Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития'

Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3393
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / БАЗА ДАННЫХ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / GOVERNMENT SUPPORT MEASURES / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT PROBLEMS / FINANCIAL SUPPORT / CONCESSIONAL LENDING / DATABASE / INFORMATION EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковская Юлия Викторовна, Иванова Людмила Николаевна, Сафохина Елена Анатольевна

В статье на основе данных официальной статистики проанализировано современное состояние малого и среднего предпринимательства в России. Систематизированы меры государственной поддержки малого бизнеса и направления, ограничивающие его функционирование. Сделан вывод, что на сегодняшний день состояние малого и среднего предпринимательства нельзя назвать удовлетворительным. Предпринимаемых государством мер недостаточно для того, чтобы результаты деятельности малых предприятий отвечали потребностям российского государства и граждан, способствовали развитию конкуренции в России, демонстрировали высокий уровень экономической безопасности государства. В современных условиях дальнейшее развитие этого сектора экономики является приоритетом социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Важнейшим направлением должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий. Разрабатываемые меры должны носить комплексный характер и включать в себя не только вопросы льготного кредитования малого бизнеса и преференции банкам, предоставляющим кредиты этим субъектам рынка, но и мероприятия, касающиеся повышения эффективности информационного обмена по вопросам предоставления кредитов малому бизнесу. Авторами дано предложение о создании информационной базы данных по вопросам кредитования малых предприятий. Ее разработка снизит финансовые риски для банков, упростит и ускорит процедуру предоставления кредитов, отсеет недобросовестных кредитополучателей и увеличит возможность получения кредитов для остальных предприятий малого и среднего бизнеса, нуждающихся в финансовой поддержке. Использование базы данных окажет помощь при составлении аналитических и статистических обзоров, выявлении наиболее острых проблем в сфере кредитования малого бизнеса, проведении анализа при принятии управленческих решений со стороны государства в отношении поддержки малых форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium-sized business in modern Russia: the state, problems and directions of development

The article analyzes the current state of small and medium-sized business in Russia on the basis of official statistics. The measures of state support of small business and directions limiting its functioning are systematized. It is concluded that today the state of small and medium-sized business cannot be called satisfactory. State measures are not sufficient to ensure that the results of small businesses meet the needs of the Russian state and citizens, promote competition in Russia, and demonstrate a high level of economic security of the state. In modern conditions, further development of this sector of the economy is a priority of the social and economic policy of the Russian Federation for the long-term perspective. The most important direction should be continued work on improving the mechanism of financial support for small businesses. The measures to be developed should be comprehensive and include not only issues of concessional lending to small businesses and preferences to banks that provide loans to these market entities, but also activities to improve the effectiveness of information exchange on the provision of loans to small businesses. The authors gave a proposal on the creation of an information database on lending to small businesses. Its development will reduce financial risks for banks, simplify and accelerate the procedure for granting loans, screen out unscrupulous borrowers and increase the possibility of obtaining loans for other small and mediumsized businesses that need financial support. The use of the database will assist in the preparation of analytical and statistical surveys, identifying the most acute problems in the sphere of small business lending, conducting analysis when making management decisions on the part of the state with regard to supporting small forms of management.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №5, Том 10 / 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today/issue-5-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/12ECVN518.pdf Статья поступила в редакцию 13.09.2018; опубликована 01.11.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Быковская Ю.В., Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/12ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Bykovskaya Yu.V., Ivanova L.N., Safokhina E.A. (2018). Small and medium-sized business in modern Russia: the state, problems and directions of development. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(10). Available at: https ://esj. today/PDF/ 12ECVN518.pdf (in Russian)

УДК 338.2 ГРНТИ 65.75.10

Быковская Юлия Викторовна

ФГОКУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя», Москва, Россия ФГБУН «Институт экономики Российской академии наук», Москва, Россия Профессор кафедры «Экономики и бухгалтерского учета» Ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности

Кандидат экономических наук E-mail: zima7327@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile. asp?id=519479

Иванова Людмила Николаевна

ФГОКУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя», Москва, Россия Заместитель начальника кафедры «Экономики и бухгалтерского учета»

Кандидат экономических наук E-mail: nxt200@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile. asp?id=786755

Сафохина Елена Анатольевна

ФГОКУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя», Москва, Россия

Доцент кафедры «Экономики и бухгалтерского учета» Кандидат экономических наук E-mail: saf-ea@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=753310

Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития

Аннотация. В статье на основе данных официальной статистики проанализировано современное состояние малого и среднего предпринимательства в России. Систематизированы меры государственной поддержки малого бизнеса и направления, ограничивающие его функционирование. Сделан вывод, что на сегодняшний день состояние малого и среднего предпринимательства нельзя назвать удовлетворительным. Предпринимаемых государством мер недостаточно для того, чтобы результаты деятельности малых предприятий отвечали потребностям российского государства и граждан, способствовали развитию конкуренции в России, демонстрировали высокий уровень экономической безопасности государства. В современных условиях дальнейшее развитие этого сектора экономики является приоритетом социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Важнейшим направлением должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий. Разрабатываемые меры должны носить комплексный характер и включать в себя не только вопросы льготного кредитования малого бизнеса и преференции банкам, предоставляющим кредиты этим субъектам рынка, но и мероприятия, касающиеся повышения эффективности информационного обмена по вопросам предоставления кредитов малому бизнесу. Авторами дано предложение о создании информационной базы данных по вопросам кредитования малых предприятий. Ее разработка снизит финансовые риски для банков, упростит и ускорит процедуру предоставления кредитов, отсеет недобросовестных кредитополучателей и увеличит возможность получения кредитов для остальных предприятий малого и среднего бизнеса, нуждающихся в финансовой поддержке. Использование базы данных окажет помощь при составлении аналитических и статистических обзоров, выявлении наиболее острых проблем в сфере кредитования малого бизнеса, проведении анализа при принятии управленческих решений со стороны государства в отношении поддержки малых форм хозяйствования.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; меры государственной поддержки; проблемы развития малого бизнеса; финансовая поддержка; льготное кредитование; база данных; информационный обмен

В декабре 2015 года и в мае 2017 года вступили в действие два ключевых документа стратегического планирования - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации1 и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года2, соответственно, в которых проблематике развития малого бизнеса уделено особое внимание.

Так, в Стратегии национальной безопасности указано, что в целях противодействия угрозам экономической безопасности реализация государственной социально-экономической политики должна предусматривать «стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов».

В Стратегии экономической безопасности к основным задачам по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, отнесена необходимость поддержки высокотехнологичного малого и среднего бизнеса.

Такое пристальное внимание к данному субъекту хозяйствования связано с тем, что малое предпринимательство, являясь неотъемлемой составной частью экономики любого государства, играет весомую роль в его деятельности. Именно состояние и уровень развития малого бизнеса являются наиболее показательными и значимыми критериями, наиболее ярко отражающими конкурентоспособность как отдельной отрасли, региона, сферы деятельности, так и страны в целом.

1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

Страница 2 из 16

12ECVN518

Имея возможность быстро реагировать на рыночные изменения, мобильно подстраиваться под новые требования, условия и правила, этот субъект хозяйственной деятельности, в отличие от крупных предприятий, корпораций и государственных учреждений, более динамичен. Создание малых предприятий не требует крупных стартовых инвестиций, и при этом их функционирование предполагает высокую оборачиваемость финансовых и материальных ресурсов. Высокий уровень развития малого бизнеса ведет к насыщению рынка продукцией и услугами, более рациональному использованию сырьевых ресурсов. Малый бизнес выполняет ряд важнейших социально-экономических задач, прежде всего снижает уровень безработицы и бедности в стране.

На сегодняшний день малый бизнес в России представлен разнообразными категориями предприятий, как по численности персонала, так и по объемам получаемых ими доходов (рис. 1). Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).

К субъектам малого предпринимательства (далее - МСП) относятся следующие хозяйствующие субъекты: малые предприятия; микропредприятия; средние предприятия. Если говорить об организационно-правовой форме, то в соответствии с действующим законодательством субъектами малого предпринимательства являются: хозяйственные общества; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели3.

Как видно на рис. 1, в настоящее время законодательством установлены три условия отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам МСП:

• доля участия других лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств;

• среднесписочная численность работников;

• доход, полученный от предпринимательской деятельности.

При этом согласно Федеральному закону № 209-ФЗ категория субъекта МСП - микро, малое и среднее предприятие, определяется в соответствии с наибольшим по значению условием отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП в части среднесписочной численности работников и дохода от предпринимательской деятельности.

Анализ современного состояния малого бизнеса в России позволяет говорить о том, что эта тематика является актуальной, имеющиеся проблемы - разнообразными и острыми, их решение имеет важнейшее значение для дальнейшего успешного развития Российской Федерации.

Не случайно вопросы развития малого бизнеса активно обсуждаются в научных трудах ни один год. Например, поиску наиболее эффективных путей поддержки малых предприятий посвящены труды В.И. Бобошко [1, 2], критическая оценка проблем малого бизнеса проведена в статьях Н.Ю. Шадченко [3], М.Н. Безугловой, Ю.А. Маркарьян [4], А.В. Сухопаровой [5], Л.Г. Риполь-Сарагоси, Н.Н. Коренякиной [6], Н.К. Чистяковой [7], вопросы налогообложения малого бизнеса рассматриваются в работе Е.В. Беликова и М.В. Чуб [8], проблема подготовки кадров для малого бизнеса освещена в публикации Е.С. Куликовой и О.А. Дурандиной [9].

3 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Малое и среднее предпринимательство

до 100 чел.

Среднесписочная численность работников

до 15 чел.

малые предприятия

Ж

микропредприятия

800 млн руб. -=

^ N

120 млн руб.

-T»-

101-250 чел.

Л

средние предприятия

2 млрд руб. ->

Доход

хозяйственные партнерства

хозяйственные общества

Ж-

V

ИП

производственные кооперативы

потребительские кооперативы

производственные кооперативы

крестьянские (фермерские) хозяйства

суммарная доля участия в уставном капитале

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды

Иностранные юридические лица и (или)

юридические лица, не являющиеся субъектами МСП

не более 25 % не более 49 %

акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к

акциям высокотехнологич ного

(инновационного) сектора экономики

Акционеры

владение акциями

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации

(объединения), благотворительные и иные фонды

ж:

не более чем

25 % голосующих акций АО

V

иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП

V

не более чем 49 % голосующих акций АО

учредители (участники) -юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную

поддержку инновационной деятельности

деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на

которые принадлежат учредителям (участникам)

соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств -

бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования

имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Рисунок 1. Категории малого и среднего предпринимательства (источник: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - составлено авторами)

Исследование данных официальной статистики в отношении современного состояния малого бизнеса также свидетельствует о том, что в дальнейшем развитию этого субъекта хозяйствования следует уделять повышенное внимание.

Прежде всего, следует сказать о том, что одним из официальных источников информации о субъектах МСП является Федеральная налоговая служба. Согласно статье 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ с 1 августа 2016 года ФНС России на основе информации о хозяйствующих субъектах, содержащейся в информационных системах, ФНС России ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Так, по официальной информации ФНС России за период с 01.08.2016 г. По 10.08.2018 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста (рис. 2).

10.08.2018 10.01.2018 10.08.2017 10.01.2017 01.08.2016

5200000 5400000 5600000 5800000 6000000 6200000

■ Количество микро, малых и средних предприятий

Рисунок 2. Динамика количества микро, малых, средних предприятий, зарегистрированных в Едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, за период 01.08.2016-10.08.2018 гг. (источник: Официальный сайт ФНС России. URL: https://ofd. nalog. ru/index. html - составлено авторами)

В августе 2016 г. данных субъектов хозяйствования было зарегистрировано 5 523 765 единиц, спустя год - августе 2017 г. их насчитывалось 5 542 782 единиц, или всего на 0,3 % больше; в августе 2018 г. - 5 922 420 единиц, или на 6,8 % больше, чем в августе 2017 г. и на 7 % больше, чем в августе 2016 г.

Если говорить о структуре малого и среднего предпринимательства, то статистические данные показывают, что за рассматриваемый период:

1. Юридические лица (микро, малые и средние предприятия) составляли менее половины всех предприятий малого бизнеса - 44-48 % (рис. 3).

10.08.2018 10.01.2018 10.08.2017 10.01.2017 01.08.2016

0 1000000 2000000 3000000 4000000 5000000 6000000 7000000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юридические лица

I Индивидуальные предприниматели

Рисунок 3. Структура малого бизнеса в разрезе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за период 01.08.2016-10.08.2018 гг. (источник: Официальный сайт ФНС России. URL: https://ofd. nalog. ru/index. html - составлено авторами)

Причем данный показатель имеет ежегодную тенденцию снижения. Если по состоянию на 10.08.2016 г. удельный вес юридических лиц из числа малых предприятий был равен 47 % от общего числа предприятий малого бизнеса, то к 10.08.2018 г. он снизился и стал составлять 44,5 %. Вместе с этим в абсолютном выражении количество микро, малых и средних предприятий (юридических лиц) немного увеличилось, однако эта динамика нестабильна, ввиду того что за анализируемый период происходило не только увеличение, но и уменьшение количества СМП-юридических лиц. Если в августе 2016 г. таких предприятий было зарегистрировано 2 594 375 единиц, то к августу 2018 г. их стало 2 617 721 единиц, или всего на 1,7 % больше.

Удельный вес индивидуальных предпринимателей в общем объеме предприятий малого бизнеса составлял немного больше 50 % всех субъектов малого бизнеса. Причем за рассматриваемый период значение этого этот показателя немного увеличилось - с 53 % в августе 2016 г. до 55 % в августе 2018 г. При этом количество зарегистрированных микро, малых и средних предприятий (индивидуальных предпринимателей) в абсолютном выражении увеличилось на 12,0 %, с 2 929 410 единиц в августе 2016 г., до 3 281 699 единиц к августу 2018 г.

2. микро-предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составляли 94-95 % из всех предприятий малого бизнеса, удельный вес малых предприятий находился на уровне 4-5 %, средних предприятий - 0,3-0,4 % (рис. 4).

4800000 5000000 5200000 5400000 5600000 5800000 6000000 6200000

■ Микропредприятия ■ Малые предприятия ■ Средние предприятия

Рисунок 4. Структура малого бизнеса в разрезе микро, малых и средних предприятий за период 01.08.2016-10.08.2018 гг. (источник: Официальный сайт ФНС России.

URL: https://ofd.nalog.ru/index.html - составлено авторами)

Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних предприятиях, а также о гражданах, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за январь 2017 г. -август 2018 г. позволяет сделать вывод о том, что в отношении динамики этого показателя складывается ситуация, аналогичная динамике зарегистрированных СМП, - практически показатель находится на одном и том же уровне с незначительными изменениями в сторону увеличения и уменьшения (рис. 5).

15500000 15600000 15700000 15800000 15900000 16000000 16100000 16200000

Рисунок 5. Динамика численности работников, занятых на микро, малых, средних предприятиях, и индивидуальных предпринимателей, за 10.01.2017-10.08.2018 гг. (источник: Официальный сайт ФНС России. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html - составлено авторами)

Так, по состоянию на 10.01.2017 г. в данном секторе экономики России числилось 15 855,7 тыс. человек, на 10.08.2017 г. - 15 710,7 тыс. человек (уменьшение по сравнению с предыдущим годом - 0,01 %) на 10.01.2018 г. числилось 16 104,6 тыс. человек (увеличение -2,5 %), на 10.08.2018 г. - 16 053,3 тыс. человек (уменьшение - 0,4 %). В целом за последние два года количество работников, занятых на предприятиях малого бизнеса, увеличилось всего на 1,4 %. В данном случае прирост показателя также незначителен.

Изучение проблем, имеющихся в деятельности малых и средних предприятий, и накопившихся за последние десять-пятнадцать лет, а также условий, в которых им приходится осуществлять свою деятельность в настоящее время, позволяет систематизировать направления, ограничивающие развитие малого бизнеса в России. К ним относятся: рыночные, ресурсные, правовые, финансовые, административные, организационные, инфраструктурные, информационные, налоговые ограничения (рис. 6) [10].

НАПРАВЛЕНИЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

рыночные ограничения

ресурсные ограничения

правовые ограничения

финансовые ограничения

административные ограничения

организационные ограничения

инфр аструктурные ограничения

информационные ограничения

налоговые ограничения

низкии спрос на продукцию малого и среднего предпринимательства, высокий уровень конкуренции на рынках, в т. ч. со стороны государственного сектора и крупного бизнеса, высокие барьеры входа на рынки, блокированием входа на рынки

нехватка производственной базы, недоступность сырья, невозможность привлечения квалифицированных кадров

несовершенство нормативной правовой базы

сложность привлечения финансирования для обеспечения текущей деятельности, создания малых предприятий, развития производства, в т. ч. неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки малых и средних предприятий

наличие высоких издержек, которые несет малых бизнес в связи с необходимостью прохождения административных процедур при создании малых предприятий и ведении ими текущей деятельности

наличие проблем во взаимодействии малого бизнеса с рынком и с государственными структурами, а также с доступом малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризированных предприятий

ограниченность доступа малых предприятий к энергетической, транспортной инфраструктуре

отсутствие или недостаточность информации о ситуации на рынках, конкуренции на рынках

высокая налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего

бизнеса

Рисунок 6. Направления, ограничивающие развитие малого бизнеса в России (составлено авторами)

12ECVN518

Важно отметить, что в последние полтора десятка лет государством предпринято большое количество мер, направленных на поддержку малого предпринимательства в России, в том числе:

1. В 2007 году введен в действие федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации4, в котором определены основные цели государственной политики в области развития этого субъекта хозяйствования. Также в данном законе обозначены формы поддержки субъектов МСП, в том числе: финансовая, имущественная, информационная и консультационная.

На сегодняшний день финансовая поддержка субъектов МСП оказывается в рамках реализации государственных программ, программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, предоставления гарантий, кредитования, льготного налогообложения малого бизнеса, оказания услуг на безвозмездной основе или по более низким ценам.

Имущественная поддержка субъектов МСП осуществляется в виде передачи во владение (пользование) на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП) для предоставления субъектам МСП.

Информационная поддержка субъектов МСП производится на основе создания официальных сайтов информационной поддержки МСП в сети «Интернет», федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, и информационно-телекоммуникационных сетей, а также за счет обеспечения их функционирования.

Консультационная поддержка субъектов малого бизнеса осуществляется в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП и оказывающих консультационные услуги этим хозяйствующим субъектам, а также путем обеспечения деятельности таких организаций или компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами МСП, на оплату за оказание консультационных услуг.

2. В 2015 году создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», на которое возложены обязанности по осуществлению деятельности в качестве государственного института развития малого и среднего предпринимательства и координации деятельности по его поддержке5.

3. С 2005 года Акционерное общество «МСП Банк» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

4. Проводит работу Фонд содействия развитию малых форм предприятий (Фонд содействия инновациям), который создан и функционирует в целях реализации государственной политики развития и поддержки малого бизнеса в научно-технической сфере.

5. В рамках реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья Минсельхоз России предоставляет субсидии из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия

4 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

5 Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства».

поддержки малых форм хозяйствования на селе6. В целом на реализацию этой подпрограммы период с 2013 по 2020 гг. запланировано 81,8 млрд руб.

6. В середине 2016 года была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года7, в которой определены приоритетные направления и целевые индикаторы развития малого бизнеса на долгосрочную перспективу.

7. Реализуются федеральные программы «Старт», «Умник», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

8. Действует льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество8.

9. Предусмотрены специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам.

10. Предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения

"9

кассовых операций9.

11. Для МСП действует особый порядок участия в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд 10 . В 2017 году были внесены изменения в законодательство в части расширения доступа малых и средних предприятий к государственным закупкам, в том числе увеличена номенклатура государственных закупок для МСП до 150 позиций и установлена 18%-ная квота по закупкам государственными компаниями товаров, работ, услуг у субъектов МСП.

12. С 2017 года реализуется обновленная программа льготного кредитования малого бизнеса - «Программа 6,5», в соответствии с которой конечная ставка по кредитам не должна превышать 6,5 %.

13. Законодательно установлены послабления в отношении административной ответственности за административное правонарушение, совершенное субъектом СМП впервые. Для данной категории субъектов хозяйствования вместо административного штрафа введено предупреждение.

14. Ведется работа по снижению административной нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса. Так в 2017 году введены послабления в части контрольно-надзорной

6 Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы».

7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

8 Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9 Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

10 Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» определены особенности.

деятельности в отношении субъектов малого предпринимательства за счет введения риск-ориентированного подхода.

Однако приходится признать, что на сегодняшний день предпринимаемые меры поддержки малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективны для того, чтобы данные субъекты хозяйствования стали действительно конкурентоспособными на рынке, чтобы у российских граждан были желание, возможности и реальные перспективы работать в сегменте малого бизнеса, у функционирующих предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей - развиваться, у крупных коммерческих организаций и государственных (муниципальных) учреждений - сотрудничать с малым бизнесом.

Например, в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года в качестве целевых индикаторов ее реализации определены:

• количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) на 1 тыс. человек населения. По плану к 2018 г. этот индикатор должен находиться на уровне 42 единицы на 1 тыс. человек населения или 6 169 800 единиц. Однако по факту на 10.01.2018 г. этот показатель был на 2,0 % ниже запланированного. К августу 2018 г. значение данного показателя снизилось и стало на 4,0 % ниже запланированного;

• доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения. По плану к 2018 г. данный индикатор должен находиться на уровне 27,3 %. Однако фактически по состоянию на 10.01.2018 г. и на 10.08.2018 г. данный показатель находился на уровне - 22,4 %, или на 4,9 % ниже запланированного.

Приведенные примеры демонстрируют, что на сегодняшний день наблюдается отставание фактических значений индикаторов, заявленных в Стратегии. В дальнейшем ежегодное отставание фактических значений от плановых ориентиров может привести к тому, что заявленная в Стратегии цель окажется мало- или недостижимой. Это в очередной раз подтверждает мысль о том, что уже сегодня необходимо задумываться о том, что предпринимаемые государством меры недостаточно эффективны и необходимы новые пути и предложения для изменения сложившейся ситуации.

Полагаем, что в сложившихся условиях важнейшее значение приобретает совершенствование финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

В первую очередь отметим, что в настоящее время существуют следующие виды финансовой поддержки малого бизнеса:

льготное кредитование;

субсидии (гранты), предоставляемые на конкурсной основе; единовременная финансовая помощь от центра занятости; компенсация лизинговых платежей; льготное налогообложение и «налоговые каникулы»; возмещение процентов по коммерческому кредиту (частичное); аренда муниципальной недвижимости по ценам ниже рыночных; размещение в бизнес-инкубаторе на льготных условиях; бесплатные тренинги, консультации, курсы повышение квалификации;

• оплата участия в выставках (полная или частичная).

Безусловно, при решении проблем финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса необходимо использование комплексного подхода и применение во взаимосвязи всех возможных методов и инструментов - от предоставления грантов, субсидий до оказания бесплатных консультационных услуг и бесплатной подготовки специалистов для малого бизнеса.

Однако полагаем, что наиболее актуальной и острой остается проблема кредитования малого бизнеса. Процесс создания малого предприятия предполагает наличие «стартового» капитала. При отсутствии или недостаточном количестве у предпринимателя собственных средств единственным источником получения необходимого объема финансирования является банковский кредит. Также существенной проблемой для функционирующих на рынке малых предприятий является недостаток оборотных и основных средств, что также демонстрирует высокую потребность в привлечении дополнительных источников финансовых ресурсов. Кроме этого, расширение деятельности малого предприятия требует привлечения дополнительных денежных средств, которых у МСП, как правило, нет.

В свою очередь банки неохотно идут навстречу малому бизнесу и стараются минимизировать свои финансовые риски при предоставлении кредитов этому субъекту хозяйствования.

В итоге малый бизнес сталкивается с необходимостью предоставления залога и гарантий, высокими процентными ставками банков, сложностью оформления документов при оформлении кредита, затягиванием решения о предоставлении финансовых средств, отказом в предоставлении кредитов. Как следствие замедляются темпы развития малых предприятий.

В этой связи особое значение имеет повышение доступности финансовых средств для малого бизнеса, в частности путем:

• расширения программ кредитования малого бизнеса коммерческими банками;

• увеличения объемов предоставления долгосрочных кредитов;

• улучшения условий предоставления кредитов, как для малых предприятий, так и для банков;

• совершенствования механизма предоставления налоговых льгот и послаблений для коммерческих банков, участвующих в программах кредитования малого бизнеса.

Важнейшим направлением в ходе финансовой поддержки малых и средних предприятий должно стать совершенствование процесса информационного обмена между банками по вопросам кредитования. Эта задача может быть решена путем разработки и дальнейшего использования информационной базы данных о кредитовании малых предприятий, содержащей:

• списки добросовестных и недобросовестных кредитополучателей из числа предприятий малого и среднего бизнеса, включая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• сведения о приоритетных сферах деятельности малого бизнеса для предоставления кредитов (например, сельское хозяйство или научно-техническая сфера);

• информацию об объемах, целях и сроках предоставления кредитов;

Вестник Евразийской науки 2018, №5, Том 10 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today

• данные о своевременности уплаты процентов по кредитам, задолженностях по кредитам;

• решения по административным и уголовным делам о невозврате или несвоевременном возврате полученных кредитов, о получении кредитов на цели, не предусмотренные в договоре кредитования, о мошеннических схемах при получении кредитов МСП.

Более того, эта база данных в целях оказания помощи субъектам малого предпринимательства должна содержать сводную информацию, включающую в себя:

список банков, предоставляющих кредиты СМП в том или ином субъекте Российской Федерации;

процентные ставки по кредитам по каждому банку; перечень документов для предоставления кредитов;

бланки документов для предоставления кредитов с образцами заполненных бланков, инструкциями и комментариями по их заполнению;

возможность, сроки и условия отсрочки уплаты процентов по кредитам;

возможность, условия и порядок льготного кредитования или кредитования по более низким процентным ставкам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возможность досрочного погашения кредитов;

калькулятор общей суммы процентов по кредитам;

актуальную нормативную правовую базу с комментариями о кредитовании малого бизнеса.

Данная информационная база данных может быть сформирована на платформе федерального портала малого и среднего предпринимательства. Причем часть сведений этой базы данных должна находиться в открытом доступе, другая часть - использоваться только заинтересованными лицами.

Также на этой платформе может быть размещено on-line консультирование по вопросам предоставления кредитов, могут проводиться тематические on-line семинары, круглые столы и обучение граждан, занятых в сфере малого бизнеса.

Наличие такой базы данных снизит финансовые риски для банков, упростит и ускорит процедуру предоставления кредитов, отсеет недобросовестных кредитополучателей и увеличит возможность получения кредитов для остальных предприятий малого и среднего бизнеса, нуждающихся в финансовой поддержке. На основании информации, представленной в данной базе данных, может быть выявлена ситуация перекредитования субъектов малого бизнеса, когда малые предприятия берут в разных банках второй и последующие кредиты. У добросовестных представителей малого бизнеса такая ситуация может сложиться из-за невозможности погасить первый кредит и стремления полностью и в установленные сроки выполнить свои долговые обязательства перед банком. Но также подобная ситуация может возникнуть при злоупотреблении предоставленными заемными средствами в рамках реализации мошеннических схем. В данном случае банки в ходе анализа информации, представленной в базе данных, могут заблаговременно, не доводя до уголовного разбирательства, пресечь попытки преступного использования кредитных ресурсов.

Кроме этого, данная база данных может послужить основой для формирования аналитических и статистических обзоров и выявления наиболее острых проблем в сфере

кредитования малого бизнеса, а также для проведения анализа при принятии управленческих решений со стороны государства в отношении механизмов развития этого направления поддержки малых форм хозяйствования.

Подводя итоги, следует сказать о том, что в современных условиях дальнейшее развитие малого бизнеса является приоритетным направлением социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу. В последние годы государством предпринимаются активные меры для того, чтобы создать благоприятный климат для деятельности малых и средних предприятий. Однако на сегодняшний день состояние малого и среднего предпринимательства нельзя назвать удовлетворительным. Принятых мер недостаточно для того, чтобы данный сегмент хозяйствования полностью отвечал потребностям и требованиям российского государства и общества, а также способствовал развитию «здоровой» конкуренции в России, успешному долгосрочному социально-экономическому развитию Российской Федерации и полноценному обеспечению ее экономической безопасности. В результате необходим поиск новых путей и мер для изменения сложившейся ситуации. Одним из направлений решения проблемы должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий. Разрабатываемые меры должны включать в себя не только вопросы льготного кредитования малого бизнеса и увеличения объемов предоставления финансовых средств, но и мероприятия, касающиеся повышения эффективности информационного обмена по вопросам предоставления кредитов МСП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобошко В.И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // журнал «Инновационное развитие экономики», 2017 № 5 (41). С. 186-190.

2. Бобошко В.И. Роль институциональной поддержки малого бизнеса в условиях экономического кризиса // журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности», 2016 № 1. С. 85-88.

3. Шадченко Н.Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // журнал «Базис», 2018 № 1 (3). С. 5-8.

4. Безуглова М.Н., Маркарьян Ю.А. Проблемы малого бизнеса и его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики // журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление», 2017 № 1 (80). С. 11-13.

5. Сухопарова А.В. Малый бизнес глазами предпринимателей: динамика оценки важности проблем в кризисные периоды // журнал «Управленческие науки», 2017. Т. 7 № 1. С. 19-25.

6. Риполь-Сарагоси Л.Г., Коренякина Н.Н. Проблемы и инструменты поддержки малого бизнеса в современных условиях // журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление», 2017 № 8 (87). С. 21-24.

7. Чистякова М.К. Малый бизнес в сфере АПК: проблемы развития на современном этапе // журнал «Вестник сельского развития и социальной политики», 2017 № 3 (15). С. 97-99.

8. Беликова Е.В., Чуб М.В. Оценка современного состояния налогообложения и проблем администрирования малого бизнеса в РФ // журнал «Бизнес. Образование. Право», 2017 № 4 (41). С. 116-122.

9. Куликова Е.С., Дурандина О.А. К проблеме профессиональной подготовки специалистов в сфере малого бизнеса // журнал «Аграрное образование и наука», 2017 № 4. С. 5.

10. Быковская Ю.В. Проблема картелизации Российской экономики: пути решения // журнал «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии», 2017 № 8-3 (55). С. 22-27.

Bykovskaya Yulia Viktorovna

Moscow university of the ministry of internal affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russia

Russian academy of sciences, Moscow, Russia E-mail: zima7327@yandex.ru

Ivanova Ludmila Nikolaevna

Moscow university of the ministry of internal affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russia

E-mail: nxt200@yandex.ru

Safokhina Elena Anatolievna

Moscow university of the ministry of internal affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russia

E-mail: saf-ea@yandex.ru

Small and medium-sized business in modern Russia: the state, problems and directions of development

Abstract. The article analyzes the current state of small and medium-sized business in Russia on the basis of official statistics. The measures of state support of small business and directions limiting its functioning are systematized. It is concluded that today the state of small and medium-sized business cannot be called satisfactory. State measures are not sufficient to ensure that the results of small businesses meet the needs of the Russian state and citizens, promote competition in Russia, and demonstrate a high level of economic security of the state. In modern conditions, further development of this sector of the economy is a priority of the social and economic policy of the Russian Federation for the long-term perspective. The most important direction should be continued work on improving the mechanism of financial support for small businesses. The measures to be developed should be comprehensive and include not only issues of concessional lending to small businesses and preferences to banks that provide loans to these market entities, but also activities to improve the effectiveness of information exchange on the provision of loans to small businesses. The authors gave a proposal on the creation of an information database on lending to small businesses. Its development will reduce financial risks for banks, simplify and accelerate the procedure for granting loans, screen out unscrupulous borrowers and increase the possibility of obtaining loans for other small and medium-sized businesses that need financial support. The use of the database will assist in the preparation of analytical and statistical surveys, identifying the most acute problems in the sphere of small business lending, conducting analysis when making management decisions on the part of the state with regard to supporting small forms of management.

Keywords: small and medium-sized business; government support measures; small business development problems; financial support; concessional lending; database; information exchange

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.