеличением числа индивидуальных предпринимателей при сокращении числа фирм, что может объясняться ухудшением макроэкономических условий в стране, необходимостью дробления фирм и уходом от налогообложения. ■

35 Белановский С.А., Дмитриев М.Э. и др. Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня: аналитический доклад. - СПб.: ЦСР, РАНХиГС, ИЭП, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.