Научная статья на тему 'Правовые механизмы государственной поддержки среднего и малого бизнеса'

Правовые механизмы государственной поддержки среднего и малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ / ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Текнеджян Сюзанна Арамовна, Янюшкин Виктор Александрович

Предприятия малого и среднего бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Созданные государством условия для существования данных видов предприятий не только увеличивает оборот, но и поддерживает уровень жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Текнеджян Сюзанна Арамовна, Янюшкин Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые механизмы государственной поддержки среднего и малого бизнеса»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА Текнеджян С.А.1, Янюшкин В.А.2

1Текнеджян Сюзанна Арамовна - студент;

Янюшкин Виктор Александрович - кандидат экономических

наук, доцент, кафедра «Финансы, кредит и мировая экономика», Сочинский государственный университет, г. Сочи

Аннотация: предприятия малого и среднего бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Созданные государством условия для существования данных видов предприятий не только увеличивает оборот, но и поддерживает уровень жизни населения.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый бизнес, средний бизнес, конкуренция, льготный режим.

Формирование и развитие малого бизнеса является основным условием конкурентной рыночной среды, которая определяет эффективность антимонопольной политики и успешность рыночных преобразований. В рыночной экономике государство поддерживает важность предпринимательства для страны в целом. На сегодняшний день многие программы признаны развитием и поддержкой МСП на всех уровнях государственной структуры. Развитие малого бизнеса является ключевым источником повышения эффективности

производства, что позволяет рынку получать необходимые товары, услуги и повышать уровень жизни людей.

На сегодняшний день показатели малого и среднего бизнеса увеличиваются ежегодно за счет создания государством благоприятных условий для существования предприятий. По указу Президента Российской Федерации с 2017 года установлено в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, ЦБ РФ, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. целями совершенствования государственной политики по развитию конкуренции являются:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение социальной напряженности в обществе. А также определить в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции: сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или

муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках; обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории РФ; направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции; государственное регулирование цен; открытость антимонопольной политики; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции; измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции; информационная открытость деятельности

инфраструктурных монополий; обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора); и т.д. [1]

Федеральная налоговая служба ведёт единый реестр МСП с августа 2016 года. На 10 января 2019 года в нём было зафиксировано 6,04 млн организаций — лишь на 0,03% больше, чем годом ранее. К 10 февраля их число увеличилось до 6,058 млн, но это меньше, чем в феврале 2018 года, когда в реестре было 6,059 млн организаций.

Положительный годовой темп роста полностью обеспечивается увеличением количества малых предприятий (0,3% в год). Микропредприятия - это компании с годовым доходом не более 120 млн. рублей и среднесписочной численностью работников не более 15%, на долю которых приходится 95,5% рынка малого и среднего бизнеса.

Число малых и средних предприятий за год сократилось на 6,1% и 7,3% соответственно.

Стагнация развития малого бизнеса оказала негативное влияние на занятость: по состоянию на 10 января количество занятых в секторе малого и среднего бизнеса составило 15,87 млн., что 1,5% меньше, чем в предыдущем году. В феврале число занятых в этом секторе сократилось на 30 000 человек.

Доля малого и среднего бизнеса рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов, следует из методики, утвержденной Росстатом в конце декабря. В деньгах это более 20 трлн руб. за 2017 год. Ранее вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Росстат и Минэкономразвития проводили свой анализ доли МСП в валовой добавленной стоимости, однако не публиковали его результаты. Согласно данным, вклад малого и среднего бизнеса в экономику в 2014 году составлял 19%, в 2015 -19,9%, в 2016 - 21,6%. [3]

Министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что нацпроект по развитию МСП предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году. [2]

В статистике по доле МСП в экономике учитываются самозанятые по налоговому режиму с 2019 года, который действует в четырех пилотных регионах. Введенный «налог на профессиональный доход» предполагает, что занятые самостоятельно граждане будут платить налог по ставке 4%, а если услуги оказываются не физическим, а юридическим лицам, ставка составит 6%.

Поскольку список субъектов, относящихся к категории МСП, является закрытым, можно сделать вывод, что граждане, которые являются индивидуальными предпринимателями, в некоторых случаях не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства в соответствии с законодательством. Поэтому кажется нелогичным использовать установленные государством преференции для малого бизнеса. Граждане, которые занимаются определенными видами предпринимательской деятельности без государственной регистрации, должны расширить систему преференций для предпринимательской деятельности, предлагаемой малым предприятиям. Это будет стимулировать этих людей легализовать свою

предпринимательскую деятельность. С этой целью создается правовой механизм для включения этих лиц в реестр МСП.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017г. № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", утверждает "Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы"// Электронный ресурс:

[http: //www.gks .ru/free_doc/new_site/busmess/concurent/ukaz -618^^(дата обращения: 10.12.2019г.)

2. Распоряжение Правительство Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» Электронный ресурс: [http: //www.gks .ru/free_doc/new_site/busmess/concurent/ukaz -618.pdf] (дата обращения: 10.12.2019г.)

3. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства // Электронный ресурс: [https://kfpp.ru/analytics/material/foreignsuppo.php] (дата обращения: 10.12.2019г.)

4. Ключникова А.Я. «Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: совершенствование правового регулирования» // Электронный ресурс: [https://www.litres.ru/gulnara-ruchkma/gosudarstvennaya-podderzhka-subektov-malogo-i-srednego-pr/chitat-onlayn/Хдата обращения: 10.12.2019г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.