УДК 334.7.012.6:330.341.1(470) ББК У290.31-551(2Рос)
О А. ФИЛИППОВА, З.С. ФИЛИППОВ
ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА»
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная программа, путь инновационного развития, поиск нетрадиционных решений, экономическое развитие, субсидии, льготное кредитование.
Цель данного исследования состоит в обеспечении экономической устойчивости развития малого и среднего предпринимательства через механизм государственной поддержки. В сложившихся экономических условиях первостепенной задачей становится создание системы, включающей федеральный и региональный уровень. Важный момент в такой системе - это постоянное взаимодействие региональных и федеральных структур и синхронная реализация принятых решений в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ключевыми элементами которой является государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». В рамках Программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия региональных программ содействия предпринимательства при условии софинансирования расходов. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к принятию новых, более эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
В целях решения указанных проблем с 2016 г. при предоставлении и распределении субсидий из средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в рамках программы поддержки, реализуемой Минэкономразвития России, испольуются новые подходы, ориентированные на учет потенциала для развития малых и средних предприятий и усиление финансовой дисциплины и ответственности органов власти субъектов Российской Федерации.
Настоящая статья обобщает итоги реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также формулирует предложения по «переформатированию» системы поддержки бизнеса с учетом текущей экономической ситуации и основных направлений государственной политики.
O. FILIPPOVA, Z. FILIPPOV THE IMPORTANCE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISEIN THE IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION «ECONOMIC DEVELOPMENT AND INNOVATION-DRIVEN ECONOMY» Key words: small and medium enterprise, the state program, the path of innovative development, the searching for innovative solutions, economic development, subsidies, concessional lending.
The purpose of this research is to provide the the economic sustainability of small and medium enterprise through the mechanism of state support. In the current economic conditions, a top priority is to create a system that includes federal and regional level. An important point in this system - is constant interaction between regional and federal structures and synchronous implementation of the decisions taken in the area of support and development of small and medium enterprise.
At the federal level was formed a multi-channel system offinancial support for small and medium enterprise, key elements of which is the state program «Economic development and innovation-driven economy». As part of programme facilities are distributed among regions for the activities of the regional enterprise support programs by co-payment of expenses purposefully and on a competitive basis. This approach allows to attract funding of regions in addition to the federal budget and encourage regions to adopt new, more effective programs of support and development of small business.
In order to solve this problem since 2016 in the provision and distribution of subsidies from the federal budget to support small and medium enterprises in the regions of the Russian Federation in the framework of the support program, implemented by the Economic Development Ministry of Russia has been used a new approach, focused on the accounting of the potential for development of small and medium-sized enterprises and also strengthening financial discipline and responsibility of the authorities of the Russian Federation. This article summarizes the results of the measures of state support of small and medium-sized businesses, as well as formulating proposals for «reformatting» of business support systems, taking into account the current economic situation and the main directions of state policy.
Значение малого и среднего предпринимательства в реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» очень велико. Малый бизнес делает деловую и общественную среду комфортной и удобной. Со средним бизнесом связаны решение задач экономического развития и переход на путь инновационного развития.
«На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с 2005 г. по 2015 г. объем финансирования программы вырос в 12 раз -с 1,5 млрд руб. в 2005 г. до 18,5 млрд руб. в 2015 г.»1.
Однако, невзирая на внушительные объемы финансовых инвестиций, степень развития малого и среднего предпринимательства, а также его вклад в экономические показатели остаются на низком уровне.
Вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели России значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20-21%, в структуре занятости населения - около 25%. На малое и среднее предпринимательство выпадает только 5-6% от общего объема основных средств и порядка 6% от общего объема инвестиций в основной капитал.
Сравнение уровня развития малого и среднего предпринимательства в России с другими странами показывает заметное отставание по ряду показателей. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП в Канаде и Японии составляет 57%, в Германии - 49%, в общем показателе занятости населения колеблется от 47% в Канаде до 77% в Японии.
Ключевыми факторами, препятствующими реализации потенциала развития малого и среднего предпринимательства сегодня в России, являются:
- низкая эффективность государственной поддержки;
- проблемы доступа к финансовым ресурсам.
1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Фед. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризиса. Малое и среднее предпринимательство в силу присущей ему мобильности и гибкости может сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся с крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста.
В текущих экономических условиях на государственном уровне необходимы реализация всесторонней поддержки малого и среднего бизнеса, признание особой роли и ценности предпринимательства и частной инициативы как активной созидательной силы общества, важнейшего внутреннего ресурса долгосрочного экономического роста, повышения благосостояния, качества жизни и обеспечения национальной безопасности.
Государство должно дать открытый, ясный и долговременный сигнал обществу, что предпринимательство это благо для экономики России и благосостояния ее граждан, предприниматели создают и развивают национальное богатство, предпринимателей нужно беречь и поощрять, помогать им создавать новую экономику процветающей России.
В сложившихся экономических условиях первостепенной задачей становится создание системы, включающей федеральный и региональный уровень. Важные моменты в такой системе - это постоянное взаимодействие региональных и федеральных структур и синхронная реализация принятых решений в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
В настоящий момент в Российской Федерации созданы различные инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, включая предоставление финансовой, имущественной, информационной и иных форм поддержки.
«На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ключевыми элементами которой является государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика"»1.
С 2005 г. Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
«Правительство Российской Федерации поддерживает за счет субсидий из федерального бюджета реализацию приоритетных мероприятий региональных программ, устанавливая требования к содержанию, порядку предоставления и условиям оказания поддержки.
В рамках Программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия региональных программ
1Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 10.08.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
содействия предпринимательству при условии софинансирования расходов. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к принятию новых, более эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства. В реализации Программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" задействованы все регионы страны.
Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации составляет 78%. Пятьдесят восемь субъектов Российской Федерации получают софинансирование из расчета 4 рубля средств федерального бюджета на 1 рубль средств регионального бюджета.
Начиная с 2009 г. расходы федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства значительно увеличились, что обусловлено реализацией антикризисного пакета мер и общим увеличением количества субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Программы» [6].
Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 20052016 гг. представлен на рисунке.
25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 | | Объем средств федерального бюджета, направляемых на программу Количество регионов-участников программы
Финансирование программы в 2005-2016 гг. [6]
Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в России действует 10 лет: с 2005 г. объем финансирования программы вырос в 12 раз -с 1,5 млрд руб. в 2005 г. до 18,5 млрд руб. в 2015 г. Однако в 2016 г. из-за кризиса бюджет программы пришлось значительно сократить - до 12,3 млрд руб.
При этом в реализации Программы приняли участие 85 субъектов Российской Федерации, в том числе профинансированы приоритетные для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Крымского федерального округа мероприятия по созданию гарантийных и микрофинансовых организаций, центра поддержки предпринимательства, грантовой поддержке начинающих предпринимателей.
82 82
80
82
83 84 85 85
64
55
60
3,8 ■ 3,9
I
100
80
60
40
20
«Меры финансовой поддержки, предусмотренные Программой, направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях деятельности (начинающие предприниматели, развивающиеся, экспортно-ориентированные предприниматели и др.)» [3].
Анализируя распределение средств бюджета в 2015 г. по основным направлениям Программы, можно выделить следующее:
- прямые меры финансовой поддержки в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства составляют 55% от общего объема оказываемой поддержки;
- непрямые меры поддержки - 45%, направленные на малое и среднее предпринимательство в виде создания объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе имущественной и финансовой.
В 2011 г. Министерством экономического развития Российской Федерации было впервые инициировано выборочное анкетирование субъектов малого и среднего предпринимательства, которые получают поддержку. Условием является предоставление информации предпринимателями в день получения субсидии, и на протяжении двух следующих лет за соответствующий отчетный период.
В 2015 г. был проведен опрос субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в рамках федеральной программы финансовой поддержки, в котором приняли участие 3500 предпринимателей. Они разделились на группы, из которых выделились наиболее значимые категории: 45% - индивидуальные предприниматели, 34% - микропредприятия, 18% - малые предприятия и 3% - средние предприятия [5].
Сводные результаты мониторинга участников федеральной программы финансовой поддержки по форме «Анкета получателя поддержки» представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты мониторинга участников федеральной программы финансовой поддержки
Категория Количество респондентов, ед. Средний размер поддержки в 2015 г., тыс. руб. Действуют на 01.08.2016 г., ед. Выживаемость (доля предпринимателей, продолжающих действовать после получения поддержки), %
Индивидуальные предприниматели 1590 560 1420 89,3
Микропредприятия 1206 1217 1086 90,0
Малые предприятия 630 2027 572 90,8
Средние предприятия 96 2560 87 90,6
Итого 3522 1071 3165 89,9
Результаты мониторинга показывают, что государственная поддержка значительно снижает риски прекращения деятельности предпринимателей. Так, количество закрывших бизнес предпринимателей из числа получивших поддержку составило в среднем 10%, тогда как в целом в 2012 г., по данным ФНС России, прекратили деятельность 28% действующих на начало года индивидуальных предпринимателей, в 2013 г. этот показатель составил уже 38%. В 2015 г. прекратили свою деятельность 544,1 тыс. индивидуальных предпринимателей, что на 8,7% больше, чем в 2014 г. (500,6 тыс. индивидуальных предпринимателей).
В целях решения указанных проблем с 2016 г. при предоставлении и распределении субсидий из средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в рамках программы поддержки, реализуемой Минэкономразвития России, используются новые подходы, ориентированные на учет потенциала для развития малых и средних предприятий и усиление финансовой дисциплины и ответственности органов власти субъектов Российской Федерации.
«Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
- увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящих на биржу, программы обучения);
- увеличение объемов поддержки средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования);
- увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет - лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);
- увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет - безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);
- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;
- сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых и средних предприятий (приоритет - создание Центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);
- создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипи-рования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию» [6].
По итогам 2015 г. на территории Российской Федерации открыты и осуществляют деятельность 139 бизнес-инкубаторов, 7 промышленных парков (Республика Татарстан (КИП «Мастер», агропромышленный парк «Казань»), Республика Хакасия, Белгородская область, Ивановская область, Ярославская
область, Красноярский край), 2 технопарка (Республика Саха (Якутия), Пензенская область), 104 центра поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства:
- 29 центров кластерного развития;
- 35 центров инжиниринга;
- 17 центров прототипирования;
- 6 центров сертификации, стандартизации и испытаний;
- 4 центра коллективного пользования;
- 2 центра трансферта технологий;
- 2 центра коммерциализации технологий;
- 2 центра субконтрактации;
- 1 центр дизайна;
- 2 центра коллективного доступа при кластере;
- 1 инновационный центр в сфере 1Т-технологий;
- 1 учебно-инновационный центр подготовки кадров;
- 1 питомнический комплекс;
- 1 центр аддитивных технологий.
На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства может осуществляться путем целевых субсидий. Стабильные субсидии являются необходимым фактором для успешного развития малого и среднего предпринимательства и могут быть представлены в виде финансовой помощи и выделения бюджетных средств на их развитие, а именно:
1. Гранты для предпринимателей, которые только начинают бизнес - в 2016 г. по сравнению с 2015 г. размер субсидии вырос с 300 тыс. до 500 тыс. руб. Гранты предоставляются лицам, которые зарегистрированы в качестве субъекта предпринимательской деятельности на протяжении более 2 лет. Средства выдаются на конкурсной основе с целью их направления на нужды бизнеса, кроме аренды помещений и выплаты зарплаты наемным рабочим. Также гранты выдаются безработным лицам, малообеспеченным семьям с малолетними детьми, детьми-инвалидами, бывшим работникам государственной или военной службы.
2. Для приобретения основных средств - государственная программа в 2016 г. гарантирует выдачу субсидии до 5 млн руб. на предпринимательство, что в будущем позволит увеличить количество рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, повысить социальную значимость малого и среднего предпринимательства. Получить субсидию смогут частные предприниматели в промышленной, жилищно-коммунальной, экономической и социальной сфере.
3. Денежные субсидии на бизнес от Центра занятости - в 2016 г. государство предлагает до 58 800 руб. для открытия небольшого частного предпринимательства.
4. Компенсации кредитов, ранее полученных на развитие малого и среднего предпринимательства - программа 2016 г. предложена Правительством
России по финансовой и имущественной поддержке для покрытия части процентной ставки. Сумма выплат может составлять до 15 млн руб.
5. Финансовая господдержка социально незащищенным категориям населения (инвалидам, матерям и отцам-одиночкам, выпускникам интернатов, др.) - программа предусматривает выдачу субсидии для поддержки запланированных мероприятий по стабилизации и развитию малого и среднего предпринимательства до 1,5 млн руб.
6. Обучение и стажировки за счет государственных средств, профессиональная переквалификация - можно оформить с полным или частичным покрытием расходов.
7. Бизнес-инкубаторы предоставляют услуги начинающим предпринимателям на безвозмездной основе, в которых на льготных условиях обучаются начинающие предприниматели, ведутся активная подготовка и переподготовка кадров для сферы малого и среднего предпринимательства.
8. Помощь в ведении бухгалтерского и налогового учета на безвозмездной основе (аутсорсинг), юридическая поддержка, оказание помощи в бизнес-планировании и привлечении инвестиций.
9. Содействие развитию инновационных технологий - в 2016 г. государством выделяются средства для покрытия затрат на продвижение нового продукта, приобретения на него патента и лицензионных прав (максимум 2,5 млн руб.).
Для получения финансовой помощи официально безработным лицам необходимо встать на учет в Центре занятости. Сотрудниками службы будет предложен вариант получения разовой (безвозвратной) помощи для открытия своего дела. Предварительно необходимо пройти курсы предпринимательства, составить правильный бизнес-план и предоставить его для ознакомления комиссии. При положительном решении будет перечислена помощь безработному.
«Для получения субсидии от государства на открытие бизнеса в 2016 г. необходимо:
- выбрать вид деятельности, которым планируется заниматься;
- составить бизнес план для субсидии;
- зарегистрироваться как ИП;
- обратиться с заявлением в государственный орган, который проводит субсидирование малых предприятий;
- подтвердить необходимость получения выплат;
- составить приблизительные расходы на открытие и развитие бизнеса, предоставить для ознакомления комиссии;
- собрать пакет документов, необходимых для оформления дотации (паспорт, ИНН, справку о доходах, др.).
В течение 60 дней комиссией принимается решение о предоставлении субсидии как способа поддержки малого и среднего предпринимательства государством, о котором предприниматель уведомляется по почте и посредством телефонной связи» [2].
В 2016 г. система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в виде субсидий позволяет выделять помощь различным слоям населения на любые виды деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Финансирование программы в 2016 г., млрд руб. 6]
Показатель Субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства Софинансирование объектов капитального строительства
Объем бюджетных ассигнований Федерального бюджета в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» 14,8 1,9
Сокращенный Минфином России объем, представленный в проекте Закона бюджета на 2016 г. 11,2 1,66
Предусмотрено ФНС на ведение реестра МСП -0,6 -
Предусмотрено Росмолодежи на программу «Ты - предприниматель» -0,25
Итого к распределению 10,6 1,66
Объем финансирования Программы на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2016 г. составляет 12,3 млрд руб., в том числе:
- 10,6 млрд руб. на предоставление прямых субсидий предпринимателям;
- 1,66 млрд руб. на софинансирование объектов капитального строительства.
Подход и порядок распределения федеральной субсидии в регионы на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в 2016 г. заключается в концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях развития сектора, создание инфраструктуры поддержки бизнеса и условий для развития импортозамещения.
Придание программе «Ты - предприниматель» статуса отдельного направления государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» - важное и своевременное решение Правительства РФ, поскольку программа является одним из эффективных инструментов вовлечения молодых людей в предпринимательство. Задачи Программы совпадают с функциями системы торгово-промышленной палаты: развитие института наставничества для поддержки начинающих предпринимателей, сопровождение молодых предпринимателей и поддержка на первых этапах их хозяйственной деятельности, оказание консультационной, инвестиционной, инфраструктурной поддержки; создание коммуникативных площадок для успешных молодых предпринимателей, экспертиза молодежных проектов. Торгово-промышленная палата России готова выступить базовым и партнерским для Росмолодежи и Минэкономразвития «институтом» для формирования «единого цикла» поддержки как молодого предпринимателя, так и предпринимательства в целом.
«Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием льготного кредитования и предоставления гарантий реализуется Государственной корпорацией «Внешэкономбанк» через свою дочернюю организацию ОАО «МСП Банк» с 2007 г. и осуществляется по двухуровневой системе: ОАО «МСП Банк» предоставляет средства банкам
для целей финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в свою очередь, осуществляют отбор проектов и их финансирование на установленных ОАО «МСП Банк» условиях» [4].
По состоянию на 1 января 2016 г. объем средств, которые были доведены до субъектов малого и среднего предпринимательства, составил 100,1 млрд руб. За весь период реализации программы льготного кредитования было поддержано почти 50 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, сумма финансирования, предоставленная субъектам малого и среднего предпринимательства, составляет чуть менее 500 млрд руб.
С 2013 г. ОАО «МСП Банк» является оператором гарантийного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства. За весь период реализации гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства заключено 40 рамочных соглашений с партнерами на общую сумму 44,63 млрд руб. По состоянию на 1 января 2016 г. действует 21 гарантия на общую сумму - 2,12 млрд руб.
«В реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» приняли участие 85 субъектов Российской Федерации. Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику России с каждым годом становится все более весомым. По итогам 2015 года создано 252 объекта инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Предоставленные субсидии 150 тысячам юридических и физических лиц позволили создать свыше 30 тысяч новых рабочих мест» [1].
Реализация программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» способствует учреждению новых предприятий, повышению доступности финансовых и имущественных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подводя итог, можно сказать, что настоящая статья обобщает итоги реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также формулирует предложения по «переформатированию» системы поддержки бизнеса с учетом текущей экономической ситуации и основных направлений государственной политики.
Литература
1. Алещенко В.В., Карпова В.В. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015. 188 с.
2. Демкович В.И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. 2015. № 11. С. 26-30 с.
3. Орлов А.В. Малое и среднее предпринимательство России: государство, модернизация, инновационный прорыв / РЭУ им. Г.В. Плеханова. М., 2014. 350 с.
4. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (МПС Банк): сайт. URL: https://www.mspbank.ru.
5. Статистика МСП [Электронный ресурс] // Ресурсный центр малого предпринимательства: сайт. URL: http://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения: 01.08.2016).
6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ: сайт. URL: http://smb.gov.ru.
References
1. Aleshchenko V.V., Karpova V.V. Sovershenstvovanie mekhanizma gosudarstvennoi pod-derzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Perfection of the mechanism of state support of small and medium-sized businesses]. Omsk, 2015, 188 p.
2. Demkovich V. I. Maloe i srednee predprinimatel'stvo: sovremennye vyzovy [Small and medium enterprises: modern challenges]. Den'gi i kredit [Money and Credit], 2015, no. 11, pp. 26-30.
3. Orlov A.V. Maloe i srednee predprinimatel'stvo Rossii: gosudarstvo, modernizatsiya, inno-vatsionnyiproryv [Small and medium enterprises: modern challenges. Money and Credit]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2014, 350 p.
4. Rossiiskii Bank podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva (MPS Bank): sait [Russian Bank for Small and Medium Enterprises Support: site]. Available at: https://www.mspbank.ru.
5. Statistika MSP [Statistics of small and medium sized enterprises]. Available at: http://rcsme.ru/ru/statistics (Accessed Date: 01.08.2016).
6. Federal'nyi portal malogo i srednego predprinimatel'stva Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF: sait [Federal web portal for small and medium sized enterprises]. Available at: http://smb.gov.ru.
ФИЛИППОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
FILIPPOVA OLGA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Quality control and Competitiveness Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
ФИЛИППОВ ЗАХАР СЕРГЕЕВИЧ - студент IV курса департамента финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва ([email protected]).
FILIPPOV ZAKHAR - Student of Financial Markets and Banks Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.