matsiya sistemy' upravleniya personalom pred-priyatiya v usloviyakh tsifrovizatsii rossijskoj e'konomiki [Transformation of the enterprise personnel management system in the conditions of digitalization of the Russian economy] // Vy'zovy' tsifrovoj e'konomiki: usloviya, klyuchevy'e insti-tuty', infrastruktura: sb. st. I Vseros. nauch.-prakt. konf. (21-22 marta 2018 g.). Bryansk: Bryanskij gos. inzhenerno-tekhnol. un-t, 2018. 288 s.
6. Kuntsman A.A. Transformatsiya vnutrennej i vneshnej sredy' biznesa v usloviyakh tsifrovoj e'konomiki [Transformation of Internal and External Business Environment in the Digital Economy] // Upravlenie e'konomicheskimi sistemami. 2016. №11 (93). URL: http://www.uecs.ru (data obra-shcheniya: 04.03.2019).
7. Razvitie tsifrovoj e'konomiki v Rossii kak klyuchevoj faktor e'konomicheskogo rosta i povy'sheniya kachestva zhizni naseleniya [The development of the digital economy in Russia as a key factor in economic growth and improving the quality of life of the population]: monografiya. Nizhnij
Novgorod: Professionalnaya nauka, 2018. 131 s.
8. Changing Nature of Competitiveness Poses Challenges for Future of the Global Economy. URL: https://www.weforum.org/press/2018/10 (data ob-rashcheniya: 04.03.2019).
9. Kostic Z. Innovations and digital transformation as a competition catalyst. URL: https://scin-deks-clanci.ceon.rs/data/pdf (data obrashcheniya: 04.03.2019).
10. Llewellyn R. Competitive strategy in a digital economy. URL: https://robllewellyn.com (data obrashcheniya: 04.03.2019).
11. Micic L. Digital transformation and its influence on GDP. URL: https://content.sciendo.com/ view/journals/eoik/5/2/article-p135.xml (data obrashcheniya: 04.03.2019).
12. The Global Competitiveness Report 20172018. URL: http://www3.weforum.org/docs (data obrashcheniya: 04.03.2019).
13. The Global Competitiveness Report 2018. URL: https://www.weforum.org (data obrashche-niya: 04.03.2019).
НИКУЛИН Роман Александрович - аспирант. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
NIKULIN, Roman Alexandrovich - Postgraduate. Kazan (Volga) Federal University. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
УДК 334:338
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А.Н. Рыбаков, О.Е. Рассанова
В исследовании на основе систематизации действующих в Российской Федерации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, среди которых выделены меры по снижению административной нагрузки на бизнес, установлению 18-процентной квоты по государственным закупкам, расширению номенклатуры государственных закупок, развитию взаимодействия по принципу «одного окна», расширению финансовой поддержки, действие специальных налоговых режимов, поддержка отечественного сельхозпроизводителя, проведена оценка результативности и эффективности их реализации. Критическая оценка позволила выявить существенные проблемы, тормозящие процесс развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в стране. Авторами сделан вывод, что действующая в Российской Федерации система мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства требует дальнейшего совершенствования и корректировки, в том числе с позиции внесения соответствующих изменений в законодательство с целью упрощения процедур ведения бизнеса в России.
Ключевые слова: экономические субъекты; малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка; бизнес в России; Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
A.N. Rybakov, O.E. Rassanova. ACTUAL PROBLEMS OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP
Based on the systematization of measures of state support for small and medium-sized businesses existing in the Russian Federation, including measures to reduce the administrative burden on business, the establishment of 18 percent quota for public procurement, the expansion of the range of public procurement, the development of cooperation on the principle of «one window», the expansion of financial support, the action of special tax regimes, support for domestic agricultural producers, the study assesses the effectiveness and efficiency of their implementation. Critical assessment revealed significant problems hindering the development and support of small and medium-sized businesses in the country. The authors conclude that the current system of measures of state support for small and medium-sized businesses in the Russian Federation requires further improvement and adjustment, including making appropriate changes to the legislation in order to simplify the procedures of doing business in Russia.
Keywords: economic entities; small and medium-sized enterprises; state support; business in Russia; Strategy of development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation.
Малое и среднее предпринимательство принято рассматривать как важнейший стратегический ресурс, активизирующий экономический рост и обеспечивающий устойчивость социально-экономического развития, повышение качества жизни населения страны и регионов в ее составе. Исходя из этого, актуальные вопросы прогрессивного развития малого и среднего бизнеса, формирования высокоэффективной системы его государственной поддержки продолжают оставаться в зоне приоритетного внимания государства, бизнеса и общества в целом [5-8].
В 2016 г в России началась реализация Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года [3], в результате в 20162018 гг. реализован ряд важных мер, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.
1. Предприняты меры по снижению административной нагрузки на бизнес, в составе которых внедрение единого реестра проверок, риск-ориентированного подхода, «надзорных каникул» и другие профилактические меры, что является непременным условием улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. Только внедрение риск-ориентированного подхода позволило сократить количество плановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса в 2017 г на 22 %, снизить число решений о привлечении их к административной ответственности на 17 % [4].
Однако сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере контрольно-надзорной деятельности, несмотря на принятие мер по совершенствованию данного института, до сих пор остается проблемной и для общества, и для государства, и для бизнеса. До сих пор не изжиты жесткая санкционная политика контролирующих органов, неофициальная «палочная» система, проведение рейдовых мероприятий и административных расследований, необоснованное принятие ограничительных мер в связи с выявленными нарушениями в виде
блокировки банковских счетов экономических субъектов без достаточных на то оснований. Сегодня ответственность представителей бизнеса за выявленные нарушения зачастую превышает степень общественной опасности правонарушений и причиненный вред. Этому способствует несоразмерность штрафных санкций тяжести правонарушений и достаточно большие размеры административных штрафов (особенно сильно бьющие по микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям).
В связи с этим актуально рассмотрение вопроса о введении дифференциации уровня административных штрафов для субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства. Система дифференциации наложения административных штрафов должна непосредственно соотноситься с риск-ориентированным подходом, предполагающим установление зависимости интенсивности проверок от степени риска причинения вреда. Также требуют совершенствования положения административного законодательства, связанные с так называемыми «двойными санкциями», когда за одно правонарушение к ответственности привлекается как юридическое лицо, так и должностное лицо.
2. В целях снижения административной нагрузки на мелкие торговые объекты для экономических субъектов, осуществляющих деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка которых в рамках сети за последний календарный год не превышает 400 млн руб., установлены иммунитеты посредством нераспространения на них ряда антимонопольных требований; в результате в случае приобретения или аренды ими дополнительных торговых площадей, у них отсутствует необходимость согласования такой сделки с антимонопольными органами, предоставления отчетности в части своих взаимоотношений с поставщиками при заключении договоров поставки, а также отсутствуют ограничения и требования к заключению таких договоров.
В то же время из-за изменений в 2015 г в Земельном кодексе Российской Федерации, которые не позволяли продлевать ранее заключенные договоры аренды земельных участков при разработке схем размещения объектов нестационарной торговли, органы местного самоуправления повсеместно лишали представителей малого и среднего бизнеса их торговых мест.
3. Установление 18-процентной квоты по государственным закупкам, расширение номенклатуры государственных закупок до 339 позиций в 2018 г. однозначно позволили расширить возможности участия малых и средних предприятий в государственных закупках и закупках крупнейших заказчиков (рисунок).
Вместе с тем наибольшая и наиболее емкая доля государственных закупок (по сложности производства) приходится на посредников, «дочек» и «внучек» госкомпаний и государственных корпораций, которые выигрывают тендеры, порой даже не имея никакого серьезного технологического оборудования или мощностей, но нанимая на подряды других производителей. При этом размер наценок посредника может достигать 200 %, и, разумеется, ни о каком развитии реального производителя при такой экономике речи идти не может. Нужно законодательно закреплять размер наценки посредника при его участии в торгах для государственных нужд.
Зачастую в процессе государственных заку-
пок приобретается импортная «низкосортная» продукция при наличии достойных отечественных аналогов. И здесь возникает еще одна системная проблема для бизнеса - незащищенность внутреннего рынка страны от некачественного импорта. В связи с этим актуально рассмотрение вопроса об установлении жесткого «фильтра» всего импорта, особенно поступающего из стран, поддерживающих санкции против России.
4. Развитие взаимодействия по принципу «одного окна» способствует обеспечению предоставления субъектам предпринимательства не только полного спектра государственных и муниципальных услуг, но и услуг представителей инфраструктуры поддержки бизнеса, различных обслуживающих организаций, в составе которых представители банковской сферы, рынка страховых услуг, производственной инфраструктуры.
В связи с этим актуальным становится вопрос о создании единой цифровой подписи, принимаемой во всех государственных сервисах с целью снижения финансовой нагрузки субъектов предпринимательской деятельности и упрощения процедуры их подключения к государственным сервисам.
5. Расширение финансовой поддержки посредством увеличения лимита «Программы 6,5» в 2017 г. до 175 млрд руб., ввода отдельной программы льготного кредитования (субъектам малого бизнеса - 10,6 %), с 2018 г. для предста-
Участие заказчика I уставном капитале субъекта МСП
Совпадение юридических адресов и телефонов поставщиков
I
Дата создания (регистрации) субъекта МСП - поставщика
Уровень конкуренции (среднее количество заявок, поданных на участие в закупках)
■ Закупки у субъектов МСП 1,83 Общая практика по Закону №223-Ф3" 1,7
138 поставщиков (0,29 % от общего количества поставщиков) имеют прямую связь с заказчиками через владение долями в уставном капитале.
14 поставщиков {0,03 % от общего количества поставщиков) имеют прямую связь с заказчиками через органы управления.
159 пар (поставщик + заказчик) имеют косвенную аффилированность между собой через общие номера телефанов или адреса.
Наибольший объем закупок (145,14 млрд руб.) выявлен у субъектов МСП, созданных в 2006 г. Наибольший объем закупок у единственного поставщика (53,3 мпрд руб.) выявлен у субъектов МСП, созданных в 2010 г.
Экономия
(разница между начальной (максимальной)ценой и ценой заключенного договора)
Закупки у субъектов МСП
11,13%
Общая практика по Закону №223-Ф3"
5,3 %
Закупки у единственного поставщика
Закупки у субъектов МСП 25,68% ч. > Общая практика по Закону №223-Ф3" 51,6%
(в 1,1 раза выше)
(в 2,1 раза выше)
(на 25,92 % ниже)
Результаты оценки качества закупок крупнейших заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства России в 2017 г. [4]
вителей приоритетных отраслей экономики и видов экономической деятельности - льготная ставка 6,5 % по программе Минэкономразвития России однозначно способствуют развитию бизнеса в России.
Однако вышеназванное финансирование так и не стало по разным причинам доступным для широкого круга предпринимателей, поэтому необходимо закрепление на уровне подзаконных актов конкретных лимитов по каждому региону с указанием объема финансирования и сроков его доведения до получателей.
6. Упрощенная система налогообложения (далее - УСН) как особый специальный налоговый режим, позволяющий налогоплательщикам снизить налоговое бремя и упростить учет и отчетность, призвана облегчить и улучшить условия развития малого и среднего предпринимательства. В стране растет количество налогоплательщиков по УСН (на 2 % за 2016 г.), объем налоговых поступлений по УСН (на 13 %), количество патентов, выданных индивидуальным предпринимателям (в 2,6 раза) [4]. В 2017 г УСН стала доступна для большего числа налогоплательщиков, что вызвано очередным повышением лимита доходов, ограничивающих ее применение. Несмотря на это, все же назрела необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью четкого определения понятия аффилированности, дробления бизнеса, минимизации налогообложения и исключения применения предпринимателями незаконных схем минимизации налогообложения. Сегодня малые предприятия, не соответствующие условиям применения УСН, вынуждены «дробиться» на более мелкие организации, в итоге попадая в поле зрения налоговиков.
7. Нарастание объемов деятельности в сельскохозяйственной сфере (индекс сельскохозяйственного производства по России в 2016 г. - 104,8 %, в 2017 г. - 102,4 %) достигнуто, прежде всего, за счет проводимой политики государственной поддержки отечественного сельхозпроизводителя. Для реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 [2] в части создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации важным является решение вопроса о предоставлении для крестьянско-фермерских хозяйств земель сельскохозяйственного назначения в собственность без проведения торгов по истечении срока аренды - при использовании участков по целевому назначению. По нашему мнению, одновременно следует решать и проблему доступа местных компаний в так называемые федеральные сети, убрав неравен-
ство прав поставщиков сетей в вопросах получения «правильных мест на полках», сроков оплаты и своевольного изменения цен обеих сторон.
Таким образом, действующая в Российской Федерации система мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства требует дальнейшего совершенствования и корректировки, в том числе с позиции внесения соответствующих изменений в законодательство с целью упрощения процедур ведения бизнеса в стране.
Список литературы
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О долгосрочной государственной экономической политике: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (с изм. на 30.03.2018): распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc.
4. О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: доклад Госсовета Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru.
5. Гаврилова М.В., Кочергина С.Г. Развитие малого предпринимательства и формы его поддержки в регионе // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 4 (22). С. 25-31.
6. Рыбаков А.Н. О мерах государственной поддержки экспортно-ориентированных субъектов предпринимательства Чувашской Республики на современном этапе // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 2 (16). С. 25-28.
7. Рыбаков А.Н. О роли государственной поддержки в развитии экспортного потенциала Чувашской Республики // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 2 (16). С.28-32.
8. Федорова Л.П., Рыбаков А.Н. Проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки малых и средних компаний // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 2 (16). С. 54-63.
б8
Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1(35)
References
1. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».
2. O dolgosrochnoj gosudarstvennoj e'kono-micheskoj politike: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 07.05.2012 № 596. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».
3. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda i plana meropriyatij («do-rozhnoj karty'») po realizatsii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (s izm. na 30.03.2018): rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 02.06.2016 № 1083-r. URL: http:// www.garant.ru.
4. O merax po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: doklad Gossoveta Rossijskoj Federatsii. URL: http:// economy.gov.ru.
5. Gavrilova M.V., Kochergina S.G. Razvitie malogo predprinimatel'stva i formy' ego podderzhki
v regione [Development of small business and forms of its support in the region] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2015. № 4 (22). S. 25-31.
6. Ry'bakov A.N. O merakh gosudarstvennoj podderzhki e'ksportno-orientirovanny'kh sub''ektov predprinimatel'stva Chuvashskoj Respubliki na sovremennom e'tape [About measures of the state support of export-oriented business entities of the Chuvash Republic at the present stage] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2014. № 2 (16). S. 25-28.
7. Ry'bakov A.N. O roli gosudarstvennoj podderzhki v razvitii e'ksportnogo potentsiala Chu-vashskoj Respubliki [On the role of state support in the development of export potential of the Chuvash Republic] // Vestnik Rossijskogo universiteta koope-ratsii. 2014. № 2 (16). S. 28-32.
8. Fedorova L.P., Ry'bakov A.N. Problemy' povy'sheniya e'ffektivnosti mer gosudarstvennoj podderzhki maly'kh i srednikh kompanij [Problems of increasing the efficiency of state support measures for small and medium-sized companies] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2014. № 2 (16). S.54-63.
РЫБАКОВ Александр Николаевич - кандидат экономических наук, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
РАССАНОВА Ольга Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
RYBAKOV, Alexander Nikolaevich - Candidate of Sciences (Economics), Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
RASSANOVA, Olga Evgenyevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 338.2
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗЕЛЕНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧНЫХ ТОВАРОВ
Т.П. Сметанина, А.М. Воротников, Б.А. Тарасов
Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Политико-экономические аспекты организации рынка экологичных товаров посредством государственных зеленых закупок» Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС в соответствии с государственным заданием на 2018 г. по направлению «Энергетика, инфраструктурные отрасли, экология, безопасность и информационные технологии».
В статье представлены предложения, связанные с практическими действиями по управленческому сопровождению формирования рынка экологичных товаров. Рассмотрена необходимость целевого анализа текущего состояния рынка на предмет наличия количества и качества серти-