Научная статья на тему 'Условия ведения и развития малого и среднего бизнеса'

Условия ведения и развития малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1457
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / BUSINESS / СОБСТВЕННИК / OWNER / ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / BUSINESS SUPPORT / ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE CENTER / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / MICROFINANCE / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА / CURRENT PRACTICE / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / POST-INDUSTRIAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова А. И., Белик Е. Б.

Весьма важным является исследование зависимости развития малого и среднего бизнеса и предпринимательства от инфраструктурных условий и состояния образовательной подготовки предпринимателей собственников-руководителей. Государство уделяет этому вопросу большое внимание. Оно сосредоточено на создании условий для организаций поддержки малого и среднего предпринимательства. С учетом финансирования 2017 года сеть региональных организаций поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) по всей стране насчитывает около 700 центров компетенций, оказывающих комплексные услуги для предприятий на разных стадиях развития бизнеса. Среди них: 83 гарантийные организации, 183 микрофинансовые организации, 66 центров поддержки предпринимательства, 22 центра инноваций социальной сферы, 54 центра координации поддержки экспортно-ориентированных МСП, 4 центра народно-художественных промыслов;143 бизнес-инкубатора, 25 объектов промышленных парков и технопарков, 121 организация поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства. Однако эти мероприятия не ведут к рывку, к желанию людей начать своё Дело.В данном исследовании раскрывается причина такого положения и приводятся рекомендации по устранению причин сложившегося положения. Для России бизнес деятельность наука новая. Опыта успешного развития частного бизнеса с сохранением устойчивого результата недостаточно. Бизнес практика не удовлетворительная. Предприятия, фирмы, организации, компании создаются и быстро прекращают свою деятельность. Такие организации как АО «Корпорация «МСП», «ОПОРА РОССИИ» и др. организации поддержки бизнеса щедро финансируются, но также не имеют опыта в практической организации Бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT

It is very important to study the dependence of the development of small and medium sized businesses and entrepreneurship on the infrastructure conditions and the state of educational training of entrepreneurs-owners-managers. The state pays great attention to this issue. It focuses on creating conditions for organizations to support small and medium-sized businesses. With the financing of 2017, the network of regional SME support organizations across the country has about 700 competence centers providing comprehensive services for enterprises at different stages of business development. Among them: 83 guarantee organizations, 183 microfinance organizations, 66 business support centers, 22 centers of social innovations, 54 centers of coordination of support for export-oriented SMEs, 4 centers of national arts and crafts;143 business incubators, 25 objects of industrial parks and technology parks, 121 organizations of support for SMEs in the field of innovation and industrial production. However, these activities do not lead to a breakthrough, to the desire of people to start their own Business.This study reveals the reason for this situation and provides recommendations to address the causes of the situation. For Russia, business activity is a new science. Experience of successful development of private business with sustainable results is not enough. Business practice is not satisfactory. Enterprises, firms, organizations, companies are created and quickly cease their activities. Such organizations as JSC "Corporation" SME"," SUPPORT of RUSSIA " and other business support organizations are generously funded, but also do not have the experience and practical Business organization. RR.

Текст научной работы на тему «Условия ведения и развития малого и среднего бизнеса»

УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

А.И. Кузнецова, д-р экон. наук, профессор, заместитель директора Е.Б. Белик, независимый международный бизнес-технолог, практик по персональному менеджменту собственников

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия, г. Москва)

Аннотация. Весьма важным является исследование зависимости развития малого и среднего бизнеса и предпринимательства от инфраструктурных условий и состояния образовательной подготовки предпринимателей - собственников-руководителей.

Государство уделяет этому вопросу большое внимание. Оно сосредоточено на создании условий для организаций поддержки малого и среднего предпринимательства. С учетом финансирования 2017 года сеть региональных организаций поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) по всей стране насчитывает около 700 центров компетенций, оказывающих комплексные услуги для предприятий на разных стадиях развития бизнеса. Среди них: 83 гарантийные организации, 183 микрофинансовые организации, 66 центров поддержки предпринимательства, 22 центра инноваций социальной сферы, 54 центра координации поддержки экспортно-ориентированных МСП, 4 центра народно-художественных промыслов;143 бизнес-инкубатора, 25 объектов промышленных парков и технопарков, 121 организация поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства.

Однако эти мероприятия не ведут к рывку, к желанию людей начать своё Дело .В данном исследовании раскрывается причина такого положения и приводятся рекомендации по устранению причин сложившегося положения.

Для России бизнес деятельность - наука новая. Опыта успешного развития частного бизнеса с сохранением устойчивого результата недостаточно. Бизнес практика не удовлетворительная. Предприятия, фирмы, организации, компании создаются и быстро прекращают свою деятельность. Такие организации как АО «Корпорация «МСП», «ОПОРА РОССИИ» и др. организации поддержки бизнеса щедро финансируются, но также не имеют опыта в практической организации Бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, собственник, поддержка бизнеса, центр компетенций, микрофинансирование, устойчивое развитие, действующая практика, постиндустриальная экономика.

Действующая практика показывает вопиющую потребность в развитии малого и среднего бизнеса в региональных центрах, малых городах и посёлках. В перестроечный период из этих поселений «ушла» промышленность, разрушились предприятия, мастерские, инфраструктура и перетрансформировались территории. Исчезли рабочие места. Резкое снижение уровня жизни привело к значительному оттоку населения из ряда средних и крупных городов. Встал вопрос:

- в региональных городах - формировать и развивать постиндустриальную экономику, перефункционирование и

новое освоение территорий, формирование агломераций;

- в малых городах - либо переход к индустриальному развитию через создание градообразующих предприятий, либо подключение к агломерации, либо к постиндустриальному развитию сектора услуг.

Размещение элементов постиндустриальной экономики в городах часто невыгодно. Развитие существующей среды таких городов до требуемого уровня есть долгий и сложный процесс, который, к тому же, тормозится рядом объективных факторов:

- редевелопмент городской среды и формирование новых городских поселений «под задачу»;

- остановка и закрытие ряда производств привело к резкой дифференциации самих городов, в зависимости от их способности адаптироваться к новым рыночным условиям; выделились группы «адаптировавшихся» и «не адаптировавшихся» городов [1].

Анализируя становление городской автономии, М. Вебер выделяет:

- становление политической самостоятельности и проведение собственной внешней политики;

- полагает, что город является не просто формой поселения, а особой корпорацией городских субъектов -«сообществом сообществ». При этом городские сообщества имеют свои особые культурно-мировоззренческие, религиозные и ценностные установки, которые и определяют специфические особенности городского образа жизни, объединения людей, объединённых общей социальной ситуацией, в зависимости от преобладающего типа экономических процессов [2].

Городские сообщества - объединения горожан; группы людей, осознающих свою общность, свой общий интерес и часто способных поставить общую цель проведения городских преобразований.

В зависимости от преобладающего типа экономических процессов, город может быть:

- «городом потребителей», когда проживающие в городе жители имеют внегородские источники доходов, в силу своего политического или экономического положения;

- «городом производителей», когда изготовляемые в городе товары вывозятся и продаются за пределами города.

В малых городах проживает менее 300 тысяч населения. Дефицитный бюджет. Объём субсидий не достаточный. Слабо развитая индустрия, либо небольшое градообразующее предприятие, либо исключение - при специализации внутри агломерации.

Внешние сервисные функции бизнеса - работы, обеспечивающие функционирование городских систем жизнеобеспечения, оказание определенных видов услуг для внешних организаций и структур;

Внутренние сервисные функции -организация и предоставление качественных услуг; работы, обеспечивающие деятельность самого бизнес предприятия, техническое, кадровое обеспечение, обеспечение устойчивой деятельности. Возможен значительный потенциал постиндустриального развития за счет туризма, локального аутсорсинга, средовых характеристик.

Самое важной функцией является управление, обеспечивающее устойчивую полезную деятельность бизнес предприятий и обладающего организационными способностями: инициативой, творческим мышлением, знаниями, умениями и навыками в управленческой деятельности [3].

Это, прежде всего:

- знание об объекте управления - законы, процессы, описывающие объект управления, город, бизнес и его потребности;

- знание об управленческой деятельности - схемы и форматы организации управленческой деятельности в отношении бизнес предприятия как управляемого объекта;

- знание об инструментах деятельности и мышления - методы, способы и инструменты управленческой деятельности, которые необходимы для ее осуществления.

Комплекс управленческой деятельности: «управление процессами»; «организация структуры»; «руководство людьми».

Особенностью современной ситуации управления бизнесом является ограниченность ресурсов:

- финансовых, материальных, организационных и др.;

- необходимость не только обеспечивать оперативное управление бизнесом, но и стратегическое управления, обеспечивающего перспективу бизнеса [4].

С другой стороны, повышение качества регуляторной предпринимательской деятельности, работа организаций, образующих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, и внедрение сервисной модели предоставления услуг для предпринимателей. Эта работа тоже должна совершенствоваться с учётом Стратегических Программ развития регионов России, обеспечивать доступ предпринимателям к услугам, сервисам, мерам поддержки, в том числе государственным услугам [5].

Социальная система городов, особенно малых, должна изменяться для того, чтобы обеспечивать не только выживание бизнеса, но и организацию высокотехнологичного бизнеса, который должен быть частником «переработки старого», в т.ч. бытовых и промышленных отходов, устаревших видов деятельности, форм социальной организации и типов мышления.

Предоставление благ общественным образованиям становится все более наукоемким. Развитие бизнеса все в большей степени связывается с наукой и образованием. Изменения, содержат в себе, как минимум три компонента:

- форму организации мышления и деятельности предпринимателей;

организацию условий осуществления бизнес процесса;

- высокую проработанность локальных проектов и программ, что

даст возможность бизнесу достигать поставленных целей.

Малое и среднее предпринимательство в экономике России [6]

В настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность более 5,7 млн. МСП, которые создают рабочие места для 19 млн. граждан. Вклад сектора МСП во внутренний валовый продукт страны составляет около 20%.

Сфера МСП в России представлена, в основном, микропредприятиями (95% от общего числа субъектов МСП), где занят в среднем один работник. Отраслевой состав сферы МСП - это, в основном, торговля и услуги населению.

В 2016 г. утвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу - «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», которая предусматривает рост значений основных показателей сектора МСП (оборот малых и средних предприятий, производительность труда, доля занятого населения в секторе МСП) - в 2-2,5 раза.

Характеристика МСП

Микропредприятия - до 15 человек -не более 120 млн. руб.

Малые предприятия - от 16 до 100 человек - не более 800млн. руб.

Средние предприятия - от 101 до 250 человек - не более 2 млрд.руб.

Доля в ВВП -19,9%

Малых предприятий - 266148 ед.

Средних предприятий - 20235 ед.

Доля занятых (от общего числа занятых) - 19 млн. (25%) .

Фактически каждый четвёртый работник занят в сфере МСП

Микробизнес - 90-95% (доля в общем объёме 6%).

В сфере МСП действует 5409226 микропредприятий.

Доля граждан, начинающих бизнес -4,7%.

Отрасли, где роль малых и средних предприятий выражена в наибольшей степени: строительство, сельское хозяйство, информационные технологии, бытовые услуги (более 60% - МСП), 42,7% - торговля.

Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2016 году по сравнению с 2014 годом на 37% и с учетом инфляции рост составил 15,5%. При этом более 80% общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20%.

По данным проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» в 2016 году в России были зарегистрированы рекордные значения показателя предпринимательской активности

(11,3%). За 2016 год 6,3% граждан тру-

доспособного возраста являются начинающими предпринимателями (в 2014 году - 4,7%). По данному показателю Россия опередила некоторые развитые страны (Италия - 4,4%, Германия -4,6%, Испания - 5,2%).

В 2016 году также увеличилось число граждан, чей бизнес существует на рынке более 3,5 лет. Это 5,3% взрослого трудоспособного населения. Это самое высокое значение данного показателя за весь период проведения исследования в России (с 2006 года).

В России сократилась доля вынужденных предпринимателей: в 2012 г. она составляла 36,4%, в 2016 г. - 30,6%.

Опросы также свидетельствуют об улучшении доступа к финансированию: если в 2013 г. на долю финансовых причин выхода из бизнеса в России приходилось более 40%, то в 2016 году - 7,6%.

В 2015-2017 гг. реализован ряд важных мер, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, развитие малого и среднего бизнеса:

- снижена административная нагрузка внедрения деятельности МСП;

- повышается доступность финансовых ресурсов для МСП. Созданный в 2015 году институт развития в сфере МСП - АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП») - активно реализует кредитно-гарантийную поддержку;

- АО «Корпорация МСП» с 2015 года совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализуется Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства («Программа 6,5»), в рамках которой процентные ставки по кредитам субъектам МСП составляют до 9,6% годовых для субъектов среднего предпринимательства и до 10,6% годовых для субъектов малого предпринимательства;

- расширен доступ малых и средних предприятий к государственным закупкам и закупкам крупнейших государственных компаний;

- установлена 18-процентная квота по закупкам товаров, работ, услуг государственными компаниями у субъектов МСП.

Изменения в регулировании предпринимательской деятельности [6]:

- внедряются единые стандарты оказания поддержки предпринимателям и унифицируются требования к деятельности всех видов поддержки;

- продолжается развитие взаимодействия по принципу «одного окна» в целях обеспечения доступа предпринимателей к услугам, сервисам, мерам поддержки, в том числе государственным услугам;

- создаются многофункциональные центры (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса. МФЦ для бизнеса, функционируют в 39 регионах, а также и центры оказания услуг на базе банков, которые обеспечивают предоставление полного спектра услуг субъектам МСП - не только государственных и муниципальных, но и услуг организаций поддержки МСП, услуг АО «Корпорация «МСП», финансово-кредитных, страховых организаций, услуг органов и организаций, обеспечивающих подключение к сетям водо-, газо-, тепло- и электроснабжения.

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируются региональные Проекты по развитию МСП, которые синхронизируются с основными показателями, определенными федеральными стратегическими документами. В указанную проектную работу также вовлечены органы местного самоуправления.

Уровень качественных характеристик предпринимательства в России.

Однако, несмотря на принимаемые Государством и организациями поддержки предпринимательства меры воздействия на более быстрый и качественный рост МСП, а также повышение уровня регулирования предпринимательской деятельности, в т.ч. развернутые в 2017 году дополнительные инструменты поддержки улучшения пред-

принимательского бизнес климата в регионах России:

- снижение тарифов на технологическое присоединение,

- сокращение сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

- снижение совокупной налоговой ставки путем исключения движимого имущества из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций;

- упрощение регистрации новых компаний, удешевление процесса подключения к электросетям.

Уровень качественных характеристик предпринимательства в России продолжает оставаться ниже экономических ожиданий. Индекс новизны, иллюстрирующий использование предпринимателями новых и новейших технологий в России составляет 5,4%, что в 4 раза ниже, чем показатели стран БРИКС и в 7 раз ниже, чем в США. Создаваемые предприятия в России лишь частично выполняют свою социальную функцию: 73% предпринимателей планируют создать лишь несколько рабочих мест, только 6% планируют создать 19 и более рабочих мест.

Предпринимательство в России в большей степени ориентировано на поддержание приемлемого уровня дохода собственников, чем на создание новых рабочих мест, рыночную экспансию и инновационное развитие.

По показателю «уровень предпринимательского намерения» в России в 2016 году доля людей, намеревающихся стать предпринимателями, составила 2,1% от общего населения в возрасте от 18 до 64 лет, что является наименьшим показателем по всей совокупности стран, участвовавших в Проекте. В целом для России характерен нисходящий тренд динамики уровня предпринимательского измерения [6].

Граждане России, не являющиеся предпринимателями, в качестве основных проблем называют следующие

[7]:

- «бюрократия / административные барьеры и давление» - 27%, высокие налоги - 12%, коррупция - 7%.

По мнению авторов есть ещё более глубокие причины и первая из них - инфраструктура.

Отсутствие инфраструктуры как фундамента для производства продукции, услуг тормозит вхождение в бизнес стар-тапов. Они эту причину не называют, т. к. роль инфраструктуры покажет себя в развитии бизнеса [8].

Инфраструктура - это совокупность элементов, участвующих в процессе производства бизнес предприятием товаров и услуг и формирующих условия для получения предпринимателями прибыли и личных доходов. Она создаёт жизненно важные условия для основной деятельности и вносит «свою долю дохода», участвуя в качестве инструментов в процессе производства работ и услуг (технические средства, компьютерное обеспечение, связь, транспорт; склады, мастерские, производственные и офисные помещения; оборудование, создающее пожаробезопасность и т.д.) [9].

Да, именно инфраструктура является причиной, что в составе МСП действует 5409226 (90-95%) микропредприятий. Доля граждан, начинающих бизнес -4,7%.

Известно, что более 20% выручки каждый третий предприниматель в России тратит на соблюдение обязательных инфраструктурных требований.

Статистические данные об осуществлении государственного контроля (надзора) свидетельствуют о ежегодном снижении количества проверок в отношении субъектов предпринимательства. По данным Минэкономразвития России, число проверок сократилось: по плановым проверкам количество проверок снизилось на 285504 проверок (32%) и по внеплановым - на 191774 проверок (15%). Сокращение плановых проверок наблюдается, в том числе, в связи с введением с 2016 года трехлетнего моратория на плановые проверки в отношении добросовестного малого бизнеса.

По наиболее массовым видам контроля (надзора) сокращение плановых проверок для субъектов малого предпринимательства составило более 450 тысяч проверок, что позволяет говорить о серь-

езном снижении административного пресса на бизнес со стороны контроллеров.

Авторы категорически не согласны со снижением проверок. Этого нельзя допускать, т.к. бизнесменами становятся люди, не знакомые с санитарными, пожарными требованиями, а также с требованиями прочности, устойчивости, надёжности. Отсюда пожары, обрушения, стрессы, разочарования бизнес деятельностью. Другое дело, что наказывать надо по-другому. Не штрафами, а требовательностью устранить недостатки, прежде всего тому, кто предоставил бизнесу в аренду здание, помещение, не соответствующее правилам и стандартам его эксплуатации. Создание инфраструктурных условий требует больших капитальных вложений, которых у стартапа нет, и он их никогда не заработает.

Инфраструктура должна предоставляться государством бесплатно, за счёт государственной поддержки предпринимательской деятельности [10].

Укрепление имущественной основы для ведения бизнеса

На федеральном уровне и во всех регионах утверждены перечни имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам МСП. По состоянию на июнь 2017 года общее число объектов, включенных в перечни, составляет 44922, из них:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- объектов, находящихся в федеральной собственности - 708 единиц;

- объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - 7793 единиц;

- объектов, находящихся в муниципальной собственности - 36421.

Общее количество земельных участков, включенных в перечни, составляет 1259 единиц (2,8% от общего числа объектов, включенных в перечни).

Субъекты МСП пользуются преимущественным правом выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации, либо муниципальной собственности.

Срок действия преимущественного права выкупа был продлен в третий раз - до 1 июля 2018 г. соответственно. По данным Росреестра, общее количество договоров, заключенных в рамках Федерального закона № 159-ФЗ, по состоянию на 1 июля 2017 г. составило 51986 единиц. При этом наибольшее количество сделок совершилось в отношении муниципального имущества.

Совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

- в 2017 году принято решение сосредоточить усилия на нефинансовых мерах поддержки, обеспечивающих капитализацию вложенных средств, а также охват большего количества предпринимателей мерами поддержки;

- имущественная поддержки для начинающих и действующих предпринимателей;

- центры компетенций в инновационно-производственной сфере. В настоящее время сформирован перечень центров в 31 субъекте РФ;

- дальнейшее расширение сети организаций поддержки позволит обеспечить экстерриториальный доступ субъектов МСП к услугам, необходимым для успешного старта и стабильного роста;

- софинансирование расходов на мероприятия по поддержке предпринимателей из региональных бюджетов при условии их реализации. Такой подход направлен на стимулирование регионов к реализации активной политики в сфере поддержки МСП;

- сейчас программа сфокусирована на создании и развитии организаций поддержки МСП и предоставлении им поддержки.

С учетом финансирования 2017 года сеть региональных организаций поддержки МСП по всей стране насчитывает около 700 центров компетенций, оказывающих комплексные услуги для предприятий развития бизнеса. Среди них: 83 гарантийные организации, 183 микрофинансовые организации, 66 центров поддержки предпринимательства, 22 центра инноваций социаль-

ной сферы, 54 центра координации поддержки экспортно-ориентированных МСП, 4 центра народно-художественных промыслов, 143 бизнес-инкубатора, 25 объектов промышленных парков и технопарков, 121 организация поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства.

За годы реализации программы профинансировано создание 155 бизнес-инкубаторов в 60 субъектах Российской Федерации, 26 промышленных парков и индустриальных парков в 17 субъектах Российской Федерации, 5 технопарков в 5 субъектах Российской Федерации.

На создание бизнес-инкубаторов за годы реализации программы выделено 5,8 млрд. рублей, при этом резидентами бизнес-инкубаторов в виде дохода в консолидированный бюджет в последние годы возвращается порядка 1,5 млрд. рублей ежегодно. В открытых и действующих бизнес-инкубаторах размещено более 2000 малых и средних предприятий, в среднем по 36 единиц на субъект Российской Федерации.

Данными предпринимателями создано более 10 тыс. рабочих мест с годовым оборотом порядка 10 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2017 года в открытых промышленных парках и технопарках размещено 1062 предпринимателя с общим количеством работников 16633 человека. Годовой оборот предпринимателей, размещенных в указанных объектах, за 2016 год составил 50,7 млрд. рублей, объем налоговых отчислений - 2,2 млрд. рублей.

Образовательная поддержка бизнеса

В 2016 году АО «Корпорация «МСП» запущены две обучающие программы -«Азбука предпринимателя» (создание бизнеса с нуля) и «Школа предпринимательства» (развитие бизнеса).

Тренинги по программам обучения АО «Корпорация «МСП» на базе организаций поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства тренерами, прошедшими в АО «Корпорация «МСП» подготовку.

Всего за 2016-2017 годы по программам обучения АО «Корпорация в 62 субъектах Российской Федерации проведено 279 тренингов и обучены 4863 человека. До конца 2017 года программы обучения АО «Корпорация «МСП» планируется внедрить более чем в 70 субъектах Российской Федерации и обучить более 7000 человек.

Основная задача на 2018 год - обучить не менее 100 тыс. предпринимателей. АО «Корпорация «МСП» уделяет отдельное внимание программам обучения предпринимательству женщин. АО «Корпорация «МСП» совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» в 2017 году с Минэкономразвития России заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «Деловая среда». По результатам данного соглашения будет создана единая образовательная интернет-платформа - агрегатор образовательных программ.

В дополнение к государственной поддержке МСП подготовкой специалистов и руководителей бизнеса занимается ряд инициативных авторов, таких как соавтор данной статьи - Елена Борисовна Бе-лик. Ею подготовлено более 7000 специалистов бизнес Дела; начинающих собственников и совершенствующих свой бизнес после 3-5 лет существования и переходе на новые показатели деятельности.

Для России бизнес деятельность наука новая. Опыта успешного развития частного бизнеса с сохранением устойчивого результата недостаточно. Бизнес практика не удовлетворительная. Предприятия, фирмы, организации, компании создаются и быстро прекращают свою деятельность. Причина, как показывает общая практика, заключается ещё и в том, что в бизнес приходят люди с разным уровнем образования и подготовки, опытом, целями. И независимо от опыта в бизнесе подход к решению бизнес задач совершенно идентичен: и у тех, кто занимается бизнесом много лет и у тех, которые пытаются сделать первый предпринимательский шаг.

Начинающему собственнику бизнеса необходимо изучать вопрос создания своего Дела (Проекта) до регистрации предприятия, «примерить» к себе, всё с чем приходиться иметь дело предпринимателю, что необходимо знать основы бизнеса: от идеи до прибыли и важно применять их на старте.

Современному собственнику - руководителю помимо знаний и инструментальных навыков абсолютно необходимо развивать эффективное бизнес мышление.

В основе закономерностей развития процессов бизнеса; системного решения бизнес задач лежит «Пятишаговый алгоритм» и универсальный метод внедрения изменений. Новое направление в бизнес-консалтинге основано на опыте российских предпринимателей крупного, малого и среднего бизнеса, а также лучших мировых бизнес практиках предпринимателей из стран СНГ, Балтии, Индии, Японии, Германии, Венгрии, Испании, Англии, Франции, Канады, Австралии.

Применять технологию персонального и корпоративного менеджмента, используя бизнес инструменты, подобранные из классического менеджмента, модифицированные под реалии управления в современных рыночных условиях, а также разработанные автором модели и принципы, позволяющие развивать Проекты с высокой скоростью и точностью, достигая устойчивых экономических результатов.

Метод стратегического управления Белик Елены Борисовны позволяет предпринимателям развить эффективное бизнес мышление, которое усиливает те знания и опыт, приобретенный на практике; усилить результаты в бизнесе многократно, благодаря совершенно новому подходу к очевидным проблемам [11].

В основе успеха бизнесменов, которые проходят сквозь сложные этапы развития бизнес Проекта, лежат принципы, которые необходимо знать и четко применять в своей бизнес практике. Они настолько основополагающие и универсальные, что и в начале бизнеса,

и в его продолжении всегда сохраняют свою актуальность и являются основой всего бизнес процесса. Это позволяет:

1. Наводить полную ревизию в делах.

2. Определять "узкие места" и "слепые зоны" в бизнес Проектах.

3. Удалять в бизнес процессах намеренное усложнение задач.

4. "Поймать волну": либо создать новый бизнес, либо вывести готовый на новый уровень развития.

5. Освоить секреты ведения бизнеса, о которых никто не говорит, но без чего предприятие, организация не работает и не развивается.

6. Достигнуть поставленных финансовых целей за короткие сроки от трех месяцев до полугода.

7. Освоить науку партнерских отношений и спасать бизнес от разорения при "разводе" собственников.

8. Изменить отношение к решению задач в профессиональной деятельности.

9. Развить правильное понимание системы управления процессами и эффективное бизнес мышление.

10. Реализовать основные принципы, которые согласуются с законами материального мира.

11. Достичь поставленных целей в бизнесе и личной жизни

12. Изменить качество жизни.

13. Реализовать, достичь в материальном мире какую-то цель, важно понимать, что помимо внешних , есть более глубокие - духовные ценности, внутренние истинные причины, по которым каждый человек в этом мире реализуется. Нередко многие принимают ценности, навязанные другими людьми, обществом, внутренними противоречиями и сомнениями.

14. Освоить основы профессиональной бизнес деятельности, приобрести знания, навыки движения сквозь запутанность процессов, определиться куда идти, как идти, и как выйти собственникам и руководителям на решение необходимых целей и задач нового уровня. Профессионалы, которые овладели эффективными и простыми методами

бизнес технологий сегодня довольно редки.

Собственники и руководители, владеющие основами бизнес технологий -востребованные специалисты на рынке среднего и малого бизнеса. Для обретения навыков системного управления необходимо:

1. Научиться решать проблемы бизнеса и выводить предприятия, организации из кризиса, "оздоравливать" Проекты.

2. Владеть инструментами корпоративного коучинга, которые позволяют приводить к реальным изменениям в бизнесе всего через несколько месяцев после внедрения.

3. Внедрять уникальную систему управления бизнес Проектами - «авторскую модель управления изменениями» Елены Белик. Она универсальна, проста в освоении и не требует специального образования. На выходе закономерно проявляются измеримые и стабильные результаты (сокращение издержек, рост прибыли, высокая степень управляемости и увеличение скорости работы предприятия, организации любого масштаба и вида деятельности).

4. Освоить специальные технологии, которые позволят в два раза снизить участие собственника в бизнес Проектах в пользу семьи и саморазвития.

5. Навести порядок в бизнес процессах.

6. Выработать навык результативного менеджмента

7. Ставить бизнес цели так, чтобы они ускоряли достижение личных целей.

8. Развить стратегическое видение и научиться управлять изменениями.

Полученные навыки позволяют застраховать собственника от ошибок при стартапе и при расширении уже имеющегося бизнеса, предотвратить стагнацию и «смерть» бизнеса.

Заключение

Итак, приведённое в рамках данной статьи исследование, показало, что меры, принимаемые Государством по поддержке малого и среднего предпринимательства недостаточно. Для России бизнес деятельность наука новая. Опыта успешного развития частного бизнеса с сохранением устойчивого результата недостаточно. Бизнес практика не удовлетворительная. Предприятия, фирмы, организации, компании создаются и быстро прекращают свою деятельность. Такие организации как АО «Корпорация «МСП», «ОПОРА РОССИИ» и др. организации поддержки бизнеса щедро финансируются, но также не имеют опыта в практической организации Бизнеса. Предлагается опираться на исследования и опыт специалистов, учёных которые состоялись в бизнесе и получили право делиться своей методикой, приводящей к успеху.

Библиографический список

1. Кузнецова А.И. Индустриализация инфраструктурной сферы городов России // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. №3 (14).

2. Вебер, М. История хозяйства. Город / М.Вебер; Пер. с нем.; под ред. И. Гревса.-М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле, 2001.- С. 5-365.

3. Кузнецова А.И. Возможности и эффективные комбинации стратегического менеджмента при формировании инновационной инфраструктуры региона (города) // Вестник МУ и С.Ю. Витте Серия 1 Экономика и управление. 2012. №2 (2).

4. Кузнецова А.И. Переосмысление традиционных подходов к организации государственного администрирования в современном городе // Вестник МУ и С.Ю. Витте Серия 1 Экономика и управление. 2013. №2 (4).

5. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., утверждённго распоряжением № 1083-р от 2.06.2016

6. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке инди-

видуальной предпринимательской инициативы/ Москва 11 октября 2017 г., № ПР -161 (п.6) (Подготовлен по поручению Президента Российской Федерации от28 января 2017 г.)

7. Глобальный мониторинг предпринимательства, Россия 2016/2017. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского Государственного университета

8. Кузнецова А.И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города. 2012. №1 (1).

9. Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства: Геоэкономический подход; монография // А.И Кузнецова. М.: изд-во ООО «КомКНИГА», 2006 (переизд. 2010, 2012, 2014).

10. Новицкий Н.А. Современные проблемы инвестирования инновационной индустриализации России // Вестник МУ им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика. 2013. №1

(3).

11. Белик Е.Б. «Принцип Золотого Бизнес-Сечения. Эффективная система стратегического управления».

CONDITIONS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT A.I. Kuznetsova, doctor of economics, professor, deputy director

E.B. Belik, an independent international business technologist, a practitioner for personal management of owners

National research university "Higher school of economics" (Russia, Moscow)

Abstract. It is very important to study the dependence of the development of small and medium - sized businesses and entrepreneurship on the infrastructure conditions and the state of educational training of entrepreneurs-owners-managers.

The state pays great attention to this issue. It focuses on creating conditions for organizations to support small and medium-sized businesses. With the financing of 2017, the network of regional SME support organizations across the country has about 700 competence centers providing comprehensive services for enterprises at different stages of business development. Among them: 83 guarantee organizations, 183 microfinance organizations, 66 business support centers, 22 centers of social innovations, 54 centers of coordination of support for export-oriented SMEs, 4 centers of national arts and crafts;143 business incubators, 25 objects of industrial parks and technology parks, 121 organizations of support for SMEs in the field of innovation and industrial production.

However, these activities do not lead to a breakthrough, to the desire of people to start their own Business .This study reveals the reason for this situation and provides recommendations to address the causes of the situation.

For Russia, business activity is a new science. Experience of successful development of private business with sustainable results is not enough. Business practice is not satisfactory. Enterprises, firms, organizations, companies are created and quickly cease their activities. Such organizations as JSC "Corporation" SME"," SUPPORT of RUSSIA " and other business support organizations are generously funded, but also do not have the experience and practical Business organization. RR

Keywords: business, owner, business support, competence center, microfinance, sustainable development, current practice, post-industrial economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.