(cc)
DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-1-60-71
УДК 336.64(045)
JEL G30, G38, H80, H81
Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики в 2020 году
С. В. Щурина
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6864-4281
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования — обеспечение финансовой и нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях экономики. Актуальность этой задачи обусловлена необходимостью ускоренного развития малого и среднего предпринимательства с целью его структурной перестройки по инновационному типу и достижения качественного роста экономики. Для этого должен быть увеличен вклад отечественных предприятий в ВВП страны в два раза к 2030 г. Требуется также определить на государственном уровне приоритетные отрасли экономики, в которых необходимо осуществлять в первую очередь меры финансовой и нефинансовой поддержки. Цель работы — разработка рекомендаций по совершенствованию оказываемой малым и средним предприятиям государственной поддержки в приоритетных отраслях экономики. В статье делаются выводы о необходимости совершенствования правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства, поддержки инновационной деятельности посредством формирования налоговой среды, способствующей развитию малого и среднего предпринимательства, упрощения требований к порядку ведения бухгалтерского и налогового учета, внедрения дифференцированного налогообложения. Нуждается в трансформации существующая система критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству.
Ключевые слова: малое предпринимательство; среднее предпринимательство; малое и среднее предпринимательство; приоритетные отрасли экономики; финансирование; финансовая поддержка
Для цитирования: Щурина С. В. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики в 2020 году. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(1):60-71. DOI: 10.26794/1999-849Ж-2020-13-1-60-71
The subject of the research is to ensure financial and non-financial support for small and medium businesses in priority sectors of economy. The importance of this task is determined by the necessity of rapid development of small and medium entrepreneurship in order to structurally redesign it innovatively and to achieve qualitative
© Щурина С. В., 2020
Supporting Measures for Subjects of Small and Medium Entrepreneurship in Priority Sectors of Russian Economy in 2020
S. V. Shurina
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-6864-4281
ABSTRACT
economic growth. It is necessary to overcome domestic enterprises Lagging and to ensure their twofold GDP contribution growth by 2030. For this purpose at the state level priority sectors of economy are determined in which it is suggested to put into practice measures of financial and non-financial support. The purpose of the work is to elaborate recommendations for perfection of support for small and medium businesses in priority sectors of economy. It is concluded that it is necessary to perfect the regulatory environment, to introduce the notification system for entrepreneurial and professional activity, to develop infrastructure for small and medium businesses including creating special implementation and innovative zones, to support innovations and innovative activity through forming tax environment favorable for small and medium businesses development, to simplify bookkeeping and tax accounting requirements, to implement graded taxation. The existing system of criteria for attribution to small and medium business needs transformation as well.
Keywords: small entrepreneurship; medium entrepreneurship; small and medium business; priority sectors of economy; financing; financial support
For citation: Shurina S. V. Supporting measures for subjects of small and medium entrepreneurship in priority sectors of Russian economy in 2020. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(1):60-71. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-1-60-71
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России проводится политика поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) для обеспечения качественного роста экономики, изменения ее структурной диверсификации по инновационному типу, что предполагает создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. с целью обеспечения роста его вклада в ВВП страны в два раза (с 20 до 40%) и преодоления отставания от предприятий развитых стран.
До настоящего времени не сложилось общепринятого определения МСП в мировой практике, хотя и началась унификация этого понятия [1, 2], и не достигнуто единства мнений ученых и практиков в части установления критериев дифференциации малых и средних предприятий [4-7], зависящих чаще всего от политики поддержки МСП, проводимой на государственном уровне и изменяющей бизнес-среду. Иными словами, применяется комбинированный подход к МСП, учитывающий не только количественные признаки (такие как численность персонала), но и качественные характеристики финансово-экономической деятельности бизнеса.
В частности, в США, как и во многих других странах, для получения финансовой поддержки от государства в виде федеральных контрактов предприятие должно относиться к малому бизнесу. При этом понятие «средний бизнес» в США не
установлено1. В Китае, так же как в США, определение малых предприятий зависит от отрасли экономики, а критериями отнесения к малому бизнесу выступают численность работников и выручка. В Японии нет малого предприятия как такового, отличающегося от других организаций малого бизнеса, а функционируют только микропредприятия, а также малые и средние предприятия как единое целое без разделения2. В ЕС принят единый критерий отнесения предприятий к малому бизнесу на основе численности персонала и оборота или общего баланса3, что дает им право на получение государственной поддержки [8].
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 установлены предельные значения дохода, получаемого от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории МСП. Вместо критерия «выручка от реализации» для определения статуса хозяйствующего субъекта стало использоваться более широкое понятие — «доход от предпринимательской деятельности», т.е. стали приниматься во внимание все доходы по данным
1 Сайт SBA. Small Business Compliance Guide. Size and Affiliation. SBA, March 2014. URL: https://www.sba.gov/sites/ default/files/articles/affiliation_ver_03.pdf.
2 Сайт METI Ministry of Economy Trade and Industry Research Office, Small and Medium Enterprise Agency. 2016 White Paper on Small and Medium Enterprises in Japan (outline). Research Office; Small and Medium Enterprise Agency, 2016. URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2016/0422_04.html.
3 Сайт Official Journal of the European Union. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of
micro, small and medium-sized enterprises. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32003 H0361&from=EN.
Таблица 1 / Table 1
Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству по основным группам /
Criteria for classifying enterprises by major groups
Критерий / Criterion Среднее предприятие / Medium company Малое предприятие / Small company Микропредприятие / Micro company
Доходы / Income 2 млрд руб. 800 млн руб. 120 млн руб.
Численность сотрудников / Numberof employees 101-250 чел. 100 чел. 15 чел.
Доля участия других лиц в капитале / The share of other persons in the capital 1. Государственные, общественные и религиозные организации и фонды при условии, что их доля в сумме составляет не более 25%. 2. Обычные юридические лица (в том числе иностранные) с долей участия в сумме не более 49%. 3. Юридические лица, являющиесясубъектами МСП, их доля участия не ограничена
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
налогового учета. Хозяйствующий субъект считается относящимся к МСП, если он соответствует установленному лимиту по размеру доходов, численности работников и доле участия в уставном капитале других юридических лиц.
Относиться к малому бизнесу могут организации и предприниматели независимо от избранного ими налогового режима при условии, что они соответствуют установленным нормам, в частности применяют или упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД)4, или общую систему налогообложения.
К настоящему моменту в расчет максимального размера доходов организации за прошедший год включается не только вся выручка по кассе, но и входят все доходы согласно налоговой декларации.
Юридические лица ежегодно предоставляют в налоговые органы сведения о среднесписочной численности персонала, позволяющие определять количество работников в организации.
Доли в уставном капитале устанавливаются согласно Федеральному закону от 24.07.2007
4 Предстоит постепенная отмена ЕНВД, которая для отдельных групп товаров начнется с 1 января 2020 г.
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (табл. 1) и предусматривают ряд исключений. В частности, лимиты не распространяются:
• на участников проекта инновационного центра «Сколково»;
• компании, на практике использующие высокие технологии, которые разработаны их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
• организации, учредители которых входят в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности, и т.д.
Налоговые декларации служат основой для оценки доходов за прошедший налоговый период.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 ноября 2019 г. насчитывает 5 893 148 организаций малого и среднего бизнеса в России5.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Минэкономразвитие России спрогнозировало долгосрочное социально-экономическое разви-
5 Сайт Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru.
Таблица 2 / Table 2
Развитие МСП в России / The development of small and medium enterprises in Russia
Вид / Type of characteristics Характеристика / Characteristic
Малый бизнес / Small business Создает конкуренцию на рынке; стимулирует появление новых более эффективных и производительных рабочих мест
Малые и средние предприятия (МСП) / Small and medium enterprises Выступают необходимыми звеньями хозяйственной системы страны; занятость в секторе без учета внешних совместителей - 16,8 млн человек, составляя 25% от экономически активного населения; в России каждый четвертый работник принадлежит к сектору МСП; в длительной перспективе необходима поддержка государством инновационного бизнеса и соответствующих инфраструктурных объектов - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков в форме инвестиционных программ и проектов
Источник/Source: составлено автором на основе прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. / compiled by the author based on the Forecast of the Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period until 2030. URL: http://WwwxonsultanLru/cons/cgi/onlinexgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst=1028 23,0&rnd=0.2926198965871636#02424693194456946.
тие Российской Федерации на период до 2030 г., систематизировав научно обоснованные представления о направлениях социально-экономического развития страны и определив приоритетные отрасли экономики: инновационный, нефтегазовый, сырьевой секторы, транспорт, оптовая и розничная торговля.
Посредством государственной поддержки предполагается обеспечить структурные сдвиги и модернизацию ключевых секторов экономики.
Однако следует отметить, что отраслевой критерий, используемый в прогнозе Минэкономразвития, установлен только для отдельных подотраслей легкой промышленности и расширяет порог численности занятых на малых предприятиях [9].
В вышеприведенном прогнозе отдельной строкой обозначены перспективы развития МСП (табл. 2).
Задача увеличения занятости в МСП имеет важное государственное значение. Например, в странах ЕС к малому и среднему бизнесу относятся 99%6 всех предприятий и организаций, которые обеспечивают 85%7 рабочих мест в экономике.
6 Сайт European Commission. What is an SME? URL: http:// ec.europa.eu/growth/smes/business-friendly-environment/ sme-definition_en (дата обращения: 20.10.2019).
7 Сайт European Commission. COSME. Europe's programme for small and medium sized enterprises. URL: https://ec. europa. eu/growth/smes/cosme_en (дата обращения: 20.10.2019).
В течение 2020 г., объявленного годом предпринимательства, будет осуществляться «системная работа» по популяризации предпринимательской деятельности у широких слоев населения. Основой проведения такой политики на государственном уровне является принятый в 2019 г. национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в том числе предусматривающий вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, проведение разъяснительной работы с подрастающим поколением, повышение интереса к индивидуальным видам деятельности и малому бизнесу. Год предпринимательства должен стать основой для постоянной долгосрочной работы государственных и общественных организаций с широкими слоями российского общества по продвижению в общество предпринимательской инициативы и предпринимательского духа. Важно обеспечить пропаганду идей предпринимательства во всех регионах страны и у граждан разных возрастных групп. Планируется сформировать в России единую информационную среду для предпринимателей, что позволит создать предпосылки для продвижения отечественного бизнеса за рубежом. Будут также проводиться социологические опросы и исследования по выявлению интереса граждан к занятию
предпринимательской деятельностью. На основе полученных данных посредством проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации будет создаваться положительный и привлекательный образ предпринимателя, стимулируя тем самым подрастающее поколение к осуществлению предпринимательской деятельности и привлекая в сферу предпринимательства самозанятых граждан для их выхода из «тени».
Широкие меры государственной поддержки должны привести к структурным сдвигам в экономике. Ставится задача «принуждения к инновациям» крупных компаний с государственным участием с целью стимулирования научных исследований в стране и формирования новых технологических платформ, т.е. объединений представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения и понимания научно-технического развития и общих подходов к разработке современных технологий. По отдельным направлениям в результате деятельности технологических платформ в 2020 г. предусматривается увеличение в два-три раза доли отечественных товаров на мировых рынках.
Важно применять на практике современные подходы к разработке инновационных технологий со стороны государства, бизнеса, научного сообщества. За счет этого планируется значительное увеличение доли отечественной продукции в экспортной составляющей в 2020 г.
Год предпринимательства предусматривает разработку плана мероприятий организационным комитетом, сформированным для его проведения. Важным аспектом этой работы станет выявление в процессе социологических исследований и глубинных интервью реальных проблем и запросов со стороны малого бизнеса, что позволит разработать на государственном уровне пути решения выявленных проблем.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» рассчитан на период 2019-2024 гг., на осуществление которого государство планирует потратить порядка 481,5 млрд руб.,8 ставит своей целью увеличение доли МСП в ВВП России с нынешних 22,3 до 32,5%, а также числа занятых в этом секторе экономи-
8 Сайт ТАСС. URL: https://tass.ru/msp/6406362 (дата обращения: 19.11.2019).
ки — на 5,8 млн человек до 25 млн человек в 2024 г. Но таких результатов невозможно достигнуть без пробуждения интереса граждан к предпринимательской деятельности. Именно поэтому запущена большая кампания в средствах массовой информации по популяризации в обществе идеи открытия собственного дела.
Основные меры поддержки МСП в отдельных отраслях экономики в 2020 г. со стороны государства представлены в табл. 3.
Институциональные преобразования в отечественной экономике должны обеспечить преодоление барьеров, мешающих развитию МСП (табл. 4).
При решении проблем финансовой поддержки МСП должен применяться комплексный подход [10-11], в том числе к реализации мер государственной поддержки в приоритетных отраслях экономики [12-14] (табл. 5).
Реализация комплекса мер государственной поддержки МСП должна обеспечить к 2030 г. достижение положительных результатов в развитии российской экономики [15] (табл. 6).
Меры поддержки МСП в приоритетных отраслях экономики отражены в табл. 7.
Стратегическое планирование малого бизнеса в России предполагает на период до 2030 г. увеличение оборота капитала в 2,5 раза, производительности труда — в 2 раза. Для этого предусмотрены федеральные программы (табл. 8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация политики поддержки МСП в целях обеспечения ускоренного темпа экономического роста на основе создания условий для благоприятного ведения бизнеса предполагает осуществление финансовых и нефинансовых мер поддержки в приоритетных отраслях российской экономики по следующим направлениям:
1) стимулирование государством расширения занятости в секторе МСП, поскольку этот фактор имеет важное общенациональное значение; в связи с этим 2020 г. объявлен «Годом предпринимательства» в России, проводимого в рамках национального проекта, цель которого — «системная работа» по пропаганде предпринимательской деятельности у различных групп населения, в том числе у молодежи;
2) принятие мер государственной поддержки для структурных сдвигов в российской экономике, поэтому в 2020 г. будет осуществлено стиму-
Таблица 3 / Table 3
Основные меры поддержки МСП в 2020 г. / Key measures to support small and medium-sized enterprises in 2020
Меры прямой и косвенной поддержки / Direct and indirect support measures Характеристика / Characteristic
Прямая финансовая помощь / Direct financial assistance Предоставление средств предпринимателям безвозмездно или льготных кредитов и займов на длительный срок по сниженной процентной ставке и с целевым назначением
Гранты / Grants Финансирование научных разработок в объеме 30% от общей суммы средств. Объем финансирования зависит от бюджета региона (в Москве, Самаре или Перми предприниматель может получить 500 000 руб., в остальных областях размер гранта составит 300 000 руб. Средства гранта будут покрывать 30-50% общей сметы проекта
Льготное кредитование / Soft loans Кредит в виде однократной выплаты в сумме от 50 млн до 1 млрд руб. Срок договора -любой, но программа льготного кредитования действует не более трех лет. Для участия в программе предпринимателю необходимо инвестировать в проект собственные средства в размере 20% для получения кредитов на сумму от 500 млн руб. или 20% для получения кредитов, которые будут погашаться из прибыли, полученной от реализации финансируемого проекта. Для остальных инвестиционных проектов срок договоров - без ограничений. Для малого бизнеса банковский процент будет равняться 11-11,8% годовых, для средних предприятий - от 10% годовых
Микрозаймы / Microloans Заем предоставляется на срок от трех месяцев до трех лет, ставка - 10% годовых, предполагается возможность обеспечения залога по кредиту
Косвенная финансовая помощь / Indirect financial assistance Специальные налоговые льготы для индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), использующих УСН,- снижение налоговой ставки с 6 до 1%; для ИП, избравших патентную систему налогообложения (далее - ПСН),- уменьшение размера потенциального дохода с 1 млн руб. до 500 000 руб. в год; для ИП, перешедших на ЕНВД,- снижение налоговой ставки с 15 до 7,5%. Начинающим предпринимателям льготы предоставляются в 2020 г. без ограничений, так как срок действия этой формы косвенной финансовой помощи действует по 2020 г. включительно. Могут предоставляться налоговые каникулы, уменьшаться ставки налога для впервые зарегистрированных предприятий. Функционирующие ИП подобной льготой воспользоваться не могут. Для применения специальной ставки налогообложения хозяйствующим субъектам необходимо перейти на УСН, ЕНВД или ПСН не позже, чем через два года после их регистрации; льготой можно воспользоваться на срок не более двух лет; налоговые каникулы в 2020 г. могут получить предприниматели, занятые в социальной, производственной и научной сферах. Удельный вес дохода предприятия от установленных видов деятельности должен быть больше 70% общей суммы прибыли
Компенсация ставок по кредитам / Compensation of loan rates За счет государства предоставляется частичная компенсация процентной ставки по банковскому кредиту. Помощь оказывается в 2020 г. в размере 1/3 от ставки рефинансирования (7,75%) для договоров, действующих менее двух лет; в размере 1/2 от ставки рефинансирования для кредитов, предоставляемых на срок от двух до трех лет; в размере 2/3 от ставки рефинансирования в отношении кредитов, предоставляемых на срок более трех лет
Окончание табл. 3 / Table 3 (continued)
Меры прямой и косвенной поддержки / Direct and indirect support measures Характеристика / Characteristic
Поручительство по кредитам / Loan guarantee Фонды содействия развитию предпринимательства в 2020 г. будут заниматься реализацией программы поддержки малых предприятий на государственном уровне. Эти фонды будут финансироваться из федерального и регионального бюджетов. Занятым в приоритетных отраслях предпринимателям предоставляется максимальная гарантия, по которой можно получить до 70% необходимого обеспечения. Остальные средства изыскиваются самостоятельно. В неприоритетных отраслях гарантии составляют не более 50%. Данная услуга является платной: фонд взимает 0,75-1,25% от суммы поручительства. Кредит предоставляется через банк, участвующий в этой государственной программе, поэтому клиенты должны полностью соответствовать его требованиям. Условия предоставления кредитов гарантийными фондами проще: до обращения к ним предприятие должно функционировать не менее полугода; у него должны отсутствовать долги по налогам и платежам в ПФР; им необходимо предоставить залог в размере 30-50% от суммы кредита
Компенсация лизинговых платежей / Lease payment compensation Субсидирование лизинговых платежей на частичной основе предполагает частичную компенсацию первого взноса в размере до 50%. Возмещаемая сумма не должна быть более 500 000 руб. Предполагаемая компенсация регулярных лизинговых платежей - в объеме до 2/3 от ставки рефинансирования. При этом совокупный объем субсидии не должен превышать 5 млн руб.
Помощь фермерам / Help to farmers Планируется предоставление компенсации начинающим фермерам до 90% от общей, подтвержденной документами суммы расходов. Фермерское хозяйство может получить субсидию однократно в первые полгода деятельности. Предельный объем средств составляет 1,5 млн руб. Важным условием оказания помощи является освоение финансовой поддержки в течение 18 месяцев. Для семейных животноводческих ферм сумма гранта составит до 3 млн руб. Для этого фермер должен доказать наличие собственных средств в размере не менее 40% суммарной стоимости проекта. Израсходовать выделенные средства необходимо в течение 24 месяцев на заранее установленные цели. Важным изменением для фермеров в 2020 г. станет механизм получения грантов: деньги буду перечисляться поэтапно по мере освоения предыдущих частей гранта, а не одновременно
Другие виды помощи: аренда муниципальной собственности / Other types of assistance: Rental of municipal property Льготы по аренде при передаче муниципальных объектов и сроке аренды - более пяти лет. Тарифы должны определяться на основе мнения независимых оценщиков и применяться для расчета льготной ставки. Льготная ставка действует первые три года аренды: в первый год тариф составляет 40% арендной платы; во второй год - 60%; в третий год - 80%; за четвертый и другие годы уплачивается полная ставка
Компенсация участия в выставках / Compensation for participation in exhibitions Компенсация до 150 тыс. руб. в год расходов по выставочной деятельности, что может составить до половины всех расходов. Затраты могут быть связаны с арендой помещений, монтажом стендов, перемещением экспонатов, расходами на переговоры и презентации, полиграфическими услугами рекламных материалов, услугами переводчиков
Компенсация расходов на обучение / Training cost compensation Расходы на тренинги сотрудников, семинары и курсы. Для этого требуются подтверждающие документы на обучение персонала в виде счетов оплаты, дипломов, сертификатов или договоров с учебными центрами. Компенсируют 50% затрат на сумму не более 40 тыс. руб. в год
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
Таблица 4 / Table 4
Нефинансовые меры поддержки МСП в России / Non-financial measures to support small
and medium-sized businesses in Russia
Приоритетные отрасли экономики / Priority Industries Меры поддержки / Support measures
Инновационный, нефтегазовый и сырьевой секторы, транспорт, оптовая и розничная торговля / Innovation sector oil and gas sector raw materials sector transport, wholesale and retail trade Обеспечение эффективной коммерциализации продуктов интеллектуальной деятельности на основе снижения административных барьеров; выделение субсидий на повышение инновационной активности МСП; развитие инновационно-технологического потенциала МСП; контроль за предпринимательской деятельностью посредством создания института оценки регулирующего воздействия и координационно-совещательных органов различного уровня; обеспечение большей доступности государственного имущества, предоставляемого в аренду МСП; дальнейшее развитие уведомительного порядка предпринимательской деятельности, стимулирование ее саморегулирования; помощь экспортно-ориентированным компаниям; непрерывное совершенствование нормативного, правового, трудового законодательства в области МСП; обеспечение доступности имущества для деятельности субъектов МСП; доступность объектов коммунальной инфраструктуры; инфраструктурная развитость, включая особые внедренческие и инновационные зоны для МСП
Источник/Source: составлено автором на основе прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. / compiled by the author based on the Forecast of the Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period until 2030. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst=1028 23,0&rnd=0.2926198965871636#02424693194456946.
лирование научных исследований и разработок в крупных компаниях с государственным участием; запланирована разработка программы инновационного развития таких компаний через формирование технологических платформ на основе консолидации государства, бизнеса и науки;
3) выделение государственных финансовых средств на НИОКР университетам, которые работают в сфере инновационных технологий, стимулирование инноваций и инновационной деятельности в форме субвенций, грантов и льготных кредитов;
4) интенсификация применения уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, совершенствование инфраструктуры МСП, в том числе особых инновационных и внедренческих
зон, совершенствование правового регулирования деятельности МСП;
5) оптимизация системы налогообложения МСП, применение цифровых технологий для ведения бухгалтерского и налогового учета с целью их упрощения, внедрение дифференцированного налогообложения;
6) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП;
7) реализация федеральных программ поддержки бизнеса.
Требует совершенствования существующая система критериев отнесения субъектов к МСП. В частности, отраслевой критерий в России является наименее проработанным и установлен для отдельных подотраслей легкой промышленности. Должны быть разработаны критерии для других отраслей экономики, в том числе приоритетных.
Таблица 5 / Table 5
Финансовые меры поддержки МСП в России / Financial measures to support small and medium
enterprises in Russia
Приоритетные отрасли экономики / Priority Industries Меры поддержки / Support measures
Инновационный, нефтегазовый, сырьевой секторы, транспорт, оптовая и розничная торговля / Innovation sector, oil and gas sector, raw materials sector, transport, wholesale and retail trade Создание позитивной налоговой среды, предоставление возможностей переходного периода для МСП, превысивших показатели для использования упрощенного режима налогообложения; оптимизация бухгалтерского и налогового учета; интенсификация реализации региональных (муниципальных) программ при их четкой региональной деятельности для МСП с использованием финансовой поддержки федерального центра; стимулирование финансовой поддержки малых инновационных предприятий по созданию и внедрению инновационного продукта; сокращение административных барьеров и уменьшение финансовой нагрузки от их влияния на бизнес
Источник/Source: составлено автором на основе Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / compiled by the author based on the Forecast of the Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period until 2030. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst=1028 23,0&rnd=0.2926198965871636#02424693194456946.
Таблица 6 / Table 6
Предполагаемые результаты финансовой и нефинансовой поддержки МСП в России / Estimated results of financial and non-financial support for small and medium enterprises in Russia
Номер/ Number Результаты / Results
1 Долевой рост среднесписочной численности персонала (без внешних совместителей), занятого в МСП, в общей численности занятого населения - до 32,2%
2 Количество МСП в расчете на 1 тыс. человек населения России (без учета индивидуальных предпринимателей) - 15,7
3 Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. человек населения России - 38,2
4 Увеличение показателя по количеству субъектов МСП к 2030 г. - в 1,3 раза до 7,7 млн субъектов, в том числе 5,4 млн индивидуальных предпринимателей
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
Таблица 7/ Table 7
Виды поддержки МСП в приоритетных секторах экономики России / Types of support for small and medium-sized enterprises in priority sectors of the Russian economy
Сектор / Sector Виды поддержки / Types of support
Инновационный сектор / Innovation sector Персональное выделение средств на НИОКР научным университетам, связанным с инновационной деятельностью; организация федеральных фондов; стимулирование и интенсификация деятельности по генерированию инноваций и инновационной деятельности, созданию инновационной инфраструктуры; материальная поддержка инновационных проектов, связанных с коммерциализацией результатов НИОКР
Нефтегазовый сектор / Innovation sector Дифференцированное налогообложение для ВИНК* и малых предприятий (далее - МП); кредиты нефтяным МП на выгодных условиях; проведение аукционов только для нефтяных МП; отсрочка разового платежа за пользование недрами по факту открытия месторождения; расширение сбыта нефти МП на внутреннем рынке и за рубеж
Сырьевой сектор / Raw materials sector Обеспечение льготами предпринимателей лесного комплекса на закупку оборудования для глубокой переработки древесины (частичная компенсация стоимости покупки для сокращения стоимости расходов предпринимателя); стимулирование глубокой переработки древесного сырья на основе мер таможенного регулирования экспорта лесопродукции благодаря увеличению вывозных таможенных ставок на необработанные лесоматериалы и уменьшению ставок на пиломатериалы, товаров глубокой переработки древесины; субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам и возмещение части расходов на продвижение товаров на российский и международный рынки, компенсация затрат на разработку бизнес-планов
Транспорт / Transport Предоставление льгот по кредитам; обновление транспортных средств и техники посредством поддержки доступности лизинга и субсидирование; стимулирование развития рыночных отношений на транспорте; интенсификация развития МП на внутреннем водном транспорте с развитием аренды судов и обслуживающей инфраструктуры (ремонт, пункты отстоя, информационное обеспечение); поддержка предпринимательства на воздушном транспорте через создание условий для обновления парка воздушных судов с целью развития местных и региональных перевозок, активизации сегмента рынка малой авиации и авиатехнических услуг
Оптовая и розничная торговля / Wholesale and retail trade Льготное кредитование при недостатке оборотных средств; стимулирование развития дистанционной торговли; финансовая поддержка совершенствования традиционных форматов торговли
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author. * ВИНК - вертикально интегрированные нефтяные компании.
Таблица 8 / Table 8
Федеральные программы поддержки малого бизнеса / Federal Business Support Programs
Учреждение / Institution Содержание программы / Program content
Минэкономразвития России / Ministry of Economic Development of Russia Субсидии из федерального бюджета для МСП в регионах на конкурсной основе. Софинансирование расходов регионами
Корпорации МСП / Small and medium enterprise corporations Финансовая, имущественная, юридическая, инфраструктурная, методологическая поддержка; сопровождение инвестиционных проектов
АО «МСПБанк» /JOINT STOCK "MSP Bank" Предоставление прямых гарантий при отсутствии залога для получения банковского кредита. Выступает в роли гаранта исполнения кредитных обязательств
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере / Foundation for the Promotion of Small Business Development Поддержка МП в научно-технической сфере, финансовая помощь целевым проектам. Программа «Умник» - поддержка молодых инноваторов. Программа для стартапов «Старт». Поддержка предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация»
Минсельхоз России / Ministry of Agriculture of Russia Краткосрочные или инвестиционные кредиты по ставке не более 5% через уполномоченные банки; субсидии производителям сельскохозяйственной техники; субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве
Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара.- Москва: Изд-во Института Гайдара, 2019.- 308 с.- ISBN 978-5-93255-548-4.
2. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы. Вып. 40. Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара.- Москва: Изд-во Института Гайдара, 2019.- 656 с.- ISBN 978-5-93255-554-5.
3. Мороз С. О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Сайт информационной системы «Параграф». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38173021#pos=1;-117.
4. Iversen E. Norwegian small and medium-sized enterprises and the intellectual property rights system: exploration and analysis. STEP Center for Innovation Policy. Oslo, 2003.
5. Timm S. Brazilian tax regime helps SMEs double survival rate. Small Business Insight, 2017.
6. Mirzeyev S. Small and medium entrepreneurship in Azerbaijan; country assessment. CESD, Baku, 2012.
7. Gibson T., van der Vaart H. J. Defining SMEs: A less imperfect way of defining small and medium enterprises in developing countries. Brookings global economy and development, 2008.
8. Плетнев Д. А., Николаева Е. В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах // Стратегии бизнеса. - 2015.- Т. 5.- № 9.- ISSN 2311-7184.-DOI: 10.17747/2311-7184-2015-9-5
9. Баринова В. А., Земцов С. П. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование // Вопросы статистики. - 2019.- Т. 26.- № 6.-С. 10-21.- ISSN 2658-5499.- DOI: 10.34023/2313-6383-2019-26-6-00-00
10. Баринова В. и др. Выполнение стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономическое развитие России.- 2018.- Т. 26.- № 11.- С. 36-45.- ISSN 2306-5001.
11. Быковская Ю. В., Иванова Л. Н., Сафохина Е. А. Малое и среднее предпринимательство в современной России : состояние, проблемы и направления развития // Вестник евразийской науки. - 2018. - Т. 10. - № 5.-С. 1-16.- ISSN 2588-0101.
12. Бобошко В. И. Финансовая поддержка как основа обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего предпринимательства // Инновационное развитие экономики. - 2017.- Т. 41.- № 5.-С. 186-190.- ISSN 2223-7984.
13. Бобошко В. И. Роль институциональной поддержки малого бизнеса в условиях экономического кризиса // Мировая экономика: проблемы безопасности.- 2016.- № 1.- С. 85-88.- ISSN 2449-2310.
14. Шадченко Н. Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Базис,- 2018.- Т. 1.- № 3.- С. 5-8.- ISSN 2587-8042.
15. Пономарева О. Роль государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства: опыт экономик АТЭС // Вестник АТЭС. Издание Российского центра исследований АТЭС. — 2017. —№ 5.— С. 1621.- ISSN 2500-3054.
REFERENCES
1. Small and medium-sized businesses as a factor in Russia's economic growth. Institute of economic policy E. T. Gaidar. Moscow: publishing house of the Gaidar Institute; 2019. 308 р. (In Russ.).
2. The Russian economy in 2018. Trends and prospects. Issue 40. Institute for Economic Policy. E. T. Gaidar. Moscow: publishing house of the Gaidar Institute; 2019. 656 р. (In Russ.).
3. Moroz S. About the development and support of small and medium enterprises in Kazakhstan. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=38173021#pos=1;-117.
4. Iversen E. Norwegian small and medium-sized enterprises and the intellectual property rights system: exploration and analysis. STEP Center for Innovation Policy. Oslo, 2003.
5. Timm S. Brazilian tax regime helps SMEs double survival rate. Small Business Insight, 2017.
6. Mirzeyev S. Small and medium entrepreneurship in Azerbaijan; country assessment. CESD, Baku, 2012.
7. Gibson T., van der Vaart H. J. Defining SMEs: A less imperfect way of defining small and medium enterprises in developing countries. Brookings Global Economy and Development, 2008.
8. Pletnev D. A., Nikolaeva E. V., Kampa A. A comparative analysis of the criteria for classifying enterprises as small and medium-sized businesses in different countries. Strategii biznesa = Business strategies. 2015;9(5). (In Russ.). DOI: 10.17747/2311-7184-2015-9-5
9. Barinova V. A., Zemtsov S. P. International comparative analysis of the role of small and medium enterprises in the national economy: a statistical study. Voprosy statistiki=A Statistical Study. 2019;26(6):10-21. (In Russ.). DOI: 10.34023/2313-6383-2019-26-6-00-00
10. Barinova V. et al. Implementation of the strategy for development of the small and mid-sized businessesin russia. Ekonomicheskoye razvitiye Rossii = Russian Economic Developments. 2018;25(11):36-45. (In Russ.).
11. Bykovskaya Yu.V., Ivanova L. N., Safokhina E. A. Small and medium enterprises in modern Russia: state, problems and development directions. Vestnik Yevraziyskoy nauki = The Eurasian Scientific Journal. 2018;5(10):1-16. (In Russ.).
12. Boboshko V. I. Financial support as the basis for ensuring the economic security of small and medium-sized enterprises. Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki = Innovative development of the economy. 2017;41(5):186-190. (In Russ.).
13. Boboshko V. I. The role of institutional support for small businesses in an economic crisis. Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti = World economy: security issues. 2016;(1):85-88. (In Russ.).
14. Shadchenko N. Yu. On the issue of the development of small and medium-sized businesses in Russia at the present stage. Bazis = Basis. 2018;1(3):5-8. (In Russ.).
15. Ponomareva O. The role of state support for the development of small and medium enterprises: the experience of APEC economies. Vestnik ATES. Izdaniye Rossiyskogo tsentra issledovaniy ATES=APEC Herald. Edition of the Russian APECResearch Center. 2017;(5):16-21. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Светлана Валентиновна Щурина — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента корпоративный финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Svetlana V. Shurina — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Corporate Finance and Corporate Management,
Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила 20.11.2019; принята к публикации 15.01.2020. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 20.11.2019; accepted for publication 15.01.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.