МАРКЕТИНГ, ЛОГИСТИКА, СФЕРА УСЛУГ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2019-1-135-144
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
А. П. Гарнов, В. Ю. Гарнова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия Н. П. Тишкина
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,
Москва, Россия
Деятельность малого бизнеса, особенно вновь созданного, содержит много рисков и сильно зависит от внешних условий. Для стимулирования развития малого бизнеса необходимо создание благоприятной экономической среды. В статье проведено межрегиональное сравнение экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства. На основе проведенного анализа авторами разработаны предложения, направленные на решение наиболее актуальных проблем. Исследованы основные компоненты государственной поддержки в рамках программ, реализуемых на территории Москвы и Белгородской области. Обосновано, что совершенствование региональных систем поддержки малого и среднего предпринимательства должно быть направлено на создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности малого бизнеса. При разработке региональных программ поддержки малого инновационного предпринимательства предлагается шире использовать наработки других регионов, имеющих более развитый малый бизнес, и зарубежный опыт, в частности, опыт Китая.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, регионы, государственная поддержка.
TODAY'S CONDITION AND CHALLENGES OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT
Andrei P. Garnov, Viktoriya Yu. Garnovа
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Nadezhda P. Tishkina
Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Moscow, Russia
Small business, especially just started, contains a lot of risks and depends greatly on external conditions. To motivate small business development it is necessary to create favorable economic environment. The article makes an interregional comparison of economic conditions required for the development of small and medium entrepreneurship. On the basis of this analysis the authors designed proposals aimed at resolving the most topical problems. They researched key components of state support within the frames of programs being implemented on the territory of Moscow and the Belgorod region. It was shown that improvement of regional systems of small and medium business support should aim at creation of favorable conditions for the development of innovation activity of small business. To develop regional programs of small innovation business support it is recommended to use experience of other regions with more developed small business and overseas achievements, for instance, Chinese experience. Keywords: small business, entrepreneurship, regions, state support.
Малый бизнес является одним из наиболее важных и быстроразви-вающихся секторов экономики. Его значимость для экономики страны и региона определяется тем, что он способен быстро насыщать рынки товарами и услу-
гами, создавать конкурентную среду, оперативно обеспечивать рабочие места и воспринимать инновации. В то же время он является наиболее уязвимым и чувствительным к изменениям в экономической сфере. В странах с развитой экономикой
поддержке малого предпринимательства уделяется очень большое внимание.
По данным ФНС, на 10 сентября 2018 г. в России действовало 5,9 млн малых и средних предприятий (МСП), в том числе 3,3 млн индивидуальных предпринимателей1. За десять лет число МСП увеличилось в 1,4 раза.
Численность работников в малом и индивидуальном предпринимательстве за 10 лет выросла на 10% и достигла, по данным Счетной палаты на 1 июля 2018 г., 19,2 млн человек. Несмотря на рост численности (20 млн человек в 2018 г.), цель, поставленная президентом страны на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 сентября 2016 г., пока не достигнута.
Вклад малого предпринимательства в российскую экономику остается слишком низким. Основную часть ВВП по-прежнему формируют крупные организации. По данным Минэкономразвития, в 2017 г. доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляла около 20%, что намного ниже стратегической цели, установленной президентом в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г., - довести к 2024 г. вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП до 40%. Доля МСП в общем объеме экспорта до сих пор не превышает 6%.
Для поддержки малого предпринимательства была создана профильная корпорация развития и запущен приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который действует с 2016 по 2019 г. С 2017 г. в рамках данного проекта была запущена программа льготного кредитования субъектов предпринимательства. Так, снижена административная нагрузка на малые предприятия за счет внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
Несмотря на принятые меры, в 2017 г. число всех категорий МСП сократилось, за
1 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. - URL: http://rmsp.nalog.ru/ index.html
исключением индивидуальных предпринимателей в категории «Микропредприятия». Аналогичная динамика наблюдалась и в структуре численности занятых на МСП. Структура МСП значительно ухудшилась, поскольку добавленную стоимость создают в основном малые и средние компании.
Банковский кредит стал еще менее доступным для МСП. Причины этого - повышение требований к залогам и иному банковскому обеспечению, а также противоречивое регулирование отдельных способов обеспечения исполнения обязательств [1].
В результате не все МСП могут получить кредит по комфортной ставке. Именно низкие кредитные ставки, обычно даже ниже инфляции, обеспечили рывок малого бизнеса в большинстве стран. Впоследствии экономический рост, достигнутый благодаря такой кредитной политике, приводил к снижению инфляции. По такой схеме действовали в Великобритании, США, Индии и Китае.
Исследуем среду, в которой действуют МСП, и определим проблемы, с которыми они сталкиваются, на примере регионов с хорошо развитым (Москва) и среднеразвитым (Белгородская область) МСП. В обоих регионах малое предпринимательство является неотъемлемой и важной частью экономической системы хозяйствования.
По уровню развития МСП Москва является безусловным лидером. В столице работает около 1/5 всех российских малых предприятий, на них сосредоточена 1/7 часть работников данного сектора российской экономики.
Москва имеет более развитый сектор малого предпринимательства, чем Белгородская область (таблица). Основные экономические показатели деятельности малых предприятий Белгородской области сильно отстают от столичных показателей. Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку предприятий Москвы, также намного больше, чем в Белгородской области. По данным Росстата, в 2016 г. объем
субсидий, выделенных из федерального составлял 705,3 млн рублей, в Белгород-бюджета на господдержку МСП в Москве, ской области - 163,7 млн рублей.
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в 2016 г.
(включая микропредприятия)*
Показатель Москва Белгородская область
Число предприятий, ед. 516 402 24 450
Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 1 468,4 115,2
Оборот предприятий, млрд руб. 10 054,0 465,9
Сальдированный финансовый результат, млрд руб. 691,0 165,6
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 83,2 13,6
* Составлено по данным Росстата.
Деятельность малых предприятий в обоих регионах осуществляется главным образом в сфере торговли. Доля производственных предприятий невелика и не превышает 10%. Специализация малых предприятий на оптовой и розничной торговле объясняется тем, что открытие торгового предприятия требует меньше финансовых, трудовых и иных затрат, чем, например, открытие производства.
Инновационная активность малых предприятий очень низкая. Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, в обоих регионах остается ниже 10%. Низкая инновацион-ность малых предприятий является следствием убыточности изготовления продукции с длительным производственным циклом, а также наукоемкой продукции [6].
Предпринимательская активность в Белгородской области с 2013 по 2015 г. снижалась, что проявлялось как в уменьшении численности малых предприятий, так и ухудшении финансовых показателей их деятельности. В Москве такой динамики не наблюдалось.
В рассматриваемый период деятельность многих предприятий малого и среднего бизнеса Белгородской области нельзя было признать достаточно эффективной, поскольку они имели невысокую произво-
дительность труда, использовали недостаточно квалифицированный персонал, не имели возможности вкладывать средства в охрану труда, собственное развитие. Основная причина - недостаточность оборотных средств, низкая доходность, изменение законодательства и принятие административных решений, ухудшающих положение предпринимателей [4].
В последние два года предпринимательская активность растет, что проявляется в увеличении числа действующих малых предприятий, их оборота и численности работников. Однако число действующих малых предприятий пока не вернулось к докризисному уровню. Следовательно, остается актуальным создание новых программ и условий, которые обеспечат устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства.
Анализ инвестиций в основной капитал малых предприятий Москвы и Белгородской области свидетельствует о значительном расширении инвестиционной активности предприятий в 2017 г.
Для Белгородской области актуальной является проблема выравнивания экономического потенциала развития предприятий малого бизнеса в городах и районах области, так как на сегодняшний день около 80% действующих малых предприятий
и более половины индивидуальных предпринимателей сосредоточены в трех крупных городах области (Белгород, Губкин, Старый Оскол). Предпринимательская активность сельского населения остается невысокой.
Степень изношенности основных фондов малых предприятий в целом соответствует установленной норме. В 2015 г. этот показатель был равен 31,8%. Однако в малых предприятиях, занятых в сфере рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, производства кожи и изделий из кожи, обработки древесины, основные фонды имеют высокую степень износа -более50%.
Малый бизнес имеет низкую инноваци-онность. Так, в 2015 г. доля малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий в ЦФО не превысила 4,3% [3].
Согласно опросу, проведенному уполномоченным по защите прав предпринимателей в Белгородской области в декабре 2017 г., большинство предпринимателей (72% опрошенных) считают, что условия для развития предпринимательства в регионе удовлетворительные. В 2016 г. так ответили 84% опрошенных1.
Благоприятный климат удалось создать благодаря совместным усилиям органов федеральной и региональной власти, бизнес-сообщества и структур поддержки предпринимательства.
Бизнес имеет в среднем относительно устойчивое финансовое состояние, которое позволяет поддерживать его, но не развивать. В 2017 г. состояние бизнеса улучшилось, несмотря на то, что административная нагрузка увеличилась.
Наиболее актуальными вопросами, препятствующими развитию бизнеса, предприниматели считают:
1 Официальный сайт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Белгородской области. -URL : http://ombudsmanbiz31.ru
- трудности в реализации продукции и услуг в связи с падением спроса и высокую конкуренцию - 34%;
- высокий уровень налоговой нагрузки - 32%;
- проблемы, связанные с участием в электронных торгах, - 12%;
- сложности в получении финансовой поддержки в кредитных учреждениях -16%.
На вопрос «что мешает людям заниматься бизнесом?» более 53% опрошенных в качестве основных причин отметили отсутствие начального капитала, более 33% -высокие налоги, около 10% - сложности в получении кредитных и имущественных ресурсов. И лишь 4% опрошенных ответили, что ничего не мешает.
Для предпринимателей Москвы наиболее актуальными проблемами в 2017 г. были сложности с продвижением товаров и услуг (28% опрошенных), с финансированием (27%) и арендой помещений (14%)2.
По оценкам «ОПОРЫ РОССИИ», Белгородская область имеет лучшие условия для развития МСП в секторе обрабатывающих производств, чем Москва. Причем по административному климату для МСП, безопасности и отсутствию коррупции Белгородская область занимает первое место среди российских регионов3.
Отставание Москвы от Белгородской области в значительной мере может быть объяснено сверхвысокой концентрацией экономической активности и высоким уровнем конкуренции компаний за ресурсы развития. Не вызывает сомнений, что в ней сконцентрированы самые квалифицированные кадры для производственных отраслей, наиболее доступны поставщики, хорошо развита необходимая инфраструктура, наиболее доступно финансирование всех видов. Однако и уровень разви-
2 Официальный сайт ГБУ «Малый бизнес Москвы». - URL: http://www.mbm.ru/informatsiia/tsifry/ 164439
3 URL: http://smol-opora.ru/wp-content/uploads/ 2017/12/%D0%98%D0%9D%D0%94 %D0% 95%D0 % 9A %D0%A1-D0%9E%D0%9F %D0 %9E%D0 %A0 %D0 %AB-2012.pdf
тия малого и среднего бизнеса, и интенсивность конкуренции между малыми предприятиями за ресурсы таковы, что предложение инфраструктуры и прочих факторов совершенно не удовлетворяет требованиям производственных МСП. Это ограничивает рост малых и средних компаний.
Таким образом, наиболее острыми проблемами для малого бизнеса и в Москве, и в Белгородской области являются трудности с реализацией продукции и недостаток средств для развития.
Преодоление существующих ограничений и дальнейшее поступательное развитие малого бизнеса в Белгородской области возможны только за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки. Она должна проводиться в различных направлениях: информационном, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном.
В настоящее время в Белгородской области осуществляются финансовая поддержка малого бизнеса и нефинансовые мероприятия, реализуемые инфраструктурными учреждениями. Это дает определенные конкурентные преимущества предпринимателям. К ним относятся:
1. Развитость административно-правовых отношений в сфере малого предпринимательства. В Белгородской области реализуется государственная программа «Развитие экономического потенциала и создание благоприятного предпринимательского климата Белгородской области на 20142020 годы», в рамках которой существует подпрограмма развития субъектов малого бизнеса. В целях сокращения административного давления на бизнес с 1 января 2016 г. в Белгородской области действуют двухлетние «налоговые каникулы» для малого бизнеса. Они подразумевают нулевые налоговые ставки при использовании упрощенной и патентной систем налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в
производственной, социальной и научной сферах.
2. Осуществление организационной поддержки. На базе Центра поддержки предпринимательства субъектам предпринимательства и гражданам, желающим открыть собственное дело, предоставляются информационно-образовательные и консультационные услуги по вопросам организации и ведения бизнеса.
Поддержку малому бизнесу оказывает ряд общественных организаций, такие как Белгородская торгово-промышленная палата, Гильдия купцов и промышленников, Областной фонд поддержки малого предпринимательства, Ремесленная палата Белгородской области, БМОО «Клуб предпринимателей», БРОО «ОПОРА РОССИИ».
3. Осуществление финансовой поддержки. Белгородская область с 2005 г. принимает участие в ежегодных конкурсах Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, которые используются на условиях софинансиро-вания из областного бюджета.
4. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. В области действуют современные объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. К ним относятся Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Белгородский региональный ресурсный инновационный центр, Белгородский гарантийный фонд содействия кредитованию, промышленные парки, бизнес-инкубаторы, технопарк, центры инноваций социальной сферы, кластерного развития, инжиниринга, молодежного инновационного творчества. Они оказывают разнообразные услуги бизнесу, а также способствуют утверждению в предпринимательской среде принципов цивилизованного ведения бизнеса, развитию деловой культуры, формированию положительного имиджа местных производителей.
С 2011 г. в области действует Гарантийный фонд содействия кредитованию, который упрощает предпринимателям получение кредитов. Он предоставляет поручительства по частично обеспеченным банковским кредитам и гарантиям, лизинговым договорам в размере до 70% от объема обязательств.
В 2016 г. была продолжена работа по реализации проекта «Создание промышленного парка «Северный» с использованием механизма государственно-частного партнерства. В ходе реализации данного проекта на территории промышленного парка построены производственные помещения и бизнес-инкубатор энергосберегающих технологий.
С января 2016 г. в регионе функционирует «Бизнес-пространство «Контакт» -площадка, на которой проводятся event-мероприятия с целью генерации идей и формирования новых бизнес-команд.
На территории промышленного парка «Волоконовский» в рамках совместного проекта правительства области и Минэкономразвития России ведется работа по созданию производственного бизнес-инкубатора для дальнейшего развития инфраструктуры поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности.
Таким образом, в настоящее время Белгородскую область можно назвать одной из самых обеспеченных с точки зрения наличия как государственных, так и коммерческих структур государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства.
Власти Москвы при осуществлении поддержки МСП делают акцент на стимулировании комплексного развития промышленных зон, являющихся центрами притяжения высокотехнологичных фирм и высокооплачиваемых специалистов, на создании благоприятных условий для развития научной, инновационной и инжиниринговой деятельности, обеспечении условий самозанятости граждан.
В этих целях в декабре 2014 г. правительство Москвы приняло изменения в
программу «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность Москвы» на 2012-2018 гг.1, направленную на повышение уровня экономического и социального развития столицы.
В Москве действует ГБУ «Малый бизнес Москвы», деятельность которого направлена на улучшение привлекательности Москвы для ведения МСП с увеличением уровня доходов, ростом налоговых поступлений от субъектов МСП, а также повышением числа создаваемых рабочих мест.
Исходя из вышеизложенного можно отметить, что малый бизнес играет важную роль в экономике рассматриваемых регионов. Государственные структуры охватывают практически весь спектр видов поддержки малого предпринимательства, оказывая услуги предпринимателям бесплатно либо на льготных условиях
Вместе с тем выявленные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, требуют совершенствования имеющихся возможностей государственной поддержки в целях обеспечения их финансовыми, имущественными и иными ресурсами, необходимыми для осуществления полноценной хозяйственной деятельности. Особенно это касается поддержки инновационных проектов.
Меры государственной поддержки могут быть более эффективными. Например, следует обратить пристальное внимание на опыт стран, имеющих более развитый сектор малого предпринимательства, в частности, на опыт Китая, который является одной из самых успешных стран мира, когда речь заходит о малом бизнесе. Китайское правительство уделяет большое внимание развитию малого и среднего предпринимательства в стране, поскольку данный сектор играет заметную роль в экономике КНР, создает значительное количест-
1 Постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы" на 2012-2018 годы» (с изменениями и дополнениями).
во рабочих мест, а также активно вовлечен в процесс освоения инновационных технологий и производства высокотехнологичной продукции.
Основные меры государственной политики сформулированы в законе КНР «О поддержке малых и средних предприятий» и включают такие направления, как бюджетно-налоговое стимулирование, финансовая поддержка, поддержка стартапов, содействие инновационной деятельности, расширение рынков сбыта и т. д.
В налоговом законодательстве КНР предусмотрены льготы для субъектов МСП при уплате следующих налогов: подоходного налога с предприятий, налога на добавленную стоимость, гербового, портового и некоторых других видов сборов, а также налога на доходы физических лиц для инвесторов МСП.
Бюджетно-налоговое стимулирование также предусматривает выделение финансирования на развитие МСП отдельной строкой в государственном бюджете и создание фондов развития МСП на общегосударственном и местном уровнях.
Меры финансовой поддержки включают монетарное стимулирование финансовых учреждений к увеличению кредитной поддержки МСП, повышение уровня толерантности кредитно-финансовых учреждений к «плохим долгам» МСП, привлечение к финансированию «политических банков», а также крупных, средних и малых коммерческих банков, небанковских кредитных организаций и финансовых интернет-компаний. Страховые организации могут разрабатывать программы страхования кредитного обеспечения МСП.
Для поддержки стартапов предоставляются налоговые льготы отдельным категориям начинающих предпринимателей, а также компаниям и физическим лицам, инвестирующим в создание инновационных предприятий научно-технической направленности. Поощряется создание бизнес-инкубаторов, при планировании городской застройки резервируются земли для размещения объектов МСП. Государ-
ственной поддержкой предполагается также предоставление на льготных условиях офисных помещений в неиспользуемых офисных зданиях, складских помещениях, промышленных и логистических объектах. Кроме того, предусмотрено упрощение процедур ликвидации МСП с целью облегчения ухода с рынка.
Особое внимание уделяется поддержке инновационной деятельности МСП. Основной организационной формой инфраструктурной поддержки инновационного развития в Китае являются действующие специализированные зоны высоких технологий и технопарки. Под термином «технопарк» в китайских источниках обычно подразумевают промышленный парк, основная задача которого - разработка новых технологий и развитие современных инновационных производств. Как правило, технопарки существуют в форме свободной экономической зоны и представляют собой симбиоз науки, образования, государства и частного бизнеса.
Нормативные основания для создания и развития технопарков в КНР дала программа «Факел» (Torch Program), принятая в 1988 г. в интересах развития науки и техники для быстрейшего внедрения в производство передовых национальных разработок. В целях стимулирования деятельности на данном направлении резидентам китайских промышленных технологических парков предоставляется ряд льгот, в том числе налоговых.
Для содействия инновационной деятельности разрешается сокращение сроков амортизации основных средств МСП, подверженных устареванию в связи с прогрессом технологий, совершенствуются механизмы исключения расходов на научно-технические разработки из налогооблагаемой базы предприятия. Кроме того, государство поощряет предоставление различными обслуживающими организациями информационных, проектно-исследо-вательских, лабораторных, контрольно-измерительных и других услуг, а также открытие научно-исследовательскими орга-
низациями, высшими учебными заведениями и крупными предприятиями своих лабораторий субъектам МСП для сотрудничества в разработке технологий, создании новых видов продукции и подготовке специалистов.
Особое внимание уделяется развитию международных отношений. Предприятиям малого и среднего бизнеса предоставляются консультации по ведению международного бизнеса, площадки для ведения предпринимательской деятельности, компенсации затрат на участие в международных выставках, а также организуются семинары и вебинары по передаче опыта [2].
В последние годы в Китае активно развивается так называемое мейкерское движение (малое изобретательство) и соответствующая инфраструктура, по всей стране учреждаются специализированные ковор-кинг-центры - площадки, на которых есть возможность на льготных условиях пользоваться современными технологиями и оборудованием для проектирования и изготовления новых продуктов.
Помимо технопарков согласно статистике, опубликованной центром «Факел» в 2017 г., в стране насчитывается 4 298 ковор-кинг-центров, 3 255 технологических инкубаторов и более 400 акселераторов.
В России количество коворкинг-центров и технологических инкубаторов во много раз ниже. Большинство из них сосредото-
чены в Москве. Развитие специализированных площадок и дополнительная нормативная поддержка малого изобретательства могли быть дать толчок развитию инновационного малого бизнеса, промышленности и экономики в целом.
Проведенное исследование позволило установить, что сложности с реализацией товаров и финансированием являются наиболее актуальными проблемами для малого бизнеса как в регионах с хорошо развитой сферой МСП, так и в регионах, где данная сфера развита удовлетворительно.
Доля МСП в общем выпуске продукции и оказываемых услуг недостаточно высока и имеет перспективы для увеличения. Активность МСП во внедрении инноваций невысока.
Инфраструктура поддержки предпринимательства в российских регионах развита хорошо, поэтому дальнейшее совершенствование системы поддержки предпринимательства должно быть направлено на решение наиболее актуальных проблем, в частности, связанных с реализацией товаров и финансированием. Особое внимание необходимо уделить производственному и инновационному секторам.
При разработке региональных программ поддержки малого инновационного предпринимательства предлагается шире использовать зарубежный опыт, в частности, опыт Китая.
Список литературы
1. Жандарова И. А что же все-таки сказал Титов // Российская газета. - 2018. - 20 мая.
2. Кондрацкая Т. А., Петрухина Е. С. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в странах мира / / Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний : материалы 3-й Всероссийской конференции / под науч. ред. С. В. Чупрова, Н. Н. Даниленко. - М., 2017. - С. 150-157.
3. Статистика науки и образования. - Вып. 4. Инновационная деятельность в РФ : информационно-статистический материал. - М. : ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017.
4. Ткаченко Ю. А., Шевченко М. В., Чернобай О. А. Развитие малого и среднего бизнеса в Белгородской области // Актуальные проблемы экономического развития : сборник докладов VII Международной научно-практической конференции. - Белгород : Белго-
родский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2016. - С. 259262.
5. Чернухина Г. Н. Интеллектуализация трудовых ресурсов как фактор повышения профессионализма в сфере обращения товаров и услуг / / Вестник Академии. - 2017. -№ 2. - С. 79-85.
6. Шалыгина Н. П., Сбитнева А. Е. Развитие малого и среднего бизнеса как фактор повышения инвестиционной привлекательности региональной экономики (на примере Белгородской области) // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации : сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию 140-летия НИУ «БелГу», Белгород, 1 марта 2017 г. / под науч. ред. Е. Н. Камышанченко, Ю. Л. Растопчиной. - Белгород : ИД «Белгород», 2017.
References
1. Zhandarova I. A chto zhe vse-taki skazal Titov [What did Titov Say]. Rossiyskaya gazeta, 2018, May 20. (In Russ.).
2. Kondratskaya T. A., Petrukhina E. S. Mery podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v stranakh mira [Steps of Small and Medium Entrepreneurship Support in the World]. Aktivizatsiya intellektuaVnogo i resursnogo potentsiala regionov: novye vyzovy dlya menedzhmenta kompaniy, materialy 3th Vserossiyskoy konferentsii [Intensification of Intellectual and Resource Potential of Regions: New Challenges for Company Management, materials of the 3rd Russian Conference], scientific editor S. V. Chuprov, N. N. Danilenko. Moscow, 2017, pp. 150-157. (In Russ.).
3. Statistika nauki i obrazovaniya [Statistics of Science and Education]. Vyp. 4. Innovatsionnaya deyatel'nost' v RF, informatsionno-statisticheskiy material [Issue 4. Innovation Activity in RF: informational and statistic material]. Moscow, FGBNU NII RINKTSE, 2017. (In Russ.).
4. Tkachenko Yu. A., Shevchenko M. V., Chernobay O. A. Razvitie malogo i srednego biznesa v Belgorodskoy oblasti [The Development of Small and Medium Business in the Belgorod Region]. AktuaVnye problemy ekonomicheskogo razvitiya, sbornik dokladov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Acute Issues of Economic Development, collection of reports of the 7th International Conference]. Belgorod, Belgorod Shukhov State Technological University, 2016, pp. 259-262. (In Russ.).
5. Chernukhina G. N. Intellektualizatsiya trudovykh resursov kak faktor povysheniya professionalizma v sfere obrashcheniya tovarov i uslug [Intellectualization of Labour Resources as a Factor of Raising Professionalism in the Field of Goods' and Services' Circulation]. Vestnik Akademii [Bulletin of the Academy], 2017, No. 2, pp. 79-85. (In Russ.).
6. Shalygina N. P., Sbitneva A. E. Razvitie malogo i srednego biznesa kak faktor povysheniya investitsionnoy privlekatel'nosti regional'noy ekonomiki (na primere Belgorodskoy oblasti) [The Development of Small and Medium Business as a Factor of Improving Investment Appeal of Regional Economy (illustrated by the Belgorod region)]. Sovremennye problemy sotsiaVno-ekonomicheskikh sistem v usloviyakh globalizatsii, sbornik nauchnykh trudov X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy prazdnovaniyu 140-letiya NIU «BelGU», Belgorod, 1 marta 2017 g. [Current Problems of Social and Economic System in Conditions of Globalization: collection of academic works of the 10th International
Conference dedicated to the 140th anniversary of the Research University 'BelGU', Belgorod, 1 March 2017], edited by E. N. Kamyshanchenko, Yu. L. Rastopchina. Belgorod, Publishing house 'Belgorod', 2017. (In Russ.).
Сведения об авторах
Андрей Петрович Гарнов
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Надежда Павловна Тишкина
кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и торгового дела Университета «Синергия». Адрес: негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет "Синергия"», 105318, Москва, ул. Измайловский вал, д. 2. E-mail: [email protected]
Виктория Юрьевна Гарнова
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Andrei P. Garnov
Doctor of Economics, Professor
of the Department for Industrial Economics
of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Nadezhda P. Tishkina
PhD, Assistant Professor of the Department for Commerce and Trade of the Synergy University. Address: Non-state private educational institution of higher professional education "Moscow University for Industry and Finance "Synergy"", 2 Izmaylovskiy Val Str., Moscow, 105318, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Viktoriya Yu. Garnovа
PhD, Assistant Professor of the Department for Management Theory and Business-Technologies of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation.
E-mail: [email protected]